Д.И.Менделеев. Жизнь и научный подвиг
классный час по теме
Предварительный просмотр:
Классный час
Тема:Дмитрий Иванович Менделеев. Жизнь и научный подвиг.
Цели:
познакомить учащихся с наиболеее яркими моментами жизни и деятельности Д.И. Менделеева;
развитие познавательной активности учащихся
воспитывать патриотизм у учащихся через осмысление научного подвига великого русского учёного;
способствовать развитию мотивации изучения химии;
Оборудование:
компьютерная презентация о жизни и деятельности Д.И. Менделеева,
музыкальное сопровождение: «Ноктюрн» Шопена, «Звёздный дождь»,
отрывки из фильмов «Д.И. Менделеев», «Русский Да Винчи. Д. И. Менделеев»;
выступления учащихся 8-11 классов
Ход мероприятия:
(все выступления сопровождаются слайдами презентации)
Вступительное слово учителя:
В истории мировой науки запечатлены имена прославленных учёных, чьи открытия способствовали прогрессу наших знаний о природе, овладению её тайнами, использованию их на благо человека. Среди них имя Д.И. Менделеева по праву занимает одно из первых мест.
8 февраля исполнилось 180 лет со дня рождения Д.И. Менделеева. Этому знаменательному событию в истории науки мы посвящаем наш классный час.
Выступление учащ-ся 1:
( Музыка Шопен «Ноктюрн»)
Д.И. Менделеев родился 8 февраля 1834 года в сибирском городке Тобольске в семье директора гимназии. Он был последним семнадцатым ребёнком.
Ему не исполнилось и года, когда его отец ослеп и вынужден был оставить службу. Основная тяжесть забот о семье и воспитании детей легла на плечи Марии Дмитриевны – матери учёного .Митя рос впечатлительным ребёнком, обладал хорошей памятью, способностями к счёту. Мария Дмитриевна унаследовала от брата стекольную фабрику. Поэтому Дмитрий Иванович много времени в детстве проводил там. Позже он вспоминал: «Там, на стекольном заводе, управляемом моей матушкой, получились первые мои впечатления от природы, от людей, от промышленных дел».
Выс.уч-ся 2:
В гимназии Д.И. Менделеев учился сначала посредственно. В старших классах он заинтересовался физикой и математикой, успехи юного гимназиста росли, и в выпускном аттестате были только две удовлетворительные оценки: по закону божьему и по русской словесности. Учителя гимназии отмечали у Д.И. глубокий ум и большие способности. Поэтому мать задалась целью дать ему хорошее образование.
Отрывок из фильма (начало учёбы в институте)
Выс. Уч-ся 3:
В 1950 г. Д.И. Менделеев поступил в Петербургский педагогический институт на физико-математический факультет, здесь у него появляется интерес к химии, много времени он проводил в химических лабораториях.
Отрывок из фильма (интересы Менделеева во время учёбы в институте)
Выс. Уч-ся 4:
В 1855 г. Д.И. Менделеев окончил институт, получил звание «Старший учитель» и золотую медаль. Некоторое время он работает учителем в гимназии, затем в Петербургском университете. Вскоре молодого талантливого учёного отправляют за границу, где он работает в лабораториях известных учёных. По возвращении Д.И. Менделеев получает место профессора преподавателя в Петербургском университете .
Послушайте о том ,что ещё занимало ум и время великогоучёного в то время.
Выс.уч-ся 5:
Упорно занимаясь наукой, Д.И. Менделеев никогда не противопоставлял теорию и практику. Он изучает нефтяное дело в Баку, едет в Донецкий бассейн, где изучает каменноугольную промышленность, предлагает срочно строить новые железные дороги, выезжает в экспедицию на Урал для изучения железорудной промышленности, занимается агрохимией.
За много лет своей научной деятельности Д.И. Менделеев проявлял интерес ко многим отраслям промышленности: переработке древесины, производству соды по способам Сольве и Леблана, пороховому и спиртоводочному производствам.
Отрывок из фильма (Боблово , занятие сельским хозяйством)
Выс. Уч-ся 6:
Но особое внимание он уделял развитию отечественной нефтяной промышленности, понимая те грандиозные перспективы, которые сулило её развитие экономике России.
Уже в первых своих исследованиях Д.И. Менделеев стремился разработать пути возможно полной переработки нефти, отмечая, что нефть,“…как товар редкий в мире, должно превратить в редкие продукты”. В дальнейшем он разработал способы непрерывной и дробной перегонки нефти .
Экспедиция Д.И. Менделеева на Урал, провела одно из первых комплексных обследований Урала, его природных условий, залежей полезных ископаемых, промышленности, экономических условий развития.
По её окончанию, Менделеев изложил свои выводы по вопросам создания на Урале металлургической промышленности, разработки кузбасских углей, подземной газификации углей и строительства газопроводов, рационального использования топлива, строительства новых железных дорог.
Всё касалось учёного! Мечтал он и об открытии Северного полюса. А в 1887 г. в 52-летнем возрасте совершил самостоятельный полёт на воздушном шаре для наблюдения солнечного затмения, за что получил медаль Французской
кадемии аэронавтики .
