Урок здоровья
план-конспект занятия (6 класс) по теме

Афонина-Ларина Надежда Викторовна

Данную презентацию можно  использовать

на классном часе, внеклассном мероприятии, посвященном ЗОЖ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_zdorovya.rar2.48 МБ

Предварительный просмотр:

УРОК  ЗДОРОВЬЯ в 6 «А» классе

«Здоровье - к  счастью  ступенька»

13.09.13     учитель АФОНИНА НАДЕЖДА ВИКТОРОВНА

             

                                                                                     Единственная красота, которую

                                                                                      я знаю – это здоровье.

                                                                                                                         Г.Гейне                                                              

Цели и задачи:                                    

- побудить учащихся задуматься над проблемой здоровья,

- формирования потребности вести здоровый образ жизни, самоконтроль здоровья,

- познакомить с эффективными способами снятия усталости, напряжения, профилактическими приемами,

- дать понятие сбалансированного питания,

- познакомить с факторами, влияющими на здоровье.

 

Оформление кабинета: высказывания известных людей о здоровье, пословицы и поговорки, фотографии, репродукции картин и плакаты, изображающие спортсменов, физкультминутки в школах и садах , . музыкальное сопровождение

                                            Ход урока.

  1. Вступление.

«Здравствуйте»,- говорим мы при встрече. «Здравия желаю», приветствуют друг друга военные. И все желают при этом здоровья, ведь оно является необходимым условием для успешной учебы и работы, для самореализации в жизни. Но здоровье – это не костюм, не прическа, его не заменишь, а восстановить его бывает очень трудно, а порой и невозможно. Поэтому заботиться о здоровье необходимо с детских лет. Надо помнить, что здоровье – к счастьюч ступенька и каждый кует его сам.

Сегодня мы с вами поговорим о необходимости контролировать свое здоровье, научимся основам самоконтроля, определим факторы, влияющие на здоровье человека, и способы сохранения и укрепления здоровья. Готовы ли вы к работе? Тогда вперед.

  1. Основная часть.

А)  Определите значение здоровья в жизни человека.

(ребятам предлагается  определить место здоровья среди указанных понятий: карьера, семья, работоспособность, признание,  материальное благополучие,  счастье. Варианты ответов учащихся подсчитываются, делаются выводы. Как правило, здоровье оказывается базисом для всего остального)

Б)  Недавно в нашем классе прошел медосмотр. Оказалось, что здоровье многих из вас ухудшилось. Хуже видеть стали 8 человек, нарушение осанки выявлено у 2 учащихся, у 1 появились проблемы с желудком, 2 страдают от недостатка веса.

Может ли человек сам контролировать свое здоровье или он должен дожидаться медосмотра? Оказывается, может.

  1. Проведите самоанамнез. Для этого ответьте на вопросы, предложенные на листочке. Оцените свою осанку, жироотложение, мускулатуру и поставьте себе баллы. Потом сравните свой вес, рост  с показаниями таблицы для ваших лет развития ( таблица на каждой парте). Сделайте вывод о гармоничности своего физического развития.

Если разность номеров «коридоров» между двумя из трех  показателей не превышает 1, то возьмите красный жетон – ваше развитие гармонично; если разность составляет 2 – зеленый жетон: развитие дисгармонично; если 3 – синий жетон: необходимо обратить особое внимание на свое развитие. ( Таблицы сдаются, составляются графики «Показатели здоровья класса»)

  1. Попробуйте определить собственное настроение, самочувствие, желание заниматься, болевые ощущения, пульс, дыхание. Это показатели самоконтроля.

Выясните причины плохих показаний. Подумайте, можно ли их устранить.

Если постоянно контролировать свое здоровье, многих болезней можно избежать, потому что при определении отставания в каком-либо показателе следует вместе с родителями и врачами, а иногда и самостоятельно при помощи упражнений эти отставания ликвидировать.

