Коррекционно-развивающая программа дополнительного образования «МАСТЕРИЛКА»
рабочая программа на тему

Данная программа является коррекционно-развивающей, т.к. направлена на коррекцию психофизических недостатков детей с ОВЗ, в то же время призвана более полно раскрывать интеллектуально-личностный потенциал воспитанников.

Целью программы является создание условий для социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в обществе,  а так же развитие их творческих способностей.

Автор программы исходит из того, что специальное обучение конструированию в школьном возрасте способствует психическому развитию ребенка и коррекции имеющихся недостатков восприятия, мышления и других сторон  психики, детей с ОВЗ. А развитие творческих способностей положительно влияет на адаптацию школьников в обществе, в том числе и школьном коллективе, формирует положительную самооценку.

Программа  состоит из следующих разделов: введение, пояснительная записка, в которой указаны цели и задачи программы, условия реализации программы и прогнозируемые результаты, систему оценивания результатов. Даны методические рекомендации к организации занятий и описание первого опыта работы. Содержание работы кружка состоит из тематического планирования, перечисления объектов труда и промежуточных результатов деятельности.

Программа составлена на 5 лет обучения и планируется как сопровождение школьника с пятого по девятый класс.

Данная программа является коррекционно-развивающей, т.к. направлена на коррекцию психофизических недостатков детей с ОВЗ, в то же время призвана более полно раскрывать интеллектуально-личностный потенциал воспитанников.

Целью программы является создание условий для социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в обществе,  а так же развитие их творческих способностей.

Автор программы исходит из того, что специальное обучение конструированию в школьном возрасте способствует психическому развитию ребенка и коррекции имеющихся недостатков восприятия, мышления и других сторон  психики, детей с ОВЗ. А развитие творческих способностей положительно влияет на адаптацию школьников в обществе, в том числе и школьном коллективе, формирует положительную самооценку.

Программа  состоит из следующих разделов: введение, пояснительная записка, в которой указаны цели и задачи программы, условия реализации программы и прогнозируемые результаты, систему оценивания результатов. Даны методические рекомендации к организации занятий и описание первого опыта работы. Содержание работы кружка состоит из тематического планирования, перечисления объектов труда и промежуточных результатов деятельности.

Программа составлена на 5 лет обучения и планируется как сопровождение школьника с пятого по девятый класс.

Данная программа является коррекционно-развивающей, т.к. направлена на коррекцию психофизических недостатков детей с ОВЗ, в то же время призвана более полно раскрывать интеллектуально-личностный потенциал воспитанников.

Целью программы является создание условий для социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в обществе,  а так же развитие их творческих способностей.

Автор программы исходит из того, что специальное обучение конструированию в школьном возрасте способствует психическому развитию ребенка и коррекции имеющихся недостатков восприятия, мышления и других сторон  психики, детей с ОВЗ. А развитие творческих способностей положительно влияет на адаптацию школьников в обществе, в том числе и школьном коллективе, формирует положительную самооценку.

Программа  состоит из следующих разделов: введение, пояснительная записка, в которой указаны цели и задачи программы, условия реализации программы и прогнозируемые результаты, систему оценивания результатов. Даны методические рекомендации к организации занятий и описание первого опыта работы. Содержание работы кружка состоит из тематического планирования, перечисления объектов труда и промежуточных результатов деятельности.

Программа составлена на 5 лет обучения и планируется как сопровождение школьника с пятого по девятый класс.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_4.docx53.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Коченевская средняя общеобразовательная школа №1 им. Героя Советского Союза Аргунова Н.Ф.

Рассмотрено на ШПМПК ______Ланг С.В.

« 4 »    сентября 2012г

Утверждено         __________________

Коррекционно-развивающая программа дополнительного образования

«МАСТЕРИЛКА»

Разработала: учитель 1 категории

 Немченко О.В.

