Авторская программа "Русский фольклор"
рабочая программа на тему
Воспитание традиционного национального самосознания, возрождение нравственности и высокой духовной культуры детей, через приобщение с раннего возраста к народной культуре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_folklor.doc | 238.5 КБ |
zadachi_russkiy_folklor.doc | 29.5 КБ |
formy_i_rezhim_zanyatiy.docx | 14.65 КБ |
metodicheskoe_obespechenie_dopolnitelnoy_obrazovatelnoy_programmy.doc | 37 КБ |
metodicheskoe_obespechenie_dopolnitelnoy_obrazovatelnoy_programmy_3.doc | 37 КБ |
metodiche4.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
1.1. Направленность дополнительной общеразвивающей образовательной программы.
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа “Этнография детства”разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и
методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в
области искусств», направленных письмом Министерства культуры
Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ , действующей лицензии учреждения. Она имеет художественно-эстетическую направленность, рассчитана на обучение детей 7-14 лет.
Программа “Этнография детства”- это и определенная учебно-воспитательная среда, способствующая детскому развитию, и методы народной педагогики, применяемые в особой “домашней ” атмосфере, и познание коллективного по природе способа мышления, позволяющего развивать память и внимание, помогающего найти свое место в сложном мире детских и взрослых взаимоотношений.
1.2.Актуальность.
Современная перестройка системы образования требует новых моделей обучения, воспитания, новых программ по художественному образованию и эстетическому воспитанию. Это обусловлено рядом обстоятельств. Главное из них носит социальный характер и состоит в том, что в условиях идеологического вакуума именно через культуру и искусство происходит передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связей между поколениями. Особенно следует подчеркнуть, что искусство, выражающее духовные традиции народа, выступает для подрастающего поколения как своего рода “оберег”, охраняющий ребенка от средств массовой информации, которые распространяют идеи насилия, жестокости, национализма и могут нанести личные травмы детям, стать источниками формирования агрессивного поведения.
Другое педагогическое обстоятельство заключается в растущем понимании того, что знакомство с народной культурой наиболее эффективно помогает ребенку построить целостную картину мира, позволяющую принять решение в широком спектре жизненных ситуаций.
Данная программа позволяет каждому ребенку органично войти в мир национальной певческой культуры на принципах : свободной реализации освоенного материала в собственно детской среде, обрядовой, праздничной и бытовой культуре; последовательности и поступенчатости образовательного певческого процесса.
1.3.Цель программы.
Воспитание традиционного национального самосознания, возрождение нравственности и высокой общей культуры детей, через приобщение с раннего возраста к народной культуре.
Задачи.
Первый год обучения.
Обучающие.
Познакомить с основными жанрами потешного фольклора.
Обучить игре на ударных инструментах: ложках, бубне.
Сформировать представление о различных жанрах народной музыки.
Сформировать умение петь ансамблем на основе унисонного пения.
Развивающие.
Развить координацию слуха и голоса на основе простейших песенных образцов.
Развивать память, внимание.
Воспитательные.
Формировать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа и людям труда.
Воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми.
Второй год обучения.
Обучающие.
Познакомить с наиболее значимыми православными праздниками и обрядами.
Обучить видам и основным фигурам хоровода.
Обучить игре на русских народных шумовых инструментах: трещотки, барабанки.
Формировать умение петь индивидуально и ансамблем.
Развивающие.
Развивать память, внимание обучающихся.
Развивать координацию и пластику движения в хороводе, пляске.
Воспитательные
Формировать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа и людям труда.
Воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми.
Третий год обучения.
Обучающие.
Сформировать основные знания о жанрах русской народной песне, их специфических особенностях.
Обучить основам попевочного словаря.
Обучить необходимым приёмам исполнения на шумовых инструментах.
Формировать умение исполнять песни различного характера с элементами двухголосия.
Развивающие.
Развивать внимание, память , фантазию, воображение обучающихся.
Развивать активное исполнительство детей в музыкальных спектаклях (ролевое, певческое).
Воспитательные.
Воспитывать уважение и любовь к народной песне, как особо значительной области музыкальной культуры.
Формировать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа и людям труда.
Воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми.
Четвёртый год обучения.
Обучающие.
Сформировать основные знания отличительных особенностей народного костюма северных и южных регионов России.
Обучить игре на русских народных инструментах: балалайке, гармошке.
Познакомить с наиболее важными моментами свадебного обряда.
Освоить многоголосную фактуру ансамблевого пения, владения детьми различными видами многоголосной техники.
Развивающие.
Развивать творческое дарование детей в певческом исполнительстве, в режиссуре, постановке спектаклей, обновлении игр.
Воспитательные.
