Подготовка воспитанников Корпуса к конкурсным олимпиадам и мероприятиям
статья по теме

Коркин Сергей Алексеевич

Одна из задач педагогического коллектива Кронштадтского морского кадетского корпуса состоит в том, чтобы выявить и развить способности воспитанников. Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие воспитанников, особое место занимают предметные олимпиады и конкурсные мероприятия. В статье обобщается опыт работы педагогического коллектива Корпуса по организации участия воспитанников в олимпиадах и конкурсах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конкурсы и олимпиады28.02 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка воспитанников

к конкурсным олимпиадам и мероприятиям

Одна из задач педагогического коллектива Кронштадтского морского кадетского корпуса состоит в том, чтобы выявить и развить способности воспитанников. Именно в корпусе закладываются основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются в ходе обучения. Поэтому так важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести воспитанников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие воспитанников, особое место занимают предметные олимпиады и конкурсные мероприятия.

Воспитанники Корпуса участвуют в предметных олимпиадах и конкурсных мероприятиях различного уровня:

  • очные предметные олимпиады (корпусные, районные, городские, всероссийские);
  • предметные олимпиады в масштабе довузовских образовательных учреждений Министерства обороны по математике, физике, иностранному языку (корпусные отборочные, всеармейские);
  • заочные предметные олимпиады;
  • предметные и межпредметные конкурсы.

Целью олимпиад двух первых уровней является выявление одаренных детей. В настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида – ознакомление кадет с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.

Участие воспитанников в заочных олимпиадах регионального, Всероссийского и Международного уровня имеет ряд привлекательных моментов и для воспитанника, и для педагога, и для родителей:

  • дает возможность кадетам и их педагогам защищать честь своего Корпуса;
  • создает ситуацию успеха, поднимает интерес воспитанников к изучению предмета;
  • формирует навыки участия в олимпиадах и конкурсах, способность преодолевать психологические барьеры страха;
  • некоторые олимпиады («Кенгуру», «Русский медвежонок») проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя воспитанникам возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;
  • по итогам проведения олимпиады педагоги, воспитанники и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;
  • каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для портфолио.

Воспитанники корпуса традиционно принимают участие в региональных предметных олимпиадах, Всеармейских предметных олимпиадах. К сожалению, похвастаться результатами не получается, но положительная тенденция (особенно по математике) имеется.

В рамках деятельности Научного общества кадет ежегодно проводится корпусная предметная олимпиада «Паруса надежды». Кадеты корпуса неоднократно становились победителями предметных олимпиад среди воспитанников образовательных учреждений Министерства обороны Санкт-Петербурга «Восхождение к науке», Российской аэрокосмической олимпиаде. Кадет Сергеев Кирилл в этом году занял 2 место в Международном конкурсе «Балтийские инженеры».

Кадеты Корпуса Зеленин и Громов стали призерами Всероссийских конкурсов «Моя законотворческая инициатива», «Морской венок славы». Мы стараемся принимать участие во всех конкурсах и научно-практических конференциях, проводимых Управлением образования и ДОУ Министерства обороны. Наши воспитанники принимают активное участие в предметных олимпиадах в ВУЗах Санкт-Петербурга (Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет).

В Корпусе сложилась традиционная траектория подготовки воспитанников к олимпиадам, в которую входят:

  • базовая подготовка по предмету, индивидуальная работа воспитанника с педагогом;
  • освоение кадетами элективных курсов по предметам олимпиад;
  • подготовка в рамках системы дополнительного образования (в Корпусе работают кружки дополнительного образования «Олимпионики», «Занимательная математика», «Методы решения задач по физике повышенной трудности», Кадетская физико-математическая школа);
  • самоподготовка под руководством воспитателей (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете);
  • целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).

При подготовке к олимпиадам в Корпусе учитываются следующие принципы:

  • заблаговременность и планомерность (выявление одаренных воспитанников, подготовительная работа начинается на первых курсах обучения в Корпусе);
  • сочетание массовости участия с индивидуализацией подготовки одаренных воспитанников (привлечение к участию в предметных олимпиадах корпусного уровня большого числа воспитанников для дальнейшего выявления наиболее одаренных; большое число участников заочных предметных олимпиад);
  • необходимость методической подготовки педагогов для организации олимпиадной работы;
  • сочетание индивидуальной подготовки с коллективной работой под руководством педагога;
  • активное использование специалистов социально-психологической службы для выявления, сопровождения и развития одаренных воспитанников, индивидуальная психологическая работа с ними.