КОЧЕНЕВО 2012


Содержание

ВВЕДЕНИЕ_______________________________3

Пояснительная записка_____________________  4

Цель программы___________________________7

Задачи программы_________________________ 7

Условия реализации программы______________ 8

Система оценивания________________________ 9

Методические рекомендации________________ 10

Организация деятельности__________________ 12

Содержание программы____________________ 13

Список литературы ________________________ 32

Ресурсы сети Интернет _____________________ 33


Введение

         Проблема воспитания и социализации подрастающего поколения является одной из важнейших для любого общества. Концепция модернизации российского образования на период до 2012 года определяет одной из приоритетных задач школы — обеспечение успешной социализации ребенка. Л. С. Выготский отмечал: «Социальное воспитание умственно отсталого ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания».

Социализация и интеграция  детей с ограниченными возможностями здоровья,  представляет собой острую актуальную проблему коррекционной педагогики. Значимость проблемы обусловлена тем, что учащиеся по программе 8 коррекционного вида  испытывают трудности в определении своей жизненной позиции, своего места в обществе. Специфика первичной социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья затрудняет формирование у них необходимых для эффективного функционирования в социуме навыков.  

Также причины затруднений социализации у таких детей  связаны с тем, что их познавательные возможности в сравнении с нормально развивающимися сверстниками не создают прочной основы для усвоения необходимого спектра социальных, общественных и других форм жизни. Играет роль и относительно меньшие возможности общения с окружающим миром  данной категории.  

Один из эффективных подходов к социальному воспитанию учащихся является создание в образовательном учреждении условий и средств, позволяющих обеспечивать их успешную социализацию и интеграцию в обществе.


Пояснительная записка

Программа разработана на основе Закона РФ "Об образовании", "Конвенции о правах ребенка", типовых программ Министерства образования РФ. Она соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе РФ «Об образовании» и других законодательных актах:

- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

- воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к окружающей природе, родине;

- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;

- создание условий для самореализации личности;

- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми.

Занятия конструирования и моделирования соответствуют требованиям безопасности и одобрены Министерством Образования России (письмо 1201/11 от 13.08.96г)

Программа носит коррекционно-развивающий характер, т.к. направлена на коррекцию недостатков психофизического развития, адаптацию в социуме и развитие творческих способностей, формирование практических навыков декоративно-прикладного творчества.

Традиционное преподавание, основанное на знаньевой парадигме, не всегда в полной мере позволяет использовать творческий потенциал ребенка, тем более ребенка с ЗПР. Данная программа является результатом практической работы автора и направлена на развитие творческого потенциала учащихся в процессе моделирования и конструирования изделий декоративно-прикладного творчества. Программа апробируется и в дальнейшем возможна корректировка по результатам апробации. 
Программа интересна тем, что не только прививает умения и навыки в различных направлениях ДПТ, но и способствует формированию национальной и экологической культуры, развивает творческие возможности и нравственную ориентацию каждого ребенка.
Отличительной особенностью ее является использование нестандартных материалов для работы, широко используется бросовый материал, что позволяет вырабатывать нестандартные решения и разработку оригинальных интерьерных решений. 

Специальное обучение конструированию в школьном возрасте способствует психическому развитию ребенка и коррекции имеющихся недостатков восприятия, мышления и других сторон психики умственно отсталого ребенка.  Конструирование  способствует расширению словаря, обогащению детской речи. Осуществляя конструктивные действия, анализируя объекты, планируя с помощью взрослого предстоящую деятельность, давая словесный отчет о проделанной работе и т.д. ребенок с ОВЗ усваивает необходимые ему слова в связи с потребностью другой деятельности, что способствует формированию правильного значения слов и понимания их употребления.

Нельзя не отметить положительное влияние конструирования на овладение общетрудовыми умениями, на развитие и совершенствование зрительно-моторной координации. Умственно отсталые дети  учатся действовать двумя руками под контролем зрения (что у них чрезвычайно затруднено), выполнять задание до конца, преодолевать трудности различного характера. Овладевать практическими приемами выполнения работы.

В основе коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетических связях разных форм мышления. В среднем школьном возрасте тесно взаимодействуют три основные формы: наглядно-образное, наглядно-действенное и словесно-логическое мышление. Данные формы мышления образуют тот единственный процесс познания реального мира, в котором преобладают то одна, то другая формы мышления, при этом, развивается оно в осмысленных целенаправленных предметных действиях.

Совершая действия с реальными предметами, перемещая их в пространстве, ребенок получает возможность преодолевать статичность восприятия. Он осознает динамичность окружающей среды, а главное познает возможность воздействовать на предмет по своему замыслу или в соответствии с теми задачами, которые ставит перед ним преподаватель.

