Ошибки в выборе профессии
план-конспект урока (8 класс) по теме

Кокуркина Яна Юрьевна

Урок в рамках факультативного курса "Твоя профессиональная карьера".

Может использоваться как на уроках по профориентации, так и отдельно, - в качестве просвещения учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Ошибки в выборе профессии» (Факультатив по профориентации в 8 классе)

Тип занятия: урок-сообщение нового материала.

Цель занятия: расширение знаний учеников по теме «Ошибки в выборе профессии», выявление основных причин неправильного выбора.

Задачи занятия:

  1. дидактическая – познакомить учащихся с понятиями ошибок в выборе профессии;
  2. развивающая – способствовать развитию навыков коммуникативности, анализа  ситуаций, саморефлексии;
  3. воспитательная – воспитывать у учеников бережное, ответственное отношение к своему выбору.

Используемые методы: рассказ, словесная иллюстрация, создание ситуации апперцепции и актуализации опорных знаний, создание ситуации занимательности, проведение упражнений.

Надпись на доске:  «Противник, вскрывающий ваши ошибки, полезнее для вас, чем друг, желающий их скрыть». (Леонардо да Винчи)

План занятия:

  1. Особенности ошибок в выборе профессии
  2. Основные виды ошибок, их подробное рассмотрение
  3. Анализ ситуаций, выполнение заданий

Условные обозначения:

 - проверка присутствующих

??? – вопрос к ученикам

 - материал под запись

 - задание для выполнения учениками в классе

 – домашнее задание

 - выводы

 - проведение упражнения

 - обращение к прошлому опыту учеников

 - подведение итогов занятия, оценка активности учащихся

Ход занятия

Условные обозначения

Ход занятия

Время (мин)

???

???

???

???

 

 

 

Всем добрый день! Давайте отметим, кто сегодня присутствует. [Пауза]

Сегодня я хотела бы поговорить с вами об ошибках в выборе профессии. Из огромного множества профессий выбрать одну, да ещё такую, чтобы душа к ней лежала, довольно трудно. Велика вероятность ошибки.

Уточним значение слова «ошибка». Если вы неровно отрежете кусок колбасы, то никто не сочтет это ошибкой. Если парикмахер криво подстрижет челку, у него могут быть проблемы с клиентом. Еще тяжелей будут последствия такой ошибки в работе закройщика. Страшно подумать, если лишнее отрежет хирург.

Ошибка может быть связана с отсутствием, недостатком или искажением информации. Например, человек имеет смутное представление о своих способностях. Иногда заниженное, чаще завышенное. Так же мало молодые люди информированы о содержании будущей профессии: «знал бы, что ждет космонавтов, лучше бы в рабочие пошел!»

Младшие школьники хотят быть учителями, врачами, инженерами, воспитателями, милиционерами, продавцами, космонавтами, пограничниками, сварщиками, летчиками.

Кем вы хотели стать в детстве?

Педагог заслушивает ответы учащихся.

В старших классах предпочтения меняются: круг выбираемых профессий сужается до трех-пяти, о содержании которых знают понаслышке. Не последнюю роль в искажении выбора играют взрослые, формируя у детей предубеждения против некоторых профессий.

Как вы считаете, какие профессии чаще всего вызывают такие предубеждения?

Предполагаемые ответы: актер, музыкант, модель, фотограф, рабочий и т.д.

Да, молодцы, все верно. Действительно, часто опасения родителей вызывают творческие профессии, поскольку в них сложно добиться успеха (пробуют многие, а получается у единиц). Кстати, предубеждения касательно рабочих профессий стали складываться только после революции. Веками Россия славилась своими ремесленниками. Это обеспечивало особый уклад в нашей экономике еще в начале XX века, когда наша продукция с успехом конкурировала на европейском рынке.

Итак, каковы же основные ошибки в выборе профессии?