Иногда состояние человека можно определить по внешним признакам, например по глазам или ногтям. Взгляните на свои ногти и выполните тест по Аюрведе.

                 Признак

                 Заболевание

Бледный цвет ногтей

Желтизна ногтей

Синие ногти

Вогнутые ногти

Выступающие ногти

Длинные линии на ногтях

Белые пятна на ногтях

Поперечные борозды

Малокровие

Болезни печени

Сердечная недостаточность

Признак недостатка в организме железа

Сердечная и легочная недостаточность

Плохая всасываемость в системе пищеварения

Признак стресса

Плохое питание или запущенные болезни

В) Здоровье формируется под влиянием сложного комплекса внутренних  факторов и внешних воздействий. Ученые провели исследования и сделали вывод. Наше здоровье зависит:

на 10% от медицинского обслуживания,

на 20% от наследственности,

на 20% от состояния окружающей среды,

на 50% от образа жизни.

Ребята, подумайте и докажите, что здоровье зависит от первых трех компонентов.

(можно разделить ребят на группы, и один представитель будет защищать мнение группы)

Г) Мозговой штурм. Какие факторы нашего образа жизни влияют на состояние здоровья? (Все ответы записываются на доске, выбираются наиболее важные)

1. Распорядок дня.

2.Высокая двигательная активность, достаточные физические нагрузки.

3. Пребывание на природе, ее благотворное влияние.

4. Правильное сбалансированное питание.

5. Личная гигиена.

6. Отказ от вредных привычек. (Обсуждается каждый пункт)

Попробуйте объяснить, какое питание называется сбалансированным?

Что мы имеем в виду, когда говорим о правильном питании?

Есть в одни и те же часы пищу богатую питательными веществами, содержащую минералы и витамины)

Д) сообщение учащихся

1.о белках, жирах и  углеводах
2. о витаминах.

 3. о микроэлементах

Д) А теперь давайте вспомним, что мы используем на уроках, чтобы снять утомление?

1. упражнения – энергизаторы, например «Дождь»

трение ладоней,

щелканье пальцами,

хлопанье по бедрам
переступания ногами

            хлопанье по бедрам
           щелканье пальцами,

трение ладоней,

солнышко выглянуло (руки к голове)

      2.физкультминутки                 

                                На болоте две лягушки-

                                Две зеленые подружки

                                   Утром рано просыпались,

                                   Полотенцем  обтирались,

.                               Ручками хлопали,

                                Ножками топали.

                               Буратино потянулся,

                               Прямо встал, вперед нагнулся,                                              

                               Вправо, влево посмотрел                                        

                               И на место тихо сел  

    3. лечебные упражнения.

       Если устали глаза.

А) посидите немного с закрытыми глазами, потом несколько раз быстро поморгайте ими.

Б) без напряжения закрыть глаза, расслабить плечи, отдохнуть несколько минут. При этом легким движением нажимать на внутренние уголки глаз подушечками большого и указательного пальцев.

        Если болит голова.

Медленно вдохнуть, мысленно окрашивая вдыхаемый воздух в наиболее приятный цвет. Задержать дыхание, мысленно закручивая поток воздуха в голове. Резко выдохнуть, мысленно направляя поток воздуха через участок головы, где ощущается боль.

  1. заключение и выводы.

       Ребята, что вы узнали сегодня на уроке? Какие выводы сделали?

       Напишите сенквейн на тему здоровье.

       Здоровье

       Крепкое, необходимое

       Ослабевает, восстанавливается, помогает

       Оно нашу душу сохраняет

       Счастье.  

"Здоровые дети в здоровой семье!"

Сегодня, мы с вами вспомним, что такое здоровье и  от чего оно зависит. Необходимо разделиться на 3 команды ( название, девиз)

Первая команда «Мойдодыр» должна выбрать на карточках только полезные привычки и закрепить на плакате, а также приготовиться  выразительно прочитать загадки о полезных привычках.

Полезные привычки сохраняют здоровье!

