Я вернулся в сорок девятом
презентация к уроку по теме
Цель работы: сохранить воспоминания участника войны Разумова Алексея Сергеевича
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_vernulsya_v_sorok_devyatom_razumov.rar | 2.42 МБ |
Подписи к слайдам:
Воспоминания ветерана Алексея Сергеевича Разумова
Родился в селе Сосновка Ульяновской области. Отец занимался сельским хозяйством, мать работала по дому; Детей в семье было много (он четвертый), но не все из них из-за бедности и болезней перешагнули границу раннего возраста. В 1939 году окончил 7 классов, учился в вечерней школе. Когда началась война, отец ушел на фронт.
Первые два года войны я работал в колхозе, наравне с взрослыми рыл и противотанковые рвы. В армию ушел за девять дней до восемнадцатилетия
Сначала попал в учебный химический батальон, располагавшийся в Борском районе Самарской области. В то время фашистская Германия готовила против СССР химическую войну. К счастью, узнав, что СССР в состоянии дать от пор химической атаке, немцы отказались от своих планов, и мне не пришлось применять полученные знания на войне.
Тем не менее, мы полгода проходили эту науку, знакомились с различными отравляющими веществами. Это было трудное время еще и потому, что практически постоянно мы были голодными. Хлеба давали 600 граммов на человека. Помню, нарезали мы его на куски по количеству людей, потом один из нас отворачивался, а другой, показывая на хлеб, спрашивал, кому? Так и происходил дележ
За завтраком съедим полученную норму, и целый день без хлеба. Послал как-то матери фотографию из "учебки", так она меня не узнала: кожа да кости. Оттуда нас привезли в Москву. Попал в 15-й запасной полк, который вскоре был отправлен на фронт. 15 полк вошел в состав 1-го Украинского фронта 29-й отдельной Черниговской бригады
Готовились к дальнейшим военным действиям, приближающимся к Берлину. Однако, как оказалось, ждала иная судьба; полк расформировали. Сначала отправили в Белоруссию где нам пришлось хоронить убитых немцев, а затем вместе с танками Т – 34 погрузили в эшелоны и отправили на Дальний Восток. Доехали до Читы там высадились и дальше двинулись на танках . Теперь нас ввели в состав Юго-Восточного фронта.
Как известно из истории, японцы еще в 1905 году захватили часть Kитая, южную Корею и Маньчжурию. Мы форсировали безводные степи Монголии. То, что они безводные испытали на себе, от колодца до колодца было не менее 80 километров. Особенно тяжело приходилось пехотинцам. На танках находились бочки с водой и глоток другой спасал людей. Однако многие без воды умирали, как на фронте под пулями. Не было и хлеба зато горючее нам бросали c самолетов и приказ Верховного Главнокомандующего освободить южную часть Китая, Маньчжурию надо было выполнить
В таких условиях мы форсировали Малый Хинган и Большой Хинган. Помню, за выполнение этой операции Сталин объявил нам благодарность .В Порт-Артуре в то время находилась миллионная японская армия. Проехав Монголию и освободив Маньчжурию. мы подтянули к этому городу все силы. Вскоре огромная армия сдалась в плен, и нам довелось охранять ее. Но стычки с японцами не прекращались.
Они часто отправляли в наши ряды своих смертников, которых, готовили с детства: растили в хороших условиях, но готовили как камикадзе. В плен cмepтники не сдавались, а в случае захвата доставали финку и делали себе харакири. Сдаться в плен армию заставило то, что ее окружили войска трех фронтов: Забайкальского, 1-го и 2-го Дальневосточного. Казалось бы, чего бояться пленных однако много моих однополчан, охранявших военную технику, погибло от японцев, которым трудно было смириться с пленением.
Мне же повезло, я не был ранен и остался жив. Весть о победе была нам особенно приятна поскольку все мы находились вдали от Родины. Война закончилась. Но по приказу Сталина всем, кто служил за границей, продлили службу еще на год. Мама в письмах сокрушалась от того, что все ребята возвращаются домой, а меня нет. В итоге мои одногодки вернулись в 1948 году а, я вернулся в 1949.Всего же я не был дома 7 лет и 7 месяцев.
Мои товарищи
Сгорели в танках мои товарищиДо пепла до золы дотла.Трава полмира покрывающая,Из них, конечно проросла.Мои товарищи на минах Подорвались, взлетели ввысь,И много звезд, далеких мирных,Из них моих друзей зажглись.Про них рассказывают в праздники.Показывают их в кино,И однокурсники их одноклассники Стихами стали уж давно.
Поскольку из меня во время войны готовили химика. После демобилизации я поехал в Чапаевск Самарской области и устроился на химический завод. В 1952году женился. Из-за квартирной проблемы через четыре года перевелся на Красноуральский химический завод. Супруга была лаборанткой, а я работал слесарем, аппаратчиком, затем мастером.
