УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
проект (9 класс) на тему
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ В ШКОЛЕ И СПОСОБЫ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ И УЧЕНИКОВ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.doc | 466.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Армавирская государственная педагогическая академия
Кафедра теории, истории педагогики и образовательной практики
направление (проект)
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
тема работы
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ В ШКОЛЕ И СПОСОБЫ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ И УЧЕНИКОВ
Выполнил:
Лазырин Максим Викторович
9 «А» класс
Частное общеобразовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа «Новый путь»
телефон – 2-23-23
Научный руководитель:
Кудаев Валерий Анатольевич,
учитель физики
ЧОУ-СОШ «Новый путь»
телефон – 8928-846-8562
Армавир, 2014 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………………………2
Энергосбережение как процесс рационального расходования энергетических ресурсов ..3
Мониторинг электропотребления и аудит энергопотерь в школе за сутки и за месяц. ……5
Пути энергосбережения ………………………………………………...………………………7
Программа энергосбережения…………………………………………………………………..9
Заключение ……………………………………………………………………………………..10
Приложение I Энергетический паспорт ЧОУ-СОШ «Новый путь»
Приложение II Стиль энергосберегающего поведения
Введение
Актуальность: В настоящее время, когда уделяется большое внимание экологическому образованию, связанному с рациональным использованием природных ресурсов. Как современному человеку, не ухудшая уровень комфорта (посвящая значительную часть своей жизни досугу, образованию, творчеству, развитию, здоровью и т.д.) оптимизировать свое потребление энергии, экономя при этом полезные ископаемые и природные ресурсы.
В соответствии с Федеральным законом № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 года целесообразно изучить государственную политику в области энергосбережения и экологии и сформировать целостное представление об энергосбережении, как о процессе рационального расходования энергетических ресурсов, содействовать формированию культуры использования энергии и творческого мышления для решения проблем энергосбережения в повседневной жизни.
Практическая значимость исследования очевидна – сэкономленные средства можно использовать для совершенствования материальной базы; культура использования энергии поможет школьникам в решении проблем энергосбережения в повседневной жизни.
Цель работы познакомиться с энергопотребелением школы и заставить задуматься учащихся о путях сокращения количества потребляемой энергии; составить "энергетический паспорт"школы; разработать программу энергосбережения и рекомендации всем участникам образовательного процесса по экономии электроэнергии.
Задачи:
- изучить государственную политику в области энергосбережения и экологии;
- сформировать целостное представление об энергосбережении как о процессе рационального расходования энергетических ресурсов;
- раскрыть возможность и необходимость личного участия учащихся в решении проблем энергосбережения;
- провести мониторинг электропотребления в школе за сутки и за месяц;
- провести аудит энергопотерь;
- разработать систему рекомендаций для всех участников образовательного процесса;
- ознакомить с результатами исследования школьное сообщество.
1.Энергосбережение как процесс рационального расходования энергетических ресурсов.
Энергосбережение - реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг)[1].
Сейчас человек уже не может обойтись без электрического света, тепла батарей в квартире, продукции, создающей наш привычный комфорт. Человек привыкает к новым благам цивилизации, на которые необходимо всё большее и большее количество энергии.
Ограничить рост потребления энергии очень сложно, ведь от него напрямую зависит здоровье и благосостояние каждого человека. Готовы ли мы для этого хуже питаться или одеваться, поменять свой образ жизни?
Нет, необходимо решить другую задачу: как современному человеку не ухудшая уровень комфорта (посвящая значительную часть своей жизни досугу, образованию, творчеству, развитию, здоровью и т.д.) оптимизировать свое потребление энергии, экономя при этом полезные ископаемые и природные ресурсы?
Относительная доступность электроэнергии, тепла, горячей воды создают представление у многих людей о том, что эти блага появляются сами собой и они никогда не исчерпают себя. Зачем их экономить, если каждый ими обеспечен в достаточном количестве за доступную цену? Сколько истрачу, за столько и заплачу, истрачу больше, ну и что, – заплачу больше. Но такое мировоззрение очень быстро приведет к негативным последствиям, ведь основные ресурсы, используемые при выработке энергии, являются невозобновляемыми. Отсутствие разумного подхода к использованию энергии очень быстро приведет к тому, что она станет менее доступной и более дорогой.