Одна из самых распространенных ошибок при выборе профессии — выбор из соображений «престижа». Но «престиж» — понятие относительное. Сто лет назад профессия шофера считалась более престижной, чем профессия актера. Что касается моды на профессию, то, как говорил К.С.Станиславский, мода существует только для тех, кто не умеет одеваться сам.

Нередко молодые люди, повинуясь стадному инстинкту, выбирают профессию «за компанию», забывая, что не существует двух одинаковых людей, что выбирается образ жизни на долгие годы, а не компания для пикника.

У каждого из вас есть любимые учителя, которые любят и знают свой предмет. Такие люди передают не только знания, но и свое отношение к предмету. Как ни странно, в этом случае вы тоже рискуете ошибиться в выборе профессии, если отождествите интерес к преподавателю и его предмету со своей будущей профессией. Школьные годы пройдут, любимого учителя рядом уже не будет, а дело, которое виделось таким привлекательным, может оказаться чужим и неудобным, как одежда с чужого плеча.

Нередко интерес к профессии вспыхивает под влиянием прочитанной книги или увиденного фильма. Сделаем краткий экскурс в историю кино, чтобы увидеть, как оно влияло на выбор профессии целых поколений.

Сороковой год. На экраны выходит фильм «Светлый путь». В главной роли — Любовь Орлова. Вживаясь в образ, актрисе пришлось три месяца осваивать премудрости ткацкого дела на Глуховском комбинате. Тысячи девчонок ринулись в легкую промышленность, подражая любимой актрисе. Их ждало разочарование — оказалось, что работа в цехе совсем не похожа на киношную сказку. Но зато легкая промышленность была на долгие годы обеспечена рабочей силой.

Потом будут фильмы о строителях, физиках, офицерах — строительные площадки, лаборатории и казармы пополнятся молодыми и доверчивыми людьми, выбравшими профессию после просмотра фильма.

В начале девяностых годов резко повысился конкурс в медицинские институты — это прошли сериалы «Доктор Куин — женщина-врач» и «Скорая помощь». Благодаря сериалам «Менты», «Каменская», «Улицы разбитых фонарей» увеличилось число подростков, мечтающих работать в правоохранительных органах. Насмотревшись «Дальнобойщиков», даже некоторые девушки захотели стать водителями грузовых машин. «Агент национальной безопасности», «Адвокат», «Риелтор» — продолжите этот список сами. Сегодня многие юноши и девушки, насмотревшись сериала «Солдаты», захотели в армию.

Люди, подверженные чужому влиянию, не имеющие своих взглядов, чаще, чем нужно, следуют чужим советам. На них влияет всё: телесериалы, советы случайных людей, мода. Конечно, ошибка в выборе профессии — не фатальна. Многие известные люди отмечали роль случая в выборе жизненного пути и вероятность иных вариантов. Выдающийся окулист В.П. Филатов мог стать известным художником, а профессию врача выбрал потому, что она показалась ему более нужной людям. Кто такой А.П. Бородин: выдающийся музыкант или химик? «Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня», — писал В.Я. Брюсов, ученый и поэт.

...Юная англичанка по имени Маргарет решила стать химиком, закончила Оксфордский университет и даже устроилась на завод по изготовлению пластмасс. Но вскоре поняла, что ошиблась в выборе профессии, и круто изменила свою жизнь. Не став великим химиком, Маргарет Тэтчер стала великим политиком. Уместно воспользоваться ее советом: «Припомните, какой день принес вам наибольшее удовлетворение. Не тот, что вы провели в праздности и безделье, а тот, когда на вас навалилась гора дел, — и вы с ними справились».

