Программа «Художественное творчество»
рабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
общекультурного направления
«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
начальное общее образование
1 – 4 классы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Уралинская основная общеобразовательная школа»
Большеуковского муниципального района Омской области
Рассмотрено на заседании Утверждаю «____»___________2019г.
педагогического совета школы Директор _______Гурьянова Л.А.
протокол № 5
«29» августа 2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
общекультурного направления
«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
начальное общее образование
1 – 4 классы
Количество часов 130 ч
Разработала: Ермолаева Валентина Алексеевна,
учитель технологии
2019 год
Пояснительная записка
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Работа с пособиями представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
- ценностного отношения к природе, окружающей среде;
- ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Место занятия внеурочной деятельности в учебном плане
Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 4 года. Общее количество часов – 130. Из расчёта 1 час в неделю, 1 класс – 31 час, 2 класс – 33 часа, 3 класс – 33 часа, 4 класс – 33 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 40 минут в 2 - 4 классах.
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
- расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать навыки работы с информацией.
Содержание курса
В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы(объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, разметку, раскрой, пошив и оформление поделок.
Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, бумагой, картоном¸ нитками. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Программа кружка художественного творчества:
- предоставляет широкие возможности для ознакомления с различными профессиями и традиционными народными промыслами;
- удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои способности;
- позволяет организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.
Календарно - тематическое планирование для 1 класса
№п.п. | Тема | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
1. | Вводное занятие. Принятие правил работы в группе. Знакомство с целями и задачами кружка. | 1 | ||
Изделия из природного материала | 4 ч. | |||
2. | Экскурсия в парк. | 1 | ||
3. | Что растет на грядке? Загадки об овощах. Овощные фантазии. Поделки из овощей. | 1 | ||
4. | Экибана – искусство составления букетов. Букет из осенних листьев, ягод, цветов. | 1 | ||
5. | Аппликация из осенних листьев. Аквариумные рыбки. | 1 | ||
Панно, созданные в мозаичной технике с использованием салфеток и пластилина. | 4 ч. | |||
6. | Панно – мозаика «Мои любимые сказочные герои», выполненное из салфеток, скатанных в шарики. | 1 | ||
7. | Рисование пластилином. | 1 | ||
8. | Обратная мозаика на прозрачной основе. | 1 | ||
9. | Панно – мозаика из пластилиновых шариков. | 1 | ||
Объемные игрушки из бумаги. | 3 ч. | |||
10. | История возникновения бумаги. Игрушка «Лиса». | 1 | ||
11. | Игрушка «Лягушонок». | 1 | ||
12. | Игрушка – стаканчик «Зебра». | 1 | ||
Игрушки из ниток. | 2 ч. | |||
13. | Какие бывают нитки? «Цыпленок» | 1 | ||
14. | «Цыпленок». Завершение работы. | 1 | ||
Игрушки из ваты. | 4 ч. | |||
15. | Удивительный материал – вата. «Лебедь белая плывет …» Игрушка из ваты. | 1 | ||
16. | Зайчик из ватных шариков. | 1 | ||
17. | Зайчик из ватных шариков. Окраска изделия. | 1 | ||
18. | Экскурсия. Лепим из снега. | 1 | ||
Открытки, картины, панно, апплицированные различными материалами: сухоцветами, тканью, бумагой, пуговицами,трикотажными нитками. | 4 ч. | |||
19. | Общие сведения о различных материалах. Знакомство со свойствами некоторых материалов. | 1 | ||
20. | Изготовление сувенирной открытки в технике аппликации. | 1 | ||
21. | Панно из цветных тканевых лоскутков. Завершение работы. | 1 | ||
22. | Аппликация из пуговиц. | 1 | ||
Общая коллективная работа для выставки | 9 ч. | |||
23. | Технология изготовления изделий из соленого теста: замешивание, сушка, окраска. | 1 | ||
24. | Панно «По щучьему веленью» из соленого теста. | 1 | ||
25. | Панно «По щучьему веленью» из соленого теста. Окраска изделия. | 1 | ||
