Анкеты для родителей и детей
классный час на тему

Мазурова Татьяна Владимировна

Данные анкеты можно использовать на классных часах и родительских собраниях

Скачать:


Предварительный просмотр:

1-3 классы

1 Что Вы считаете главным в семейном воспитании?

2 Что оказывает положительное влияние на воспитание Вашего ребенка?

3 Что мешает успешному воспитанию ребенка в Вашей семье?

4 Какие качества личности удается вам воспитать у своего ребенка?

5 Какие черты характера вашего ребенка вам нравятся, не нравятся?

6 Какую помощь школы, педагогов и иных специалистов Вы бы хотели получить по вопросу воспитания ребенка?

 

   5 класс 

1.  Укажите имя и фамилию своего ребенка.

2.  Какие трудности в его воспитании Вы испытываете?

3. Укажите, кто оказывает на вашего ребенка наибольшее влияние: друзья, учителя, другие члены семьи или кто иной?

4. На какие особенности Вашего ребенка следует обратить новым педагогам?

5. Укажите, что действует на Вашего ребенка больше всего: требование, совет, пример, наказание или что-то иное?

6. На какую тему по воспитанию детей Вы бы хотели получить консультацию педагога или иного специалиста?

7. Какую помощь классному руководителю в работе с Вашим ребенком и классом Вы можете оказать?

  6-11 классы

 

  1. Укажите класс,  в котором учится ваш ребенок.
  2. Как часто и по какой причине Вы бываете в школе?
  3. Удовлетворены  ли Вы работы классного руководителя с учащимися, родителями? Почему?
  4. Что в работе школы вам особенно нравится, не  удовлетворяет Вас?
  5. По каким проблемам воспитания детей Вы бы хотели получить консультацию администрации, педагогов, иных специалистов?
  6. Какие мероприятия, формы работы школы с учащимися, семьей необходимо использовать, вводить  в дальнейшем?
  7.  Что Вы можете предложить для улучшения работы школы с учащимися и родителями?

Изучение познавательных затруднений у школьников

Инструкция: В каждом из трех вопросов выбери 1-2 ответа.

I. Что в школе мешает тебе хорошо учиться?

  1. Скучные уроки, нелюбимые предметы (какие?)
  2. Грубое отношение учителей (каких?)
  3. Враждебное отношение к тебе одноклассников
  4. Отсутствие порядка и дисциплины
  5. Отсутствие свободы и самостоятельности
  6. Нет интересных дел и занятий во внеурочное время
  7. Частые пропуски по болезни
  8. Быстро устаю на уроке
  9. Болит голова, живот и др.

II. Что в самом себе не дает тебе хорошо учиться?

  1. Не всегда понимаю новый материал
  2. Не могу применить свои знания на практике
  3. Плохая память
  4. Нет достаточного трудолюбия и терпения
  5. Не умею организовать свои занятия
  6. Не хватает времени
  7. Мешает болезнь
  8. Не могу долго быть внимательным

III. В какой помощи ты нуждаешься в первую очередь?

  1. Хочу научиться правильно организовывать свой день
  2. Хочу знать свои способности и возможности
  3. Хочу преодолеть трудности в учении
  4. Хочу научиться какому-то полезному практическому делу
  5. Хочу заниматься в кружках, секциях и др.
  6. Нуждаюсь в помощи при изучении трудных предметов
  7. Хочу избавиться от болезни

Обработка результатов

На основе выделенных трех ответов в первом вопросе можно судить о характере внешних или объективных затруднений; во втором – о затруднениях индивидуального типа; в третьем – о специфике личностной направленности в преодолении тех или иных затруднений.

Приложение 1. Анкета «Родители о своем ребенке»

1-й вариант. Ответьте, пожалуйста, на вопросы.

- С кем из взрослых в семье ваш ребенок охотнее всего проводит свободное время, бывает более откровенен?

- Как ваш ребенок реагирует на похвалу и на наказание?

- Как вы поощряете своего ребенка? Какие формы поощрения действуют лучше, какие хуже?

- Как ваш ребенок реагирует на порицание?

- Есть ли у него обязанности по дому? Какие?

- С кем дружит ваш ребенок?

- Как часто у вас в доме бывают друзья вашего ребенка?

- Как ваш ребенок предпочитает проводить свободное время?

- К каким видам деятельности ваш ребенок проявляет склонности, интересы?

- Что хотели бы вы сообщить о своем ребенке?

2-й вариант. Допишите, пожалуйста, фразы:

- Когда родился наш ребенок, то...

- Самым интересным в первые годы жизни в нем было...

- О его здоровье мы можем сказать следующее...

- Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы...

- Его отношение к школе было...

- Первые годы он учился в основном...

- Ему больше нравились такие предметы, как...

- Отношения с первой учительницей были...

- Общаясь с одноклассниками,...

- Трудности в его воспитании сейчас связаны с...

- Мы бы хотели, чтобы педагоги обратили внимание на...

Приложение 2. Памятка для учителя «Какие факторы способствуют привлечению родителей к участию в жизни школы?»

По данным исследований, прежде всего это:

- активность самой школы, использование разнообразных методов сотрудничества с семьей, хорошо продуманная и спланированная политика (активность школы играет более важную роль, чем социальный статус, уровень образованности или этническое происхождение родителей);

- понимание родителями связи своей работы с успехами детей (активность родителей тем выше, чем более непосредственна связь их участия в работе школы с успеваемостью ребенка);

- установление личных отношений между родителями и учителями (учителями и учениками) как основа для создания равноправных отношений в школьном сообществе;

- создание в школе обстановки, более направленной на семью, с целью большего соответствия культурным, экономическим и социальным особенностям семьи, которые в значительной степени влияют на уровень достижений детей в школе.

