Мой край в военную годину
презентация к уроку (5 класс) по теме
общешкольное мероприятие, направленное на патриотическое воспитание молодежи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
патриотическое воспитание | 83.5 КБ |
патриотическое воспитание | 1.7 МБ |
Предварительный просмотр:
10 А класс , декабрь 2011 года
Общешкольный классный час, посвящённый 70-й годовщине освобождения посёлка от немецко - фашистских захватчиков.
«МОЙ КРАЙ В ВОЕННУЮ ГОДИНУ»
(посвящён освобождению Тёпло-Огарёвского района
от немецко-фашистских захватчиков)
(создан на основе воспоминаний жителей Тёпло-Огарёвского района)
2011 год
Оформление.
- Книжно-газетная выставка «Эхо военного лихолетья»;
- 10 учащихся – ведущих мероприятие;
- Компьютерные слайды «Мой край в военную годину…»;
- Возможно музыкальное дополнение к сценарному материалу.
1
Слайд 1.
Ведущий 1: Мы родились в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих воздушную тревогу, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знали, что такое нетопленное жилище и скудный военный паёк... Об окопах и траншеях, об атаках и контратаках под шквалом вражеского огня мы можем судить только по кинофильмам, художественным произведениям да по воспоминаниям фронтовиков, тружеников тыла и людей преклонного возраста, которые в военные грозные годы были совсем юными. Для нас Великая Отечественная война – история.
Слайд 2.
Ведущий 2: В памяти народа прошедшая война живёт как ужас, как неизбывное горе. Она и сейчас ещё присутствует едва ли не в каждом доме – пожелтевшими треугольниками солдатских писем, страшными листками «похоронок», сохранившимися боевыми наградами ветеранов, фотографиями погибших и умерших от ран, от голода, от болезней.
Ведущий 3: Уходит в прошлое война.
Не забываются солдаты,
Не забывается цена,
Что заплатили в сорок пятом.
(Л. Рыжкин «Память»)
Слайд 3.
Ведущий 4: В грозные годы Великой Отечественной войны жители Тулы и Тульской области внесли неоценимый вклад в достижение победы над фашизмом. Героическая оборона Тулы вошла в историю защиты Отечества как одна из ярких и знаменательных страниц.
Ведущий 5: Под осени тягостный ропот,
Раз в день получая еду,
Мы рыли под Тулой окопы
В святом сорок первом году.
С лицом, малость оспой изрытым,
Мне врезался в память боец,
Что так изумился: «А ты-то,
А ты-то зачем здесь, малец?»
Я помню, как, обескуражен,
К нему повернулся спиной,
Как мама сказала: «Война же...
Да он не один здесь, со мной...»
— Таким воевать еще рано! —
Сказал он.— Их дело — букварь...
И дал мне, достав из кармана,
В махорочных крошках сухарь.
2
Мне шапку на лоб нахлобучил,
Поднялся и скрылся в дали,
Где темно-багровые тучи
Цеплялись за кромку земли.
С лицом, малость оспой изрытым,
Тебя не забыл я, боец.
И слов твоих горьких: А ты-то,
А ты-то зачем здесь, малец!
Прошел ты огни все и воды?
С победой вернулся назад?
Тебя я узнал через годы
В одном из скульптурных солдат.
Что в центре прославленной Тулы
У Вечного стали огня.
…Не холодом сводит мне скулы,
Волнение душит меня.
В. Пахомов «Под осени тягостный ропот…»)
Слайд 4.
Ведущий 6: Какой уже год в декабре в очередную годовщину оккупации и освобождения Тёпло-Огарёвского района в суровом 1941 году война напоминает о себе. И с каждым годом остаётся всё меньше и меньше ветеранов Великой Отечественной. Всё меньше тех, кто был свидетелем и участником грозных, трагических событий. Уходят из жизни те, кто наперекор всем смертям выжил в «сороковые, пороховые». Уходят и уносят с собой частицу народной памяти. Но живут ещё в нашем родном крае люди, которые были свидетелями и участниками великого противостояния фашизму. На основе некоторых воспоминаний сегодня мы частично восстановим события, которые вошли в историю оккупации и освобождения нашего района от немецко-фашистских захватчиков.