Воспитать стремление к самостоятельной деятельности, в которой дети свободно от взрослых выражают свои чувства, приобретают и развивают различные умения и навыки, познают мир и обновляют его, творят.
1.4. Отличительные особенности дополнительной образовательной программы.
Данная программа, направленная на активное освоение детьми культурного богатства русского народа, основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к духовному наследию прошлого, на создании возможности для них как бы непосредственно с ними соприкоснуться. Духовность - интегрированное свойство личности. Оно проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – эстетических позиций, способности к переживанию, и присвоение ребенком совокупности культурных ценностей, определяет меру его общего развития.
Помимо познавательного, речевого, художественно – эстетического, нравственного и эмоционального развития комплексные занятия (пение, игры, хороводы, театрализация и пр.) способствуют и социальному развитию детей.
1.5. Возраст воспитанников.
Программа рассчитана на учащихся 7-- 14 лет.
1.6. Сроки реализации.
Содержание программы реализуется за 4 года, что в общем объеме составляет 720 часов. По 144 часа приходится на 1 и 2 годы обучения, по 216 часов на 3 и 4 годы обучения.
1.7. Формы и режимы занятий.
Формы занятий: беседа, лекция, рассказ, опрос, занятие-постановка, конкурс, встреча, экскурсия, праздник, концерт.
Режимы занятий:
Занятия проводятся для обучающихся 1, 2 года обучения 2 раза в неделю по 2 часа с десятиминутным перерывом. Для обучающихся 3 и 4 года обучения по 3 часа. Возможны индивидуальные занятия с солистами, а также небольшими ансамблями- дуэт, трио; музицирование на народных самобытных инструментах.
Количество обучающихся в группе соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
1.8. Ожидаемые результаты.
К концу обучения по данной программе, учащиеся должны знать:
Первый год обучения:
- Основные жанры потешного фольклора;
- Русские народные инструменты (гусли, ложки, бубен);
- Правила развития и сохранения голоса;
- Правила поведения в ансамбле.
Второй год обучения:
- Основные вокально-хоровые навыки (звукообразование, звуковедение);
- Наиболее значимые православные праздники и обряды;
- Календарные обрядовые песни и игры;
- Виды и основные фигуры хоровода;
- Русские народные инструменты и их звучание.
Третий год обучения:
- Жанры русской народной песни, их специфические особенности;
- Основы попевочного словаря;
- Понятия мелодия, лад, ритм, темп.
Четвертый год обучения:
- Отличительные особенности народного костюма северных и южных регионов России;
- Наиболее важные моменты свадебного обряда;
- Календарные, свадебные, плясовые, хороводные песни и игры с песнями;
- Лучших народных исполнителей, хранителей традиционной русской культуры;
- Разновидности народного театра.
К концу обучения по данной программе, учащиеся должны уметь:
Первый год обучения:
- Петь спокойно, без выкриков, своим голосом, артикулируя звуки;
- Исполнять выразительно, артистично, чисто интонационно несложную песню;
- Обыграть сюжеты песен-игр;
- Двигаться в соответствии с характером музыки;
- Исполнить на бубне и ложках несложный ритмический рисунок;
- Сочинить сказку, загадку, считалку, колыбельную.
Второй год обучения:
- Определять темп и характер произведения;
- Петь индивидуально и ансамблем, слаженно;
- Воспроизвести ритмический рисунок по слуху;
- Сочинить подголосок в песне;
- Свободно и естественно двигаться в хороводе, пляске;
- Обыграть образы героев, действующих в песнях и играх;
- Использовать музыкальные инструменты: ложки, бубен, трещотки при исполнении песен.
Третий год обучения:
- Чисто интонировать мелодии с элементами двухголосья;
- Запеть песню, повести её, то есть выполнить функцию дирижера;
- Исполнить простой переменный шаг, дробные движения, перестроится из одной фигуры хоровода в другую;
- Различать русские инструменты и их звучание;
- Разыграть обряд по народному календарю.
Четвертый год обучения:
- Петь эмоционально, а капелла, индивидуально и в ансамбле;
- Импровизировать подголоски, сочинять вариант мелодий;
- Использовать знакомые движения в свободной пляске, соединять отдельные движения в танцевальную композицию;
- Проявить воображение и фантазию в области театрализации действия песен, приближая их к народному театру;
- Брать на себя ответственность за общий результат.
1.9. Формы подведения итогов.
Формы входного контроля для учащихся первого года обучения:
Собеседование с ребенком при записи в коллектив;
Основной формой подведения итогов является контрольные задания разного уровня:
-викторины (проводятся в конце изучения основных тем для повторения и систематизации знаний);
-индивидуальный опрос с помощью карточек;
-конкурсы (для определения уровня практических знаний).
