Описание картины В.А. Серова «Девочка с персиками»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Подготовка к сочинению-описанию по картине В.А.Серова "Девочка с персиками"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_kartiny_v.a._serova_devochka_s_persikami._.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Прилукова О.Р. г. Кыштым МОУ СОШ № 13 им.Ю. А. Гагарина Челябинской области
6 класс Описание картины В.А. Серова «Девочка с персиками». Тип урока: изучение нового материала с использованием приемов технологии критического мышления Цель урока: перевести язык живописи на язык словесного искусства, с помощью слов выразить понимание увиденного на полотне. Задачи урока: I. Образовательные: - отличать описательный вид от других типов речи; - познакомить учащихся с особенностями сочинения-описания внешности; - учить составлять план описания; - производить лингвостилистический анализ текста. II. Развивающие: - развивать речь и память учащихся через работу с текстами; - развитие речи учащихся через использование в высказывании портретной лексики; - развитие мышления через анализ текста – выделение главного, соотношения образа и мысли, обобщение. III. Воспитательные: - воспитывать чувство прекрасного, прививать эстетический вкус; - воспитывать самостоятельность при выполнении задания; - сформировать интерес к языку живописи.
Оборудование:
| |||
Этапы урока | Ход урока | Используемые приёмы педагогической техники | |
1. Организационный момент. | Запись даты, темы урока | Приём: слово учителя. | |
2. Объявление темы урока. Введение в речевую ситуацию. | — Ребята, сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению – описанию внешности человека. Описание внешности – важное умение, которым должен владеть каждый человек, поскольку в жизни нам нередко приходится в той или иной мере описывать внешность человека, его характер, манеры, поведение; с портретом мы встречаемся и в художественной литературе и публицистике. Кроме того, описание внешности человека предполагает не только умение наблюдать, но и умение понимать психологическое состояние человека, его внутренний мир, выражать свое отношение к нему. —Работу над описанием внешности мы начнем с описания портрета, выполненного живописцем В.А. Серовым «Девочка с персиками». Мы будем описывать портрет, а для этого вы вспомните все, что знаете о портрете из уроков изобразительного искусства, и постараемся эти знания применить на нашем уроке. | ||
3. Определение целей и задач урока | С творчеством Серова вы знакомы. - Что вы знаете о Серове? Его родителях? - Каким было его детство? С какого времени он начал рисовать? У кого учился рисованию и живописи? - Где он учился? Каковы были художественные взгляды Серова? К чему он стремился? - У кого часто бывал Серов? Где был написан портрет «Девочка с персиками»? Кто позировал художнику? - Какие еще картины Серова вы знаете? | ||
4. Проверка домашнего задания. | Знакомство с отдельными страницами биографии художника. С творчеством Серова вы знакомы. - Что вы знаете о Серове? Его родителях? - Каким было его детство? С какого времени он начал рисовать? У кого учился рисованию и живописи? - Где он учился? Каковы были художественные взгляды Серова? К чему он стремился? - У кого часто бывал Серов? Где был написан портрет «Девочка с персиками»? Кто позировал художнику? - Какие еще картины Серова вы знаете? | Приём: беседа, «Идеальный опрос» | |
5. Подготовка учащихся к восприятию картины (на основе презентации). Осмысление темы урока. | —Портрет – один из распространенных и популярных жанров живописи. Восприятие портрета выходит за рамки простого узнавания определенного, конкретного человека, изображенного на полотне. Воспроизведя индивидуальный облик, художник раскрывает внутренний мир, чувства, характер человека через внешние признаки: мимику, жест, манеру. Содержанием портрета является не только воспроизведение подлинной сути личности портретируемого, но и отношение художника к изображаемому, его личная симпатия или антипатия, любовь, преклонение или сострадание. Создавая образ, художник ищет наиболее удачный фон, интерьер, органически связанный с изображаемым лицом, его характером, а также композицию портрета, которая в наибольшей степени помогает раскрыть внутренний мир и психологическое состояние личности. В.