Интегрированное внеурочное мероприятие Мусор
методическая разработка

Показать влияние мусора на окружающую среду и жизнь человека.

 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл musor.rar2.22 МБ

Предварительный просмотр:

Мусор: Что с ним делать?

Внеклассное мероприятие в 10-11 классах.

Цель мероприятия: показать влияние мусора на окружающую среду и жизнь человека.

Задачи:

Рассмотреть проблемы уничтожения мусора и возможные пути их решения.

       Способствовать воспитанию экологической культуры школьников. (Слайд 2)

Презентация.

В современном мире в связи с развитием экономики, химического производства, сельского хозяйства в окружающую среду поступает множество отходов производства и жизнедеятельности человека и животных. Поэтому возникает необходимость защиты окружающей среды.Человек и природа тесно связаны между собой. Активное загрязнение окружающей среды привело к огромной экологической проблеме - разрушению биосферы.

Проблема ТБО остро стоит во многих странах, и особенно в России.

Каждый российский горожанин ежегодно «производит» 300 кг твердых бытовых отходов. Самые большие «мусорщики» - американцы, у них на каждого жителя страны в год образуется 600 кг ТБО. Во всех странах состав ТБО довольно близкий, его главные составляющие - бумага, стекло, органические остатки (пищевые и садовые отходы), пластмассы, ткани, металлические предметы. Кроме всего этого, в ТБО входит крупногабаритный мусор (старая мебель, вышедшие из строя холодильники, стиральные машины, автомобильные шины и др.). В целом переработка каждой из фракций ТБО не составляет проблемы, и это достаточно выгодное дело. Так, из макулатуры получают новую бумагу, из автомобильных шин - специальную крошку, которая незаменима в составе покрытий для спортивных площадок. Органические отходы можно компостировать и производить удобрения, повышающие плодородие почв; пластики прессуют и делают из них садовые скамейки и тазики. Развитие промышленности привело к тому, что продукцию стали упаковывать для большего удобства и отправки потребителю. Появились и различные отходы производства. (Слайд 3)

Можно назвать несколько причины увеличения количества мусора:

- рост производства товаров массового потребления одноразового использования;

- увеличение количества упаковки;

Особую категорию отходов (главным образом, промышленных) составляют радиоактивные отходы (РАО), образующиеся при добыче, производстве и использовании радиоактивных веществ в качестве горючего для атомных электростанций, транспортных средств (например, атомные подводные лодки) и других целей.

В последние годы возникла серьезная проблема загрязнения околоземного космического пространства твердыми фрагментами, так называемым космическим мусором, который образуют обтекатели последних ступеней ракет, различные детали стыковочных узлов, осколки космических аппаратов. В настоящее время общая масса космического мусора превысила 5000 т и продолжает увеличиваться. В последнее десятилетие в космос запускают ежегодно более 100 ракет, выводя на орбиту спутники связи, исследовательские спутники, спутники-спасатели поиска аварийных судов спутники-шпионы и др. Двигаясь с космическими скоростями, этот мусор обладает колоссальной кинетической энергией и становится угрозой для освоения космического пространства.

Обычный мусор, накопившись в определенных местах, разлагается и выделяет спирты и альдегиды, в результате чего эти летучие вещества попадают через подвалы в жилые дома и накапливаются там.

Таблица сроков разложения различных видов мусора (Слайд 4)

Сегодня основной экологической проблемой развитого государства является освобождение от мусора. В 2000 году ежегодные накопления мусора составили 193 миллиона тонн.

Помет животных

До 10 дней

Пищевые отходы

От 10 дней до 1 месяца

газетная бумага

От 1 месяца до 1 сезона

Листья, семена, веточки

От 1 месяца до 1 сезона

Крупные ветки

До 10 лет

Железные банки

До 10 лет

Старая обувь

До 10 лет

Резиновые покрышки

Более 100 лет

Пластиковые бутылки

Более 100 лет (полиэтиленовая пленка -200 лет)

Алюминиевые банки

до 500 лет

Стекло

Более 1000 лет

Утилизация мусора

Человечество использует три принципиально разных пути утилизации мусора:

1 - организация свалок,

2 - вторичное использование отходов,

3 - сжигание их.