Ведущий 7: До войны взрослое население работало на колхозных полях, фермах. Весь ритм жизни нарушился с её началом: мужчины ушли на фронт, молодых девушек, женщин отправляли рыть окопы и противотанковые траншеи. Дети повзрослели сразу на несколько лет.
Слайд 5.
Ведущий 8: Отца забрали
на войну. Мальчишка-
Шпингалет.
Но враз прибавила ему
Война так много лет.
«Так что же, мать?
Так, значит, мать,
Я в доме Голова?
Ты начинай белье стирать,
А я колоть дрова!
3
Ты говоришь:
Дровец чуток осталось.
Так и быть.
Продай слона, продай свисток!
Без них ведь можно жить!
Продай матроску, говорю!
Теперь не до тряпья.
Ты только мама не горюй!
Не брошу я тебя!»
(А. Брагин)
Слайд 6.
Ведущий 9: Война из далёкого детства не сотрётся в памяти никогда.
О страшных годах вспоминает Александр Васильевич Савушкин, житель деревни Озерно.
«Я встретил войну совсем мальчишкой. Она поделила мое детство, да и всю мою жизнь, на две половины. В моей деревне Озерно, а до1950 года она называлась Озерно-Гагарино и Озерно-Сомово, разделяясь по слободам, жило более 400 человек, в пятидесяти дворах. Взрослые работали в колхозе, в том числе и молодежь. Но как обычно по вечерам парни и девушки веселились в свое удовольствие, пели, плясали, водили хороводы.
Война стала такой неожиданностью, ведь радио в деревнях не было, поэтому никто и не думал, что немецкие войска нападут на нас, а тем более оккупируют большую часть территории Советского Союза. Мы, мальчишки, вертелись под ногами у взрослых, где наши отцы и деды степенно рассуждали, что, дескать, война продлится три-четыре недели, и враг будет разбит.
Но деревенских мужиков стали призывать в армию. Началась сплошная мобилизация. На войну брали мужчин от 18 до 50 лет.
Слайд 7.
В деревне стало тихо, вместо песен слышался плач жён и матерей провожавших своих мужчин на войну. В августе спешили убрать урожай, обмолотить и свезти его на элеватор в райцентр. Крупнорогатый скот и лошадей от нас угоняли в Рязанскую область.
По всему было видно, что враг по нашей территории продвигался очень
быстро, потому с западной стороны деревни жители копали окопы, траншеи, делали другие заграждения. Наверное, готовили укрепления для отступающей армии. Многих женщин и девушек через военкомат направляли в село Пирогово Щёкинского района, там они тоже рыли окопы и противотанковые рвы.
Слайд 8.
Ведущий 10: Наступила осень. Немецкие войска уже были совсем близко, а через нашу деревню все чаще проходили израненные солдаты, рассказывая о зверствах фашистов. Они подсказывали жителям, как спасти себя и имущество от погромов.
4
Фронт приближался. Все слышнее становились орудийные раскаты, а ночью небо озарялось заревом пожарищ. В декабре фашисты уже вели бои за нашу деревню, взять ее они сразу не могли, потому что деревню пересекали овраги и балки. Дважды они брали деревню и отступали назад. В один из промежутков боя, когда наши войска отступили в сторону деревни Сергеево-Ржавка совхоза «Каучук», немцы, наверное, озверевшие от неустанных боев и от голода, ворвались в Озерно и тут же стали грабить население. Жителей фашисты выгоняли из домов, и они перебирались с малыми детьми и стариками в погреба и подвалы.
Потом у немцев кто-то перерезал провода телефонной связи. Как фашисты выследили, что это были комсомольцы Алексей Шиншинов, Александр Майоров и Полина Самохина, не знаю. Но Алексей и Саша спрятались у родственников, а вот Полина Самохина, видимо, думала, что успеет от них убежать. Но не сумела, фашисты издевались над нею, а потом расстреляли и, пока стояли в нашей деревне, не давали ее похоронить.
Слайд 9.
Ведущий 1: Фашисты подготовили и еще одно испытание для жителей нашей деревни. На дворе стояла морозная погода и уже выпал снег. Тогда немцы собрали народ, за исключением грудных детей, по сути дела, их оставили умирать. А всех остальных построили в колонну, которую окружили солдаты с автоматами и со связками гранат за ремнем и погнали в сторону поселка Победа. На берегу у пруда, неподалеку от поселка, на льду лежало около полутора десятков трупов. Это были расстреляны местные молодые парни и мужчины.
