Анкеты для родителей и детей
классный час на тему
Данные анкеты можно использовать на классных часах и родительских собраниях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_97_-_2003_3.doc | 84.5 КБ |
dokument_microsoft_office_word_97_-_2003_9.doc | 57.5 КБ |
dokument_microsoft_office_word_97_-_2003_10.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1-3 классы
1 Что Вы считаете главным в семейном воспитании?
2 Что оказывает положительное влияние на воспитание Вашего ребенка?
3 Что мешает успешному воспитанию ребенка в Вашей семье?
4 Какие качества личности удается вам воспитать у своего ребенка?
5 Какие черты характера вашего ребенка вам нравятся, не нравятся?
6 Какую помощь школы, педагогов и иных специалистов Вы бы хотели получить по вопросу воспитания ребенка?
5 класс
1. Укажите имя и фамилию своего ребенка.
2. Какие трудности в его воспитании Вы испытываете?
3. Укажите, кто оказывает на вашего ребенка наибольшее влияние: друзья, учителя, другие члены семьи или кто иной?
4. На какие особенности Вашего ребенка следует обратить новым педагогам?
5. Укажите, что действует на Вашего ребенка больше всего: требование, совет, пример, наказание или что-то иное?
6. На какую тему по воспитанию детей Вы бы хотели получить консультацию педагога или иного специалиста?
7. Какую помощь классному руководителю в работе с Вашим ребенком и классом Вы можете оказать?
6-11 классы
- Укажите класс, в котором учится ваш ребенок.
- Как часто и по какой причине Вы бываете в школе?
- Удовлетворены ли Вы работы классного руководителя с учащимися, родителями? Почему?
- Что в работе школы вам особенно нравится, не удовлетворяет Вас?
- По каким проблемам воспитания детей Вы бы хотели получить консультацию администрации, педагогов, иных специалистов?
- Какие мероприятия, формы работы школы с учащимися, семьей необходимо использовать, вводить в дальнейшем?
- Что Вы можете предложить для улучшения работы школы с учащимися и родителями?
Изучение познавательных затруднений у школьников
Инструкция: В каждом из трех вопросов выбери 1-2 ответа.
I. Что в школе мешает тебе хорошо учиться?
- Скучные уроки, нелюбимые предметы (какие?)
- Грубое отношение учителей (каких?)
- Враждебное отношение к тебе одноклассников
- Отсутствие порядка и дисциплины
- Отсутствие свободы и самостоятельности
- Нет интересных дел и занятий во внеурочное время
- Частые пропуски по болезни
- Быстро устаю на уроке
- Болит голова, живот и др.
II. Что в самом себе не дает тебе хорошо учиться?
- Не всегда понимаю новый материал
- Не могу применить свои знания на практике
- Плохая память
- Нет достаточного трудолюбия и терпения
- Не умею организовать свои занятия
- Не хватает времени
- Мешает болезнь
- Не могу долго быть внимательным
III. В какой помощи ты нуждаешься в первую очередь?
- Хочу научиться правильно организовывать свой день
- Хочу знать свои способности и возможности
- Хочу преодолеть трудности в учении
- Хочу научиться какому-то полезному практическому делу
- Хочу заниматься в кружках, секциях и др.
- Нуждаюсь в помощи при изучении трудных предметов
- Хочу избавиться от болезни
Обработка результатов
На основе выделенных трех ответов в первом вопросе можно судить о характере внешних или объективных затруднений; во втором – о затруднениях индивидуального типа; в третьем – о специфике личностной направленности в преодолении тех или иных затруднений.
Приложение 1. Анкета «Родители о своем ребенке»
1-й вариант. Ответьте, пожалуйста, на вопросы.
- С кем из взрослых в семье ваш ребенок охотнее всего проводит свободное время, бывает более откровенен?
- Как ваш ребенок реагирует на похвалу и на наказание?
- Как вы поощряете своего ребенка? Какие формы поощрения действуют лучше, какие хуже?
- Как ваш ребенок реагирует на порицание?
- Есть ли у него обязанности по дому? Какие?
- С кем дружит ваш ребенок?
- Как часто у вас в доме бывают друзья вашего ребенка?
- Как ваш ребенок предпочитает проводить свободное время?
- К каким видам деятельности ваш ребенок проявляет склонности, интересы?
- Что хотели бы вы сообщить о своем ребенке?
2-й вариант. Допишите, пожалуйста, фразы:
- Когда родился наш ребенок, то...
- Самым интересным в первые годы жизни в нем было...
- О его здоровье мы можем сказать следующее...
- Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы...
- Его отношение к школе было...
- Первые годы он учился в основном...
- Ему больше нравились такие предметы, как...
- Отношения с первой учительницей были...
- Общаясь с одноклассниками,...
- Трудности в его воспитании сейчас связаны с...
- Мы бы хотели, чтобы педагоги обратили внимание на...
Приложение 2. Памятка для учителя «Какие факторы способствуют привлечению родителей к участию в жизни школы?»
По данным исследований, прежде всего это:
- активность самой школы, использование разнообразных методов сотрудничества с семьей, хорошо продуманная и спланированная политика (активность школы играет более важную роль, чем социальный статус, уровень образованности или этническое происхождение родителей);
- понимание родителями связи своей работы с успехами детей (активность родителей тем выше, чем более непосредственна связь их участия в работе школы с успеваемостью ребенка);
- установление личных отношений между родителями и учителями (учителями и учениками) как основа для создания равноправных отношений в школьном сообществе;
- создание в школе обстановки, более направленной на семью, с целью большего соответствия культурным, экономическим и социальным особенностям семьи, которые в значительной степени влияют на уровень достижений детей в школе.
