КТД: Театрализовано-познавательная система микромодульных игровых технологий(ролевая).9-10 классы.Литературно-музыкальная композиция "Лебединая песня Ивана Сергеевича Тургенева"( к юбилею со дня рождения)
материал (10 класс) на тему
Литературно-музыкальная композиция"Лебединая песня И.С.Тургенева"посвящена 195-летию со дня рождения русского писателя И.С.Тургенева.Его творчество принадлежит к лучшим страницам мировой литературы.
Классик много сделал для того, чтобы родная литература приобрела мировую известность.
Но особо выдающимся, по мнению критиков,стал его стихотворный цикл " Стихотворения в прозе".Сегодня мы с уверенностью можем сказать:"Стихотворения в прозе"-это образцы высокой поэзии.В них,однако , нет ни рифмы, ни особого размера, но есть тот внутренний ритм,тот поэтический дух, который роднит эти произведения с поэзией.
Простота,спокойствие,ясность линий,добросовестность работы,-вот художественные идеалы И.С.Тургенева, которые мы (старшеклассники, учитель русского языка и литературыВолкова Т.С.)попытались донести на встрече с учителями русского языка и литературы школ города,работниками управления образования города Торжка.
Театрализованное мероприятие-экскурсия было проведено на базе " ВИЭМ",экспозиция " Город,который вы не увидите", экспозиция "Гений вкуса",посвященная 250-летию со дня рождения нашего земляка-архитектора Николая Александровича Львова.
КТДс использованием микромодульных игровых технологий(ролевых) оставило после себя самые приятные впечатления.Об этом писали десятиклассники в своих творческих работах,в переодической печати ( "Торжокская неделя", № 47,27 ноября 2013 года). Литературно-музыкальная композиция получила высокую оценку ГМО учителей русского языка и лит ературы (выписка из протокола №3 от 12.11.2013г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КТД | 214.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технология микромодульного обучения во внеурочной деятельности учителя- предметника.
КТД: Театрализовано - познавательная система микромодульных игровых технологий (ролевая).
Участники: Обучающиеся 10, 6 классов.
Место проведения: « ВИЭМ», экспозиция « Город, который вы не увидите…», экспозиция « Гений вкуса», к 250-летию со дня рождения Н.А.Львова, ул. Старицкая, д. 7 , 8(48251)5-29-69.
Задачи:
1.Возрождение нравственного и духовного потенциала субъекта воспитания.
2.На примере биографии И.С.Тургенева, Т.А.Бакуниной, Н.А.Львова показать всепобеждающую силу любви.
З.Воспитывать бережное отношение к историческому прошлому родного края, к окружающему миру.
Цели:
1.Способствовать формированию у обучающихся положительной Я – концепции.
2.Содействовать воспитанию любви к родному языку, к русской литературе, к истории, к музыке.
3.Продолжить « строить» дружеские « мосты» между детским и родительским сообществами, социумом микрорайона.
Методы:
1.Диагностический;
2.Объяснительно- иллюстративный;
3.Ситуационный;
4. Коррекционный.
Формы деятельности:
1.Работа с социумом;
2.Игровая деятельность;
3.Коллективно- творческая деятельность;
4.Проектирование;
5.Прогнозирование.
Оформление (оборудование):
1.Экспозиция « Город, который вы не увидите…», экспозиция « Гений вкуса»;
2.ТСО, ИКТ (компьютер, проектор, музыкальный центр, гитара, презентация);
3. Костюмы героев.
Действующие лица:
1-й ведущий (Гулько А.,10 кл.)
2-й ведущий (Хомутов А.,10 кл.)
3-й ведущий (Котельникова А. ,6кл.),
И.С.Тургенев (Коньков В. ,10 кл.),
Т.А.Бакунина (Шкалева Е. ,10 кл.).
Идея:
Волкова Т.С.- преподаватель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 4,
Светличная Л.Н.- заведующая научно- просветительским
Отделом « ВИЭМ», ул. Старицкая,д.7.
Технология микромодульного обучения внеурочной деятельности учителя – предметника.
Микромодуль (воспитание) «Питание души и сердца» схема действия по триаде. |
Действие. |
1.Формирование взаимоотношений, создание атмосферы культуры. 2.Создание педагогических ситуаций. 3.Творческая деятельность. 4.Развитие индивидуальности, творческих способностей, воспитание потребностей в развитии творческих способностей личности. 5.Воспитание потребности в здоровом образе жизни. 6.Эстетическое воспитание. 7.Воспитание нравственных качеств личности. |
Анализ. |
1.Самоанализ. 2.Сравнительный анализ; 3.Связь теории и практики; 4.Социум – «Я»; 5. «Я» – социум; 6. «Я» в социуме. |
Образ |
Гармонично развитая личность на основе нравственно – эстетического воспитания. |
Методы. | Формы. |
Диагностические, коррекционные, объяснительно – иллюстративные, ситуациотивные. | Игровая деятельность, работа с социумом, проектирование, прогнозирование, индивидуальная работа, КТД, работа с родителями. |
Направления действий обучающегося. | Главная функция классного руководителя. |
Возрождение нравственного и духовного потенциала субъекта воспитания, благоприятных, межличностных отношений, бережное отношение к окружающему миру, развитие ребенка с учетом индивидуальных особенностей, адаптация к образовательному процессу и социуму. | Раскрытие «Я» – концепции всесторонне развитой личности. |
Ожидаемые результаты: |
Образование в соответствии с индивидуальными способностями. |
Возможность самореализации личности. |
Психологическая защищенность. |
Сохранение здоровья. |
Коррекция, активизация интеллекта обучающегося. |
Овладение методами изучения обучающегося. |
Освоение примеров организации индивидуализированной деятельности обучающихся. |
Индивидуализация, дифференциация, адаптация образовательного процесса |
Возможности школы и социума. |
Зона ближайшего развития. |
Заказ родителей. |
План театрализованного мероприятия- экскурсии на базе
«ВИЭМ»,
Экспозиция «Город, которого вы не увидите…», экспозиция «Гений вкуса».
№ п/п | Этапы КТД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1 10-15 мин. | Организационный Момент. | Проверка готовности обучающихся - актеров, чтецов, заинтересованных лиц, реквизита, ТСО. | Приглашение гостей, просмотр выставки рисунка, творческих работ на основе литературного краеведения, о И.Тургеневе, о Н.А.Львове, о семье Бакуниных. |
2 30мин. | Экскурсия по экспозиции «Гений вкуса», посвященной Н.Львову. | Заведующий научно- просветительским отделом «ВИЭМ» Л.Н.Светличная | Слушатели: Обучающиеся 10 класса, гости, учителя-филологи, специалисты « ВИЭМ». |
3 35-45мин. | Театрализовано-познавательная экскурсия на основе литературно-музыкальной композиции «Лебединая песня И.С.Тургенева». | Организатор-режиссер сценарного варианта учитель-филолог Т.С.Волкова, МБОУ СОШ № 4 | Выступление актеров, чтецов обучающихся 10,6 классов МБОУ СОШ № 4 |
4 10- 15мин. | Рефлексия. | Отзывы филологов города, работников УО администрации города, специалистов «ВИЭМ», прессы, педагогов школы. | Отклики ребят, мам, пап, классного руководителя, друзей, подруг, бабушек, дедушек. |
Литературно-музыкальная композиция
9-10 класс
«Лебединая песня Ивана Сергеевича Тургенева»
Оформление: Книжная выставка, портрет И. Тургенева (1818 – 1883)
Музыкальное оформление:
Г.Свиридов «Метель»,Л.Бетховен «К Элизе»,Э. Григ «Песни Сольвейг»,
П.И. Чайковский «Времена года» (июнь), (осень),
В.Абаза «Утро туманное», сл.И.Тургенева (романс),
Л.Бетховен «Лунная соната».
Слово учителя: 1.Романс Г.Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель»
( вальс две – одна пара) ( Слайд № 1 «И.ТУРГЕНЕВ 1818 - 1883»).