Вторая команда  будет  придумывать комплекс утренней гимнастики , который покажет под музыку остальным ребятам, а также проведёт подвижную игру со всеми детьми.

Спорт- здоровье бережёт!

Третья команда поможет вспомнить, какие продукты полезные, а какие вредные. Вам необходимо выбрать карточки с витаминами и закрепить на плакате

Да - здоровой еде!

(2 уч-ся играют роли Ап и Тит)

В е д у щ и й.                     Что такое аппетит?

Мама мне о нём  твердит.

Говорит она сердито:

-- Ты поел без аппетита.

Что такое?

Где он есть?

Почему с ним надо есть?

Жили  братья Ап и Тит.

Оба хилые на вид,

Оба слабые, как птички,

Шеи тонкие, как спички,

Кулачки, как пятачки,

Ноги, как былинки.

Вот такие, как ты видишь

Братьев на картинке.

Даже тихий ветерок

Мог легко свалить их с ног,

То у Тита скарлатина,

То у Апа вдруг ангина,

То болит и то болит.

Вот какие Ап и Тит.

Эти братья еле-еле

В день по ложке каши ели,

С уговорами,

С разговорами,

С горькими слезами,

С мокрыми глазами.

Их кормили всей семьёй,

Собирались всей толпой,

Мама пела и плясала,

Няня сказки им читала,

И играли в ладушки

Дедушки и бабушки,

Чтобы ели Ап и Тит,

Чтобы вызвать аппетит.

Шли однажды Ап и Тит,

Вдруг – комар на них летит,

Не могли они вдвоём

Сладить даже с комаром.

Налетел на них комар,

Раз – удар!

Два – удар!

Да спасибо, что пчела

Комара прогнала.

И пчела как зажужжит:

-- Стыдно, братья Ап и Тит!

Вы летите вверх тормашками,

Если встретитесь

С букашками,

Потому что еле-еле

Только ложку каши съели,

Нет у вас обоих сил,

И комар вас победил.

Я дарю вам бочку мёда

И даю вам срок до года,

Чтоб могли вы через год

Стать сильней, чем бегемот.

Утром братья, встав с постели,

По тарелке каши съели,

Хлеба – по горбушке,

Молока – по кружке.

Мёда попросили,

Мёдом закусили.

А в обед тарелку щей,

Да погуще им налей,

Чесноком ещё приправь,

Будет мало – так добавь.

Из тарелки пар валит –

Уплетают Ап и Тит…

Дедушки и бабушки

Не играют в ладушки,

Ходят в магазины,

Носят им корзины

С овощами, фруктами,

С разными продуктами.

Год прошёл, и Ап и Тит

Стали бравыми на вид,

Кулаки у них обоих

Стали твёрже, чем гранит.

Не страшатся комаров,

Не зовут к ним докторов,

И друзья боятся

С братьями подраться,

Потому что только кит

Так силён, как Ап и Тит.

Вот какие Ап и Тит!

Вот что значит  А П П Е Т И Т!

Одни животные едят только растительную пищу, и называются травоядными. Даже огромный слон питается травой и ветками деревьев. Другие животные питаются мясом. Это хищники. И только некоторые животные едят и мясо, и растительную пищу. Мы поняли, что животные едят только то, что им полезно.

Но не все продукты, которыми питается человек, полезны для его здоровья. Правильное питание – условие здоровья, неправильное приводит к болезням.

А п.    Доктор Здоровая Пища советует: чтобы правильно питаться, нужно выполнять два условия: умеренность и разнообразие. Что означает «умеренность» ?

Т и т.  Древним людям принадлежат мудрые слова: «Мы едим для того,

чтобы жить, а не живём для того, чтобы есть». Переедать очень вредно, желудок и кишечник не успевают всё переваривать.

Д о к т о р  З д о р о в а я  П и щ а.      Что значит «разнообразие»?