Среди других факторов, способствующих привлечению родителей к участию в обучении детей, выделяют:
- информацию об успехах детей;
- уровень заинтересованности учителей в успехах детей;
- позитивный климат в школе и усилия всей школы (не только отдельных учителей) развивать работу с родителями;
- уровень, на котором родители чувствуют свою заинтересованность в успехах детей и воспринимают себя как учителя для своего ребенка.
Кстати: школа существует для детей и родителей, а не наоборот!
Задайте себе несколько вопросов!
- Доброжелательны ли мы по отношению к родителям?
- Легко ли им попасть в школу?
- Достаточно ли чистый подъезд к школе и ее вход?
- Легко ли родителям найти учительскую, кабинет завуча и директора (понятны ли указатели к ним)?
- Гостеприимны ли люди, встречающие родителей, есть ли место, где родители могут посидеть?
- Открыта ли школа для встреч, организации форм дополнительного образования для родителей и жителей и др.?
- Умеем ли мы разговаривать с родителями по телефону?
- Весь ли персонал школы доброжелателен по отношению к родителям?
- Проводим ли мы обучение родителей?
- Проводим ли мы консультации или семинары для родителей по выполнению домашних заданий детьми, дисциплине, мотивации учения и др.?
- Есть ли у нас группы родителей, выполняющие функции наблюдателей (за качеством обучения, отношениями учеников и учителей и др.) в школе?
- Участвуют ли родители в обсуждении финансовых вопросов и определении целей работы и развития школы?
- Все ли мы делаем для того, чтобы визиты родителей и представителей общественности в школу были регулярными?
- Пожелали бы мы себе таких учителей (такой школы), как мы сами?
Приложение 3. Анкета для родителей «Ваше отношение к школе»
Уважаемые родители!
Каждое из положений анкеты просим вас оценить, выбрав одно из утверждений:
да, нет, трудно сказать:
Вопросы | Да | Нет | Трудно сказать |
Оцените, пожалуйста, удовлетворены ли вы: - уровнем преподавания; - организацией школьного быта; - питанием в школе; - состоянием школьных помещений; - оформлением классов; - материально-техническим обеспечением школы; - отношениями между школьниками в классе; - вашими отношениями с педагогами и администрацией; - отношениями вашего ребенка с педагогами; - отношением вашего ребенка к школе в целом | |||
В школе любой ученик может найти подходящий для себя кружок, секцию, клуб, выбрать интересную экскурсию, лекцию, участвовать в проведении праздников, соревнований, культпоходов. Что бы вы могли предложить в дополнение к этому перечню? | |||
Получаете ли вы достаточную информацию об успехах, неудачах вашего ребенка в школе? | |||
Узнаете ли вы что-нибудь важное о личности вашего ребенка из бесед с педагогами и психологами? | |||
Может ли ваш ребенок сказать: «Моя школа лучше других школ в городе»? | |||
Имеется ли у вас возможность участвовать в делах школы? | |||
Что, по вашему мнению, школа делает хорошо? | |||
А что, по вашему мнению, ей следовало бы делать лучше? |
АНКЕТА № 1
- Интересно ли тебе на уроках?
- Стремишься ли ты узнать новое по школьным предметам?
- Пытаешься ли найти ответ, если что-то непонятно?
- Пытаешься ли не опаздывать на уроки?
- Стремишься ли вести себя так, чтобы не получить замечания?
- Переживаешь ли, если приходится по какой-либо причине пропускать уроки?
- Сам ли стираешь себе рубашки?
- Принимаешь ли участие в трудовых делах класса?
- Помогаешь ли дома по хозяйству?
- . Совершая что-либо, задумываешься ли, как оценит это класс?
- Пытаешься ли поддерживать класс, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным интересом?
- Тревожит ли тебя, какое о тебе мнение в классе?
- Употребляешь ли иногда спиртные напитки?
- Куришь ли ты?
- Приходилось ли убегать из дома?
АНКЕТА № 2
- Приходилось ли тебе пропускать уроки без уважительной причины?
- Занимаешься ли на уроке посторонними делами?
- Были ли случаи, когда приходил на урок неподготовленным?
- Приходилось ли в кабинете завуча или директора держать ответ за плохое поведение в школе?
- Случалось ли быть участником драки в школе?
- Доводилось ли помогать проводить классные или школьные мероприятия?
- Бывали ли случаи, что ты сбегал с классных мероприятий?
- Пытался ли избегать общественных поручений?
- Пробовал ли остаться в стороне, когда проводились сборы, диспуты, уроки мужества и т.д.?
- Приходилось ли делиться самым сокровенным с ребятами, которые не учатся в школе?
- Случалось ли с нетерпением ждать часа, когда можно уйти из школы к другим ребятам?
- Участвовал ли в делах, которые шли бы вразрез с интересами ребят твоего класса?
- Старался ли избежать драки в школе, если предоставлялась такая возможность?
- Можешь ли ты устоять, если предоставляется возможность присвоить чужую, но нужную тебе вещь?
- Мучает ли тебя совесть за то, что приходилось лгать?
АНКЕТА № 3
- С полной ли отдачей ты работаешь на уроке?
- Выполняешь ли ты домашние задания?
- Связываешь ли получение знаний в школе со своим будущим?
- Вежлив ли со взрослыми вне школы?
