ПЛАН-КОНСПЕКТ внеклассного занятия на тему "Карнавал в мировой художественной культуре"
план-конспект занятия (10 класс) по теме
ПЛАН-КОНСПЕКТ внеклассного занятия на тему "Карнавал в мировой художественной культуре". Что такое карнавал? Чем карнавал отличается от других торжеств и празднеств? Как и где проводятся карнавалы в разных странах мира? Отражение карнавала в мировой живописи и русской литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ: "КАРНАВАЛ В МХК" | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект внеклассного занятия (классный час) преподавателя АУ СПО «Чебоксарского техникума технологии питания и коммерции» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики Дмитриевой О.А.
Тема: Карнавал в мировой художественной культуре
Цели:
- Познакомить учащихся с обычаем карнавала как явлением мировой культуры.
Задачи:
1. Сформировать представления о специфике карнавала, символике и значении с помощью наглядных средств.
- Обеспечить овладение учащимися необходимой терминологией при помощи словарной работы и практического применения в диалоге.
- Сформировать умения передавать настроение и специфику карнавала средствами изобразительного искусства.
Зрительный ряд: мультимедийная презентация «Карнавал в мировом искусстве и литературе».
Творческое задание: создание композиции в технике коллажа на тему праздника, карнавала (работа в группах).
Оборудование: доска, компьютер, проектор, экран, цветная бумага, вырезки из журналов, ножницы, клей.
Ход мероприятия
Преподаватель:
Здравствуйте ребята. Сегодня необычный классный час. У нас присутствуют гости, эксперты республиканской аттестационной комиссии. Будьте внимательны и активны. Пожалуйста, садитесь, начинаем классный час.
(Cлайд № 1.) Темой нашего разговора будет одно из самых ярких и запоминающихся явлений в мировой художественной культуре – обычай проведения карнавала. Сегодня вы узнаете, что такое карнавал, в чем заключаются его особенности, как этот народный обычай повлиял на развитие художественной культуры. А также мы попробуем передать атмосферу карнавала средства изобразительного искусства.
Большую часть нашей жизни составляют будни. Мы привычно идем на работу, учебу, занимаемся повседневными делами. И все-таки, наверное, было бы скучно, если жизнь состояла из одних только будней. А что является противоположностью серым будням, чего мы ждем с нетерпением?
Обучающиеся:
Праздников. Выходных.
Преподаватель: Чем праздники отличаются от будней?
Что необходимо для проведения праздника?
Обучающиеся:
Праздничные костюмы. Музыка. По традиции - еще угощение.
Преподаватель:
Праздники также отличаются друг от друга по форме проведения и содержанию. Бывают праздники, государственные, приуроченные к определенным датам, политическим событиям, религиозные, народные, связанные с обычаями, поддерживающие определенные традиции. Одной из форм проведения народных праздников является карнавал. Какие ассоциации вызывает у вас это слово?
Ученики по очереди выходят к доске и записывают на ней свои ассоциации. Преподаватель озвучивает ответы учащихся..
Преподаватель:
(Cлайд № 2.) В культуре каждого народа, в любой стране, так или иначе, присутствует обычай проведения карнавала. Это одна из древнейших форм проведения массовых торжеств перед строгим постом и ограничениями, которые он накладывал на людей.
(Cлайд № 3.) Само слово «карнавал» происходит от латинского CARNO – мясо и VALE – прощай (запись на доске) – «прощай мясо». Обычай ежегодного проведения карнавала закрепился в эпоху Средневековья, когда люди были ограничены в проявлении своих чувств и эмоций канонами церкви. В период проведения карнавала его участники могли расслабиться, повеселиться перед грядущим долгим и строгим постом.
(Cлайд № 4.) Карнавальная пора повсеместно сопровождается различного рода играми и забавами. Люди веселятся, наряжаются в костюмы и маски. На время праздника, отменяются все условности. Не важно, кто скрыт под маской – простолюдин, рабочий, студент, чиновник, учитель, глава республики или города- все они становятся равны в своих правах на веселье. По карнавальному обычаю маски обращаются друг к другу только на «ты».
По всему городу устраивают веселые представления и танцы. Прямо на улицах выступают артисты.
В России то же есть традиция проведения карнавала. Этот праздник проходит у нас в конце зимы и продолжается целую неделю. Как он называется?
Обучающиеся:
Масленица.
Преподаватель:
(Cлайд № 5.) Правильно. Масленица как и европейский карнавал характеризуется свободой нравов, безудержным весельем (Широкая масленица), сопровождается обрядами очищения (сжигание чучела Масленицы). Масленичная неделя проводится перед началом Великого Поста.
Европейский карнавал, как и наша масленица, представляет собой остатки тех языческих празднеств, которые знаменовали переход от зимы к весне, от старого года к новому.