Развивающий характер обучения определяется всей системой занятий. Дети сначала получают основу знаний по ДПТ, которая является базой для последующей работы. С накоплением знаний они переходят к изготовлению более сложных работ и самостоятельному проектированию. При этом вся трудовая деятельность способствует развитию творческих способностей. Все работы, которые выполняют ребята, имеют практический характер, могут послужить подарком, образцом для выставки (пусть даже на классном уровне), а это является для учеников мощным стимулом и к выполнению работы они прикладывают значительные старания. Коллективная работа воспитывает у ребят чувства коллективизма и ответственности за свою часть работы.

Из основных трудностей работы можно назвать слабые навыки, которыми владеют участники программы. Для детей первого года обучения очень важно быстрее увидеть результаты своего труда, с накоплением опыта, они более критично смотрят на свои первые работы, видят их недостатки, предъявляют к качеству своих работ более высокие требования, более внимательно относятся к выполнению мелких деталей.

Цель программы

Создать  условия, способствующие адаптации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  в обществе, а так же развитие их творческих способностей.


Задачи программы

Образовательные:
-изучение обучающимися основ композиции и аранжировки;
-обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
-закрепление и расширение знаний и умений в области: биологии, истории, математики, изобразительного искусства. 

Воспитательные:
- возведение базиса личностной культуры,
- формирование гуманистического стиля взаимоотношений с товарищами;
- экологическое воспитание обучающихся, воспитание трудолюбия, любви к труду и людям труда 

Развивающие:
- развитие у детей творческого мышления ,
- знакомство с различными направлениями русского народного творчества,

- создать условия для получения азов профессии,
- учить детей видеть красоту окружающего мира.

Коррекционные:

   - исправление (коррекция) психо-физических недостатков

Условия реализации программы.

Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши, портновский мел, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и красок, иголки швейные, для вышивания, портновские булавки, шило, крючок, спицы, пяльцы, шаблоны выкроек, схемы по вязанию, схемы по бисероплетению, трафареты букв.

         

Материалы: бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, альбом, бархатная бумага, картон переплетный, цветной картон; ткань, мех, вата, ватин, тесьма, эластичная лента, кружева, нитки швейные – белые, черные и цветные, мулине; проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА, силикатный, обойный, бисер, стеклярус; корни, стебли, соломка, цветы, соцветия, шишки;катушки деревянные, спичечные коробки, яичная скорлупа, пластмассовые бутылки, картонные обложки от книг, открытки, обрезки кожи, пенопласт, поролон, шерстяная пряжа. 

 

В результате усвоения программы «Мастерилка» воспитанники получают целый комплекс знаний и умений:

Учащиеся должны:

- уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;

- уметь трезво оценивать свои силы и возможности,

- воспитать в себе отзывчивость, дружелюбие, бережливость, чувство собственного достоинства,

- научиться бережно относиться к результатам своего и чужого труда,

А так же приобрести комплекс специальных знаний и навыков:

- работа с клеем,

- знание основ композиции,

- умение осуществлять подбор материалов для поделки,

- уметь применять эти навыки в быту, передавать свои навыки другим людям.

Система оценки результатов

При оценке знаний и умений учитывается факт участия, стабильность посещения занятий и интереса к работе в кружке. Кроме того, оценивается динамика личных достижений и удовлетворенности детей и родителей на основе собеседований.
Результативность деятельности детей в кружке оценивается также методом личной диагностики и экспресс - опросом. Благодаря возможности и желанию непосредственного контакта с учениками, непосредственно на каждом занятии наблюдается состояние знаний детей и применяется таким образом метод личной диагностики результатов. Несомненно, что в кружке этот метод - наиболее ценный и точный. Он всегда позволяет педагогу чувствовать мгновенную отдачу и быстро реагировать на свои ошибки и просчеты. 
Ну и, конечно, оценкой достигнутого уровня является участие детей в выставках различных рангов. Результаты участия детей в выставках различных уровней фиксируются в творческой книжке каждого обучающегося кружка. По освоении полного курса обучения в кружке на основании достижений, зафиксированных в творческой книжке, обучающимся выдается свидетельство об окончании обучения.