- Вовремя ли возвращаешься вечером с улицы домой?
- Считаешься ли с мнением родителей?
- Проявляешь ли инициативу в проведении интересных дел в классе?
- Выбирали ли тебя в актив класса?
- Делаешь ли какое-либо полезное для класса дело?
- Стремишься ли иметь авторитет у ребят своего класса?
- Хочешь ли иметь много друзей в своем классе?
- Стараешься ли отстаивать честь своего класса?
- Приходилось ли объясняться по поводу своего поведения в милиции?
- Бывал ли у вас дома инспектор (участковый) по причине плохого поведения на улице?
- Встречаешься ли с ребятами, которые не работают и не учатся?
Подсчитывается алгебраическая сумма баллов (N) по данному параметру. При N >6 учащийся по данному параметру относится к благополучным. Другие результаты определяет уровень запущенности ученика.
Сумма баллов по параметру | Уровень педагогической запущенности | Итоговая сумма баллов |
6 > N > 3 | I - начальный уровень трудновоспитуемости | 30 > N > 15 |
3 > N > 0 | II - дезорганизаторы | 15 > N > 0 |
N < 0 | III - особо трудные | N < 0 |
Характеристика уровней ( по итоговой сумме)
Уровень, качества личности (признаки)
- уровень: отдельные конфликты; неустойчивость, случайность отклонений в поведении; отдельные пробелы в общем развитии (успеваемость удовлетворительная, иногда чередуются 2 и 5); ярко проявляется какой-либо недостаток; нестандартность характера; слабая самокритичность и требовательность к себе.
- уровень: не восприятие педагогических воздействий; эгоцентричность; негативное отношение к школе; пробелы в умственном развитии; проявляются 2-3 серьезных недостатка, устойчиво взаимодействующих между собой; завышенная самооценка; уровень требований к другим больше чем к себе.
- уровень: противодействие воспитательному процессу; поведение на грани правонарушения; негативное отношение к школе, к сверстникам, к нормам морали; ярко выраженная отрицательная направленность; пробелы в умственном, нравственном, волевом развитии; болезненная психика, обостренное самолюбие, странности; требовательность к себе отсутствует.
Формирование представлений о здоровом образе жизни
Анкета
- Что заставляет тебя употреблять спиртное?
- встреча с друзьями;
- праздники;
- одиночество, невезение в жизни;
- семейные драмы;
- иное;
- не употребляю.
- Какой напиток сейчас популярен среди молодежи? (Назовите)
- В каком классе ты первый раз попробовал закурить?
- Самый оптимальный возраст, по твоему мнению, для начала половой жизни.
- Оцени, насколько твой образ жизни соответствует здоровому (по десятибалльной системе).
АНАЛИЗ (к п.5):
- 10,9 - чрезмерная забота о здоровье;
- 7,8 - хорошая;
- 5,6 - средняя (пересмотреть свой образ жизни, отдельные привычки);
- 4 и меньше - недостаточная (нездоровый образ жизни).
Анкета "Приобщение к здоровому образу жизни"
- Есть ли у тебя друзья, которые употребляют алкогольные напитки?
- Как ты относишься к тезису: "Курить - это модно"?
- Есть ли у тебя друзья, которые курят?
- Пробовал ли ты курить? Если да, то какое ощущение ты испытывал?
- Что такое наркотики?
Спросите себя:
- "Как я отношусь к своей внешности?"
- Нравится ли вам, как вы выглядите"
- Не вызывает ли у вас ваша внешность чувства неловкости?
"Формирование полового самосознания и здорового образа жизни"
Недописанный тезис
"Быть счастливым значит быть здоровым …"
"Курить значит стать взрослее …"
"Наркотик убивает жизнь …"
Шкалирование
Курение Алкоголь Наркотики Спорт
да да да да
____________________________________________________
нет нет нет нет
Помогает выявить отношение учащихся к так называемым вредным привычкам, определить "болевые" точки.
Вредные привычки
Анкета проводится с целью получения информации о формировании привычек курить, употреблять наркотические вещества у учащихся школы, выявлении роли воспитательного воздействия педагогов на формирование привычек здорового образа жизни у детей.
Анкета помогает получить информацию:
- о владении теоретическими сведениями по данному вопросу;
- дает возможность овладеть статистическими данными по вопросу вредных привычек у школьников;
- помогает проанализировать отношение родителей к вредным привычкам детей;
- дает возможность скоординировать работу педагогического коллектива по профилактике формирования вредных привычек у детей.
Анкета для учащихся начальной школы
- С какого возраста, по твоему, человеку можно:
- курить
- употреблять спиртные напитки
- наркотические вещества
- Как ты относишься к ребятам, которые имеют привычки курить, выпивать (безразлично, завидую, осуждаю…)
мальчикам -
девочкам - - Как твои родители относятся к таким привычкам?
- категорически против
- осуждают
- безразлично.
- Твои родители
- курят
- употребляют спиртные напитки
- наркотики
отец -
мать -
- Пробовал ли ты (да, нет)
- курить
- спиртные напитки
- наркотические вещества
Анкета для учащихся 5 - 10 классов
- С какого возраста, по твоему, человеку можно
- курить
- употреблять спиртные напитки
- наркотические вещества
- Пробовал ли ты (да, нет)
- курить
- употреблять спиртные напитки
- наркотические вещества
- С какой целью ты это делаешь (ради интереса, хочется)
- Как часто ты это делаешь (постоянно, редко, никогда)
- куришь
- употребляешь спиртные напитки
- наркотические вещества
- Что изменилось в жизни при появлении таких привычек:
- положительного:
- отрицательного:
- Твои родители
- курят
- употребляют спиртные напитки
- наркотические вещества
отец:
мать:
- Как родители относятся к твоим привычкам?
