РЕГИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ»
статья на тему

Воротникова Ольга Григорьевна

Данный проект реализуется в течение нескольких лет учителями и учащимися школ НИжнего Новгорода и Дзержинска. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon regionalnyy_sotsialnyy_proekt.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

РЕГИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ»

Авторы: руководитель районного методического объединения учителей литературы Нижегородского района города Нижнего Новгорода, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №7 Воротникова О.Г., руководитель районного методического объединения учителей биологии Нижегородского района города Нижнего Новгорода,  учитель биологии МОУ СОШ №7 Себельдина Н.Н.

Социальный проект – наиболее сложный тип социального проектирования. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность – мостом, мостом, связывающим социум и личность.

Региональный социальный проект «Связующая нить» появился не случайно. Несколько лет подряд учащиеся МБОУ СОШ №7 Нижегородского района г. Нижнего Новгорода и МБОУ СОШ №7 г. Дзержинска Нижегородской области отправляются в экологический лагерь в Пустынский заказник  Арзамасского района. Под руководством учителей биологии Себельдиной Н.Н. и Курьяковой Е.Ю.,  и литературы Воротниковой О.Г. и Смирновой И.Л. они знакомятся с этим удивительным уголком природы, пишут очерки, научные работы, участвуют в экспедициях. Нам захотелось расширить границы этой работы – собрав в единое целое материал нескольких экспедиций, творческие работы учащихся, создать «Атлас Пустыни».

Авторы уверены, что проект «Связующая нить» должен активизировать проблему познания и осознания учащимися своей Малой Родины, ориентировать ребят на ценности отечественной культуры, привить детям чувство гордости за свою страну. Кроме того, проект «Связующая нить» как проект познавательного направления направлен на модернизацию образовательного процесса школы, должен способствовать достижению качественных результатов в обучении, формировать ответственность ребенка перед обществом, государством, родителями, самим собой.

Много прекрасных поэтических строк сложено о Нижегородском крае. Мы много говорим о том, что надо любить свой край, но нельзя любить, не зная. Как сказал Ю. Ефремов, «Люблю и знаю. Знаю и люблю. И полней люблю, чем больше знаю». Мы хотим, чтобы знаниями участников проекта руководила любовь, и любовь к Родине и родному краю усилит их стремление больше знать о нем и беречь землю, на которой живем.

Эпиграфом к проекту мы взяли строки Шустова С. Б., который является одним из вдохновителей этой работы:

Есть мир людей. Есть мир природы.

В стремленьи их объединить,

Мы тешим мысль, что вяжем нить –

Меж ними нити должно быть!

Цель проекта – объединение усилий участников проекта по выработке стратегий оптимального отношения молодого поколения к особо охраняемым природным экосистемам России.

Задачи нами определены следующие:

1. Привлечь внимание молодого поколения к проблеме экологических связей в системе человек-природа.

2. Изучить основные биотопы особо охраняемых природных территорий Нижегородской области.

3. Увидеть их глазами историка и художника и рассказать о них.

4. Сохранить накопленные в ходе работы знания в виде эколого-биологических, историко-краеведческих, литературных изысканий.

5.Создать прецедент метапредметного подхода к воспитанию личности.

Руководителями проекта было определено несколько направлений деятельности его участников: описание географии объекта, историко-краеведческий, этимологический, искусствоведческий разделы, основные биотопы Пустынского заказника, Пустынский заказник как база экологического образования.

В течение двух лет наши ученики отправляются с нами во время летних школьных каникул в экологическую экспедицию, которая организуется на территории Пустынского заказника в Арзамасском районе Нижегородской области. Руководят этой экспедицией преподаватели НГПУ  Шустов С.Б. (руководитель Медиалаборатории НГПУ, к.х.н., доц.)  и Киселев А.К.  (ст. преподаватель каф. астрономии и истории естествознания НГПУ, руководитель региональной площадки Intel ). Материалы этих экспедиций стали основой для создания проекта.

 Еще до отъезда каждым ребенком выбирается одна из тем, предложенных учителем биологии, для последующей работы. До отъезда ребята готовят ее теоретическую часть. Во время экспедиции (в походах, на экскурсиях, во время лекций) они набирают практический материал. Имея персональный ноутбук, они могут постоянно корректировать свою работу, вносить изменения, исправления.

