Программа «Художественное творчество»
рабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
общекультурного направления
«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
начальное общее образование
1 – 4 классы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Уралинская основная общеобразовательная школа»
Большеуковского муниципального района Омской области
Рассмотрено на заседании Утверждаю «____»___________2019г.
педагогического совета школы Директор _______Гурьянова Л.А.
протокол № 5
«29» августа 2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
общекультурного направления
«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
начальное общее образование
1 – 4 классы
Количество часов 130 ч
Разработала: Ермолаева Валентина Алексеевна,
учитель технологии
2019 год
Пояснительная записка
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Работа с пособиями представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
- ценностного отношения к природе, окружающей среде;
- ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Место занятия внеурочной деятельности в учебном плане
Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 4 года. Общее количество часов – 130. Из расчёта 1 час в неделю, 1 класс – 31 час, 2 класс – 33 часа, 3 класс – 33 часа, 4 класс – 33 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 40 минут в 2 - 4 классах.
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
- расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать навыки работы с информацией.
Содержание курса
В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы(объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, разметку, раскрой, пошив и оформление поделок.
Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, бумагой, картоном¸ нитками. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Программа кружка художественного творчества:
- предоставляет широкие возможности для ознакомления с различными профессиями и традиционными народными промыслами;
- удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои способности;
- позволяет организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.
Календарно - тематическое планирование для 1 класса
№п.п. | Тема | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
1. | Вводное занятие. Принятие правил работы в группе. Знакомство с целями и задачами кружка. | 1 | ||
Изделия из природного материала | 4 ч. | |||
2. | Экскурсия в парк. | 1 | ||
3. | Что растет на грядке? Загадки об овощах. Овощные фантазии. Поделки из овощей. | 1 | ||
4. | Экибана – искусство составления букетов. Букет из осенних листьев, ягод, цветов. | 1 | ||
5. | Аппликация из осенних листьев. Аквариумные рыбки. | 1 | ||
Панно, созданные в мозаичной технике с использованием салфеток и пластилина. | 4 ч. | |||
6. | Панно – мозаика «Мои любимые сказочные герои», выполненное из салфеток, скатанных в шарики. | 1 | ||
7. | Рисование пластилином. | 1 | ||
8. | Обратная мозаика на прозрачной основе. | 1 | ||
9. | Панно – мозаика из пластилиновых шариков. | 1 | ||
Объемные игрушки из бумаги. | 3 ч. | |||
10. | История возникновения бумаги. Игрушка «Лиса». | 1 | ||
11. | Игрушка «Лягушонок». | 1 | ||
12. | Игрушка – стаканчик «Зебра». | 1 | ||
Игрушки из ниток. | 2 ч. | |||
13. | Какие бывают нитки? «Цыпленок» | 1 | ||
14. | «Цыпленок». Завершение работы. | 1 | ||
Игрушки из ваты. | 4 ч. | |||
15. | Удивительный материал – вата. «Лебедь белая плывет …» Игрушка из ваты. | 1 | ||
16. | Зайчик из ватных шариков. | 1 | ||
17. | Зайчик из ватных шариков. Окраска изделия. | 1 | ||
18. | Экскурсия. Лепим из снега. | 1 | ||
Открытки, картины, панно, апплицированные различными материалами: сухоцветами, тканью, бумагой, пуговицами,трикотажными нитками. | 4 ч. | |||
19. | Общие сведения о различных материалах. Знакомство со свойствами некоторых материалов. | 1 | ||
20. | Изготовление сувенирной открытки в технике аппликации. | 1 | ||
21. | Панно из цветных тканевых лоскутков. Завершение работы. | 1 | ||
22. | Аппликация из пуговиц. | 1 | ||
Общая коллективная работа для выставки | 9 ч. | |||
23. | Технология изготовления изделий из соленого теста: замешивание, сушка, окраска. | 1 | ||
24. | Панно «По щучьему веленью» из соленого теста. | 1 | ||