Отрывок из фильма (Полёт на воздушном шаре)
Человек предполагает , а жизнь располагает! Новые повороты в судьбе ожидали Менделеева.
Выс. Уч-ся 7:
В начале 1890 г. в университете начались студенческие волнения. Д.И., самого популярного и уважаемого педагога, студенты просили передать правительству петицию с политическими требованиями. Взять на себя такое поручение было далеко не лёгкой задачей. И здесь проявилось величие Д.И. Менделеева как человека и гражданина. Петиция не была принята, и учёный навсегда покинул столь любимый им университет
Великий российский химик провел некоторое время на химических заводах Ушковых, работая над технологией производства бездымного пороха.
Химические заводы Ушковых были причастны и к изготовлению бездымного пороха на Казанском пороховом заводе. Он поставлял туда в 90-е г. XIX в. серную и азотную кислоты.
Сотрудничество Д. И. Менделеева с Ушковыми не ограничивалось только производством пироколлодия - сырья для производства бездымного пороха. По рекомендации великого учёного, в 1893 г. в Кокшане вступил в строй завод керамических кислотоупорных изделий и шамотного кирпича. Да и в дальнейшем руководители товарищества химических заводов «П.К. Ушков » неоднократно пользовались консультациями Д. И. Менделеева.
В память о пребывании великого российского ученого на берегах Камы в 1967 г., в канун 100-летия основания химического завода, поселок Бондюжский был переименован в город Менделеевск.
Последние годы Д.И. Менделеев работает в Главной палате мер и весов (слайд «Палата мер и весов»). Растёт его известность за рубежом. Выдающиеся заслуги учёного отмечены почти всеми крупными университетами, научными обществами, они избрали его своим членом. И только Российская Академия не избрала его действительным членом (из-за засилья в ней немецкой школы
).
Была ещё одна очень важная веха в жизни учёного. В 1869 г. в результате длительной и кропотливой работы им был открыт периодический закон – основной закон химии.
Выступление учащихся 8 класса:
(Музыка «Звёздный дождь»)
Весь мир большой:
жара и стужа,
планет круженье, свет зари –
всё то, что видим мы снаружи,
законом связано внутри.
Найдётся ль правило простое,
что целый мир объединит?
Таблицу Менделеев строит
Природы ищет Алфавит.
Случилось в Петербурге это.
Профессор университета
писал учебник для студентов…
Задумался невольно он.
«Как рассказать про элементы?
Нельзя ли тут найти закон?»
Искали многие решенье,
Но, проходя лишь полпути,
бросали. Мучило сомненье:
«А можно ли закон найти?»
Мир состоит из элементов.
(В то время знали шестьдесят.)
А сколько их всего? На это
нельзя ответить наугад.
Но не гадал, а верил он:
«Тут должен, должен быть закон!»
Упрямо он искал решенье.
Был Труд, Надежда и Терпенье,
и Вера в то, что он найдёт!
Он так работал целый год.
Но вот дела отложены,
Расчёты прерываются.
С утра в поездку дальнюю
Учёный собирается.
Все чемоданы собраны.
На козлах кучер мается:
«Поспеть бы надо к поезду,
А барин всё копается!»
А барин одевается
И к двери направляется.
Он к двери на-прав-ля-ет-ся…
И вдруг!!!
Шляпа брошена в углу!
Он бросается к столу.
И сточит карандашом.
Наконец-то! Он нашёл!
Он на чём попало пишет
Ничего вокруг не слышит
Наконец-то понял он, в чём разгадка, в чём закон!...
Из кабинета не выходит…
«Не упустить бы мысли той!»
Он элементы ставит в строй,
Но все ж Таблица не выходит…
Тогда усталостью сражён, лёг на диван и видит сон…
Отрывок из фильма (работа Менделеева над таблицей)
Выс. уч-ся 8:
Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Всё - от песчинок малых до планет-
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай.
Первого марта 1869 года Д. И. Менделеев обнародовал периодический закон и его следствие - таблицу элементов. Она содержала 67 элементов в том числе три предсказанных, впоследствии открытых и названных(сейчас их около 120).
Но не только наукой была наполнена жизнь учёного.
Выс.уч-ся 9:
Менделеев был очень разносторонним и общительным человеком .
Друзья Менделеева знали, что по средам после трёх часов дня его всегда можно было застать дома. Сначала эти среды посещали только учёные - химики, потом круг участников расширился. Здесь чествовали русских женщин учёных – Софью Васильевну Ковалевскую, Юлию Всеволодовну Лермонтову. На таких средах бывали художники Репин, Стасов, Куинджи, Шишкин. Подобные встречи напоминали студенческие собрания. Все чувствовали себя легко и свободно. На менделеевских “средах” много спорили о науки, литературе, искусстве. Менделеев был незаурядным критиком и ценителем художественных произведений.
Будучи знатоком и ценителем произведений искусства Д.И. Менделеев был близок с художниками-передвижниками и в 1893 г. избирается членом Академии художеств.