Методические рекомендации к организации занятий

Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствуют общие занятия, занятия по изучению истории техники, подготовка и проведение общих выставок, совместные посещения музеев, библиотеки с целью поиска новых материалов (сведений, чертежей, литературы), использование сети интернет

Очень важны отношения детей в коллективе. Коллективная работа способствует формированию нравственных качеств ребят. Одна из задач педагога - создавать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, чувствовать себя частью единого целого. Похвала педагога за самостоятельное решение вопроса, постоянные беседы, поручения, а также помощь младшим товарищам дают уверенность в себе и чувство удовлетворения. Важно, чтобы старшие участники чувствовали ответственность за себя и за младших, а младшие уважали старших, видя в них защитников помощников в деятельности. Например, при нарезке заготовок педагог поручает помочь младшим в этой пока трудной для них работе. Крайне важно бережно относиться к старшим воспитанникам- подросткам, учитывая, что именно для них группа имеет особую ценность, личностную значимость. Различное восприятие малой группы подростком связано с удовлетворенностью своими взаимоотношениями с другими членами группы, с такой особенностью подросткового возраста, как преобладание эмоционально- волевой стороны отношений и недостаточной осознанностью отношений с товарищами по группе. Педагог, учитывая эту особенность, должен всемерно подчеркивать, что старшие - это более опытные и умелые ребята и по мере возможности возлагать на них решение некоторых вопросов, с которыми обращаются младшие

Основной формой обучения являются групповые занятия. 90 % времени отводится на практические занятия. В основном используется индивидуальная работа с каждым учащимся. Теоретические знания учащиеся получают во время практических занятий.

Занятия провожу в классной комнате, в которой есть наглядные пособия, раздаточный материал, полка с образцами поделок. Комната проветривается, имеет нормативное освещение, отвечает санитарно- гигиеническим требованиям. За каждым учеником закрепляется индивидуальное рабочее место и инструменты. Перечень и объём материалов следует предусмотреть заранее – сбор некоторых зависит от сезонных условий. Такие материалы, как листья, корни, веточки собираем с детьми во время экскурсии.

    Очень важно познакомить родителей с планом работы кружка.

Они помогут заранее приобрести нужные материалы к работе.

Тесная связь семьи и школы будет способствовать воспитанию школьников.

На занятиях с детьми необходимо акцентировать внимание учащихся не на изготовление конкретной поделки, а на её конструктивном построении, общей закономерности устройства изделия этого типа, показать варианты, чтобы дети смогли бы дома самостоятельно сделать нужную поделку. Такой подход, как свидетельствует  практика, значительно повышает интерес к знаниям. А это является главным отличием от уроков трудового обучения.

    Занятия можно организовать по – разному, но нет необходимости в том, чтобы сначала выполнить все поделки из одного материала, потом из другого и т.д. Виды работ через несколько занятий желательно менять.

Организация деятельности кружка

   В кружке «Мастерилки» обучается 6 человек. С таким количеством учащихся можно осуществлять индивидуальный подход, что заметно сказывается на эффективности обучения. Руководителю кружка надо опираться на знания, умения и навыки, полученные в школе или дома, а также развивать их и совершенствовать.

   В рабочей комнате у нас есть постоянно действующая выставка детских работ. Дети видят результаты своего труда, сравнивают сделанное, обсуждают изделия, выделяют наиболее интересные работы. Занятия проходят 1 раз в неделю, наиболее оптимальная продолжительность занятий 40-50 минут.

Программа разработана на 5 лет, для сопровождения учащихся с 5-го по 9-й класс. Учебные темы подобраны не сложные и повторяются в следующем учебном году на качественно новом уровне развития навыков детей, способствует формированию устойчивой положительной мотивации и отработке навыков на уровне мастерства. В прошлом учебном году кружок посещали две девочки, в этом году они занимаются второй год, а так же к ним присоединились 4 пятиклассника (2 девочки, 2 мальчика). Возможно в дальнейшем придется скорректировать программу с учетом интересов мальчиков, но эта корректировка вероятнее всего коснется выбора объектов труда.  Разделы тем подобраны так, что могут быть интересны и мальчикам.