Нужно использовать энергию рационально, необходимо научиться её беречь. Кроме существенной экономии денег при оплате энергии, потребляя энергию эффективно, Вы вносите очень важный вклад в решение глобальных проблем экологии.
Энергетика является ключевым фактором социально- экономического развития". Эта аксиома традиционно использовалась для обоснования важности развития энергетики в структуре мировой экономики. За скобками при этом оставались вопросы ограниченности запасов энергетических ресурсов и их расточительное использование, проблемы роста энергопотребления вместе с ростом народонаселения, необратимые последствия техногенного воздействия энергетического сектора на окружающую среду.
К исходу прошедшего уже столетия стало очевидным, что человечество в лихорадочной гонке производства и неумеренного потребления жизненных благ подошло к своей "роковой черте". В значительной степени изменения планетарного масштаба, вызывающие тревогу человечества, вызваны развитием энергетического сектора. Осознание трагических последствий продолжения прежнего пути развития привело к ряду исторических событий, ключевым среди которых, несомненно, является Всемирная Конференция ООН в Рио-де-Жанейро, (1992), на которой была принята концепция устойчивого развития человечества. В концепции признается, что нельзя ограничивать экономический рост, а, следовательно, и рост потребления энергоресурсов и увеличение производства энергии. Вместе с тем, чтобы предотвратить негативные последствия этого роста для окружающей среды, международное сообщество выработало ряд приоритетов новой энергетической политики в соответствии с принципами устойчивого экологически
безопасного социально- экономического развития. Энергетика будущего в последующем своем развитии должна решить три основные задачи: · задачу экономного использования энергоресурсов; · задачу эффективного использования энергии (с целью уменьшения
потерь в процессе ее производства, передачи и потребления); · задачу увеличения использования возобновляемых (альтернативных) энергоресурсов и стимулирования поиска новых экологически безопасных источников энергии.
В соответствии с Федеральным законом № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 года целесообразно изучить государственную политику в области энергосбережения и экологии и сформировать целостное представление об энергосбережении, как о процессе рационального расходования энергетических ресурсов, содействовать формированию культуры использования энергии и творческого мышления для решения проблем энергосбережения в повседневной жизни.
2 Мониторинг электропотребления и аудит энергопотерь в школе за сутки и за месяц.
Мониторинг — процесс систематического или непрерывного сбора информации о параметрах сложного объекта или процесса.
Мониторинг — систематический сбор и обработка информации, которая может быть использована для улучшения процесса принятия решения, а также, косвенно, для информирования общественности или прямо как инструмент обратной связи в целях осуществления проектов, оценки программ или выработки политики. Он несет одну или более из трех организационных функций:
- выявляет состояние критических или находящихся в состоянии изменения явлений окружающей среды, в отношении которых будет выработан курс действий на будущее;
- устанавливает отношения со своим окружением, обеспечивая обратную связь, в отношении предыдущих удач и неудач определенной политики или программ;
- устанавливает соответствия правилам и контрактным обязательствам.
В ходе мониторинга необходимо ответить на вопросы:
1. Какие электроприборы здесь используются?
2. Какова мощность приборов?
3. Каково среднее время работы каждого прибора?
4. Энергозатраты на работу каждого прибора в течение 1 дня.
5. Сколько электроэнергии в целом используется ежедневно?
6. Сколько нужно платить за эту энергию?
7. Какие виды энергии используются?
8. Всегда ли энергия используется эффективно? Можно сэкономить энергию?