25. | Панно «По щучьему веленью» из соленого теста. Окраска изделия. | 1 | ||
26. | Из истории мозаики. Мозаика из кусочков пластиковых трубочек. Заготовка материала. | 1 | ||
27. | Мозаика из кусочков пластиковых трубочек. Практическая работа. Выставка работ. | 1 | ||
28. | Пластилиновый фон | 1 | ||
29. | Процарапывание на пластилине | 1 | ||
30. | Аппликация из расписного пластилина, полученного путём смешивания. | 1 | ||
31. | Экскурсия «Красота, созданная руками человека» | 1 |
Календарно - тематическое планирование для 2 класса
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
Работа с бумагой и картоном. | 6 ч. | |||
1. | Вводное занятие. «Как появилась бумага». Составление по образцу композиции из геометрических фигур (домик и елка) | 1 | ||
2. | Закладка «Карандаш» | 1 | ||
3. | Панно-мозаика «Мои любимые сказочные герои», выполненное из салфеток, скатанных в шарики. | 1 | ||
4. | Из истории аппликации. Обрывная аппликация. Фрукты | 1 | ||
5. | Объёмные аппликации из гофрированной бумаги. | 1 | ||
6. | Объёмная аппликация из полос «Букет». | 1 | ||
Работа с природным материалом. | 3 ч. | |||
7. | Понятие о флористике. Заготовка природного материала. | 1 | ||
8. | Изготовление композиций из засушенных листьев и цветов. | 1 | ||
9. | Объемные композиции из природных материалов. | 1 | ||
Работа с пластилином. | 4 ч. | |||
10. | Панно из семян и крупы. | 2 | ||
11. | Панно из семян и крупы. | |||
12. | Торцевание на пластилине. | 2 | ||
13. | Торцевание на пластилине. | |||
Работа с бумагой | 2 ч. | |||
14. | Виды новогодних игрушек. Снежинки, гирлянды, игрушки. | 2 | ||
15. | ||||
Работа с тканью и нитками. | 2 ч. | |||
16. | Панно из цветных тканевых лоскутков. Завершение работы. | 2 | ||
17. | ||||
Работа с разными материалами. | 16 ч. | |||
18. | Из истории пуговиц. Композиция из пуговиц. Способы пришивания пуговиц. | 2 | ||
19. | ||||
20. | Аппликация из лент и пуговиц. Панно «Цветочная полянка». | 1 | ||
21 | Работа с соленым тестом. | 2 | ||
22. | ||||
23 | Цветочные фантазии. Праздник «Цветок для мамы» | 1 | ||
24. 25. | Объемное плетение из двух полосок. «Гармошка» Объемное плетение из двух полосок. «Весёлая гусеничка». | 1 1 | ||
26. | Мозаика из ватных шариков. «Старик лесовик» | 1 | ||
27. | Игрушка из ватных дисков. | 1 | ||
28. | Введение в тему. Кукла из ниток. | 1 | ||
29. | Лепим из пластилина сказочных героев. | 1 | ||
30. | Из истории мозаики. Мозаика из кусочков пластиковых трубочек. | 1 | ||
31. | Игрушки из пластмассовых бутылок. | 1 | ||
32. | Изготовление открытки по замыслу. | 1 | ||
33. | Итоговое занятие. Выставка работ. | 1 |
Календарно - тематическое планирование для 3 класса
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
Работа с бумагой и картоном. | 6 ч. | |||
1. | Вводное занятие. «Из истории бумаги». Оригами. Бабочки. | 1 | ||
2. | Аппликация из деталей оригами. «Аквариумные рыбки». Составление композиции (коллективная работа) | 1 | ||
3. | Из истории аппликации. Обрывная аппликация. Грибы. | 2 | ||
4. | ||||
5. | Объемная аппликация из гофрированной бумаги. Цыплёнок. | 2 | ||
6. | ||||
Работа с природным материалом. | 3 ч. | |||
7. | Понятие о флористике. Изготовление композиций из засушенных листьев и цветов. | 1 | ||
8. | Панно из семян. «Подсолнух» | 1 | ||
9. | Объемные композиции из природных материалов. | 1 | ||
Работа с пластилином. | 4 ч. | |||
10. | Лепка. Из истории лепки. Рисунок на пластилине. | 1 | ||
11. | Лепка конструктивным способом из разных частей. Обрубовка. «Парусник». | 1 | ||
12. | Налепные украшения. «Универсальный робот», «Принцесса». | 1 | ||
13. | Лепка из целого куска вытягиванием. Фигурки фантастических существ. Композиция по мифам. | 1 | ||
Работа с тканью и нитками. | 4ч. | |||
14. | Виды новогодних игрушек. Снежинки, гирлянды, игрушки. | 2 | ||
15. | ||||
16. | Готовимся к маскараду. Изготовление маскарадной маски. | 2 | ||
17. | ||||
Работа с разными материалами. | 16 ч. | |||
18. | Из истории мозаики. Мозаика из пластилиновых шариков «Ветка сирени». | 2 | ||
19. | ||||
20. | Работа с бумагой в технике квиллинг. Аппликация «Колосок». Скручивание элементов ролл и выполнение элементов капля. | 2 | ||
21. | ||||
22. | Мозаика из ватных шариков. «Гномик» | 1 | ||