Всю нашу колонну согнали к месту расстрела, а потом еще выгнали из подвалов жителей этого поселения и тоже согнали сюда, в одну кучу. Детишки расплакались, а женщины стали их успокаивать, боясь еще больше разозлить немцев. Вдруг вокруг толпы стали кружить танки. Все подумали, что танки будут давить людей. Дети прятались под одежду матерей, а женщины их успокаивали, как могли. Тут в небе появился самолет и стал сбрасывать листовки. Немцы, видя этот ужасающий испуг на лицах наших жителей, хватались от смеха за животы.
Слайд 10.
Ведущий 2: Недолго немцы пировали на тёплоогарёвской земле. 18 декабря 1941 года они в спешном порядке бежали из деревни, оставив в сугробах свои автомашины с имуществом и боеприпасами.
А в первой половине дня 19 декабря со стороны посёлка Мичуринский в деревню вошли войска Красной армии. Их встречали всей деревней с хлебом-солью, несли им все свои последние припасы. Радовались и плакали. Наши солдаты были все в полушубках, ватных брюках и в валенках. А когда в деревню въехал генерал, его машину подхватили жители и почти несли на руках!
После освобождения Тёпло-Огарёвского района от немецко-фашистских захватчиков население стало жить обычной жизнью, в том числе и наша деревня.
5
Ведущий 3: О положении дел на фронте никто не знал. Радио в деревне Озерно не было. Писем с фронта никто не получал. Но уже в сентябре и октябре 1941 года некоторые семьи через военкомат получили известия о погибших и пропавших без вести. Еще до прихода немцев в наш район моя семья тоже получила печальное сообщение о том, что Василий Спиридонович Савушкин, мой отец, пропал без вести в районе Ельни Смоленской области. Мать горько плакала, ведь в семье осталось пятеро детей, старшему было семнадцать, а младшему - четыре.
Фронт переместился далеко на запад, стали приходить письма от наших солдат-земляков. Письма читали всей деревней, радовались хорошим новостям с фронта, вместе оплакивали и погибших, словом, радость и горе делили на всех поровну.
Ведущий 4: А война-злодейка делала свое черное дело.
Мужественно переносили наши матери потерю мужей и своих сыновей. Плакали тайком от нас, детей. Знали, что слезы не помогут, нужно работать, кормить семью. Матери наши пахали, сеяли и убирали урожай, и все в основном вручную.
До сих пор не могу понять, как женщинам военной поры удавалось засеять все наши поля, убрать их и обмолотить зерно! Конечно, помогали и дети, подростки. Однако основная тяжесть легла на женские плечи. Помню, как пахали нашу землю на коровах. Помню, как молотили зерно, в основном по ночам. Нам же, десятилетним мальчуганам, доверяли пахать на раненых и больных лошадях, которых оставили наши бойцы из-за непригодности этих животных в военных условиях… Жизнь продолжалась».
Слайд 11.
Ведущий 5: А вот так запечатлелось военное время в памяти Зинаиды Петровны Буевой, жительницы посёлка Мичуринский, награждённая медалью «За доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».
«23 июня 1941 года мой отец, Пётр Сергеевич, ушёл на войну. Мне тогда было одиннадцать лет, моему брату – девять. Остались мы с мамой и бабушкой. В этот же год мы получили письмо с фронта о том, что наш отец пропал без вести.
Жизнь в военные годы была очень тяжёлая. Мы работали наравне с взрослыми. Осенью 1941 года в нашей деревне появились солдаты немецкой армии. Вели они себя нагло и дерзко. Немцы забрали у нас всё: гусей, кур, лошадей, коров, тёплые вещи.
Дни стояли морозные. Люди печи топили день и ночь. Когда однажды немцы потребовали от моей бабушки отойти от печки и получили отказ, чуть не произошло непоправимое. Один немец достал пистолет и направил его на бабушку. Она закричала: «Стреляй! Двух сыновей я уже потеряла, дети стали сиротами, мне уже всё равно!». Немец убрал пистолет. Они смеялись, а мы дрожали от страха, спрятавшись на печке.