9 ноября исполнилось 195 лет со дня рождения русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Его творчество принадлежит к лучшим страницам мировой литературы. Живя за границей, он создал романы « Рудин», « Отцы и дети», «Накануне». И.С.Тургенев много сделал для того, чтобы родная литература приобрела мировую известность. Но особо выдающимся, по мнению критиков, стал его стихотворный цикл «Стихотворения в прозе». Это небольшие лирические миниатюры, объединенные общим замыслом автора. Он работал над ними с 1876 по 1882 год.
( 1878 год, Париж, заместитель председателя Международного конгресса деятелей литературы.)
Это итог размышлений о жизни, о себе, о творчестве, о судьбе, -
обо всем, что окружает и волнует человека на разных этапах его жизни. В 1882 году, при жизни писателя, вышло в свет 51 стихотворение в журнале
« Вестник Европы».
После смерти Тургенева в 1930 году в Париже были опубликованы еще найденные в архиве 31 стихотворение. Лишь в 1931 году в России читали « Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева.
Сегодня мы с уверенностью можем сказать: « Стихотворения в прозе» - это образцы высокой поэзии. В них, однако, нет ни рифмы,
ни особого размера, но есть тот внутренний ритм, тот поэтический дух, который роднит эти произведения с поэзией.
Простота, спокойствие, ясность линий, добросовестность работы,-
вот художественные идеалы И.Тургенева, которые мы попытаемся сегодня донести до Вас, уважаемые гости.
Кто нас увлек в такие дали,
Где все есть – радость и печаль,
И мысль заветные скрижали
Внесла в небесную эмаль.
2.1 чтец: (Жукова Ю.) Слайд №2 «Книги « Стихотворения в прозе» И Тургенев»)
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный язык!
Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! (наизусть)
Ведущий: 1.
Так вдохновенно мог сказать о родном языке только истинный патриот, беззаветно любящий русский язык, верящий в его неиссякаемую силу и высоко ценящий великое достояние русского народа – неповторимый язык.
2 чтец: (Жукова Ю.)
(Слайд № 3: «Книги о русском языке»)
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в челе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!
Ведущий: 2. Слайд № 4. «И. Тургенев.1818- 1883.»
Такой отеческий наказ Тургенев дает писателям, и сам красноречиво показывает своим творчеством, какие чудеса можно творить этим могущественным орудием – высокохудожественным, безукоризненно ясным и образным языком. Именно он воспел русский язык в своих великолепных «Стихотворениях в прозе».
Ведущий:3.
« Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева занимают особое место в русской литературе, поэт, автор очерков, рассказов, повестей, романов, драм, статей. Он создал произведение, жанр которого не так- то просто определить. Особенно своей чудесной ритмикой пленяет стихотворение «Как хороши, как свежи были розы». Оно построено на контрасте тени и света, зимы и лета, увядания и расцвета, прошлого и настоящего. Овеяно печалью об утраченной юности, об ушедшей чистой и девственной красоте, о смерти друзей, о силе воспоминаний.
3 чтец: ( Купоров Д.) «Как хороши, как свежи были розы»
(Музыка Л.Бетховена «К Элизе».Слайд № 5. «РОЗЫ, с росинками на лепестках»).
Ведущий: 4
Лучшие черты русского народа, его сердечность, чуткость, отзывчивость к страданиям близких Тургенев запечатлел в стихотворениях «Два богача», «Маша», «Щи».
В миниатюре « Щи» передано все существенное, что есть в рассказах и повестях Тургенева; его пристальное внимание к человеческому достоинству русского крестьянина, к его душевному миру! В этой миниатюре бытовая зарисовка приняла характер притчи, малого жанра литературы, бытовавшей в России начала 19 века.
4 чтец: ( Волкова Т.С.)
Читает стихотворение «ЩИ». (Слайд № 6, книга «Два богача», « Маша», «Щи»)
Ведущий:5.
«Стихотворения в прозе» - глубоко своеобразный литературный жанр. Они написаны на одном дыхании, целостны и едины по своим художественным принципам. Каждое из них – насыщенная глубоким содержанием ритмическая новелла- миниатюра.
5 чтец: ( Федорова А.) Слайд № 6 «Полина Виардо». (Музыка Э.Грига « Песни Сольвейг»)
«Когда меня не будет, когда все, что было мною, рассыплется прахом, - о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так нежно…не забывай меня, но и не вспоминай обо мне. Я не хочу мешать твоей жизни, не хочу затруднять ее спокойное течение.
Но в часы уединения, когда найдет на тебя грусть … возьми одну из наших любимых книг и отыщи те страницы, те строки, те слова…
Прочти, закрой глаза и протяни мне руку.
Отсутствующему другу протяни руку твою, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно».
Ведущий:6. (Слайд № 7 Портрет Петра Анненкова. «Стихотворения в прозе»)
« … что за гуманность, что за теплое слово, при простоте и радужных красках, что за грусть, покорность судьбе и радость за человеческое существование»
«Стихотворения в прозе» изучают, читают, перечитывают в любом возрасте. И.С.Тургенев становится нам ближе и роднее…кому-то другом и спутником на всю жизнь.
Автор считал эти миниатюры эскизами своих будущих картин и вряд ли думал, что им суждено было стать началом нового способа художественной выразительности и тем самым опередить свое время. С печалью думал: «… река времен в своем течении унесет в лоно забвения эти легонькие листки». Но пророчество мастера слова сбылось. «Стихотворения в прозе» И.Тургенева – в нашей литературе. Вот как выразил Петр Анненков общее мнение взыскательной и пристальной читательской публики России: «Стихотворения в прозе» можно назвать «тканью солнца, радуги, алмазов, женских слез и благодарной мужской мысли». ЭТО ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ И.С.ТУРГЕНЕВА.
Ведущий: 7
Тема Родины, исторической судьбы русского народа – основная тема в творчестве Тургенева. «Нет счастья вне Родины, каждый пускает корни в родную землю» . Конечно же, эти слова могли бы стать эпиграфом не только ко всем сочинениям Ивана Сергеевича Тургенева, но и к « Стихотворениям в прозе» .Тема родины и всего, что связано с нею – в центре внимания писателя. Но, говоря о Родине, нельзя не сказать и о теме природы в его произведениях. Выросший в деревне, он очень рано сблизился с ней и страстно полюбил природу, ее красоту и « бесконечную гармонию». Именно в «Стихотворениях в прозе» во весь голос Иван Сергеевич воспел ее красоту и могущество. И до конца жизни оставался верен этим чувствам, создав несколько неповторимых, посвященных природе шедевров.
6 чтец: (Борисова Л.) отрывок «Деревня». ( Слайд № 8 «Природа», «Погост». Музыка П.Чайковского, июнь, « Времена года»)
Ведущий: 8.
«Стихотворения в прозе» - это отражение исканий, раздумий, противоречий, последних лет, тяжелых переживаний, личной неустроенности Тургенева. Это самая сокровенная исповедь художника слова, итог всей его жизни. Образы многих стихотворений имеют прототипы событий, фактов личной жизни писателя. Так последняя встреча Тургенева с Некрасовым послужила темой для стихотворения «Последнее свидание».
7 чтец: (Калашников А.)Стихотворение «Последнее свидание». (Слайд №9.Портрет И.Тургенева и Н.Некрасова)
Ведущий: 9
Самые вдохновенные страницы своей прозы Тургенев посвятил женщинам. «Тургеневская девушка» умеет не только беззаветно любить и жертвовать собой во имя любви, но и умеет жертвовать во имя Родины. В стихотворении «Порог» он рисует молодую девушку, которая отказалась от всех радостей жизни во имя идеи. В это время в России многие молодые люди покидали города и шли «в народ». Чтобы его повести за собой вперед. Многие были арестованы и сосланы в Сибирь на каторгу, но своим взглядам они не изменяли.
