Классный час "Конституция"
методическая разработка (7 класс) по теме
Методическая разработка для учащихся 5-7 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
medodicheskaya_razrabotka_po_teme_konstitutsiya.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Рец Наталья Ивановна,
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №19
г. Новочеркасска Ростовской области
Разработка внеклассного мероприятия
(классного часа) для обучающихся 5-7 классов
“Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!”
Цели:
- познакомить учащихся с Конституцией Российской Федерации;
- объяснить основные обществоведческие понятия;
- формировать правовую культуру граждан РФ;
- развивать чувство коллективизма и коммуникативные навыки;
- воспитывать чувство гордости за свою страну;
Эпиграф:
Есть книга правды и свободы,
Вся наша жизнь – ее слова,
Запечатлели в ней народы
Свои священные права. …
Ход мероприятия
Под музыку дети входят в класс.
Звучит мелодия «Гляжу в озёра синие» из кинофильма «Тени исчезают в полдень»
Гляжу в озёра синие,
В полях ромашки рву,
Зову тебя Россиею,
Единственной зову.
Спроси, переспроси меня -
Милее нет земли.
Меня здесь русским именем
Когда-то нарекли…
Учитель:
- Эти замечательные строки о нашей стране были написаны поэтом И. Шафераном и композитором Л. Афанасьевым.
- Ребята, а что мы можем сказать о стране, в которой мы с вами живем? (Начинает учитель, по кругу продолжают дети).
Учитель:
- Действительно, наша страна замечательная. Но каждое государство живет по своим законам. И наше государство не исключение. Все законы записаны в одной книге. А как она называется вы узнаете, соединив в одно слово выделенные буквы:
ПОЛИТИКА, ВЫБОРЫ, ЗАКОН, ОБЯЗАННОСТИ , ПРЕЗИДЕНТ, ГИМН , ПУТИН , ТРУД , НАЦИЯ, ЖИЗНЬ , РОССИЯ . (Конституция)
(Учитель показывается учащимся Конституцию Российской Федерации).
Метод «мозгового штурма»
- А что такое Конституция? (Проводится обсуждение слова «Конституция»)
Учитель:
- Обратимся к Толковому словарю. В переводе с латинского языка слово «конституция» обозначает «устройство», то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства, основные правила по которым мы живем, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы.
- А знаете ли вы, когда была принята наша Конституция?
(Конституция, по которой мы сейчас живем, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником).
Активный метод обучения «Ассоциации»
Учитель:
- Ребята, как вы думаете, какие ассоциативные слова можно соотнести с понятием Конституция? (Учитель делает записи на доске)
Пример:
К - кодекс, конвенция
О - общество, обязанности, ответственность
Н - народ, нация, независимость
С - согласие, сотрудничество, содружество
Т – территория, товарищество
И - инициатива
Т - толерантность
У - управление, установление
Ц - центр
И - исполнитель
Я - «я» - личность, «я» - гражданин
Учитель:
- Хотелось бы немного обратиться к истории, думаю, что вам это будет интересно. А поможет нам в этом магистр истории …
(Выступает заранее подготовленный ученик. Он облачен в мантию, на голове академическая шапочка)
- В дореволюционной России вообще не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была принята после Великой Октябрьской Социалистической революции в 1918 году, а в 1924, после образования Союза Советских Социалистических Республик - вторая. Развитие страны вело за собой и совершенствование законов, поэтому принимаются Конституции 1936 и 1977 годов. Последняя Конституция, уже России, действительно была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Вот как она начиналась:
- Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации.
Учитель:
- Ребята, а вам не показалось странным то, что мы с вами живем в России, а в тексте написано о принятии Конституции Российской Федерации. Как вы думаете, почему? (Наша страна называется Россия, но ее полное название Российская Федерация.)
Учитель:
- Давайте сейчас познакомимся с 1 статьей Конституции РФ.
(На каждой парте лежит экземпляр Конституции РФ)
1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.
Учитель:
- А что значит слово “Федерация”? (Ответы учащихся)
Учитель:
- И вновь обратимся к Толковому словарю. «Федерация» в переводе с латинского означает “договор, союз”.
- Наша страна называется Российской потому, что большинство ее населения – русские. А вот слово Федерация поясняет, что вместе с русскими на ее землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в Федерацию – добровольный союз равноправных народов нашей страны.