- запрещают категорически
- осуждают
- безразлично
- Как ты относишься к подросткам, которые имеют привычки курить, выпивать (безразлично, завидую, осуждаю)
юношам -
девушкам -
Что мы знаем о курении
Тест При ответе на вопрос напишите сбоку "верно" или "неверно".
- Подростки курят, чтобы "быть как все".
- Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.
- Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает
- В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы.
- Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.
- Одной сигареты вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление, нарушались нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в легких.
- Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать.
- Табакокурение является одной из основных причин заболеваний сердца.
- Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время.
- Нет ничего страшного в том, что подростки "балуются" сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратиться в привычку.
Ответы:
1. Верно 2. Верно 3. Неверно 4. Верно 5. Неверно
Предварительный просмотр:
АНКЕТА РОДИТЕЛЯ_________________________________________________________
- Укажите имя и фамилию своего ребенка.
- Какие трудности в его воспитании Вы испытываете?
- Укажите, кто оказывает на вашего ребенка наибольшее влияние: друзья, учителя, другие члены семьи или кто иной?
- На какие особенности Вашего ребенка следует обратить новым педагогам?
- Укажите, что действует на Вашего ребенка больше всего: требование, совет, пример, наказание или что-то иное?
- На какую тему по воспитанию детей Вы бы хотели получить консультацию педагога или иного специалиста?
7. Какую помощь классному руководителю в работе с Вашим ребенком и классом Вы можете оказать?
Изучение познавательных затруднений у школьников.
Инструкция: В каждом из трех вопросов выбери 1-2 ответа.
I. Что в школе мешает тебе хорошо учиться?
- Скучные уроки, нелюбимые предметы (какие?)
- Грубое отношение учителей (каких?)
- Враждебное отношение к тебе одноклассников
- Отсутствие порядка и дисциплины
- Отсутствие свободы и самостоятельности
- Нет интересных дел и занятий во внеурочное время
- Частые пропуски по болезни
- Быстро устаю на уроке
- Болит голова, живот и др.
II. Что в самом себе не дает тебе хорошо учиться?
- Не всегда понимаю новый материал
- Не могу применить свои знания на практике
- Плохая память
- Нет достаточного трудолюбия и терпения
- Не умею организовать свои занятия
- Не хватает времени
- Мешает болезнь
- Не могу долго быть внимательным
III. В какой помощи ты нуждаешься в первую очередь?
- Хочу научиться правильно организовывать свой день
- Хочу знать свои способности и возможности
- Хочу преодолеть трудности в учении
- Хочу научиться какому-то полезному практическому делу
- Хочу заниматься в кружках, секциях и др.
- Нуждаюсь в помощи при изучении трудных предметов
- Хочу избавиться от болезни
Обработка результатовНа основе выделенных трех ответов в первом вопросе можно судить о характере внешних или объективных затруднений; во втором – о затруднениях индивидуального типа; в третьем – о специфике личностной направленности в преодолении тех или иных затруднений.
ФИО__________________________________________________
Анкета «Родители о своем ребенке»
1-й вариант. Ответьте, пожалуйста, на вопросы.
- С кем из взрослых в семье ваш ребенок охотнее всего проводит свободное время, бывает более откровенен?
- Как ваш ребенок реагирует на похвалу и на наказание?
- Как вы поощряете своего ребенка? Какие формы поощрения действуют лучше, какие хуже?
- Как ваш ребенок реагирует на порицание?
- Есть ли у него обязанности по дому? Какие?
- С кем дружит ваш ребенок?
- Как часто у вас в доме бывают друзья вашего ребенка?
- Как ваш ребенок предпочитает проводить свободное время?
- К каким видам деятельности ваш ребенок проявляет склонности, интересы?
- Что хотели бы вы сообщить о своем ребенке?
ФИО__________________________________________________
2-й вариант. Допишите, пожалуйста, фразы:
- Когда родился наш ребенок, то...
- Самым интересным в первые годы жизни в нем было...
- О его здоровье мы можем сказать следующее...
- Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы...
- Его отношение к школе было...
- Первые годы он учился в основном...
- Ему больше нравились такие предметы, как...
- Отношения с первой учительницей были...
- Общаясь с одноклассниками,...
- Трудности в его воспитании сейчас связаны с...
- Мы бы хотели, чтобы педагоги обратили внимание на...
ФИО__________________________________________________
Памятка для учителя «Какие факторы способствуют привлечению родителей к участию в жизни школы?»
По данным исследований, прежде всего это:
- активность самой школы, использование разнообразных методов сотрудничества с семьей, хорошо продуманная и спланированная политика (активность школы играет более важную роль, чем социальный статус, уровень образованности или этническое происхождение родителей);
- понимание родителями связи своей работы с успехами детей (активность родителей тем выше, чем более непосредственна связь их участия в работе школы с успеваемостью ребенка);
- установление личных отношений между родителями и учителями (учителями и учениками) как основа для создания равноправных отношений в школьном сообществе;
- создание в школе обстановки, более направленной на семью, с целью большего соответствия культурным, экономическим и социальным особенностям семьи, которые в значительной степени влияют на уровень достижений детей в школе.
