Формирование положительного отношению к учению путем развития интереса к предмету, создания комфортной и творческой атмосферы, и во внеурочной деятельности
статья по математике (9 класс)
В течение многих лет работы я задумывалась над воспитанием интереса к математике у учащихся. Определенная группа учащихся, заканчивая начальную школу, испытывает интерес к математике. Их привлекает доказательность, логичность, поиск рациональных решений, возможность проявить себя при решении трудных задач. Поэтому для них нет особой необходимости специально искать какие-то занимательные моменты на уроках, привлекая их внимание.
Иное дело - подавляющее большинство учащихся с обычными математическими способностями, которые не ощущают в себе призвание к математике и, изучая ее даже у лучших учителей, не отдают ей предпочтение перед другими предметами. Это равнодушие к математике может вызываться разными причинами: дефектами преподавания, недостатками характера ученика(например, отсутствие воли), его повышенным интересом и усиленными занятиями гуманитарными предметами, искусством, спортом. Положение нередко осложняется недостаточно завитым чувством долга у такого ученика. Однако ученик при всех условиях обязан усвоить курс математики средней школы - таковы задачи дня, и учителю известно, что он отвечает за ее решение. Воспитание интереса к предмету следует начать с выяснения характера интересов ученика. У многих учащихся познавательные интересы имеются. И, если внести элемент занимательности в изучение математики, то можно включить математику в сферу интересов гораздо большего числа учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №631
Приморского района Санкт-Петербурга
Статья по теме:
«Формирование положительного отношению к учению путем развития интереса к предмету, создания комфортной и творческой атмосферы, и во внеурочной деятельности»
подготовила
учитель математики
Сироткина Елена Анатольевна
Санкт-Петербург
2022
Формирование положительного отношению к учению путем Развития интереса к предмету, создания комфортной и творческой атмосферы, и во внеурочной деятельности.
“Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать случая сделать его занимательным.” Блез Паскаль.
В течение многих лет работы я задумывалась над воспитанием интереса к математике у учащихся. Определенная группа учащихся, заканчивая начальную школу, испытывает интерес к математике. Их привлекает доказательность, логичность, поиск рациональных решений, возможность проявить себя при решении трудных задач. Поэтому для них нет особой необходимости специально искать какие-то занимательные моменты на уроках, привлекая их внимание.
Иное дело - подавляющее большинство учащихся с обычными математическими способностями, которые не ощущают в себе призвание к математике и, изучая ее даже у лучших учителей, не отдают ей предпочтение перед другими предметами. Это равнодушие к математике может вызываться разными причинами: дефектами преподавания, недостатками характера ученика(например, отсутствие воли), его повышенным интересом и усиленными занятиями гуманитарными предметами, искусством, спортом. Положение нередко осложняется недостаточно завитым чувством долга у такого ученика. Однако ученик при всех условиях обязан усвоить курс математики средней школы - таковы задачи дня, и учителю известно, что он отвечает за ее решение. Воспитание интереса к предмету следует начать с выяснения характера интересов ученика. У многих учащихся познавательные интересы имеются. И, если внести элемент занимательности в изучение математики, то можно включить математику в сферу интересов гораздо большего числа учащихся.
Наряду с остальными дидактическими задачами эту задачу я поставила перед собой как одну из основных. Для достижения цели использую следующие средства:
1) Использование неожиданных приемов. Например, вместе с обычными даю задания, не имеющие смысла: разделить на ноль, извлечь корень из отрицательного числа, найти по т. Виета сумму и произведение корней квадратных уравнений, не имеющего таковых; прошу решить задачи с подвохом. Например, рассадить деревья на участке, имеющем форму треугольника, стороны которого известны, а участка не существует, т.к. для сторон треугольника не выполняется неравенство треугольника. Прошу прочесть натуральные числа и десятичные дроби с тем же набором цифр и плавающей запятой.
Учащиеся строят точки в системе координат на доске и в тетрадях, и вдруг неожиданно получается слово, рисунок. Задаю на дом уравнения или решение числового выражения, результатом которого является номер другого задания на дом (или отсутствием такового, если ответом будет ноль). Выписываю на доске выражения, равенства, получившиеся в результате выполнения д/з. Даю серии примеров таких, что результат решения предыдущего задания является условием для следующего. Записываю на доске математические выражения, незнакомые учащимся, называю их, прошу каждого учащегося записать свое выражение. Только затем даем точно математическое определение с помощью учащихся. Или прошу из выражений, рисунков на доске выбрать лишние, доказать, как одну из основных. Для достижения цели использую следующие средства: связаны остальные, почему так был сделан выбор. Все эти неожиданные приемы воспитывают внимание у учащихся, заставляет быть всегда настороже, способствуют неформальному отношению к учению, заинтересовывают нетривиальными заданиями.