Среди других факторов, способствующих привлечению родителей к участию в обучении детей, выделяют:

- информацию об успехах детей;

- уровень заинтересованности учителей в успехах детей;

- позитивный климат в школе и усилия всей школы (не только отдельных учителей) развивать работу с родителями;

- уровень, на котором родители чувствуют свою заинтересованность в успехах детей и воспринимают себя как учителя для своего ребенка.

Кстати: школа существует для детей и родителей, а не наоборот!

Задайте себе несколько вопросов!

- Доброжелательны ли мы по отношению к родителям?

- Легко ли им попасть в школу?

- Достаточно ли чистый подъезд к школе и ее вход?

- Легко ли родителям найти учительскую, кабинет завуча и директора (понятны ли указатели к ним)?

- Гостеприимны ли люди, встречающие родителей, есть ли место, где родители могут посидеть?

- Открыта ли школа для встреч, организации форм дополнительного образования для родителей и жителей и др.?

- Умеем ли мы разговаривать с родителями по телефону?

- Весь ли персонал школы доброжелателен по отношению к родителям?

- Проводим ли мы обучение родителей?

- Проводим ли мы консультации или семинары для родителей по выполнению домашних заданий детьми, дисциплине, мотивации учения и др.?

- Есть ли у нас группы родителей, выполняющие функции наблюдателей (за качеством обучения, отношениями учеников и учителей и др.) в школе?

- Участвуют ли родители в обсуждении финансовых вопросов и определении целей работы и развития школы?

- Все ли мы делаем для того, чтобы визиты родителей и представителей общественности в школу были регулярными?

- Пожелали бы мы себе таких учителей (такой школы), как мы сами?

Приложение 3. Анкета для родителей «Ваше отношение к школе»

Уважаемые родители!

Каждое из положений анкеты просим вас оценить, выбрав одно из утверждений:

да, нет, трудно сказать:

Вопросы

Да

Нет

Трудно сказать

Оцените, пожалуйста, удовлетворены ли вы:

- уровнем преподавания;

- организацией школьного быта;

- питанием в школе;

- состоянием школьных помещений;

- оформлением классов;

- материально-техническим обеспечением школы;

- отношениями между школьниками в классе;

- вашими отношениями с педагогами и администрацией;

- отношениями вашего ребенка с педагогами;

- отношением вашего ребенка к школе в целом

В школе любой ученик может найти подходящий для себя кружок, секцию, клуб, выбрать интересную экскурсию, лекцию, участвовать в проведении праздников, соревнований, культпоходов.

Что бы вы могли предложить в дополнение к этому перечню?

Получаете ли вы достаточную информацию об успехах, неудачах вашего ребенка в школе?

Узнаете ли вы что-нибудь важное о личности вашего ребенка из бесед с педагогами и психологами?

Может ли ваш ребенок сказать: «Моя школа лучше других школ в городе»?

Имеется ли у вас возможность участвовать в делах школы?

Что, по вашему мнению, школа делает хорошо?

А что, по вашему мнению, ей следовало бы делать лучше?

АНКЕТА № 1

  1. Интересно ли тебе на уроках?
  2. Стремишься ли ты узнать новое по школьным предметам?
  3. Пытаешься ли найти ответ, если что-то непонятно?
  4. Пытаешься ли не опаздывать на уроки?
  5. Стремишься ли вести себя так, чтобы не получить замечания?
  6. Переживаешь ли, если приходится по какой-либо причине пропускать уроки?
  7. Сам ли стираешь себе рубашки?
  8. Принимаешь ли участие в трудовых делах класса?
  9. Помогаешь ли дома по хозяйству?
  10. . Совершая что-либо, задумываешься ли, как оценит это класс?
  11. Пытаешься ли поддерживать класс, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным интересом?
  12. Тревожит ли тебя, какое о тебе мнение в классе?
  13. Употребляешь ли иногда спиртные напитки?
  14. Куришь ли ты?
  15. Приходилось ли убегать из дома?

АНКЕТА № 2

  1. Приходилось ли тебе пропускать уроки без уважительной причины?
  2. Занимаешься ли на уроке посторонними делами?
  3. Были ли случаи, когда приходил на урок неподготовленным?
  4. Приходилось ли в кабинете завуча или директора держать ответ за плохое поведение в школе?
  5. Случалось ли быть участником драки в школе?
  6. Доводилось ли помогать проводить классные или школьные мероприятия?
  7. Бывали ли случаи, что ты сбегал с классных мероприятий?
  8. Пытался ли избегать общественных поручений?
  9. Пробовал ли остаться в стороне, когда проводились сборы, диспуты, уроки мужества и т.д.?
  10. Приходилось ли делиться самым сокровенным с ребятами, которые не учатся в школе?
  11. Случалось ли с нетерпением ждать часа, когда можно уйти из школы к другим ребятам?
  12. Участвовал ли в делах, которые шли бы вразрез с интересами ребят твоего класса?
  13. Старался ли избежать драки в школе, если предоставлялась такая возможность?
  14. Можешь ли ты устоять, если предоставляется возможность присвоить чужую, но нужную тебе вещь?
  15. Мучает ли тебя совесть за то, что приходилось лгать?