26. | Из истории мозаики. Мозаика из кусочков пластиковых трубочек. Заготовка материала. | 1 | ||
27. | Мозаика из кусочков пластиковых трубочек. Практическая работа. Выставка работ. | 1 | ||
28. | Пластилиновый фон | 1 | ||
29. | Процарапывание на пластилине | 1 | ||
30. | Аппликация из расписного пластилина, полученного путём смешивания. | 1 | ||
31. | Экскурсия «Красота, созданная руками человека» | 1 |
Календарно - тематическое планирование для 2 класса
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
Работа с бумагой и картоном. | 6 ч. | |||
1. | Вводное занятие. «Как появилась бумага». Составление по образцу композиции из геометрических фигур (домик и елка) | 1 | ||
2. | Закладка «Карандаш» | 1 | ||
3. | Панно-мозаика «Мои любимые сказочные герои», выполненное из салфеток, скатанных в шарики. | 1 | ||
4. | Из истории аппликации. Обрывная аппликация. Фрукты | 1 | ||
5. | Объёмные аппликации из гофрированной бумаги. | 1 | ||
6. | Объёмная аппликация из полос «Букет». | 1 | ||
Работа с природным материалом. | 3 ч. | |||
7. | Понятие о флористике. Заготовка природного материала. | 1 | ||
8. | Изготовление композиций из засушенных листьев и цветов. | 1 | ||
9. | Объемные композиции из природных материалов. | 1 | ||
Работа с пластилином. | 4 ч. | |||
10. | Панно из семян и крупы. | 2 | ||
11. | Панно из семян и крупы. | |||
12. | Торцевание на пластилине. | 2 | ||
13. | Торцевание на пластилине. | |||
Работа с бумагой | 2 ч. | |||
14. | Виды новогодних игрушек. Снежинки, гирлянды, игрушки. | 2 | ||
15. | ||||
Работа с тканью и нитками. | 2 ч. | |||
16. | Панно из цветных тканевых лоскутков. Завершение работы. | 2 | ||
17. | ||||
Работа с разными материалами. | 16 ч. | |||
18. | Из истории пуговиц. Композиция из пуговиц. Способы пришивания пуговиц. | 2 | ||
19. | ||||
20. | Аппликация из лент и пуговиц. Панно «Цветочная полянка». | 1 | ||
21 | Работа с соленым тестом. | 2 | ||
22. | ||||
23 | Цветочные фантазии. Праздник «Цветок для мамы» | 1 | ||
24. 25. | Объемное плетение из двух полосок. «Гармошка» Объемное плетение из двух полосок. «Весёлая гусеничка». | 1 1 | ||
26. | Мозаика из ватных шариков. «Старик лесовик» | 1 | ||
27. | Игрушка из ватных дисков. | 1 | ||
28. | Введение в тему. Кукла из ниток. | 1 | ||
29. | Лепим из пластилина сказочных героев. | 1 | ||
30. | Из истории мозаики. Мозаика из кусочков пластиковых трубочек. | 1 | ||
31. | Игрушки из пластмассовых бутылок. | 1 | ||
32. | Изготовление открытки по замыслу. | 1 | ||
33. | Итоговое занятие. Выставка работ. | 1 |
Календарно - тематическое планирование для 3 класса
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
Работа с бумагой и картоном. | 6 ч. | |||
1. | Вводное занятие. «Из истории бумаги». Оригами. Бабочки. | 1 | ||
2. | Аппликация из деталей оригами. «Аквариумные рыбки». Составление композиции (коллективная работа) | 1 | ||
3. | Из истории аппликации. Обрывная аппликация. Грибы. | 2 | ||
4. | ||||
5. | Объемная аппликация из гофрированной бумаги. Цыплёнок. | 2 | ||
6. | ||||
Работа с природным материалом. | 3 ч. | |||
7. | Понятие о флористике. Изготовление композиций из засушенных листьев и цветов. | 1 | ||
8. | Панно из семян. «Подсолнух» | 1 | ||
9. | Объемные композиции из природных материалов. | 1 | ||
Работа с пластилином. | 4 ч. | |||
10. | Лепка. Из истории лепки. Рисунок на пластилине. | 1 | ||
11. | Лепка конструктивным способом из разных частей. Обрубовка. «Парусник». | 1 | ||
12. | Налепные украшения. «Универсальный робот», «Принцесса». | 1 | ||
13. | Лепка из целого куска вытягиванием. Фигурки фантастических существ. Композиция по мифам. | 1 | ||
Работа с тканью и нитками. | 4ч. | |||
14. | Виды новогодних игрушек. Снежинки, гирлянды, игрушки. | 2 | ||
15. | ||||
16. | Готовимся к маскараду. Изготовление маскарадной маски. | 2 | ||
17. | ||||
Работа с разными материалами. | 16 ч. | |||
18. | Из истории мозаики. Мозаика из пластилиновых шариков «Ветка сирени». | 2 | ||
19. | ||||
20. | Работа с бумагой в технике квиллинг. Аппликация «Колосок». Скручивание элементов ролл и выполнение элементов капля. | 2 | ||
21. | ||||
22. | Мозаика из ватных шариков. «Гномик» | 1 | ||
23. | Мозаика из кусочков поролона. «Ягода-малина». | 1 | ||
24. | Цветочные фантазии. Праздник «Цветок для мамы» | 1 | ||
25. | Из истории ткани. Виды тканей. Аппликация из ткани. | 1 | ||