Помимо этого с ними проводит занятия учитель литературы, знакомя с особенностями жанра очерка и обучая  его написанию. В ходе работы происходит постоянное редактирование  и исследовательских работ, и очерков как самими учащимися, так и учителем.

 Работая каждый по своему направлению, ребята собирают материал и представляют его в разных формах: презентации, эссе, художественные зарисовки, литературное творчество, научно-исследовательские очерки, сборники фотографий и др.

Для работы учащимся приходится обращаться к знаниям, полученным ими в школе по разным предметам: география, биология, экология, русский язык, литература, история. Также ребята демонстрируют свои умения работать с компьютером и с различными источниками информации.

Во время одного из походов мы с ребятами открыли для себя удивительный уголок родного края – Иверско-Софрониеву Девичью Пустынь. Ребята познакомились с удивительными людьми, которые восстанавливают этот монастырь, с его историей. Теперь ребята бывают там каждый год. Эти встречи тоже нашли свое отражение на страницах проекта.

На сегодняшний день на сайте проекта размещено уже достаточное количество материалов: карта Арзамасского района, маршруты школьной экспедиции в районе д. Пустынь, фотографии, сделанные ребятами и руководителями проекта, работы учащихся о биотопах Пустынского заказника, сборники очерков учащихся, работа по этимологии названий растений Пустыни и т.д.

Работа над проектом продолжается, но уже сейчас мы можем сделать некоторые выводы: метод проектов как педагогическая технология активизирует изменение отношения учителя к ученику как к личности с ее потребностями, возможностями и устремлениями, формирует ответственность за состояние общества через освоение молодыми поколениями основных навыков, практических умений. Как и любая другая деятельность, социальное проектирование не может быть освоено подростком вдруг, одномоментно. Навыки межличностного взаимодействия, приобретенные подростком в других видах деятельности, умение и способность к продуктивной деятельности, общий уровень психического развития – те критерии, качественные характеристики которых, с одной стороны, являются показателями степени готовности подростка к социальному проектированию, а с другой – базой, основой проектирования. Поэтапное прохождение через пробу, практику и проект формирует внутри предшествующей деятельности предпосылки для развития следующей.

Участие ребенка в реализации проекта дает ему чувство внутренней свободы, которое представляет собой гармонию со своим внутренним миром, природой и социумом, стремление к самореализации. Подросток осознает успешность социально-значимой деятельности, признание общественностью, сверстниками, родителями, педагогами. Появляется адекватность самооценки, сформированность мотивов поведения в согласии с высшими принципами нравственности и религиозными ценностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Музей - связующая нить"

В 2007 году в Шахунской МОУ СОШ №1 им. Д.Комарова открылся музей "Вехи памяти". Наблюдая за своими ребятами, которые, перебирая пожелтевшие вырезки из местной газеты о жизни школы в годы в...

социальный проект «Школьный музей ─ связующая нить поколений»

НАПРАВЛЕНИЕ: «Создание условий для духовно-нравственного развития личности путём  включения её в многообразную деятельность школьного музея»....

Отчет о реализации целевого институционального проекта «И нитью братства связаны одной… Сетевое взаимодействие как средство организации дополнительного образования и социализации обучающихся специализированных (кадетских) классов»

В современных условиях развития системы образования, большую актуальность приобретает сетевое взаимодействие более высокого уровня, которое условно можно назвать – «метасетевая» организация деят...

Социальный проект "Связь поколений"

Началом всех начал для человека является семья...

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ»

Предложены основные методы проведения мероприятий по развитию взаимосвязей между поколениями, использование их в воспитании подрастающего поколения....

Реализация проектов "Храни свои корни", "за тайнами Природы и Бытия", "народов связующая нить"

Культурно-образовательная ассоциация как средство реализации инновационных проектов  «Храни свои корни»,«За тайнами Природы и Бытия»,«Народов связующая нить»....

Социальный проект по духовно-нравственному воспитанию "Времен связующая нить"

Проект предусматривает приобщение обучающихся к культурным национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям направлен на поддержку становления и развития высоконравственног...