Учебно-исследовательская работа (проект). ЭБРУ – РИСОВАНИЕ НА ВОДЕ
проект по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Учебно-исследовательская работа (проект). ЭБРУ – РИСОВАНИЕ НА ВОДЕ.   Введение. История возникновения эбру. Секреты создания эбру. Технология традиционного эбру. Эбру в наши дни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ebru_-_risovanie_na_vode.doc800 КБ

Предварительный просмотр:

РАЙОННАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ «МИР ИСКУССТВА»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Старосаврушская основная общеобразовательная школа»

Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан

Учебно-исследовательская работа (проект)

ЭБРУ – РИСОВАНИЕ НА ВОДЕ

Автор:

Абросимова Ольга Сергеевна,

ученица 7 класса

Руководитель:

Абросимова Олеся Валентиновна, учитель изобразительного искусства

село Старые Савруши

2016 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Введение

3

Основная часть.

5

  1. История возникновения эбру

5

  1. Секреты создания эбру

7

  1. Технология традиционного эбру

8

  1. Эбру в наши дни

10

3.

Практическая часть

13

4.

Заключение.

15

5.

Список использованных источников и литературы

16

6.

Приложения

17

ВВЕДЕНИЕ

Я очень люблю рисовать. Как-то по телевизору на одном из каналов увидела, как рисуют на воде. На меня это произвело неизгладимое впечатление. Это было волшебно! Краски плавали на поверхности воды и превращаясь очень красивые рисунки. И эти рисунки переносились на лист бумаги. И я решила открыть тайну рисования на воде.  

Мы уже все знаем, например, если добавить краску в стакан получится цветная вода. Но на этой цветной воде не нарисуешь картину. Оказывается,  не всегда так бывает. Краски могут плавать по поверхности воды и, растекаясь, создавать фантастически красивые рисунки. И этот способ изображения на воде называют ЭБРУ.

Знаете ли вы, почему краски не тонут, а красиво растекаются? Я не знала. И мама с папой не знали. И ребята из класса не знали. Узнать это и  рассказать всем стало моей целью. Возможно, причина в особых свойствах красок.

Цель исследования: Открыть тайну старинного турецкого искусства рисования на воде и узнать, какие краски и жидкость можно использовать для получения эффекта растекания их по поверхности жидкости, как в эбру.

Объект исследования: Взаимодействие красок и жидкостей в древнем искусстве рисования на воде.

Гипотеза проекта: Возможно, причина растекания красок по поверхности жидкости в их особых свойствах.

Предмет исследования: Причина растекания красок по поверхности жидкости.

Новизна проекта: Разработка рекомендаций по использованию разных красок и жидкостей для получения эффекта эбру.

Задачи проекта:

  1. Выяснить, какие материалы используют для рисования специалисты по эбру;
  2. Изучить способность разных красок держаться на поверхности воды;
  3. Узнать, как жидкость может удерживать краски на поверхности;
  4. Определить, какие свойства красок и жидкостей помогают создавать рисунки на воде;
  5. Найти оптимальное сочетание жидкостей и красок для получения эффекта эбру.

Методы проекта:

  1. Просмотр видеороликов по рисованию на воде;
  2. Опрос взрослых и детей;
  3. Эксперименты с красками и жидкостью.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭБРУ

История возникновения эбру окутана тайной. Сложно даже сказать, в каком именно веке оно появилось. Самая древняя из найденных картин датируется XI веком, но искусствоведы утверждают, что эта картина написана в условиях, когда искусство уже было отточено, а значит, появилось намного раньше самого изображения.

Старейшая из известных картин Эбру была создана в 11 веке

Также невозможно определить, где именно зародилось эбру: то ли в Индии, то ли в Персии, то ли в Бухарском ханстве, то ли еще где-то на Востоке. Единственный факт не вызывает сомнений: эбру является характерным восточным искусством, необходимостью обладать терпением и тонкостью движений.

Откуда бы ни пришло эбру в Османскую империю, но именно там оно прижилось, получило свое развитие, и в наше время Турцию принято считать центром, и даже родиной, необычайного искусства росписи по воде.

Каких только романтических эпитетов не придумали люди на Востоке для этого необычного вида искусства. Эбру называют «бумагой с облаками» или «бумагой с волнами». Известны такие названия, как «танцующие краски», «облака и ветер», «плавающие краски», «бумажное мраморирование».

На Западе эбру чаще всего именуют «турецкой бумагой», потому что в Европу эбру пришло в XVI веке из Стамбула, а уже в XVII–XIX веках приобрело большую популярность.

В султанском дворце-музее Топкапы, в книге "Gay-i Çevgan", написанной в 1539 году, хранятся старинные образцы эбру.

2.2.СЕКРЕТЫ СОЗДАНИЯ ЭБРУ

Эбру требует не только творческого начала, но также знания техники, терпения и концентрации.