Поскольку общее количество детей в кружке не велико занятия проводятся для первого и второго года обучения одновременно. Темы занятий повторяются и девочки выполняют задания уже им знакомые с особым энтузиазмом, т.к. теперь они «старшие товарищи», к которым пятиклашки с уважением обращаются за помощью. Это повышает самооценку девочек  и позволяет им примерить на себя роль «наставника», что, в общем, способствует достижению главной цели – социализации учащихся. А одноклассники нормы, приходя в кабинет и разглядывая работы кружковцев «открывают» для себя их способности.

Содержание работы кружка «Мастерилка»

 

 

1 год обучения

 

 

№ п.п.

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

1                    

Вводное занятие

 

1

1

1

2

Работа с природным материалом

4

 

4

3

Работа с бумагой и картоном

10

 

10

4

Работа с бросовым материалом

7

 

7

5

Работа с текстильными материалами       

6

6

6

Работа с соленым тестом

5

 

5

7

Итоговое занятие

1

1

1

 

Итого

34

2

34

 

Содержание:

 

Вводное занятие.

  • Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка.
  • Требования к поведению учащихся во время занятия.
  • Соблюдение порядка на рабочем месте.
  • Соблюдение правил безопасной работы. Проведение входного контроля.

 Работа с природным материалом.

  • Экскурсия на природу с целью сбора природного материала.
  • Изготовление композиций из засушенных листьев.
  • Изготовление животных из шишек.
  • Составление композиции (коллективная работа).

Работа с бумагой и картоном.

  • Игрушки небывальщины (работа по замыслу).
  • Изготовление аппликации “Осенний лес”.
  • Изготовление игрушек-марионеток (работа с шаблонами).
  • Изготовление сплошной мозаики из обрывных кусочков.
  • Знакомство с папье-маше.
  • Изготовление елочных гирлянд, игрушек.
  • Изготовление карнавальных масок.
  • Изготовление поздравительных открыток (по замыслу).
  • Вырезание снежинок.

 Работа с бросовым материалом.

  • Конструирование дома для сказочных героев.
  • Конструирование игрушек из прямоугольных коробок.
  • Игрушки из пластмассовых бутылок, банок

Работа с текстильными материалами.

  • Знакомство с видами швов (“вперед иголка”, “через край”).
  • Изготовление салфетки с бахромой (по образцу).
  • Знакомство и шитье мягкой игрушки.

 

Работа с пластилином.

  • Лепка людей, животных, овощей (по образцу).
  • Изготовление сувенира «Колокольчик»
  • Лепка-игра.

 

Итоговое занятие.

  • Подведение итогов. Проведение итогового контроля.

 

К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:

название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;

название и назначение ручных инструментов и приспособлений- ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;

правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.

 

К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:

анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, вышивать стежками “вперед иголка”.

 

 


2 год обучения

 

                                            

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

1         

Вводное занятие

1

1

1

2

Работа с природным материалом

5

 

5

3

Работа с бумагой и картоном.

10

 

10

4

Работа с бросовым материалом

5

 

5

5

 Работа с текстильными материалами

6

6

6

Работа с соленым тестом

6

 

6

7

Итоговое занятие

1

1

1

 

Итого

34

2

34

 

 

Содержание:

 

Вводное занятие.

  • Проведение входного контроля.
  • Правила безопасной работы.
  • Соблюдение порядка на рабочем месте.

 

Работа с природным материалом.

  • Экскурсия на природу с целью сбора природного материала.
  • Скелетирование  осенних листьев
  • Открытка ко дню Учителя
  • Составление композиции (коллективная работа).
  • Работа по замыслу детей.
  • Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев).

Работа с бумагой и картоном.

  • Модульное оригами.
  • Лебедь из треугольных модулей.
  • Знакомство с квиллингом.
  • Снежинки из квиллинга.
  • Изготовление елочных гирлянд, игрушек.
  • Изготовление карнавальных масок.
  • Изготовление поздравительных открыток (по замыслу).
  • Вырезание снежинок.

 Работа с бросовым материалом.

  • Изготовление сувениров.
  • Кукла – берегиня.
  • Обереги.

Работа с текстильными материалами.