Демонстрационные методы: участие коллективов в концертах, фестивалях, открытых занятиях, творческих мастерских.
Сравнительный анализ детских практических достижений за 1,2,3,4 год обучения.
Наблюдение за детьми: взаимоотношение детских коллективов, проявление активности или пассивности детей.
Диагностика динамики развития учащихся.
В конце каждого учебного года проводится заключительное занятие, являющееся итоговым для каждого года обучения.
В конце первого года обучения заключительные занятия проводятся в форме игровой программы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Темы занятий | Часы | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Введение | 1 | 1 | |
2. | Жанры потешного фольклора | 5 | 1 | 4 |
3. | Сказки | 3 | 2 | 1 |
4. | Хороводы | 4 | 2 | 2 |
5. | Традиционные русские праздники | 4 | 2 | 2 |
6. | Мир народных инструментов | 3 | 1 | 2 |
7. | Слушание музыки | 2 | 1 | 1 |
8. | Игровой фольклор | 10 | 2 | 8 |
9. | Экскурсии | 2 | 2 | |
10. | Итоговое занятие | 1 | 1 |
2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Темы занятий | Общее количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие | |||
2. | Мифология восточных славян | |||
3. | Уклад жизни русского народа | |||
4. | Традиционные русские праздники. Календарные обряды и обычаи. | |||
5. | Мир народных инструментов | |||
6. | Слушание музыки | |||
7. | Игровой фольклор | |||
8. | Экскурсии | |||
9. | Итоговое занятие |
3-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Темы занятий | Общее количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие | |||
2. | Русский эпос | |||
3. | Трудовые артельные песни | |||
4. | Лирические песни | |||
5. | Частушки | |||
6. | Календарные обряды | |||
7. | Мир народных инструментов | |||
8. | Слушание музыки | |||
9. | Игровой фольклор | |||
10. | Экскурсии | |||
9. | Итоговое занятие |
4-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Темы занятий | Общее количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие | |||
2. | История заселения Ленинградской земли | |||
3. | Народный костюм, прическа, косметика | |||
4. | Семейный обряд. Свадьба. | |||
5. | Русский театр | |||
6. | Мир народных инструментов | |||
7. | Слушание музыки | |||
8. | Игровой фольклор | |||
9. | Экскурсии | |||
10 | Итоговое занятие |
ПРОГРАММА.
1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ тем | Содержание |
1 Тема: | Вводное занятие |
Понятие русского фольклора. Игра как основная форма деятельности ребенка. | |
2 Тема: Теория: Практика: | Жанры потешного фольклора |
Потешный фольклор (как часть детского фольклора): колыбельные, потешки, прибаутки, загадки, небылицы, дразнилки, скороговорки. Конкретные примеры и разбор специфических особенностей каждого жанра | |
Освоение песенной установки, устной народной манеры исполнения произведения, артикуляции, дыхания, определение ритмического рисунка. Освоение навыка исполнения в унисон, чистого интонирования, эмоционального пения. Разучивание колыбельных, прибауток, песен-дразнилок, песен-игр о животных. Обыгрывание песен с изображением действующих героев. | |
3 Тема: Теория: Практика: | Сказки. |
Сказка - эпический жанр фольклора, преимущественно прозаический. Сказки. Социально-бытовые, волшебные, о природе, о животных. Композиция, особенности поэтического языка. Собиратели русских сказок. | |
Музыкально-игровые композиции. Развитие творческого воображения. Создание пластического образа животных в инсценировках сказок. Игра в сказку (разыграем любую известную сказку). | |
4 Тема: Теория: Практика: | Хороводы |
Происхождение. Синкретизм жанра. Виды хороводов: магический, орнаментальный, игровой. | |
Выработка правильной, красивой осанки. Освоение основного положения ног: свободного и прямого, бытового шага, танцевального шага, фигур: круг, полукруг. Основное положение рук: подбоченившись, калачиком. Поклон поясной. Координация движения рук, ног, головы в хороводе. | |
5 Тема: Теория: Практика: | Традиционные русские праздники. |
Празднование Святок на Руси. Рождественско-новогодние обходы дворов с поздравлениями. Масленица. Обряды и обычаи. | |
Разучивание колядок, новогодних поздравительных песен. Изготовление масок. Припевки и масленичные песни. | |
6 Тема: Теория: Практика: | Мир народных инструментов. |
Из истории русской инструментальной культуры: гусли, ложки, бубен. | |
Прослушивание наигрышей, определения характера исполнения мелодий, освоение простейших метроритмов. Первые навыки игры на трех ложках. | |
