Конспект урока по литературе на тему "Грозные годы войны в поэзии советских писателей"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Расширить знакомство с поэзией поэтов по теме Великой Отечественной войны; уяснить, что нельзя забывать о тех, кто «уже не придет никогда»; подчеркнуть важную роль литературы в годы войны; воспитывать гордость, патриотизм, сострадание и любовь у учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
groznye_gody_vov.docx | 22.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Грозные годы войны в поэзии советских писателей
I. Организационный момент. Приветствие.
-Здравствуйте, ребята! Рада Вас видеть, садитесь!
II. Сообщение темы и цели урока.
Мы продолжаем говорить о ВОВ. Сегодня у нас урок внеклассного чтения по теме «Грозные годы войны в поэзии советских писателей».
Цель нашего урока: расширить знакомство с поэзией поэтов по теме Великой Отечественной Войны; уяснить, что нельзя забывать о тех, кто «уже не придет никогда»; подчеркнуть важную роль литературы в годы войны; воспитывать гордость, патриотизм, сострадание и любовь.
Чтение эпиграфа на доске:
Грянул год, пришел черед,
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за все на свете…
А.Твардовский
III. Ход урока
В далеком прошлом остались суровые годы ВОВ, полные горя и страданий миллионов людей. Но вправе ли мы забыть тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину? Правы ли мы будем, забыв об огромной роли писателей, помогавших бороться и побеждать?
С первых дней и до конца войны был на фронте Александр Трифонович Твардовский. Знание народной жизни, дум и стремлений своих современников позволило поэту сразу же найти путь к сердцу фронтовика, создать произведения высокого гражданского звучания.
«Сжималось сердце при виде своих убитых. Далеко уже ушла его, убитого бойца, часть, а он лежит. Где-то еще идут ему письма по полевой почте, а он лежит. Есть уже и другие герои, другие погибшие, и они лежат, и он лежит, но о нем уже реже вспоминают» - писал Твардовский.
Мне жалко той судьбы далекой,
Как будто мертвой, одинокой,
Как будто это я лежу,
Примерзший, маленький, убитый
На той войне незнаменитой.
Забытый, маленький, лежу.
Это отрывок из стихотворения «Две строчки», написанного в 1943г.
Чувство сопричастности трагедии войны и страдания ко всем ее жертвам звучат во многих стихотворениях и других поэтов (Ф.Абрамова, К.Симонова, Ю. Друниной, А.Ахматовой) и др.
Чтение стихотворения ученицей.
Приглашается Васильева Алина со стихотворением Петра Давыдова «Ну, что мы знаем о войне?»
Ну, что мы знаем о Войне? |
Ведущий: Действительно, что знает о войне ваш ровесник?
Две-три битвы, да имя великого полководца. И эта война уже представляется какой-то далекой войной из предыдущего столетия. А между тем живо еще поколение, которое помнит эту войну и может рассказать о ней. «Дети войны» - так называют это поколение. (Презентация. Фото ветеранов)
В том далеком 1941 г. они были мальчишками и девчонками. Так же, как и вы, они мечтали, дружили, любили. Так же, как и вы, верили в счастливое будущее. Но у всех у них детство закончилось в один страшный день - 22 июня 1941 г. в 5 часов утра, когда почти все мирные граждане ещё спали, фашистские немецкие войска напали на Советский Союз. Никто не ожидал этой войны.
Дальше - вой сирен, бомбежки, убежища, сожженные, разоренные дома, потеря близких, работа наравне со взрослыми. И страстное ожидание победы. Многие из них не просто ждали победы, но и боролись за нее. Тысячи школьников выпускали вооружение и боеприпасы, внося свой вклад в священное дело борьбы с фашизмом.
Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, подпольщиками, партизанами, отдавшие жизнь за то, чтобы мы могли спокойно расти, учиться и жить.
Война, длившаяся 1418 дней и ночей и унесшая более 25 млн. жизней советских людей. Война, ставшая значимой и скорбной частью Второй мировой войны - самой жестокой, кровавой и бесчеловечной... крупнейшей в истории человечества.
