Что есть красота...
классный час (6 класс) по теме

Классный час в 6 классе. Ситуационно-деятельностный подход. Что важнее красота внешняя или внутренняя?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_est_krasota.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Что есть красота…»

Цель: вызвать эмоциональный сдвиг в отношении к Другому, его личности на основе принципов гуманизма

Задачи:

  1. создать и обсудить ситуации-коллизии;
  2. стимулировать нравственно ценные мотивы поведения.

Вход в кабинет: выбирают карточки с изображением цветов (розы и ландыши).

- Розы – цветы садовые, любящие заботу, это символ любви, в их сердцах живет любовь ко всему живому, это страстные, чувственные натуры. Ландыши – цветы лесные, скромные, расцветающие ранней весной, натуры неприхотливые, но творческие и поэтому счастливые

Ход урока

- Я приглашаю вас послушать и насладиться музыкой.

(Звучит вальс Е. Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»)

– Понравилась музыка? 
– Красивая?

- А теперь я приглашаю вас посмотреть на выставку и насладиться другими видами искусства: живописью, архитектурой, скульптурой.(Слайд 1)

– Понравилось?
– Красиво?

(видеоролик о красоте в исполнении Ю. Антонова)

На экране слайд 2

   
- О чём сегодня пойдет речь? (Слайд 3)

- Что такое красота? Обсудите в группах.

Такое определение этому слову даёт автор толкового словаря С. И. Ожегов: 

 «Красота – всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение». (Слайд   4)  

-  О какой красоте говорится в песне Ю. Антонова?

-  Что в природе вам кажется красивым?

-  Важна для нас красота природы? (Слайд 5)

           

           Живёт повсюду красота, (Слайд 6)
           Сердца нам радуя и грея, 
           И всех нас делает добрее 
           Она, наверно, неспроста.

-  Одинаково мы смотрим на красоту природы?

(читают по ролям рассказ С. Сухомлинского «Сергей и Матвей»)

Сергей и Матвей. (Слайд 7)
Пришли два юноши на цветущий луг. 
- Какая красота! - прошептал Сергей. - Смотри: на зеленом ковре будто кто выткал розовые, красные, голубые цветы!
- Действительно - буйная трава! - сказал Матвей. - Сюда корову бы пустить - к вечеру будет два ведра молока.
- И пчелы звенят, будто арфа, - прошептал Сергей, захваченный волшебной музыкой.
- И ульи сюда бы вывезти. Меда, меда сколько бы наносили! - взволнованно проговорил Матвей.
- И есть же такие люди, что не видят этой красоты, - подумал Сергей.
- Пойду корову пригоню да ульи привезу, - сказал Матвей и отправился в село.

- Как воспринимали мир Сергей и Матвей? 
- Для кого из мальчиков жизнь представлялась ярче, насыщеннее?
- Кого из героев рассказа вы бы выбрали в друзья? Почему? (Слайд 8)

Вывод: красота окружающего мира нам необходима: она радует наш взор, наши сердца,  развивает и обогащает наши чувства, делает нас добрее, отзывчивее.

- По отношению к человеку можем мы употреблять это слово – красота?

- В чём заключается красота человека?

(видео из мультфильма «Сказка о спящей царевне и семи богатырях)

- Царица красива? Какую красоту мы видим в зеркале? Что о ней говорит А. С. Пушкин?

- Мачеха красива лицом, осанкой, но зато «горда, ломлива, своенравна и ревнива»

(На столах в пакете карточки с написанными на них словосочетаниями) 

На ваших столах карточки со словосочетаниями. Разделите их на две группы.

(Работа в группах)

- Сколько групп словосочетаний  у вас получилось? 

- Зачитайте словосочетания первой группы. О какой красоте человека говорится в них? (О внешней красоте)

 - От чего зависит внешняя красота? Или это только дар природы, то есть красота от рождения?

(Внешняя красота зависит от многого: от умения одеваться, содержать себя в чистоте, красиво причёсываться и т. д.)

- Зачитайте словосочетания  второй группы. О какой красоте идёт речь в них?  (О внутренней красоте)

– А как узнать: хороший перед нами человек или его стоит остерегаться?

На слайде фотографии двух человек. Попробуйте определить каковы они. Можно ли назвать из красивыми?

(Обсуждение в группах)

- На первом фото - Эдуард Асадов написал очень много прекрасных стихотворений о любви, о красоте природы, о родине, о хороших людях. И сам он очень добрый и отзывчивый человек. 
Всмотритесь в него, найдите в выражении его лица, глаз, в изгибе бровей, губ, душевность и благородство. Можно ли по внешнему облику сказать, что этот человек обладает мягким и искренним характером?

 - Генрих Гиммлер в годы Великой Отечественной войны проводил страшные опыты над пленными в фашистских концлагерях.  Он отличался крайней жестокостью и цинизмом. Не щадил ни маленьких детей, ни женщин, ни стариков, ни взрослых мужчин.
Всмотритесь в него, найдите следы жестокости в выражении лица, глаз, в изгибе бровей, губ. Можно ли по внешнему облику сказать, что человек отличается бессердечностью, и равнодушием?

Вывод: Внешний вид может много сказать о человеке, но часто это суждение бывает ошибочно. В жизни бывает так, что внешность и сущность человека бывают далеки друг от друга. Часто внешне благополучные дети могут вести себя некрасиво и жестоко. В зеркальном отражении мы видим красоту внешнюю, а что есть красота?

Обсуждение жизненных ситуаций (по материалам периодической печати)

1 группа: «Ненормальная»

Девочка могла просто так отдать новую красивую авторучку («Понравилась? Возьми!»), всю мелочь, что есть в кармане («Не хватает на завтрак? Возьми!») Или с двумя-тремя девочками, такими же как она, убрать школьный двор в то время, как другие, пользуясь отлучкой учительницы, разбежались кто куда. «Ненормальная какая-то», – сказала Леночка Деткова, и никто из ребят не возразил.

– В чём «ненормальность»девочки?
– Почему некто не возразил Леночке Детковой?
– Как вы думаете, в чём причина расхождения в поведении девочки и других учащихся? 
– Можно ли, не зная ничего о внешности девочки, назвать её красивой? 
– Выразите своё мнение по поводу данной ситуации.

2 группа: «Старые туфли и комплекс неполноценности»

В «Комсомольскую правду» пришло письмо, в котором были следующие строки:
«На перемене я старалась реже выходить в коридор, так как мне было стыдно своих вечно стоптанных туфель, которые я донашивала после старшей сестры. Из школы домой я тоже старалась ускользнуть незаметно, потому что стыдилась немодного пальтишка. И на дискотеку я по причине не ходила. Со школьных лет страдаю из-за этого комплекса неполноценности».

– Чего нужно стыдиться и бояться человеку прежде всего?
– Права ли девушка, что считает себя «неполноценной»?
– Что бы вы посоветовали девушке?
– Что вы цените в человеке, прежде всего?
– Какие нормы оценок приняты среди ваших товарищей?

– А сейчас я приглашаю вас поучаствовать в диалоге с авторитетами. Перед  каждым из вас лежат листы бумаги с высказываниями известных людей о красоте человека. Прочтите их, пожалуйста, выберите тот, который, с вашей точки зрения, наиболее полно раскрывает тему нашего разговора, обоснуйте своё мнение. Это или эти высказывания могли бы стать эпиграфом нашей беседы.

(Работа с цитатами)

…что есть красота,
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

- Как бы вы ответили на поставленные вопросы? О каком сосуде идёт речь?

- Как вы думаете, что нужно делать, чтобы о вас сказали: у него красивая душа?

3. Заключительное слово учителя.

 Антон Павлович Чехов сказал: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Лицо и одежда сразу видны – поэтому эти слова стоят на первом месте. Это внешняя оболочка человека, сосуд, который сразу заметен. Душа и мысли  скрыты за внешней оболочкой. Это тот огонь, который способен согреть, спасти, помочь. Тот огонь, который делает душу красивой. 

- Что же нужно, чтобы этот огонь в течение жизни не погас?

– Эта глубокая связь внутреннего и внешнего проявляется на каждом шагу. Ведь красива не только талантливая поэма, симфония, картина, прекрасны умная мысль человека, его дела, благородные поступки. И, конечно же, прекрасным мы называем человека – умного, доброго, благородного.
Сделать душу крылатой или ползать по земле – зависит от вас. Выбор за вами.

 - Перед вами Сергей и Матвей. Обратитесь к одному из них. Что бы вы хотели им сказать?

                                                                                 

  1. При красоте тела невольно веришь в красоту души. При красоте души не замечаешь физического несовершенства. (И. Шевелёв)


2. Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях. (Фалес)


3. Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой. Красота души разливается подобно таинственному свету по телесной красоте. (В. Гюго)


4. Я верю, что счастье человека в нём самом. И зависит оно прежде всего от того, что представляет собой сам человек и его внутренний мир. (И. Триус)


5. Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. (Д. Лихачев)


6. Если хочешь быть красивым – трудись до самозабвения, трудись так, чтобы ты почувствовал себя творцом, мастером, господином в любимом деле. Трудись так, чтобы твои глаза выражали одухотворенность великим счастьем – счастьем творчества. (В. Сухомлинский)


7. Красота, грация, внешность, приятный голос – капитал; как ум и здоровье, он облегчает жизненный путь. Но не следует переоценивать красоту: не подкреплённая другими достоинствами, она может принести вред. (Я. Корчак)

Красивый нос

 

Нежная кожа

Красивые глаза

Красивая душа

Красивые губы

 

Красивый поступок

Красивые брови

 

Милосердное отношение

Прекрасные волосы

 

Добрый взгляд

Красивая причёска

Трепетное отношение

 

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

           Есть лица — подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

           Иные холодные, мертвые лица

Закрыты решетками, словно темница.

           Другие — как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

           Но малую хижинку знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,

            Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик и чудесен!

Есть лица — подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная "Что есть красота..."

Внеклассное мероприятие по творчеству Эдуарда Асадова...

Урок литературы в 8 классе по теме: "Что есть красота?" (по рассказу В.Вересаева "Состязание")

Что есть истинная красота? Как соотносится красота внешняя и внутренняя? На эти волнующие человека вопросы ребята пытаются найти ответы на данном занятии....

Презентация "Что есть красота?"

Презентация содержит материал о возможных цветовых сочетаниях, о декоре, о больших возможностях самим украшать изделия. В презентации вы сможете увидеть и наши работы. Вдохновляйтесь идеями дизайнеров...

Презентация к уроку искусства "Что есть красота?"

Презентация предназначена для использования на уроке искусства в 8 классе при прохождении темы "Красота в искусстве и жизни"....

Красота в искусстве ив жизни. Что есть красота?Презентация 8 класс

Красота в искусстве ив жизни. Что есть красота?Презентация 8 класс...

Урок - защита проектов "Дискуссионный клуб "Что есть красота?" для учащихся 11 класса

Конспект нестандартного урока- защиты творческих проектов для учащихся 11 класса по технлогии...