В древней Греции и Риме проходили шумные празднества в честь бога плодородия Диониса или Вакха, которые назывались дионисии (вакханалии). Они также сопровождались маскарадными шествиями с пением и плясками. А какие ещё карнавалы вы знаете?
Обучающиеся:
Новогодний карнавал, Бразильский и др.
Преподаватель:
(Cлайд № 6.) Есть ряд отличительных черт, позволяющих отнести праздник именно к разряду карнавала:
- Очищение огнем и водой от зла, грехов;
- Ряженье в маски и костюмы для защиты от сил зла;
- Многочисленные процессии, веселые народные гулянья;
- Состязания на улицах символизирующие борьбу добра со злом.
- Обильное угощение национальными блюдами
- Время проведения связано с предстоящим религиозным постом
( все пункты записываются на доске или представляются на экране)
(Cлайд № 7.) В истории мировой культуры имеют особое значение Венецианский, Римский, Тирольский (Франция), Нидерландский (Голландия) карнавалы. Каждый из этих карнавалов обязательно включает в себя забавы, отражающие местные народные традиции.
Так в Риме этот праздник сопровождался перестрелкой так называемыми «confetti». Сейчас мы называем этим словом бумажные украшения, а первоначально «confetti» представляли собой гипсовые или медовые шарики. В Португалии прохожего засыпали бобами, горохом, мукой и обливали водой. В Лиме – столице Перу, также обливают празднующих водой.
В последний день римского карнавала проводят «праздник огней». С наступлением сумерек появляются маленькие лучи света на окнах домов, мостах, импровизированных сценах, просто на улицах. Каждый участник карнавала держит в руках свечу или фонарь, которые попеременно тушат и зажигают.
(Cлайд № 8.) В городе Тироль на юге Франции в заключительный день праздника торжественно сжигают олицетворение карнавала – чучело из вязанки соломы и дров. По улицам бродят две «враждующих рати»: пестрые арлекины с погремушками и люди в белых рубахах и масках. Они устраивают шуточное состязание на главной площади, борются вокруг костра, где варятся традиционные масленичные лепешки.
(Cлайд № 9.) Карнавальная культура стала одной из главных форм развития и существования народной культуры на разных этапах развития человечества. В ней объединяются идеалы, ценности и взгляды на мир, человека и общества.
(Cлайд № 10.) Образ карнавала является одним из ведущих в литературе и искусстве на протяжении уже более 500 лет. Карнавал привлекает писателей и художников, потому что дает множество возможностей для свободного выражения мысли, для отражения философских и нравственно-этических взглядов автора и его мироощущения в целом. Благодаря закрепившейся традиции проведения карнавалов зародилось и развивалось на протяжении столетий театральное искусство.
(Cлайд № 11.) Попробуем проследить, как традиция проведения карнавала повлияла на развитие мирового искусства и литературы (показ мультимедийной презентации «Карнавал в мировом искусстве и литературе»)
Текст, сопровождающий презентацию
(Cлайд № 12.) Образ маски, обязательный атрибут карнавала, - один из ключевых в поэзии М.Ю. Лермонтова. С его помощью выражается то несоответствие между блестящей формой и ничтожным содержанием, которое так поражало поэта в светском обществе. Предметом изображения становится большой свет, который показан как «маскарад преступников и жертв». Только надев маски на лица, герои пьесы осмеливаются обнажить свои тайные мысли и чувства и, хотя бы на время, стать самими собой.
В стихотворении "Из под таинственной холодной полумаски" создается характерная для поэта ситуация романтического двоемирия: поэт противопоставляет безыскусный и гармоничный мир природы, который окружал его в детстве и куда он устремляется в мечтах. Используя мотив маски, Лермонтов создает противоречивый образ своей возлюбленной.
(Cлайд № 13.) Женский образ, скрытый под маской, появляется и в цикле стихов А. Блока "Снежная маска". Это таинственная загадочная Незнакомка. Контраст между светом и тьмой, между белым и черным создается именно с помощью масок ("Сквозь винный хрусталь", "Здесь и там")
(Cлайд № 14.) А. Ахматова, вдохновившись изысканными работами художников А. Бенуа и К. Сомова, изображавших утонченных маркиз и галантных кавалеров, создает свою ироническую стилизацию (стихотворение "Маскарад в парке).
(Cлайд № 15.) В "Поэме без героя" (1940-1962), она вспоминает обстановку своей "тогдашней жизни". Все происходящее представляется какой-то дьявольской фантасмагорией, рождающей образы обреченного на гибель мира.
Анна Ахматова, обращаясь к образу маски, сохранила и развила, в соответствии с духом времени и своей поэзии, то гражданственное, обличительно-пророческое звучание, которым наделил этот образ Лермонтов.
