"Учение путь к умению"
методическая разработка (8 класс) по теме

Гусева Надежда Романовна

Профориентационная беседа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchene_put_k_umeniyu.docx30.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная  (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Тема «Ученье путь к умению»

Составила и провела воспитатель Гусева Н.Р.

Форма проведения: профориентационная  беседа.

Цель: Ориентация школьников на рабочие профессии с последующим  поступлением в средние ПТУ.

Задачи:

  1. Формирование представлений мира профессий, помощь в выборе профессии.
  2. Развитие умения планировать своё будущее.
  3. Изучение своих психологических особенностей, соотнесение их с требованиями к выбранной профессии.

Заповедь  «Всё, чего добивается в жизни человек, - это дело его рук, его выбор»

Ход занятия.

I. Организационный момент.  Разминка. «Чет и нечет». (4 мин.)

Цель: это упражнение будет способствовать развитию инициативы, коммуникативных навыков, снятию внутреннего напряжения. В результате данной техники произойдёт дальнейшее сближение участников между собой, потепление психологического климата.

Материалы: по 15 горошин на каждого участника.

Техника проведения: каждый участник получает по 15 горошин. Затем, зажав произвольное количество их в кулаке, он ходит по классу и контактирует  с другими участниками, протягивая им свой кулак и одновременно спрашивая при этом:  «Чет и нечет?». Если партнёр по общению угадывает, то он получает эти горошины себе; если же не угадывает, то отдаёт ровно столько горошин, сколько у того их было в кулаке. Победит тот, у кого окажется больше всего горошин.

2. Педагог.   Проходя обучение в общеобразовательной школе,  на уроках и воспитательских часах, во время экскурсий и развлечений, вы все получаете определённый объём знаний и умений. Именно  на уроках  трудового обучения вы получаете возможность не только получить представление о тех или иных видах труда, но и развить и проверить свои способности, склонности и интересы. Поэтому, уроки трудового обучения, можно назвать своеобразной ступенькой к будущей профессии. Скоро вам придётся воспользоваться этими знаниями для того, чтобы найти своё место в жизни. Дополнительную и специальную профессиональную информацию вы получаете в беседах с   социальным педагогом, который знакомит с рабочими профессиями, с особенностями и условиями труда.  Очень скоро вам предстоит ответить на вопрос «Кем быть?»  и  пополнить  ряды трудового класса. Современный труд требует от человека не только умений, но и знаний.  И поэтому,  вам сначала предстоит  стать  студентами. Тема  нашей беседы «Ученье путь к умению».  Объясните смысл  данной  поговорки.

Объясните  пословицы  из этого списка:

  • Живи своим умом.
  • Гулять – гуляй, а дела не забывай.
  • Ремесло не коромысло, плеч не оттянет, а само прокормит.
  • Без столбов забор не стоит.
  • Словами и туда и сюда, а делами никуда.
  • Откладывай безделье, да не откладывай дела.
  • И собака не лает на того, чей хлеб ест.
  • Поклониться, голова не отвалится.
  1. Педагог.   Что означает слово «профессия»?   Профессия (от латинского слова  профессио – объявляю своим делом) - род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования. В современном обществе существует более 40 тысяч видов труда – профессий. Их число со временем меняется, появляются новые виды, исчезают старые. Есть распространённые (часто встречающиеся) профессии, а есть и редкие. Для овладения одними профессиями необходимо длительное обучение, а для овладения другими – сравнительно короткий учебный курс. Мир профессий велик и разнообразен, и разобраться в неё не так-то просто.

Из определения слова «профессия» следует, что не всякая трудовая деятельность является профессиональной, например, уход за своими родственниками или уборка своей квартиры не относятся  к профессиональной деятельности. Трудовая деятельность человека может считаться профессиональной, если он имеет специальное профессиональное образование и его труд является источником дохода.

Упражнение “Самая, самая профессия”.

Инструкция: “Сейчас вам будут предложены некоторые необычные  характеристики профессий. А вы должны назвать те профессии,  которые соответствуют данной характеристике.  Например, самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми – «самыми денежными?».  Участники дают свои варианты ответов.

