"Сказание о земле русской"
методическая разработка по теме
Россия - богатейшая страна не только своими природными ресурсами, но и огромным запасом исторического и культурного наследия.
Младший школьный возраст оказывается наиболее благоприятным периодом для целенаправленного воспитания у детей патриотических чувств и положительного отношения к традициям своего народа, уважения к его духовным ценностям, любви к родному языку, гордости за свою родину, свой народ и т.д.
Патриотическое воспитание школьников средствами этнопедагогики - это целенаправленный, непрерывный и последовательный, педагогически организованный процесс освоения нравственных и эстетических ценностей народной культуры, формирование эмоционально-оценочного отношения к малой Родине, родному языку, народу, его традициям, обычаям, идеалам как совокупности общечеловеческих ценностей, обеспечивающих патриотическое воспитание детей.
Идеи возрождения духовного наследия являются актуальными на современном этапе.
На занятии дети получили достаточно знаний о своей стране, о ее истории и культуре. В сознании и чувствах детей утвердились патриотические ценности и уважение к историко-культурному прошлому России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сказание о земле русской | 28.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Петроградского района
Санкт-Петербурга
Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный)
детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья
(VII вида) № 14 Петроградского района Санкт-Петербурга
197198, Санкт-Петербург тел., факс (812)232-58-06
ул. Съезжинская, 26/28 232-42-05
Тема: «СКАЗАНИЕ О ЗЕМЛЕ РУССКОЙ»
Игровая программа для воспитанников
детского дома 7-11 лет
Исполнитель:
воспитатель детского дома № 14
Силина Елена Германовна
Санкт-Петербург
2011
ЦЕЛЬ: патриотическое воспитание; формирование представлений о жизни общества, связи времен, о культурном наследии страны.
ЗАДАЧИ:
- способствовать воспитанию социально-направленной личности, осознающей свои корни, историю через народный эпос, знакомство с традициями и бытом на Руси;
- через былинный эпос дать знание о подвигах русских богатырей;
- развитие познавательной деятельности;
- содействовать положительной динамике коррекционных изменений памяти, мышления; активизация и пополнение словаря;
- создать оптимальные условия для развития личности каждого ребёнка на основе национальных ценностей и традиций
- усвоение основ коммуникативной культуры личности;
- знакомство с декоративно-прикладным искусством в ходе практических занятий («Дымковская глиняная игрушка»).
-способствовать творческой самореализации детей; учить целенаправленно проводить свой досуг.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- просмотр художественного фильма «Илья Муромец», мультфильм «Лебеди Непрядвы», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич»,
- лепка из глины «Дымковская игрушка»,
- чтение и рассказы по русским былинам в обработке Л.Нечаева. Изд-во «Дрофа Плюс», 2004.
- викторина «Волшебный сундучок» (русские народные сказки, загадки, поговорки)
- «Русский кроссворд» (конкурс).
- детская карта России (занимательная игра – пазлы). - конкурс рисунков по русским сказкам и былинам. МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: - центр верховой езды Крестовский остров , - музей истории города на Английской набережной: тема экскурсии «Блокада», - посещение собора князя Владимира, - завершающая экскурсия в Российский этнографический музей: тема «По русским залам», - посещение выставки народно-прикладного творчества «Мир увлеченных» (Центральный выставочный зал «Евразия»), - посещение музея «Русский Левша», - игровая экскурсия «Святки». Музей Политической истории, - занятие в гончарной мастерской «Творец» (г.Санкт-Петербург). ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА: муз. центр, телевизор, ДВД – плеер, диск СD. УЧАСТНИКИ СОБЫТИЯ: воспитанники детского дома, уч-ся школы среднего звена. |
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Звучит запись мелодии спокойной народной песни.
Ведущий. - Ой, вы гой еси, добры молодцы и гости наши! Собралися мы не на почестен пир, а на встречу добрую и на беседу складную. А рассказ мы свой поведём о русской земле-матушке, о былинах-старинах, о героях-богатырях защитниках, о традициях и жизни на Руси.
Стук в дверь.
Ведущий. - Кто стучится за стеной?