(Cлайд № 16.) Образ карнавала прослеживается и в стихотворении Н. Гумилева «Маскарад» Исследователи отмечали, что поэт говорит о мире «подчеркнуто нереальном», но почему-то воспринимаемом «осязаемым и зримым», что сказочная декоративность стихов ощущается как большая реальность по сравнению с самой действительностью.
(Cлайд № 17.) Стихия карнавала также характеризует Москву в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита". Воланд и его свита устраивают сначала карнавализованное представление в Варьете, а затем сатанинский бал с элементами карнавала. Причем силы зла на протяжении всего романа творят добро в полном соответствии с законами карнавала. Здесь мы находим все атрибуты и ситуации карнавала: розыгрыши, мистификации, переодевания, фамильярные контакты, увенчания-развенчания, Да и действие происходит накануне Пасхи.
(Cлайд № 18.) Особый завораживающий мир карнавала на протяжении многих веков был и остается источником вдохновения для художников всего мира. Изображая карнавал, художник выражал своё отношение к миру, к человеку, отображал идею человека в целом.
(Cлайд № 19.) В средневековых Нидерландах центральным эпизодом последнего дня карнавала была веселая битва между Масленицей и Великим Постом. Перед нами знаменитая картина Брейгеля Старшего на эту тему. В полотно "Битва Масленицы и Поста" художник включает множество конкретно-бытовых, метко охарактеризованных эпизодов. Скученная, суетящаяся толпа - ряженые, нищие, торговцы, музыканты, игроки, пьяные, гуляки, монахи, зрители - пульсирует массой разнообразных действий. Охваченные неудержимым весельем, люди находятся в непрерывном движении.
(Cлайд № 20.) Жан Антуан Ватто (1684 —1721) — французский художник, мастер стиля рококо, для живописи которого также чрезвычайно характерны театральные, маскарадные элементы. "Маскарад", и "театр" у Ватто не просто праздник, а особый способ познания мира. Художник включает в композицию своих полотен персонажей нородной итальянской комедии дель Арте. Пьеро, Коломбина, Арлекин помогли художнику стереть грань между театром и окружающим миром, между вымыслом и реальностью, намерением и поступком («Итальянские комедианты»).
(Cлайд № 21.) Не миновало увлечение карнавалом и бельгийского живописца и графика Джеймса Энсора (1860 - 1949). Этого художника называют предтечей современного фантастического искусства. Большое место в работах зрелого периода творчества Энсора занимают картины, посвященные теме масок, марионеток и карнавала.
(Cлайд № 22.) Энсор известен как создатель ярких гротескных полотен, в которых лица людей скрыты символами-масками. Человеческая натура определяется заданной маской, скрывающей истинный мир переживаний души человека.
В русской живописи образ карнавала становится популярен на рубеже 19 и 20 веков, и связано это в первую очередь с новой волной увлечения театром.
(Cлайд № 23.) Художники «Мира искусства» (Бенуа, Добужинский, Бакст) активно сотрудничают с театральными труппами, режиссерами, привлекаемые для реализации «русских сезонов» в Париже и Лондоне, они готовились к ним с особой тщательностью, и эта область их работы тесно смыкалась графикой. Создавались целые серии акварелей костюмов и вариантов грима, на бумаге рождались образы и типы действующих лиц.
В 1898 году Бенуа пишет «Маскарад при Людовике XIV» . Художник подчеркивал, что не собирался представить какой-либо определенный случай, происходивший в известный момент, а хотел изобразить нечто вообще очень праздничное и блестящее. Маскарад происходит под открытым ночным небом, отражающим огни иллюминаций; площадка сада окаймлена архитектурной декорацией. На этом довольно тускло освещенном фоне почти силуэтами выделяются фигуры ряженых. Центр занимает невысокая фигура самого короля; он как бы выслушивает шутливую речь, произносимую склоняющейся к нему огромной (три раза выше его ростом) матушки Жигонь – символа плодородия.
(Cлайд № 24.) В 1908 году в Германии вышла, в первом издании «Книга маркизы» К. А. Сомова. Это сборник рисунков, к которым сам художник - подбирал более или менее подходящие тексты из французской прозы и поэзии 18 века.
(Cлайд № 25.) Ни один из рисунков не является иллюстрацией в точном смысле. Сомов в своей книжной графике, прежде всего «рассказчик», он изображает с несомненным тактом галантные сценки и особо любит маскарады.
(Cлайд № 26-27.) Николай Сапунов работал в атмосфере особенного тесного взаимовлияния живописи и театра. Художник, писал совместно с Судейкиным, создавая декорации к спектаклям театра Мейерхольда
(Cлайд № 28.) Карнавал - одно из ярчайших явлений народной культуры, являясь частью традиционной культуры, он органично вошел и в культуру художественную, стал источником вдохновения для многих писателей и художников, представляющих разные эпохи, страны. (Cлайд № 29.)