8-9 чтец: (Крюкова Е., Соловьев В.) он и она. Чтение стихотворения «Порог». (Слайд№10. Образы женщин, романы «Ася», « Первая любовь», «Вешние воды» И.Тургенева)
Ведущий:10
Из стихотворений Ивана Сергеевича Тургенева наиболее известны «Весенний вечер», «Сон», «Баллада», «Осень».
10 чтец: (Джимагулова Д.) Стихотворение «Осень». (Музыка Чайковского «Времена года», «Осень». Слайд №11 «Картины осени».)
Ведущий:11
Особую известность получило стихотворение «В дороге», неоднократно положенное на музыку и вошедшее в концертный репертуар многих исполнителей.
В нашем импровизированном литературном салоне прозвучит этот замечательный романс.
Ведущий: Уважаемые гости! Приглашаем Вас посетить следующий зал. Вашему вниманию предлагается импровизированный салон в доме Львовых.
Сцена. Татьяна Александровна Бакунина и Иван Сергеевич Тургенев.
Инсценировка «И.С.Тургенев и Татьяна Бакунина» (импровизированный салон в доме Львовых на экспозиции
« Гений вкуса»).
Участники: обучающиеся 10 класса
Коньков В.,
Шкалева Е.;
Обучающиеся 6 класса
Львов А.,
Котельникова А.
Ведущий: Дорогие гости, прошу познакомиться с хозяевами дома: Николай Александрович Львов и его жена Мария Алексеевна.
Имя Львова хорошо известно в России. Умнейший, образованный человек, поэт, музыкант, художник, талантливый зодчий. Обратите внимание на его чудесные постройки. Посмотрите в импровизированное окно: Какой великолепный архитектурный ансамбль он создал в своем имении Никольское (показ).
Львов был дружен со многими тверскими дворянскими фамилиями. Знал он и Бакуниных. От отца имение унаследовал сын М.В.Бакунина – Александр. Он закончил Падуанский университет в Италии, стал доктором филологии, блестящим дипломатом. По возвращении в Россию 44-летний Александр женился на 18-летней Вареньке Муравьевой, которая родила ему 11 детей.( показать портреты Александра и Варвары). В Италии Александр Михайлович знакомится с Николаем Александровичем Львовым.
Львов создает в Прямухине прекрасный парк, систему каскадных прудов, церковь во имя Святой Троицы. (показать)
Ведущий:
Удивительная атмосфера царила в этой усадьбе. Сестры Бакунины писали стихи, прекрасно музыцировали, выписывали столичные журналы и были в курсе всех новинок литературы. В 1842 году там, в Прямухине, произошла встреча Ивана Сергеевича Тургенева и Татьяны Александровны Бакуниной.
Тургенев: Я безмерно рад нашему знакомству, милая Татьяна Александровна. Вы замечательная, удивительная девушка. Какое несказанное удовольствие беседовать с вами. Вы образованны, начитанны. С вами можно говорить о поэзии, о литературе, философии. А ваша милая непосредственность, пылкость, романтичность сводят меня с ума. Таков же и ваш брат Михаил. Его революционные идеи приводят в восторг даже ярых противников анархизма.
Ведущий:
Им было интересно друг с другом. Всякий раз, с замиранием сердца она ждала этих встреч. Беспрестанно думала о нем, хотела видеть его родное лицо, слышать его тихий голос.
Татьяна:
Почему я в это мгновение так живо чувствовала, как я люблю ВАС. Как я была печальна и спокойна, и как счастлива а тоже время…Все дни, минуты, часы наполнены Вами. Вы знаете, вы чувствуете, как я Вас люблю.
Тургенев:
Осенний вечер…небо ясно,
И роща вся обнажена-
Ищу глазами я напрасно…
Мне лишь нужна она одна.
Татьяна чудесная девушка. Но чрезмерно экзальтированна. В ее отношении ко мне, пожалуй, больше вымысла, чем истинного чувства.
Татьяна:
Вчера на балконе, вы подошли ко мне и заговорили. Я хотела отвечать Вам, хотела протянуть Вам руку, и сказать хоть одно слово, но не могла, голос замирал на губах…
Тургенев:
О, как безмерно я благодарен Татьяне за то короткое счастье и любовь, которую я испытал рядом с ней. Все это никогда не сотрется из памяти и навеки останется в моем сердце.
Когда с тобой расстался я –
Я не хочу таить,
Что я тогда любил тебя,
Как только мог любить.
Но нашей встрече я не рад.
Упорно я молчу-
И твой глубокий, грустный взгляд
Понять я не хочу.
Поверь: с тех пор я много жил
И много перенес…
И много радостей забыл.
И много глупых слез…
Звучит романс на стихи И.С.Тургенева « Утро туманное»
Ведущий:
Разговор, которого так ждала Татьяна, так и не состоялся. Она пережила нечеловеческие страдания, хотела уйти из жизни.
Так закончилась эта любовь, ставшая для нее мучением, а для него легким флиртом. Но остались прекрасные, нежные стихи, посвященные Татьяне, остались его письма, полные трогательной грусти. Вот, что пишет Тургенев брату Татьяны Александровны Алексею:
Тургенев:
Передай своим сестрам, что дни, проведенные в Прямухине, остались для меня незабываемыми, потому, что каждый миг из этих дней заключал в себе целую вечность.
Мелодия романса «Не пробуждай воспоминаний» музыка Петра Булахова, слова неизвестного автора.
Ведущий:
Их роман, похожий на игру, длился около года. Были письма, ожидания, мечты.
Но потом было 1 ноября 1843 года. День, когда Тургенев встретил Полину Виардо. Он разрушил все надежды. Любовь ее вскоре отгорела, погасла. Но Татьяна признается, что никогда не была так счастлива, как во дни встреч с Тургеневым.
А он вспомнит ее пылкую, вдохновенную жертвенную натуру, когда будет создавать образы своих прекрасных героинь, когда будет писать «Асю», «Накануне», «Дворянское гнездо», «Рудин».
Ведущий:
Уважаемые гости! Просьба пройти в следующий зал.
Ведущий:13 (Слайд №12 «Портрет И. Тургенева. Музыка. Л.Бетховен « Лунная соната»)
«Стихотворения в прозе» - это лирические миниатюры, в виде элегических воспоминаний, снов, философских рассуждений. Каждая миниатюра отличается точностью художественной обработки, удивительной ритмичностью и музыкальностью фразы.
11 чтец:
Своей мы гордостью и славой
Тебя недаром признаем,
За человеческое право являлся честным ты бойцом.
Корыстных, суетных, беспечных
Твой голос смелый устыдил…
Любить в глубоко человечных
Своих созданьях ты учил.
На скорбь людскую и страданья
Ты находил в душе ответ,
Ты мысль будить, будить сознанье
Не уставал на склоне лет.
На склоне лет огонь священный
В груди ты все еще таил
И нас, художник вдохновенный,
Красою образов дивил.
Ведущий:
Спасибо за внимание. Как хороши, как свежи были розы! (на память вручаются цветы).До встречи в музее.
Список используемой литературы.
- Витаков А.И. «Великий, могучий, свободный…»: Рассказ о русском писателе И.С. Тургеневе / А.И. Витаков // Читаем, учимся, играем. – 2003 - №5 – С. 36 – 44.
- Желябовская Н.Е. Струны русской души: Литературно – музыкальный вечер, посвященный связи творчества И.С. Тургенева с музыкой / Н.Е. Желябовская // Читаем, учимся, играем. – 2006 - №8 – С. 11 – 12.
- Золотарева И.В., Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе, 7 класс, 2 издание, исправленное и дополненное. М.: «ВАКО», 2004 г., 368 с.
- Иван Сергеевич Тургенев. К 185 – летию со дня рождения: Выставка в школьной библиотеке. – М: «Школьная библиотека», 2003.
- Карлова О.Б. Волнующие душу чувства: Сценическая композиция по повести А.И. Тургенева «Ася» / О.Б. Карлова // Театр круглый год – 2008 - №1. С.12 – 18.
