Дети войны
проект на тему

Творческий, практико-ориентированный  проект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_deti_voyny.rar29.87 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий, практико-ориентированный  проект

«ДЕТИ  ВОЙНЫ»

Паспорт проекта

Название проекта:  Литературно-музыкальная композиция «Дети войны»

Сводный список исполнителей:

  • Долгушина Алевтина Константиновна- библиотекарь, автор проекта
  •  Белых Лариса Вениаминовна -   педагог литературного чтения, соавтор проекта.
  • Учащиеся  9 класса – участники проекта.

Целевые группы:  Учащиеся  1-9 классов

Основание для разработки проекта:  Празднование Дня Победы 9 мая, сохранение  преемственности поколений, приобщение учащихся к историческому наследию.

Тип проекта:  творческий, практико-ориентированный проект

Вид проекта:  групповой.

Условие применения проекта:

  • наличие значимой проблемы,
  • применение исследовательских методов;
  • определение этапов выполнения проекта (срок реализации проекта);
  • получение результата проекта

Цель проекта:

1.Воспитание чувства патриотизма, любви  к Родине, уважение к старшему поколению.

Задачи: 1. Формировать интерес учащихся к изучению истории Великой Отечественной войны, своего края.

2. Приобщать учащихся к культурному наследию  на основе документального материала о ветеранах – односельчанах.

3. Развивать  навыки  работы с дополнительной литературой, умение отбирать, оценивать и преподносить исторический материал.

4.Формировать  чувство уважения к  старшему поколению.

Ожидаемые результаты:        

  • Формирование  межличностных отношений в процессе группового взаимодействия
  • Охват школьников чтением художественной патриотической литературы
  • Развитие  творческих способностей  учащихся

Наличие необходимых ресурсов:

  • Информационный ресурс: фонд школьной  библиотеки, репертуар периодических изданий, сельский музей «Герои славы»
  • Методический ресурс: опыт организации детского чтения, наличие учебно-методических материалов
  • Создание и  использование  мультимедийного  проекта (презентация)

Ход мероприятия:

1 ведущий: Среди нас находятся люди, чье рождение и детство совпали со временем  великого всенародного испытания.

2 ведущий: Среди нас присутствуют женщины, для которых события войны останутся живыми и близкими. Это  работники нашей школы, находящиеся сейчас на заслуженном отдыхе. О них   наш документальный фильм «Дети войны».

8 слайд

1 ученик: Война прошлась по детским судьбам грозно,

Все было  трудно, трудно для страны,

Но детство изувечено серьезно:

Страдали тяжко дети от войны…

9 слайд

2 ученик: Эпохой бессмертия мы рождены

И помнить обязаны свято:

Взрастило нас время, мы – ДЕТИ ВОЙНЫ

За нас умирали солдаты !

10 слайд

3 ученик: Война и дети... Трудно представить что-то более  несовместимое. Какое сердце не обожжет память огненных лет, ставших суровым испытанием для миллионов советских ребят, которым нынче уже за семьдесят! Война разом оборвала их звонкие песни.

11 слайд.

1 ведущий: Петрачук Роза Николаевна. Родилась в д. Кушеват 23 февраля 1936 года.

12  слайд.  Когда началась  Великая Отечественная война мне было 5 лет. Яркий солнечный день 1941 года.  За воскресным праздничным столом, с пыхтящим самоваром, со стопками  зырянских «вэснид» и «калита» шанег на блюде, сидим мы с мамой, с братом и сёстрами. Кто-то из родственников входит к нам и сообщает, что дядю Петра забирают на войну. Я тогда 5-летняя девчушка, перекинув ноги через скамью, помчалась в дом дяди Петра со словами «Я сбегаю, посмотрю, как Тайся дядна плачет». Увидев жуткую сцену расставания, я поняла, что, что война - это что-то страшное, тёмное, куда провожают с рыданиями и причитаниями взрослых и воплями перепуганных ребятишек.