Ее населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, живущих в России можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны. Об этом мы можем узнать, познакомившись статьей 19 Конституции Российской Федерации:
- Все равны перед законом и судом.
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
3.Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Учитель:
- Ребята, а как вы понимаете выражение «демократическое государство»? Что такое демократия? (Ответы учащихся)
Учитель:
- Демократия в переводе с греческого языка переводится как “народ” и “власть” или “народовластие”. Как вы понимаете данное определение?
Игра «Ценности демократии»
Учитель:
- Общество не может быть демократическим без определенных ценностей. Что это за ценности? Как они могут быть представлены в обществе, в котором мы живем? Представим, что общество – это дом.
(Детям предлагаются отдельные карточки - элементы дома со следующими понятиями: конституция; свобода личности; запрет на свободу слова; толерантность; правовое государство; неуважение к людям другой национальности, религии; равенство; свобода; терроризм; закон; мирное разрешение конфликтов; способность к компромиссам.
Задание – построить дом. Этот дом необычный, т.к. состоит из ценностей демократии. Из предложенного набора понятий необходимо выбрать те, которые относятся к ценностям демократии и использовать для строительства дома. )
С помощью магнитной доски учащиеся строят дом.
Учитель:
- Расскажите о доме, который у вас получился? Кто в нем может проживать, а кому в нем не место. (Ответы учащихся)
Учитель:
- Значит, в нашей стране народу принадлежит власть, и он может участвовать в управлении государством. А каким образом, по-вашему мнению, народ может это делать?
(Например, народ может выбирать Президента своей страны, выбирать депутатов в Государственную Думу, одобрять или критиковать какие-либо решения Правительства)
Учитель:
- Кто такой Президент? Какими полномочиями он наделен?
-Кто является Президент в России в настоящее время?
(Ответы учащихся)
Учитель:
- Попробуем обобщить и немного уточнить ваши знания.
Слово «президент» в переводе с латинского языка означает «сидящий впереди, во главе». Действительно, Президент России – это глава нашего государства, который избирается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой оговариваются его права и обязанности.
Кстати в статье 81 сказано о том, что
1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
- В настоящее время Президентом России является Владимир Владимирович Путин, который совместно с Правительством является исполнительной властью государства.
-У президента есть права и обязанности перед страной и народом. А мы, как граждане России, наверное, тоже имеем какие-то права и какие-то обязанности? Что вы об этом думаете? ( Ответы учащихся)
Учитель:
- Давайте здесь остановимся, чтобы разграничить такие понятия, как «права» и «обязанности». Для этого я предлагаю вам поиграть в политическую игру «Договор»
Игра «Договор»
(У каждого на столе лежит подготовленный листочек с заголовком «права» или «обязанности». В течении 2 – 3 минут одни дети работают над составлением списка своих прав, другие - обязанностей. Затем идет работа в парах – необходимо достичь единодушия при составлении списка, устраивающего обоих представителей. Если единодушие достигнуто – предлагаю пожать друг другу руки, а нескольким парам озвучить результат.)
Учитель:
- Спасибо большое, что вы смогли договориться. Кстати, в Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, включающая в себя более 50 статей, причем права даются в совокупности со свободами.
Подведение итогов Составление синквейна 1. Тема синквейна– конституция 2. два прилагательных, которые раскрывают и характеризуют тему 3.три глагола, которые показывают, описывают действия, относящиеся к теме синквейна 4.фраза, предложение, крылатое выражение, цитата – высказывается ваше отношение к теме 5. слово – резюме, дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение | |
Учитель: |
Великий русский поэт Н. А. Некрасов сказал: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!” Я уверена, что в будущем вы познакомитесь со всеми законами, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить свой и чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились и живете. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и беречь ее богатства.
А еще, живя в свободном обществе, вы всегда должны помнить следующие слова:
Мои права – права человека…
Они должны быть сохранены,
Неважно, в каком мы проживаем веке
Мы-достояние нашей страны…
И следующие даты:
20 ноября – День прав ребенка
10 декабря – Всемирный день прав человека
12 декабря – День Конституции РФ
Рефлексия
Учитель предлагает дать оценку собственной работе (Приём « Паучок»)
Знал
Хочу узнать
Не знал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"
В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"
Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему: « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....
Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".
Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...