Среди других факторов, способствующих привлечению родителей к участию в обучении детей, выделяют:
- информацию об успехах детей;
- уровень заинтересованности учителей в успехах детей;
- позитивный климат в школе и усилия всей школы (не только отдельных учителей) развивать работу с родителями;
- уровень, на котором родители чувствуют свою заинтересованность в успехах детей и воспринимают себя как учителя для своего ребенка.
Кстати: школа существует для детей и родителей, а не наоборот!
Задайте себе несколько вопросов!
- Доброжелательны ли мы по отношению к родителям?
- Легко ли им попасть в школу?
- Достаточно ли чистый подъезд к школе и ее вход?
- Легко ли родителям найти учительскую, кабинет завуча и директора (понятны ли указатели к ним)?
- Гостеприимны ли люди, встречающие родителей, есть ли место, где родители могут посидеть?
- Открыта ли школа для встреч, организации форм дополнительного образования для родителей и жителей и др.?
- Умеем ли мы разговаривать с родителями по телефону?
- Весь ли персонал школы доброжелателен по отношению к родителям?
- Проводим ли мы обучение родителей?
- Проводим ли мы консультации или семинары для родителей по выполнению домашних заданий детьми, дисциплине, мотивации учения и др.?
- Есть ли у нас группы родителей, выполняющие функции наблюдателей (за качеством обучения, отношениями учеников и учителей и др.) в школе?
- Участвуют ли родители в обсуждении финансовых вопросов и определении целей работы и развития школы?
- Все ли мы делаем для того, чтобы визиты родителей и представителей общественности в школу были регулярными?
- Пожелали бы мы себе таких учителей (такой школы), как мы сами?
АНКЕТА № 1
- Интересно ли тебе на уроках?
- Стремишься ли ты узнать новое по школьным предметам?
- Пытаешься ли найти ответ, если что-то непонятно?
- Пытаешься ли не опаздывать на уроки?
- Стремишься ли вести себя так, чтобы не получить замечания?
- Переживаешь ли, если приходится по какой-либо причине пропускать уроки?
- Сам ли стираешь себе рубашки?
- Принимаешь ли участие в трудовых делах класса?
- Помогаешь ли дома по хозяйству?
- . Совершая что-либо, задумываешься ли, как оценит это класс?
- Пытаешься ли поддерживать класс, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным интересом?
- Тревожит ли тебя, какое о тебе мнение в классе?
- Употребляешь ли иногда спиртные напитки?
- Куришь ли ты?
- Приходилось ли убегать из дома?
ДА + НЕТ -
ФИО__________________________________________________
АНКЕТА № 2
- Приходилось ли тебе пропускать уроки без уважительной причины?
- Занимаешься ли на уроке посторонними делами?
- Были ли случаи, когда приходил на урок неподготовленным?
- Приходилось ли в кабинете завуча или директора держать ответ за плохое поведение в школе?
- Случалось ли быть участником драки в школе?
- Доводилось ли помогать проводить классные или школьные мероприятия?
- Бывали ли случаи, что ты сбегал с классных мероприятий?
- Пытался ли избегать общественных поручений?
- Пробовал ли остаться в стороне, когда проводились сборы, диспуты, уроки мужества и т.д.?
- Приходилось ли делиться самым сокровенным с ребятами, которые не учатся в школе?
- Случалось ли с нетерпением ждать часа, когда можно уйти из школы к другим ребятам?
- Участвовал ли в делах, которые шли бы вразрез с интересами ребят твоего класса?
- Старался ли избежать драки в школе, если предоставлялась такая возможность?
- Можешь ли ты устоять, если предоставляется возможность присвоить чужую, но нужную тебе вещь?
- Мучает ли тебя совесть за то, что приходилось лгать?
ДА + НЕТ -
ФИО__________________________________________________
Анкета для учащихся 5 - 10 классов
- С какого возраста, по твоему, человеку можно
- курить
- употреблять спиртные напитки
- наркотические вещества
- Пробовал ли ты (да, нет)
- курить
- употреблять спиртные напитки
- наркотические вещества
- С какой целью ты это делаешь (ради интереса, хочется)
- Как часто ты это делаешь (постоянно, редко, никогда)
- куришь
- употребляешь спиртные напитки
- наркотические вещества
- Что изменилось в жизни при появлении таких привычек:
- положительного:
- отрицательного:
- Твои родители
- курят
- употребляют спиртные напитки
- наркотические вещества
отец:
мать:
- Как родители относятся к твоим привычкам?
- запрещают категорически
- осуждают
- безразлично
- Как ты относишься к подросткам, которые имеют привычки курить, выпивать (безразлично, завидую, осуждаю)
юношам -
девушкам -
ФИО__________________________________________________
Анкета «ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ».
- С какого возраста, по твоему, человеку можно:
- курить
- употреблять спиртные напитки
- наркотические вещества
- Как ты относишься к ребятам, которые имеют привычки курить, выпивать (безразлично, завидую, осуждаю…)
мальчикам -
девочкам - - Как твои родители относятся к таким привычкам?
- категорически против
- осуждают
- безразлично.