Менделеев говорил: “ Что главное было у меня в жизни? Конечно же, самое дорогое – это наука и дети. У меня, как у всех, была семья, 7 детей: 4 дочери и 3 сына”.
Владимир-фицер военно-морского флота.
Иван – исследователь метролог.
Мария - маститый кинолог.
Василий – опытный механик, в 1911г. предложил конструкцию тяжёлого танка.
Очень интересная судьба старшей дочери – Любы.
В доме Менделеева в Боблове, где поселилась семья , был организован домашний театр. На сцене которого познакомились дочь Менделеева-Любовь и великий русский поэт-Блок . Дмитрий Менделеев и Александр Блок. Эти два имени - великого ученого энциклопедиста девятнадцатого столетия и одного из крупнейших поэтов двадцатого столетия - оказались тесно связанными в истории России. Им суждено было породниться: дочь Менделеева Любовь в 1903 г. вышла замуж за Александра Блока. Сам Д.И. Менделеев увлекался стихами Пушкина, Кольцова, а затем Некрасова, Полонского, Майкова, Тютчева.
Жизнь Д.И. Менделеева была многогранной и разнообразной и чрезвычайно плодотворной, но...
( Музыка «Ноктюрн до-минор» Шопена)
Выс.уч-ся 10:
2 февраля 1907 г. Д.И. Менделеев скончался от воспаления лёгких. Весть о смерти учёного всколыхнула всю русскую общественность. Нескончаемые вереницы людей тянулись к Волкову кладбищу. Над траурной процессией возвышался громадный транспарант, на котором огромными буквами была изображена Периодическая система. Она трепетала в порывах северного ветра и походила на громадную птицу, несущую имя великого учёного в бессмертие.
1-й ведущий. Велико наследие учёного. Свыше 1500 работ написано им. Они составили 56 томов. Имя великого учёного сохранено в названиях улиц, учреждений, учебных заведений.
С годами глубже и полнее раскрывается все величие неповторимой личности Д.И. Менделеева. Многие его мысли, идеи и замечания оказались чрезвычайно своевременными в наши дни.
(Рассмотреть кадры презентации о достижениях , наградах учёного, а так же памятных местах и объектах названных в его честь.)
А что же думал о себе сам учёный?
Выс. Уч-ся 11:
(Музыка )
Сам учёный , как бы подводя итог сделанному за долгую жизнь, говорит о своих трех "службах Родине": "Начав (1855 г.) с учительства в Симферопольской гимназии, я выслужил 48 лет Родине и Науке. Плоды моих трудов прежде всего- в научной известности, составляющей гордость- не одну мою личную, но и общую русскую...Первая служба- на поприще научном, вторая - на ниве просвещения. Лучшее время жизни и ее главную силу взяло преподавательство...Из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных деятелей, профессоров, администраторов, и встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность. Третья моя служба Родине наименее видна, хотя заботила меня с юных лет до сих пор. Это служба на пользу роста русской промышленности, начиная с сельскохозяйственной, в которой лично действовал, показав на деле возможность и выгодность "интенсивного хозяйства". Все свои силы, всю свою жизнь он отдал служению Родине.
"Я люблю свою страну, как мать, а свою науку, как дух," - писал Д.И. Менделеев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Всегда ли в жизни есть место подвигу!" (по ранним романтическим произведениям М.Горького)
Урок русского языка в 7 класса предусматривает знание учащимися ранних произведений М.Горького: "Песня о Соколе", "Песня о Буревестнике", Легенда о Данко" ("Старуха Изергиль"). Данная форма урока - ур...
Научно-практическая конференция "Жизнь и научная деятельность Д. И. Менделеева" (конспект и презентация).
В конспекте сценария подробно описаны все этапы жизни Д.И.Менделеева. Представлены его разносторонние увлечения, научные труды и заслуги перед Отечеством. К конспекту сценария прилагается презентация....
Методическая разработка урока по химии в 8 классе "Научный подвиг Д.И.Менделеева"
Цель урока: Осознание значимости вклада в отечественную науку великого русского ученого Д.И.Менделеева посредством ознакомления с его жизнью и деятельностью.Задачи:раскрыть результаты деятельнос...
Научный подвиг Номто Очирова
В последнее время многие у нас в республике открыли для себя новое имя. Имя Человека, внесшего в культуру и историю калмыцкого народа немалый вклад. Это имя Номто Очи...
Классный час: « На всю оставшуюся жизнь нам хватит подвигов и славы».
Есть события, память о которых времени не подвластна. Мы свято чтим память о тех, кто самоотверженно сражался за нашу землю. Старый Оскол освобождали и коренные жители. Есть множе...
Классный час: « На всю оставшуюся жизнь нам хватит подвигов и славы».
Есть события, память о которых времени не подвластна. Мы свято чтим память о тех, кто самоотверженно сражался за нашу землю. Старый Оскол освобождали и коренные жители. Есть множество сведений в...
Интегрированный урок (обществознание + психология) по теме «В жизни есть место подвигу?!» Психология природы подвига
Основой организации учебного процесса на интегрированном уроке «обществознание-психология» являются положения гуманистической психологии, включающей некоторые аспекты позитивной части экзи...