Подготовка воспитанников Корпуса к конкурсным олимпиадам и мероприятиям
статья по теме
Одна из задач педагогического коллектива Кронштадтского морского кадетского корпуса состоит в том, чтобы выявить и развить способности воспитанников. Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие воспитанников, особое место занимают предметные олимпиады и конкурсные мероприятия. В статье обобщается опыт работы педагогического коллектива Корпуса по организации участия воспитанников в олимпиадах и конкурсах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конкурсы и олимпиады | 28.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка воспитанников
к конкурсным олимпиадам и мероприятиям
Одна из задач педагогического коллектива Кронштадтского морского кадетского корпуса состоит в том, чтобы выявить и развить способности воспитанников. Именно в корпусе закладываются основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются в ходе обучения. Поэтому так важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести воспитанников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие воспитанников, особое место занимают предметные олимпиады и конкурсные мероприятия.
Воспитанники Корпуса участвуют в предметных олимпиадах и конкурсных мероприятиях различного уровня:
- очные предметные олимпиады (корпусные, районные, городские, всероссийские);
- предметные олимпиады в масштабе довузовских образовательных учреждений Министерства обороны по математике, физике, иностранному языку (корпусные отборочные, всеармейские);
- заочные предметные олимпиады;
- предметные и межпредметные конкурсы.
Целью олимпиад двух первых уровней является выявление одаренных детей. В настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида – ознакомление кадет с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.
Участие воспитанников в заочных олимпиадах регионального, Всероссийского и Международного уровня имеет ряд привлекательных моментов и для воспитанника, и для педагога, и для родителей:
- дает возможность кадетам и их педагогам защищать честь своего Корпуса;
- создает ситуацию успеха, поднимает интерес воспитанников к изучению предмета;
- формирует навыки участия в олимпиадах и конкурсах, способность преодолевать психологические барьеры страха;
- некоторые олимпиады («Кенгуру», «Русский медвежонок») проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя воспитанникам возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;
- по итогам проведения олимпиады педагоги, воспитанники и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;
- каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для портфолио.
Воспитанники корпуса традиционно принимают участие в региональных предметных олимпиадах, Всеармейских предметных олимпиадах. К сожалению, похвастаться результатами не получается, но положительная тенденция (особенно по математике) имеется.
В рамках деятельности Научного общества кадет ежегодно проводится корпусная предметная олимпиада «Паруса надежды». Кадеты корпуса неоднократно становились победителями предметных олимпиад среди воспитанников образовательных учреждений Министерства обороны Санкт-Петербурга «Восхождение к науке», Российской аэрокосмической олимпиаде. Кадет Сергеев Кирилл в этом году занял 2 место в Международном конкурсе «Балтийские инженеры».
Кадеты Корпуса Зеленин и Громов стали призерами Всероссийских конкурсов «Моя законотворческая инициатива», «Морской венок славы». Мы стараемся принимать участие во всех конкурсах и научно-практических конференциях, проводимых Управлением образования и ДОУ Министерства обороны. Наши воспитанники принимают активное участие в предметных олимпиадах в ВУЗах Санкт-Петербурга (Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет).
В Корпусе сложилась традиционная траектория подготовки воспитанников к олимпиадам, в которую входят:
- базовая подготовка по предмету, индивидуальная работа воспитанника с педагогом;
- освоение кадетами элективных курсов по предметам олимпиад;
- подготовка в рамках системы дополнительного образования (в Корпусе работают кружки дополнительного образования «Олимпионики», «Занимательная математика», «Методы решения задач по физике повышенной трудности», Кадетская физико-математическая школа);
- самоподготовка под руководством воспитателей (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете);
- целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).
При подготовке к олимпиадам в Корпусе учитываются следующие принципы:
- заблаговременность и планомерность (выявление одаренных воспитанников, подготовительная работа начинается на первых курсах обучения в Корпусе);
- сочетание массовости участия с индивидуализацией подготовки одаренных воспитанников (привлечение к участию в предметных олимпиадах корпусного уровня большого числа воспитанников для дальнейшего выявления наиболее одаренных; большое число участников заочных предметных олимпиад);
- необходимость методической подготовки педагогов для организации олимпиадной работы;
- сочетание индивидуальной подготовки с коллективной работой под руководством педагога;
- активное использование специалистов социально-психологической службы для выявления, сопровождения и развития одаренных воспитанников, индивидуальная психологическая работа с ними.