(Cлайд № 30.) Для карнавальной культуры характерны мотивы игры, маски, куклы, нечисти, безумия,, площадные театральных представлений, сближения «высокого» и «низкого», свобода от всяческих норм. В разной степени, они присутствуют в творчестве многих художников, писателей, поэтов.
Преподаватель:
А теперь попробуем сами ненадолго стать художниками и передать атмосферу карнавала средствами изобразительного искусства. Какие цвета и их сочетания вы выберете, чтобы передать атмосферу праздника?
Обучающиеся:
Яркие, контрастные.
Преподаватель:
Хорошо. Сегодня мы будем работать в технике коллажа. (Cлайд № 31.) Коллаж (от фр – collage-приклеивание) – прием в ИЗО заключающийся в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Ваша задача с помощью цветной бумаги, журналов, ножниц и клея создать композицию на тему русского карнавала - Масленицы и затем прокомментировать свою работу, рассказать, почему вы выбрали именно эти цвета, те или другие элементы. (Обсуждение получившегося в результате совместной работы коллажа).
Примерные вопросы для обсуждения:
- Что вы хотели показать в своей работе, какой момент карнавала хотели запечатлеть?
- Опишите свою работу. Почему вы использовали именно эти цвета, фактуры, материалы?
Преподаватель:
Итак, сегодня мы познакомились с обычаем проведения карнавала. Ответьте, пожалуйста, на вопросы: Чем отличается карнавал от любого другого праздника? Откуда эта традиция берет своё начало?
Обучающиеся:
Карнавал имеет особую структуру и время проведения, обычай берет начало в Древней Греции и Риме где проводились празднества в честь богов плодородия. Для карнавала характерно: очищение огнем и водой; ряженье в костюмы; многочисленные процессии, народные гулянья; состязания на улицах; обильное угощение; связь с силами добра и зла.
Преподаватель:
Какие карнавалы вы знаете, в каких странах сохранился обычай проведения этого вида массовых торжеств?
Обучающиеся:
Венецианский, Масленица и др.
Преподаватель:
Кто из художников, поэтов и писателей вдохновлялся карнавалом при создании своих произведений?
Обучающиеся:
Карнавал находит свое отражение практически во всех видах искусств, наиболее ярко его черты проявляются в литературе, театре, живописи. Образы, связанные с обычаем проведения карнавала присутствуют в поэзии и прозе М. Ю. Лермонтова, А.Блока, А.Ахматовой, Н.Гумилева, М. Булгакова, других поэтов и писателей, а также в творчестве таких художников как П. Брейгиль, А. Ватто, Д. Энсор, А.Бенуа, К.Сомов и др.
Преподаватель:
Спасибо за активную работу, за ваши содержательные ответы. Скажите, пожалуйста, было ли вам сегодня интересно работать? Есть ли то, о чем вы не знали раньше, а узнали сегодня. На этом завершим нашу сегодняшнюю встречу. Готовьте ваши предложения – какие темы вас интересуют для обсуждения на классных часах. (Cлайд № 32.) До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по теме «Евангельские сюжеты в мировой художественной культуре»
«Евангельские сюжеты в мировой художественной культуре» «Христианство – это то дерево,на котором р...
Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура. Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура.
Технологическая карта заняти: Образовательное путешествие – это педагогический метод, уникальная стратегия освоения мира культуры, результатом которого является становление, самоопределение...
Статья "Элементы технологии "Педагогика сотрудничества" на учебных занятиях по дисциплине "Мировая художественная культура" "
Статья "Элементы технологии "Педагогика сотрудничества" на учебных занятиях по дисциплине "Мировая художественная культура" "...
План-конспект открытого урока истории, интегрированного с мировой художественной культурой в 9 "А" классе по теме "Серебряный век русской культуры. Пути гармонии души и тела."
На данном уроке гармонично интегрируется исторические и искусствоведческие факты, раскрывающие один из интереснийших периодов истории Отчества - Серебряный век русской культуры....
Материалы по мировой художественной культуре в 9 классе пограмме Г.Даниловой содержат тексты по темам учебника Г.Даниловой "Мировая художественная культура" 7-9 кл., иллюстрации, проверочные тесты. Можно использовать как раздаточный материал при отсут
Материалы по мировой художественной культуре в 9 классе по программе Г.Даниловой содержат тексты по темам учебника Г.Даниловой "Мировая художественная культура" 7-9 кл., иллюстрации, проверочные тесты...
План-конспект общешкольного внеклассного занятия по профильному труду «Мы лучше всех»
Цель: актуализация знаний по профильному труду (швейное дело, столярное дело, домоводство). Задачи:способствовать систематизации знаний по направлениям профильного обучения;развивать логичес...