13 слайд.Так в моё безоблачное детство ворвалось это зловещее слово, значение которого в полной мере осмыслило наше поколение в суровые сороковые годы. Эхо тех лет отдаётся в наших сердцах и до настоящего времени. В школу я пошла в 1942 году. Какую помощь фронту могла оказать шестилетняя девчушка. Только отличной учёбой. Тогда, мы школьники твёрдо знали, что, получив пятёрку, помогаем бить фашистов в бою. Чем ещё помогали фронту? Собирали металлолом, в основном гвозди, их выпрямляли и несли в школу. Вечерами мама шила парки и малицы из оленьих шкур, пряла овечью шерсть и вязала варежки для солдат. Для таких варежек нужно было вязать 2 отдельных пальца, для большого и указательного, чтобы удобно было стрелять из винтовки и автомата. Ещё мама и брат чинили сети, вязали новые, садили их на тетиву.  У каждого было определённое задание. У меня, порой, не хватало силёнок крепко затягивать узелки, но постепенно я это усвоила и стала помощницей в этом непростом деле.

14 слайд. Шёл апрель  1945 года. Я училась в 3 классе. Победоносное наступление Красной Армии на территории фашистской Германии. Об этих событиях нам сообщали учителя, так как  в домах у жителей радио не было, а телефон был только на почте. С каким ликованием мы узнали о смерти Гитлера, о штурме Берлина! Мы ожидали известий о конце войны, в воздухе витал дух Победы. До сих пор при воспоминаниях о тех днях, я ощущаю чувство гордости, детского трепета, ожидание чего-то большого, светлого, как в ту Победную весну. Мне было 9 лет.  Помню, на третьем уроке, увидев  в окно бегущую от почты к школе директора школы Ставскую Валентину Виссарионовну, Татьяна Ивановна воскликнула: «Дети, война кончилась!»- подбежала к сидящей на последней парте  Насте Петровой и сказала – «Настя, радуйся! Твой папа вернется домой!». А день был такой солнечный, такой теплый! Природа ликовала вместе с людьми!  Вот таким  остался в моей памяти этот  необыкновенно сияющий яркий День Победы  9 мая 1945 года.

15 слайд. Мне  трудно представить как бы сложилась моя жизнь, если бы не было войны. У меня было  бы больше родственников, т.к. были бы живы два маминых брата. Я бы обязательно получила высшее образование.

16 слайд. Я очень богатая и счастливая женщина. Мы с  мужем живем в любви и согласии 55 лет. Вырастили и воспитали восемь детей. За достойное воспитание детей имею множество государственных наград.

17 слайд.

4 ученик:  Женщины - это самое хрупкое существо на земле, они встали на защиту своей Родины, своих детей и их будущего. Им приходилось выполнять непосильную работу  в годы войны.

18 слайд.

2 ведущий:  Горина Нина Павловна. Родилась 2 июня 1940 года в городе Тавда Свердловской области, на Урале.  

19 слайд. Отец, Новосёлов Павел Михайлович, был военным.  В 1940 году учился в военном танковом училище. По окончании училища был отправлена в 1941 году в воинскую часть, которая находилась  под Москвой. До Берлина не дошёл, так как был ранен и контужен. Лечился в госпитале в Казани, а в 1944 году  его отправили на долечивание в Тавдинский госпиталь.

 20 слайд. Мама забрала его домой, и мы стали выхаживать и заботится о нём.  Я была его главным помощником, кормила, поила, читала книги. Когда папа поднялся на ноги, мы с ним гуляли, он умел найти что-то интересное и на ходу придумать сказку о жуке, о корове, о травинке.  А когда здоровье его восстановилось, папа уехал в пограничное село Михайловское, это был 1946 год.  В последние годы жизни папа работал пропагандистом, лектором.

21 слайд. Мать, Анастасия Моисеевна работала в отделении милиции в паспортном отделе.  Была женой военного, а это значит частые переезды из одной воинской части в другую.  Поэтому маме приходилось овладевать разными профессиями, чтобы кормить семью. Мама работала в войну в госпитале санитаркой. Получала паёк и на него мы все  жили. Крупу перловку, растительное масло меняла на картофель и молоко

22 слайд. Как не вспомнить игры моего детства – куклы, классики, прятки, волейбол. Сколько было задора, смеха, может быть это и придавало нам сил и терпения. Но забыть, то, что было мы не вправе.