Результаты мониторинга оформлены в виде таблиц :
1 этаж
2 этаж
Электроприборы | Количество | Мощность | Среднее время работы | Энергозатраты |
Компьютер | 27 | 400 Вт | От 3ч до 5ч | 44.4 КВт |
Проектор | 3 | 100 Вт | От 3ч до 5ч | 2.4 КВт |
Телевизор | 7 | 300 Вт | 5 ч | 10.5 КВт |
Лампы | 102 | 36 Вт | 3 ч | 11.02 КВт |
Принтер | 5 | 100 Вт | 2 ч | 1 КВт |
Кулер | 2 | 700 Вт | 8 ч | 11.2 КВт |
Спортзал
Электроприборы | Количество | Мощность | Среднее время работы | Энергозатраты |
Лампы | 40 | 36 Вт | 2ч | 2.88 КВт |
Электроприборы | Количество | Мощность | Среднее время работы | Энергозатраты |
Компьютер | 5 | 400Вт | 5ч | 10 КВт |
Проектор | 4 | 100 Вт | 5ч | 2 КВт |
Телевизор | 5 | 300 Вт | 5ч | 7.5 КВт |
Холодильник | 4 | 300 Вт | 24ч | 28.8 КВт |
Плита | 2 | 9000 Вт | 2ч | 36 КВт |
Эл. Чайник | 4 | 3000 Вт | 0,025ч | 0.3 КВт |
Звонок | 1 | 15 Вт | 0,1ч | 0.0015 КВт |
Лампы | 75 | 36 Вт | 3ч | 8.1 КВт |
Всего:154.5015 КВт в день, 4635.045 КВт в месяц. 13905 руб. в месяц. Расчеты выполнялись в соответствии с существующими методиками[2].
Главная задача этапа аудита - определить, где в школе происходят потери энергии, которых можно избежать. В результате проведения аудита составляется план действий: что, конкретно, можно сделать в классе, в рекреации, в столовой, в других школьных помещениях, чтобы снизить уровень потребления энергии.
Разработан вариант энергетического паспорта ЧОУ-СОШ «Новый путь». (ПриложениеI[3])
3 Пути энергосбережения
В холодное время года особенно важно помнить также и о сбережении тепла в наших домах. Ведь когда нам не хватает тепла батарей центрального отопления, мы обогреваемся электрическими приборами. И тратим при этом электрическую энергию, которую могли бы не тратить.
Батареи отопления будут эффективно обогревать помещение, если за ними установить теплоотражающие экраны и не закрывать их плотными шторами.
В настоящее время существует много современных технологий отопления, имеющих явные преимущества перед традиционными: длинноволновые обогреватели, теплые полы, теплонакопители. Последние позволяют использовать выгоду низкого «ночного» тарифа на электроэнергию, так как именно во время действия этого тарифа происходит накопление тепла в теплонакопителях. В дневное же время они отдают тепло строго в соответствии с выставленной температурой. Известно, что в большинстве домов тепловые потери превышают нормы в 3-5 раз. Очень часто эти потери компенсируются за счёт обогрева различными электроприборами. По оценкам специалистов, 40 % потерь тепла происходит через окна. Их дополнительная тепловая изоляция или замена на современные стеклопакеты может повысить температуру в помещении на 4-5 °С. И, возможно, работа электрообогревательных приборов будет не нужна или сокращена до минимума. Это же касается утепления дверей, стен, пола и потолка.
Сегодня экономить на электроэнергии помогают современные электротехнические устройства. Так, существуют приборы, автоматически отключающие электрооборудование, когда оно не используется. Тут нам поможет выключатель с задержкой времени. Одновременно с включением света включается временное реле, которое гасит самостоятельно свет через заданный промежуток времени (от 10 сек. до 10 мин.). Таким образом, может экономиться 14-20% электроэнергии. Для этих же целей используется инфракрасный детектор (датчик движения), который срабатывает непосредственно при движении объекта. Когда Вы входите в комнату, свет зажигается автоматически, а когда выходите – гаснет.
Также помогают экономить электричество светорегуляторы (диммеры). Эти устройства монтируются вместо обычного выключателя и регулируют яркость света ламп. Например, если Вы смотрите телевизор и Вам не нужно яркое освещение в комнате, то поверните ручку регулировки светорегулятора и «притушите» свет. Существуют также диммеры, с возможностью управления из нескольких точек или дистанционно с помощью пульта. Обратите внимание, что встроенный режим плавного включения и выключения исключает вредное воздействие на глаза внезапной и яркой вспышкой сета. Еще одно преимущество диммеров состоит в том, что они продлевают срок службы ламп, однако некоторые энергосберегающие лампы не предназначены для работы в светильниках со светорегулятором. При помощи импульсных реле осуществляется управление освещением из нескольких мест. Безусловно, очень удобно, войдя в квартиру, включать свет на пути своего следования: в коридоре, кухне, гостиной. А еще Вам не придется тратить много времени, чтобы выключить свет во всей квартире (доме) – достаточно нажать всего одну кнопку.Установка многотарифных приборов, учитывающих электроэнергию по времени суток, предоставляет возможность платить за электричество в ночные часы (с 23:00 до 7:00) по тарифу, который в четыре раза дешевле обычного, то есть позволяет существенно экономить на оплате электрической энергии. Ведь один только холодильник потребляет около четверти всей электроэнергии и работает круглые сутки, но при наличии многотарифного прибора учета его работа будет стоить значительно дешевле в ночное время.
