Ошибки в выборе профессии
элективный курс по психологии (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока «Ошибки в выборе профессии»
(Элективный курс: «Человек и профессия»)
Цели:
Анализ типичных ошибок и затруднений при выборе профессии.
Задачи:
Научить подростков избегать ошибок, сопутствующих выбору профессии.
Мудрые учатся на ошибках других
Русская поговорка
Вступительное слово.
Любой человек уникален, неповторим. У каждого своя история жизни, ситуация, свои индивидуально-психологические и физические особенности, следовательно, потребности и желания, которые можно удовлетворить с помощью работы.
Вы уже в девятом классе. Подходит время вам выбирать место работы. Нужно задуматься, искать, определять те направления, которые могли бы полностью удовлетворить вас.
К этой мысли мы подходим при обсуждении каждой темы курса «Человек и профессия».
Предлагаю рассмотреть пример из жизни: девушка выбрала геологическую специальность «гидрология», но не учла условия труда: работа на открытом воздухе, в различных климатических зонах. Из-за постоянных экспедиций организм ослабел настолько, что многие заболевания перешли в хронические, пошатнулась нервная система.
- Как бы вы охарактеризовали выбор, сделанный в данной ситуации?
-Все ли необходимые требования были учтены при выборе данной профессии? (ответы детей)
Объяснение нового материала.
Итак, тема урока «Ошибки в выборе профессии».
Мы рассмотрим варианты типичных заблуждений и ошибок при выборе профессии, разберем ряд ситуаций на закрепление материала.
- Что же такое ошибка?
Если отрезаешь от целого куска часть и отклоняешься на несколько сантиметров от задуманной линии, будет ли это ошибкой?
Если нарезаешь для обеда хлеб, то никто это ошибкой не сочтет.
Но если вырезается стелька для обуви, то это уже создает неудобства и может считаться ошибкой.
Все отклонения в допустимых пределах не должны считаться ошибкой.
Выход за эти пределы – ошибка.
Важно разумно подойти к выбору профессии. Для этого необходимо больше получить информации об интересующей вас профессии, узнать о требованиях, предъявляемых ею, изучить себя.
Давайте обратимся к вашему опыту.
Наверное. Многие из вас задумывались о том, куда пойти учиться. В перспективе за любой учебой стоит профессия.
Ответьте, пожалуйста, на вопрос:
Мне нужна такая профессия, чтобы… (рассуждения детей).
- Куда вы собираетесь пойти учиться?
- Что для этого надо?
- Как к этому относятся ваши родители?
Надо сказать, что многое зависит от вашего первого решения.
Сегодня мы говорим о типичных ошибках, совершаемых при выборе профессии.
! «гипноз агитации» - попадание под влияние мнения знакомых и друзей, кумира, общественного мнения или моды.
! «дорога вместо цели» - концентрация усилий исключительно на выборе вуза, а не на специальности, т.е. институт стал самоцелью, а не средством.
! «инерция движения» - поступление в вуз для того, чтобы отложить принятие решения по выбору специальности или избежать призыва в армию.
! «гипноз личности» - перенос отношения к человеку – представителю той или иной профессии на саму профессию.
! «звездная болезнь» - автоматический перенос престижа специальности непосредственно на себя и подсознательный расчет на широкую известность.
! «близорукость» - уверенность в неизменности престижа выбранной специальности.
! «парадный вход» - оценка престижной работы только с внешней стороны, недооценка трудностей и тонкостей выбранной специальности.
! «ВУЗ –локомотив» - данная позиция заключается в том, что главное – поступить, а там все пойдет само собой (но вуз не столько учит, сколько предоставляет возможности для самообучения).
! «школьный успех» - отождествление учебного предмета с профессией.
! «незнание своего здоровья» - незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.
! «неправильный образ «Я»» - неумение разобраться в своих способностях и мотивах выбора.
Конечно, понять свои слабые и сильные стороны непросто, особенно в вашем возрасте. Но сделать это нужно, иначе выбранная профессия может оказаться слишком трудной, практически недоступной, или такой простой, что вскоре будет вызывать только скуку и разочарование.