23 слайд. Если бы не было войны?  Как бы сложилась моя жизнь? Я думаю, жизнь сложилась бы иначе. Папа выбрал бы мирную профессию, возможно   учителя. Я бы пошла учиться в институт раньше, а не в 23 года. Мои братья окончили бы учебные заведения. Мама бы работала бухгалтером. 

После окончания института я приехала по направлению в Горки, где проработала в нашей школе со дня ее основания

24 слайд.

1 ученик: Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. И по истине «гулливеровскими» были нормы выработки на полях, где трудились мальчишки и девчонки, тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тысячи намолоченного зерна.

25 слайд.

1 ведущий:  Шнурникова Таисия Ивановна. Родилась в 1932 году 10 ноября в хуторе Логань, в Калмыкии.

26 слайд. До войны жили в посёлке Каспийский. Родители были простые крестьяне, папа рыбак, мама домохозяйка. Папа до войны учился на капитана корабля, получив диплом, его направили капитаном на катер «26 бакинских комиссаров». В 1941 году началась война и папу забрали на фронт. Мама пошла работать в колхоз, ведь семью надо было кормить. Я училась во 2 классе. В 1942 году умирает старшая сестра от воспаления лёгких, и я в семье стала за старшую сестру. Детства – то у меня совсем и не было. Забота, работа.  Немцы разбомбили мост, железную дорогу и начался сразу голод, запасов было мало. Была коза, овечка, хоть молоко пили.

27 слайд. Скоро я пошла, работать в колхоз.  Приду из школы и сразу в поле. А когда мне исполнилось 12 лет я пошла  работать на сезонную работу, на рыбозавод, на переработку овощей, всё делали для фронта и для победы. Вечером,  уставшие,  учили  уроки, сидели без света, чтобы фашисты не бомбили. Вместо света, рыбий жир и фитиль на тряпочке.  Писали на газетах, а чернила из свёклы или сажа с чугунов. Лето проходило быстро, иногда удавалось искупаться, но опять беда, вылавливали покойников, которых приносило с моря, хоронили с почестями. В 7 класс я не пошла, жизнь становилась труднее и труднее, работала на рыбном заводе в две смены. Затем мы переехали на Сахалин, мне было 17 лет. И здесь приходилось работать и работать.

28 слайд. Летом рыбачили, весной садили огород, осенью убирали, а зимой готовили сети, невода – всё делали своими руками.  В 1954 году приехали на Кубань в Тихорецк.  Работала телефонисткой, затем в столовой.  Затем приехала на Север к дочери, вот уже 30 лет живу здесь. Часто вспоминаю как жили, как работали и плачу.

29 слайд.

2 ученик:  Рядом со старшими братьями и сестрами трудились и самые юные граждане нашей страны - пионеры и школьники, их посылали туда, где нужна была помощь старшим.

30 слайд.

2 ведущий:   Карачёва Нина Дмитриевна.     Родилась я в октябре 1943 года в селе Донецк Оренбургской области, на берегу реки Самара.

31 слайд. Жили большой семьёй из 9 человек. Родители были очень добродушными и трудолюбивыми  людьми. Папа в 30 лет ушёл на фронт. Прошёл всю войну. Был ранен под Сталинградом. Дошёл до Берлина. Был награжден орденом «Красной Звезды», медалью «За взятие Берлина» и другими наградами. Мама работала и во время  войны и после в колхозе. Работы было много: уборка хлеба, подготовка зернохранилищ, заготовка сена. А мы, дети и бабушка хлопотали по хозяйству.

32 слайд. А в свободное время как все дети играли, купались, мальчишки играли в войну. А начинался день… и опять работа,  и работа – выгнать скот на пастбище, наносить воды, заготовить дрова, подоить на ферме коров. Много работы было на огороде, ведь он нас и кормил. Папа пришёл после войны раненый, инвалид  II группы, но до последнего работал в колхозе.

33 слайд. Да, если бы не война… Жизнь сложилась  бы намного лучше и счастливее. Мы должны помнить, ЧТО пережили наши родители и мы!

34слайд.

