Внеклассное мероприятие Чудесная страна, где живет счастье. (Тема детства в картинах В.А. Серова
план-конспект занятия (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
Чудесная страна, где живет счастье.
(Тема детства в картинах В.А. Серова)
«Чудесная страна, где живет счастье»
(Тема детства в картинах В.А. Серова)
Цель: способствовать эстетическому воспитанию учащихся через живопись, формированию лингвистической личности.
Задачи: осознают влияние живописи на внутренний мир человека; почувствуют сопричастность к сюжету картины; будут четко и стройно говорить на заданную тему.
Стратегии и методы работы: ассоциативная карта, работа над творческими проектами, метод конструктивного общения.
Форма работы учащихся: групповая, творческая.
Оборудование: портрет В.А.Серова, репродукции картин, выставка книг: «Творчество В.А.Серова».
Ход
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I Эвокация Вводное слово учителя: Хороший день – хорошее настроение. Зима... Пушистые снежинки, белая земля, деревья в бахроме. И вся эта красота каждый день по дороге в школу. И хочется сказать стихами Александра Буравского **** Трехлетний человек в простом пальтишке зимнем, Слепив снежок, бежит играть к своим друзьям, И варежки его пристрочены к резинкам – Две гиречки часов пришиты к рукавам. Мне 35, потом мне будет 40, больше. Я редко поднимаю снежок с моей земли, Но помню гирьки те, того мальца, в котором Услышали меня и время завели. Итак, сегодня мы будем говорить на уроке о чем? Да, ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о детстве. Детство... Мы все из него вышли, и оно всегда живет в нас. Ведь это целый мир чувств. Волшебница-зима подарила нам снежинки, и они у вас на столе. Мы тоже сделаем подарок ей. Я первая. (Детство для меня ассоциируется со словом «сказка». Располагается снежинка со словом «сказка»). Конечно, это ... (зачитывается ассоциативная карта). И все-таки не обойтись и без этой снежинки – «реальность». А увидеть мир детства вашими глазами помогут прекрасные полотна В.А. Серова. Обращение к портрету В.А.Серова и книгам о его творчестве. II Реализация. Пейзажи, портреты... Много великих полотен у этого художника, но самые вдохновенные – это те, где есть лица детей. Бесконечный источник вдохновения художника. С упоением он работал над этими картинами. Обращение к теме. Уметь видеть в лицах душу – это дар. Валентин Александрович писал: «Как же интересно разыскивать особые, неповторимые черты, угадывать будущие характеры в детских лицах. А как хороша свежесть глаз!» Сегодня мы узнаем, как писались такие картины. Задание группам: по полученной информации об истории создания картины познакомить с ее содержанием в удобной для учащихся форме. В гостях у Серова. Один вечер в его семье. Все собрались в столовой: Валентин Александрович, его жена, Ольга Федоровна, и дети: Оленька, Саша, Юра, Миша, Антон и Наташа. Шумно, весело, интересно. Не обходилось и без капризов Юры, который любил беспричинные истерики. Валентин Александрович усаживал сына на высокую спинку дивана и предлагал: - Кричи громче. Юра прибавлял крику. - Еще громче. Юра ревет сильнее. - А ну-ка еще. Мальчик замолкал и жаловался: - Больше не могу. - Ах, не можешь, тогда слезай и отправляйся гулять. Валентин Александрович часто на радость всему семейству читал вслух или рисовал, так однажды родилась картина «Дети». Ах, эти прекрасные детские лица! А их глаза, сколько в них шалости, восторга, безудержного веселья. Серов в каждом ребенке видел индивидуальность, и не ошибся, когда решил писать портрет Мики Морозова, ставшего впоследствии известным шекспироведом. Так появилась картина «Мика Морозов». И силы к жизни, и радость полета, и тему творчества мы черпаем у природы. Серова всегда тянуло к свету, сочности леса, бездонной глубине воды. Природа и человек в творчестве Серова занимают особое место. Так появилось полотно «Октябрь», но без деревенского мальчика картина не получилась бы такой задушевной и поэтичной. Для вас сейчас, ребята, самая счастливая пора. Взрослый, глядя на картину «Девочка с персиками», не может не согласиться, что детство - это счастливое время в жизни каждого человека. Работа над этими полотнами доставила радость художнику. В них дети, а еще любовь художника к ним, а мы вновь и вновь подолгу останавливаем на них свой взгляд и, остановившись, думаем: «Кто мы? Зачем мы? И как научиться ценить великий дар – жизнь?». Вот и мне эти картины подарили вдохновенье, и я хочу рассказать о художнике так: «Жил старик. В прошлом он был художником, молодым и жизнерадостным. Была у него большая семья. Не жил он богато, но был счастлив. А теперь старость расписала своими красками его лицо. Руки не только кисть, даже ложку с трудом держали за обедом. Безрадостной, серой, однообразной была жизнь старика, если бы не картины, висевшие в его комнатке. Когда старик смотрел на них, его лицо озаряла улыбка. И холодный ветер, сумрачный день и все жизненные невзгоды за стенами дома становились меньше. Даже одиночество переносить было легче. Ведь на его полотнах светило солнце, буйство красок будоражило воспоминания, а портреты собственных детей напоминали о счастливой жизни, наполненной смыслом. И вновь хотелось жить». Вот и закончилось наше путешествие в страну детства, которое подарили нам картины В.А. Серова. И в какой-то момент хочется вспорхнуть бабочкой, радуясь жизни, подобно Верушке Мамонтовой. Помечтать, глядя вдаль, как мальчики с картины «Дети», смотреть на мир восторженными глазами Мики Морозова и восхищаться окружающей красотой, вдыхая аромат осени, вместе с Ленькой Салиным. Давайте прислушаемся к себе. Как подействовала на каждого из вас сила кисти великого художника? Какое чувство переполняет вас? III Рефлексия. И, конечно, вам вспомнился счастливый день вашего детства. Напишите о нем, это будет вашим домашним заданием. А мне хочется подарить вам в конце нашей встречи эти чудесные снежинки с пожеланиями: мечтайте, фантазируйте, верьте в сказки, в волшебство, в счастье, но не забывайте о реальности. Мир такой, какими станете вы. В конце урока предложено оставить отзыв о работе в группах. | Ответы учащихся. Ассоциации-снежинки располагаются на дереве. Запись. Создание творческого проекта каждой группой. Предложены четыре картины с информацией: «Девочка с персиками», «Дети», «Мика Морозов», «Октябрь». (15 минут) Представление проекта группой. Представление проекта группой. Представление проекта группой. Представление проекта группой. Ответы учащихся. Пожелания. Домашнее задание: мини-сочинение: «Счастливое мгновение детства». Отзывы учащихся. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение-описание по картине В.А. Серова "Девочка с персиками"
Сочинение-описание по картине В.А. Серова "Девочка с персиками"...
Описание картины В.А. Серова «Девочка с персиками»
Подготовка к сочинению-описанию по картине В.А.Серова "Девочка с персиками"...
Подготовка к сочинению-описанию по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»
Обучающая цель: обучить словесному описанию картины, продолжить знакомство учащихся с художественными достоинствами картин ведущих художников России, формирование образовательных компетенций обучающих...
Подготовка к сочинению-рассуждению с элементами описания по картине В.А. Серова "Мика Морозов"
Автобиографические сведения о художнике В.А. Серове, история создания некоторых его работ, словарь-таблица "портретной" лексики, составление плана сочинения....
Описание внешности человека по репродукции картины В.А. Серова "Девочка с персиками" (подготовка к сочинению-описанию)
Автобиографические данные В.А. Серова, история создания картины. Составление плана к письменной работе....
Презентация к уроку "Описание внешности человека по репродукции картины В.А.Серова "Девочка с персиками" (7 класс)
Иллюстрационный материал, словарная работа, план написания сочинения...
Урок развития речи по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»». (русский язык, 6 класс)
Место занятия в системе уроков В системе уроков по развитию речи описанию внешности отводится важное место, потому что этим умением должен владеть каждый человек, поскольку в жизни нам нередко приходи...