Закрепление материала.
Для закрепления материала предлагаю вам работу по группам (по четыре). Каждая группа получает карточку с заданиями.
Рассмотрим первое:
- Определить, какая ошибка в выборе была допущена в данном случае ?
Примерные ситуации:
- Олег всегда увлеченно занимался географией, но когда поступил на факультет топографии, то понял, что то ему не по душе.
- Анна не уверена в себе. Мама посодействовала ее поступлению в экономико-правовой колледж (специальность «Правоведение»). Но учиться ей не нравится. Большую часть времени занимается рисованием. Считает, что никто ее не понимает.
- Мечта стать корреспондентом осуществилась, но стать им настоящим он не смог, так как долго и тактично не умеет разговаривать с людьми.
- Люба в школе увлекалась математикой, активно занималась общественной работой. По совету родителей выбрала профессию бухгалтера. Получив профессиональное образование. Несколько лет проработала в данной должности. Работа быстро разонравилась, и она пришла за помощью в службу занятости.
- Светлана с сестрой закончили факультет иностранных языков: Светлана закончила с отличием, а сестра еле-еле. Светлана работает переводчиком, часто бывает за границей, а сестра решила поступить на курсы секретаря-референта.
- По ошибке придумать возможную ситуацию.
(работа в группах0
Чтобы не допускать ошибок, мы уже говорили, надо иметь преставления о профессиях.
Предлагаю вам такое задание:
Я называю несколько ассоциаций, связанных с профессией, а вы называете саму профессию.
- Латынь, тонометр, ампула, халат – врач.
- Конституция, суд, кодекс, консультация – юрист
- Накладная, чек, цена, витрина –продавец
- Кипа бумаг, цифры, зарплата, калькулятор – бухгалтер
- Каскад, лак, ножницы, расческа – парикмахер-модельер
- Камера, студия, негатив, пленка –фотограф
- Винчестер, клавиатура, диск, мышка –программист…
Порой бывает сложно осознать, что ты имеешь право делать то, что тебе нравится и доставляет удовольствие, а не то, чего ждут от тебя другие. А осознать это необходимо, поскольку лишь в этом случае ты сможешь управлять своей судьбой. Не забывайте про народную мудрость, гласящую, что учиться лучше на ошибках других.
Домашнее задание. Подумать над вопросами:
- Чем могут обернуться ошибки в выборе профессии?
- Были ли в истории вашей семьи такие ошибки?
Заключительное слово. Конечно, никто из нас не отказался быть сразу красивым, здоровым, прекрасно одетым, великим силачом, богачом, остряком, покорителем женских сердец и в то же время философом, филантропом, государственным деятелем. Исследователем Африки, модным поэтом и святым человеком. Но это решительно не возможно.
У. Джеймс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по профессиональному самоопределению по теме: Типичные ошибки при выборе профессии
Конспект урока по профессиональному самоопределению. Тема: Типичные ошибки при выборе профессии. Цель: сформировать у школьников убежденность в необходимости изучать научные основы про...
4 ошибки в выборе профессии
Есть два способа выбирать профессию. Один - метод "проб и ошибок", когда ищешь вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдёшь ту единственную профессию, которая будет приносить ...
«Ошибки в выборе профессии».
Методическая разработка занятия по теме «Ошибки в выборе профессии» из цикла занятий по авторской образовательно-развивающей программе «Профессиональный выбор»....
Методические рекомендации родителям "Ошибки при выборе профессии"
Перечислены наиболее часто встречающиеся ошибки, совершаемые нами при выборе профессии....
ОШИБКИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
Комментарии к наиболее часто совершаемым ошибкам. Авторство не мое, если подскажете - буду благодарна. Спасибо....
Ошибки в выборе профессии
Урок в рамках факультативного курса "Твоя профессиональная карьера".Может использоваться как на уроках по профориентации, так и отдельно, - в качестве просвещения учащихся....
Занятие №2. «Что такое профессия? Ошибки в выборе профессии».
Занятие №2. «Что такое профессия? Ошибки в выборе профессии»....