Грозные годы войны в поэзии А.Т. Твардовского.
классный час (8 класс) по теме
Классный час
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl._chas_groznye_gody_voyny_v_poezii_a.t._tvardovskogo.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
Грозные годы войны
в поэзии А. Т. Твардовского
6 класс
Провела учитель: Бакулина
Ирина Геннадьевна
с. Панаевск
2009
Классный час
«Грозные годы войны в поэзии А. Т. Твардовского»
Цель классного часа:
- напомнить, что нельзя забывать о защитниках Родины,
- подчеркнуть роль литературы в годы Великой Отечественной войны,
- воспитывать любовь к Родине, патриотизм, гордость за победы отцов и дедов.
- воспитывать интерес к поэзии.
Оборудование: магнитофон, записи песен о Великой Отечественной войне, выставка произведений А.Т. Твардовского, плакат «С днем Победы»
Ход классного часа
- Слово учителя.
Сообщение темы классного часа.
- Звучит фонограмма песни «Священная война» (сл. В. Лебедева – Кумача, муз.
А. Александрова).
- Первый ведущий.
В далеком прошлом остались суровые годы Великой Отечественной войны, полные горя и страданий миллионов людей. Но вправе ли мы забыть тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину? Правы ли мы будем, забыв об огромной роли писателей, помогавших бороться и побеждать?
Второй ведущий.
С первых дней и до конца войны был на фронте Александр Трифонович Твардовский. Знание народной жизни, дум и стремлений своих современников позволило поэту сразу же найти путь к сердцу фронтовика, создать произведения высокого гражданского звучания.
Первый ведущий.
«Сжималось сердце при виде своих убитых. Далеко уже ушла его, убитого бойца, часть, а он лежит. Есть уже другие герои, другие погибшие, и они лежат, и он лежит, но о нем уже реже вспоминают», - писал Твардовский.
Первый чтец.
Мне жалко той судьбы далекой,
Как будто мертвый, одинокий.
Как будто это я лежу.
Примерзший, маленький, убитый
На той войне незнаменитой
Забытый, маленький лежу.
Второй ведущий.
Это отрывок из стихотворения «Две строчки», написанного в 1943 году. Чувство сопричастности трагедии войны и сострадания ко всем её жертвам звучит во многих стихотворениях Твардовского. Сам автор впоследствии определил владевшие им во время войны и после неё мысли и чувства как «навечное обязательство живых перед павшми за общее дело, невозможность забвения, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе».
Второй чтец.
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны.
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, го не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же…
Первый ведущий.
И после Победы тема войны не сразу оставила лирику поэта. Как торжественный реквием звучат лучшие стихотворения этого периода: «Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда закончилась война…», «Может они, глухие и немые…» посвященные солдатам, павшим на полях Великой Отечественной войны.
Второй ведущий.
Стихотворение «Я убит подо Ржевом», написанное в 1945 году, пожалуй, одно из самых сильных.
Бои под Ржевом были самыми кровопролитными в истории войны, стали её самой трагической страницей.
- Звучит аудиозапись «Лунной сонаты» Л. Бетховена.
Третий чтец.
Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте.
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете.
Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки, -
Точно в пропасть с обрыва –
И ни дна, ни покрышки.
Я – где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я – где с облачком пыли
Ходит рожь на холме;
Я – где крик петушиный
На заре по росе;
Я – где ваши машины
Воздух рвут на шоссе;
Где травинку к травинке
Речка травы прядет –
Там, куда на поминки
Даже мать не придет.
Четвертый чтец.
Подсчитайте, живые,
Сколько сроку назад
Был на фронте впервые
Назван вдруг Сталинград.
Фронт горел, не стихая.
Как на ране рубец.
Я убит и не знаю:
Наш ли Ржев наконец?
Удержались ли наши
Там, на Среднем Дону?..
Этот месяц был страшен,
Было все на кону.
И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за Родину пали,
И она – спасена.
Пятый чтец.
И врага обратили
Вы на запад, назад,
Может быть, побратимы,
И Смоленск уже взят?
И врага вы громите
На ином рубеже.
Может быть, вы к границе
Подступили уже!
Может быть… Да исполнится
Слово клятвы святой!
Ведь Берлин, если помните,
Назван был под Москвой.
Шестой чтец.
Братья, нынче поправшие
Крепость вражьей земли,
Если б мертвые, павшие
Хоть бы плакать могли!
Если б залпы победные
Нас, немых и глухих,
Нас, что вечности преданы,
Воскрешали на миг, -
О! Товарищи верные,
Лишь тогда б на войне
Ваше счастье безмерное
Вы постигли вполне.
В нем, в том счастье, бесспорная
Наша кровная часть,
Наша, смертью оборванная,
Вера, ненависть, страсть.
Наше все! Не слукавили
Мы в суровой борьбе,
Все отдав, не оставили
Ничего при себе.
Седьмой чтец.
Я убит подо Ржевом.
Тот еще под Москвой.
Где-то, воины, где вы,
Кто остался живой?
В городах миллионных,
В селах, дома в семье?
В боевых гарнизонах
На не нашей земле?
Ах, своя ли, чужая,
Вся в цветах иль в снегу…
Я вам жить завещаю, -
Что я больше могу?
Восьмой чтец.
Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой Отчизне
С честью дальше служить.
Горевать – горделиво,
Не клонясь головой,
Ликовать – не хвастливо
В час победы самой.
И беречь её свято,
Братья, счастье своё –
В память воина-брата,
Что погиб за неё.
- Звучит песня В. Высоцкого «НА братских могилах».
- Чтение стихотворений А.Т. Твардовского о Великой Отечественной войне
учащимися.
- Обзор книг с выставки. (Учитель или подготовленные учащиеся).
Список литературы
- Романова Р.М. Александр Твардовский: Страницы жизни и творчества. – М: Просвещение,1989
- Твардовский А.Т. Стихотворения и поэмы. - М: Детская литература, 2006
- Праздник в школе. «Мой милый, если б не было войны…» - Минск: «Краско-Прин», 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа по теме "Отечественная война 1812 года в русской поэзии"
В настоящее время нередко можно встретить школьника, который обладает лишь поверхностными знаниями о событиях и главных действующих лицах Отечественной войны 1812 года. Большинству учащихся изве...
Великая Отечественная война в поэзии К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, М. Исаковского.
Данная работа может быть использована учителем как на уроках литературы при изучении темы войны в поэзии русских советских поэтов, так и на классных часах, посвященных 70-ой годовщине Вел...
«Изображение событий и героев Отечественной войны 1812 года в русской поэзии»
Презентация "Изображение событий и героев Отечественной войны 1812 в русской поэзии"...
Презентация к мастер-классу "Не забывай те грозные года" (брейн-ринг для внеклассного мероприятия или урока повторения по теме "Великая Отечественная война 1941-1945"
Данная презентация предназначена служит дополнением к мастер-классу "Не забывай те грозные года"...
Конспект урока по литературе на тему "Грозные годы войны в поэзии советских писателей"
Расширить знакомство с поэзией поэтов по теме Великой Отечественной войны; уяснить, что нельзя забывать о тех, кто «уже не придет никогда»; подчеркнуть важную роль литературы в годы войны; воспитывать...