А Серов – великолепный портретист глубоко понимая духовный мир детей и изоброжая их с большой любовью. За свою недолгую жизнь он исполнил немало детских портретов: «Девочка с персиками» (1887г.) «Саша Серов», «Дети», «Дети Боткиных», «Миха Морозов», «Юра Морозов», «Девочки Касьяновы» и др. Детские образы Серова пленяют простотой, бесхитростностью, той особой непосредственностью, которая свойственна изображением мимолетно схваченной натуры. Не пытаясь представить свои юные модели более взрослыми, художник вместе с тем проявляет глубокий интерес к жизни детей, передает серьезность, сосредоточенность, «независимость» детского характера, которая светится в любознательно-вопрошаещем, чуть –чуть беспокойном выражении их глаз. Серьезная сосредоточенность еще более усиливает поэтическое обаяние детского душевного мира. Такое проникновение в сущности детской души, как в портретах Серова, можно найти только в «Детстве» Л.Н. Толстого и в рассказах А.П. Чехова. | Приём: демонстрация презентации, слово учителя. | |
6. Восприятие картины. | - А сейчас, ребята, непосредственно обратимся к репродукции. Рассмотрите картину внимательно. | ||
7. Комплексный анализ картины под руководством учителя. | Посмотрите внимательно и ответьте на вопросы: - Что изображено на картине? (Содержание портрета – картины «Девочка с персиками» как будто несложно: за столом сидит девочка в розовой блузке, перед ней на белой скатерти персики; в окно льется легкий, серебристый свет, который смягчает формы, делает чистыми и нарядными краски). - Вы много назвали окружающих девочку предметов. Теперь нам понятно, почему портрет Веры Мамонтовой называют портретом-картиной? - Любое произведение искусства каждый человек воспринимает по-своему. - Что вы чувствуете и о чем думаете когда смотрите на этот портрет? - Что можно сказать об этой девочке? Как вы думаете, она старше вас? - А какой у нее характер? - Нравится ли вам образ девочки, созданный Серовым? - Как художник сумел пробудить у нас светлое, радостное настроение? - Какие художественные средства, приемы использует художник, чтобы создать у нас радостное настроение? - Как вы думаете, изменился бы настрой картины, если бы Серов использовал холодные цветовые тона? - Что прежде всего привлекает вас в портрете Веры Мамонтовой? - Какое значение имеет солнечный свет в портрете – картине? - Изменилось ли ваше настроение после общения с этим произведением искусства? (Спокойствия, радости) - Передалось ли вам ощущение спокойствия и радости от восприятия этого портрета – картины? | Приём: слово учителя, беседа. | |
8. Анализ искусствоведческого текста, составление плана. | — Мы с вами учимся не просто рассматривать, а описывать портрет, в этом нам помогут два текста, написанных известными искусствоведами Г.С. Арбузовым и И.Э. Грабарем о портрете – картине «Девочка с персиками» кисти В.А. Серова. Прочитаем 1-ый текст (чтение текста) Портрет Веры Мамонтовой писался в Абрамцеве ,подмосковном имении С.М. Мамонтова, куда Серов явился прямо из Италии, обереваемый жаждой творчества. О необычайно приподнятом настроении, с которым Серов брался за портрет, говорит его письмо, написанное незадолго до того из Венеции: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное». Смуглое лицо девочки с проступающим сквозь загар румянцем, живой взгляд ее карих глаз, небрежно брошенные со лба непокорные волосы, спокойно, но так трепетно и живо лежащие на столе руки, неповторимая чистота тонов - все это прелестно, все оставляет глубокий след в душе каждого человека, любящего русское искусство. Живопись необычайно проста. Художник передал все: девочка в розовой кофточке с черным бантом и красной гвоздикой сидит за столом, покрытым белой скатертью; лежит нож; персики и листья брошены на стол; написаны все стулья, подсвечник на окне и фигурка игрушечного солдата в глубине комнаты; фарфоровая тарелка на стене; за окном сад в поздние дни лета. И сколько в этой простоте глубины и цельности, как во всех этих "случайностях",сквозит неповторимая радость жизни. С предельной выразительностью передан свет, льющийся серебристым потоком из окна и наполняющий комнату. Этот свет сияет на стене и фарфоровой тарелке, бликами отражается на спинках стульев, мягко ложится на скатерть, скользит по лицу и рукам. Обтекая фигуру и все предметы, он создает ту единую, органически цельную среду, которая была неотъемлемым свойством живописи молодого Серова, /по Г.С.Арбузову/. - На какие черты обращает внимание автор, и в какой последовательности?