7 Тема: | Слушание музыки. |
«Игра-угадайка». Угадать мелодию без слов. Занятие-концерт «Сказка в русской классической музыке». | |
8 Тема: | Игровой фольклор. |
Разучивание игр-жмурок, игр-ловишек, обрядовых святочных, масленичных игр, игр с песнями-хороводами. | |
10 Тема: | Итоговое занятие. |
Проводится игровая программа с целью диагностики усвоения детьми знаний песенного, игрового, танцевального материала, их умений и навыков. |
2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ тем | Содержание |
1 Тема: | Вводное занятие |
Расширение понятия русского фольклора. Перспективный план на год, цели и задачи. Народные праздники и подготовка к ним. | |
2 Тема: Теория: Практика: | Мифология восточных славян. |
Иерархия языческих богов и духов. Мифологические и сказочные персонажи. | |
Примеры проявления мифологии православянского периода в эпосе, сказках, заговорах, приметах, обрядах (Валесу, Николе, Илье, Полевику), юрьевские, купальские обряды, ряжения, похороны Костромы, Масленицы, Кукушки и т. д. | |
3 Тема: | Уклад жизни русского народа. |
Поселение. Жилище. Орудия труда. Транспорт. Семья. | |
4 Тема: Теория: Практика: | Традиционные русские праздники. Календарные обряды и обычаи. |
Трудовое лето и осень. Зимние святки. Масленица. Пасха. Семик. | |
Разучивание календарных обрядовых песен, припевок, закличек. Определение характера песни, закрепление знаний народной лексики, отработка умения отличать динамические оттенки, петь эмоционально. Совершенствование умения двигаться легко, изящно. Основная фигура: круг, шаг бытовой, бег. Освоение элементов народной пляски: пружинящего шага, «ковырялочки», тройного притопа, освоение поясного поклона, кружения. Обучение обыгрыванию песни по ролям, исполнению образных движений, подсказанных сюжетом песни, формирование эмоциональности. | |
5 Тема: Теория: Практика: | Мир народных инструментов. |
Из истории русской инструментальной культуры: колотушка, трещотка. | |
Прослушивание наигрышей с аккомпанементом, без аккомпанемента. Выработка умения выделять сильную долю, выстукивать ритмический рисунок. Развитие навыков игры на народных инструментах-колотушках, трещотках. | |
6 Тема: | Слушание музыки. |
Прослушивание календарных обрядовых песен в исполнении народных мастеров, детских фольклорных коллективов. | |
7 Тема: | Игровой фольклор. |
Игры на посиделках, святочные игры (сценки, фокусы, шутки, танцы ряженых), хороводные игры, подвижные символические игры. | |
8 Тема: | Экскурсии. |
Посещение этнографического музея для расширения представления детей о русском быте, народном костюме, игрушке. | |
9 Тема: | Итоговое занятие. |
Проводится игровая программа с целью диагностики усвоения детьми знаний песенного, игрового, танцевального материала, их умений и навыков. |
3-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ тем | Содержание |
1 Тема: | Вводное занятие |
Перспективный план на год, цели и задачи. Расширение знаний о русской народной песне, танце, игре. Народные праздники и подготовка к ним. | |
2 Тема: Теория: Практика: | Русский эпос |
Былины. Исторические песни. Баллады. Духовные стихи. | |
Самостоятельное прочтение былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и змей», «Садко». Слушание исторических песен. Разучивание исторической песни «Сусанин». Прочтение баллад русской классической литературы: А.С.Пушкин «Песнь о Вещем Олеге», М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова». Голубиная книга и её повествование о происхождении Вселенной. | |
3 Тема: Теория: Практика: | Трудовые артельные песни. |
Основные виды работ, связанные в прошлом с артельным пением. | |
Слушание наиболее распространенных артельных песен: «Дубинушка», «Эй, ухнем», «Вниз по Матушке по Волге». Разучивание детских трудовых песен. | |
4 Тема: Теория: Практика: | Лирические песни. |
Лирическая протяжная песня- душа народной крестьянской музыки, разновидности русской песенной лирики. Особенности поэтики. Принципы развития. | |
Закрепление навыка правильной артикуляции, точной передачи ритмического рисунка мелодии, правильного интонирования поступательного движения мелодии вверх и вниз, распевания слога на 2 звука, пения естественным звуком слаженно. Тренировка восприятия и памяти, освоение народной лексики. Подготовка навыков двухголосного пения путем унисонного чередования вариантов напева, деления ансамбля на группы с закреплением определенных вариантов напева и чередование их. Разучивание песен: «На горе, горе», «Через маленьку ту речку», «Я горю, горю на камушке», «То не ветер ветку клонит» и др. | |