  • самая зеленая профессия
  • самая денежная профессия
  • самая сладкая профессия
  • самая смешная профессия
  • самая серьезная профессия
  • самая музыкальная профессия

  1. Педагог.  О будущем стоит задуматься уже сейчас, ещё обучаясь в школе.  Излишне говорить, насколько важным в жизни человека является выбор профессии. Разрабатывая планы своего  профессионального будущего, вам следует учесть  индивидуальные профессиональные интересы и предпочтения, способности к тому или иному виду деятельности, а также  насколько востребована эта профессии на рынке труда. И конечно узнать  возможности получения образования.

Выпускники, окончившие успешно общеобразовательную  школу,  решившие стать высококвалифицированными рабочими, могут воспользоваться правом поступления в профессионально-технические учебные заведения. Во всех училищах  созданы все условия для обучения и проживания студентов: общежитие,   бесплатное  питание, просторные аудитории, оснащённые оборудованием мастерские, а также  для всестороннего развития спортивные секции, танцевальные кружки,  театральные студии. Также, наряду с профессией  можно получить и полное среднее образование.  

Любая профессия предъявляет определённые требования к человеку. Какими качествами должен обладать человек? Ответы детей:

  • Способность понимать людей.
  • Устойчивость внимания.
  • Уметь контролировать свои эмоции.
  • Терпение.
  • Работоспособность.
  • Аккуратность и ответственность.
  • Умение  устанавливать и поддерживать контакты с людьми.
  1. Педагог.  Вокруг разнообразный и сложный мир, живя в котором необходимо постоянно искать ответы на возникающие вопросы. Ответы  на одни вопросы можно найти без всяких раздумий, а для ответов на другие нужны длительные размышления. Нужно только хорошенько подумать, задать себе вопрос: «Есть ли у меня для этого необходимые знания и психологический настрой? Достаточно ли у меня выдержки, упорства и желания добиться поставленной цели?».  А для этого, просто необходимо,  построение личного  жизненного  плана.
  • Успешное окончание школы;
  • поступление в ПТУ;
  • успешное окончание ПТУ и трудоустройство;
  • постоянная работа и устойчивый заработок;
  • оказание материальной  помощи  своей семье (родителям, младшим братьям и сёстрам);
  • создание своей семьи (женитьба или замужество и рождение детей);
  • забота о престарелых родителях.

Итог занятия. Педагог.

  1. Какая информация сегодня  была  для вас полезна?
  2. Что вы узнали нового?
  3. Достаточно ли информации вы получили  сегодня в беседе?  

Много вокруг вас советчиков,  помощников,  а принимать решение,  действовать,  отвечать, жить – вам. Очень важно, чтобы каждый из вас уже сейчас, с первых шагов в жизни понял простую и самую главную заповедь: всё, чего добивается в жизни человек, - это дело его рук, его выбор. Спасибо за активную работу!

Литература.

  1. Е. Н. Прощицкая. Выбирайте профессию. М. «Просвещение». 1991.
  2. М. Бендюков, И. Соломин, Д. Чернейко. Дорога в будущее. Самоучитель для начинающих профессиональный путь. С – П. 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартный урок - путь к успеху в учении

Нестандартные уроки - это неординарные подходы к преподованию учебных дисциплин....

ПРОБЛЕМА СНИЖЕНИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ И ПУТИ ЕЁ РЕШЕНИЯ

Неуспеваемость? НЕуспешность...Каждый ребенок приходит в школу полным энтузиазма, желания учиться! Ведь он теперь совсем взрослый, школьник. Как обидно бывает наблюдать, как гаснет радость и приходит ...

Пути развития умений и навыков связной речи у учащихся с ОВЗ на уроках природоведения и биологии

Рассматриваются вопросы развития речи у учащихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....

Формирование положительного отношению к учению путем развития интереса к предмету, создания комфортной и творческой атмосферы, и во внеурочной деятельности

В течение многих лет работы я задумывалась над воспитанием интереса к математике у учащихся. Определенная группа учащихся, заканчивая начальную школу, испытывает интерес к математике. Их привлекает до...

Пути развития умений и навыков связной речи у учащихся с ОВЗ на уроках природоведения и биологии

Одно из основных нарушений у детей, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), это нарушение ...