| Приём: беседа, составление плана. | |
9. Определение темы и основной мысли текстов | - А сейчас выпишите из текста эпитеты, характеризующие эти черты. - Определите цель этого высказывания? (Описать портрет Веры Мамонтовой, который произвел на него большое впечатление). - Чему учит нас Арбузов? (Всматриваться в портрет) - Какова основная мысль текста? «И сколько в этой простоте глубины и цельности, как во всех этих случайностях» «сквозит» «неповторимая» радость жизни». | Приём: беседа, составление плана, речевое упражнение – выбор эпитетов | |
10. Лингво-эстетический анализ текста. | Действительно, Арбузов учит нас всматриваться в портрет, описывать его, для этого он активно использует «описательные части речи» прилагательные и существительные. (слова со значением признака). Я посчитала, из 225 слов – 18 знаменательных частей речи, из них 26 прилагательных, 12 причастия, 58 существительные со значением признака и только 16 глаголов. - А теперь обратимся к тексту Грабаря? Вернувшись в Москву в 1887г (из Италии), Серов едет в Абрамцево, где работает с таким увлечением и столь усердно, как не запошит. Он был несказанно очарован при виде старшей дочери Мамонтовых, Веруши, которой давно уже не видел. Она так расцвела и похорошела, что он едва ее узнал. Черноглазая, с румянцем во всю щеку, с копной густых каштановых волос на голове она казалась старше своих лет, почти барышней, хотя ей не было еще полных двенадцати лет. Серов сразу решил ее писать - в том самом платьице, в котором увидал, -в розовой кофточке, с черным бантом. На другой же день начались сеансы, продолжавшиеся непрерывно по нескольку часов в день в течение всего августа и половины сентября. Садясь в абрамцевской столовой против своей модели, Серов не был уверен, удастся ли ему выразить в своей картине то, что задумал. Ибо он задумал не просто портрет, а портрет-картину .Как не восхищала его стоявшая перед ним чисто цветовая задача, но еще более волновала сама модель, ясные детские чистые глаза чудесной русской девушки и весь ее обаятельный образ. Серову эта задача удалась на славу: он создал одно из драгоценнейших произведений всей русской школы живописи. Давно уже нет на свете этой девушки-подростка с таким чудесным невыразимо русским лицом, что, если бы и не было внизу серовской подписи, все же ни минуты нельзя было сомневаться в том, что дело происходит в России, в русской деревне. "Девочка с персиками", как я назвал в свое время этот портрет-картину, давно уже вошла в золотой фонд русского искусства. (По И.Грабарю). - Что нового вы узнали из этого текста? (Мы узнали об истории создания картины «Девочка с персиками», о том какое впечатление на Серова произвела Вера Мамонтова, почему он решил ее писать, сколько времени он создавал этот портрет, в каком настроении) - Чему учит нас Грабарь? (Грабарь учит нас передавать свои чувства, давать оценку художественному произведению). | Приём: беседа. | |
11. Этап усвоения новых знаний и способов действий. | - Наша задача, соединить воедино то, чему учит нас Арбузов (всматриваться в портрет и описывать его) и чему нас учит Грабарь (передавать свои чувства и давать оценку художественного произведения). - Ребята, можно ли воспользоваться планом, который мы составили, для написания домашнего сочинения. —Какой пункт нужно еще добавить в план? VI. Мои впечатления от картины. | Приём: анализ заголовков сочинения, самооценка | |
12. Рефлексия | - Дома вы будете писать сочинение. Подумайте, как вы озаглавите свое сочинение. Помните, что название может быть связано с темой текста и основной мыслью. Разделимся на 4 группы. У вас на листочках написано несколько тем, выберите, какая вам больше нравится, аргументируйте свой выбор. — Какие из заголовков, которые вы назвали, передают тему, а какие главную мысль вашего будущего сочинения?
| ||
13. Оценивание себя. | — Как я работал на уроке? — Как я готов к написанию сочинения? | Приём 1. «Самооценка» | |
XIV. Итог урока. Домашнее задание | Написать сочинение по выбранной теме, опираясь на составленный план и собранные материалы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение-описание по картине В.А. Серова "Девочка с персиками"
Сочинение-описание по картине В.А. Серова "Девочка с персиками"...
Подготовка к сочинению-описанию по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»
Обучающая цель: обучить словесному описанию картины, продолжить знакомство учащихся с художественными достоинствами картин ведущих художников России, формирование образовательных компетенций обучающих...
Описание внешности человека по репродукции картины В.А. Серова "Девочка с персиками" (подготовка к сочинению-описанию)
Автобиографические данные В.А. Серова, история создания картины. Составление плана к письменной работе....
Презентация к уроку "Описание внешности человека по репродукции картины В.А.Серова "Девочка с персиками" (7 класс)
Иллюстрационный материал, словарная работа, план написания сочинения...
Урок развития речи по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»». (русский язык, 6 класс)
Место занятия в системе уроков В системе уроков по развитию речи описанию внешности отводится важное место, потому что этим умением должен владеть каждый человек, поскольку в жизни нам нередко приходи...
Сочинение по репродукции картины В.А.Серова "Девочка с персиками"
Сочинение по репродукции картины В.А.Серова "Девочка с персиками". 3 класс. Наглядное сопровождение обсуждения....
Подготовка к сочинению по картине В. А. Серова «Девочка с персиками».
Письменное описание произведения живописи....