5 Тема: Теория: Практика: | Частушка |
Формы исполнения: сольные, диалогические, хоровые. Общерусские и местные формы: «Барыня», «Семеновка», «Цыганочка», «Камаринская», «Матаня», «Подгорная», Страдание-частушка на любовную тему. | |
Слушание частушек в исполнении Л.А.Руслановой, М.Мордасовой. Разучивание и сочинение частушек. Развитие эмоциональной отзывчивости на песни шуточного, веселого характера. Исполнение частушек под балалайку, гармошку, «под язык», «под расческу». | |
6 Тема: Теория: Практика | Календарные обряды. |
Весенние календарные праздники. Три встречи (Сретенье, Сороки, Благовещенье). Егорьев день. Легенда о Георгии Победоносце. Обычаи и обряды. | |
Разучивание закличек солнцу, птицам, весне. Егорьевские песни (на первый выгон скота). Обыгрывание песен с игрой и хороводом по кругу в разные направления. Закрепление навыка бытового шага. | |
7 Тема: Теория: Практика: | Мир народных инструментов. |
Из истории русской инструментальной культуры: духовые – кувиклы, свистулька, сопель, жалейка, рожок; жанры: сигнал, песенный и плясовой наигрыш, аккомпанемент к песне. | |
Прослушивание музыкальных произведений с использованием духовых народных инструментов. Различие тембра инструментов. | |
8 Тема: | Слушание музыки. |
Ариозо Бояна из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила», фрагменты оперы Н.Римского-Корсакова «Садко», искусство сказителей Рябинных, Сапоговой. Исторические песни: «За рекою, за великою», «Над Москвою заря занималася» и др. Лирические песни в исполнении Северного русского народного хора Л.А.Руслановой, хора им. Пятницкого. | |
9 Тема: | Игровой фольклор. |
Игры в помещении, хороводные игры, обрядовые, игры в фанты, игры-состязания. Развитие у детей смекалки и сообразительности, творческой активности. | |
10 Тема: | Экскурсии. |
Знакомство с историей народных промыслов, местными мастерами, технологией и художественными особенностями. Посещение выставок прикладного творчества. | |
11 Тема: | Итоговое занятие. |
4-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ тем | Содержание |
1 Тема: | Вводное занятие |
Знакомство с программой, целями и задачами на учебный год. Перспективный план обновления репертуара. Расписание занятий и репетиций. | |
2 Тема: Теория: Практика: | История заселения края. |
Образование реки Луга. История города Луги. | |
Подготовить сообщения по темам: «От века десятого», «Военная история Луги». | |
3 Тема: | Народный костюм, прическа, косметика. |
Национальное в народном костюме. Значение красного цвета. Символ Солнца и Любви. «Бабушкины сундуки». Региональные особенности русского народного костюма. Русская народная прическа. Зависимость её от классово-сословной принадлежности. Головные уборы. Косметика. Растительные краски. Прослушивание русских народных песен и романсов русских композиторов, в которых фигурирует описание народного костюма, прически, косметики. Например: «Белолицы-Румяницы», «Затрубили трубушки», «Вдоль по улице молодчик идет», Свадебные песни на расплет косы, романс А.Е.Варламова «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан». | |
4 Тема: Теория: Практика: | Семейный обряд. Свадьба. Огромное значение свадьбы в судьбе человека, семьи, рода. |
Наиболее важные моменты свадебного обряда. Жанровое многообразие свадебных песен. Синкретический характер свадебного ритуала (тексты, пение, обряды, пляски, игры и т.д.). | |
Слушание и разучивание свадебных песен, заговоров, приговоров. Разучивание фрагментов свадебного спектакля: сватовства, рукобитья, девишника, расплетания косы и др. Обучение исполнению песен-диалогов с движениями. Закрепление навыков эмоционального и выразительного исполнения песен игрового характера. | |
5 Тема: Теория: Практика: | Русский театр. |
Игры, хороводы, календарные и семейные обряды. Театр Петрушки. Рождественский театр как разновидность народного театра. Ярмарочный театр: балаганы, раусы, медвежьи потехи, раёк. | |
Изготовление кукол Петрушки. Изготовление элементов декорации, реквизита. Разыгрывание кукольного спектакля. | |
6 Тема: Теория: Практика: | Мир народных инструментов. |
Из истории русской инструментальной культуры: гармонь, балалайка, домра. | |
Прослушивание наигрышей на гармонике, балалайке, а также русских народных мелодий в исполнении ансамбля русских народных инструментов. Обучению различию тембра р.н.п., выделению их из ансамбля. Разнообразные предметы быта в роли музыкальных инструментов: коса, пила, печная заслонка, колокольчики, ложки и др. Использование их в качестве тембрального изобразительного фона. | |