- Твои родители
- курят
- употребляют спиртные напитки
- наркотики
отец -
мать -
- Пробовал ли ты (да, нет)
- курить
- спиртные напитки
- наркотические вещества
ФИО__________________________________________________
Анкета для учащихся 5 - 10 классов
- С какого возраста, по твоему, человеку можно
- курить
- употреблять спиртные напитки
- наркотические вещества
- Пробовал ли ты (да, нет)
- курить
- употреблять спиртные напитки
- наркотические вещества
- С какой целью ты это делаешь (ради интереса, хочется)
- Как часто ты это делаешь (постоянно, редко, никогда)
- куришь
- употребляешь спиртные напитки
- наркотические вещества
- Что изменилось в жизни при появлении таких привычек:
- положительного:
- отрицательного:
- Твои родители
- курят
- употребляют спиртные напитки
- наркотические вещества
отец:
мать:
- Как родители относятся к твоим привычкам?
- запрещают категорически
- осуждают
- безразлично
- Как ты относишься к подросткам, которые имеют привычки курить, выпивать (безразлично, завидую, осуждаю)
юношам -
девушкам -
Предварительный просмотр:
Анкета для учащихся 5 - 10 классов
- С какого возраста, по твоему, человеку можно
- курить
- употреблять спиртные напитки
- наркотические вещества
- Пробовал ли ты (да, нет)
- курить
- употреблять спиртные напитки
- наркотические вещества
- С какой целью ты это делаешь (ради интереса, хочется)
- Как часто ты это делаешь (постоянно, редко, никогда)
- куришь
- употребляешь спиртные напитки
- наркотические вещества
- Что изменилось в жизни при появлении таких привычек:
- положительного:
- отрицательного:
- Твои родители
- курят
- употребляют спиртные напитки
- наркотические вещества
отец:
мать:
- Как родители относятся к твоим привычкам?
- запрещают категорически
- осуждают
- безразлично
- Как ты относишься к подросткам, которые имеют привычки курить, выпивать (безразлично, завидую, осуждаю)
юношам -
девушкам -
ФИО__________________________________________________
Анкета «ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ».
- С какого возраста, по твоему, человеку можно:
- курить
- употреблять спиртные напитки
- наркотические вещества
- Как ты относишься к ребятам, которые имеют привычки курить, выпивать (безразлично, завидую, осуждаю…)
мальчикам -
девочкам - - Как твои родители относятся к таким привычкам?
- категорически против
- осуждают
- безразлично.
- Твои родители
- курят
- употребляют спиртные напитки
- наркотики
отец -
мать -
- Пробовал ли ты (да, нет)
- курить
- спиртные напитки
- наркотические вещества
ФИО__________________________________________________
Анкета для учащихся 5 - 10 классов
- С какого возраста, по твоему, человеку можно
- курить
- употреблять спиртные напитки
- наркотические вещества
- Пробовал ли ты (да, нет)
- курить
- употреблять спиртные напитки
- наркотические вещества
- С какой целью ты это делаешь (ради интереса, хочется)
- Как часто ты это делаешь (постоянно, редко, никогда)
- куришь
- употребляешь спиртные напитки
- наркотические вещества
- Что изменилось в жизни при появлении таких привычек:
- положительного:
- отрицательного:
- Твои родители
- курят
- употребляют спиртные напитки
- наркотические вещества
отец:
мать:
- Как родители относятся к твоим привычкам?
- запрещают категорически
- осуждают
- безразлично
- Как ты относишься к подросткам, которые имеют привычки курить, выпивать (безразлично, завидую, осуждаю)
юношам -
девушкам -
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ РЕБЁНКА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОНОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА
Лобенкова Т.В., Дорошенко С.А.
муниципальное образовательное учреждение специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1 VIII вида города Кандалакши Мурманской области
Тема профориентации - одна из основных и вместе с тем мало разработанных проблем олигофренопедагогики и олигофренопсихологии.
Необходимость специальной разработки данного вопроса, обусловлена спецификой развития наших учащихся, а также целями и задачами коррекционной школы VIII вида, одной из которых является:
- обеспечение условий для социально-трудовой реабилитации выпускников, для включения их в производительный труд, жизнь в обществе.
Профессиональная ориентация является непрерывным, долговременным процессом и осуществляется на всех возрастных этапах. Работу специалистов школы можно представить в виде моделей:
I этап. 1-4 классы - пропедевтический, «пусковой».
Цель: сформировать у учащихся младших классов положительное отношение к труду (в частности к физическому), сформировать установку на труд, понимания его роли в жизни человека.
Модель 1.
Знания:
- продолжить знакомство учащихся, начатое в дошкольном возрасте, с миром профессий;
- значение труда в жизни человека и общества;
- различные компоненты трудовой деятельности (предмет труда, орудия труда, трудовые действия и трудовые процессы, результаты труда).
Умения:
- овладение первоначальными, доступными видами труда, умениями, навыками, включая детей в общественно-полезный производительный труд.
Формы и методы работы:
- ролевые игры по доступным для этого возраста сферам профессиональной деятельности;
- использование возможностей уроков и внеклассных мероприятий в целях профориентации.
II этап. (5-8 классы) - «поисково-зондирующий».
Исходим из накопленных знаний учащимися в начальной школе.
Цель: на основе ознакомления учащихся с профессиями, начать формировать у них интерес к рабочим профессиям.
Модель 2.
Знания:
- характеристика профессий, профессионально важные качества (их коррекция, развитие);
- работа с профессиограммами;
- ошибки и затруднения в выборе профессии;
- начало развития профессионального самосознания;
- изучение личности учащихся в целях формирования интереса к профессиям.
Умения:
- овладение широким кругом политехнических умений и навыков;
- активное опробование своих сил и возможностей в самых разных областях труда.
Формы и методы работы:
- в процессе преподавания основ наук;
- во внеурочной и внеклассной работе;
- в процессе различных видов трудовой деятельности (создание условий для активной пробы сил).