2) Второй прием, который я использую - прием активизации восприятия.
С этой целью я привлекаю стихотворный жанр. Например, при изучении темы "Суммы углов треугольника" по геометрии читаю отрывок из стихотворения Данте "...Как для смертных истина ясна, что в треугольник двум углам тупым не влиться"
О теореме Виета: "Квадратные уравнения по праву в стихах должна быть воспета о свойствах корней теорема Виета!
Что проще, скажи, постоянство такого:
Умножишь ты корни
И дробь уж готова:
В числителе "с"
в знаменателе "а"
И сумма корней тоже дроби равна.
Хоть с минусом дробь та,
Что за беда!
В числителе "b"
в знаменателе "а" "
При введении основных понятий геометрии вспомни стихотворения Мартынова:
"Ведь между двух соседних точек,
Прямая - самый краткий путь, Иначе слишком много кочек
Необходимо обогнуть."
Иногда рифмы приходят сами собой:
"Чтоб умножить одночлены,
Не нужны феномены,
Правило лишь нужно знать
И умело применять:
Коэффициенты перемножить
Основание не тревожить,
Показатели сложи,
Результат сей запиши."
Старайтесь оживить сухие математические правила, формулы: знаки перед скобками дают нам команду ("плюс" - пиши слагаемые без скобок с теми же знаками; "минус" - с противоположным). Придаю таинственность некоторым выражениям: какой знак зашифрован между числом и буквой, скобкой, натуральным числом и обыкновенной дробью ( не пишется, не подразумевается)
Какой знак зашифрован ровной чертой.
Знаете? Тогда отгадайте ребус (k/2). Распределительный закон умножения справедливый: умножение распределяется между каждым слагаемым поровну. Что же вы обижаете второе слагаемое, не умножая?
Провожу аналогию с человеческой жизнью, с человеческими отношениями. Например, взаимное уничтожение противоположных слагаемых в сумме - кровная вражда; выносим за скобки общий множитель (путается под ногами); участок убывания функции на графике - едем с горы на санках, участок возрастания - восхождение на вершину горы. При умножении рациональных чисел даю правило: пусть друг - положительное число, враг - отрицательное число. Тогда правило умножения положительных чисел будет выглядеть так: друг моего друга мне друг; отрицательных: враг моего врага мне друг; а чисел разного знака: враг моего друга мне враг; друг моего врага мне враг.
При сложении рациональных чисел формулирую учащимся правила индийского математика Брахмапутры, жившем в VII веке. Имущество он практиковал как положительное число, долг как отрицательное число. Правило сложения звучало так: имущество + имущество = имущество.
отрицательных: долг + долг = долг.
Разного знака: долг + имущество = их разность.
Для активизации восприятия применяю математические правила. Кроме известного правила заучивание формул привидения, помогаю учащимся различать очень похожие определения синуса и косинуса по такому простому мнемоническому правилу:
синус - более звонкое слово - это ордината точки (игрек)
косинус - более мягкое по звучанию - абсцисса точки (икс)
И при введении мнемонического правила осуществляю еще один принцип активизации восприятия: связь с другими предметами. Напоминаю правила написания наречий с шипящими на конце, вернее исключение из этого правила: уж замуж невтерпеж, в физике: "как однажды Жак-Звонарь голубой зажег фонарь" или "каждый охотник желает знать, где сидит фазан"
Сообщено, что если взять однородную пластину треугольной формы, то известный им из геометрии центром является центром тяжести этой пластинки (демонстрирую это). В технике кубическая парабола используется для перевода железнодорожного пути прямолинейного участка пути на криволинейный ( тема "Степенная функция". Столяр на практике с помощью веревки проверяет, является ли сделанная им столешница прямоугольником, пользуясь признаком прямоугольника ( тема "Четырехугольники"). В теме "Теорема Пифагора" спрашиваю, как на местности можно построить прямоугольный треугольник с помощью веревки (этим пользовались египтяне )
той же цели - активизации познавательной деятельности служат и исторические экскурсы ( точка есть то, что не имеет частей - говорил Евклид, сообщаю я семиклассникам; первообразная функции раньше называлась примитивной, говорю я старшеклассникам.)
