Примерная внеурочная программа художественного творчества подростков
рабочая программа на тему

Страшнова Ирина Викторовна

Пояснительная записка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasn_zapiska_k_teatr_programme.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Примерная внеурочная программа

 художественного творчества подростков

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Разработка составлена на основе Программы «Внеурочная деятельность школьников». Методический конструктор: пособие для учителя/Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения).

Направленность программы: художественно-эстетическая.

Вид образовательной деятельности: межкультурные коммуникации.

Срок реализации: 2 года.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере художественного творчества подростков обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий, сложившихся в теории и практике воспитания в новых социокультурных условиях, в частности, ограниченности стратегии «приобщения к культуре» в условиях экспансии массовой культуры.

Возникшая в 20 веке и построенная на принципах коммерциализации, тиражирования, упрощения, предельной занимательности массовая культура не без успеха поглощает, перемалывает и выдает высшие образцы культурной деятельности человека за свои. Происходит постоянная подмена смыслов, низкое выдается за высокое, высокое начинает служить низкому. Чтобы не потеряться в потоке этих трансформаций, от человека требуется постоянное эстетическое самоопределение.

У отечественной педагогической теории и практики  эстетического воспитания богатые традиции. Сложился ряд оригинальных и глубоких подходов к эстетическому воспитанию: системный, интегративный, диалоговый.

В то же время в массовом эстетическом воспитании господствующее положение продолжает занимать парадигма «приобщающей» передачи культурных норм и образцов, молчаливо признающая художественную культуру  внешней по отношению к воспитаннику. Эта парадигма почти не учитывает внутренние культурные условия и потенции саморазвития современного подростка, сложный социокультурный контекст его существования. Игнорирует она и особенности современного этапа в развитии искусства – такие его черты, как как склонность к художественным провокациям, самоиронии, самопародии, размытость этических границ.

Реальная альтернатива данной парадигме – воспитание у школьника способности к эстетическому самоопределению. И главным становится художественное творчество подростков. Создавая художественные произведения, они прямо выходят в пространство эстетического выбора: высокое или низкое, канон или отрицание канона, прекрасное или безобразное.

Примерная программа внеурочной деятельности школьников по художественному творчеству для основной ступени общего образования основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, диалога культур, поддержки самоопределения воспитанников.

ЦЕЛЬ примерной внеурочной программы художественного творчества школьников – формирование у них в процессе создания и представления художественных произведений способности управления культурным пространством своего существования.

ЗАДАЧИ программы:

  • Расширение общего и художественного кругозора учащихся подростковых классов, общей и специальной культуры, обогащение эстетических чувств и  развитие у школьников художественного вкуса;
  • Формирование способности «прочтения» жизненной ситуации межличностного взаимодействия по аналогии с художественным текстом, сценирования как рефлексивного управления ситуациями межличностного взаимодействия;
  • Развития диапазона управления своим поведением в ситуациях общения с другими людьми, освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия, тренировка сенсорных способностей.

ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

Базовые формы учебных занятий: репетиционные, постановочные, информационные (беседа, лекция), художественные образовательные события.

Репетиционное занятие – основная форма подготовки представлений, который осуществляется постановщиком совместно с художником, балетмейстером.

Информационное занятие предполагает беседы и лекции. Фронтальная беседа – специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому – либо вопросу (проблеме). Лекция – представление, демонстрирующее в виде монолога совокупность взглядов по какому-либо вопросу. Сущностное назначение лекций состоит в квалифицированном комментировании какой-либо проблемы, которое позволяет слушателю сориентироваться в информации.

Художественное образовательное событие – акт художественного творчества, выносимый на публичное рассмотрение с образовательными целями. Учебный и воспитательный эффект художественного события для автора произведения обусловлен встречей с читателем (зрителем), с отношением последнего к авторскому произведению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Внеурочная деятельность. Художественное творчество.

Примерная программа внеурочной деятельности по художественному творчеству основывается на принципах, о который бы хотелось рассказать в своей презентации....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" (5 класс)

     Рабочая программа  внеурочной деятельности «Художественное  творчество»  предназначена для формирования ценностного отношения  обучающихся к искусству, в...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество в дизайне"

Внеурочная деятельность "Художественное творчество в дизайне"...

Программа «Художественное творчество»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельностиобщекультурного направления«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»начальное общее образование1 – 4 классы...

Программа «Художественное творчество» Автор: Проснякова Т.Н.

Программа «Художественное творчество»Автор: Проснякова Т.Н....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Художественное творчество» для учащихся 5-7 классов

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.Овладение навыками коллективной деятельност...