23. | Мозаика из кусочков поролона. «Ягода-малина». | 1 | ||
24. | Цветочные фантазии. Праздник «Цветок для мамы» | 1 | ||
25. | Из истории ткани. Виды тканей. Аппликация из ткани. | 1 | ||
26. | Изготовление куклы- оберега. | 1 | ||
27. | Плетение из бисера. | 1 | ||
28. | Плетение из бисера. Праздник «Мы открываем магазин украшений». | 1 | ||
29. | Из истории пуговиц. Композиция из пуговиц. | 1 | ||
30. | Способы пришивания пуговиц. | 1 | ||
31. | Салют ко дню Победы. Рисунки,аппликация. | 1 | ||
32. | Изготовление открытки по замыслу. | 1 | ||
33. | Итоговое занятие. Выставка работ. | 1 |
Календарно - тематическое планирование для 4 класса
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
I. Работа с природными материалами | 4ч. | |||
1. 2. | Вводное занятие. Коллективные композиции, индивидуальные панно. | 2 | ||
3. | Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей). | 2 | ||
4. | ||||
Плоское моделирование и конструирование из геометрических форм . | 3 ч. | |||
5. | Мозаика из частей квадрата, прямоугольника, ромба. | 1 | ||
6. | Аппликация из геометрических фигур. | 1 | ||
7. | Портрет из геометрических фигур. | 1 | ||
Работа с бумагой и картоном. | 6ч. | |||
8. 9. | Из истории плетения. Техника квиллинга из бумаги. Презентация «Основные элементы квиллинга». Рябина. Изготовление листьев рябины 2 цвета. Изготовление ягод рябины. Плотный ролл. Сборка изделия | 2 | ||
10. 11. | Аппликации в технике квиллинг. Сувенир «Котята». | 2 | ||
12. 13. | Прямое плетение из Аппликации в технике квиллинг. «Цветочная композиция». | 2 | ||
Работа с тканью и нитками. | 4ч. | |||
14. | Узелковое плетение. Макраме. Беседочный узел. Декоративные узлы. «Узел счастья» «Дерево жизни», «Турецкий узел». | 2 | ||
15. | ||||
16. | Изготовление ёлочных игрушек. Готовим сюрпризы на старый Новый год. | 2 | ||
17. | ||||
Работа с разными материалами. | 16ч. | |||
18. 19. | Из истории пуговиц. Способы пришивания. | 2 2 | ||
20. 21. | Композиция из пуговиц. | |||
22. 23. | Изготовление композиций из скорлупы орехов «Семейка ежей». | 2 | ||
24. | Мозайка из ватных шариков. | 1 | ||
25. | Мозаика из пластилиновых шариков | 1 | ||
26. 27. | Техника изонить. Заполнение круга, угла. | 2 | ||
28. 29. | Аппликации в технике изонить. | 2 | ||
30. 31. | Аппликации в технике изонить. Фоторамка. | 2 | ||
32. | Изготовление портрета | 1 | ||
33. | Итоговое занятие. Выставка работ. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Художественное творчество – неотъемлемая часть любой художественной деятельности человека»
Кружок «Умелые ручки» школы-интерната №2 г. Жигулевск, Самарской обл . Главной целью работы с детьми в кружке является необходимость развития творческой активности, возможность развития уч...
Статья Педагогическая мастерская «Художественное творчество» ТЕХНОЛОГИЯ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ» НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ для детей от 6 до 8 лет
Статья знакомит педагогов с французской обучающей технологией творческая мастерская и рассказывает об опыте педагога в применении этой технологии. Разбор ведется по занятию "Рисование пушистых кошек"....
Рабочая программа учебной дисциплины для студентов, обучающихся по специальности 071501 Народное художественное творчество специализации «Театральное творчество» ( «Театр кукол»)
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования Код 071501 Народное ху...
Примерная внеурочная программа художественного творчества подростков
Пояснительная записка...
Семинар-практикум «Развитие художественного творчества в условиях внедрения парциальных программ И.А. Лыковой «Цветные ладошки» и «Художественный труд»»
Знакомство педагогов ДОУ с парциальной программой И.А. Лыковой, с методическими пособиями. Рассказать о приумуществах использования программы в своей педагогической практике....
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Графика, мультипликация и художественное творчество»
Программа анимационной деятельности ориентирована на потребность младших школьников в познавательной деятельности и опирается на различные виды технической, творческой и познавательной активност...
Программа «Художественное творчество» Автор: Проснякова Т.Н.
Программа «Художественное творчество»Автор: Проснякова Т.Н....