Уроки-экскурсии как одно из направлений изучения военной истории родного края
статья по краеведению

Петраченкова Елена Владимировна

уроки-экскурсии как одно из направлений изучения военной истории родного края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_petrachenkova_e.v.1.docx26.55 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки-экскурсии как одно из направлений изучения военной истории родного края

Е.В. Петраченкова

учитель истории и обществознания

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ярцевская средняя школа №1»

Ярцевского района Смоленской области

В ныне действующих федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования выдвигается требование к становлению личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника основной школы")[1]:

  • любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной языки, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества.

В условиях стандартизации образования в ходе изучения дисциплины «история» возникает потребность в разумной вариативности обучения, совершенствовании методов обучения, направленных на развитие у обучающихся перечисленных в стандарте характеристик.

Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств, в котором большое значение имеет воспитание краеведческим материалом.

Краеведение всегда воплощает коренные взаимосвязи поколений и во многом определяет представление о месте своего родного края в регионе, в России в целом.

Поиск эффективных путей воспитания нового поколения привели к выводу, что назрела необходимость в расширении возможностей воспитания и развития школьников средствами краеведения, например, вовлечение обучающихся в изучение истории и наследия родного края, через непосредственное их участие в экскурсиях.

Уроки-экскурсии раскрывают культурное наследие нашей страны, отражают её историческое прошлое, основные героические страницы минувшего. Тем самым дают богатый материал для изучения военной истории страны через историю своего края, а это в свою очередь позволяет избежать фальсификации истории и неверного понимания исторических событий.

Уроки-экскурсии интегрируют в себе три взаимосвязанных составляющие[2]:

  1. когнитивный компонент – знания об истории своей страны и её регионов;
  2. эмоционально-побудительный – развитое чувство уважения к истории России;
  3. деятельностный – реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний через бережное отношение к историко-культурным памятникам, памятным местам, уважительное отношение к ветеранам.

Основная цель уроков-экскурсий заключается в развитии у обучающихся мотивации к изучению военной истории России, расширении общего кругозора.  

Основными задачами уроков-экскурсий являются[3]:

  • обучающие – закрепление, углубление и контроль знаний, полученных обучающимися на уроках истории;
  • развивающие – формирование гармоничной и всесторонне развитой личности, способной хранить и приумножать историко-культурные ценности и духовно-нравственные идеалы;
  • воспитательные – приобщение обучающихся к богатому опыту предыдущих поколений, воспитание уважения к прошлому своего края, свое страны.

Традиционно объектом показа при изучении военной истории используя технологию экскурсии, служат места боевого подвига, музеи, выставки, памятные знаки, территории военно-исторических реконструкций, мемориальные памятники, места воинской славы.

Уроки-экскурсии дают не только пищу для ума, но и материал для последующей учебной работы.

Первая очная экскурсия, которую мы приурочили ко дню Великой Победы была проведена мной, как форма внеурочной деятельности в 6 А классе. Этот экскурсионный маршрут носит название «Дорогами двух войн». В маршруте экскурсии находятся памятные места и памятники, связанные с двумя Отечественными войнами, это Отечественная война 1812 года и Великая Отечественная война. Конечно в приоритете находится показ памятников, связанных с Великой Отечественной войной, и освещение событий, происходящих под Ярцевом, но, говоря об Отечественной войне 1812 в ходе экскурсии, у обучающихся формируется понятие «отечественная война», ведь в обоих войнах на защиту родины поднимался весь народ.

Во время урока-экскурсии образовательная деятельность обучающихся реализуется в качественно иных условиях, нежели в учебных классах. Во время этого мероприятия, создаётся «эффект присутствия». Благодаря экскурсионным приёмам и современным технологиям, когда обучающиеся находятся рядом с памятником войны или памятным местом у них, появляется живой неподдельный интерес.

Перед началом экскурсии мы ставим перед собой цель - познакомиться с хронологией событий двух войн, познакомиться с военно-историческими памятниками и историческими местами, связанными с Великой Отечественной войной и Отечественной войной 1812 года. Выяснить, каково значение ярцевского рубежа обороны в событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.  

В начале экскурсии речь идёт о событиях Отечественной войны 1812 года и, пройдя по памятным местам через старую часть города для обучающихся раскрывается понятие «отечественная война», формируется представление об историческом прошлом.

Для того, чтобы перейти ко второй части экскурсионного маршрута, нам было необходимо вернуться к реке Вопь, где расположен памятник Бронзовому солдату. На этом этапе обучающиеся самостоятельно сделали вывод о расположении города, как рубежной точки на карте на пути к Москве.

  Находясь на мемориальном комплексе на Вопи, отчетливо просматриваются берега реки и автомобильный мост, через который проходит дорога на Москву. Здесь используются приёмы панорамного показа и предварительного осмотра.