26. | Изготовление куклы- оберега. | 1 | ||
27. | Плетение из бисера. | 1 | ||
28. | Плетение из бисера. Праздник «Мы открываем магазин украшений». | 1 | ||
29. | Из истории пуговиц. Композиция из пуговиц. | 1 | ||
30. | Способы пришивания пуговиц. | 1 | ||
31. | Салют ко дню Победы. Рисунки,аппликация. | 1 | ||
32. | Изготовление открытки по замыслу. | 1 | ||
33. | Итоговое занятие. Выставка работ. | 1 |
Календарно - тематическое планирование для 4 класса
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
I. Работа с природными материалами | 4ч. | |||
1. 2. | Вводное занятие. Коллективные композиции, индивидуальные панно. | 2 | ||
3. | Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей). | 2 | ||
4. | ||||
Плоское моделирование и конструирование из геометрических форм . | 3 ч. | |||
5. | Мозаика из частей квадрата, прямоугольника, ромба. | 1 | ||
6. | Аппликация из геометрических фигур. | 1 | ||
7. | Портрет из геометрических фигур. | 1 | ||
Работа с бумагой и картоном. | 6ч. | |||
8. 9. | Из истории плетения. Техника квиллинга из бумаги. Презентация «Основные элементы квиллинга». Рябина. Изготовление листьев рябины 2 цвета. Изготовление ягод рябины. Плотный ролл. Сборка изделия | 2 | ||
10. 11. | Аппликации в технике квиллинг. Сувенир «Котята». | 2 | ||
12. 13. | Прямое плетение из Аппликации в технике квиллинг. «Цветочная композиция». | 2 | ||
Работа с тканью и нитками. | 4ч. | |||
14. | Узелковое плетение. Макраме. Беседочный узел. Декоративные узлы. «Узел счастья» «Дерево жизни», «Турецкий узел». | 2 | ||
15. | ||||
16. | Изготовление ёлочных игрушек. Готовим сюрпризы на старый Новый год. | 2 | ||
17. | ||||
Работа с разными материалами. | 16ч. | |||
18. 19. | Из истории пуговиц. Способы пришивания. | 2 2 | ||
20. 21. | Композиция из пуговиц. | |||
22. 23. | Изготовление композиций из скорлупы орехов «Семейка ежей». | 2 | ||
24. | Мозайка из ватных шариков. | 1 | ||
25. | Мозаика из пластилиновых шариков | 1 | ||
26. 27. | Техника изонить. Заполнение круга, угла. | 2 | ||
28. 29. | Аппликации в технике изонить. | 2 | ||
30. 31. | Аппликации в технике изонить. Фоторамка. | 2 | ||
32. | Изготовление портрета | 1 | ||
33. | Итоговое занятие. Выставка работ. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/26/picture-354167-1385442763.jpg)
«Художественное творчество – неотъемлемая часть любой художественной деятельности человека»
Кружок «Умелые ручки» школы-интерната №2 г. Жигулевск, Самарской обл . Главной целью работы с детьми в кружке является необходимость развития творческой активности, возможность развития уч...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/02/picture-105052.jpg)
Статья Педагогическая мастерская «Художественное творчество» ТЕХНОЛОГИЯ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ» НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ для детей от 6 до 8 лет
Статья знакомит педагогов с французской обучающей технологией творческая мастерская и рассказывает об опыте педагога в применении этой технологии. Разбор ведется по занятию "Рисование пушистых кошек"....
Рабочая программа учебной дисциплины для студентов, обучающихся по специальности 071501 Народное художественное творчество специализации «Театральное творчество» ( «Театр кукол»)
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования Код 071501 Народное ху...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/31/picture-809693-1472670200.jpg)
Семинар-практикум «Развитие художественного творчества в условиях внедрения парциальных программ И.А. Лыковой «Цветные ладошки» и «Художественный труд»»
Знакомство педагогов ДОУ с парциальной программой И.А. Лыковой, с методическими пособиями. Рассказать о приумуществах использования программы в своей педагогической практике....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/18/picture-341338-1453139249.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Графика, мультипликация и художественное творчество»
Программа анимационной деятельности ориентирована на потребность младших школьников в познавательной деятельности и опирается на различные виды технической, творческой и познавательной активност...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/07/picture-969858-1510051893.jpg)
Программа «Художественное творчество» Автор: Проснякова Т.Н.
Программа «Художественное творчество»Автор: Проснякова Т.Н....