Позже советские войска освободили нашу деревню и весь район от немцев. Но те страшные военные годы навсегда остались в моей памяти».
6
Слайд 12.
Ведущий 6: Когда началась война, Гордейчук (Карасёва) Мария Алексеевна, ветеран Великой Отечественной войны, жила в селе Волчья Дубрава и только закончила 5-ый класс. Это время она вспоминает со слезами на глазах.
«…Немцы пришли в 1941 году и расположились по домам, а хозяевам пришлось жить в погребах и сараях. Но были и такие, которые всё-таки разрешили ночевать в домах.
Когда сожгли деревню Заречье, то её жители пришли в Покровскую больницу вместе со скотом. Больницу немцы хотели превратить в свой госпиталь. Но осуществить свой план не успели, так как пришли наши солдаты.
До войны в деревне была кроличья ферма. Чтобы она не досталась немцам, её ликвидировали. Кроликов раздали населению (по 5 штук в день на человека). Это мясо и помогло пережить суровую, лютую зиму.
Когда наше село освободили от немцев, население мобилизовали возводить оборонительные сооружения, в том числе и нас, молодых девушек. В Пирогове, Зыкове и Плавске копали окопы, в деревне Сумароково – противотанковый ров у железной дороги. Через некоторое время нас послали учиться на связисток в город Плавск. Мы восстанавливали связь и проводили телефоны в Плавске, Тёплом, Доробине и Нарышкине».
На этом не заканчивается военная служба молодой девушки, Марии Гордейчук (Карасёвой). В 1943 году ушла она добровольцем на фронт защищать нашу Родину. В 1945-ом, в Праге встретила великую Победу. После войны отправилась на восстановление города Кёнигсберга (Калининграда).
Слайд 13.
Ведущий 7: А вот так отпечаталась война в памяти уроженки деревни Катерево Нарышкинского сельского совета, Александры Ильиничны Мичуриной.
«…После того как немцы заняли деревню, их штаб стал базироваться в нашем доме. В то время я была совсем молоденькой 15-летней девчонкой. Ох, и натерпелись же мы тогда страху! Каково это жить под боком у фашистов?! Но недолго стояли они в деревне. Я хорошо помню тот день, когда деревню освободили от захватчиков. Бой продолжался целый день. Немцы стояли со стороны соседней деревни Алексеевки, а наши солдаты двигались от деревни Сухой Ручей. Катерево здесь выступило полем боя. Я кинулась в погреб своего дома, в котором находились люди, раскидала снопы и закричала: «Ребята, мы горим, горим!». Деревня полыхала. Слышались разрывы пушечных снарядов, пулемётные очереди. В ужасе ожидали, чем же закончится эта жуткая битва. Постепенно бой стих, а утром пошли наши солдаты. Сибиряки. В серых шинелях, валенках. Какими же красивыми они тогда казались! Для нас они тогда были родными, нашими спасителями…».
7
Ведущий 8: После освобождения деревни от немецких захватчиков Александра Мичурина выполняла тяжёлую работу в помощь фронтовикам. Чистила дороги, по которым потом шли машины с солдатами и оружием. Все делалось хрупкими девичьими ручонками, которые стыли от холода на трескучем морозе.Рыла окопы, противотанковые рвы - долы, протяженностью от деревни Царево до Черемошни - многие, многие километры. Копали до самой глины, стоя по колено в воде. Ночевали прямо здесь же, в соломе. Сушиться, мыться было абсолютно негде. Так и жили. По выходным девчонки бегали в свои деревни - домой, отогревались, сушились. А потом снова на работы.
Однажды, глядя на работу Александры, подошел к ней дорожный мастер и изрек: «Как ты, парень, хорошо копаешь! Тебя надо всем в пример ставить!». А пригляделся и, увидев две косички, обомлел.
Летом девушек отправляли на сельскохозяйственные работы в соседние колхозы или же оставляли работать у себя. Они трудились в поле - молотили зерно, вязали снопы, скирдовали сено. Работали наравне с парнями, а то и превосходили их по силам.
Слайд 14.
Ведущий 9: Павликову Владимиру Николаевичу, жителю села Большое Огарёво, в 1941 году исполнилось 11 лет. И вот что он запомнил.
