Пути развития умений и навыков связной речи у учащихся с ОВЗ на уроках природоведения и биологии
статья по биологии (9 класс)

Сорокина Оксана Михайловна

Одно из основных нарушений у детей, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), это нарушение речи. Речевые нарушения у этих детей носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная функциональная система. У учащихся с ограниченными умственными возможностями отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи. Отмечается слабость мотивации, снижена потребность в речевом развитии, имеются значительные отклонения в понимании того, о чем говорит собеседник. Учащиеся не активно участвуют в беседе, на вопросы отвечают односложно и не всегда правильно. Их высказывания представляют собой поток неясных, неоконченных слов, либо их речь монотонна, растянута. Ребёнку с ограниченными возможностями трудно бывает выразить свою мысль, связно передать содержание рассказа. Нередко, зная материал, ученик, тем не менее, не может последовательно и связно изложить его. Наиболее благоприятные условия для работы по развитию речи учащихся создаются на так называемых речевых предметах: природоведении, биологии, географии, истории.

Ключевым моментом развития связной речи является работа над смысловой стороной связного текста. С этой целью используются на уроках такие задания как редактирование предложений, содержащих речевые или смысловые ошибки. Например: «Наступила осень. Животные готовятся к зиме. Некоторые птицы улетают на юг. Это ласточки, грачи, сороки, журавли. Лесные жители: заяц, еж, белка, лиса – меняют шубки на более теплые и густые. А на полях в садах заканчиваются осенние работы. Убраны овощи и хлебные растения, заканчивается сенокос, в садах высаживают молодые деревья, сгребают опавшую листву». Учащиеся читают текст, находят ошибки и обсуждают, как их лучше исправить. Работа над каждым предложением текста готовит детей к точному выбору слов, правильному их согласованию, овладению средствами межфразовой связи. Примером могут служить следующие задания: добавь одно-два предложения к незаконченному тексту, работа с деформированным текстом, например: к, зиме, звери, готовятся.

Обогащение словаря умственно-отсталых учащихся новыми словами, терминами, выражениями в значительной мере помогает их речевому развитию. Систематическая словарная работа на уроках расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять их в связной речи.  Для обогащения словарного запаса используются различные словесные упражнения на обобщение и классификацию, такие, как: «Назови одним словом», «Назови, что знаешь». Например: «Вены, артерии, капилляры - ...» или «Окунь, карась, щука - …».

Важным средством развития речи учащихся является работа с загадками, кроссвордами, пословицами и поговорками. Кроме этого могут быть и такие задания на развитие речи, как объяснение слов и выражений. Использование таких игр не только оживляет работу на уроке, но и повышает интерес к родному языку. В процессе игр дети учатся строить свои высказывания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puti_razvitiya_umeniy_i_navykov_svyaznoy_rechi.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пути развития умений и навыков связной речи у учащихся с ОВЗ на уроках природоведения и биологии

Сорокина Оксана Михайловна, учитель биологии        

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 657 Приморского района Санкт – Петербурга

Одно из основных нарушений у детей, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), это нарушение речи. Речевые нарушения у этих детей носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная функциональная система. У учащихся с ограниченными умственными возможностями отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи. Отмечается слабость мотивации, снижена потребность в речевом развитии, имеются значительные отклонения в понимании того, о чем говорит собеседник. Учащиеся не активно участвуют в беседе, на вопросы отвечают односложно и не всегда правильно. Их высказывания представляют собой поток неясных, неоконченных слов, либо их речь монотонна, растянута. Ребёнку с ограниченными возможностями трудно бывает выразить свою мысль, связно передать содержание рассказа. Нередко, зная материал, ученик, тем не менее, не может последовательно и связно изложить его. Наиболее благоприятные условия для работы по развитию речи учащихся создаются на так называемых речевых предметах: природоведении, биологии, географии, истории.

В первую очередь необходимо направить усилия на то, чтобы способствовать общему развитию учащихся, возбудить у них интерес к происходящему, желание говорить. Для этого надо поощрять слабые попытки учащихся преодолеть возникающие трудности, отмечать каждый, даже незначительный успех. Необходимо создать благоприятную, спокойную обстановку, использовать различные яркие наглядные пособия и технические средства обучения, разнообразить задания. Для этого на уроках природоведения и биологии важное место занимают уроки – знакомства, уроки – путешествия, оформление коллекций, наблюдения за ростом растений или животных, включение в урок элементов проблемного изложения, ролевых игр и другое.        

