Организация учебно-исследовательской деятельности в школьном научном обществе
статья по теме

Литневская Елена Федоровна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ  УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В  ШКОЛЬНОМ  НАУЧНОМ ОБЩЕСТВЕ

Литневская Елена Федоровна

учитель биологии высшей категории

МОУ-СОШ с. Звонаревка

Марксовского района

Сегодняшний выпускник школы должен быть активный, самостоятельный, развивающийся человек, умеющий ориентироваться в быстро меняющемся потоке информации, обладающий развитыми интеллектуальными, коммуникативными, творческими способностями. Необходимость в такого рода качествах определяется не только требованиями общества к человеку, обеспечивающими ему успешность в нем, но и дальнейшим развитием самого общества, потенциал которого складывается из образовательного уровня каждого человека.

Целевая установка формирования у учащихся названных качеств обозначена в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования (ФГОС), который устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего общего образования. Согласно ФГОС приоритетными результатами личностного развития учащихся являются их готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению,

сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Ожидаемые метапредметные результаты образовательной деятельности определены как способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов [1].

В ФГОС метапредметные результаты конкретизированы посредством метапредметных умений, необходимых для осуществления таких способов деятельности.

В связи с этим современной школе требуются новые подходы к организации образовательного процесса, обостряется необходимость поиска возможностей формирования в учебном процессе деятельности учащихся, способствующей развитию умений самостоятельно приобретать знания и применять их на практике, размышлять, сопоставлять разные факты, точки зрения, формулировать и аргументировать собственную позицию. В качестве такой деятельности может быть рассмотрена учебно-исследовательская

деятельность учащихся (УИД).

Необходимость создания НОУ продиктована всем ходом развития учебно-воспитательного процесса в нашей школе.

Целесообразность обращения к организации НОУ обусловлена решением противоречий между:

  • необходимостью дать ученику возможность развивать свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и отсутствием условий индивидуальной работы с каждым способным учеником;
  • уровнем заданий районных и окружных предметных Олимпиад и недостаточными ЗУН школьников за пределами учебных программ;
  • стремлением учащихся к самостоятельности и неумением организовать свою учебно-познавательную деятельность и управлять ею;
  • необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения.

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся имеет ряд особенностей:

  • субъектами научно-исследовательской работы являются учащиеся и педагоги. Администрация школы организует учителей на постоянный поиск инноваций и преобразований воспитательно-образовательного процесса, привлекает к изучению учебных проблем учащихся, объединяя их в НОУ;
  • исследования носят прикладной характер и направлены на разработку и освоение программ совершенствование процесса обучения, воспитание и развитие учащихся, повышение его результативности в конкретном образовательном учреждении;
  • итоги школьной научно-исследовательской работы, как правило, не претендуют на выявление научных закономерностей и отличаются простотой оформления, что позволяет каждому желающему попробовать свои силы и получить "первый опыт" подобной деятельности.

Школьное научное обществ было организовано мной в  2005 году. Первоначально оно имело одно направление – эколого-биологическое и называлось «Натуралист». Спустя три года в состав НОУ вошло еще  5 предметных секций и общество стало называться «Эрудит».

Научное общество учащихся имеет название, девиз, эмблему. Разработано положение, программа и ежегодный план работы.

Цели работы научного общества:

  • выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью;
  • изменение процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Задачи НОУ:

  • развитие познавательных потребностей и способностей  школьников, а также их обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формирование и развитие у учащихся умений и навыков исследовательского поиска и представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.                                                                                          

Работа НОУ осуществляется в различных формах:

  • индивидуальная, предусматривающая отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, изготовление наглядных пособий);

работу с учащимися по отдельной программе (разработка тем научных исследований, оказание консультационной помощи);

  •   групповая (включает работу над совместными исследовательскими проектами);
  •   коллективная (встречи с интересными людьми, совместная подготовка с учителями  предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практических конференциях, интеллектуальных конкурсах).

Участие детей в работе над коллективным или индивидуальным проектом способствует формированию умения отбирать и анализировать информацию, работать с энциклопедиями, справочниками, специальной литературой, использовать возможность информационных технологий. Учащиеся учатся проводить наблюдения, брать интервью, систематизировать и обобщать полученную информацию, выдвигать обоснованные гипотезы, делать аргументированные выводы.

С целью создания условия для  формирования  интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться, самосовершенствоваться, привития навыков  проектной   деятельности  для учащихся начальной школы мы совместно с учителями начальной школы разработали  программу  дополнительного образования «Я-исследователь».

При разработке программы мы использовали методику исследовательского обучения младших школьников Савенкова А.И.

Программа  направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе  формирования  у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.

Некоторые дидакты [2] придерживаются представления о трех уровнях исследовательской деятельности учащихся. На первом уровне преподаватель ставит проблему и намечает путь ее решения, которое учащемуся предстоит осуществить самостоятельно. На втором уровне преподаватель только ставит проблему, а ее решение, его поиск учащийся осуществляет сам. На высшем уровне постановка проблемы, поиск и разработка самого решения осуществляется учащимся самостоятельно. Такое постепенное наращивание самостоятельности позволяет проводить исследования с ребятами, готовность которых к самостоятельному исследованию недостаточна.

Учащиеся начальной школы традиционно представляют на школьной научно – практической конференции интересные, содержательные проекты, выполненные с использованием различных методов исследования (поисковых, эвристических, дискуссионных). Часто проекты учащихся начальной школы носят долговременный характер и представляют собой групповую работу (например, проект «Толерантность – путь к миру»)

 Проектная   деятельность  в начальной школе подкреплена любознательностью младших школьников, а также мотивированностью родителей показать успехи своих детей.

Ежегодно торжественно и празднично проходит в школе Неделя науки. Учащиеся подготовительной группы школьного НОУ принимаются в ряды юных исследователей. В рамках Недели науки традиционно проводятся интеллектуальный марафон и учебно-научная конференция для школьников. На школьную конференцию ребята представляют свои лучшие исследовательские работы и проекты   по проблемам в области экономики, социологии, энергетики и  краеведения; актуальным вопросам здорового образа жизни, экологии. Большой интерес вызывают лингвистические проекты. Много интересных архивных данных о развитии орошения в Заволжье, о вкладе земляков в победу в ВОВ.

На протяжении всей Недели науки в школе  царит атмосфера научного поиска, творчества, сотрудничества педагогов и школьников.

Результативностью опыта также можно считать рост числа учащихся, занимающихся во внеурочное время научно-исследовательской и проектной деятельностью по разным предметам.

Занятия проектно-исследовательской деятельностью в НОУ обеспечили наличие призовых мест на интеллектуальных мероприятиях различного уровня (от районных до всероссийских). Неоднократно становились победителями и получали дипломы I степени на районных учебно-научных конференциях, на  областной конференции «Инициатива молодых» (в том числе ученики начальной школы). Наши ребята стали лауреатами международного форума «Зеленая планета». Успешно представили свои работы в региональном туре Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского и стали лауреатами заключительного тура в г. Москве.
Следует отметить, что выпускница школы Колягина Анастасия стала Лауреатом премии по поддержке талантливой молодёжи, установленной Указом Президента Российской Федерации.

Учебно-исследовательская деятельность приводит к развитию  творческого потенциала и природных способностей учащихся; созданию условий для обретения каждым учеником универсальных умений и навыков деятельности; созданию ситуации «успеха»; повышению толерантности, подготовке ребят к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека.

Литература

1.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.  М.: РАО, 2011 -http://mon.gov.ru/pro/fgos/oob2/

2.Зверева Н.М. Практическая дидактика. М., 2001. 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе

Данный материал содержит методические рекомендации по организации работы с учащимися на проектами и исследовательскими работами в рамках  работы школьного научного общества учащихся....

Организация деятельности школьного научного общества

В нашей школе работа с одаренными детьми, стремящимися совершенствовать свои знания в области химии, биологии, экологии, и других наук начинается с вступления всех желающих в НОУ «ШАНС». Ребятам предл...

Проблемы организации учебно-исследовательской/научно-исследовательской деятельности студентов на уроках обществознания в условиях реализации ФГОС СПО

Проблемы организации учебно-исследовательской/научно-исследовательской деятельности студентов на уроках обществознания в условиях реальзации ФГОС СПО...

«Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» (на основе изучения опыта работы Быковой М.И., педагога-психолога, руководителя школьного научного общества «Эврика» МБОУ «Прутская СОШ», Павловский район).

В представленной работе «Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» рассматривается педагогический опыт работы Быковой Марии Игнатьевны, педагога – психолога, руководител...

ШКОЛЬНОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО «ЭВРИКА»- организация исследовательской деятельности учеников.

Основным фактором личностного развития является особая форма организации педагогического процесса в виде научно-исследовательского общества. Именно школа и мы учителя призваны найти талантливого учени...

ДОКЛАД: ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ДЕТЕЙ ПО ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

Доклад по теме ОРГАНИЗАЦИИ  УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ДЕТЕЙ ПО ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД...