учебно-исследовательская конференция; подготовка воспитанника
творческая работа учащихся (10 класс) по теме

Политова Елена Ивановна

Подготовка и выступление воспитанника специальной закрытой школы на учебно-исследовательской конференции

Скачать:


Предварительный просмотр:

XVIII районный конкурс учебно-исследовательских работ учащихся

ГКСУВУПКЗТ «Очерская специальная общеобразовательная школа закрытого типа»

Социология: личность и общество

«Прошлое, настоящее, будущее Очерской спецшколы»

Петров Леонид

ГКСУВУПКЗТ «Очерская специальная

общеобразовательная школа

 закрытого типа»

10   класс

Политова Елена Ивановна

ГКСУВУПКЗТ «Очерская специальная

общеобразовательная школа

 закрытого типа»

воспитатель

Очер, 2012 г.

Содержание:

Введение…………………………………………………………………….. 3

  1.  История школы…………………………………………………….....6
  2. Настоящее школы……………………………………………………..8
  3. Перспективы развития школы………………………………………10
  4. Заключение…………………………………………………………...15
  5. Список литературы…………………………………………………..17

Введение

        Мое знакомство с Очерской спецшколой произошло в октябре  2010 года, куда я поступил как воспитанник. Этот год пролетел для меня незаметно, потому что был насыщен множеством событий: участие в школьных и районных соревнованиях, работа в школьной газете «Мы», участие в  олимпиадах,  которые проходили в  нашей школе, участие  во всех досуговых мероприятиях  и трудовых делах,  ездили  в Казанский аквапарк, как лучший отряд по итогам 1 полугодия, в Пермский театр, был поощрен каникулами, отдыхал в Новый год дома.

         В данный момент я являюсь учеником 10 класса, 1 командиром отряда, корреспондентом школьной газеты «Мы».

  За время проживания в  учебном заведении закрытого типа, я понял,  насколько дорога мне эта школа. Я осознал, как много она  для меня сделала за этот год, который я провел в стенах  школы.

На мой взгляд, когда трудный подросток попадает в спецшколу, то в первую очередь он лишается соблазнов, которые подстерегают его на каждом шагу. Школа дает возможность подумать на досуге о том, что с тобой происходило раньше,  проанализировать свои поступки и действия,  только здесь приходишь к пониманию того, что у тебя еще есть шанс начать все сначала, с чистого листа.

Я считаю, что такие школы нужны в первую очередь для того, чтобы уберечь подростков от более серьезных проступков.  Ведь чем раньше человек становится на путь исправления, тем легче ему меняться в лучшую сторону.

         Конечно, если бы я сейчас учился в обычной школе, то вряд ли когда – то меня заинтересовала тема о школах закрытого типа. Но так как в настоящее время я нахожусь и обучаюсь именно в такой школе, то мне интересна ее многолетняя история, колоссальный опыт, накопленный за годы ее существования. А также то, как влияет нынешняя неспокойная социально-экономическая обстановка в нашей стране на подрастающее поколение.

Объект исследования: численность воспитанников Очерской специальной школы.

Предмет исследования: факторы,  оказывающие  влияние на  количество численности воспитанников в школе за последние несколько лет.

Цель работы: выявить факторы, влияющие на количество численности воспитанников и проанализировать как изменялась  численность воспитанников Очерской специальной школы за последние несколько лет.

Задачи:

1) Изучить историю школы.

2) Изучение нормативно – правовой базы.

3) Определить перспективы развития школы.

Работа представляет собой теоритические исследования, которые  были получены путем изучения статистических материалов.  Мною была исследована история школы, опыт школы.  Также были  изучены данные о количестве преступлений, совершенных несовершеннолетними на территории Пермского края за последние пять лет. Изучена информация о количестве воспитанников, как менялась их численность  на протяжении последних пяти лет. Также была изучена информация о выпускниках, их устроенности после выпуска из школы.

Изучив все материалы и данные, я предположил несколько гипотез:

  1. Снижение численности  воспитанников происходит из-за некачественной работы правоохранительных органов по выявлению несовершеннолетних правонарушителей;
  2.  Возможно, на самом деле произошло снижение преступности среди несовершеннолетних по Пермскому краю.
  3. Гуманизация уголовной политики в отношении несовершеннолетних в последнее время привела к тому, что значительно сократилось количество несовершеннолетних, отправляемых на перевоспитание в учебно–воспитательные учреждения закрытого типа.

Работая над темой,  я опирался на информационный бюллетень социально – психологической службы нашей школы, который был выпущен в 2011 году, также  взял много информации из книги автора Ветрова Н.И. «Профилактика правонарушений среди молодежи», на опыт  сотрудников нашей школы, благодаря которым  было выпущена книга - «Специальная школа. Девиантный подросток в новой среде», а также пользовался информацией из Интернета, когда изучал данные статистики правонарушений среди несовершеннолетних по Пермскому краю и в России в целом.

Работа состоит из трех  теоретических глав и заключения, в котором сделаны выводы по исследуемой теме.

1. История специальной  школы.

        Очёрская государственная специальная школа для детей и подростков с девиантным поведением была создана 16 августа 1965 года как общеобразовательное учебное заведение.

29 октября 1965 года в Очерскую спецшколу-интернат (так она в то время называлась) поступили первые 26 воспитанников. Первым директором школы был Николай Иванович Гамалей. С тех пор название школы несколько раз менялось, но суть оставалась прежней. Именно здесь «перековывали» малолетних правонарушителей со всей области. [3]

2 августа 1967 года к обязанностям директора школы приступил Георгий Павлович Сологуб, фронтовик, Герой Социалистического труда, почетный гражданин Очера, ранее работавший  директором школы г.Чусового.  Вот его слова по этому поводу:

«Двухлетнее существование школы повода для оптимистических надежд не давало… Опыта  по укрощению стихии у меня не было. Была только вера, что дети остаются детьми. Было желание. Была мечта…»[3]

С первых месяцев существования школа приступила к выполнению своей основной задачи - воспитанию и обучению несовершеннолетних правонарушителей, которые по закону не подлежали уголовной ответственности.

Именно эти замечательные педагоги испытали на себе все трудности становления школы, методом проб и ошибок двигались к цели: созданию сплоченного коллектива взрослых и воспитанников.

 В 1988 году  директором был назначен Александр Георгиевич Елинов, отличник народного просвещения, который оставался руководителем  школы по 1998 год. Именно в это время школа шагнула далеко вперед: она гремела на всю Россию своими успехами и достижениями – в труде, спорте, учебе.

На базе школы в 1991 году была  проведена научно-практическая конференция работников спецшкол России на тему «Дети и насилие».

В 1993 году весьма успешно и эффективно прошла конференция «Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков».

В 1993г. лучшие воспитанники школы были поощрены поездкой  в Индию.

Сотрудники школы выезжали во Францию и Германию в 1995-96 годах для обмена опытом и чтения лекций своим зарубежным коллегам.

Весной 1998г. директор школы Елинов А.Г. посетил  Израиль, где также делился опытом.

 В 1995 году в школе появился первый в районе компьютерный класс.

 «Защитить права ребенка на образование, труд, нормальную жизнь – обязанность государства, общества, школы…» - слова Александра Георгиевича Елинова.[5]

 В 1998 году к обязанностям директора  школы приступила Людмила Ивановна Щербинина, почетный работник образования Российской Федерации,  которая оставалась у руля по  2008 год.

В мае 2000 года на базе Очерской спецшколы Министерство образования и науки провело всероссийский семинар по проблемам деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений. Опыт пермяков был высоко оценён и получил распространение по всей стране.

 В 2005 – 2006 годах  на базе Очерской спецшколы в рамках федеральной целевой программы «Дети России» проводится профильный подростковый лагерь для воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений, также получивший высокую оценку на федеральном уровне. [3]

2. Настоящее школы

        За 46 лет существования школы произошло  многое: и хорошее и плохое, но традиции школы остаются традициями: насыщенная спортивная жизнь воспитанников,  учебная деятельность,  начальная профессиональная подготовка по специальностям: токарь, каменщик – штукатур, маляр – евроотделочник, слесарь по авторемонту. Воспитанники  все также интересно проводят  досуг, который насыщен мероприятиями и праздниками: это и беседы в отрядах  и досуговые мероприятия, которые проходят каждую субботу,  различные КТД, такие как лепка пельменей всей школой  вместе со взрослыми, участие в различных спортивных мероприятиях как в школе, так и за ее пределами, участие в олимпиадах, которые проходят в школе, различные  поощрительные поездки, например Казанский аквапарк,   боулинг  г. Воткинска, на губернаторскую елку, театры  и кинотеатры г. Перми и многое  другое. В школе ведется большое количество кружков и секций – это и кулинарный кружок и резьба по дереву, и выжигание на ткани, вышивание крестиком, музыкальный  кружок, все спортивные секции, которые только могут быть: футбол, хоккей, волейбол, тяжелая атлетика, общая физическая подготовка. В принципе  такой перечень кружков учитывает интересы каждого воспитанника. Также в нашей школе существует живой уголок, где мы имеем возможность ухаживать за декоративными животными – хомячками и морской свинкой, рыбками. У каждого воспитанника есть возможность найти себе дело по душе.

           Раньше все мероприятия проходили внутри школы, а теперь они становятся  открытыми,  доступными для других людей.

Три года подряд  в школе празднуется День матери, на который приглашаем всех мам  и других родственников. Это настоящий праздник для тех воспитанников, чьи мамы  имеют возможность  приехать. Существует сайт школы, который постоянно обновляется. В школе также находится пресс-центр,  ответственный за выпуск школьной газеты «Мы». Меня очень радует, что мы  тесно сотрудничаем с районной газетой «Очерский  край».

Но самое важное изменение,  на мой взгляд, которое произошло не так давно, это поощрение лучших воспитанников поездкой домой на каникулы.

За последние несколько лет школа очень изменилась, она приобрела новый вид, новое лицо. Благодаря ремонту у нас появилась новый санитарный  блок,  столовая, кафе, где мы занимаемся на кулинарном кружке, учимся готовить, а после всех выполненных дел можно просто попить чаю.

 В  нашей школе стало  по- домашнему -  уютно и тепло.

  1. Перспективы развития школы

Изучая историю нашей школы, я обнаружил, что количество воспитанников,  находящихся здесь, с каждым годом уменьшается. Меня заинтересовал этот факт и я решил выяснить, почему это происходит, какие факторы влияют на  численность воспитанников в нашей школе.

Динамика количества воспитанников, воспитывающихся в Очерской специальной школе с 2006 – 2011гг.

Таблица 1

Временной период (год)

Кол–во  воспитанников,

воспитывающихся в Очерской спецшколе

01.09. 2006 г.

90

01.09. 2007 г.

68

01.09. 2008 г.

77

01.09. 2009 г.

69

01.09. 2010 г.

64

01.09.2011г.

37

Динамика преступности несовершеннолетних в Пермском крае

с 2005 —2011 гг.

Таблица 2

Временной период (год)

Данные статистики правонарушений среди несовершеннолетних по Пермскому краю

2005 г.

2686

2007 г.

2775

2008 г.

2848

2010 г.

2898

2011г.

3254

Мною было выдвинуто несколько гипотез по поводу снижения численности воспитанников в Очерской специальной школе. Изучив статистику и материалы  о преступности несовершеннолетних в Пермском крае, пришел к выводу, что в целом состояние преступности среди несовершеннолетних  неблагополучное, количество преступлений с каждым годом увеличивается.  В последние годы сложилось устойчивое мнение о том, что главной причиной преступности несовершеннолетних и ее стремительного роста является резкое ухудшение экономической ситуации и возросшая напряженность в обществе. Конечно, все это влияет и на взрослую преступность, однако стремительное снижение уровня жизни сказывается сильнее всего на подростках, ведь  во все времена несовершеннолетние были и остаются наиболее “уязвимой” частью общества. “Уязвимость” заключается в том, что отличающие несовершеннолетних особенности (неустоявшаяся психика, не сформированная до конца система ценностей) делают их более подверженными влиянию факторов, которым взрослые люди противостоят гораздо успешнее.[1]

Не имея возможности законным путем удовлетворять свои потребности, многие подростки начинают “делать деньги” и добывать необходимые вещи и продукты в меру своих сил и возможностей, зачастую путем совершения преступления. Несовершеннолетние активно участвуют в рэкете, незаконном бизнесе и других видах преступной деятельности.[4]

Обострение проблем семейного неблагополучия на общем фоне нищеты и постоянной нужды, моральная и социальная деградация, происходящая в семьях, приводят к крайне негативным последствиям.
Среди несовершеннолетних из неблагополучных семей интенсивность преступности особенно высока. В основном в этих семьях процветают пьянство, наркомания, отсутствуют какие-либо нравственные устои, элементарная культура.[2]

Поэтому гипотеза, в которой говорилось о том, что произошло снижение  преступности среди несовершеннолетних по Пермскому краю, не подтверждается.

Изучив материалы и данные статистики, пришел к выводу, что Пермский край является передовым по опыту применения различных программ, таких как,  «Семья и дети Пермского  края», «Реабилитация семей несовершеннолетних, совершивших преступления», «Правосудие и дети», связанных с гуманизацией  уголовного кодекса, ювенальной юстицией. Ювенальные технологии в уголовном судопроизводстве по делам о преступлениях несовершеннолетних, направлены на повышение воспитательного значения судебного процесса и профилактику рецидива путем социального сопровождения несовершеннолетнего после суда. [6]

При росте преступности несовершеннолетних снижается доля лиц, реально отбывающих наказание. Более половины несовершеннолетних освобождается от уголовной ответственности на стадии предварительного следствия. Судами освобождается от уголовной ответственности и наказания 15-20% обвиняемых. Из числа осуждаемых около половины получают отсрочку исполнения приговора. Эти данные свидетельствуют, что уголовная юстиция достаточно гуманна в отношении несовершеннолетних преступников, признает особую роль подрастающего поколения в жизни общества, учитывает специфику детерминации поведения несовершеннолетних.[4]

Поэтому можно сделать вывод, что гипотеза о  гуманизации уголовной политики в отношении несовершеннолетних подтверждается.

А если говорить в целом о России, то состояние можно оценить как неблагоприятное, темпы роста преступности несовершеннолетних в семь раз превышает темпы роста населения в данной возрастной группе. Преступность несовершеннолетних растет более быстрыми темпами по сравнению с преступностью в целом: коэффициент преступности за двадцать последних лет вырос более чем в два раза. Увеличилось число повторно совершивших преступления: за пятнадцать лет на треть. Увеличилось число осужденных женского пола - на треть.[1]

Динамика преступности несовершеннолетних в Российской Федерации в 1966—2000 гг.

Таблица 3

Временные периоды (годы)

Среднегодовое число несовершеннолетних, совершивших  преступления (тыс. чел.)

Изменения к предшествующему периоду

1966 - 1970

81,1

1971 - 1975

90,1

+11,1

1976 - 1980

104,7

+16,6

1981 - 1985

110,8

+10,6

1986 - 1990

134,3

+12,1

1991- 1995

192,0

+43

1996 - 2000

268,8

+76,8

2001- 2010

447,3

+178,5

Лица, совершающие противоправные действия в раннем возрасте, позже, как правило, значительно труднее поддаются исправлению и в итоге составляют основной резерв для взрослой и рецидивной преступности.

Напротив, наиболее раннее выявление и своевременное принятие необходимых профилактических мер к подросткам, совершающим первые, не представляющие большой общественной опасности правонарушения, в значительной степени позволяют не допустить формирования у этих лиц стойкой направленности на совершение в дальнейшем каких-либо преступлений.[4]

Заключение

По моему мнению, через 3-4 года возможен пик преступности среди несовершеннолетних. Это связано  с нестабильной экономической обстановкой, с безработицей в нашей стране. Неспокойная обстановка в стране в первую очередь влияет на подрастающее поколение. Они более «уязвимы», так как у подростков не до конца сформирована система ценностей.  Снова возникнет востребованность таких учебно-воспитательных учреждений  как школы, ПТУ,  осуществляющих  предупреждение в процессе воспитания и обучения детей и подростков.

Считаю,  не нужно доводить до детских колоний и следственных изоляторов и не ждать пока несовершеннолетние станут рецидивистами, а помещать в учреждения, каким является Очерская специальная общеобразовательная школа, где оступившиеся подростки своевременно получат реабилитационную помощь: восполнят пробелы в знаниях, получат соответствующее образование, будут развиваться  физически  и после выпуска им будет оказана помощь в трудоустройстве и учебе.

Ведь несмотря на то, что несовершеннолетние, поступают в спецшколу по постановлению или приговору суда, пребывание в ней не является судимостью.  

За годы существования школы выпущено 2763 воспитанника. По разному сложились их судьбы, но хочется верить, что годы, проведенные в стенах школы, выпускники вспоминают с благодарностью.

Наша школа является уникальной. Таких школ  всего две в Пермском крае. Накоплен большой опыт,  который нужно использовать, передавать коллегам из других подобных  школ.   Школа обеспечивает население города рабочими местами.  В нашей школе трудятся более 100 сотрудников, что является  немаловажным  для города с небольшим количеством  предприятий.  

 В прошлый год школа выпустила двух первых  выпускников 11 класса, которые закончили школу на «4»  и  «5».  В 2010 году школа получила  статус общеобразовательной школы в связи со слиянием с Кизеловским   профтехучилищем.

 В прошлый год воспитанники нашей школы принимали активное участие  в благоустройстве города, работая по проекту «Город в наследство», руководителем которого на протяжении трех лет является  Елена Ивановна Политова, воспитатель нашей школы. Подростки – выпускники  оставили  о себе добрую память у населения города.

Хотя  школа и называется школой закрытого типа – это не тюрьма.  Воспитанники нуждаются в социализации, в общении с миром, в накоплении положительного жизненного опыта.

Надеюсь,  в будущем,  школа станет еще более открытой для тех, кто в ней содержится.  Ведь нам, воспитанникам закрытой школы  хочется жить полной,  насыщенной  жизнью  общества,  знать не понаслышке,  что происходит в стране и мире,  принимать активное участие как  в мероприятиях города,  так и края.

Лично для меня специальная  школа сделала  очень много: я  получаю образование,  причем учусь  на «4» и «5», участвую во всех спортивных мероприятиях и секциях, имею хорошие спортивные результаты, постоянно принимаю участие  в соревнованиях как внутри школы, так и за ее пределами, получаю профобразование, по специальности  каменщик – штукатур.

Я благодарен  своим педагогам в первую очередь за то, что они сделали из меня человека,  который не боится мечтать и  строить планы на будущее.

Список литературы

1. Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. М., 1980.

2. Жигарев Е.С. Административная деликтность несовершеннолетних: понятие, виды и профилактика. М.,1992.


3. Информационный бюллетень социально-психологической  службы. Очер, 2011.

4.Криминология и профилактика преступлений (Особенная часть). Учебное пособие. М., 1998.

5. Специальная школа. Девиантный  подросток в новой среде. Пермь. 1998.

6. «Технология  реабилитации  несовершеннолетних, совершивших преступления, и их семей». Пермь,  2009.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из личного опыта: Описание системы работы с одарёнными детьми (руководство проектной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся, подготовка к рейтинговым состязаниям различного уровня)

Результатом обучения в школе должно стать формирование личности, сочетающей в себе мировоззренческую культуру, высокие нравственные качества, деловитость и творческую индивидуальность, гуманистическое...

Описание системы работы с одарёнными детьми (руководство проектной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся, подготовка к рейтинговым состязаниям различного уровня) - из личного опыта учителя.

Система работы с  одаренными   учащимися:   Работа с одаренными детьми достаточно актуальна для современного общества. По выявлению одаренных учащихся предъявляются сегодня вы...

Учебно-исследовательская работа на тему "МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ НА УРОКАХ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ У УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ"

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ НА УРОКАХ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ У УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ....

Федосеева Т.А. Учебно-исследовательская работа школьников: методические проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы коммуникативного образования в 21 веке: сборник научных статей по материалам VII Международной научно-практической конференция (28 ап

Федосеева Т.А. Учебно-исследовательская работа школьников: методические проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы коммуникативного образования в 21 веке: сборник научных статей по материалам V...

Доклад "Учебно-исследовательская деятельность на уроках биологии" Педагогическая конференция "Повышение качества образования:интересные идеи,эффективные методики"г. Певек. 2019г.

Одним из путей творческого восприятия современных наук считается систематическая учебно-исследовательская работа. Грамотно проводить исследования может не только человек, занимающийся наукой профессио...

Образовательные практики в учебно – исследовательской краеведческой деятельности обучающихся в Республике Калмыкия (выступление на Международной конференции в Москве в 2019 г.).

       В данной статье анализируется опыт работы педагогов Калмыкии по развитию учебно-исследовательской краеведческой деятельности обучающихся. В рамках туристско-краеведче...

Учебно-исследовательская работа "Что может рассказать календарь" . Участие в муниципальной научно-практической конференции

О чем загадка?"Сам дней не знает, а другим указывает". "Каждый день роняет листочекю А как год пройдет, последний листик опадет". Мы привыкли жить по календарю. Но так было невсегд...