Все компоненты для эбру обязательно натуральные. Краски состоят из воды с добавлением различных пигментов (мышьяк, синька, сажа, карбонат свинца, оксид железа), смешанной с бычьей желчью. Они очень жидкие, практически разноцветная вода. Кисти традиционно изготавливаются из конского волоса и стебля розы. Помимо кистей, для создания эбру еще используют шило, которым художник «заплетает» капли краски на поверхности воды в различные узоры, и гребень длиной в ширину поддона, которым проводят по всей поверхности воды с красками, чтобы создать чешуйчатый узор.

Все начинается с подготовки «холста». В прямоугольную тару наливают особый жидкий раствор из смеси воды с экстрактом растения гевен (лат. Astralagus), который сгущает воду.

А потом начинается само таинство: художник берет различные краски и буквально стряхивает их с кисточки на поверхность воды. Капли краски не растворяются в воде, а остаются на ее поверхности. Они расплываются, перемешиваются между собой, принимают причудливые формы, ежесекундно меняют очертания.

Затем художник начинает осторожно водить по воде шилом, превращая бесформенные капли краски в картину. Краски послушны каждому движению руки мастера, и кажется, что даже от дуновения легкого ветерка, движения мысли они станут сами собой переплетаться в замысловатые узоры. Это выглядит как укрощение водной стихии волей художника. Медитация в движении. Можно бесконечно следить за тем, как бесформенные капли краски обретают жизнь, превращаясь то в небывалые цветы, то в людей, то в сюжеты из сказок. Это действо завораживает так, что забываешь обо всем на свете и можешь смотреть бесконечно.  И все равно не приходит настоящего понимания того, как пара кружков краски на поверхности воды может преобразиться в настоящие картины. И остается ощущение волшебства.

Когда картина на воде окончена, сверху, очень аккуратно, кладут лист бумаги. Бумага используется тоже специальная: она буквально впитывает в себя все краски с поверхности воды. Лист снимают через несколько секунд, уже с узором. И это тоже выглядит как настоящая магия, потому что краски полностью переносятся на бумагу, а вода в поддоне при этом становится абсолютно чистой.

2.3.ТЕХНОЛОГИЯ ТРАДИЦИОННОГО ЭБРУ

Эбру – это рисунок одной жидкостью на поверхности другой. Это возможно только, если у этих жидкостей разное поверхностное натяжение. Поэтому воду, на которой будет выполняться рисунок, необходимо загустить.

эбру в домашних условиях
        Раствор для эбру. В качестве загустителя используется экстракт растения гевен. Эта горная колючка произрастает в Анатолии, Иране, Пакистане, некоторых районах на Кавказе. В июле растение срезают, чтобы собрать имз его стебля смолу. Ее высушивают на солнце. Так получается лепестковая китре. Для получения нужного нам раствора лепестки нужно настаивать 2 недели. Но можно купить готовый экстракт, уже измельченный в порошок, тогда ждать придется всего сутки. Вместо экстракта гевена можно использовать загустители из морской красной водоросли, которые используются в пищевой промышленности, в производстве косметики и в других отраслях. Чтобы раствор был однородным, перед началом работы его обязательно нужно процедить через капроновый чулок. Затем накрыть газетой на 5 мин, чтобы собрались все микро-пузырьки воздуха. Газетой накрывать китре следует после каждого рисунка и по окончанию работы.
       Краски (бойалар). Краски для эбру включают в себя натуральный пигмент, воду и желчь. Они очень жидкие по консистенции, по сути цветная вода. Для изготовления красок эбру используются следующие нерастворимые пигменты:

Эбру. История искусства живописи на воде  История возникновения эбру окутана тайной


       Желтый: сернистое соединение природного мышьяка.
       Синий:  лахорская синька, которую получают из корня растения. Рецепт ее изготовления создан в пакистанском городе Лахор.
      Зеленый: соединение синего и желтого. Если много мышьяка, цвет получается ближе к фисташковому, если много синьки –ближе к изумрудному.
      Темно-синий: особый сорт натуральной синьки.
      Черный: печная сажа, собранная вручную. Издавна сажа используется для изготовления чернил. В приготовлении это самая сложная краска. Она чень плохо впитывает воду из-за сажи, которая постоянно поднимается на поверхность воды. Поэтому ее нужно очень долго перемешивать. Чтобы облегчить этот процесс, в раствор добавлют сосновые иголки.
      Белый: карбонат свинца (свинцовые белила) в натуральном виде.
      Красный: оксид железа из листьев красной капусты.
       Кисти (фырчалар). Основная задача кистей – вбирать больше краски и легко отдавать ее в виде множества мелких капель. Для этого традиционно и по сей день в эбру используется волос конского хвоста. Ручка традиционно изготавливается из стебля розы.

Эбру. История искусства живописи на воде  Еще совсем недавно Эбру был под угрозой исчезновения


      Шило (биз). Для выполнения рисунка используется шило. Им художник аккуратно двигает краски по поверхности китре так, чтобы получались нужные формы. Таким можно даже писать портреты. Вместо шила вполне подойдут спицы, иголки, бамбуковые шпажки и т.п.


