Классный час "Родительский дом"
классный час (5 класс) по теме
Классный час проводился на семинаре зам.директоров школ города Новороссийска. Проведена огромная работа по подготовке к классному часу. Учащиеся написали сочинение, стихотворения о своей семье, составили гениалогическое древо своей семьи. Классный час сопровождался презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
классный час "Родительский дом" | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Основная образовательная школа № 31
Классный час:
«Родительский дом – начало начал»
Учитель: Безмельницына Юнна Радиковна
Новороссийск, 2010
Предварительная работа:
- фотографии семей детей;
- ученики проводят соц. опрос о значении семьи;
- стихотворения;
- песня «Родной дом»;
Оборудование:
- интерактивная доска;
Цель: формировать уважение к членам семьи, формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Страницы устного журнала:
Толковая;
Родословная;
Творческая;
Казачья;
Историческая;
Поэтическая;
Музыкальная;
Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас. Сегодня мы будем говорить о том, что объединяет всех нас – о семье.
В любом сравнении знаю, есть изъяны,
Но все же мысль свою не утаю.
Когда б я жизнь сравнила с океаном,
То с лодкой я сравнила бы семью…
Вместе с вами мы пролистаем страницы нашего устного журнала: толковую, родословную, творческую, казачью, историческую, поэтическую и музыкальную.
Открываем первую страница журнала - толковую.
Слово семья, как и слово «хлеб», «вода» не требует расшифровки, оно впитывается с первых мгновений жизни.
А как появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала земля,
Но ЕВЕ сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток взрастит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила:
- Я.
Кто платье сошьет, постирает белье?
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос мне, подруга моя!
Я, я, я, я, - Ева молвила, - я,
Сказала она знаменитых семь «Я».
И так появилось слово семья.
В толковом словаре значение слова семья в прямом смысле означает:
- группу близких родственников (муж, жена, родители, дети и т.п.), живущих вместе.
- группу животных, птиц, состоящих из самца, одной или нескольких самок и детенышей.
- общество пчел, состоящее из рабочих пчел, матки и трутней.
А в переносном смысле, слово семья обозначает:
- группу, организацию людей, спаянных дружбой и объединенных общими интересами.
- совокупность однородных, подобных один другому предметов, явлений.
- группу родственных языков, объединенных общностью происхождения.
Откроем следующую страницу нашего журнала, которая называется: «Родословная»
Что такое родословная? Это перечень поколений одного рода. Род – ряд поколений, происходящий от одного предка. Предок – это древний предшественник по роду. В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать свое дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное дерево.
А кто может назвать имя своей прабабушки? А знаете ли, откуда она родом? Очень жаль!
Ведь никто из нас не свалился с луны. Все мы – ветви и листья огромного и переплетенного общечеловеческого дерева. В народе не уважают «Иванов, не помнящих родства». Не обязательно быть рыцарем и обладать гербом, чтобы нарисовать генеалогическое древо.
Между прочим, выясняется интересная вещь. У каждого человека два родителя – мать и отец, а вот бабушек и дедушек уже вдвое больше – четверо, прабабушек и прадедушек уже вдвое больше – восемь. И так далее. Вот сколько у человека предков. И это мы сейчас увидим на примере семьи Виктории Бабенко, которая изобразила генеалогическое древо своей семьи.
Выступление ученицы.
Много интересного можно узнать о своих дальних предках, но все же каждому из нас дороже и ближе те родственники, которые сейчас живут вместе с нами, те, кого зовем своей семьей. И это – наши мамы, папы, братья, сестры, бабушки и дедушки.
Открываем страницу «Творческая»
Лопатина Валентина, чья семья была награждена памятными подарками и сертификатом, как самая активная семья по итогам школьного конкурса, прочитает небольшое сочинение, посвященное своей семье. Давайте послушаем. (Сочинение сопровождается слайдами).