С целью подготовки воспитанников к олимпиадам и конкурсам в Корпусе разработана Комплексная программа, которая включает в себя следующие направления работы:

Информационно-аналитическая деятельность:

  • выявление перечня региональных, вузовских, всероссийских и других олимпиад и конкурсов; изучение положения, условия и графика их проведения, доведение информации до воспитанников, педагогов и родителей;
  • выявление ресурсов, необходимых для обеспечения качества подготовки воспитанников к выбранным ими олимпиадам и конкурсам.
  • анализ кадровых и организационно-педагогических ресурсов, привлекаемых для подготовки воспитанников;
  • анализ информационных, материально-технических, учебно-дидактических ресурсов;
  • качественный анализ олимпиад и конкурсов прошлого учебного года;
  • отбор и оценка уровня подготовленности кадет, желающих принять участие в олимпиадах и конкурсах.

Мотивационно-целевая деятельность:

  • обеспечение эффективности управления процессом подготовки воспитанников к олимпиадам и конкурсам в рамках Корпуса;
  • мотивация и методическая подготовка педагогов на подготовку воспитанников.

Планово-прогностическая деятельность:

  • обеспечение деятельности предметных методических объединений по организации повышения уровня профессиональной компетентности педагогов по проблеме подготовки воспитанников к участию в олимпиадах и конкурсах;
  • организация корпусных этапов олимпиад и конкурсов;
  • обеспечение системного использования олимпиадных заданий прошлых лет в урочной и внеурочной деятельности, занятиях в системе дополнительного образования;
  • включение тематики, условий конкурсов в проектную деятельность;
  • создание условий для реализации индивидуальной подготовки воспитанников к олимпиадам и конкурсам, осуществление мониторинга уровня подготовки;
  • изучение и распространение опыта подготовки победителей и призеров олимпиад и конкурсов прошлого учебного года.

Организационно-исполнительская деятельность:

  • обеспечение участников олимпиад и конкурсов информацией обо всех аспектах подготовки, содержания и процедуры их проведения;
  • организация консультационной деятельности педагогов;

Контрольно-диагностическая:

  • разработка плана контроля процесса подготовки педагогами воспитанников к олимпиадам и конкурсам.
  • мониторинг процесса и промежуточных результатов подготовки воспитанников к олимпиадам и конкурсам.

Мы рассчитываем, что внедрение Комплексной программы позволит повысить уровень подготовки и эффективность участия наших кадет в олимпиадах и конкурсах.

В настоящее время в Довузовских образовательных учреждениях Министерства обороны проходят интересные конкурсы, научно-практические конференции и дистанционные проекты, в которых участвуют воспитанники практически всех ДОУ. Это выставка «Инженеры и изобретатели» (Нахимовское ВМУ), Научно-практическая конференция «Ивашевские чтения» (Ульяновское УГСВУ), дистанционный проект «Путешествие в историю» (Казанское СВУ) и другие. У нас в феврале 2014 года прошла Открытая научно-практическая конференция «Ушаковские чтения». Предлагаю каждому училищу отобрать по одному интересному мероприятию, а управлению образования присвоить им статус Всеармейского конкурса. Это повысит статус, даст возможность воспитанникам и педагогам лично принять участие в этих мероприятиях, познакомиться со всеми училищами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

учебно-исследовательская конференция; подготовка воспитанника

Подготовка и выступление воспитанника специальной закрытой школы на учебно-исследовательской конференции...

"Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в условиях коррекционного детского дома".

В данной статье описана работа воспитателей по формированию навыков, способствующих становлению самостоятельности воспитанников....

Формирование универсальных учебных действий у воспитанников в процессе подготовки и проведению классных часов ( или других мероприятий).

Универсальные учебные действия, Что это такое? Виды, Как они применяются на практике ( классный час)...

I. Результативность участия учащихся, воспитанников в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах по направлению педагогической деятельности

1.  Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений....

Участие в подготовке воспитанников к мероприятиям города

Взаимодействие участников образовательного процесса...

1.1Результативность участия учащихся , воспитанников в конкурсах, соревнованиях , олимпиадах по направлению педагогической деятельности . Результаты освоения обучающимися , воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений

1.1Результативность участия учащихся , воспитанников в конкурсах, соревнованиях , олимпиадах по направлению педагогической деятельности . Результаты освоения обучающимися , воспитанниками образователь...