«Когда немцы стояли в деревне, всех заставляли на них работать: накормить лошадей, принести воды, наколоть дров... В нашем доме их было человек 20. Среди немцев был один добрый: меня послали с ним на чердак за соломой, а ее было мало у нас. Немецкий солдат пожалел нас и взял совсем немного. У него был фонарь с батарейкой, и когда он стал спускаться с чердака по лестнице, то фонарь отдал мне, чтобы я ему посветил. Фонарь, почему-то, не загорелся, и немец в темноте упал с лестницы. Я сильно испугался, а он мне сказал: «Мальчик, не бойся, ты не виноват». Позднее он меня угостил шоколадкой, а однажды вечером этот же немец принес матери ведро рисового супа.
Когда немцы наступали на наш район, их самолеты бомбили наши деревни. Одна бомба попала в дом в соседней деревне. На том месте осталась только одна воронка. Самолетов было примерно шестнадцать. Когда бомбили элеватор в п.Теплое, то самолеты разворачивались прямо над нашей деревней.
Мне тогда шел двенадцатый год, в поле работали наравне с взрослыми. Ничего тогда не было - ни радио, ни телевизора. Первое радио тогда повесили после войны, в центре села, на столб».
Слайд 15.
Ведущий 10: Вспоминает Агапкина Нина Васильевна, ветеран труда, жительница села Большое Огарёво.
«Мой дед, Сысоев Пётр Семёнович, помог нашему солдату скрыться от
немцев. Немцы вошли в село и собрали около дома деда большое количество жителей деревни. Среди них оказался русский солдат, который сумел из толпы пробраться в дом Петра Семёновича и попросил его помочь скрыться от немцев, так как у него было важное сообщение для наших. Дед дал солдату свою одежду и успел вывести его через окно в хлеву.
Солдат остался жив, и после войны прислал письмо с благодарностью за спасение».
8
Слайд 16.
Ведущий 1: В самое тяжёлое время тёплоогарёвцы не опустили руки. После освобождения нашего района жители стали готовиться к посевной, а еще открылись школы.
РОНО и учителя после изгнания фашистских захватчиков проделали значительную работу. Из 65 школ в районе были открыты 52 уже в первой половине января 1942 года и только 13 школ после 16 января 1942 года. Вместо 7 сгоревших школ были приспособлены другие помещения. Разрушенные немцами школьные здания были восстановлены, и работа школ продолжалась. Школы завершили учебный год с успеваемостью 85,3%. И это при отсутствии наглядных пособий и имеющихся в наличии всего 35 учебников! Учились все те, у кого имелась хоть какая-нибудь одежда и обувь. Учились без книг и тетрадей, в холодных классах при коптилке в две смены.
Лучшими школами по успеваемости стали Мало-Красавская, Чефировская, Мало-Огарёвская, Хилковская, Тёплинская, Успенская, Стрешневская и другие.
Ведущий 2: 135 учащихся сдали испытания по военному делу. Во всех старших классах школ района велось преподавание основ сельского хозяйства, теоретическую часть вели учителя, а практическую - специалисты МТС (машинно-тракторная станция). 60 учащихся проходили практику при МТС. Таким образом, учащихся готовили к работе на сельскохозяйственном производстве.
179 учащихся школ работали в совхозе на сборе кок-сагыза (один из видов рода одуванчик). Ряд учеников трудились летом в колхозах по месту жительства.
В течение 1941-1942 учебного года учащимися было собрано 20 тонн металлолома. За этот период сделано силами учителей и учащихся для школ 700 парт и столов. Учителя и учащиеся заготавливали дрова для школ.
Всё это было в самый разгар войны, когда в районе главной рабочей силой были женщины, старики да подростки, которые делали всё, чтобы приблизить победу, и строили свою жизнь, глядя в её будущее.
Слайд 17.
Ведущий 3: Ровно семьдесят лет отделяют нас от грозных военных событий, происходивших на нашей родной земле. Но люди разных поколений, в том числе и мы с вами, должны знать и помнить то драматическое и героическое время, когда наши деды и прадеды отстояли ценой своих жизней нашу свободу, свободу будущих поколений.
9
Ведущий 4: Я недавно смотрел старый фильм о войне
И не знаю, кого мне спросить.
Почему нашим людям и нашей стране
Столько горя пришлось пережить.