  • Стиль, стилевое единство (беседа с показом иллюстраций).
  • Изготовление грелки на чайник, вареное яйцо.
  • Изготовление обложки для книги.
  • Шитье мягкой игрушки.
  • Изготовление сувениров.

 

Работа с соленым тестом

  • Лепка людей, животных.
  • Лепка медальонов
  • Лепка по замыслу детей.

 

Итоговое занятие.

  • Подведение итогов.
  • Проведение итогового контроля.

 

К концу 2 года обучения учащиеся должны знать:

название ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой;

правила безопасной работы при работе ручным инструментом;

правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;

способы обработки различных материалов предусмотренных программой.

 

К концу 2 года обучения учащиеся должны уметь:

правильно пользоваться ручными инструментами;

соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;

организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;

бережно относиться к инструментам и материалам;

экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;

самостоятельно изготовлять изделия по образцу;

правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду.

 

 


3 год обучения

 

№                  

           

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

1

Вводное занятие

1

1

1

2

Работа с природными материалами

4

 

4

3

Работа с бумагой.

10

 

10

4

Работа с бросовым материалом.

7

 

7

5

Работа с текстильными материалами и фурнитурой

7

 

7

6

Работа с соленым тестом

4

 

4

7

Итоговое занятие

1

1

1

 

Итого

34

2

34

 

Содержание:

 

Вводное занятие.

  • Проведение входного контроля. Правила безопасной работы
  • Соблюдение порядка на рабочем месте.

 

Работа с бумагой.

  • Изготовление шкатулок из открыток (подбор открыток, изготовление выкроек, шитье частей шкатулки петельным швом, сбор шкатулки)
  • Изготовление карандашницы.
  • Изготовление шкатулки-сувенира.
  • Модульное оригами Снеговичок
  • Цветочный квиллинг.
  • Декоративная открытка в технике квиллинга
  • Работа по замыслу детей.

 Работа с бросовым материалом.

  • Шитье настенного кармашка (подбор открыток, изготовление выкроек, шитье деталей петельным швом, сбор деталей.
  • Шитье игольницы (из открыток).
  • Изготовление подставки для чайника.
  • Изготовление кукол из чулок (шитье одежды, эстетическое оформление работы).
  • Знакомство и изготовление чеканки (по образцу).
  • Работа по замыслу детей.

Работа с текстильными материалами и фурнитурой

  • Шитье мягкой игрушки.
  • Изготовление игрушек-сувениров.
  • Освоение приемов вязания.
  • Работа из вязаных мотивов.
  • Аппликация из цепочек вязанных крючком 

 

Работа с соленым тестом

  • Композиция по сюжету русских народных сказок.
  • Приемы росписи.
  • Роспись персонажей.

 

Итоговое занятие.

 

  • Подведение итогов. Проведение итогового контроля.

 

К концу 3 года обучения учащиеся должны знать:

название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;

правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);

способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка).

 

К концу 3 года обучения учащиеся должны уметь:

правильно называть ручные инструменты и использовать по назначению;

выполнять работу самостоятельно без напоминаний;

организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;

понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);

самостоятельно изготовлять изделия, предусмотренные программой (по образцу, рисунку, эскизу).

4 год обучения

 

 

№                  

           

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

1

Вводное занятие

1

1

1

2

Работа с природным материалом

5

 

5

3

Работа с бумагой

8

 

8

4

Работа с текстильными и бросовыми материалами и фурнитурой

12

 

12

5

Работа с соленым тестом

7

 

7

6

Итоговое занятие

1

1

1

 

Итого

34

2

34

Содержание:

 

Вводное занятие.

  • Проведение входного контроля. Правила безопасной работы
  • Соблюдение порядка на рабочем месте.

 Работа с природными материалами.

  • Интерьерное решение.
  • Изготовление кашпо из природных материалов.

 

Работа с текстильными и бросовыми материалами и фурнитурой

  • Знакомство с бисером и стеклярусом.
  • Приемы вязания.
  • Вязаная игрушка.
  • Шитье мягкой игрушки (уметь самостоятельно изготовлять игрушки, используя лекала).
  • Изготовление кукол для кукольного театра.
  • Постановка русских народных сказок (Колобок, репка)
  • Использование различных материалов для выполнения куклы-персонажа

 

Работа с бумагой

  • Модульное оригами по замыслу
  • Объемный квиллинг
  • Декоративное панно в технике квиллинга

 

Работа с соленым тестом

Изготовление  подвижных фигурок из шариков.