Юноша:
За годы войны в концлагерях было уничтожено 2,5 миллиона детей.
За мужество и отвагу в годы жестоких испытаний более 3.5 миллионов ваших ровесников были награждены орденами и медалями Советского Союза. 7000 удостоены звания Героя Советского Союза.
Юноша:
С каждым весенним праздником Победы все дальше уходят от нас грозные военные годы. Уходят ветераны Великой Отечественной. Уходит и память о той войне. Уходит и поколение, которое помнит эту войну. Но не уходит память о подвиге народа. Она остается в книгах, фотографиях, фильмах, в рассказах прадедов.
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЕНЬ Победы, 2.м 40с)
Ведущий:
Вечная слава героям, павшим за нашу Родину!
Всех, за Отчизну жизнь отдавших,
Всех, не вернувшихся домой,
Всех, воевавших и страдавших,
Минутой обниму одной.
Пусть все замрет в минуту эту,
Пусть даже время промолчит,
Мы помним Вас, отцы и деды,
Россия, Родина Вас чтит!
Минута молчания (Включить метроном)
Песни хранят не просто память - они сохраняют душу народа. Слушая эти песни, понимаешь, что фашизм победили не сказочные богатыри, а самые обычные люди. Им было страшно, холодно, больно. Но они выстояли, а песни им помогали побеждать, поэтому песни - это тоже ветераны Великой Отечественной войны. И в эти предшествующие майские победные дни давайте вспомним и их.
Музыкальный финал «День Победы»
(Включается музыка, дети поют песню).
IV. Чтение учеником стихотворения Д.Самойлова «Сороковые».
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…
А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.
Как это было! Как совпало -
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
Ведущий:
Не обожжённые сороковыми, сердцами вросшими в тишину,-
Конечно, мы смотрим глазами иными на нашу большую войну.
Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам о горьком победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум дорогой страданья пройти.
И мы разобраться обязаны сами в той боли, что мир перенёс.
Конечно, мы смотрим иными глазами – такими же полными слёз.
(песня «Рисуют мальчики войну»)
V. Показ мультфильма «Воспоминание» 10 мин.
VI. Итог урока. Домашнее задание. Оценки.-3 мин.
-Ребята, хочется поблагодарить Вас за подготовку к уроку, за чтение стихотворений и за исполнение песни. Я думаю, что вы не забудете тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину? И не забудете об огромной роли писателей, помогавших бороться и побеждать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе в 9 классе "Женщина - мать в годы Великой Отечественной войны"
Урок - размышление по повести Виталия Закруткина "Матерь Человеческая"...
Грозные годы войны в поэзии А.Т. Твардовского.
Классный час...
Конспект урока по литературе.Тема "Ребёнок на войне" (по произведению В.Катаева "Сын полка")
Конспект урока по внеклассному чтению в 5 классе.Тема урока «Ребёнок на войне» по произведению В.П.Катаева «Сын полка».Тип урока: урок-анализ.Цели:обучающие: развивать навыки выразительного чтения на ...
Конспект урока по литературе на тему "Серебряный век русской поэзии"
Конспект урока по литературе на тему "Серебряный век русской поэзии" нацелен на знакомство учащихся с понятием "Серебряный век". На данном уроке дети познакомятся с биографическими сведениями некоторы...
План-конспект урока по литературе на тему: "Картины родной природы в произведениях писателей, художников, композиторов XIX века"
(интегрированный урок литературы, музыки, изобразительного искусства) Цели урока:Развивающая и коррекционная цель урока:Развивать речь, интеллектуальную культуру, творчество, умение высказывать с...
Конспект урока по литературе в 8 классе "Война оставила следы" (по рассказу В.П. Астафьева "Звёзды и ёлочки")
Конспект урока по литературе в 8 классе...
Конспект урока по литературе на тему "Тема поэта и поэзии в лирике А.А. Фета" (10 класс)
Конспект урока литературы, провереднного в 10 классе, с применением технологии группового обучения....
Комментарии
Инна Владимировна! Спасибо за
Инна Владимировна! Спасибо за участие в Вахте памяти,за то,что учите детей хранить память о войне!