АНКЕТА № 3

  1. С полной ли отдачей ты работаешь на уроке?
  2. Выполняешь ли ты домашние задания?
  3. Связываешь ли получение знаний в школе со своим будущим?
  4. Вежлив ли со взрослыми вне школы?
  5. Вовремя ли возвращаешься вечером с улицы домой?
  6. Считаешься ли с мнением родителей?
  7. Проявляешь ли инициативу в проведении интересных дел в классе?
  8. Выбирали ли тебя в актив класса?
  9. Делаешь ли какое-либо полезное для класса дело?
  10. Стремишься ли иметь авторитет у ребят своего класса?
  11. Хочешь ли иметь много друзей в своем классе?
  12. Стараешься ли отстаивать честь своего класса?
  13. Приходилось ли объясняться по поводу своего поведения в милиции?
  14. Бывал ли у вас дома инспектор (участковый) по причине плохого поведения на улице?
  15. Встречаешься ли с ребятами, которые не работают и не учатся?

Подсчитывается алгебраическая сумма баллов (N) по данному параметру. При N >6 учащийся по данному параметру относится к благополучным. Другие результаты определяет уровень запущенности ученика.

Сумма баллов по параметру

Уровень педагогической запущенности

Итоговая сумма баллов

6 > N > 3

I - начальный уровень трудновоспитуемости

30 > N > 15

3 > N > 0

II - дезорганизаторы

15 > N > 0

N < 0

III - особо трудные

N < 0

Характеристика уровней ( по итоговой сумме)
Уровень, качества личности (признаки)

  1. уровень: отдельные конфликты; неустойчивость, случайность отклонений в поведении; отдельные пробелы в общем развитии (успеваемость удовлетворительная, иногда чередуются 2 и 5); ярко проявляется какой-либо недостаток; нестандартность характера; слабая самокритичность и требовательность к себе.
  2. уровень: не восприятие педагогических воздействий; эгоцентричность; негативное отношение к школе; пробелы в умственном развитии; проявляются 2-3 серьезных недостатка, устойчиво взаимодействующих между собой; завышенная самооценка; уровень требований к другим больше чем к себе.
  3. уровень: противодействие воспитательному процессу; поведение на грани правонарушения; негативное отношение к школе, к сверстникам, к нормам морали; ярко выраженная отрицательная направленность; пробелы в умственном, нравственном, волевом развитии; болезненная психика, обостренное самолюбие, странности; требовательность к себе отсутствует.



Формирование представлений о здоровом образе жизни

Анкета

  1. Что заставляет тебя употреблять спиртное?
  • встреча с друзьями;
  • праздники;
  • одиночество, невезение в жизни;
  • семейные драмы;
  • иное;
  • не употребляю.
  1. Какой напиток сейчас популярен среди молодежи? (Назовите)
  2. В каком классе ты первый раз попробовал закурить?
  3. Самый оптимальный возраст, по твоему мнению, для начала половой жизни.
  4. Оцени, насколько твой образ жизни соответствует здоровому (по десятибалльной системе).

    АНАЛИЗ (к п.5):
  • 10,9 - чрезмерная забота о здоровье;
  • 7,8 - хорошая;
  • 5,6 - средняя (пересмотреть свой образ жизни, отдельные привычки);
  • 4 и меньше - недостаточная (нездоровый образ жизни).

Анкета "Приобщение к здоровому образу жизни"

  1. Есть ли у тебя друзья, которые употребляют алкогольные напитки?
  2. Как ты относишься к тезису: "Курить - это модно"?
  3. Есть ли у тебя друзья, которые курят?
  4. Пробовал ли ты курить? Если да, то какое ощущение ты испытывал?
  5. Что такое наркотики?

Спросите себя:

  • "Как я отношусь к своей внешности?"
  • Нравится ли вам, как вы выглядите"
  • Не вызывает ли у вас ваша внешность чувства неловкости?

"Формирование полового самосознания и здорового образа жизни"
Недописанный тезис

"Быть счастливым значит быть здоровым …"
"Курить значит стать взрослее …"
"Наркотик убивает жизнь …"

Шкалирование

Курение     Алкоголь     Наркотики        Спорт
    да                  да                    да                     да
____________________________________________________

   нет                нет                  нет                    нет

Помогает выявить отношение учащихся к так называемым вредным привычкам, определить "болевые" точки.

Вредные привычки

Анкета проводится с целью получения информации о формировании привычек курить, употреблять наркотические вещества у учащихся школы, выявлении роли воспитательного воздействия педагогов на формирование привычек здорового образа жизни у детей.

Анкета помогает получить информацию:

  • о владении теоретическими сведениями по данному вопросу;
  • дает возможность овладеть статистическими данными по вопросу вредных привычек у школьников;
  • помогает проанализировать отношение родителей к вредным привычкам детей;
  • дает возможность скоординировать работу педагогического коллектива по профилактике формирования вредных привычек у детей.

Анкета для учащихся начальной школы

  1. С какого возраста, по твоему, человеку можно:
  • курить
  • употреблять спиртные напитки
  • наркотические вещества
  1. Как ты относишься к ребятам, которые имеют привычки курить, выпивать (безразлично, завидую, осуждаю…)
    мальчикам -
    девочкам -
  2. Как твои родители относятся к таким привычкам?
  • категорически против
  • осуждают
  • безразлично.
  1. Твои родители
  • курят
  • употребляют спиртные напитки
  • наркотики
    отец -
    мать -
  1. Пробовал ли ты (да, нет)
  • курить
  • спиртные напитки
  • наркотические вещества

Анкета для учащихся 5 - 10 классов

  1. С какого возраста, по твоему, человеку можно
  • курить
  • употреблять спиртные напитки
  • наркотические вещества
  1. Пробовал ли ты (да, нет)
  • курить
  • употреблять спиртные напитки
  • наркотические вещества
  1. С какой целью ты это делаешь (ради интереса, хочется)
  2. Как часто ты это делаешь (постоянно, редко, никогда)
  • куришь
  • употребляешь спиртные напитки
  • наркотические вещества
  1. Что изменилось в жизни при появлении таких привычек:
  • положительного:
  • отрицательного:
  1. Твои родители
  • курят
  • употребляют спиртные напитки
  • наркотические вещества
    отец:
    мать:
  1. Как родители относятся к твоим привычкам?
  • запрещают категорически
  • осуждают
  • безразлично
  1. Как ты относишься к подросткам, которые имеют привычки курить, выпивать (безразлично, завидую, осуждаю)
    юношам -
    девушкам -

Что мы знаем о курении
Тест При ответе на вопрос напишите сбоку "верно" или "неверно".