3 ученик:  Уходили на фронт отцы, старшие братья. Рвались и мальчишки в бой, осаждая военкоматы. От мирных, привычных забот не осталось и следа. Срочно перестраивали работу заводы, фабрики, колхозы, все учреждения. «Все для фронта! Все для победы!» - этот лозунг военного времени требовал огромной работы, полной отдачи сил от каждого.

35 слайд.

1 ведущий:  Пыстина  Лия Ивановна.  Родилась в Республике Коми в 1939 году.

36 слайд.  Войну не помню, была маленькая, но голод и холод запомнился на всю жизнь, как бегала босиком и летом,  и зимой до самых морозов. В сильные морозы сидела дома, так как надеть было нечего. А как хотелось бегать, играть!  Тяжёлые послевоенные годы легли на плечи женщин, детей и фронтовиков, которые пришли с фронта. Помню работу в колхозе как  собирали колоски, как мама пахала, боронила, а я ходила рядом  с лошадью и подгоняла её.   А в голове были мысли, которые как молотом били «как хочется кушать, как хочется отдохнуть».

37 слайд. Папу взяли на фронт в августе 1941 года.  Погиб в мае 1942 года. Я долго не знала, где папа погиб, где похоронен.  Но никогда меня не оставляла мысль найти, узнать и помнить где погиб и похоронен мой папа. И нашла! Погиб в Мурманской области,  Кольский полуостров, там же и похоронен. Летом собираюсь съездить на могилу отца, поклониться.

38 слайд. Да, сколько  бед принесла война  – отняла смех, радость,  детство, родных,  близких.В такой счастливый, радостный день в глазах радость, слёзы. Пусть никогда не повторится  этот ужас войны. Много раз я думала,  если б не было войны,  как бы мы жили счастливо семьёй, и я бы была самой счастливой на свете.

39 слайд.

4 ученик:   Дети войны.  Они верили в победу и, как могли, приближали ее.

40 слайд.

2 ведущий:   Венгерская Лидия Георгиевна. Родилась 15 января 1936 года в посёлке Гыдоямо  Надымского района, Тюменской области.

41 слайд. Мама – Преснецова Дарья Николаевна  до войны не работала, занималась воспитанием детей, которых было 5 человек. Папа – Георгий Феромонтович работал бухгалтером. Из-за хромоты не был призван на фронт. Мама во время войны работала санитаркой в больнице, на субботниках и воскресниках на раскорчевке полей колхоза, косила сено для скота. Вместе с односельчанками шили фуфайки, вязали рукавицы и носки для солдат, вязали кисеты, наполняя их табаком, который сами выращивали, затем сушили и рубили сечками в деревянных корытцах. Поражает взаимовыручка и взаимопомощь людей того времени.

42 слайд. Несмотря на большие семьи, каждый мог поделиться последним кусочком хлеба, картошкой, всем тем немногим, что люди имели в войну.  Большим подспорьем  в войну была река, вернее протока, кишащая рыбой. Река была перегорожена запором, и рыбаки особыми  черпалками доставали рыбу, перевыполняя нормы военного времени.  В ссорах и озёрах ловили рыбу женщины и подростки и кормили семьи.  Рыбий жир заменял масло, на котором жарили картошку, рыбу, лепёшки из отрубей, перемешанных с картошкой. В каждом дворе была корова, настоящая кормилица семьи. Парное молоко было лекарством того времени. Угощали им и детей блокадников, очень ослабленных, привезённых из Ленинграда. Все считали, что только парное молоко, поднимало их на ноги.

43 слайд. Несмотря на войну, дети оставались детьми. Помогая взрослым полоть, копать картошку, они всегда находили время поиграть. Любимой игрой была лапта. Играя, забывали о трудном времени. Много знали песен. Распевали во весь голос военные  песни, частушки,  когда качались на качелях. Любили летними вечерами сидеть у костра. К сбору ягод и шишек относились серьёзно. Это было лакомое удовольствие. Собирали кислянку для супа, грибы запасали на зиму. Конечно, это не очень интересно, особенно сейчас, но военное время закалило нас.