7 Тема: | Слушание музыки. |
Традиционная музыка русского народа (по материалам экспедиций 1971-1992 годов. Составление и комментарии Е.Н Разумовский). | |
8 Тема: | Игровой фольклор. |
Игры – как одно из главных праздничных развлечений русского народа. | |
9 Тема: | Экскурсии. |
Изучение изготовления и украшения русского костюма, различных видов вышивок. Посещение выставок прикладного творчества. | |
10 Тема: | Итоговое занятие. |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
1 год обучения
№ | Раздел | Форма занятия | Методы и приёмы проведения занятий | Форма подведения итогов |
1 | Вводное занятие. | Игра, анкетирование. | Словесный, наглядный, практический. | Обсуждение, анкетирование. |
2 | Жанры русского фольклора | Комбинированное. | Словесно-наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный. | Опрос, обсуждение, конкурсы, участие в концертах. |
3 | Традиционные русские праздники. Календарные приметы и обычаи. Семейные обряды. | Комбинированное (постановка). | Словесно-наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. | Обсуждение, открытые занятия, творческие мастерские. |
4 | Мир народных инструментов. | Комбинированное (беседа, слушание). | Словесно-практический, поисковый, репродуктивный. | Конкурсы, концерты, обсуждение. |
5 | Слушание музыки. | Комбинированное (беседа, слушание фонограмм). | Словесный, частично – поисковый, иллюстративный. | Обсуждение, викторины. |
6 | Игровой фольклор. | Практическое (игры, конкурсы). | Практический, наглядный, иллюстративный. | Открытые занятия, творческие мастерские. |
7 | Экскурсии. | Практическое (беседа, просмотр). | Объяснительно-иллюстративный. | Обсуждение. |
8 | Итоговое занятие. | Комбинированное (викторины, конкурсы, концерты, фестивали). | Словесный, поисковый, демонстрационный. | Диагностика динамики развития. |
Литература:
1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М. , 1957.
2. Гилярова Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. М. 1996.
3. Даль В. Пословицы русского народа.
4. Дусаров Г.П. Крещение Руси. М. Книга, 1990.
5. Колпакова Н.П. А мы просто сеяли… Л., 1984.
6. Князева О.Л., Маханева М.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб., 1997.
7. Макашина Т.С. Фольклор и обряды русского населения Латгалии. М., 1979.
8. Науменко Р.М. Жаворонушки. М., 1986. Вып. 4.
9. Некрылова А.Ф. Круглый год. М., 1989.
10.Покровский Е. Детские игры преимущественно русские. СПб., 1994.
11.Русская народная песня. Вступительная статья А.Н.Розова. Л., 1988.
12. Хрестоматия по фольклору. М., 1972.
13.Шангина И.И. Русские традиционные праздники. Спб.,: «Искусство», 1997.
14.Якубовская Е. Золотая веточка. Вып.1,2. «Русская традиционная культура», 1997, № 1,3.
Литература для учащихся:
1. Аникин В.П. Русские пословицы и поговорки. М. , 1988.
2. Белкин А. Русские скоморохи. М., 1975.
3.Восточнославянские волшебные сказки./ Сост. Г.В.Зуева. М.: «Просвещение», 1992.
4. Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки
5. Горький М. Как сложили песню. Собр. соч. В 18 т. м., 1961 - Т. 8.– с. 238-241.
6. Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: «Мол. гвардия», 1991.
7. Дусаров Г.П. Крещение Руси. М.: «Книга», 1990.
8. Костин И.А. Острова сокровищ. Повесть о сказителях. М.: Советская Россия», 1991.
9. Предания и легенды России.
10. Фольклорные рассказы. Свердловск, 1991.. Рогов А. П. Кладовая радости. Юному читателю о народном искусстве и его творцах. М., 1982.
12. Слово о полку Игореве. М., 1986.
Предварительный просмотр:
Задачи
Первый год обучения.
Обучающие.
Познакомить с основными жанрами потешного фольклора.
Обучить игре на ударных инструментах: ложках, бубне.
Сформировать представление о различных жанрах народной музыки.
Сформировать умение петь ансамблем на основе унисонного пения.
Развивающие.
Развить координацию слуха и голоса на основе простейших песенных образцов.
Развивать память, внимание.
Воспитательные.
Формировать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа и людям труда.
Воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми.
Второй год обучения.
Обучающие.
Познакомить с наиболее значимыми православными праздниками и обрядами.
Обучить видам и основным фигурам хоровода.
Обучить игре на русских народных шумовых инструментах: трещотки, барабанки.
Формировать умение петь индивидуально и ансамблем.
Развивающие.
