Внеклассное мероприятие Чудесная страна, где живет счастье. (Тема детства в картинах В.А. Серова
план-конспект занятия (7 класс) на тему

Кривошеева Елена Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_po_kartinam_serova.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

Чудесная страна, где живет счастье.

(Тема детства в картинах В.А. Серова)

 


«Чудесная страна, где живет счастье»

(Тема детства в картинах В.А. Серова)

Цель: способствовать эстетическому воспитанию учащихся через живопись, формированию лингвистической личности.

Задачи: осознают влияние живописи на внутренний мир человека; почувствуют сопричастность к сюжету картины; будут четко и стройно говорить на заданную тему.

Стратегии и методы работы: ассоциативная карта, работа над творческими проектами, метод конструктивного общения.

Форма работы учащихся: групповая, творческая.

Оборудование: портрет В.А.Серова, репродукции картин, выставка книг: «Творчество В.А.Серова».

Ход

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I Эвокация

Вводное слово учителя:

Хороший день – хорошее настроение. Зима... Пушистые снежинки, белая земля, деревья в бахроме. И вся эта красота каждый день по дороге в школу. И хочется сказать стихами Александра Буравского

****

Трехлетний человек в простом пальтишке зимнем,

Слепив снежок, бежит играть к своим друзьям,

И варежки его пристрочены к резинкам –

Две гиречки часов пришиты к рукавам.

Мне 35, потом мне будет 40, больше.

Я редко поднимаю снежок с моей земли,

Но помню гирьки те, того мальца, в котором

Услышали меня и время завели.

Итак, сегодня мы будем говорить на уроке о чем?

Да, ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о детстве. Детство... Мы все из него вышли, и оно всегда живет в нас. Ведь это целый мир чувств. Волшебница-зима подарила нам снежинки, и они у вас на столе. Мы тоже сделаем подарок ей.

Я первая. (Детство для меня ассоциируется со словом «сказка». Располагается снежинка со словом «сказка»).

Конечно, это ... (зачитывается ассоциативная карта). И все-таки не обойтись и без этой снежинки – «реальность». А увидеть мир детства вашими глазами помогут прекрасные полотна В.А. Серова.

Обращение к портрету В.А.Серова  и книгам о его творчестве.

II Реализация.

Пейзажи, портреты... Много великих полотен у этого художника, но самые вдохновенные – это те, где есть лица детей. Бесконечный источник вдохновения художника. С упоением он работал над этими картинами.

Обращение к теме.

Уметь видеть в лицах душу – это дар. Валентин Александрович писал: «Как же интересно разыскивать особые, неповторимые черты, угадывать будущие характеры в детских лицах. А как хороша свежесть глаз!»

Сегодня мы узнаем, как писались такие картины.

Задание группам: по полученной информации об истории создания картины познакомить с ее содержанием в удобной для учащихся форме.

В гостях у Серова.

Один вечер в его семье.

Все собрались в столовой: Валентин Александрович, его жена, Ольга Федоровна, и дети: Оленька, Саша, Юра, Миша, Антон и Наташа. Шумно, весело, интересно. Не обходилось и без капризов Юры, который любил беспричинные истерики. Валентин Александрович усаживал сына на высокую спинку дивана и предлагал:

- Кричи громче.

Юра прибавлял крику.

- Еще громче.

Юра ревет сильнее.

- А ну-ка еще.

Мальчик замолкал и жаловался:

- Больше не могу.

- Ах, не можешь, тогда слезай и отправляйся гулять.

Валентин Александрович часто на радость всему семейству читал вслух или рисовал, так однажды родилась картина «Дети».

Ах, эти прекрасные детские лица!

А их глаза, сколько в них шалости, восторга, безудержного веселья. Серов в каждом ребенке видел индивидуальность, и не ошибся, когда решил писать портрет Мики Морозова, ставшего впоследствии известным шекспироведом.

Так появилась картина «Мика Морозов».

И силы к жизни, и радость полета, и тему творчества мы черпаем у природы.