Однако ни один из них нельзя признать абсолютно приемлемым!!!

Особенно тяжело утилизировать неорганизованно выброшенный мусор, так как, помимо проблем, характерных для утилизации мусора вообще, возникает проблема сбора неорганизованно выброшенного мусора. (Слайд 5)

Свалки. Специально оборудованные свалки - не лучший способ избавиться от мусора, хотя сегодня без них не обойтись. Компостирование мусора - способ обезвреживания и использования отходов. Способом компостирования можно перерабатывать только органические вещества, составляющие в бытовых отходах немногим более половины. Свалки (особенно вокруг крупных городов) занимают огромные площади. Ядовитые вещества, оказывающиеся на свалках (в отработанных батарейках, аккумуляторах, термометрах и т.д., а также в гниющих пищевых отходах и разлагающихся пластмассах), проникают в подземные воды, которые часто используются в качестве источников питьевой воды, развеиваются ветрами по окрестностям и тем самым наносят ущерб окружающей среде.

Кроме того, в результате процессов гниения без доступа воздуха образуются различные газы, которые являются ядовитыми.

Американский ученый А. Теллер говорил: «Мы не должны больше рассматривать отходы как нечто, подлежащее уничтожению; мы должны научиться видеть в них еще не использованные источники сырья».Ежегодно в городах России образуется примерно 130 млн. м3 твердых бытовых отходов, что составляет около 0,2 т на одного человека.

Сжигание мусора. В несортированном мусоре находится пластмасса и другие хлорсодержащие вещества. Как только этот самый хлор попадает в мусоросжигалку, образуются диоксины (хлорорганическое соединение, не подвергающееся разложению в течение 10-15 лет, сильный мутаген и канцероген, один из сильнейших синтетических ядов, доза которого в 10"6 г смертельна для человека). Их ничем нельзя остановить. Для того чтобы уменьшить их образование, можно увеличить температуру сжигания, однако то, что получится на выходе, будет ещё более опасным для человека.  Диоксины представляют собой огромную проблему, и это выявила практика работы мусоросжигательных заводов в Англии, Германии, во Франции и т.д. Всего в Европе действовало около 400 мусоросжигательных заводов, однако сейчас западноевропейские страны отходят от их использования.

Если весь мусор сжигать, то в результате выбросов на территориях, расположенных по ветру на много километров вокруг мусоросжигательных заводов, в несколько раз увеличивается количество раковых заболеваний, случаев возникновения аллергии, также в несколько раз падает иммунитет у населения.

Всё это и привело страны Западной Европы и США к выводу, что мусоросжигание неподготовленного мусора - это очень вредно для жизни человека  

Вторичное использование ТБО - весьма эффективный способ решения проблемы мусора, но для этого необходимо изменить привычное поведение людей, поскольку требуется сортировать хозяйственный мусор, собирая отдельно металл, бумагу и стекло.

Именно сортировка ТБО позволяет вторично их использовать:

  • непосредственно после соответствующей санитарной обработки;
  • после переработки как источник сырья с минимальными экологическими потерями и сравнительно небольшими экономическими затратами.

В первом случае речь идет о многоразовой таре, прежде всего стеклянной. Ещё 30 лет назад пищевые продукты продавали в стеклянной таре и бумажной упаковке. Практика показывает, что помимо снижения расхода исходного сырья мы имеем значительную экономию электроэнергии, а значит, и топлива для ее производства. На мытье бутылки затрачивается меньше энергии, чем на то, чтобы ее расплавить и сделать из полученного материала новую бутылку

Во втором случае речь идет об использовании рассортированных отходов в качестве вторичного сырья. Например, макулатура (бумажная и текстильная) является отличным вторичным сырьем в бумажном производстве, способствуя одновременно уменьшению вырубки лесов (1 млн. т бумажной макулатуры сохраняет от вырубки 60 га леса); из 120-130 т консервных банок можно получить 1 т олова, что эквивалентно добыче и переработке 400 т руды.