       Гребень (tarak-тарак). Для получения «чешуйчатого» узора использется гребень, длинна которого соответствует длинне или ширине поддона. Этот инструмент отлично подходит для равномерного заполнения пространства рисунком и для создания фона.

2.4.ЭБРУ В НАШИ ДНИ

Еще совсем недавно этот прекрасный вид искусства был под угрозой исчезновения. Технология могла быть утеряна, мастерство забыто, и нам бы оставалось лишь наслаждаться шедеврами прошлого, пытаясь понять, каким непостижимым образом они были созданы.

Но в последние десятилетия искусство эбру в Турции получило новую жизнь: его сохраняют, развивают и несут в массы. Проходят выставки картин, мастер-классы по созданию, продаются различные изделия из ткани, дерева, стекла и кожи с нанесенными на них рисунками в стиле эбру, существуют школы эбру, а иногда проходят представления где-нибудь в парке или на улице.

Разнообразие узоров, создаваемых в технике эбру поражает.

        

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

И вот я начала искать в интернете историю возникновения и технологию эбру. Узнала, какие материалы нужны для создания рисунка.  Посмотрела видеоролики.

Так я узнала, что краски для эбру особенные – жидкие  из бычьей желчи и цветного порошка. Их разбрызгивают кисточкой по поверхности воды. Капли краски на воде растут, превращаясь в большие круги. Палочкой  двигают эти круги, создавая изображение, которое потом отпечатывают на бумагу.

Получалось очень красиво! Так значит, краски не тонут, потому что они жидкие?

                                              Первый эксперимент.

Посмотрим, как взаимодействует жидко разведённая  «гуашь» с водой: разбрызгаем её по поверхности воды. Большая часть краски утонула, а отпечаток получился бледный.

        То же самое произошло и с акварельными красками, акриловыми, а жидкая тушь, вообще не стала держаться на воде.

 Витражные краски и лак для ногтей не тонули, но не растекались
и быстро застыли.
 

Эбру – это рисунок одной жидкостью на поверхности другой. Это возможно только, если у этих жидкостей разное поверхностное натяжение.

Поэтому воду, на которой будет выполняться рисунок, необходимо загустить.

        Наверное, причина эффекта эбру в особых свойствах воды,
ведь туда добавляют порошок из растения гевеи, чтобы она стала густой.
Вместо экстракта гевена можно использовать загустители из морской красной водоросли, а также сока растения астралагуса, имеющие слабоклеющие свойства.

Такие растения мне взять было негде. И я стала думать, что может из подручных материалов обладать слабоклеющими свойствами.

Второй эксперимент.

Молоко – тоже жидкость, но оно погуще воды. Быть может, можно рисовать на молоке?

Опыт показал, что оно тоже плохо удерживает краски.
Мама покупала мне густое желе из желатина. А что, если желатин использовать для загущения воды? Попробовала. Желатин сделал воду слишком густой. Краски не тонули, но и не растекались по поверхности: рисунок эбру не получился.

Может попробовать силикатный клей. Значит, можно сделать из этого вещества густую воду для рисования.

Благодаря силикатной воде, краски стали более послушными. Они не тонули и красиво растекались, как настоящие эбру-краски.

Я рисовала  разведёнными с водой гуашью,
акриловыми, масляными  красками, тушью. И всегда краски плавали на поверхности жидкости и растекались.

Самый красивый эффект получился масляными красками.
Теперь я знаю, секрет эбру: краски для рисования должны быть жидкими, тогда они смогут растекаться, а вода – густой, чтобы удерживать краски на поверхности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я очень люблю рисовать, и мне нравится изучать новые стили рисования.
       При создание своего проекта, мною были достигнуты все поставленные цели. Я узнала про древний способ рисования на воде. Узнала историю возникновения Эрбу. Так же узнала значение этого слова.  Изучила технику создания рисунка в стиле эбру и научилась сама  рисовать в стиле эбру.

А так же я поняла, что Эбру - это больше, чем искусство. Эбру - это как танцующий рисунок, мелодия созданная тобой.

Мне очень понравилось создавать картины в стиле Эбру.

Эбру - это способ самовыражения, который никогда не теряет своего мистического очарования с момента возникновения замысла и до появления изображения на бумаге.

Даже соприкасаясь с этим впервые, Вы становитесь автором уникального и неповторимого творения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Интернет-ресурсы:

http://www.youtube.com/ watch?feature=player_embedded&v=5Ud8LcAX0Hc

http://artebru.livejournal.com/

http://preo.ru/novosti/risovanie-na-vode-drevnejshee-iskusstvo-ebru/

http://retrobazar.com/

http://ebru-art.ru/

http://galinadolgikh.com/ebru-risovanie-na-vode/

http://ru.wikipedia.org/

ПРИЛОЖЕНИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для педагогов и специалистов ДОУ по теме: «Эбру – рисование на воде, нетрадиционная техника»

Цель: Повышение мотивации педагогов к овладению нетрадиционными техниками рисования, как средством развития фантазии, воображения.Задачи:- Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисовани...