Час А.С.Пушкина
классный час (7 класс) по теме
Классный час предназначен для 5-7 классов. Сценарий содержит элементы биографии, занимательный материал. Ребята смогут вспомнить и повторить стихи и сказки поэта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Час А.С.Пушкина
(Классный час в форме литературного турнира.)
Цель: привитие интереса к творчеству Пушкина, развитие творческих способностей.
Форма проведения: командная литературная игра.
Ход игры:
1. Вступительное слово ведущего.
Учитель: Ребята! Если спросить вас: «Какие книги вы любите читать?», думаю, что большинство из вас ответит: «Сказки!» Конечно, сказки мы любим все. Впервые мы слышим совсем маленькими от наших мам и пап, бабушек и дедушек, а потом с удовольствием читаем их сами. Есть русские народные сказки, есть авторские. А среди авторов сказок есть один, чья слава вот уже не меркнет 2 столетия. Угадайте, о ком речь:
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Все: Александр Сергеевич Пушкин.
Учитель: Правильно. А.С.Пушкин родился в Москве в небогатой дворянской семье 26 мая 1799 года. С детских лет он всегда был окружён заботой и вниманием. Недостаток ласки восполнялся сердечной привязанностью и искренней любовью няньки – простой русской женщины, крестьянки Арины Родионовны Яковлевой. Александр Сергеевич очень любил свою няню и ласково называл её матушкой. Благодаря Арине Родионовне любовь Пушкина к сказкам переросла в сами сказки, которые мы с удовольствием слушаем и читаем в любом возрасте.
Став взрослым, он посвятил ей стихи.
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых,
Давно, давно ты ждёшь меня. (Няне).
Вот строки, которые посвящены Пушкиным няне.
1.Тебя, как первую любовь,
России сердце не забудет.
2.Живём мы, дюжинные люди, а гения давно уж нет,
И рвётся тяжкий вздох из груди при мысли о тебе, поэт!
3.Как скромный пир наш был бы громок, когда б тебя в своём дому
Сегодня встретил твой потомок, и руку б ты пожал ему!
4. О, как бы шли ему седины! Как был бы ясен и глубок
Под ними взор его орлиный и строгих дум полёт высок!
Как в нашу странную эпоху, Где вместе с жаждою добра
Мы видим мыслей суматоху, недостаёт его пера!
5.Недостаёт пера поэта, и пусть прошло две сотни лет,
Душа его сегодня с нами, сегодня с нами наш поэт.
2. А сейчас послушайте стихотворение Антакольского « Имя».
Это имя, знакомое с детства,
Вместе с грамотой впаяно в речь
Надо заново в имя вглядеться,
Чтобы заново знать и беречь.
Это имя подростка смешного,
Что свечу до полуночи жёг
И строчил, и зачёркивал снова,
И отыскивал нужное слово,
Свой весёлый сигнальный рожок.
Это имя – весёлое рвенье,
Лихорадка ночного труда,
Нестареющее вдохновенье,
Не сгорающее никогда.
Это имя – бессонница весен,
Увлекающая за моря,
Золотая румяная осень,
Бодрый холод в конце октября.
Это имя как лозунг и знамя,
И опять, веселясь и грустя,
Вместе с нами, за нас и за нами
Он – наш спутник и наше дитя.
Учитель: Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь узнать и назвать сказки, о которых идёт речь.
Люблю я Пушкина творенья, и это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки, в них жар души, природы краски,
Добро цветёт в них, злоба чахнет. В них русский дух, в них Русью пахнет!
То были чудные мгновенья, когда стихи его читал.
«У лукоморья дуб зелёный» я с упоеньем повторял.
Передо мною кот учёный ходил усатый и крутой.
Русалки на ветвях сидели – одна красивее другой.
С Гвидоном вместе плыл я в бочке
И дно и бочки выбивал, и злого коршуна у моря
Рукой Гвидона убивал. И деда рыбака у моря
В походах к рыбке узнавал, и злую, жадную старуху
Всем детским сердцем презирал.
( «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане»)
Учитель: А какие сказки Пушкина вы ещё знаете? («Сказка о мёртвой царевне…», «Сказка о попе и о работнике его Балде»)
Учитель: Молодцы, мы хорошо повторили сказки. Начинаем наш турнир. Я буду задавать вопросы, и за правильный ответ вы получите сказочный жетон. В турнире победит тот, кто получит их больше. Того ждёт награда (книга А.С.Пушкина).
1 тур.
1. Сколько раз закидывал старик невод в море? (три раза)
2. Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»? (Дадон)
3. Под каким деревом грызла орешки белка? (Под елью)
4. На каком острове в златоглавом городе правил князь Гвидон? (На острове Буяне)
5. Какое последнее желание было у вредной старухи? (Стать владычицей морскою)
6. От кого князь Гвидон спас царевну Лебедь? (От Чародея)
2 тур.
1.В каких сказках А.С.Пушкина присутствует цифра 33? (В «Сказке о рыбаке и рыбке» и в «Сказке о царе Салтане»)
2. В кого превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? (В комара, муху, шмеля)
3. И чего состояли орешки, которые грызла белка? («Орешки не простые, все скорлупки золотые, ядра чистый изумруд»)
4. Как звали пса, который сторожил терем, в котором жили семь богатырей? (Соколко)