Коптелова Мария ко дню матери сочинила стихотворение, посвященное самому главному человеку в нашей жизни – хранительнице очага – маме. (Стихотворение).
Для многих из присутствующих здесь кубанская земля является родной матерью. Хранителем же традиций и обычаев является кубанское казачество.
И открыв страницу, которая назывется казачья, мы узнаем, какая роль отводилась у казаков главе семейства - отцу.
Батько, папа, папаша, папашка – так обращаются к отцу в кубанской семье.
Статус отца/батьки очень высок в кубанской традиции, что являлось проявлением важных ролей главного и основополагающего члена семьи – в деле воспитания детей, хозяйственно-экономического положения, сохранении и передачи знаний в области системы ценностей, хозяйствования, обрядовых комплексов. От отца зависело не только экономическое положение семьи, но и её статусное положение в обществе: «[Хороший отец] пример семьи ва всех атнашениях. Как в работе, так и в семейнам быту. Хороший атец – эта зеркало семьи». Высокий статус отца был подчеркнут во внутрисемейных отношениях, например, при обращении к мужу - жена называла его по имени и отчеству, все же члены семьи обращались к батьке на «вы».
Наиболее показателен в плане высокого статуса отца по отношению к матери рассказ Терехова А.П. казака родом из станицы Новоалександровской: «Идёть старик, ну, я ево знал. Падходить: «Ну, как аца звать?». Я рассказал всё. «А матерю?». А хто знать, как матерю звать? Мама – да и всё. Ну, с ацом я больше вращался как-та. «Ну, я аттудава буду иттить, узнай, как матерю звать!». Я: «Мам, как тебя звать?». И я вот тольки с таво, после встречи деда, узнал, што мать Машка. А то мама, да и всё».
Отец в казачьей семье был не только хозяином, но и учителем. «Як батько робыв, так и тэбэ учив». Но, отцовское воспитание касалось лишь мальчиков, и имело определенные возрастные рамки. В раннем возрасте ребенка, казак-отец не только не вмешивался в воспитание ребенка, но и не помогал жене по уходу за ребенком. Мальчик до семилетнего возраста находился на попечении женщин. Затем казачат начинали приучать к мужской работе. Выполняя роль погонычей рабочего скота в поле, дети усваивали навыки тяжелого труда хлебороба. Мальчик во всем старался подражать главе семьи.
Высокий статус отца/батьки в семье являлся основополагающим и в этикете. За столом отец занимал главенствующее место - в Святом углу под иконами: «Ели с одной чашки, деревянными лошками и чтоб не стукали. Во главе стола сидел отец, шоб тихо, никада ни смеху. Покушали тагда идите все, перекрестились, молитву прочитали . Рядом с отцом сидели сыновья, а снохи прислуживали». Отец резал хлеб, заранее перекрестив его. Нельзя было допускать, чтобы на пол падали хлебные крошки. Считалось, что хлеб – прообраз тела Христова и дети, наступив на крошки, будут его топтать. Отец читал молитву за столом, первым начинал есть и первым выходил из-за стола. Из общей миски детей учили черпать еду по очереди, соблюдая порядок старшинства. Наказание за неправильное поведение детей за столом (смех, разговоры и др.) – удар ложкой по лбу – также обязанность и право отца. За капризы ребенок мог быть вообще изгнан из-за стола: «Знай время йисты».
В воспитании участвовала не только семья, но и вся станичная община. Особенно строго следили за поведением детей старики – хранители нравственных устоев. Взаимная любовь, привитое с детства уважение позволяли подрастающему поколению с честью выходить из сложных житейских и общественных ситуаций.
Именно в семье формируется знаменитый несгибаемый русский характер. И, какие бы несчастья не обрушились и беды на нашу землю, русский характер, защищая свою родину, свою семью, выстоял, не сломался.
Отправляемся на следующую страницу нашего журнала – историческую.
Кубань знаменита большими крепкими семьями. Одна из самых почетных – Степановы из Тимашевска.
Тимашевский музей семьи Степановых – это единственный в России мемориальный музей, рассказывающий о жизни простой русской крестьянской семьи.
Ни один человек, посетивший музей, не останется равнодушным к трагической судьбе русской матери Епистинии Федоровны Степановой, положившей на алтарь самое дорогое, что у нее было – жизни своих девятерых сыновей.
Девятерых сыновей воспитала Епистиния Федоровна. Всех забрала война.
В 1918 году белогвардейцы зверски убили старшего сына Александра.
Ему было тогда семнадцать. Тяжело переживала утрату Епистиния Федоровна. В тридцать третьем не стало мужа, Михаила Николаевича. Умер хлебороб, добрый мастеровой человек, руки которого знали ремесло бондаря и кузнеца, столяра и жестянщика. Он был пахарем и солдатом революции. Дети Епистинии Федоровны росли дружными, работящими, веселыми. Их любили на селе. Все они прошли школу комсомольской закалки, семеро из них стали коммунистами.
Но в двери материнского дома уже стучалась война. В 1939 году в боях на Халхин-Голе, в братской Монголии, выполняя долг, погиб Федор. В годы Великой Отечественной войны на фронтах, в партизанских отрядах, в фашистском концлагере погибли сыновья Павел, Василий, Иван, Илья, Филипп. Самому младшему Александру, за мужество и воинскую доблесть, проявленные при форсировании Днепра в 1943 году, было присвоено звание Героя Советского Союза. Посмертно. Получила мать «похоронку» и на сына Николая. Но в августе 1945 года он вернулся из госпиталя, долго болел, умер от ран.
… Беленая хатка под камышовой крышей. Земляной пол, нехитрый домашний скарб. Во дворе – летняя печь, колодец, закуты для домашней живности. Скромно, небогато жила простая кубанская семья. Но сыновей растили трудолюбивых, талантливых.
Если бы не война, могучим и многочисленным стал бы род Степановых. В окружении любимых сыновей, внуков и правнуков жила бы мать-героиня… Сильное, мужественное, героическое сердце было у Епистинии Федоровны Степановой. Маршал Советского Союза А.А.Гречко и генерал армии А.А.Епишев в 1966 году писали ей: «Девять сыновей вырастили и воспитали вы, девять самых дорогих для Вас людей благословили на ратные подвиги во имя Советской отчизны. Своими боевыми делами они приблизили день нашей Великой Победы над врагами, прославили свои имена.
… Вас, мать солдатскую, называют воины своей матерью. Вам шлют они сыновнее тепло своих сердец, пред Вами, простой русской женщиной, преклоняют колени».
Последние годы Епистиния Федоровна, персональная пенсионерка союзного значения, жила в Ростове – на – Дону, в семье единственной дочери – учительницы Валентины Михайловны Коржовой.
7 февраля 1969 года Епистинии Федоровны не стало. Ей было 94 года. Солдатскую мать похоронили в станице Днепровской Тимашевского района Краснодарского края со всеми воинскими почестями.
Не малая доля творчества поэтов, музыкантов, художников посвящена семье. Продолжаем путешествие по страницам нашего журнала. Откроем страницу поэтическую.
1-й чтец:
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, семейные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья - это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
2 – й чтец:
В семейном кругу мы с вами растем.
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
И, открываем последнюю страницу нашего журнала музыкальную.
Вы услышите песню «Родной дом» в исполнении ансамбля гитаристов, под руководством Матковского Василия Васильевича.
Мы перевернули последнюю страничку нашего журнала. И, в заключении хочется задать нашим гостям один единственный вопрос: «Что значит семья для вас?» Ответы записываются на листках, после чего сравниваются с ответами, полученными во время соц. опроса ребятами.
Подведем итог: сегодняшний классный час показал, что для большинства людей само понятие семьи ассоциируется только с самыми добрыми, теплыми словами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"
В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"
Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему: « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....
Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".
Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...