44 слайд. Как сложилась бы моя жизнь, если б не было войны? Трудно ответить. Даже послевоенные трудности ещё долго давали о себе знать, поэтому все старались окончить  7 классов и поступить в техникум г. Салехарда, самый ближний город от Горок.  Выбор был ограничен по принципу: ближе к дому- больше  помощь – это картошка, рыба. В войну работали все и стар, и мал.

45 слайд.

1 ученик:   Родина, теряя в смертельной схватке с врагом их отцов, верила в светлое, счастливое будущее своего юного поколения..

46 слайд.

1 ведущий: Николаева Людмила Васильевна. Родилась 12 января 1927 года в городе Чистополе Татарской АССР на реке Каме

47 слайд. Росла умной, веселой  девочкой, ничего не боялась.  Летом ходили с отцом на буксире, где папа работал механиком, водили баржи.  Буксир ходил по рекам Ока, Кама и Волга. Еще до войны семья переехала в город Ялуторовск Тюменской области.  В 1935 году пошла в школу. В школьные годы увлеклась гимнастикой и танцами. Когда началась война, ей было 14 лет.  Закончилось беззаботное детство. Городских школьников отправляли на полевые работы. Ребята косили траву, гребли сено, ставили копна, крючили горох.

48 слайд. После 9 класса  во время летних каникул я  три месяца работала учеником на лесоповале. Об этом Людмила Васильевна  имеет документ. В  то  время  школьники работали, где могли, даже на  разгрузке вагонов с грузами.  В то время каждый клочок земли был разработан и засажен картофелем. Отцу было 50 лет, когда началась война. На фронт его не взяли, у него была «бронь»  и  он работал на лесозаводе механиком.  Мама не работала до войны, занималась воспитанием детей.  В годы войны ей пришлось выйти на работу «квартальной».

49 слайд. В  победном  1945 году  я закончила школу.  Послевоенные  время - годы молодости. Окончив в 1950 году Тюменский педагогический институт и получив специальность «учитель русского языка и литературы», вместе с мужем  была направлена на работу на Север. Сначала в  г. Салехард, затем в с. Мужи. В 1963 года работаю в Горках.

50 слайд. Сколько себя помню, всегда занималась общественной работой.  В школе была председателем профкома, в различных административных  комиссиях, была депутатом сельского Совета села Горки двух созывов. Возглавляла женсовет  в  с. Горки, а затем уже много лет являюсь председателем  Горковского совета ветеранов, лучшего в Шурышкарском районе и даже округе.

51 слайд, 52слайд.

2 ведущий: Сегодняшний наш рассказ  лишь о некоторых героях-детях войны. Мы поддерживаем постоянную связь с ними, приглашаем на наши праздничные мероприятия и надеемся, что наши встречи и в дальнейшем будут постоянными.  

53 слайд. Поздравляем всех с Великим праздником Победы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект к 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне "Дети войны"

Проект посвящен всем погибшим детям в годы Великой Отечественной войны.    Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели...

Проект "Наши сердца ветеранам, труженикам тыла и детям войны" ( к юбилею Победы в Великой Отечественной войне").

Проект  "Наши сердца ветеранам, труженикам тыла и детям войны"  был создан мной с целью совместной работы с музеем Воинской Славы. Руководитель  Л.В. Шатилова, объявила о  ра...

дети войны и дети мира

Прошло ровно 70 лет, как весь мир с огромным облегчением вздохнул: закончилась  Вторая Мировая, которую мы называем Великой Отечественной Войной. Эта беда коснулась практически каждого уголка зем...

Исследовательский проект "Дети войны - дети Великой Победы"

В помощь руководителям школьных музеев, классным руководителям....

Дети войны (К 100-летию Первой мировой войны)

Наше поколение, к сожалению, мало знает о героях, об участниках Великой Отечественной войны. Но что тогда говорить о Первой мировой войне. О героях этой войны мало знает даже старшее поколение....

Историческая литературно-музыкальная композиция «Детям о детях войны» для детей старшего дошкольного возраста

Историческая литературно-музыкальная композиция  «Детям о детях войны»  для детей старшего дошкольного возраста, сопровождающаяся показом слайдов с аудио- и видеоматериалами,...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Дети войны - дети Победы»

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Дети войны - дети Победы"....