- Кондрашова Л. Тургенев и Полина Виардо – союз духовности и любви: Сценарий / Л. Кондрашова // Библиотека. – 2002. - №9. – 61 – 63.
- Макарова Б.А. О красоте, природе и человеке: Литературно – музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству И.С. Тургенева / Б.А. Макарова // Читаем, учимся, играем. – 2008. - №8. – С. 10 – 16.
- Михайлова Л.В. Была ль любовь: Инсценировка, по мотивам произведений И.С. Тургенева / Л.В. Михайлова // Театр круглый год. – 2003. - №3. – С. 58 – 63.
- Плискина Т.С. Свой голос: Драматический этюд по мотивам пьесы П.Павловского «Элегия» / Т.С.Плискина // театр круглый год. – 2005. - №2. – С. 11 – 12.
- Соколова Г.П. Уроки русского языка и словесности: Учеб. – метод. Пособие. – М.: «Дрофа», 2003 г. – 352 с. – (мастер – класс).
- Тургенев И.С. «Стихотворения в прозе» - М: Дрофа: Вече, 2002 стр. 304 – 400. Библиотека Отечественной классической художественной литературы в 100 томах.
Интернет ресурсы.
- Тургенев и русская музыка
http://www-chucol.mml.cam.ac.uk/users/las36/public_html/index_ru.html - La MuseeEuropian Ivan Tourgueniev. Музей Тургенева в Буживале.
http://www.tourgueniev.info/ - Библиотека - читальня им. И.С.Тургенева.
http://www.turgenev.ru/ - Тургеневский архив Н.М.Чернова
http://turgen.pochta.org/ - Журнал "Мир и музей" № 1-2 (7) 2002
http://www.amr-museum.ru/russ/oficial/magazine/mag_n7_02/mag_n7_r3.htm - Тургенев. Жизнь для искусства. Людмила Долгина. Журнал "Мир и музей" № 1-2 (7) 2002
http://www.amr-museum.ru/russ/oficial/magazine/mag_n7_02/mag_n7_1.htm - Стихотворения И. Тургенева в Антологии русской поэзии
http://skill21.narod.ru/1/18.htm - «Деревня» Тургенева: поэзия прозы.
http://lit.1september.ru/article.php?ID=200204708 - Общие слова, или Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» на уроках повторения
http://lit.1september.ru/article.php?ID=200101604
Приложение.
83 стихотворения различны по тематике, по настрою. Искренний отклик автора на то, о чем он пишет в каждом из них.
Л.П.Гроссам назвал « Стихотворения в прозе» « Последняя поэма Тургенева». Но это единое целое: это строго согласованное, сжатое тисками трудной, искусной и совершенной формы, отшлифованное и законченное создание представляет в своем целом поэму о пройденном жизненном пути…»
Н.М.Шанский: « Поразительно красив и светел язык « Стихотворений в прозе» И.Тургенева». « Многие лирические миниатюры лебединой песни доживающего последние дни И.Тургенева- что естественно- посвящены по необходимости теме одиночества, старости, болезни и самой смерти…
Однако наиболее яркие и чудесные « этюды с натуры» - жизнеутверждающие и бодрые, полные веры в человека, его высокое призвание и лучшее будущее: они воспевают вечно живую жизнь, большие и маленькие людские радости, любовь, духовное величие и красоту, честность, самоотверженность и милосердие
( «Воробей», « ЩИ», « Порог», «Голуби», «Два богача», и т.д. )
Это неиссякаемый источник, чем больше, глубже проникаешь в него, тем больше чистого, ясного, доброго находишь…хочется читать, наслаждаться и радоваться.
«Как хороши, как свежи были розы…»
Где-то, когда-то, давным-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною…но стих остался у меня в памяти:
Как хороши, как свежи были розы…
Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове все звенит да звенит: Как хороши, как свежи были розы…
И вижу я себя пред низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка- и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно- вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно- невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею - но как она мне дорога, как бьется мое сердце!
Как хороши, как свежи были розы…
А в комнате все темнее да темнее…Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрипит и злится за стеною - и чудится скучный, старческий шепот…
Как хороши, как свежи были розы…
Встают передо мною другие образы… Слышится веселый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислоняясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щеки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь, пальцами, по клавишам старенького пианино – и ланнеровский вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара…
Как хороши, как свежи были розы…
Свеча меркнет и гаснет… Кто это кашляет там так хрипло и глухо?
Свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой единственный товарищ… Мне холодно… Я зябну… И все они умерли… умерли…
Как хороши, как свежи были розы…
Сентябрь, 1879г.
ЩИ
У бабы-вдовы умер ее единственный двадцатилетний сын, первый на селе работник.
Барыня, помещица того самого села, узнав о горе бабы, пошла навестить ее в самый день похорон.
Она застала ее дома.
Стоя посреди избы, перед столом, она, не спеша, ровным движением правой руки( левая висела плетью) черпала пустые щи со дна закоптелого горшка и глотала ложку за ложкой.
Лицо бабы осунулось и потемнело; глаза покраснели и опухли…но она держалась истово и прямо, как в церкви.
« Господи!»- подумала барыня.- Она может есть в такую минуты…
Какие, однако, у них у всех грубые чувства!»
И вспомнила тут барыня, как, потеряв несколько лет тому назад
Девятимесячную дочь, она с горя отказалась нанять прекрасную дачу под Петербургом и прожила целое лето в городе!
А баба продолжала хлебать щи.
Барыня не вытерпела наконец. « Татьяна!- промолвила она.- Помилуй! Я удивляюсь! Неужели ты своего сына не любила? Как у тебя не пропал аппетит? Как можешь ты есть эти щи!
-- Вася мой помер,-- тихо проговорила баба, и наболевшие слезы снова побежали по ее впалым щекам.-- Значит, и мой пришел конец: с живой с меня сняли голову. А щам не пропадать же: ведь они посоленные.
Май, 1878
ДЕРЕВНЯ
Последний день июня месяца; на тысячу верст кругом Россия -- родной край.
Ровной синевой залито всё небо; одно лишь облачко на нем -- не то плывет, не то тает. Безветрие, теплынь... воздух -- молоко парное!
Жаворонки звенят; воркуют зобастые голуби; молча реют ласточки; лошади фыркают и жуют; собаки не лают и стоят, смирно повиливая хвостами.
И дымком-то пахнет, и травой -- и дегтем маленько -- и маленько кожей. Конопляники уже вошли в силу и пускают свой тяжелый, но приятный дух.
Глубокий, но пологий овраг. По бокам в несколько рядов головастые, книзу исщепленные ракиты. По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали, на конце-крае земли и неба -- синеватая черта большой реки.
Вдоль оврага -- по одной стороне опрятные амбарчики, клетушки с плотно закрытыми дверями; по другой стороне пять-шесть сосновых изб с тесовыми крышами. Над каждой крышей высокий шест скворечницы; над каждым крылечком вырезной железный крутогривый конек. Неровные стекла окон отливают цветами радуги. Кувшины с букетами намалеваны на ставнях. Перед каждой избой чинно стоит исправная лавочка; на завалинках кошки свернулись клубочком, насторожив прозрачные ушки; за высокими порогами прохладно темнеют сени.
Я лежу у самого края оврага на разостланной попоне; кругом целые вороха только что скошенного, до истомы душистого сена. Догадливые хозяева разбросали сено перед избами: пусть еще немного посохнет на припеке, а там и в сарай! То-то будет спать на нем славно!
Курчавые детские головки торчат из каждого вороха; хохлатые курицы ищут в сене мошек да букашек; белогубый щенок барахтается в спутанных былинках.
Русокудрые парни, в чистых низко подпоясанных рубахах, в тяжелых сапогах с оторочкой, перекидываются бойкими словами, опершись грудью на отпряженную телегу,-- зубоскалят.
Из окна выглядывает круглолицая молодка; смеется не то их словам, не то возне ребят в наваленном сене.
Другая молодка сильными руками тащит большое мокрое ведро из колодца... Ведро дрожит и качается на веревке, роняя длинные огнистые капли.