Ни один продукт не даёт всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мёд, гречка, геркулес, изюм, масло). Другие помогают строить организм и сделать его более сильным (творог, рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи – фрукты и овощи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые и помогают организму расти и развиваться (ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы)

                                                 Захотелось плакать вдруг –

                                                 Слёзы лить заставил … (лук)

                                                   

                                                 Набирай скорее в миску

                                                 Краснощёкую …  (редиску)

                                                 Отыскали, наконец,

                                                 И зелёный …      (огурец)

                                                 Кто, ребята, не знаком

                                                 С белозубым …     (чесноком)

                                                 Под кустом копнёшь немножко,

                                                 Выглянет на свет …    (картошка)

                                                 Разве в огороде пусто,

                                                 Если там растёт …  (капуста)

             Д о к т о р  З д о р о в а я  П и щ а .  Сейчас наступила осень. А осенью, как известно, всегда собирают богатый урожай овощей и фруктов.  В овощах и фруктах содержится огромное количество полезных организму витаминов.

Слово «витамин» придумал американский учёный – биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество («амин»), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо людям. Соединив латинское слово vita («жизнь») с «амин», получилось слово «витамин». Детям 6-7 лет надо съедать в день 500 – 600 г овощей и фруктов.

Витамин А – это витамин роста. Ещё он помогает нашим глазам сохранить зрение. Найти его можно в молоке, моркови, зелёном луке.

Витамин С прячется в чесноке, капусте, луке, во всех овощах, фруктах, ягодах.

Витамин Д сохраняет нам зубы. Без него зубы человека становятся мягкими и хрупкими. Его можно найти в молоке, рыбе, твороге. Загорая на солнце, мы тоже получаем витамин Д.

Загадки о крупах и кашах:

  1. Черна, мала крошка,

Соберут немножко,

В воде поварят,

Кто съест, похвалит. (гречневая)

2.  Как во поле на кургане

     Стоит курица с серьгами. (овёс)

3.  В поле метёлкой,

     В мешке жемчугом. (пшеница)

4.  Весь из золота отлит,

     На солнышке стоит. (колос)

Кашу очень полезно есть на завтрак. Но не все почему-то любят есть каши. А знаете, что любую кашу можно сделать вкусной? Вы слышали, говорят: «Кашу маслом не испортишь»?!  Но в кашу ещё можно добавлять ягоды, изюм, орехи, варенье, мёд.

Команды выполняют задания, подводятся итоги, составляется общий плакат:

ЗДО   РО   ВЬЕ

Вывод делают мальчики: здоровье зависит от образа жизни: От полезных привычек, от питания, от  занятий физкультурой.

\

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок здоровья по информатике и ИКТ:"Курить - здоровью вредить"

Урок информатики с практической работой с электронными таблицами, охватывающий такую проблему как курение.Работа содержит презентацию, план урока и раздаточный материал....

Урок здоровья "Новое поколение за здоровый образ жизни!"

Урок предназначен для учащихся старших классов по теме "Здоровый образ жизни"...

Урок здоровья «Влияние газированных напитков на здоровье человека»

Урок здоровья «Влияние газированных напитков на здоровье человека»...

Методическая разработка урока здоровья на английском языке "Здоровый образ жизни" (5 класс)

Методическая разработка урока здоровья ориентирована для учащихся 5 класса. В данной разработке учащимся предлагается ва форме дискуссии обсудить, какие функции выполняют наши части тела, а также как ...

УРОК ЗДОРОВЬЯ «Докажем мы: на самом деле, здоровый дух – в здоровом теле!»

УРОК ЗДОРОВЬЯ«Докажем  мы: на самом деле, здоровый дух – в здоровом теле!» звучит песня о здоровье голос за кадром Сегодня праздник в 31-ой школе!Пусть возвестят ...

Классный час: Урок здоровья «В здоровом теле – здоровый дух!»

Цели:1.     Закрепить ранее полученные знания по сохранению и укреплению здоровья.2.     Показать преимущества здорового образа жизни, вызвать у детей желание з...