"Учение путь к умению"
методическая разработка (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Тема «Ученье путь к умению»
Составила и провела воспитатель Гусева Н.Р.
Форма проведения: профориентационная беседа.
Цель: Ориентация школьников на рабочие профессии с последующим поступлением в средние ПТУ.
Задачи:
- Формирование представлений мира профессий, помощь в выборе профессии.
- Развитие умения планировать своё будущее.
- Изучение своих психологических особенностей, соотнесение их с требованиями к выбранной профессии.
Заповедь «Всё, чего добивается в жизни человек, - это дело его рук, его выбор»
Ход занятия.
I. Организационный момент. Разминка. «Чет и нечет». (4 мин.)
Цель: это упражнение будет способствовать развитию инициативы, коммуникативных навыков, снятию внутреннего напряжения. В результате данной техники произойдёт дальнейшее сближение участников между собой, потепление психологического климата.
Материалы: по 15 горошин на каждого участника.
Техника проведения: каждый участник получает по 15 горошин. Затем, зажав произвольное количество их в кулаке, он ходит по классу и контактирует с другими участниками, протягивая им свой кулак и одновременно спрашивая при этом: «Чет и нечет?». Если партнёр по общению угадывает, то он получает эти горошины себе; если же не угадывает, то отдаёт ровно столько горошин, сколько у того их было в кулаке. Победит тот, у кого окажется больше всего горошин.
2. Педагог. Проходя обучение в общеобразовательной школе, на уроках и воспитательских часах, во время экскурсий и развлечений, вы все получаете определённый объём знаний и умений. Именно на уроках трудового обучения вы получаете возможность не только получить представление о тех или иных видах труда, но и развить и проверить свои способности, склонности и интересы. Поэтому, уроки трудового обучения, можно назвать своеобразной ступенькой к будущей профессии. Скоро вам придётся воспользоваться этими знаниями для того, чтобы найти своё место в жизни. Дополнительную и специальную профессиональную информацию вы получаете в беседах с социальным педагогом, который знакомит с рабочими профессиями, с особенностями и условиями труда. Очень скоро вам предстоит ответить на вопрос «Кем быть?» и пополнить ряды трудового класса. Современный труд требует от человека не только умений, но и знаний. И поэтому, вам сначала предстоит стать студентами. Тема нашей беседы «Ученье путь к умению». Объясните смысл данной поговорки.
Объясните пословицы из этого списка:
- Живи своим умом.
- Гулять – гуляй, а дела не забывай.
- Ремесло не коромысло, плеч не оттянет, а само прокормит.
- Без столбов забор не стоит.
- Словами и туда и сюда, а делами никуда.
- Откладывай безделье, да не откладывай дела.
- И собака не лает на того, чей хлеб ест.
- Поклониться, голова не отвалится.
- Педагог. Что означает слово «профессия»? Профессия (от латинского слова профессио – объявляю своим делом) - род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования. В современном обществе существует более 40 тысяч видов труда – профессий. Их число со временем меняется, появляются новые виды, исчезают старые. Есть распространённые (часто встречающиеся) профессии, а есть и редкие. Для овладения одними профессиями необходимо длительное обучение, а для овладения другими – сравнительно короткий учебный курс. Мир профессий велик и разнообразен, и разобраться в неё не так-то просто.
Из определения слова «профессия» следует, что не всякая трудовая деятельность является профессиональной, например, уход за своими родственниками или уборка своей квартиры не относятся к профессиональной деятельности. Трудовая деятельность человека может считаться профессиональной, если он имеет специальное профессиональное образование и его труд является источником дохода.
Упражнение “Самая, самая профессия”.
Инструкция: “Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий. А вы должны назвать те профессии, которые соответствуют данной характеристике. Например, самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми – «самыми денежными?». Участники дают свои варианты ответов.
- самая зеленая профессия
- самая денежная профессия
- самая сладкая профессия
- самая смешная профессия
- самая серьезная профессия
- самая музыкальная профессия
- Педагог. О будущем стоит задуматься уже сейчас, ещё обучаясь в школе. Излишне говорить, насколько важным в жизни человека является выбор профессии. Разрабатывая планы своего профессионального будущего, вам следует учесть индивидуальные профессиональные интересы и предпочтения, способности к тому или иному виду деятельности, а также насколько востребована эта профессии на рынке труда. И конечно узнать возможности получения образования.