Ш этап. (9 – 10 классы)
Цель: - уточнение социально-профессионального статуса;
- трансформация интереса к рабочей профессии и склонность;
- углубленная трудовая подготовка
Модель 3.
Знания:
- усиление профессионального просвещения (агитация, информация, пропаганда);
- формирование социально-профессиональной направленности у старшеклассников к труду в соответствии с возможностями профессиональных училищ и рынка труда;
- подготовка по проблеме успешной социально-профессиональной адаптации учащихся в ПУ и на производстве;
-активизация индивидуальной работы по корректировке профессиональных планов учащихся;
- правила составления формулы «хочу», «могу», «надо» (профессиональная пригодность, возможности и пути получения профессии).
Умения:
-практическое включение школьников в трудовую деятельность;
- соотносить свои возможности и способности с требованиями профессий;
- составлять свой профессиональный план.
Формы и методы:
- широкое использование разнообразных форм и методов работы, в том числе с использованием возможностей организаций, входящих в схему сетевого взаимодействия школы в вопросе профориентационной работы с учащимися (Центр занятости населения, Бюро медико-социальной экспертизы, училища и др.).
Система профориентационной работы с обучающимися осуществляется по ряду направлений. Заметим, что каждое из них представляет достаточно самостоятельную область, но в то же время все они очень тесно взаимосвязаны.
1 направление. Профессиональное просвещение, включающее:
- профинформацию
- профпропаганду
- профагитацию.
Именно, здесь учащихся информируют о мире профессий, о практических возможностях и преимуществах овладения той или иной из них, идёт активное воздействие на выбор учащихся профессии, например, по предложению ПУ.
Наши дети плохо ориентируются в особенностях профессий, часто не понимают их различий. Так, профессия «токарь» у них ассоциируется с профессий «электрик», «машинист» с профессией «водитель».
Предлагаем ученикам, разделив их на рабочие группы, следующее задание: «Кто это сработал?»
Инструкция: опираясь на свой опыт, знания, своих товарищей, свою фантазию, составить перечень работников, чей труд вложен в создание:
1.Булка
2. Костюм.
3. Дом.
4. Поездка в автобусе и т.п.
Сначала перечень будет короток. Затем, обсуждая, список уточняется, дополняется.
Успешному профессиональному просвещению способствует обеспечение детей профессиограммами различных профессий (сжатой информацией о профессии).
В своей работе мы используем 2 вида профессиограмм: печатные и видеопрофессиограммы.
Методика ознакомления с профессий проводится по следующему плану:
1. Общие сведения о профессии:
- краткий исторический очерк
- краткая характеристика производственной отрасли
- где применяется.
2. Производственное содержание профессии:
- предмет, средства и результат (продукт) труда
- содержание и характер трудовой деятельности
- знания и умения специалиста.
3. Условия работы и требования профессии к человеку:
- санитарно-гигиенические условия труда
- требования и здоровье
- экономические условия.
4. Система подготовки к профессии:
- пути получения профессии: курсы, ПУ.
2 направление. Профессиональное воспитание, направленное на формирование важных качеств личности: долга, чести, ответственности, гордости, этики и др.
3 направление. Профессиональная активизация, которая развивает интересы и склонности детей в различных видах профессиональной деятельности (кружковая работа, конкурсы профессионального мастерства, праздники, участие в выставках и т.д.).
4 направление. Профессиональная диагностика – изучение ребенка в целях профориентации. На этом этапе изучаются характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, склонности, потребности, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, состояние здоровья и пр.
В целях профессиональной диагностики учащихся с нормой интеллекта используются опросники и методики ряда наук, включающие в себя большое количество вопросов, которые нашим детям не доступны.
Применяем следующие методы:
- наблюдение (открытое и скрытое, кратковременное и длительное, непрерывное и прерывистое и т.д.);
- анализ документов и результатов трудовой деятельности учащихся (личное дело, классный журнал, дневники наблюдений, работы учащихся и пр.);
- анкетирование (дихотоническое «да» или «нет», закрытое, где дается возможность выбора из предложенных вариантов, открытое, где отсутствует ограничение в ответах). Все виды анкетирования позволяют провести массовое обследование детей с целью выявления наиболее типичных особенностей проявления профессиональных интересов учащихся класса, их диапазон, источники.
Составляя анкету надо стремиться, чтобы вопросы были просты и доступны пониманию учащихся. Предлагаем один из вариантов.
АНКЕТА.
1.Фамилия, имя
2.Класс
3.Какую профессию изучаешь в школе
4.Кем работают твои родители:
мать
отец
5.Кем ты хотел бы стать после окончания школы
6.Почему тебя интересует эта профессия
7.Как ты узнал об этой профессии:
- в школе
- из книг и журналов
- из рассказов родных и знакомых
- из кино, радио, телевидения
- на занятиях кружка
- другие источники.
8.Какие качества необходимы для овладения этой профессией?
Ответы анализируем в нескольких аспектах:
1. диапазон профессий
2. мотивы профессиональных интересов
3. источники информации
4. качества – Самый трудный вопрос для учащихся. Многие не понимают смысла вопроса или из-за бедности языка не могут выразить свои мысли.
Вот оно поле для работы.
Профессионально важные качества тренируются путем специальных коррекционных занятий, упражнений при выполнении определенных операций.