Серова всегда тянуло к свету, сочности леса, бездонной глубине воды. Природа и человек в творчестве Серова занимают особое место. Так появилось полотно «Октябрь», но без деревенского мальчика картина не получилась бы такой задушевной и поэтичной.

Для вас сейчас, ребята, самая счастливая пора. Взрослый, глядя на картину «Девочка с персиками», не может не согласиться, что детство -  это счастливое время в жизни каждого человека.

Работа над этими полотнами доставила радость художнику. В них дети, а еще любовь художника к ним, а мы вновь и вновь подолгу останавливаем на них свой взгляд и, остановившись, думаем: «Кто мы? Зачем мы? И как научиться ценить великий дар – жизнь?».

Вот и мне эти картины подарили вдохновенье, и я хочу рассказать о художнике так:

«Жил старик. В прошлом он был художником, молодым и жизнерадостным. Была у него большая семья. Не жил он богато, но был счастлив.

А теперь старость расписала своими красками его лицо.  Руки не только кисть, даже ложку с трудом держали за обедом.

Безрадостной, серой, однообразной была жизнь старика, если бы не картины, висевшие в его комнатке. Когда старик смотрел на них, его лицо озаряла улыбка. И холодный ветер, сумрачный день и все жизненные невзгоды за стенами дома становились меньше. Даже одиночество переносить было легче. Ведь на его полотнах светило солнце, буйство красок будоражило воспоминания, а портреты собственных детей напоминали о счастливой жизни, наполненной смыслом.

И вновь хотелось жить».

Вот и закончилось наше путешествие в страну детства, которое подарили нам картины В.А. Серова.

И в какой-то момент хочется вспорхнуть бабочкой, радуясь жизни, подобно Верушке Мамонтовой. Помечтать, глядя вдаль, как мальчики с картины «Дети», смотреть на мир восторженными глазами Мики Морозова и восхищаться окружающей красотой, вдыхая аромат осени, вместе с Ленькой Салиным.

Давайте прислушаемся к себе. Как подействовала на каждого из вас сила кисти великого художника? Какое чувство переполняет вас?

III Рефлексия.

И, конечно, вам вспомнился счастливый день вашего детства. Напишите о нем, это будет вашим домашним заданием.

А мне хочется подарить вам в конце нашей встречи эти чудесные снежинки с пожеланиями: мечтайте, фантазируйте, верьте в сказки, в волшебство, в счастье, но не забывайте о реальности. Мир такой, какими станете вы.

В конце урока предложено оставить отзыв о работе в группах.

Ответы учащихся.

Ассоциации-снежинки располагаются на дереве.

Запись.

Создание творческого проекта каждой группой.

Предложены четыре картины с информацией: «Девочка с персиками», «Дети», «Мика Морозов», «Октябрь». (15 минут)

Представление проекта группой.

Представление проекта группой.

Представление проекта группой.

Представление проекта группой.

Ответы учащихся.

Пожелания.

Домашнее задание: мини-сочинение: «Счастливое мгновение детства».

Отзывы учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение-описание по картине В.А. Серова "Девочка с персиками"

Сочинение-описание по картине В.А. Серова "Девочка с персиками"...

Описание картины В.А. Серова «Девочка с персиками»

Подготовка к сочинению-описанию по картине В.А.Серова "Девочка с персиками"...

Подготовка к сочинению-описанию по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»

Обучающая цель: обучить словесному описанию картины, продолжить знакомство учащихся с художественными достоинствами картин ведущих художников России, формирование образовательных компетенций обучающих...

Подготовка к сочинению-рассуждению с элементами описания по картине В.А. Серова "Мика Морозов"

Автобиографические сведения о художнике В.А. Серове, история создания некоторых его работ, словарь-таблица "портретной" лексики, составление плана сочинения....

Описание внешности человека по репродукции картины В.А. Серова "Девочка с персиками" (подготовка к сочинению-описанию)

Автобиографические данные В.А. Серова, история создания картины. Составление плана к письменной работе....

Урок развития речи по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»». (русский язык, 6 класс)

Место занятия в системе уроков В системе уроков по развитию речи описанию внешности отводится важное место, потому что этим умением должен владеть каждый человек, поскольку в жизни нам нередко приходи...