Соленая скульптура.

Декорирование сувенира.

Роспись игрушки.

 

Итоговое занятие.

  • Подведение итогов.
  • Проведение итогового контроля.

 

К концу 4 года обучения учащиеся должны знать:

название изученных материалов и инструментов, их назначение;

правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;

правила планирования и организации труда;

способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренных программой.

 

К концу 4 года обучения учащиеся должны уметь:

правильно использовать инструменты в работе;

строго соблюдать правила безопасности труда;

самостоятельно планировать и организовывать свой труд;

самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);

экономно и рационально расходовать материалы;

контролировать правильность выполнения работы. 


5 год обучения

 

 

№                  

           

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

1

Вводное занятие

1

1

1

2

Работа с бумагой

8

 

8

3

Работа с бросовым материалом и крючком

12

 

12

4

Работа с соленым тестом

6

 

6

5

Итоговая работа по замыслу

6

 

6

6

Итоговое занятие

1

1

1

 

Итого

34

2

34

 

Содержание:

 

Вводное занятие.

  • Проведение входного контроля. Правила безопасной работы.
  • Соблюдение порядка на рабочем месте.

Работа с бумагой

  • Модульное оригами
  • Кусудама
  • Кукла из модулей Мальвина

Работа с бросовым материалом и крючком

  • Работа из пластиковых элементов, обвязанных крючком
  • Выполнение декоративной сумочки

Работа с соленым тестом

Изготовление сложных сувениров из составных частей.

  • Роспись сувенира
  • Работа по замыслу

        Итоговая работа по замыслу

  • Творческий проект на выбранную тему.

К концу 5 года обучения учащиеся должны знать:

название изученных материалов и инструментов, их назначение;

правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;

правила планирования и организации труда;

способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренных программой.

 

К концу 5 года обучения учащиеся должны уметь:

правильно использовать инструменты в работе;

строго соблюдать правила безопасности труда;

самостоятельно планировать и организовывать свой труд;

самостоятельно выполнять работу по замыслу;

экономно и рационально расходовать материалы;

анализировать качество выполненной работы.

 

Работа с бумагой и картоном присутствуют во всех возрастных группах. Рассматриваются как разные виды бумаги, так и различные способы ее обработки и использования. Аппликация выполняется из вырезанных деталей, мозаика – из элементов, полученных путем обрывания. Постепенно усложняется обрывная аппликация. Обрывание производится по криволинейному контуру, выполненному от руки или перенесенному с выкройки. Из вырезанных деталей дети выполняют уже не плоские, а объемные аппликации.

 

Продолжается знакомство с искусством мозаики. При выполнении сплошной мозаики из обрывных кусочков усиливается живописный эффект поделки. Дети учатся получать полу объемную мозаику, изменяя форму бумажных элементов.

 

Из бумажных полосок дети склеивают объемные елочные игрушки и скручивают полоски в виде фигурок животных. Техника квиллинга дает широкий простор фантазии и детскому творчеству.

 

При работе в технике оригами дети изучают основные приемы складывания из бумаги и базовые формы. С каждым годом выполняются более сложные объекты в технике оригами. Готовые изделия дополняются деталями, объединяются в композиции. От простого треугольного модуля до сложных форм кусудамы, где помимо терпения и усидчивости, требуется еще аккуратность, внимательность, а порой и память, что бы запомнить сложную последовательность выполнения работы.

 

При работе с соленым тестом дети учатся выполнять формы от простой (шарик, колокольчик) до более сложной – рисунки жгутиками, элементы мозаики, сувенирные скульптурки. По мере знакомства с этим видом работы изменяется техника. Знакомый конструктивный способ лепки усложняется нанесением на изделие налепленных украшений. Лепка животных, людей, посуды выполняется из целого куска, а не из отдельных частей. На заключительных занятиях дети должны объединить все изученные способы в работе по собственному замыслу.

 

При работе с тканью дети осваивают шов “вперед иголку” и простейшие виды вышивки. Затем дети используют полученные навыки для изготовления и оформления кукольной одежды.