  1. Подростки курят, чтобы "быть как все".
  2. Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.
  3. Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает
  4. В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы.
  5. Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.
  6. Одной сигареты вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление, нарушались нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в легких.
  7. Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать.
  8. Табакокурение является одной из основных причин заболеваний сердца.
  9. Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время.
  10. Нет ничего страшного в том, что подростки "балуются" сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратиться в привычку.

Ответы:

1. Верно 2. Верно 3. Неверно 4. Верно 5. Неверно



Предварительный просмотр:

АНКЕТА РОДИТЕЛЯ_________________________________________________________

  1. Укажите имя и фамилию своего ребенка.

  1. Какие трудности в его воспитании Вы испытываете?

  1. Укажите, кто оказывает на вашего ребенка наибольшее влияние: друзья, учителя, другие члены семьи или кто иной?

  1. На какие особенности Вашего ребенка следует обратить новым педагогам?

  1. Укажите, что действует на Вашего ребенка больше всего: требование, совет, пример, наказание или что-то иное?

  1. На какую тему по воспитанию детей Вы бы хотели получить консультацию педагога или иного специалиста?

     7. Какую помощь классному руководителю в работе с Вашим ребенком и классом Вы можете оказать?

Изучение познавательных затруднений   у  школьников.

Инструкция: В каждом из трех вопросов выбери 1-2 ответа.

I. Что в школе мешает тебе хорошо учиться?

  1. Скучные уроки, нелюбимые предметы (какие?)
  2. Грубое отношение учителей (каких?)
  3. Враждебное отношение к тебе одноклассников
  4. Отсутствие порядка и дисциплины
  5. Отсутствие свободы и самостоятельности
  6. Нет интересных дел и занятий во внеурочное время
  7. Частые пропуски по болезни
  8. Быстро устаю на уроке
  9. Болит голова, живот и др.

II. Что в самом себе не дает тебе хорошо учиться?

  1. Не всегда понимаю новый материал
  2. Не могу применить свои знания на практике
  3. Плохая память
  4. Нет достаточного трудолюбия и терпения
  5. Не умею организовать свои занятия
  6. Не хватает времени
  7. Мешает болезнь
  8. Не могу долго быть внимательным

III. В какой помощи ты нуждаешься в первую очередь?

  1. Хочу научиться правильно организовывать свой день
  2. Хочу знать свои способности и возможности
  3. Хочу преодолеть трудности в учении
  4. Хочу научиться какому-то полезному практическому делу
  5. Хочу заниматься в кружках, секциях и др.
  6. Нуждаюсь в помощи при изучении трудных предметов
  7. Хочу избавиться от болезни

Обработка результатовНа основе выделенных трех ответов в первом вопросе можно судить о характере внешних или объективных затруднений; во втором – о затруднениях индивидуального типа; в третьем – о специфике личностной направленности в преодолении тех или иных затруднений.

ФИО__________________________________________________

 Анкета «Родители о своем ребенке»

1-й вариант. Ответьте, пожалуйста, на вопросы.

- С кем из взрослых в семье ваш ребенок охотнее всего проводит свободное время, бывает более откровенен?

- Как ваш ребенок реагирует на похвалу и на наказание?

- Как вы поощряете своего ребенка? Какие формы поощрения действуют лучше, какие хуже?

- Как ваш ребенок реагирует на порицание?

- Есть ли у него обязанности по дому? Какие?

- С кем дружит ваш ребенок?

- Как часто у вас в доме бывают друзья вашего ребенка?

- Как ваш ребенок предпочитает проводить свободное время?

- К каким видам деятельности ваш ребенок проявляет склонности, интересы?

- Что хотели бы вы сообщить о своем ребенке?

ФИО__________________________________________________

2-й вариант. Допишите, пожалуйста, фразы:

- Когда родился наш ребенок, то...

- Самым интересным в первые годы жизни в нем было...

- О его здоровье мы можем сказать следующее...

- Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы...

- Его отношение к школе было...

- Первые годы он учился в основном...

- Ему больше нравились такие предметы, как...

- Отношения с первой учительницей были...

- Общаясь с одноклассниками,...

- Трудности в его воспитании сейчас связаны с...

- Мы бы хотели, чтобы педагоги обратили внимание на...

ФИО__________________________________________________

 Памятка для учителя «Какие факторы способствуют привлечению родителей к участию в жизни школы?»

По данным исследований, прежде всего это:

- активность самой школы, использование разнообразных методов сотрудничества с семьей, хорошо продуманная и спланированная политика (активность школы играет более важную роль, чем социальный статус, уровень образованности или этническое происхождение родителей);

- понимание родителями связи своей работы с успехами детей (активность родителей тем выше, чем более непосредственна связь их участия в работе школы с успеваемостью ребенка);

- установление личных отношений между родителями и учителями (учителями и учениками) как основа для создания равноправных отношений в школьном сообществе;

- создание в школе обстановки, более направленной на семью, с целью большего соответствия культурным, экономическим и социальным особенностям семьи, которые в значительной степени влияют на уровень достижений детей в школе.