4 Программа энергосбережения.
Самый простой и эффективный способ экономии электроэнергии – не забывать всегда выключать за собой свет там, где он не нужен.
При использовании света, использовать энергосберегающие лампы.
Содержать в чистоте лампы и плафоны. Грязь и пыль, скапливающаяся на них, может снизить эффективность осветительного прибора на 10–30%.
Содержать окна в чистоте. Как сэкономить электроэнергию? Грязные окна «крадут» естественный свет, попадающий к вам в дом. И тогда приходится включать искусственное освещение и тратить при этом электрическую энергию.
Использовать только проводов и кабелей с медной жилой.
Отслеживать несанкционированных подключений.
Провести более тщательный аудит энергопотребления в аудиториях силами учеников.
Вменить в обязанности дежурным по классам выключать свет и ПК, если в них нет потребности.
Вменить в обязанности дежурным по этажам выключать свет в коридорах, если он не нужен и ксерокс на втором этаже.
Объявить конкурс на лучшую идею по энергосбережению.
В зимнее время, когда раньше темнеет, рекомендовать классным руководителям собирать детей, ждущих родителей в одной аудитории.
Наряду с практическими рекомендациям были сделаны выводы , способствующие формированию культуры использования энергии. Мы, сегодняшние школьники должны
- · принять общечеловеческие ценности ;
- осознать, что наш сегодняшний образ жизни влияет на жизнь будущих поколений;
- понять взаимосвязи в окружающей среде;
- осознать, что наши действия на местном уровне оказывают влияние на глобальные процессы; уметь анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений;
- уметь применять имеющиеся знания к разнообразным жизненным ситуациям;
- формировать· навыки сотрудничества в решении разнообразных проблем;
·- развивать способность к аналитическому, критическому, творческому мышлению;
-· уважительно относиться к разнообразию в природе и обществе.
Для родителей и учащихся были разработаны анкеты с целью определения стиля энергосберегающего поведения[4] (Приложение II[5]):
Заключение
В XXI веке будущее человечества целиком и полностью зависит от осознания того, что большинство ресурсов на Земле (если не все) – исчерпаемы.
Ограничить рост потребления энергии очень сложно, ведь от него напрямую зависит здоровье и благосостояние каждого человека. Готовы ли мы для этого хуже питаться или одеваться, поменять свой образ жизни?
Нет, необходимо решить другую задачу: как современному человеку не ухудшая уровень комфорта (посвящая значительную часть своей жизни досугу, образованию, творчеству, развитию, здоровью и т.д.) оптимизировать свое потребление энергии, экономя при этом полезные ископаемые и природные ресурсы?
На примере отдельно взятой школы мы показали, что нужно и можно решать эту задачу. Работа над проектом помогла сплотиться школьному сообществу вокруг решения обозначенной проблемы. Мы почувствовали себя семьей, в которой осуществляется поиск путей оптимизации расходов энергии. Результаты исследования рассмотрены на общешкольном собрании, что способствовало формированию культуры использования энергии и творческого мышления для решения проблем энергосбережения в повседневной жизни учеников. Результаты исследования позволили создать у учащихся целостное представление об энергосбережении как о процессе рационального расходования энергетических ресурсов.