...Я хотел быть военным моряком, и мне удавалось до окончания средней школы прочитать почти все, что было написано о военных моряках русского флота. Казалось, поступая в военно-морское училище в г. Владивостоке, я поступаю в точном соответствии с велением моей природы. А на самом деле это было компенсаторным стремлением заменить те недостатки характера, которые были свойственны мне: нерешительность, недостаток уверенности в отношениях с другими и стремление к подчинению авторитетам. Когда же я был отчислен с третьего курса по состоянию здоровья, то, несмотря на тайное чувство освобождения от тягот военной службы, я пережил это как личное несчастье. Теперь же я уверен в том, что если бы этого не случилось, не заболей я, то наш флот приобрел бы плохого офицера... Если мы думаем, что все проблемы можем решать с помощью психолога, то мы добросовестно заблуждаемся... Каждый сам выбирает свою профессию и сам должен ошибаться, чтобы понять свои ошибки. Никто не в состоянии решить вместо нас эту проблему, ни психологи, ни родители...

(Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. — М., 1991).

Давайте теперь коротко запишем вышесказанное.

Все ошибки, допускаемые при выборе профессии, можно разделить на три группы: незнание мира профессий, незнание себя, незнание правил выбора профессии (табл. 1).

  1. Типичные ошибки при выборе профессии

Незнание мира профессий

Незнание себя

Незнание правил выбора профессии

Устаревшие представления о характере и условиях труда в конкретной профессии. Предубеждения в отношении престижности профессии.

Необъективная оценка своих способностей (завышение или занижение), незнание своего здоровья. Неумение, а иногда нежелание соотнести свои способности с требованиями профессии.

Отождествление учебного предмета с профессией. Перенос своего отношения к человеку на профессию. Выбор профессии «за компанию». Неумение определить пути получения профессии.

Чуть поподробнее остановимся на каждой из этих групп ошибок.

Незнание мира профессий. Одна из главных причин неправильного выбора профессии – слабая информированность о мире профессий. Представления о профессиях часто бывают неполными, искаженными, что ведет к переоценке своей пригодности и ошибкам.

Прежде всего, каждый должен быть осведомлён о том, какие профессии существуют в обществе, много ли их, каковы объекты, цели, орудия, условия труда, которые они предъявляют к способностям человека, особенностям его личности.

Немало ошибок при выборе профессии связано с устаревшими представлениями о характере и условиях труда по конкретной профессии.

Практически все профессии непрерывно меняют свой прежний облик, нередко за старым названием скрывается совершенно новый характер труда. Вот почему необходимо стремиться получить информацию, узнать именно о современном облике конкретной профессии.

Реальная ценность профессии часто не соответствует рассуждениям о её престижности. Как вы думаете, какие профессии более престижны у современной молодёжи?

Педагог заслушивает ответы учащихся.

В вузах самые большие конкурсы в театральные институты и художественные, институты финансового и юридического профиля. Задумайтесь над тем, что получится, если из 10 девятиклассников один станет станочником, а остальные – парикмахерами или из 10 выпускников средней школы 9 пойдут в режиссеры и только один – в политехнический институт.

Конечно, реальная жизнь внесет свои поправки в ваши планы, но, может быть, разумнее заранее избежать таких ошибок? Как говорят, не место красит человека, а человек – место.

Понятие престижности как явление моды приходит и уходит.

Незнание себя. Мы уже говорили о том, как многогранен и разнообразен внутренний мир человека. И у каждого он свой – неповторимый, индивидуальный. Каждый из вас должен познать его в самом себе. Повторяю, сделать это не просто. Нужно стараться наблюдать за собой как бы со стороны, взвешивать и оценивать свои способности. Со временем эти оценки могут меняться. Это закономерно: ведь человек живет, развивается, у него меняются интересы, взгляды, желания, он лучше осознает себя. Например, вы малообщительный человек, склонны к уединению. А выбираете профессию менеджера, требующую постоянных и разнообразных контактов с людьми.

Вы уже знаете, что человек не рождается с готовыми, сформированными способностями. У него в младенчестве есть только определенные задатки, генетические наклонности.

Как вы считаете, когда их следует начинать развивать?

Педагог заслушивает ответы учащихся.

Конечно, лучше с младшего возраста, потому что возможности обучения с возрастом падают. Например, если автоматизм управления автомобилем у десятилетних вырабатывается за 4 часа, то у взрослых – только за 50 часов. Премудрости сложного производства подросток может постичь за 1-2 года, в то время как взрослый – за 10 лет. В детстве легче всего освоить персональный компьютер. Если же своевременно не развивать способности, то постепенно они атрофируются.

Попытайтесь познать особенности своей личности, свои способности, состояние здоровья, чтобы все это учесть при выборе профессионального пути. И если вам удастся избежать промахов, то есть большая вероятность того, что вы правильно выберете профессию в соответствии со своими склонностями и способностями («хочу» и «могу»).

Незнание правил выбора профессии. Некоторые из вас часто автоматически переносят интерес к школьному предмету на профиль будущей профессии: «Увлекаюсь физикой – стану физиком», «Люблю географию, историю – буду геологом, историком». Возможно, вам действительно нравится химия, но это ещё не значит, что экспериментальные опыты, связанные с выделением резко пахнущих газов типа сероводорода, доставят интерес, удовольствие. Может быть, вы увлекаетесь уроками литературы, но одно дело – любить читать книги и совсем другое – стать преподавателем литературы, не имея педагогических способностей, или заниматься литературным трудом, не владея писательским даром.

Не всегда любовь к школьному предмету без реальной оценки личных возможностей может подсказать правильность выбора профессии.

Так же рискованно переносить благожелательное личностное отношение к человеку на его профессию.

Часто говорят: «Стану, как мама, бухгалтером», «Буду, как папа, хирургом». В таких случаях надо проверить согласованность личного желания со своими индивидуальными способностями, а также потребностями рынка труда.

Случается и такое, что выпускники подают документы в учебное заведение «за компанию». Нередко это вызвано неосознанной боязнью расстаться с привычным окружением. Но сделать какой-то выбор приходится даже самым нерешительным. Обычно не каждый из них может определить свое будущее, а потому тянется к тем, кто увереннее и смелее. Часто через год-полтора учебы в техникуме или вузе возникает чувство разочарования, недовольства.

Задание 1. По горячим следам.

Перечислите причины возможных ошибок в выборе профессии.

Учащиеся в тетради записывают типичные ошибки.

Задание 2. Игра «Оптимисты и скептики».

Каждая профессия имеет свои плюсы и минусы. Проанализируем профессии, записав в одну колонку их достоинства, а в другую — их недостатки.

Профессия:

Профессия:

Профессия:

Примечание. Это задание ребята могут выполнять индивидуально или в командах у доски, разделенной на две части. Необходимо затронуть следующие вопросы: какое значение имеет эта профессия для общества? Какой труд в ней используется? Имеет ли профессия медицинские противопоказания? Какими качествами должен обладать профессионал? За каждую обоснованную характеристику команда получает один балл. Выигрывает команда, набравшая больше баллов.

Можно распределить любые три профессии по рядам, а «оптимистов» и «скептиков» — по вариантам. Ребята работают самостоятельно в течение 6–8 минут, а затем по очереди называют характеристики. В этом случае ученики, предложившие большее число аргументированных характеристик, поощряются оценкой. В заключение можно обратиться к ребятам с вопросами: «Кто из вас хотел бы выбрать эту профессию? Чем она вас привлекает? Может ли одна и та же характеристика быть для одних людей преимуществом, а для других — недостатком? Изменилось ли ваше представление о профессиях, которые вы анализировали?»

Задание 3. «Круг чтения».

Прочитайте отрывок из рассказа А.Чехова.

«Бездарный ученый, тупица, прослужил 24 года, не сделав ничего хорошего, дав миру десятки таких же бездарных ученых, как он сам. Тайно по ночам он переплетает книги – это его истинное призвание… К нему ходит переплетчик, любитель учености. Тайно по ночам занимается наукой.»

Обсудить с учащимися отрывок по следующим вопросам:

  • Что вы можете сказать об этих людях?
  • Счастливы ли они в своей профессиональной деятельности?
  • Какой выход нашли из сложившейся ситуации?
  • Хотели бы вы быть похожими на них?

Задание 4. «Из учебника»

Внимательно прочитайте поучительные истории, рассказанные реальными людьми. Представьте, что бы вы могли сказать в ответ на их признания, оценив правильность выбора ими профессии.

Задание выполняется по рядам. Затем представитель от каждого ряда зачитывает доставшуюся его ряду историю и формулирует коллективный ответ.

Педагог делает выводы о выполнении упражнения, предлагает учащимся высказаться о занятии.

Домашнее задание. Дома на отдельных листочках напишите, пожалуйста, ответы на следующие вопросы:

  1. Какие профессии в последнее время пользуются особой популярностью?
  2. Почему эти профессии считаются престижными?
  3. Как скажется избыток этих специалистов на рынке труда?
  4. Встречались ли вам взрослые, которые ошиблись в выборе профессии?
  5. Как они живут и что чувствуют?

        Слишком много не пишите. Старайтесь в своих ответах отразить самую суть.

Я хочу поблагодарить всех за внимание, а отдельно за активную работу - … (имена). Всем спасибо! До следующей встречи! 

1 мин

1 мин

1 мин

1 мин

1 мин

4 мин

4 мин

1 мин

1 мин

1 мин

1 мин

1 мин

2 мин

10 мин

4 мин

5 мин

2 мин

3 мин

1 мин

Общее время занятия: 45 минут

Список литературы:

  1. Технология. Твоя профессиональная карьера. 8 (9) класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [П.С. Лернер, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудило и др.]; под ред. С.Н. Чистяковой. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 159 с.
  2. Технология: твоя профессиональная карьера: дидакт. материалы: кн. для учителя / [С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, Н.С. Пряжников, И.А. Умовская]; под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2008. – 111 с.
  3. Бендюков М.А., Соломин И.Л. Ступени карьеры: азбука профориентации. СПб., Речь, 2006. – 240 с.
  4. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники: 8-11 классы, ПТУ и колледж. – М.: ВАКО, 2008. – 288 с.
  5. Резапкина Г.В. скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 2010. – 48 с.
  6. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Рабочая тетрадь учащегося. 4-е изд. – М.: Генезис, 2010. – 144 с.
  7. Фадеева Е.И., Ясюкевич М.В. От выбора профессии к успеху жизни. Учебно-методическое пособие. М.: УЦ Перспектива, 2008 – 128 с.
  8. Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ошибки в выборе профессии

Урок из элективного курса "Человек и профессия"...

Конспект урока по профессиональному самоопределению по теме: Типичные ошибки при выборе профессии

Конспект урока по профессиональному самоопределению. Тема: Типичные  ошибки при выборе профессии. Цель: сформировать у школьников убежденность в необходимости изучать научные основы про...

4 ошибки в выборе профессии

Есть два способа выбирать профессию. Один - метод "проб и ошибок", когда ищешь вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдёшь ту единственную профессию, которая будет приносить ...

«Ошибки в выборе профессии».

Методическая разработка занятия по теме «Ошибки в  выборе профессии» из цикла занятий по авторской образовательно-развивающей программе  «Профессиональный выбор»....

Методические рекомендации родителям "Ошибки при выборе профессии"

Перечислены наиболее часто встречающиеся ошибки, совершаемые нами при выборе профессии....

ОШИБКИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

Комментарии к наиболее часто совершаемым ошибкам. Авторство не мое, если подскажете - буду благодарна. Спасибо....

Занятие №2. «Что такое профессия? Ошибки в выборе профессии».

Занятие №2. «Что такое профессия? Ошибки в выборе профессии»....