Передо мной стоит старуха-хозяйка в новой клетчатое паневе, в новых котах.
Крупные дутые бусы в три ряда обвились вокруг смуглой худой шеи; седая голова повязана желтым платком с краевыми крапинками; низко навис он над потускневшими глазами.
Но приветливо улыбаются старческие глаза; улыбается всё морщинистое лицо. Чай, седьмой десяток доживает старушка... а и теперь еще видать: красавица была в свое время!
Растопырив загорелые пальцы правой руки, держит она горшок с холодным неснятым молоком, прямо из погреба; стенки горшка покрыты росинками, точно бисером. На ладони левой руки старушка подносит мне большой ломоть еще теплого хлеба. "Кушай, мол, на здоровье, заезжий гость!"
Петух вдруг закричал и хлопотливо захлопал крыльями; ему в ответ, не спеша, промычал запертой теленок.
-- Ай да овес! -- слышится голое моего кучера.
О, довольство, покой, избыток русской вольной деревни! О, тишь и благодать!
И думается мне: к чему нам тут и крест на куявле Святой Софии в Царь-Граде и всё, чего так добиваемся мы, городские люди?
Февраль, 1878
ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ
Мы были когда-то короткими, близкими друзьями... Но настал недобрый миг -- и мы расстались, как враги.
Прошло много лет... И вот, заехав в город, где он жил, я узнал, что он безнадежно болен -- и желает видеться со мною.
Я отправился к нему, вошел в его комнату... Взоры наши встретились.
Я едва узнал его. Боже! что с ним сделал недуг!
Желтый, высохший, с лысиной во вею голову, с узкой седой бородой, он сидел в одной, нарочно изрезанной рубахе... Он не мог сносить давление самого легкого платья. Порывисто протянул он мне страшно худую, словно обглоданную руку, усиленно прошептал несколько невнятных слов -- привет ли то был, упрек ли, кто знает? Изможденная грудь заколыхалась -- и на съёженные зрачки загоревшихся глаз скатились две скупые, страдальческие слезинки.
Сердце во мне упало... Я сел на стул возле него -- и, опустив невольно взоры перед тем ужасом в безобразием, также протянул руку.
Но мне почудилось, что не его рука взялась за мою.
Мне почудилось, что между нами сидит высокая, тихая, белая женщина. Длинный покров облекает ее с ног до головы. Никуда не смотрят ее глубокие бледные глаза; ничего не говорят ее бледные строгие губы...
Эта женщина соединила наши руки... Она навсегда примирила нас.
Да... Смерть нас примирила.
Апрель, 1878
ПОРОГ
Я вижу громадное здание.
В передней стене узкая дверь раскрыта настежь; за дверью -- угрюмая мгла. Перед высоким порогом стоит девушка... Русская девушка.
Морозом дышит та непроглядная мгла; и вместе с леденящей струей выносится из глубины здания медлительный, глухой голос.
-- О ты, что желаешь переступить этот порог,-- знаешь ли ты, что тебя ожидает?
-- Знаю,-- отвечает девушка.
-- Холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и самая смерть?
-- Знаю.
-- Отчуждение полное, одиночество?
-- Знаю. Я готова. Я перенесу все страдания, все удары.
-- Не только от врагов -- но и от родных, от друзей?
-- Да... и от них.
-- Хорошо. Ты готова на жертву?
-- Да.
-- На безымянную жертву? Ты погибнешь -- и никто... никто не будет даже знать, чью память почтить!
-- Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления. Мне не нужно имени.
-- Готова ли ты на преступление? Девушка потупила голову...
-- И на преступление готова.
Голос не тотчас возобновил свои вопросы.
-- Знаешь ли ты,-- заговорил он наконец,-- что ты можешь разувериться в том, чему веришь теперь, можешь понять, что обманулась и даром погубила свою молодую жизнь?
-- Знаю и это. И все-2таки я хочу войти.
-- Войди!
Девушка перешагнула порог -- и тяжелая завеса упала за нею.
-- Дура! -- проскрежетал кто-то сзади.
-- Святая! -- принеслось откуда-то в ответ.
Май, 1878
Стихотворение ОСЕНЬ
Как грустный взгляд, люблю я осень.
В туманный, тихий день хожу
Я часто в лес и там сижу —
На небо белое гляжу
Да на верхушки темных сосен.
Люблю, кусая кислый лист,
С улыбкой развалясь ленивой,
Мечтой заняться прихотливой
Да слушать дятлов тонкий свист.
Трава завяла вся... холодный,
Спокойный блеск разлит по ней...
И грусти тихой и свободной
Я предаюсь душою всей...
Чего не вспомню я? Какие
Меня мечты не посетят?
А сосны гнутся, как живые,
И так задумчиво шумят...
И, словно стадо птиц огромных,
Внезапно ветер налетит
И в сучьях спутанных и темных
Нетерпеливо прошумит.
1842 © Иван Тургенев
ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ
Тургенев описывает здесь посещение им тяжело больного Некрасова на его петербургской квартире, состоявшееся в начале июня ст. ст. 1877 г. {О дате этой встречи см.: Ашукин Н. С. Летопись жизни и творчества Н. А. Некрасова. М.; Л., 1935, с. 509--510.} Эта встреча Тургенева с Некрасовым была первой после разрыва их отношений в начале 1860-х годов, завершившегося взаимной многолетней неприязнью, и последней перед смертью Некрасова, умершего полгода спустя (27 декабря ст. ст. 1877 г.). В письме к М. М. Стасюлевичу от 24 мая 1877 г. А. Н. Пыпин сообщил, что Некрасов, узнав о приезде Тургенева в Петербург (известие об этом появилось на другой день после его приезда в "С.-Петербургских ведомостях", 1877, No 142, с. 102), просил передать ему, что всегда любил его. На предложение Пыпина повидаться с Тургеневым Некрасов ответил согласием и просил назначить встречу на 25 мая; однако состоялась она на неделю позже и в присутствии не Стасюлевича, как предполагалось, а П. В. Анненкова, приехавшего с Тургеневым. Узнав о смерти Некрасова, Тургенев писал Анненкову 9(21) января 1878 г.: "...вместе с ним умерла большая часть нашего прошедшего и нашей молодости. Помните, каким мы его с Вами видели в июне?" Незадолго до того, 1(13) января 1878 г., Тургенев писал в Петербург А. В. Топорову: "С немалым огорчением узнал я о смерти Некрасова; надо было ее ожидать и даже удивительно, как он мог так долго бороться. Никогда не выйдет у меня из памяти его лицо, каким я его видел нынешней весною". О безнадежном положении Некрасова Тургенев знал уже раньше из писем того же Топорова, хлопотавшего о примирении обоих писателей. По этому поводу Тургенев сообщал Ю. П. Вревской 18(30) января 1877 г.: "Я бы сам охотно написал Некрасову: перед смертью всё сглаживается -- да и кто из нас прав, кто виноват? <...> Но я боюсь произвести на него тяжелое впечатление: не будет ли ему мое письмо казаться каким-то предсмертным вестником". Отголосок слов "перед смертью всё сглаживается" мы находим и в "Последнем свидании" ("Смерть нас примирила"). В статье о смерти Гоголя (1852) Тургенев писал, что "смерть имеет очищающую и примиряющую силу: клевета и зависть, вражда и недоразумения -- всё смолкает перед самою обыкновенного могилой". В перечне ("Сюжеты") беловой рукописи заглавие этого стихотворения записано так: "Два друга" ("Смерть, кот<орая> приходит примирить"). Дата в рукописях: "Апрель -- май 187".