С целью подготовки воспитанников к олимпиадам и конкурсам в Корпусе разработана Комплексная программа, которая включает в себя следующие направления работы:
Информационно-аналитическая деятельность:
- выявление перечня региональных, вузовских, всероссийских и других олимпиад и конкурсов; изучение положения, условия и графика их проведения, доведение информации до воспитанников, педагогов и родителей;
- выявление ресурсов, необходимых для обеспечения качества подготовки воспитанников к выбранным ими олимпиадам и конкурсам.
- анализ кадровых и организационно-педагогических ресурсов, привлекаемых для подготовки воспитанников;
- анализ информационных, материально-технических, учебно-дидактических ресурсов;
- качественный анализ олимпиад и конкурсов прошлого учебного года;
- отбор и оценка уровня подготовленности кадет, желающих принять участие в олимпиадах и конкурсах.
Мотивационно-целевая деятельность:
- обеспечение эффективности управления процессом подготовки воспитанников к олимпиадам и конкурсам в рамках Корпуса;
- мотивация и методическая подготовка педагогов на подготовку воспитанников.
Планово-прогностическая деятельность:
- обеспечение деятельности предметных методических объединений по организации повышения уровня профессиональной компетентности педагогов по проблеме подготовки воспитанников к участию в олимпиадах и конкурсах;
- организация корпусных этапов олимпиад и конкурсов;
- обеспечение системного использования олимпиадных заданий прошлых лет в урочной и внеурочной деятельности, занятиях в системе дополнительного образования;
- включение тематики, условий конкурсов в проектную деятельность;
- создание условий для реализации индивидуальной подготовки воспитанников к олимпиадам и конкурсам, осуществление мониторинга уровня подготовки;
- изучение и распространение опыта подготовки победителей и призеров олимпиад и конкурсов прошлого учебного года.
Организационно-исполнительская деятельность:
- обеспечение участников олимпиад и конкурсов информацией обо всех аспектах подготовки, содержания и процедуры их проведения;
- организация консультационной деятельности педагогов;
Контрольно-диагностическая:
- разработка плана контроля процесса подготовки педагогами воспитанников к олимпиадам и конкурсам.
- мониторинг процесса и промежуточных результатов подготовки воспитанников к олимпиадам и конкурсам.
Мы рассчитываем, что внедрение Комплексной программы позволит повысить уровень подготовки и эффективность участия наших кадет в олимпиадах и конкурсах.
В настоящее время в Довузовских образовательных учреждениях Министерства обороны проходят интересные конкурсы, научно-практические конференции и дистанционные проекты, в которых участвуют воспитанники практически всех ДОУ. Это выставка «Инженеры и изобретатели» (Нахимовское ВМУ), Научно-практическая конференция «Ивашевские чтения» (Ульяновское УГСВУ), дистанционный проект «Путешествие в историю» (Казанское СВУ) и другие. У нас в феврале 2014 года прошла Открытая научно-практическая конференция «Ушаковские чтения». Предлагаю каждому училищу отобрать по одному интересному мероприятию, а управлению образования присвоить им статус Всеармейского конкурса. Это повысит статус, даст возможность воспитанникам и педагогам лично принять участие в этих мероприятиях, познакомиться со всеми училищами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
учебно-исследовательская конференция; подготовка воспитанника
Подготовка и выступление воспитанника специальной закрытой школы на учебно-исследовательской конференции...
"Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в условиях коррекционного детского дома".
В данной статье описана работа воспитателей по формированию навыков, способствующих становлению самостоятельности воспитанников....
Формирование универсальных учебных действий у воспитанников в процессе подготовки и проведению классных часов ( или других мероприятий).
Универсальные учебные действия, Что это такое? Виды, Как они применяются на практике ( классный час)...
I. Результативность участия учащихся, воспитанников в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах по направлению педагогической деятельности
1. Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений....
Повышение профессиональной компетенции педагогов и организация эффективной подготовки школьников к участию в олимпиадах и интеллектуальных соревнованиях. Эффективная подготовка школьников к олимпиадам и конкурс
Система подготовки детей к участию в предметных олимпиадах в средней и старшей школах....
Участие в подготовке воспитанников к мероприятиям города
Взаимодействие участников образовательного процесса...
1.1Результативность участия учащихся , воспитанников в конкурсах, соревнованиях , олимпиадах по направлению педагогической деятельности . Результаты освоения обучающимися , воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений
1.1Результативность участия учащихся , воспитанников в конкурсах, соревнованиях , олимпиадах по направлению педагогической деятельности . Результаты освоения обучающимися , воспитанниками образователь...