Выходи-ка, домовой! Домовенок. - Я, ребята, домовой,
Во дому я, главный.
Отвечаю головой
За порядок давний.
Я пришел сюда не зря,
Расскажите про меня.
Ответы детей. В древности люди считали, что в каждом доме жил домовой - существо, которое они выдумали. Домовой хранил дом и берёг счастье.
Домовенок. - Я, ребята домовой,
Во дому я главный.
Приглашаю за собой
Вас не для забавы!
Я хочу задать вам два вопроса.
Домовенок подводит детей к первому столу. На столе расписная тарелка с тремя выпеченными булочками; игрушка-курица и буханка хлеба.
Ведущий. - Выбору места, где должен будет стоять дом, уделялось большое внимание. С помощью чего выбиралось место для строительства?
Ответы детей. С помощью трех булочек.
Домовенок. - Что дарили домовому перед работой?
Ответы детей. Курицу и буханку хлеба.
Дети подходят к другому столу. На нем - клубок шерсти, блюдце с зерном; игрушки кошка, конь.
Ведущий. - Что подкладывали под первое бревно и для чего? Ответы детей. Клубок шерсти и зерно.
Домовенок. - Загадка: Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник.
Домовенок. - Правильно, это конь. Коли так, скажите три приметы о коне.
Ведущий. - Вспомните, какое животное первым в дом пускали?
Ведущий. - Правильно, кота. Коли так, скажите три приметы о кошке.
Ведущий. - Молодцы! Дом построен, в нем живут люди добрые и трудолюбивые. Но пришла на Русь беда, и дом свой надо защищать.
Звучит колокольный звон из песни группы «Любэ»; воспитатель приглашает детей на игру (по аналогии игры «Что?Где?Когда?»).
Чтец 1. На защиту, воины,
вставайте Русской
матушки земли.
На вопросы отвечайте,
Чтоб враги с Руси ушли.
Поднимайте знамя знаний
О родимой стороне.
Богатырского вам здравия
И победы на коне!
На барабане карточки разного цвета, у воспитателя карточки с вопросами. Домовенок крутит барабан и говорит слова:
«Колесо назад крутись,
Время вспять оборотись».
Вопросы к игре.
1. Посмотрите на картину «Богатыри» художника Виктора Михайловича
Васнецова. Как вы определите характер каждого из них.
Ответ: Илья - надежен, силен, могуч и мудр.
Добрыня - образованный и хорошо воспитан. На любое дело пошли его, не подведет.
Алеша - самый шустрый, бойкий и смекалистый.
2.Какому богатырю Святогор велел передать меч?
(на экране фрагмент из х/фильма «Илья Муромец»).
Ответ: Илье Муромцу (рассказ детей об исцелении Ильи и о первом подвиге).
3.Почему Илью прозвали Муромцем? (он из города Мурома, «Мур» -стена - древнерусское).
Что означает имя Илья? (сила, мощь, крепость).
- Назовите отрицательных персонажей из былин (Соловей-разбойник, Змей огненный, Тугарин).
- Назовите имя богатыря, который не воевал, но делал что-то очень важное. Расскажите о нем. (Пахарь - Микула Селянинович).
- «Молился Богу со слезами:
- Создай, Боже, тучу грозную,
Ай тучу-то с градом дождя!»
(слова Алеши Поповича в поединке с Тугариным).
7.Коробка с вопросом. Здесь лежит самая первая машина, созданная человеком. (Лук и стрелы; описательный рассказ).
Ведущий. - Игра закончена. Вы выиграли первый бой. А теперь отгадайте слова.
На стенде девять закрытых слов. Домовенок помогает открывать слова:
- как назывался металлический головной убор воина на Руси (шлем)
- как на Руси в старину называли лоб (чело)
- когда сказывали былины, на каком старинном музыкальном инструменте играли сказители (гусли)
- большое войско (рать)
- какой предмет мебели называли Божьей ладонью (стол)
- широкий ремень седла, затягиваемый под брюхом лошади (подпруга)
- боевое оружие русского воина (палица)
- защитная рубаха воина (кольчуга)
- наша Родина (Россия)
- малая родина (г. Санкт-Петербург)
Ведущий. - Молодцы, второй бой вы выиграли и вместе с нашими богатырями защитили землю русскую.