Среди других факторов, способствующих привлечению родителей к участию в обучении детей, выделяют:

- информацию об успехах детей;

- уровень заинтересованности учителей в успехах детей;

- позитивный климат в школе и усилия всей школы (не только отдельных учителей) развивать работу с родителями;

- уровень, на котором родители чувствуют свою заинтересованность в успехах детей и воспринимают себя как учителя для своего ребенка.

Кстати: школа существует для детей и родителей, а не наоборот!

Задайте себе несколько вопросов!

- Доброжелательны ли мы по отношению к родителям?

- Легко ли им попасть в школу?

- Достаточно ли чистый подъезд к школе и ее вход?

- Легко ли родителям найти учительскую, кабинет завуча и директора (понятны ли указатели к ним)?

- Гостеприимны ли люди, встречающие родителей, есть ли место, где родители могут посидеть?

- Открыта ли школа для встреч, организации форм дополнительного образования для родителей и жителей и др.?

- Умеем ли мы разговаривать с родителями по телефону?

- Весь ли персонал школы доброжелателен по отношению к родителям?

- Проводим ли мы обучение родителей?

- Проводим ли мы консультации или семинары для родителей по выполнению домашних заданий детьми, дисциплине, мотивации учения и др.?

- Есть ли у нас группы родителей, выполняющие функции наблюдателей (за качеством обучения, отношениями учеников и учителей и др.) в школе?

- Участвуют ли родители в обсуждении финансовых вопросов и определении целей работы и развития школы?

- Все ли мы делаем для того, чтобы визиты родителей и представителей общественности в школу были регулярными?

- Пожелали бы мы себе таких учителей (такой школы), как мы сами?

АНКЕТА № 1

  1. Интересно ли тебе на уроках?
  2. Стремишься ли ты узнать новое по школьным предметам?
  3. Пытаешься ли найти ответ, если что-то непонятно?
  4. Пытаешься ли не опаздывать на уроки?
  5. Стремишься ли вести себя так, чтобы не получить замечания?
  6. Переживаешь ли, если приходится по какой-либо причине пропускать уроки?
  7. Сам ли стираешь себе рубашки?
  8. Принимаешь ли участие в трудовых делах класса?
  9. Помогаешь ли дома по хозяйству?
  10. . Совершая что-либо, задумываешься ли, как оценит это класс?
  11. Пытаешься ли поддерживать класс, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным интересом?
  12. Тревожит ли тебя, какое о тебе мнение в классе?
  13. Употребляешь ли иногда спиртные напитки?
  14. Куришь ли ты?
  15. Приходилось ли убегать из дома?

ДА  +      НЕТ -                      

ФИО__________________________________________________

АНКЕТА № 2

  1. Приходилось ли тебе пропускать уроки без уважительной причины?
  2. Занимаешься ли на уроке посторонними делами?
  3. Были ли случаи, когда приходил на урок неподготовленным?
  4. Приходилось ли в кабинете завуча или директора держать ответ за плохое поведение в школе?
  5. Случалось ли быть участником драки в школе?
  6. Доводилось ли помогать проводить классные или школьные мероприятия?
  7. Бывали ли случаи, что ты сбегал с классных мероприятий?
  8. Пытался ли избегать общественных поручений?
  9. Пробовал ли остаться в стороне, когда проводились сборы, диспуты, уроки мужества и т.д.?
  10. Приходилось ли делиться самым сокровенным с ребятами, которые не учатся в школе?
  11. Случалось ли с нетерпением ждать часа, когда можно уйти из школы к другим ребятам?
  12. Участвовал ли в делах, которые шли бы вразрез с интересами ребят твоего класса?
  13. Старался ли избежать драки в школе, если предоставлялась такая возможность?
  14. Можешь ли ты устоять, если предоставляется возможность присвоить чужую, но нужную тебе вещь?
  15. Мучает ли тебя совесть за то, что приходилось лгать?

ДА  +      НЕТ -                      

ФИО__________________________________________________


 

Анкета для учащихся 5 - 10 классов

  1. С какого возраста, по твоему, человеку можно
  • курить
  • употреблять спиртные напитки
  • наркотические вещества
  1. Пробовал ли ты (да, нет)
  • курить
  • употреблять спиртные напитки
  • наркотические вещества
  1. С какой целью ты это делаешь (ради интереса, хочется)
  2. Как часто ты это делаешь (постоянно, редко, никогда)
  • куришь
  • употребляешь спиртные напитки
  • наркотические вещества
  1. Что изменилось в жизни при появлении таких привычек:
  • положительного:
  • отрицательного:
  1. Твои родители
  • курят
  • употребляют спиртные напитки
  • наркотические вещества
    отец:
    мать:
  1. Как родители относятся к твоим привычкам?
  • запрещают категорически
  • осуждают
  • безразлично
  1. Как ты относишься к подросткам, которые имеют привычки курить, выпивать (безразлично, завидую, осуждаю)
    юношам -
    девушкам -

ФИО__________________________________________________



Анкета «ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ».