Выпускники, окончившие успешно общеобразовательную школу, решившие стать высококвалифицированными рабочими, могут воспользоваться правом поступления в профессионально-технические учебные заведения. Во всех училищах созданы все условия для обучения и проживания студентов: общежитие, бесплатное питание, просторные аудитории, оснащённые оборудованием мастерские, а также для всестороннего развития спортивные секции, танцевальные кружки, театральные студии. Также, наряду с профессией можно получить и полное среднее образование.
Любая профессия предъявляет определённые требования к человеку. Какими качествами должен обладать человек? Ответы детей:
- Способность понимать людей.
- Устойчивость внимания.
- Уметь контролировать свои эмоции.
- Терпение.
- Работоспособность.
- Аккуратность и ответственность.
- Умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми.
- Педагог. Вокруг разнообразный и сложный мир, живя в котором необходимо постоянно искать ответы на возникающие вопросы. Ответы на одни вопросы можно найти без всяких раздумий, а для ответов на другие нужны длительные размышления. Нужно только хорошенько подумать, задать себе вопрос: «Есть ли у меня для этого необходимые знания и психологический настрой? Достаточно ли у меня выдержки, упорства и желания добиться поставленной цели?». А для этого, просто необходимо, построение личного жизненного плана.
- Успешное окончание школы;
- поступление в ПТУ;
- успешное окончание ПТУ и трудоустройство;
- постоянная работа и устойчивый заработок;
- оказание материальной помощи своей семье (родителям, младшим братьям и сёстрам);
- создание своей семьи (женитьба или замужество и рождение детей);
- забота о престарелых родителях.
Итог занятия. Педагог.
- Какая информация сегодня была для вас полезна?
- Что вы узнали нового?
- Достаточно ли информации вы получили сегодня в беседе?
Много вокруг вас советчиков, помощников, а принимать решение, действовать, отвечать, жить – вам. Очень важно, чтобы каждый из вас уже сейчас, с первых шагов в жизни понял простую и самую главную заповедь: всё, чего добивается в жизни человек, - это дело его рук, его выбор. Спасибо за активную работу!
Литература.
- Е. Н. Прощицкая. Выбирайте профессию. М. «Просвещение». 1991.
- М. Бендюков, И. Соломин, Д. Чернейко. Дорога в будущее. Самоучитель для начинающих профессиональный путь. С – П. 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование положительного отношению к учению путем развития интереса к предмету, создания комфортной и творческой атмосферы, и во внеурочной деятельности.
Эта статья, написанная мной, о том, как сформировать положительное отношение к урокам математики!...
Нестандартный урок - путь к успеху в учении
Нестандартные уроки - это неординарные подходы к преподованию учебных дисциплин....
ПРОБЛЕМА СНИЖЕНИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ И ПУТИ ЕЁ РЕШЕНИЯ
Неуспеваемость? НЕуспешность...Каждый ребенок приходит в школу полным энтузиазма, желания учиться! Ведь он теперь совсем взрослый, школьник. Как обидно бывает наблюдать, как гаснет радость и приходит ...
Статья по теме «Формирование положительного отношению к учению путем развития интереса к предмету, создания комфортной и творческой атмосферы, и во внеурочной деятельности.»
Интересная статья по математике на тему формирования положительного отношения к изучению предмета....
Пути развития умений и навыков связной речи у учащихся с ОВЗ на уроках природоведения и биологии
Рассматриваются вопросы развития речи у учащихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....
Формирование положительного отношению к учению путем развития интереса к предмету, создания комфортной и творческой атмосферы, и во внеурочной деятельности
В течение многих лет работы я задумывалась над воспитанием интереса к математике у учащихся. Определенная группа учащихся, заканчивая начальную школу, испытывает интерес к математике. Их привлекает до...
Пути развития умений и навыков связной речи у учащихся с ОВЗ на уроках природоведения и биологии
Одно из основных нарушений у детей, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), это нарушение ...