Заинтересовывают учащихся и лингвистические экскурсы: лемма - в переводе с греческого - взятка, прибыль., доход, корысть; трапеция - столик (ведь, правда, похоже?!)
При случае сообщаю учащимся сведения, превышающие общую математическую эрудицию учащегося, способные заинтересовать их. Например, при изучении темы "Параллелограмм" говорю, что в математике есть понятие и антипараллелограмм (контрпараллелограмм), рисую его на доске.
В теме "Делимость чисел" рассказываю учащимся о существовании совершенных чисел (6, 28, 496), каждое из которых равно сумме своих делителей, кроме самого числа; о существовании дружественных числе (220 и 284), каждое из которых равно сумме делителей другого. При изучении функций в старших классах говорю, что есть еще две тригонометрические функции (секанс и косеканс) и что они собой представляют; что график показательной функции называют экспонента, а логарифмической - логарифмиса. Для активизации восприятия включаю познавательные упражнения. Читаем натуральные числа на доске. Учитель комментирует каждое число: 7000 лет - время осознанной истории человечества; 15513 войн было за это время на Земле; 4000000000 жизней унесли эти войны; 25 - один раз в 25 лет меняется поколение, 280 поколений сменилось. В конце: "Мы пришли к черте, когда все живущие на Земле могут спать последним 291-м поколением, если не защитим мир на нашей планете.
3)Третий принцип: включение элементов занимательности на уроке, игровых элементов. Например, учимся складывать рациональные числа, символически играя в бильярд. Три колонки - три команды. Попадаем в лунки по очереди и набираем очки. При попадании в одни лунки очки прибавляются, а при попадании в другие - отнимаются. Как это показать? ("+3 - прибавляет 3 очка, "-5" отнимает 5 очков). Если в итоге получается 0 очков - команда выбывает из игры = начали(+5; +10; -20; -15; +30; +40; -50; +25; -30; -15; +20) Первую задачу решаем сложением. Значит и другую, и третью, и т.д. . Далее выводим правило сложения, записывая действия.
При изучении нового материала, закреплении и повторении его включаю занимательные упражнения; например, решая пример, расшифровать слово или, выполняя несколько заданий, найти в таблице, данной учителем, ответ каждого и соответствующую букву, получить оценку своей работе: "отлично", "пять", "умница", "молодец". Это и пропедевтика табличного задания функции.
Как итог изучения темы предлагаю учащимся отгадать кроссворд, предлагаю изготовить наглядное пособие, например, по теме "Симметрия"; математическое лото "Действие с обыкновенными и десятичными дробями", "Квадратные уравнения, теорема Виета". В таблицы и карточки включаю избыточное число результатов с возможными ошибками учащихся, чтобы в процессе решения заданий учащиеся добивались правильного результата и тем самым находили свои ошибки, больше не повторяли их. В результате такой работы учащиеся сами придумывают кроссворды, участвуют в КВН-ах, викторинах, которые провожу один - два раза в год.
Список использованной литературы
1. Окунев А.А . “ О развитии творческих способностей учащихся.” М. Просвещение.1988.
2. Симановский А.Э. “ Развитие творческого мышления детей “ Волгоград. Учитель.2002.
3. Истомина Н.Б. “ Активизация учащихся на уроках математики” M:Просвещение. 1985.
4. Журнал “Математика в школе” №2. 1996.
Использованные интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование положительного отношению к учению путем развития интереса к предмету, создания комфортной и творческой атмосферы, и во внеурочной деятельности.
Эта статья, написанная мной, о том, как сформировать положительное отношение к урокам математики!...
Статья: "Формирование положительного отношения и интереса школьников к урокам физической культуры и самостоятельным занятиям"
АКТУАЛЬНОСТЬ.Подвижные игры на уроках физической культуры, младшие школьники.В игровой деятельности создаются благоприятные условия для развития внимания, памяти, ориентации. Подвижные игры позволяют ...
Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников.
Меры по совершенствованию УВП с целью предупреждения неуспеваемости будет полезен начинающим учителям....
Статья по теме «Формирование положительного отношению к учению путем развития интереса к предмету, создания комфортной и творческой атмосферы, и во внеурочной деятельности.»
Интересная статья по математике на тему формирования положительного отношения к изучению предмета....
Обобщение опыта: "Формирование положительного отношения к занятиям двигательной деятельностью и развитие физических качеств с помощью игровых технологий"
Предназначено для учителей физической культуры ....
Формирование положительного отношения к учению в процессе урока
Любой предмет...