Очевидицей встречи Тургенева с Некрасовым была жена больного поэта. Запись ее рассказа была напечатана (Евгеньев В., Зинаида Николаевна Некрасова.-- Жизнь для всех, 1915, No 2, с. 337--338). "Тургенев,-- рассказывала она,-- с цилиндром в руках, бодрый, высокий, представительный, появился в дверях столовой, которая прилегала у нас к передней. Взглянул на Николая Алексеевича и застыл, пораженный его видом. А у мужа по лицу страдальческая судорога прошла; видимо, невмоготу ему было бороться с приступами невыразимого душевного волнения... Поднял тонкую исхудавшую руку, сделал ею прощальный жест в сторону Тургенева, которым как бы хотел сказать, что не в силах с ним говорить... Тургенев, лицо которого также было искажено от волнения, молча благословил мужа и исчез в дверях. Ни слова не было сказано во время этого свидания, а сколько перечувствовали оба!" Ч. Ветринский (см.: Тургенев и Некрасов, Заметки к их биографиям.-- В кн.: Огни. История. Литература. Пг., 1916. Кн. 1, с. 283--284) справедливо заподозрил точность некоторых деталей рассказа З. Н. Некрасовой, в частности -- ее утверждение, что Тургенев первый захотел повидать больного поэта, да и сам Тургенев в "Последнем свидании" утверждает обратное.
ПОРОГ
Стихотворение "Порог" Тургенев отдал M. M. Стасюлевичу вместе с другими "стихотворениями в прозе", предназначавшимися к опубликованию в "Вестнике Европы". "Порог", видимо, сразу же вызвал у Стасюлевича опасения цензурного характера. В наборной рукописи он сделал карандашом несколько исправлений: 1) вставил подзаголовок "Сон" {Б. В. Томашевский, ошибочно предположив, что эти поправки принадлежат самому Тургеневу, напечатал: "Порог. Сон" (Т, СС, с. 478).}, 2) легкими штрихами наметил исключение фраз: ""Готова ли ты на преступление?" -- Девушка потупила голову... "И на преступление готова""; 3) на полях рядом с двумя последними фразами поставил две нотабены (NB) и сделал еле заметные исправления: вместо "проскрежстал" -- "говорил", вместо "принеслось откуда-то в ответ" -- "раздалось с другой стороны". Вероятно, Стасюлевич сообщил Тургеневу об этих заменах, но писатель с ними не согласился, считая, что лучше выбросить всё стихотворение, чем менять в нем отдельные строки. 29 сентября (11 октября) 1882 г. Тургенев писал Стасюлевичу: "В случае, если Вы найдете нужным исключить одно или два стихотворения (как, напр., "Порог", в котором я не хотел бы, чтобы последние слова были изменены) -- то я Вам пошлю один отрывок под заглавием "Нашим народникам", который, мне кажется, не худо было бы поместить вместе с другими". Сомнения относительно возможности увидеть "Порог" в печати у Тургенева, однако, усиливались в связи с опасениями цензурного характера, высказывавшимися разными лицами, читавшими это стихотворение в рукописи. Так, например, в одно из писем к Тургеневу Стасюлевича вложен был восторженный отзыв А. Ф. Кони обо всем цикле, читанном им еще до набора, вместе с замечаниями об отдельных стихотворениях, в частности, вероятно, и о "Пороге", названном Кони "разговором Судьбы с русской девушкой" {Кони А. Ф. Отрывки из воспоминаний.-- BE, 1908, No 5, с. 20--21; Кони А. Ф. На жизненном пути. СПб., 1913. Т. 2, с. 95.}. Отвечая на это письмо, Тургенев писал Стасюлевичу 13(25) октября 1882 г.: "... вчера вечером пришло Ваше письмо, и первым моим делом -- просить Вас выкинуть "Порог" <...> Через этот "порог" Вы можете споткнуться... Особенно, если его пропустят. А потому лучше подождать". На другой день (в письме к Стасюлевичу от 14(26) октября), посылая поправки к нескольким "стихотворениям", Тургенев снова, настойчиво и тревожно, возвращался к "Порогу": "И повторяю просьбу: исключить "Порог". А то я не буду спокоен". Считая исключение "Порога" делом решенным, Тургенев еще раньше (3(15) октября), извещая Стасюлевича о получении корректур, писал: "Вместе с ними Вы получите одно новое стихотворение взамен "Порога",-- если, как оно следует ожидать, придется его выкинуть" {Вместе с выправленными корректурами Тургенев послал замену "Порога", но не стихотворение "Нашим народникам" (текст его так и остался неизвестным), а "Житейское правило".}.
По мнению П. Л. Лаврова, слышавшего "Порог" в чтении Тургенева летом 1882 г., это "стихотворение" "не вошло и не могло войти в состав того, что было напечатано в "Вестнике Европы""(Революционеры-семидесятники, с. 68). Когда П. В. Анненков, также читавший "Стихотворения в прозе" по рукописи, не обнаружил "Порога" в публикации "Вестника Европы", он предположил, что изъятие произошло вследствие вмешательства цензуры, так как,-- писал он тому же Стасюлевичу 4(16) декабря 1882 г.,-- он не нашел здесь отрывка "о барышне, объявленной преступницей и святой в одно и то же время. Да оно, устранение это, и понятно -- ибо упрощает сомнение, кто нрав из двух голосов, а это спокойнее".
Текст "Порога" в списках, восходящих к автографу, бывшему в руках у Стасюлевича, стал обращаться в публике. По одному из этих списков "Порог" был напечатан вместе с прокламацией "Народной воли", написанной П. Ф. Якубовичем-Мельшиным ко дню похорон Тургенева 27 сентября 1883 г. в Петербурге. Листок назывался: "И. С. Тургенев" и имел дату: "СПб., 25 сентября 1883 г."; в нем давалась высокая оценка общественного значения творчества Тургенева. "Для нас важно,-- говорилось здесь,-- что он (Тургенев) служил русской революции сердечным смыслом своих произведений, что он любил революционную молодежь, признавая ее "святой" и самоотверженной". Прокламация-некролог и "Порог" были напечатаны на листе хорошей бумаги в нелегальной типографии "Народной воли" М. П. Шибалиным, приятелем Якубовича {История опубликования этого листка изложена в книге: Попов И. И. Минувшее и пережитое. Л., 1924. Ч. 1, с. 109--111, и по новейшим данным в статье: Двинянинов Б. Н. И. С. Тургенев и П. Ф. Якубович. Из истории оценки Тургенева "Народной волей".-- Уч. зап. Орловского гос. пед. ин-та, т. 17. Орел, 1963, с. 218--233.}. Несмотря на то, что траурное шествие за гробом Тургенева сопровождал усиленный наряд полиции, а на Волновом кладбище и среди публики рыскало свыше ста наблюдательных агентов охранки, народовольцам всё же удалось распространить прокламацию с текстом "Порога" {См.: Никольский Ю. Дело о похоронах И. С. Тургенева.-- Былое, 1917, No 4, с. 150--151; Утевский Л. С. Смерть Тургенева. Пг., 1923, с. 59.}. Современники оставили свидетельства, что во время похорон "раскидывались подпольные листки. Между прочим, в них было помещено стихотворение в прозе "На пороге" (sic), якобы долженствовавшее быть напечатанным в "Вестнике Европы" и уже набранное в корректуре, в каковом виде и было добыто редактором подпольного листка" (Баландин А. И. Записка H. M. Горбова о похоронах И. С. Тургенева.-- Научные доклады высшей школы. Филологические науки. М., 1962, No 3, с. 140). Сведения об этой "прокламации" проникли вскоре даже в подцензурную печать: прозрачный намек на "Порог" сделан в "Петербургских письмах" в журнале "Русская мысль" (1883, кн. 11, с. 35). Вторая публикация "Порога" в русской нелегальной печати появилась в "Вестнике Народной Воли" (Женева, 1884, No 2).