 Давно признано, Смоленск – ключ к Москве, а местность между Днепром и Западной Двиной где расположен город – Смоленские ворота. В 60 километрах  на Восток от Смоленска находится город Ярцево, расположенный у притока Днепра – реки Вопь. Если посмотреть на карту смоленского сражения можно увидеть две шоссейные дороги Старая Смоленская на Соловьёву переправу и Москва-Минск через Ярцево, железная дорога Минск-Москва – тоже через Ярцево[4]. Благодаря вышеуказанным приёмам, у обучающихся, появляется образ мест и представления событий военного времени.

Рядом стела с орденом Отечественной войны I-ой степени и плиты со списком имён защитников города Ярцева, самое время использовать приём показа мемориальной доски, что так же произведёт впечатление на участников экскурсии.

Далее, используя карту движения маршрута, возвращаемся в центральную часть города, где объектами показа становятся памятники: танк Т-34 и бюст К.К. Рокоссовскому. Здесь используется приём локализации событий. На этих двух точках маршрута у обучающихся закрепляется роль нашего маленького города в истории Великой Отечественной войны.

В конце экскурсии, обучающиеся смогли самостоятельно сделать вывод о значении ярцевского рубежа обороны.

Таким образом, мы достигли поставленной цели, которую обозначили в начале экскурсии, достигли.

Чтобы подготовить качественный маршрут, требуется много времени на обработку материала, построение его карты. И самое важное для уроков-экскурсий - хорошая погода. Это, пожалуй, основной недочёт, который можно назвать, реализуя этот метод. Однако если событие не может состояться по причине погодных условий, то его можно реализовать виртуально (заочно), что вызывает не меньший интерес у обучающихся.

Так появилась виртуальная экскурсия «Вдоль линии фронта Смоленского сражения», подготовленная Феоктистовым Кириллом. Данный виртуальный маршрут посвящен событиям, происходящим на ярцевской земле во время Великой Отечественной войны. Оформление виртуальной экскурсии является собственной инициативой обучающего.

Таким образом, разнообразные формы уроков-экскурсий помогают создавать информационно-творческую атмосферу занятий, конкретизируют учебный материал, раскрывают для обучающихся преемственность поколений, неразрывную связь прошлого и настоящего; формируют ощущение сопричастности с историческими событиями и людьми, творящими историю; развивает у молодёжи чувство уважения и гордости за историю своего города, края, страны; способствуют сохранению исторической памяти.

Литература:

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты // ФГОС ООО с изменениями на 31.12.2016 // https://fgos.ru/ 
  2. «Битва за Ярцево: как героическая оборона «Смоленских ворот» повлияла на ход войны и довела Гитлера до инсульта». https://smolgazeta.ru/public/9733-bitva-za-yarcevo-kak-geroicheskaya-oborona.html 
  3. Суркова Л.И., Уроки-экскурсии как одно из направлений совершенствования исторического образования // Поволжский педагогический вестник, 2014. № 45. С. 72-76.
  4. Троицкий В.Ю., О патриотическом воспитании // Русский вестник. 2004. № 6. С. 114-116.
  5. Степанищев А.Т., Методика преподавания и изучения истории, Москва: «Владос», 2002.
  6. Экскурсия как средство гражданско-патриотического воспитания школьников, Хабаровск, 2015.


[1] Федеральные государственные образовательные стандарты // ФГОС ООО с изменениями на 31.12.2016 // https://fgos.ru/

[2] Суркова Л.И., Уроки-экскурсии как одно из направлений совершенствования исторического образования // Поволжский педагогический вестник, 2014. № 45. С.73

[3] Суркова Л.И., Уроки-экскурсии как одно из направлений совершенствования исторического образования // Поволжский педагогический вестник, 2014. № 45. С.73

[4] «Битва за Ярцево: как героическая оборона «Смоленских ворот» повлияла на ход войны и довела Гитлера до инсульта». https://smolgazeta.ru/public/9733-bitva-za-yarcevo-kak-geroicheskaya-oborona.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ» 5 КЛАСС

Рабочая программа по курсу «История родного края» разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного ...

Роль школьных музеев в изучении истории родного края

В данном материале дается краткое описание работы школьного музея....

Роль школьных музеев в изучении истории родного края.

В данном материале дается краткое описание направлений рабыты школьного музея....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ СРЕДСТВАМИ ИКТ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Одна из важнейших целей стоящей перед школой, - не только дать знания, а научить учиться, вооружать учащихся умениями и навыками работать с книгой, с иными источниками информации, работать самостоятел...

Музейные уроки как средство приобщения школьников к изучению истории родного края.

На своем опыте я убедилась, что школьникам трудно запомнить исторический материал, который связан с чем-то далеким, незнакомым. Со временем я заметила, что рассказы об исторических событиях в родной м...

урок по истории родного края 10 класс. "По страницам истории родного края"

В уроке использован материал истории 18 века, время правления Петра Великого, его "Каспийский поход" и влияние, оказанное на развитие Астраханской области....

Изучение военной истории родного края по местам сражений.

Посещение мест  военных дествий на территории Парфинского района, где проходили бои,имеющие большое значение на Северо-западном фронте с целью изучения материала о геройских подвигах наших солдат...