«Воспитание – это прежде всего человековедение»
статья по теме
В статье рассказывается о реализумом в МБОУ СОШ № 7 Нижегородского района г. Нижнего Новгорода социальном проекте "Мы разные, но мы вместе".
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Воспитание – это прежде всего человековедение» (В. А. Сухомлинский)
Теперь, когда мы умеем летать по небу,
как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам
осталось одно – научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня все большее распространение среди молодежи получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, школу. Поэтому необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности.
Толерантность – это миролюбие, терпимость к этическим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого».
Толерантность – это добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом не нарушая прав и свобод других людей.
В то же время толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.
Воспитание толерантной личности – процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности.
В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников. Мы выбрали для себя метод проектов и, проведя серьезную подготовительную работу, создали проект «Мы разные, но мы вместе», который сначала реализовывался только в МБОУ СОШ №7 г. Нижнего Новгорода, позже к нему подключились учителя и ученики ГБОУ СПО «НОУОР» (техникум) Нижний Новгорода.
Целью проекта мы определили укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как важнейшей ценности общества.
В период взросления социальные ценности подвергаются испытаниям. Нам кажется, что проект «Мы разные, но мы вместе» позволяет найти себя каждому его участнику через социально значимую деятельность, привлекает интерес к социальной жизни. Также он позволяет разнообразить формы воспитательной работы внутри и вне школы. В ходе проекта учащиеся приобретают навыки, которые пригодятся им в дальнейшей жизни и будут способствовать социальной адаптации.
При реализации проекта мы руководствуемся следующими принципами:
- осуществление деятельности по развитию толерантных качеств личности школьника;
-комплексный подход к формированию системы мероприятий, их взаимодействие;
- последовательность проведения мероприятий, обеспечивающая устойчивость создаваемых структур;
- использование конкретных наборов методических приемов на различных ступенях образования.
Начиная работу, мы взяли в качестве напутствия для ребят слова В. А. Сухомлинского: « Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человек».Проект начался с анкетирования детей и родителей на определение уровня толерантности в семьях наших учеников. Затем последовали конкретные мероприятия.За три года существования проекта было много интересных встреч, поездок, диспутов. Самыми яркими, на наш взгляд, можно назвать просмотр и обсуждение фильма «Мальчик в полосатой пижаме», тренинг в социально - психологическом центре «Журавушка», во время которого ребята общались с бывшим наркоманом, ставшим инвалидом, работали в группах с психологами. Незабываемой оказалась встреча с гостем из Бразилии, который не только рассказал о своей стране, об особенностях культуры, но и учил ребят национальным танцам.
Мы считаем, что воспитание толерантности должно основываться и на узнавании различных культур, через диалог культур, а он может быть осуществлен только через достижения родной культуры. Поэтому в рамках проекта «Мы разные, но мы вместе» ребята под руководством учителей узнают культуру родного края, родной страны. Незабываемыми оказались поездки в такие уголки Нижегородского края, как Большое Болдино, Семенов, Городец. Знакомство с Санкт- Петербургом и Москвой расширили кругозор ребят и позволили увидеть собственными глазами и Московский Кремль, и Третьяковскую галерею, и Янтарную комнату, и квартиру Пушкина на Мойке.
Одним из промежуточных результатов проекта можно считать то, что ребята по собственной инициативе приняли участие в Фестивале русского языка и провели социальную акцию на центральной улице города «Русский язык – достояние нации, его чистота зависит от нас!».
Проект существует третий год, и на сегодняшний день мы можем подвести промежуточные итоги. У учащихся сформированы основы толерантного сознания. Ребята расширили свои знания об особенностях культуры, быта, уклада семейной жизни. Они имеют свою активную жизненную позицию, успешно взаимодействуют в коллективе, социально адаптированы. Учащиеся 11 классов, с которыми мы начали реализовывать проект, демонстрируют повышенный интерес к внеклассной работе: они не только охотно принимают участие в мероприятиях, предлагаемых учителями, но и сами выходят с инициативой (День самоуправления в школе, участие в Фестивале русского языка и т.д.). Кроме того за это время был создан информационный ресурс поддержки проекта. С материалами проекта, отчетами о поездках и мероприятиях можно познакомиться в Интернете. Адрес проекта - http://letopisi.ru.
Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе. Нам кажется, что проект «Мы разные, но мы вместе» поможет нашим ученикам адаптироваться в обществе, сделать его лучше, открыть для себя новые возможности.
Воротникова Ольга Григорьевна, учитель высшей категории, руководитель Районного методического объединения учителей литературы Нижегородского района, учитель русского языка и литературы Муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №7 г. Нижнего Новгорода, 89107916508,worotnikov@yandex.ru
Себельдина Наталья Николаевна, учитель высшей категории, руководитель Районного методического объединения учителей биологии Нижегородского района, учитель биологии Муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №7 г. Нижнего Новгорода; 89101348105, sebnata@gmail.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе педагога : "Вся школа, вся педагогика – это прежде всего учитель" Ушинский
В эссе описываются взгляды учителя на педагогику и деятельность учителя, олицетворяющего собой всю школу....
Социальный проект "Здоровье прежде всего"
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТАЗдоровье – самое дорогое, что есть у человека. Бережное отношение к своему собственному здоровью нужно воспитывать с самого детства.Общение со сверстниками и взрослыми – важнейшее ...
Прежде всего вы – родители
Лекция об отвественности родителей за воспитание детей...
Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека
Формирование музыкальной культуры школьников на уроках музыки...
Социальный проект "Здоровье прежде всего"
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТАЗдоровье – самое дорогое, что есть у человека. Бережное отношение к своему собственному здоровью нужно воспитывать с самого детства.Общение со сверстниками и взрослыми – важнейшее ...
«Воспитание – это, прежде всего, человековедение» В. А. Сухомлинский
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня все большее распространение среди молодежи получили недоброжелате...
О пользе занятием плавания в школе. Не все школы могут похвалиться, что у них есть бассейн. Наличие плавательной подготовленности учащихся, это прежде всего сохранение жизни и оздоровление организма.
Особенности построения учебно-тренировочных занятий по плаванию на базе плавательного бассейна общеобразовательной школы.Сейчас стали строить современные общеобразовательные школы, детские сады с плав...