В русской легальной печати "Порог" полностью был напечатан в 1905 г., сначала в журнале (Венгеров С. Тургеневский "Порог".-- Рус Бог-во, 1905, No 11--12, с. 155--157) и затем отдельным изданием (Тургенев И. С. Неизданное стихотворение в прозе "Порог". СПб., 1906, изд. библиотеки "Светоча" под ред. С. А. Венгерова). До этого времени "Порог" неоднократно печатался и распространялся нелегально {Существовало, например, издание "Порога" на гектографе, от руки -- с датой: 22 августа 1883 г., но без обозначения места печатания. В. Н. Двинянинов установил также, что "вся прокламация "И. С. Тургенев" с полным текстом "Порога" была переиздана в Москве 1 февраля 1884 г. гектографированным способом. Ее тщательно разыскивали жандармы" (Двинянинов Б. Н. Тургенев и Якубович, с. 227). Известны и более поздние нелегальные издания "Порога", например, выпущенное в 1903 г. в Гомеле (см.: Вольная русская печать в Российской публичной библиотеке (Под ред. В. М. Андерсона. Пг., 1920, с. 162, No 1685 и с. 312, No 3143).}. Изданный С. А. Венгеровым текст вызвал несколько откликов. Н. Гутьяр в заметке "По поводу стихотворения в прозе Тургенева "Порог"" (ИВ, 1906, No 6, с. 1045--1047) высказал ошибочное мнение относительно неточности опубликованного текста и для сопоставления предлагал другой текст, переданный ему "несколько лет назад одним из почитателей Тургенева" и произвольно названный "старой редакцией". Н. Гутьяр считал, что в общеизвестном тексте "Тургенев оправдывает "преступление" ради хороших целей" и что это будто бы противоречит его "высоконравственным убеждениям". Он имеет в виду то место, где на вопрос: "Готова ли ты на преступление?" -- девушка отвечает, потупив взор: "И на преступление готова". Хотя этих фраз действительно нет в черновом наброске "Порога" (в черновом автографе есть другие интересные варианты) {В черновом автографе были интересные варианты, например: вместо "громадное здание" -- "высокое темное здание"; "мрачное тяжелое здание"; вместо "угрюмая мгла" -- "темная ночь"; "мгла, чернее ночи"; "непроглядная тьма". В перечислении того, что ждет девушку, после слова "холод" было написано: "преследование"; после слова "одиночество" -- "возмездие". Перед словами "чью память почтить" было: "кого благодарить", и др.}, но они уже есть в беловом автографе, куда вписаны позднее карандашом самим Тургеневым, и в рукописи для набора. Столь же произвольны суждения Н. Гутьяра относительно художественного значения обеих редакций, поддержанные в особом редакционном примечании "Исторического вестника" (с. 1047).
С нашей точки зрения, напротив, "редакция" Гутьяра, ни одна строка которой не имеет себе соответствий ни в черновом, ни в беловом автографах Тургенева, представляет собой, по-видимому, неудачный обратный перевод с какого-либо иностранного перевода "Порога" {Так называемая "старая" редакция "Порога", опубликованная "Историческим вестником" в 1906 г., впервые увидела свет раньше. Она была напечатана в газете "Орловский вестник" еще 22 августа 1903 г. (см.: Афонин Л. Н. "Порог". К истории распространения в России стихотворения Тургенева.-- Т сб, вып. 5, с. 331-332).}.
Предположение, что редакция является "обратным переводом", может быть подтверждено тем, что "Порог" получил широкое распространение за рубежом в кругах русской революционной эмиграции и рано напечатан был в переводах. Первый и точный перевод "Порога" на французский язык, вероятно, с листовки "Народной Воли" сделан писательницей-социалисткой, другом П. Л. Лаврова В. Н. Никитиной и опубликован в ее статье "Poêsie inêdite de Tourguêneff" в "La Justice", 1883, 21 октября (см. об этом: Лит Насл, т. 87, с. 514, 516, 602). И. Павловский в своих воспоминаниях о Тургеневе (Pavlovsky Isaac. Souvenirs sur Tourguêneff. Paris, 1887, p. 246--248) приводит собственный перевод "Порога" на французский язык ("Le seuil"). Еще раньше перевода Павловского появился английский перевод, приведенный С. М. Степняком-Кравчинским в его книге "The Russian Storm-Cloud or Russia in her relations to Neighbouring Countries" (London, 1886), которая сначала печаталась в лондонском журнале "Time" в 1885 г. Переводу "Порога" предшествовали такие строки: "Я хочу привести как образец русского суждения поэтическое изображение глубоко трагического положения русского человека, преданного своей родине; оно дано нашим великим романистом Иваном Тургеневым в его стихотворении в прозе под названием "Порог"". И в заключение: "Вы, конечно, не найдете это стихотворение в прозе в подцензурном собрании сочинений Ивана Тургенева. Оно появилось в подпольной печати, и П. Лавров, которому автор летом 1882 г. в Буживале прочел свой "Порог", подтверждает его подлинность" {См.: Степняк-Кравчинский С. М. В лондонской эмиграции. М.: Наука, 1968, с. 36--37.}. В немецком переводе "Порог" ("Die Schwelle") в первый раз появился в октябре 1890 г.-- в органе немецкой социал-демократической партии "Neue Zeit"; спустя семь лет новый перевод "Порога" опубликован был в журнале немецких работниц, издававшемся под ред. К. Цеткин ("Die Gleichheit", 1898, No 27); третий раз "Порог" был напечатан в центральном органе немецкой с.-д. партии "Vorwärts", 1905, No 42 (см.: Спижарская Н. В. "Порог" Тургенева и немецкое революционное движение,-- Орл сб, 1960, с. 509--514). На болгарском языке "Порог" появился еще ранее, сначала в журнале "Искра", 1889, No 2, в переводе К. В. Друмева, затем в 1894 г.. в приложении к переводу с английского книги Дж; Кеннана "Сибирь и ссылка", изданном в г. Рущуке ("Прагът"). По свидетельству В. Велчева (Тургенев в Болгарии.-- Годишник на Софийский университет. 1961. T. LVI, 9, с. 752, 755--756), болгарские переводы сделаны по русскому тексту, напечатанному в прокламации 1883 г. (ср.: Велчев В. П. Тургенев в Болгарии.-- Орл сб, 1960, с. 411, 415).
В связи с этим следует напомнить указание В. Богучарского (Былое, 1905, No 5, с. 295--296), что "в революционной среде "Порог" был уже известен... в 1883 и даже в 1882 г." (ср.: Мицкевич С. Тургенев и революционное народничество.-- Литературный критик, 1934, No 9, с. 185--186) и что с этим стихотворением в прозе был знаком С. Степняк-Кравчинский, писавший в своей книге "Подпольная Россия" (1883) о первом большом процессе революционных народников -- "процессе 50-ти": "Даже те, которые враждебно относились к революционерам, были поражены их изумительной готовностью и самопожертвованию. Да это святые! -- восклицали все, кому удалось присутствовать на этом памятном суде" (Степняк-Кравчинский С. Подпольная Россия. М., 1960, с. 34--35). В этих словах действительно отразилась последняя строчка "Порога".