5. Каким фруктом отравилась царевна в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»? (Яблоком)
6. Кто был верным сторожем царя Дадона? (Петушок)
3 тур.
1. В синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещут. «Сказка о царе Салтане»)
2. У лукоморья дуб зелёный; златая цепь на дубе том:
и днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом. («Руслан и Людмила»)
3. Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч.
Ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе,
Не боишься никого, кроме бога одного. («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
4.В дорогой собольей душегрейке, парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею, на руках золотые перстни,
На ногах красивые сапожки. («Сказка о рыбаке и рыбке»)
5. Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок. («Сказка о золотом петушке»)
6.Царь с царицею простился, в путь – дорогу снарядился,
И царица у окна села ждать его одна. («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
Учитель: А теперь усложним задание. Деление участников на 2 команды.
^Конкурс исторический. Команды поочерёдно отвечают на вопросы по биографии поэта.
- В каком городе родился Пушкин? (Москва)
-Назовите имя сестры поэта. (Ольга)
-На каком языке были написаны первые стихи поэта? (Французский)
-Назовите день открытия лицея.(19 октября)
-В каком возрасте поэта узнала читающая Россия? (13 лет)
-Как звали самого близкого друга поэта по лицею? (Пущин)
-Какое прозвище было у поэта в лицее? (Егоза, француз).
-После прочтения, какого произведения молодого поэта Жуковский подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя»? ( «Руслан и Людмила»)
-Назовите фамилию знаменитой няни поэта (Яковлева)
-Назовите любимое время года поэта. (Осень)
^ Конкурс – разминка. Команды поочерёдно продолжают строчки из известных произведений поэта
Пошёл поп по базару… поискать кой-какого товару.
В темнице там царевна тужит… а бурый волк ей верно служит
А сама - то величава… выступает, словно пава
Ветер по морю гуляет… и кораблик подгоняет
Мы вольные птицы… пора, брат, пора
Буря мглою небо кроет… вихри снежные крутя
Подруга дней моих суровых… голубка дряхлая моя
Друзья мои… прекрасен наш союз
^ Конкурс «Времена года». Задача команд из прочитанных отрывков о природе найти один, не принадлежащий поэту. Назвать авторов.
1зарисовка
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась…
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа,
Снег выпал только в январе…
Есть в осени первоначальной короткая,
Но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера… (Строки принадлежат Ф.И.Тютчеву)
2 Зарисовка
Зима! Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь.
Его лошадка, снег почуя,
Плетётся рысью, как-нибудь…
Печальная берёза у моего окна,
И прихотью мороза разубрана она… (Строки принадлежат А Фету.)
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…
^ Конкурс буриме.
Командам даются рифмы, используя которые они должны за 5 минут сочинить своё стихотворенье. Побеждает лучший вариант. (Паркета, одета, народ, лёд, снег, брег.) в основе буриме – строки Пушкина
Ответ: (Опрятней модного паркета,
Блистает речка,
Льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лёд…
Мелькает, вьётся первый снег,
Звездами падая на брег.)
Учитель: Молодцы, ребята! Вы оказались отличными знатоками сказок А.С.Пушкина.
4. Подведение итогов игры, награждение команд.
5. Завершение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"
Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина в 5 классе по теме “Мои любимые сказки А. С. Пушкина”
Обобщение и дополнение знаний учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина....

Презентация внеклассного урока "Наш Пушкин"(к 175 - летию со дня смерти А.С.Пушкина)
Методическая разработка внеклассного урока "Наш Пушкин" (к 175-летию со дня смерти А.С.Пушкина) предназначена для учащихся 9 классов.Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России....

Виртуальная экскурсия "Музей одной картины"ПОРТРЕТ НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ ПУШКИНОЙ работы современника А.С. Пушкина - А.П. Брюллова
Цель Научно-исследовательского проекта:«Наталья Николаевна Пушкина. Письма. Факты. Предположения. Раздумья» обучение выполнению индивидуальных заданий при работе в группе; подбор и системат...
Урок по литературе в 9 классе. Любовная лирика А. С. Пушкина. А.С. Пушкин и Анна Оленина.
Задачи урока:изучение творчества поэта в историческом движении , создание целостного представления об историко – литерату...
Пушкин-историк. (Интеллектуальная игра по историческим произведениям А.С. Пушкина, 8 класс)
Данная игра проводилась в рамках декады русского языка и литературы среди учащихся 8-х классов. Для его проведения ...

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...