Развивать память, внимание обучающихся.
Развивать координацию и пластику движения в хороводе, пляске.
Воспитательные
Формировать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа и людям труда.
Воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми.
Третий год обучения.
Обучающие.
Сформировать основные знания о жанрах русской народной песне, их специфических особенностях.
Обучить основам попевочного словаря.
Обучить необходимым приёмам исполнения на шумовых инструментах.
Формировать умение исполнять песни различного характера с элементами двухголосия.
Развивающие.
Развивать внимание, память , фантазию, воображение обучающихся.
Развивать активное исполнительство детей в музыкальных спектаклях (ролевое, певческое).
Воспитательные.
Воспитывать уважение и любовь к народной песне, как особо значительной области музыкальной культуры.
Формировать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа и людям труда.
Воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми.
Четвёртый год обучения.
Обучающие.
Сформировать основные знания отличительных особенностей народного костюма северных и южных регионов России.
Обучить игре на русских народных инструментах: балалайке, гармошке.
Познакомить с наиболее важными моментами свадебного обряда.
Освоить многоголосную фактуру ансамблевого пения, владения детьми различными видами многоголосной техники.
Развивающие.
Развивать творческое дарование детей в певческом исполнительстве, в режиссуре, постановке спектаклей, обновлении игр.
Воспитательные.
Воспитать стремление к самостоятельной деятельности, в которой дети свободно от взрослых выражают свои чувства, приобретают и развивают различные умения и навыки, познают мир и обновляют его, творят.
Предварительный просмотр:
1.4. Отличительные особенности дополнительной образовательной программы.
Данная программа, направленная на активное освоение детьми культурного богатства русского народа, основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к духовному наследию прошлого, на создании возможности для них как бы непосредственно с ними соприкоснуться. Духовность - интегрированное свойство личности. Оно проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – эстетических позиций, способности к переживанию, и присвоение ребенком совокупности культурных ценностей, определяет меру его общего развития.
Помимо познавательного, речевого, художественно – эстетического, нравственного и эмоционального развития комплексные занятия (пение, игры, хороводы, театрализация и пр.) способствуют и социальному развитию детей.
1.5. Возраст воспитанников.
Программа рассчитана на учащихся 7- 14 лет.
1.6. Сроки реализации.
Содержание программы реализуется за 4 года. 1-2 год обучения по 144 часа, 3-4 годы обучения по 216 часов. Возможен вариант работы в объеме 72 часа для 1-2 детей классов.
1.7. Формы и режимы занятий.
Формы занятий: беседа, лекция, рассказ, опрос, занятие-постановка, конкурс, встреча, экскурсия, праздник, концерт.
Режимы занятий:
Занятия проводятся для обучающихся 1-2 года обучения 2 раза в неделю по 2 часа с 10-минутным перерывом. Для обучающихся 3-4 года обучения по 2 часа с 10-минутным перерывом. Индивидуальные занятия 3-4 год обучения 2 часа в неделю. Количество обучающихся в группе соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
1.8. Ожидаемые результаты.
К концу обучения по данной программе, учащиеся должны знать:
Первый год обучения:
- Основные жанры потешного фольклора;
- Русские народные инструменты (гусли, ложки, бубен);
- Правила развития и сохранения голоса;
- Правила поведения в ансамбле.
Второй год обучения:
- Основные вокально-хоровые навыки (звукообразование, звуковедение);
- Наиболее значимые православные праздники и обряды;
- Календарные обрядовые песни и игры;
- Виды и основные фигуры хоровода;
- Русские народные инструменты и их звучание.
Третий год обучения:
- Жанры русской народной песни, их специфические особенности;
- Основы попевочного словаря;
- Понятия мелодия, лад, ритм, темп.
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
2 год обучения.
№ | Раздел | Форма занятия | Методы и приёмы проведения занятий | Форма подведения итогов |
1 | Вводное занятие. | Игра, анкетирование. | Словесный, наглядный, практический. | Обсуждение. |
2 | Мифология восточных славян | Комбинированное. | Словесно-наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный. | Опрос, обсуждение. |
3 | Уклад жизни русского народа | Комбинированное | Словесно-наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. | Обсуждение, открытые занятия. |
4 | Мир народных инструментов. | Комбинированное (беседа, слушание). | Словесно-практический, поисковый, репродуктивный. | Конкурсы, концерты, обсуждение. |
5 | Слушание музыки. | Комбинированное (беседа, слушание фонограмм). | Словесный, частично – поисковый, иллюстративный. | Обсуждение, викторины. |
6 | Игровой фольклор. | Практическое (игры, конкурсы). | Практический, наглядный, иллюстративный. | Открытые занятия, творческие мастерские. |
7 | Экскурсии. | Практическое (беседа, просмотр). | Объяснительно-иллюстративный. | Обсуждение. |
8 | Итоговое занятие. | Комбинированное (викторины, конкурсы, концерты, фестивали). | Словесный, поисковый, демонстрационный. | Диагностика динамики развития. |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
3 год обучения.
№ | Раздел | Форма занятия | Методы и приёмы проведения занятий | Форма подведения итогов |
1 | Вводное занятие. | Игра, анкетирование. | Словесный, наглядный, практический. | Обсуждение. |
2 | Русский эпос. Жанры русской народной песни. | Комбинированное. | Словесно-наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный. | Опрос, обсуждение, конкурсы, участие в концертах. |
3 | Традиционные русские праздники. Календарные приметы и обычаи. | Комбинированное (постановка). | Словесно-наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. | Обсуждение, открытые занятия, творческие мастерские. |
4 | Мир народных инструментов. | Комбинированное (беседа, слушание). | Словесно-практический, поисковый, репродуктивный. | Конкурсы, концерты, обсуждение. |
5 | Слушание музыки. | Комбинированное (беседа, слушание фонограмм). | Словесный, частично – поисковый, иллюстративный. | Обсуждение, викторины. |
6 | Игровой фольклор. | Практическое (игры, конкурсы). | Практический, наглядный, иллюстративный. | Открытые занятия, творческие мастерские. |
7 | Экскурсии. | Практическое (беседа, просмотр). | Объяснительно-иллюстративный. | Обсуждение. |
8 | Итоговое занятие. | Комбинированное (викторины, конкурсы, концерты, фестивали). | Словесный, поисковый, демонстрационный. | Диагностика динамики развития. |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
4 год обучения.
№ | Раздел | Форма занятия | Методы и приёмы проведения занятий | Форма подведения итогов |
1 | Вводное занятие. | Игра, анкетирование. | Словесный, наглядный, практический. | Обсуждение. |
2 | История заселения края. | Комбинированное. | Словесно-наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный. | Опрос, обсуждение. |
3 | Русский народный костюм (региональные особенности) | Комбинированное | Словесно-наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. | Обсуждение, открытые занятия. |
4 | Семейный обряд Свадьба | Комбинированное | Словесно-наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. | Обсуждение, открытые занятия, постановка. |
5 | Русский театр Разновидности | Комбинированное | Словесно-наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. | Обсуждение, открытые занятия, постановка. |
6 | Мир народных инструментов. | Комбинированное (беседа, слушание). | Словесно-практический, поисковый, репродуктивный. | Конкурсы, концерты, обсуждение. |
7 | Слушание музыки. | Комбинированное (беседа, слушание фонограмм). | Словесный, частично – поисковый, иллюстративный. | Обсуждение, викторины. |
8 | Игровой фольклор. | Практическое (игры, конкурсы). | Практический, наглядный, иллюстративный. | Открытые занятия, творческие мастерские. |
9 | Экскурсии. | Практическое (беседа, просмотр). | Объяснительно-иллюстративный. | Обсуждение. |
10 | Итоговое занятие. | Комбинированное (викторины, конкурсы, концерты, фестивали). | Словесный, поисковый, демонстрационный. | Диагностика динамики развития. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по литературе "Родительское слово не на ветер молвится" (Проводится в 5 классе после изучения темы «Русский фольклор. Малые жанры фольклора»)
Внеклассное мероприятие по литературе...
Игровой фольклор как часть детского фольклора
-Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармоническиразвитой активной личности....
Рабочая программаРусский язык. 10 кл.
Пояснительная записка • Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне «Русский язык». • Примерная программа " Просвещение" (ФГОС). • Учебн...
Мир детского фольклора - игровой фольклор.
Методическая разработка к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе по фольклору для детей 6-10 лет....
Авторская адаптационная педагогическая разработка «Русский фольклор» (программа дополнительного образования для учащихся 5 – 7 классов), специальная (коррекционная) школа, VIII вид
Авторская адаптационная педагогическая разработка «Русский фольклор» (программа дополнительного образования для учащихся 5 – 7 классов)...
Фольклор. Малые жанры фольклора.
Урок позволяет познакомить учащихся с новым материалом и повторить ранее изученный материал по устному народному творчеству. Большое внимание на уроке уделяется развитию речи и развитию творческ...
Стимулирование познавательной и речевой активности детей раннего возраста в группах СРП средствами малых форм фольклора. Ролево-игровой проект "Фольклор в раннем возрасте"
В презентации представлены материалы участия в семинаре-практикуме "Проектная и исследовательская деятельность в дошкольных группах в условиях реализации ФГОС ДО"....