Так как дата написания "Порога" (май 1878) стала известна лишь после 1905 г., высказывались различные, и в том числе ошибочные, предположения о поводах для его создания. Так, например, думая, что оно было создано Тургеневым в первой половине 1881 г., П. Л. Лавров, а также Н. С. Русанов высказывали догадку, что оно внушено писателю судьбой С. Перовской (см.:Революционеры-семидесятники, с. 8--13, 67--68, 295). В недавнее время высказано было предположение, что "Порог" близок к агитационной подпольной листовке, выпущенной петербургской вольной типографией в 1878 г. по случаю покушения В. И. Засулич на генерала Трепова 24 января 1878 г. Вся вторая часть этой листовки -- "панегирик русской героической девушке, имя которой названо в конце",-- пишет А. И. Никитина и отмечает, что "Порог" также "явно навеян образом Веры Засулич. Тургенев был в эти годы в Петербурге, присутствовал на одном из судебных заседаний (приговор был вынесен 31 марта (12 апреля) 1878 г.), и официальные лица даже опасались беспорядков в суде, чтобы не осрамиться перед лицом И. С. Тургенева. Весьма вероятно, что именно в это время прокламация могла быть передана Тургеневу. Как бы то ни было, близость стихотворения Тургенева и листовки ощущается в форме изложения, в интонационном строе, в стиле и в содержании. Мрачный перечень испытаний, ожидающих девушку на избранном ею пути, и сближает "Порог" с названным выше сочинением" (Из истории русской революционной поэзии 1870-х годов.-- Уч. зап. Ленингр. гос. пед. ин-та им. А. И. Герцена. Л., 1963. Т. 245, с. 21--22). "Страшен и велик твой подвиг, и немногие могут вместить его,-- говорится, между прочим, в указанной листовке.-- Но слава русскому народу, что в нем нашлась хоть бы одна, способная на такой поступок. Страшна и славна твоя участь. Тебя ждут допросы "с пристрастием", пытки, и никто не услышит стонов твоих. Тебя ждут поругания и нравственные пытки <...> Тебя ждет суд палачей, который будет издеваться над тобой. Тебя ждет бесчеловечный судебный приговор. Ты сознательно пошла на все эти муки. Ты приняла еще горшую муку, решившись обрызгать кровью человека свои руки. Прими дань уважения, потомство причислит тебя к числу немногих светлых имен". Несмотря на известное сходство в ситуациях и во фразеологии прокламации и "Порога", едва ли можно доказать, что стихотворение Тургенева написано исключительно под впечатлением процесса В. Засулич, а не имеет в виду более обобщенный образ русской девушки, беззаветно преданной революционному делу. Помимо того, уже давно обращено внимание на близость "Порога" к той сцене романа "Накануне" (конец XVIII главы), в которой Инсаров как бы допрашивает Елену, готова ли она на подвиг, а она отвечает ему чистосердечной исповедью, которая одновременно служит также признанием в любви. Находили параллели в образах Марианны из "Нови" и героини "Порога" (см.: Белецкий А. В мастерской художника слова.-- В кн.: Белецкий А. Избранные труды по теории литературы. М., 1964, с. 123; Лекция А. В. Луначарского о Тургеневе. (Предисловие и комментарий Вал. Щербины).-- Русская литература, 1961, No 4, с. 56). Интересно сопоставлена с девушкой из "Порога" Машурина ("Новь") {См.: Фортунатов H. M. Поиски героя. ("Новь" и "Порог" И. С. Тургенева. К вопросу о генезисе стихотворения в прозе).-- Русские писатели и народничество. Вып. 2. Межвузовский сборник. Горький, 1977, с. 99--103. [Горьковский гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского].}.
ЩИ
В стихотворении "Щи", так же как и в стихотворении "Два богача", мир богачей, бар, противопоставляется миру бедных, нищих крестьян, причем симпатии писателя-гуманиста на стороне последних. Одинаковое горе, казалось бы, должно было сблизить двух матерей, но социальное неравенство рождает бездну между женщинами, и одна мать, которая некогда пережила такое же горе, "не понимает и никогда не поймет другую" (см.: Величкина И. И. Крестьянская Россия в "Стихотворениях в прозе" И. С. Тургенева.-- Вопросы русской литературы (Уч. зап. Моск. гос. пел. ин-та им. В. И. Ленина, No 389). М., 1970, с. 271).
Л. А. Озеров в статье ""Стихотворения в прозе" И. С. Тургенева" пишет, что "здесь в концентрированном виде передано всё существенное, что есть в деревенских рассказах и повестях Тургенева: его пристальное внимание к человеческому достоинству русского крестьянина, к его душевному миру. В этой миниатюре бытовая зарисовка приняла характер притчи, малого жанра сатирической или поучительной литературы, бытовавшей в России в XVII--XVIII и в начале XIX века" (см. в сб.: Мастерство русских классиков. М., 1969, с. 163).
"КАК ХОРОШИ, КАК СВЕЖИ БЫЛИ РОЗЫ..."
Как свидетельствует черновой автограф, Тургенев первоначально хотел дать другую концовку стихотворению. Оборвав наполовину заключительную цитату "Как хороши, как свежи..." Тургенев стал писать дальше: "Нет, не стану думать о розах",; но, не закончив фразу, зачеркнул ее и дописал цитату: "были розы", очевидно, не желая нарушать общий меланхолический тон стих" творения.
Стихотворение, первая строка которого дала заглавие данному произведению и повторяется затем несколько раз в его тексте в качестве лейтмотива, принадлежит И. П. Мятлеву и было впервые напечатано в 1835 г. под заглавием "Розы". Начальная строфа его читается так:
Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!..
Первый раз на это стихотворение, начальная строка которого долгие годы звучала в памяти Тургенева, указал А. Ф. Кони % заметке "Певица Полина Виардо Гарсия" (Рус Ст, 1884, май, с. 403). Впоследствии Н. А. Янчук в "Литературных заметках"! (Известия ОРЯС, 1907, кн. 4, с. 251--255), процитировав полностью это стихотворение по рукописному альбому 1840-х годов, напомнил о том, что строка, популяризированная Тургеневым, стала крылатой фразой и заглавием для вдохновленных им произведений скульптуры и музыки. Так озаглавлена, например, скульптура В. А. Беклемишева (Третьяковская галерея в Москве), изображающая молодую женщину с розой на коленях. На ту же тургеневскую тему с варьирующимся лейтмотивом ("Как хороши тогда. Как свежи были розы", "Как хороши теперь, Как свежи эти розы" и т. п.) в 1886 г. написал стихотворение К. Р. ("Новые стихотворения К. Р.". 2-е изд. СПб., 1900, с. 11--12). Популярность этой фразы-цитаты в словесном обиходе подтверждает В. В. Маяковский ("Писатели мы") (см.: Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. М., 1955, с. 250--251).
Ланнеровский вальс -- Вальсы И. Ф. К. Ланнера (1780--1843), дирижера, скрипача и композитора, были но манере близки к вальсам Штрауса-старшего и завоевали популярность благодаря мелодичной выразительности и изяществу. В повести "Ася" Тургенев упоминает звуки старинного ланнеровского вальса: "...я почувствовал, что все струны сердца моего задрожали в ответ на те заискивающие напевы" (наст. изд., т. 5, с. 156). Вальс Ланнера упомянут также в поэме А. Григорьева "Видения" (1846):
Ланнера живой
Мотив несется издали, то тих.
Как шепот страсти, то безумья полн
И ропота, как шумный говор волн...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жизнь и творчество Ивана Сергеевича Тургенева
Автор: Юлаева И.А.Тэги: Жизнь и творчество Ивана Сергеевича Тургенева...
Дом и семья в повести Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». (Открытый урок в 5-м классе для участия в фестивале «Ура, урок!»
Цель урока: показать, как автор передал чувства, переживания, нравственное превосходство Герасима, невольно потерявшего свой дом, близкого человека Татьяну и преданного друга Муму.Задачи урока: ...
Проблема счастья в повести Ивана Сергеевича Тургенева «Ася»
Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, самоотверженность. Судьба русской девушки. Драма рассказчика, обреченного на одиночество. Задачи урока:1. Познакомить уч...
Подготовка к домашнему сочинению по произведению Ивана Сергеевича Тургенева "Муму"
В презентации представлен материал по структуре сочинения, дан план к сочинению по теме "Образ Герасима", ориетировочные вопросы, на слайды выведены и предполагаемые ответы. Кроме того, данная п...
Антикрепостническая направленность произведений Ивана Сергеевича Тургенева
Жизнь И.С.Тургенева охватывает значительную историческую эпоху. Он родился во время парусного флота и ямских троек, а умер в эпоху телефона и телеграфа.Более полувека Тургенев находился в центре общес...
Викторина по произведениям Ивана Сергеевича Тургенева
Викторина представлена в форме интерактивной игры "Своя игра"...
Внеклассное мероприятие, посвященное 200-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева
9 ноября 2018 года исполняется 200 лет со дня рождения великого русского писателя и поэта, певца любви и русской природы Ивана Сергеевича Тургенева. Все, без исключения, произведения Тургенева хранят ...