В последнее время найдены новые возможности для использования старых шин. Одна из них, особенно ценная в периоды роста цен на нефть,- пиролиз шин. При высокой температуре резина шин разлагается на горючий газ, жидкое горючее, сталь и сажу, а эти материалы могут быть полезными. Шины можно использовать и как горючее, например, в цементной промышленности, где они заменяют дорогостоящее топливо. Старые шины пригодны и для многих других целей, например для строительства дамбы, из них можно делать основание дорог, шумозащитные стены вдоль шоссе. Их опускают связками в море, чтобы в качестве искусственных рифов они служили местами размножения рыб. Из старых шин получают гранулы резины, используемые для покрытия полов и для сооружения беговых дорожек на стадионах, для прессования звукоизоляционных плит и резинотехнических изделий. Эти гранулы, кроме того, вводят в состав бетона и битума при строительстве дорог.

Захоронение. Это самый антиэкологичный вариант. Из обычной свалки вытекают токсичные воды, а в атмосферу попадает метан, который способствует усилению парникового эффекта (сегодня метан «берет на себя» 20 % эффекта потепления климата). Если используется современный полигон для хранения ТБО (это «ванна» с дном и бортами из глины и полиэтиленовой пленки, в которой уплотненные слои ТБО пересыпаются слоями почвы), то инфильтрационные воды окружающую среду не загрязняют - их собирают и очищают.

Биотехнологии утилизации ТБО применяют в небольших масштабах (исключение составляют Франция, Швеция, Нидерланды). Компостирование представляет собой биохимический процесс разложения органической части ТБО микроорганизмами. Естественно, что компостированию должна предшествовать тщательная сортировка ТБО. Компост содержит не очень большое количество питательных веществ по сравнению с другими видами удобрений, однако он способствует улучшению почвенной структуры. Основной его недостаток - присутствие таких элементов, как свинец, цинк, медь, и других загрязняющих почву.

Мусор в Арзинке (Слайды 6-11)

Каждую весну и лето проводятся  акции по уборке мусора и посадке деревьев, организуются трудовые бригады по благоустройству территории школы, пруда, завода. Участие в экологических фестивалях и конференциях, уборка территории, посадка леса.

Пути решения проблем мусора: 

  1. Выбор оптимального места для полигона по утилизации бытовых отходов, общая свалка должна находиться за пределами поселений, не в водоносной зоне.
  2. Ликвидация мусора на несанкционированных свалках в пределах жилой зоны.
  3. Контроль со стороны Администрации за процессом вывоза мусора в установленное место. Установка штрафов за нарушения.
  4. Сортировка мусора при его сборе на разные виды для последующей переработки.
  5. Замена пластиковой тары на тару, пригодную для последующей переработки.
  6. Воспитание культуры поведения - каждый должен помнить: "Чисто не там где метут, а там, где не сорят". Воспитывать культуру надо с раннего детства в семье. В школе необходимо ввести уроки экологии.
  7. Государству выделять больше средств на разработку решения задач по проблеме утилизации мусора.

Тест «Мусор вокруг нас»

1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:

а) пластмасса;

б) стекло;

в) металл.

2. Какая отрасль промышленности во Франции считается самой активной и процветающей?

а) Производство упаковочных материалов;

б) переработка мусора;

в) производство автомобилей.

3. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:

а) рассортировать;

б) собрать в одном месте;

в) раскрошить.

4. Для того чтобы переработать пластмассу, её необходимо:

а) компостировать;

б) сжечь при специальных условиях;

в) переплавить.

5. Первоочередная забота при выборе места свалки:

а) защита поверхности земли и грунтовых вод;

б) ограждение места свалки;

в) укомплектование соответствующей техникой.