В ходе профессиональной диагностики уделяется особое внимание медицинскому аспекту, так как у наших детей есть значительные ограничения в выборе профессий. Это объективный фактор. Субъективный фактор: получение начального профессионального образования выпускниками чаще всего не по профилю трудового обучения в школе, а по ограниченному кругу профессий, которые предлагают ПУ: пекарь, маляр-штукатур, каменщик, плотник, слесарь-сантехник, слесарь по ремонту автомобилей, столяр-плотник.
5 направление._Профконсультация. По объему, характеру и степени конкретности профконсультации, предоставляемые Центром занятости населения города, не учитывают особенности наших старшеклассников и не доступны им. В нашем случае роль профконсультанта отводится специалистам школы. А проводим эту консультацию мы в 2 этапа:
- подготовительная – ведется в течение всего периода школьного обучения
- уточняющая – связана с поступлением выпускника в ПУ или непосредственно на работу. Именно, на этом этапе наши дети знакомятся с будущими условиями своего обучения.
6 направление. Профотбор (выбор). Осуществляется в школе. При этом ставится цель выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.
В работе по перечисленным направлениям определился круг форм и методов профориентационной работы: встречи с бывшими выпускниками, с мастерами производственного обучения, совместные педсоветы педагогов школы и ПУ, вечера, экскурсии, видеоуроки, профессиональные конкурсы, недели труда, Дни открытых дверей в ПУ, центре занятости населения, работа детей в свободное от учебы время в производственных бригадах, совместные собрания родителей и учащихся по перспективам получения начального профессионального образования и многие другие.
Педагоги вольны в выборе метода и формы в зависимости от возрастных и психофизических особенностей детей, типа занятия.
Урок является основной организационной частью учебно-воспитательного процесса в школе. Именно уроки трудового обучения располагают большими возможностями ориентирования учащихся на рабочие профессии, воспитания важных профессиональных качеств.
Напомню мудрые слова В.А. Сухомлинского: «Если обучать воспитанника десять лет, давать ему знания основ наук, а потом, когда он закончит школу, дать ему лопату и сказать: «А теперь ты будешь работать, копать надо вот так», - это будет для него трагедией. Такую трагедию и переживают те выпускники школы, духовная жизнь, мысли и чувства которых на протяжении десяти лет были оторваны от жизни, труда». [2]
Наша школа - школа для детей с ограниченными возможностями здоровья, поэтому перечень профессий, в которых наши дети могут быть востребованы, весьма скромен.
В профессиональном самоопределении учащихся нашей школы очень важна роль педагогического сопровождения учителей трудового обучения. Не случайно, трудовое обучение – это основной предмет в коррекционной школе VIII вида и единственный, по которому учащиеся в конце обучения сдают экзамен. Уже в 4-м классе дети занимаются на уроках труда 4 часа в неделю, далее количество часов уроков трудового обучения возрастает и в 9-м классе уже достигает 14 часов, а в 10-м – 22 часов в неделю.
Наряду с основными профилями (столярное, слесарное и швейное дело) в программу трудового обучения в нашей школе внедрены и нетрадиционные профили: кружевоплетение на коклюшках, художественная обработка материалов и ткачество. Хорошо оформлены и оснащены необходимым оборудованием и инструментами все мастерские, все учителя трудового обучения имеют высшую или первую квалификационные категории, в совершенстве владеют методикой работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, используют дифференцированный подход.
В школе существует практика совмещения различных профессий в обучении, что дает возможность выявить интерес учащихся к определенным видам деятельности, проявить им творческие способности и расширить круг приобретаемых умений и навыков. Большое внимание уделяется обучению детей – инвалидов. Начинаются занятия с элементарных упражнений по развитию моторики пальцев рук, глазомера, и задача учителя состоит в том, чтобы в результате целенаправленных систематических упражнений помочь детям сформировать высокоавтоматизированные навыки выполнения несложных трудовых операций.
Правильный вывод сделал когда-то выдающийся психолог Л.С. Выготский: «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнить самостоятельно». [1]
Участие воспитанников нашей школы в городских конкурсах профессионального мастерства по столярному и слесарному делу, а также в конкурсах прикладного творчества, областных фестивалях показывает, что дети получают хорошую теоретическую подготовку и имеют практические навыки. Экспонирование изделий обучающихся на различных выставках является хорошим стимулом для развития творческой активности детей на уроках. Как правило, эти учащиеся успешно продолжают обучение в ПУ, получают профессию и становятся квалифицированными специалистами.
Чтобы помочь учащимся приобрести знания по основам выбора профессии, расширить их представления о мире профессий, пробудить уверенность в дальнейшем самоопределении в старших классах школы проводятся занятия по профориентации, например, урок-викторина «На пороге взрослой жизни». Силами учителей трудового обучения оформлен стенд «В помощь выпускнику», выпущен буклет «Выпускнику коррекционной школы», которые помогают выпускнику коррекционной школы в выборе профессии и ПУ, где можно ее получить.
К сожалению, не все учащиеся в состоянии получить специальную профессиональную подготовку на базе ПУ, однако, освоив многие трудовые умения и навыки на уроках труда в школе, они в состоянии работать рабочими зеленого хозяйства, дворниками, грузчиками, подсобными рабочими, санитарками или, в крайнем случае, заниматься надомным трудом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
анкеты для родителей и детей
данные анкеты можно использовать на классных часах и родительских собраниях...
анкеты для родителей и детей
данные анкеты можно использовать на классных часах и родительских собраниях...
Анкета для родителей и детей
Анкета для выявления интересов детей и мнения родителей...