Почему сыновья не вернулись домой,
Столько жен потеряли мужей?
Отчего красны девицы ранней весной
Шли гулять без любимых парней?
Дети детство узнали в руинах домов,
Эту память вовек не убить,
Лебеда - их еда и землянка и кров,
А мечта - до Победы дожить
Я смотрю старый фильм, и мечтается мне
Чтобы не было войн и смертей,
Чтобы мамам страны не пришлось хоронить
Вечно юных своих сыновей.
(Завершение мероприятия)
10
Список используемой литературы.
- Ануфриева, В. И учились, и работали / В. Ануфриева // Наша жизнь. – 2010. - № 24. – С. 3.
- Васина, Е. Мужество / Е. Васина // Наша жизнь. – 2006. - № 50. – С. 6.
- Великая Отечественная… (Краткая иллюстрированная история Великой Отечественной войны для юношества) / авт.-сост. Еронин, Н., Таборко, В.; М . : Молодая гвардия, 1975. – С. 5.
- Гришина, Л. Настоящая русская женщина / Л. Гришина // Наша жизнь. – 2010. - № 8. – С. 5.
- Ланина, З. Трудились ради Победы! / З. Ланина // Наша жизнь. – 2010.- № 2. – С. 3.
- Мирский, М. Б. Обязаны жизнью / М. Б. Мирский ; Политиздат, 1991. – С. 5.
- Памяти свеча негасимая : дайджест. К 60-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне / ГУК «ТОДБ» ; сост. Н.Н. Шелехова. – Тула, 2005. – С. 44.
- Рыжкин, Л. Д. Память: стихи, песни, рассказы / Л. Д. Рыжкин. – Тула : Левша, 2010. – С.12.
- Рязанцев, А. Она защищала Родину / А. Рязанцев // Наша жизнь. – 2010. - № 17. – С. 2.
- Савушкин, А. Мы всё пережили, и мы победили! / А. Савушкин // Наша жизнь. – 2011. - № 7. – С. 3.
- Савушкин, А. Мы всё пережили, и мы победили! / А. Савушкин // Наша жизнь. – 2011. - № 8. – С. 3.
- Трунова, В. Мы трудились детьми ради Победы / В. Трунова // Наша жизнь. – 2011. - № 12. – С. 3.
- Шингалеева, Е. Расскажи своему внуку / Е. Шингалеева // Наша жизнь. – 2007. – № 3. – С. 6.
- Эхо войны // Наша жизнь. 2010. - № 21. – С. 6.
11
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1941 год. Тула
Зинаида Петровна Буева
В 1943 году ушла Мария Гордейчук добровольцем на фронт защищать нашу Родину. В 1945-ом в Праге встретила великую ПОБЕДУ. После войны отправилась на восстановление города Кёнигсберга.
Александра Ильинична Мичурина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Линейка торжественного открытия месячника военно-патриотической и оборонно-массовой работы под девизом « Кубань – край ратной и воинской славы»
Линейка торжественного открытия месячника военно-патриотической и оборонно-массовой работыпод девизом « Кубань – край ратной и воинской славы»....
Виховні години
. В основу системи виховної роботи навчального закладу покладено ідею «Школи майбутнього- Школи життєвого успіху», яка передбачає формування позитивної соціалізації школярів як цілісного організ...
Сценарій виховної години для учнів 5 класу до Дня Журавля
Розробка містить сценарій свята та додатки до нього: мультимедійні презентації учнів.творчі роботи....
Внеклассное мероприятие "Они выстояли в годину испытаний"
Аннотация на разработку внеклассного мероприятия «Они выстояли в годину испытаний: согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ организация занятий по направлен...
Виховна година. Конкурсно – розважальна програма. Люблю тебе, моя країно!
Мета : виховувати почуття патріотизму та гордості за свою Батьківщину, за історичне минуле українського народу, спонукати дітей до глибшого вивчення історії України, її символів, традицій,...
Уроки-экскурсии как одно из направлений изучения военной истории родного края
уроки-экскурсии как одно из направлений изучения военной истории родного края...
Изучение военной истории родного края по местам сражений.
Посещение мест военных дествий на территории Парфинского района, где проходили бои,имеющие большое значение на Северо-западном фронте с целью изучения материала о геройских подвигах наших солдат...