  1. С какого возраста, по твоему, человеку можно:
  • курить
  • употреблять спиртные напитки
  • наркотические вещества
  1. Как ты относишься к ребятам, которые имеют привычки курить, выпивать (безразлично, завидую, осуждаю…)
    мальчикам -
    девочкам -
  2. Как твои родители относятся к таким привычкам?
  • категорически против
  • осуждают
  • безразлично.
  1. Твои родители
  • курят
  • употребляют спиртные напитки
  • наркотики
    отец -
    мать -
  1. Пробовал ли ты (да, нет)
  • курить
  • спиртные напитки
  • наркотические вещества

ФИО__________________________________________________



Анкета для учащихся 5 - 10 классов

  1. С какого возраста, по твоему, человеку можно
  • курить
  • употреблять спиртные напитки
  • наркотические вещества
  1. Пробовал ли ты (да, нет)
  • курить
  • употреблять спиртные напитки
  • наркотические вещества
  1. С какой целью ты это делаешь (ради интереса, хочется)
  2. Как часто ты это делаешь (постоянно, редко, никогда)
  • куришь
  • употребляешь спиртные напитки
  • наркотические вещества
  1. Что изменилось в жизни при появлении таких привычек:
  • положительного:
  • отрицательного:
  1. Твои родители
  • курят
  • употребляют спиртные напитки
  • наркотические вещества
    отец:
    мать:
  1. Как родители относятся к твоим привычкам?
  • запрещают категорически
  • осуждают
  • безразлично
  1. Как ты относишься к подросткам, которые имеют привычки курить, выпивать (безразлично, завидую, осуждаю)
    юношам -
    девушкам -



Предварительный просмотр:

Анкета для учащихся 5 - 10 классов

  1. С какого возраста, по твоему, человеку можно
  • курить
  • употреблять спиртные напитки
  • наркотические вещества
  1. Пробовал ли ты (да, нет)
  • курить
  • употреблять спиртные напитки
  • наркотические вещества
  1. С какой целью ты это делаешь (ради интереса, хочется)
  2. Как часто ты это делаешь (постоянно, редко, никогда)
  • куришь
  • употребляешь спиртные напитки
  • наркотические вещества
  1. Что изменилось в жизни при появлении таких привычек:
  • положительного:
  • отрицательного:
  1. Твои родители
  • курят
  • употребляют спиртные напитки
  • наркотические вещества
    отец:
    мать:
  1. Как родители относятся к твоим привычкам?
  • запрещают категорически
  • осуждают
  • безразлично
  1. Как ты относишься к подросткам, которые имеют привычки курить, выпивать (безразлично, завидую, осуждаю)
    юношам -
    девушкам -

ФИО__________________________________________________

Анкета «ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ».

  1. С какого возраста, по твоему, человеку можно:
  • курить
  • употреблять спиртные напитки
  • наркотические вещества
  1. Как ты относишься к ребятам, которые имеют привычки курить, выпивать (безразлично, завидую, осуждаю…)
    мальчикам -
    девочкам -
  2. Как твои родители относятся к таким привычкам?
  • категорически против
  • осуждают
  • безразлично.
  1. Твои родители
  • курят
  • употребляют спиртные напитки
  • наркотики
    отец -
    мать -
  1. Пробовал ли ты (да, нет)
  • курить
  • спиртные напитки
  • наркотические вещества

ФИО__________________________________________________

Анкета для учащихся 5 - 10 классов

  1. С какого возраста, по твоему, человеку можно
  • курить
  • употреблять спиртные напитки
  • наркотические вещества
  1. Пробовал ли ты (да, нет)
  • курить
  • употреблять спиртные напитки
  • наркотические вещества
  1. С какой целью ты это делаешь (ради интереса, хочется)
  2. Как часто ты это делаешь (постоянно, редко, никогда)
  • куришь
  • употребляешь спиртные напитки
  • наркотические вещества
  1. Что изменилось в жизни при появлении таких привычек:
  • положительного:
  • отрицательного:
  1. Твои родители
  • курят
  • употребляют спиртные напитки
  • наркотические вещества
    отец:
    мать:
  1. Как родители относятся к твоим привычкам?
  • запрещают категорически
  • осуждают
  • безразлично
  1. Как ты относишься к подросткам, которые имеют привычки курить, выпивать (безразлично, завидую, осуждаю)
    юношам -
    девушкам -

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ РЕБЁНКА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОНОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

Лобенкова Т.В., Дорошенко С.А.

муниципальное образовательное учреждение специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1 VIII  вида города Кандалакши Мурманской области

Тема профориентации - одна из основных и вместе с тем мало разработанных проблем олигофренопедагогики и олигофренопсихологии.

Необходимость специальной разработки данного вопроса, обусловлена спецификой развития наших учащихся, а также целями и задачами коррекционной школы VIII вида, одной из которых является:

- обеспечение условий для социально-трудовой реабилитации выпускников, для включения их в производительный труд, жизнь в обществе.

Профессиональная ориентация является непрерывным, долговременным процессом и осуществляется на всех возрастных этапах. Работу специалистов школы можно представить в виде моделей:

I этап. 1-4 классы  - пропедевтический, «пусковой».

Цель: сформировать у учащихся младших классов положительное отношение к труду (в частности к физическому), сформировать установку на труд, понимания его роли в жизни человека.

Модель 1.

Знания:

- продолжить знакомство учащихся, начатое в дошкольном возрасте, с миром профессий;

- значение труда в жизни человека и общества;

- различные компоненты трудовой деятельности (предмет труда, орудия труда, трудовые действия и трудовые процессы, результаты труда).

Умения:

- овладение первоначальными, доступными видами труда, умениями, навыками, включая детей в общественно-полезный производительный труд.

Формы и методы работы:

- ролевые игры по  доступным для этого возраста  сферам профессиональной деятельности;

- использование возможностей уроков и внеклассных мероприятий в целях профориентации.

II этап. (5-8 классы) -  «поисково-зондирующий».

Исходим из накопленных знаний учащимися в начальной школе.

Цель: на основе ознакомления учащихся с профессиями, начать формировать у них интерес к рабочим профессиям.

Модель 2.

Знания:

- характеристика профессий, профессионально важные качества (их коррекция, развитие);

- работа с профессиограммами;

- ошибки и затруднения в выборе профессии;

- начало развития профессионального самосознания;

- изучение личности учащихся в целях формирования интереса к профессиям.

Умения:

- овладение широким кругом политехнических умений и навыков;

- активное опробование своих сил и возможностей в самых разных областях труда.

Формы и методы работы:

- в процессе преподавания основ наук;

- во внеурочной и внеклассной работе;

- в процессе различных видов трудовой деятельности (создание условий для активной пробы сил).

Ш этап. (9 – 10  классы)

Цель: - уточнение социально-профессионального статуса;

- трансформация интереса к рабочей профессии и склонность;

- углубленная трудовая подготовка

Модель 3.

Знания:

- усиление профессионального просвещения (агитация, информация, пропаганда);

- формирование социально-профессиональной направленности у старшеклассников к труду в соответствии с возможностями профессиональных училищ и рынка труда;

- подготовка по проблеме успешной социально-профессиональной адаптации учащихся в ПУ и на производстве;

-активизация индивидуальной работы по корректировке профессиональных планов учащихся;

- правила составления формулы «хочу», «могу», «надо» (профессиональная пригодность, возможности и пути получения профессии).

Умения:

-практическое включение школьников в трудовую деятельность;

- соотносить свои возможности и способности с требованиями профессий;

- составлять свой профессиональный план.

Формы и методы:

- широкое использование разнообразных форм и методов работы, в том числе с использованием возможностей  организаций, входящих в схему сетевого взаимодействия школы в вопросе профориентационной работы с учащимися (Центр занятости населения, Бюро медико-социальной экспертизы, училища и др.).

Система профориентационной работы с обучающимися осуществляется по ряду направлений. Заметим, что каждое из них представляет достаточно самостоятельную область, но в то же время все они очень тесно взаимосвязаны.

1 направление. Профессиональное просвещение, включающее:

- профинформацию

-  профпропаганду

- профагитацию.

Именно, здесь учащихся информируют о мире профессий, о практических возможностях и преимуществах овладения той или иной из них, идёт активное воздействие на выбор учащихся профессии, например, по предложению ПУ.

Наши дети плохо ориентируются в особенностях профессий, часто не понимают их различий. Так, профессия «токарь» у них ассоциируется с профессий «электрик», «машинист» с профессией «водитель».

Предлагаем ученикам, разделив их на рабочие группы, следующее задание: «Кто это сработал?»

Инструкция: опираясь на свой опыт, знания, своих товарищей, свою фантазию, составить перечень работников, чей труд вложен в создание:

1.Булка

2. Костюм.

3. Дом.

4. Поездка в автобусе и т.п.

Сначала перечень будет короток. Затем, обсуждая, список уточняется, дополняется.

Успешному профессиональному просвещению способствует обеспечение детей профессиограммами различных профессий (сжатой информацией о профессии).

В своей работе мы используем 2 вида профессиограмм: печатные и видеопрофессиограммы.

Методика ознакомления с профессий проводится по следующему плану:

1. Общие сведения о профессии:

- краткий исторический очерк

- краткая характеристика производственной отрасли

- где применяется.

2.  Производственное содержание профессии:

- предмет, средства и результат (продукт) труда

- содержание и характер трудовой деятельности

- знания и умения специалиста.

3. Условия работы и требования профессии к человеку:

- санитарно-гигиенические условия труда

- требования и здоровье

- экономические условия.

4. Система подготовки к профессии:

- пути получения профессии: курсы, ПУ.

2 направление. Профессиональное воспитание, направленное на формирование важных качеств личности: долга, чести, ответственности, гордости, этики и др.

3 направление. Профессиональная активизация, которая развивает интересы и склонности детей в различных видах профессиональной деятельности (кружковая работа, конкурсы профессионального мастерства, праздники, участие в выставках и т.д.).

4 направление. Профессиональная диагностика – изучение ребенка в целях профориентации. На этом этапе изучаются характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, склонности, потребности, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, состояние здоровья и пр.

В целях профессиональной диагностики учащихся с нормой интеллекта используются опросники и методики ряда наук, включающие в себя большое количество вопросов, которые нашим детям не доступны.

Применяем следующие методы:

- наблюдение (открытое и скрытое, кратковременное и длительное, непрерывное и прерывистое и т.д.);

- анализ документов и результатов трудовой деятельности учащихся (личное дело, классный журнал, дневники наблюдений, работы учащихся и пр.);

- анкетирование (дихотоническое «да» или «нет»,  закрытое, где дается возможность выбора из предложенных вариантов,  открытое, где отсутствует ограничение в ответах). Все виды анкетирования позволяют провести массовое обследование детей с целью выявления наиболее типичных особенностей проявления профессиональных интересов учащихся класса, их диапазон, источники.

Составляя анкету надо стремиться, чтобы вопросы были просты и доступны пониманию учащихся.  Предлагаем один из вариантов.

АНКЕТА.

1.Фамилия, имя

2.Класс

3.Какую профессию изучаешь в школе

4.Кем работают твои родители:

мать

отец

5.Кем ты хотел бы стать после окончания школы

6.Почему тебя интересует эта профессия

7.Как ты узнал об этой профессии:

- в школе

- из книг и журналов

- из рассказов родных и знакомых

- из кино, радио, телевидения

- на занятиях кружка

- другие источники.

8.Какие качества необходимы для овладения этой профессией?

Ответы анализируем в нескольких аспектах:

1. диапазон профессий

2.  мотивы профессиональных интересов

3. источники информации

4. качества – Самый трудный вопрос для учащихся. Многие не понимают смысла вопроса или из-за бедности языка не могут выразить свои мысли.

Вот оно поле для работы.