 

Знакомство и шитье мягкой игрушки усложняется с каждым годом обучения. В первом году обучения дети изготовляют простейшие мягкие игрушки с готовых выкроенных деталей, к пятому году обучения дети должны уметь самостоятельно изготовлять игрушки, используя лекала. А работа над созданием кукольного театра должна стать большим коллективным творческим проектом.

 Дети третьего и четвертого годов обучения учатся простейшим приемам вязания крючком и спицами. В начале дети учатся правильно выполнять начальную петлю, держать в руках крючок, спицы, делать круговые движения кистями. Далее они осваивают вязание воздушной цепочки, столбиков без накида и столбиков с накидом. Эти основные виды вязки позволяют вязать простые и сложные узоры. Вязать можно по образцу или графической схеме, где каждому приему вязки соответствуют условные знаки.

Обучившись правилам сбора, сушки и хранения, дети выполняют плоские аппликации на бумажной основе из листьев, трав и цветов, добиваясь живописного эффекта. Мозаику на плоских и объемных основах, покрытых пластилином, выполняют из гальки, семян, веточек, ракушек, подбирая цвета, форму и размер, стремясь к совпадению очертаний. Для создания художественных образов учащиеся используют материалы более крупных размеров – шишки, коряги – сопоставляя их формы с элементами изобразительного объекта, изучая разные виды соединений. Для выполнения аппликаций детям третьего и четвертого годов обучения предлагаются новые, ранее не использовавшиеся ими материалы, такие как птичьи перья, яичная скорлупа, соломка и др.

 

При работе с бросовым материалом дети применяют различные виды упаковок – пластиковые и картонные коробки, стаканчики, спичечные коробки, различные бутылки и др. Для создания образов животных и сказочных персонажей используются картонные коробки, различных форм. Дети учатся комбинировать их, сопоставляя размеры, обклеивать бумагой и добавлять необходимые детали.


Список литературы.

А.Бахметьев, Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”

Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”

Т.М. Геронимус “Работаем с удовольствием” 1998г.

Н.Гусева “365 фенечек из бисера”

С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”

А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”

М.А.Гусакова “Аппликация”

М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”

С.О.Докучаева, Е.В. Вольнова “Капитошка дает уроки”

Н.Докучаева “Сказки из даров природы”

Т.Еременко, Л.Лебедева “Стежок за стежком”

М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”

Т.А.Канурская, Л.А.Маркман “Бисер”

Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”

Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”

Н.М.Конышева “Умелые руки”

Н.М.Конышева “Секреты мастеров”

С.В.Кочетова “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка).

Е.Т.Красовская “Вязаный ежик”

О.С.Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров”

М.И.Нагибина “Природные дары для поделок и игры”

А.Петрунькина “Фенечки из бисера”

“Самоделки из бумаги” 1 и 2 ч. (знаменитые поделки Роберта Нила).

Д.Р.Ханашевич “Подружки – рукодельницы”

Д.Р.Ханашевич “Я вяжу и вышиваю”

В.Хасенбанк, Э.Хенши, Б. Бенц “Самоделки”

Т.А.Чернуха “Твоя маленькая мастерская”

 

Ресурсы сети Интернет:

http://www.darievna.ru/page/shkola-rukodelija-rukamiorg - школа рукоделия

http://stranamasterov.ru/ - страна мастеров

http://detpodelki.ru/ - академия поделок

http://doshkolnik.ru/podelki-iz-raznyh-materialov.html - Дошкольник, сайт для всей семьи

http://allforchildren.ru/article/index.php - Все для детей.

http://maminsite.ru/early.files/podelki.html - мама в сети.

http://cluclu.ru/blog/podelki/ - КлуКлу рукоделие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Программа дополнительного образования кружка "Мастерилка", сроки реализации 4 года

Программа «Мастерилка» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений,...

Образовательная программа дополнительного образования детей "Оригландия" с коррекционно-развивающим уклоном.

Образовательная программа доплнительного образования детей "Оригландия" с КРО расчитана на детей с 7 до 11 лет.            Авторская дополни...

Программа дополнительного образования "Мастерилка"

Программа дополнительного образования "Мастерилка" для учащихся с ОВЗ от 12 до 14 лет....