6. Появление «партизанских» свалок влечет за собой:

а) загрязнение почвы;

б) уродство ландшафта;

в) изменение климатических условий (температура, влажность).

7. Вредные выбросы оказывают влияние:

а) только на те регионы, где появилось загрязнение;

б) на близлежащие регионы;

в) даже на территории, удаленные от места, где загрязнение «увидело свет».

8. Самая страшная «добавка» к воде:

а) бытовой мусор;

б) пестициды;

в) минеральные удобрения.

9. Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду?

а) Газы;

б) жидкости;

в) твердые вещества.

10. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:

а) их захоронение;

б) разработка правовых механизмов регулирования процесса;

в) рециркуляция (повторное использование отходов).

11. Поступление в среду обитания вредных веществ, приводящих к нарушению функционирования экологических систем, называют:

а) загрязнением;

б) экологическим кризисом;

в) интродукцией.

12. Первое место по суммарному объёму выбросов вредных веществ в атмосферу занимает:

а) теплоэнергетика;

б) нефте - и газопереработка;

в) автотранспорт.

13. Гарбология - это:

а) наука о доме, местопребывании;

б) наука, изучающая почву;

в) мусороведение.

14. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:

а) 10 лет;

б) 50 лет;

в) 100 лет и более.

15. Выброшенную бумагу «съедят» невидимки-микробы за:

а) 1-2 года;

б) 5-8 лет;

в) 20 и более лет.

Тест «Устами младенца»

I. 1. У меня очень много игрушек сделано из нее.

2. Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать.

3. Предметы, изготовленные из нее, мало весят.

4. Если ее поджечь, то появится много черного дыма, который плохо пахнет.

5. Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается.

(Ответ: пластмасса)

II. 1. Ее изобрели китайцы.

2. У нас ее получают из дерева.

3. Она легко горит.

4. Из нее получается очень много мусора.

5. На ней обычно рисуют или пишут. (Ответ: бумага.)

III. 1. Его делают из песка.

2. Чаще всего оно прозрачное.

3. Когда падает, оно разбивается.

4. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

5. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара. (Ответ: стекло.)

IV. 1. Это получается, когда что-нибудь железное становится старым или ломается.

2. Это можно увидеть везде - в городе, в деревне, даже вдоль дорог.

3. Это можно сдать и получить деньги.

4. Из этого можно сделать что-то новое.

5. Это бывает цветным, и за него можно получить деньги. (Ответ: металлолом.)

V. 1. Это то, без чего мы уже не можем жить.

2. Этим мы пользуемся каждый день.

3. Когда это попадает в воду, то образуется много пены.

4. Это убивает рыбу в воде, растения на Земле.

5. С помощью этого вещи становятся чище. (Ответ: СМС)

Итог мероприятия.

Что важное для себя мы должны уяснить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по внеурочной деятельности во 2 классе.

Добрый день. Мы рады приветствовать вас, уважаемые коллеги, на нашем занятии. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию наше видение того, как должны проходить занятия по внеурочной деятельности с учащими...

Конспект интегрированного занятия по внеурочной деятельности "Истоки вдохновения".

Интегрированное занятие по внеурочной деятельности объединяет следующие предметные области - музыку и литературу. Цель занятия: сформировать представления об особенностях взаимосвязи музыки и ли...

Интегрированное внеурочное занятие по литературе и математике

Урок представляет собой интегрированное занятие по литературе и математике и посвящен творчеству Александра Сергеевича Пушкина...

Интегрированное внеурочное занятие в 4 классе "Создание мультфильма Приключения Капитошки" (английский язык + видеостудия)

В Иванинской школе много лет работает видеостудия. Ребята создают ролики, видеоклипы, игровое кино. Занятие предполагает создание мультфильма. Работа ведется на русском и английском языке. Мультфильм ...

Сценарий интегрированного внеурочного занятия "Математика в баскетболе".

Методическая разработка содержит много интересных фактов  о использовании математики в баскетболе и других видах спорта....