Профессионально важные качества тренируются путем специальных коррекционных занятий, упражнений при выполнении определенных операций.

В ходе профессиональной диагностики уделяется особое внимание медицинскому аспекту, так как у наших детей есть значительные ограничения в выборе профессий. Это объективный фактор. Субъективный фактор: получение начального профессионального образования выпускниками чаще всего не по профилю трудового обучения в школе, а по ограниченному кругу профессий, которые предлагают ПУ: пекарь, маляр-штукатур, каменщик, плотник, слесарь-сантехник,  слесарь по ремонту автомобилей, столяр-плотник.

5 направление._Профконсультация. По объему, характеру и степени конкретности профконсультации, предоставляемые Центром занятости населения города, не учитывают особенности наших старшеклассников и не доступны им. В нашем случае  роль профконсультанта отводится специалистам школы. А проводим эту консультацию мы в 2 этапа:

- подготовительная – ведется в течение всего периода школьного обучения

- уточняющая – связана с поступлением выпускника в ПУ или непосредственно на работу. Именно, на этом этапе наши дети знакомятся с будущими условиями своего обучения.

6 направление. Профотбор (выбор). Осуществляется в школе. При этом ставится цель выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.

В работе по перечисленным направлениям определился круг форм и методов профориентационной работы: встречи с бывшими выпускниками, с мастерами производственного обучения, совместные педсоветы педагогов школы и ПУ,  вечера, экскурсии, видеоуроки, профессиональные конкурсы, недели труда, Дни открытых дверей в ПУ, центре занятости населения, работа детей в свободное от учебы время в производственных бригадах, совместные собрания родителей и учащихся по перспективам получения начального профессионального образования и многие другие.

Педагоги вольны в выборе метода и формы в зависимости от возрастных  и психофизических особенностей детей, типа занятия.

Урок является основной  организационной частью учебно-воспитательного процесса в школе. Именно уроки трудового обучения располагают большими возможностями ориентирования учащихся на рабочие профессии, воспитания важных профессиональных качеств.

Напомню мудрые слова В.А. Сухомлинского: «Если обучать воспитанника десять лет, давать ему знания основ наук, а потом, когда  он закончит школу, дать ему лопату и сказать: «А теперь ты будешь работать, копать надо вот так», - это будет для него трагедией. Такую трагедию и переживают те выпускники школы, духовная жизнь, мысли и чувства которых на протяжении десяти лет были оторваны от жизни, труда». [2]

Наша школа - школа для детей с ограниченными возможностями здоровья, поэтому перечень профессий, в которых наши дети могут быть востребованы, весьма скромен.

В профессиональном самоопределении учащихся нашей школы очень важна роль педагогического сопровождения учителей трудового обучения. Не случайно, трудовое обучение – это основной предмет в коррекционной школе VIII вида и единственный, по которому учащиеся в конце обучения сдают экзамен. Уже в 4-м классе дети занимаются на уроках труда 4 часа в неделю, далее количество часов уроков трудового обучения возрастает и в 9-м классе уже достигает 14 часов, а в 10-м – 22 часов в неделю.

Наряду с основными профилями (столярное, слесарное и швейное дело)  в программу трудового обучения в нашей школе внедрены и нетрадиционные профили: кружевоплетение на коклюшках, художественная обработка материалов и ткачество. Хорошо оформлены и оснащены необходимым оборудованием и инструментами все мастерские, все учителя трудового обучения имеют высшую или первую квалификационные категории, в совершенстве владеют методикой работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, используют дифференцированный подход.

В школе существует практика совмещения различных профессий в обучении, что дает возможность выявить интерес учащихся к определенным видам деятельности, проявить им творческие способности и расширить круг приобретаемых умений и навыков. Большое внимание уделяется обучению детей – инвалидов. Начинаются занятия с элементарных упражнений по развитию моторики пальцев рук, глазомера, и задача учителя состоит в том, чтобы в результате целенаправленных  систематических упражнений помочь детям сформировать высокоавтоматизированные навыки выполнения несложных трудовых операций.

Правильный вывод сделал когда-то выдающийся психолог Л.С. Выготский: «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнить самостоятельно». [1]

Участие воспитанников нашей школы в городских конкурсах профессионального мастерства по столярному и слесарному делу, а также в конкурсах прикладного творчества, областных фестивалях показывает, что дети получают хорошую теоретическую подготовку и имеют практические навыки. Экспонирование изделий обучающихся на различных выставках является хорошим стимулом для развития творческой активности детей на уроках. Как правило, эти учащиеся успешно продолжают обучение в ПУ, получают профессию и становятся квалифицированными специалистами.

Чтобы помочь учащимся приобрести знания по основам выбора профессии, расширить их представления о мире профессий, пробудить уверенность в дальнейшем самоопределении в старших классах школы проводятся занятия по профориентации, например, урок-викторина «На пороге взрослой жизни». Силами учителей трудового обучения оформлен стенд «В помощь выпускнику», выпущен буклет «Выпускнику коррекционной школы», которые помогают выпускнику коррекционной школы в выборе профессии и ПУ, где можно ее получить.

К сожалению, не все учащиеся в состоянии получить специальную профессиональную подготовку на базе ПУ, однако, освоив многие трудовые умения и навыки на уроках труда в школе, они в состоянии работать рабочими зеленого хозяйства, дворниками, грузчиками, подсобными рабочими, санитарками или, в крайнем случае, заниматься надомным трудом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

анкеты для родителей и детей

данные анкеты можно использовать на классных часах и родительских собраниях...

анкеты для родителей и детей

данные анкеты можно использовать на классных часах и родительских собраниях...

Анкета для родителей и детей

Анкета для выявления интересов детей и мнения родителей...