А теперь вопрос вне игры: Назовите русские пословицы.
Ответ:
- «Худо тому, кто добра не делает никому»
- «Где просто, там ангелов со-сто, а где хитро, там ни одного»
- Живи смирнее, всем будешь милее»
- Хлеб-хлебушко - калачу дедушка»
- Хочешь есть калачи, не лежи на печи»
- Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго»
Ведущий. - Посмотрите на стенд. Глядя на него, о вас, ребята, можно сказать, что вы тоже добрые мастера. Вы подготовили рисунки, вышивку, слепили глиняные игрушки. Итак, рассказ о «Дымке». Дети рассказывают в стихах:
1 ребенок - В Дымково любили песни, пляски,
В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинные; лепили там из глины.
2 ребенок - Посмотрите вот сюда
Вот индюк нарядный, весь такой он ладный.
У большого индюка все расписаны бока.
3 ребенок - Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост,
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок, красной краскою горя,
Как корона у царя.
4 ребенок - Дымковские барыни всех на свете краше.
А гусары-баловни - кавалеры наши.
5 ребенок - Мы игрушки знатные, складные, да разные.
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся (вместе).
Ведущий. - Наше занятие заканчивается. О чем мы вспоминали сегодня?
(ответ)
Надо беречь, любить свою Родину и знать её историю.
Ребенок читает стихотворение:
Жура-жура-журавель!
Облетел ты сто земель,
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
- Где же лучшая земля?
Отвечал он пролетая:
- Лучше нет родного края!
П. Воронько
ПОСОБИЯ И MAТЕРИАЛЫ:
- Программа социокультурного развития младшего школьного возраста. «Родник». СПб, 1997.
- Беседы с русским народом. Изд-во «Ладья», 1998.
- Былины в обработке А.Нечаева.
- Журнал для детей «Православная радуга», 2003.
- Былины. Изд-во «Дрофа-плюс», 2004.
- «Дымковская игрушка». И.Я.Богуславская., Л. 1988.
- стихи воспитателя Силиной Е.Г.:
Чтец 1. На защиту, воины, вставайте
Русской матушки земли.
На вопросы отвечайте,
Чтоб враги с Руси ушли.
Поднимайте знамя знаний
О родимой стороне.
Богатырского вам здравия
И победы на коне!
Запись на CD диске песни «Красно солнышко» в исп. Л. Зыкиной
(сл. И. Шаферан, муз. П. Аедоницкий)
Запись на CD диске песни «Колокольный звон» в исп. группы «Любэ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы в 10 классе на тему: «Праведник Земли Русской. Русский национальный характер. ( По повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»)»
На уроке рассматривается один из «вечных» проблемных культурологических вопросов – вопрос о месте России в мировом окружении, о русском национальном характере, «русской» душе. Эти понятия, а также «бо...
Устный журнал «Сказание о земле Югорской»
Материал внеклассного мероприятия посвящённого Дню Рождения ХМАО....
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
Сказание о земле Казанской
Задача: 1. Мобилизовать умственные возможности родителей и учащихся. 2.Развивать стремление не останавливаться на достигнутом, узнавать что-то новое. 3. Предоставить образец игр...
Сказание о земле Воркутинской
Конспект внеклассного мероприятия по краеведению...
Исследовательская работа по православной культуре " Вы соль земли... Вы-свет мира...(Жизнеописание святой земли русской Ксении Петербургской - образец великого служения людям)".
Данная работа получила высокую оценку на городском конкурсе исследовательских работ ДОД "Юность" 1 место. Ученицы участвовали с ней на республиканском конкурсе "История многонациональной культуры", яв...
Литературно-музыкальная композиция «Сказание о земле Тамбовской»
В данном мероприятии рассказывается об образовании Тамбовской области. Это была визитная карточка команды на соревнованиях "Президентские состязания" в г. Анапа. Команда представлялась в ном...