Приложение I
Энергетический паспорт ЧОУ-СОШ «Новый путь»
Сведения о потреблении энергетических ресурсов и его изменениях | ||||||||
№ | Наименование | Единица измерения (ненужное зачеркнуть) | Предшествующие годы | Отчетный (базовый) | Примечание | |||
|
|
|
| |||||
1 | Объем потребления: |
|
|
|
|
|
|
|
1.1 | Электрической энергии | тыс. кВт∙ч |
|
|
|
|
|
|
1.2 | Тепловой энергии | Гкал |
|
|
|
|
|
|
1.7 | Воды | тыс. куб. м |
|
|
|
|
|
|
2 | Объем потребления с использованием возобновляемых источников энергии |
|
|
|
|
|
|
|
2.1 | Электрической энергии | тыс. кВт∙ч |
|
|
|
|
|
|
2.2 | Тепловой энергии | Гкал |
|
|
|
|
|
|
3 | Обоснование снижения или увеличения потребления | |||||||
3.1 | Электрической энергии |
| ||||||
3.2 | Тепловой энергии |
| ||||||
3.6 | Воды |
|
Сведения по балансу тепловой энергии и его изменениях | |||||||||||
(в Гкал) | |||||||||||
№ | Статья приход/расход | Предшествующие годы | Отчетный (базовый) 2013 год | Прогноз на последующие годы * | |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
1 | Приход |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1 | Собственная котельная |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.2 | Сторонний источник |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого суммарный приход |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1 | Технологические расходы всего, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| горячей воды |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.2 | Отопление и вентиляция, в том числе калориферы воздушные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.3 | Горячее водоснабжение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.4 | Сторонние потребители (субабоненты) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.5 | Суммарные сетевые потери |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого производственный расход |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.6 | Нерациональные технологические потери в системах отопления, вентиляции, горячего водоснабжения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого суммарный расход |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение II
Стиль энергосберегающего поведения
Посчитайте все ответы «ДА». За каждое «ДА» Вы получает 1 балл.
От 1 до 5 баллов: Вам еще многому надо научиться, так что начните прямо сейчас. От 6 до 10 баллов: У вас много хороших привычек, которые могут служить основой для дальнейшей работы над собой.
От 11 до 14 баллов: Вы являетесь хорошим примером всем остальным.
Более 14 баллов: Кто-то вашей семье должен стать руководителем природоохранных акций.
Для родителей.
После получения ответов поблагодарите своих родителей и подсчитайте «энергетический рейтинг»:
9-12 ответов «да», то «энергетический рейтинг» ваших родителей высок, родители хорошо осведомлены о важности сохранения энергии и могут оказать значительную помощь при проведении работы.
5-8 ответов «да» является показателем среднего «энергетического рейтинга». Родители хорошо осведомлены о важности сохранения энергии, но ваша совместная деятельность в работе над проектом, взаимная помощь друг другу будут очень полезны.
1-4 ответа «да» говорит, к сожалению, о низком «энергетическом рейтинге». Родителям необходима ваша помощь в изучении и понимании экологических проблем и способов сохранения энергии не только дома, но и на работе
[1]Основы энергосбережения: Учебно-методический комплекс: Беляев В.М., Ивашин В.В.Издательство: Мн.: Изд-во МИУ Год: 2008
[2] Потери электроэнергии. Реактивная мощь. Качество электроэнергии. Руководство для практических расчетов Железко Ю.С. Издательство: Мн.: Изд-во МИУ Год: 2009
[3] Приложение1Энергетический паспорт ЧОУ-СОШ «Новый путь»
[4]Расчет, анализ и нормирование потерь электроэнергии в электрических сетях Авторы: Железко Ю.С., Артемьев А.В., Савченко О.В.: Изд-во Наука Год: 2009
[5] Приложение 2 Стиль энергосберегающего поведения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - исследовательский проект "Я и Земля" им. В. И. Вернадского
Чтобы биосфера существовала бесконечно долго, необходимо охранять природу на нашей планете. Исследование фитоценоза в окрестности нашей школы....
Учебно-исследовательский проект "Человек и качество питьевой воды"
Хотя на Земле имеются миллионы и миллиарды ...
Учебно-исследовательский проект "Моё школьное питание"
Учебно-исследовательский краткосрочный проект, обучающий культуре питания, формирующий положительную мотивацию к здоровому образу жизни и личностние компетенции учащихся....
Учебно-исследовательская работа (проект). ЭБРУ – РИСОВАНИЕ НА ВОДЕ
Учебно-исследовательская работа (проект). ЭБРУ – РИСОВАНИЕ НА ВОДЕ. Введение. История возникновения эбру. Секреты создания эбру. Технология традиционного эбру. Эбру в наши дни....