Bcкоре начальник цеха Мухиб Белялов узнал о строительстве химического комбината на Волге и уехал сюда. Потом и вызвал нас. В1964 году мы с женой приехали в Новочебоксарск и устроились на «Химпром». В то время корпус управления только начали строить. Меня приняли в цех №4, а жену в отдел технического контроля. Цех №4 в то время назывался опытно-экспериметальным через наши руки прошло немало продуктов технология, которых потом передавалась в другие цеха для промышленной наработки.
Посчастливилось мне принимать участие в выпуске первой продукции завода катионного красителя синего «К». Затем были освоены технологии других красителей оранжевого, желтого. А также мягчителя, тормозной жидкости и других продуктов. В цехе отработал 15 лет. Всего же мой стаж в химической промышленности составляет 30лет, причем все годы я работал с особо вредными условиями труда. Пocчитал, что oтдал химии немало и можно сменить предприятие на более «здоровое».
Люди военной закалки не привыкли к бездействию, им необходимо ощущать себя нужными, поэтому не мог сидеть дома и продолжал трудиться. Оставил работу 11лет назад (сейчас 84 года). Супруга Анастасия Михайловна прошла со мной Чапаевск,Урал,Химпром.Особую отметку в ее здоровье поставил Красноуральский завод. Производство там было вредным, не хватало лабораторного оборудования, в частности резиновых трубок,приходилось соляную кислоту "засасывать" в стеклянные трубки ртом.
И хотя делала это она осторожно, но пары кислоты все-таки попадали внутрь. Тем не менее, на химических предприятиях моя жена проработала 37 лет. С теплотой и благодарностью вспоминает годы работы в ОТК под руководством Афины Xристофоровны Маковской.У нас две дочери. Старшая, Наталья, кладовщик детского сада. Младшая, Ирина, закончила Уфимскую консерваторию и в настоящее время работает в Новочебоксарской школе искусств. В 2002 году мы с супругой отметили золотую свадьбу.
Рассказывая о себе, вспоминая тяжелые военные годы, Алексей Сергеевич не скрывал своего волнения. Наверное, каждое воспоминание для него возвращение в то страшное время, которое в учебниках истории называется Великой Отечественной войной. Орден Отечественной войны II степени, медали "За Победу над Германией», «За Победу над Японией», «3а боевые заслуги" медаль Георгия Жукова, а также медали, выпущенные к юбилеям Победы, Вооруженных сил СССР, украшают грудь фронтовика в праздничные дни.
Рядом с ними и трудовые знаки отличия: “Победитель соцсоревнования” , “ За доблестный труд”. В ознаменование 100-летия со дня рождения B.И.Ленина "Ветеран труда”. Последняя его награда -"60 лет Победы в Великой Отечественной войне», которую ему вручали в городской администрации.
9 мая
Снова ордена надели.Привинтили ордена,Словно не прошло недели.Как окончилась война.Вырыли из сундуков старые мундиры,Не жалея пиджаков провертели дырыОказалось, есть запасСмелости и доблести,Хоть давно ушли в отставку,Уехали в областиТе, кого бросала СтавкаНа врагов прорвавшихся.Невысокие чины,Ордена большиеА за что они даны?За дела большие.За хорошие делаОрдена страна дала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Сорок сороков"
Презентация к тематическому развлечению по обобщающей теме "Весна" для детей старшей, подготовительной логопедических групп...
конспект интегрированного логопедического занятия" Сорок сороков"
конспект интегрированного логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по обобщающей теме "Весна" - "Сорок сороков". Цель которого: развитие чувства ритма, слухового внимания...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории , 9 класс, авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт; О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа
Составлена на основе:1. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. Примерная программа по всеобщей истории. Сборник нормативных документов по истории. стр.___...
Конспект урока по Всеобщей истории. Новейшая история для 9 класса по теме «Страны Азии и Африки в современном мире» (Всеобщая история. Новейшая история, О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа. Под редакцией А.А.Искандерова, 2014)
Процесс крушения колониальной системы в странах Азии и Африки;Пути развития стран Азии и Африки во второй половине ХХ — начале XXI в....
Рабочая программа по истории Новейшего времени и истории России - Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О./Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А. под редакцией Торкунова А.В.
Рабочая программа по истории Новейшего времени - учебник 9 класса под редакцией Сороко-Цюпы О.С., Сороко-Цюпы А.О.Рабочая программа по истории России (2 части) - учебник 9 класса Арсентьева Н.М., Дани...
Квиз "Год сорок первый... Год сорок пятый..."
Интеллектуальная игра для ребят 8-12 лет...
Внеурочная деятельность «Мы помним страшный сорок первый и радость в сорок пятый год...»
С помощью данной разработки я заняла 3 место в конкурсе ИКТ. Материал очень большой, поэтому оставляю ссылку на Яндекс.Диск.https://disk.yandex.ru/d/PgH_yHJ-Wh0s-g...