На уроках ведется работа, направленная на развитие диалогической и монологической речи. Диалогическая речь развивается в ходе беседы. Большое значение в ходе беседы имеет создание эмоционально – благоприятной обстановки, стимулирующей учащихся задавать вопросы. Для организации бесед используются разнообразные наглядные пособия: реальные предметы, их графические и объемные изображения. Они привлекают к себе внимание учащихся, вызывают у них интерес, способствуют актуализации имеющихся знаний, побуждают к эмоционально окрашенным высказываниям.  Во время беседы учащиеся строят свои высказывания в соответствии с вопросами учителя и его побуждающими репликами. Как правило, в беседе активно участвуют наиболее сильные ученики, но если наряду с трудными вопросами задавать и легкие, то более слабые дети тоже смогут принять участие в беседе. Чтобы урок был продуктивным, беседа должна сочетаться с другими методами, такими как рассказ учителя, наблюдения в природе, работа с иллюстративным материалом, чтение текста учебника, схемы, таблицы, видеофрагменты, презентации.

Учитывая, что речевая практика у учащихся данной категории предельно ограничена и что одним из условий построения связного высказывания является развернутая форма предложений, на уроках осуществляется постоянная тренировка учащихся в полных ответах на вопросы. Очень важно не только учить детей отвечать на вопросы, но самостоятельно задавать их. Например, в игре «Учитель», возможен такой вариант: дети в роли учителя, один ученик выходит к доске, остальные учащиеся задают вопросы по прочитанному тексту, по рассмотренной картине. Если возникает затруднение, необходимо помочь сформулировать вопрос.

Постановка вопросов самими учащимися одна из форм выражения речевой активности. В беседу включаются задания творческого характера: «Сравни», «Объясни почему», «Докажи». Например: представьте себя в кабине космического корабля, «зависшего» в одной точке над землей. Прямо под собой вы видите остров в океане. Вместе с Землей он медленно перемещается и постепенно исчезает. Через сколько часов вы вновь увидите тот же остров? Объясните свой ответ.  

Формулировкой вопросов надо заинтересовать даже крайне пассивных детей. Поэтому среди трудных вопросов встречаются и легкие. Такое чередование вопросов заставляет быть всем учащимся внимательными. Следя за ответами учащихся, важно не допускать использование ими лишних слов. К оценке правильности ответа, как по содержанию, так и по грамматическому оформлению постепенно привлекаются все учащиеся класса.

Переход от диалога к монологу у школьников с нарушением интеллекта осуществляется нелегко. При составлении устных рассказов используются карточки – памятки, планы, опорные слова, картинки. При cоставлении рассказа – описания вначале спрашиваются 1-2 более сильных ученика, как образец рассказа, а потом более слабые учащиеся. Например, при описании внешнего вида животного, используются карточки с планом, наглядные пособия (чучело, картина с его изображением). Все это повышает эффективность рассказа. Использование различных сюжетных картин (или серии картин): «Формы земной поверхности», «Хищные звери», «Пресмыкающиеся» и др. способствует развитию наблюдательности, имеет большое значение для активизации познавательной деятельности и речи.

Полезно включать в урок игры, дидактические задачи, которые совпадают с задачами обучения на этом уроке. Примером игр могут служить следующие: «Узнай по описанию», «Когда это бывает». В процессе таких игр дети учатся строить свои высказывания. Важно внимательно следить за грамматическим оформлением высказывания, требовать обоснованного ответа. Активность учащихся значительно возрастает, если учитель привлекает их внимание к правильным – точным и развернутым - ответам. Предлагая слабоуспевающим ученикам повторить составленную фразу, учитель закрепляет в их памяти и сознании речевую конструкцию, которую следует употребить.

Ключевым моментом развития связной речи является работа над смысловой стороной связного текста. С этой целью используются на уроках такие задания как редактирование предложений, содержащих речевые или смысловые ошибки. Например: «Наступила осень. Животные готовятся к зиме. Некоторые птицы улетают на юг. Это ласточки, грачи, сороки, журавли. Лесные жители: заяц, еж, белка, лиса – меняют шубки на более теплые и густые. А на полях в садах заканчиваются осенние работы. Убраны овощи и хлебные растения, заканчивается сенокос, в садах высаживают молодые деревья, сгребают опавшую листву». Учащиеся читают текст, находят ошибки и обсуждают, как их лучше исправить. Работа над каждым предложением текста готовит детей к точному выбору слов, правильному их согласованию, овладению средствами межфразовой связи. Примером могут служить следующие задания: добавь одно-два предложения к незаконченному тексту, работа с деформированным текстом, например: к, зиме, звери, готовятся.

Обогащение словаря умственно-отсталых учащихся новыми словами, терминами, выражениями в значительной мере помогает их речевому развитию. Систематическая словарная работа на уроках расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять их в связной речи.  Для обогащения словарного запаса используются различные словесные упражнения на обобщение и классификацию, такие, как: «Назови одним словом», «Назови, что знаешь». Например: «Вены, артерии, капилляры - ...» или «Окунь, карась, щука - …».

Важным средством развития речи учащихся является работа с загадками, кроссвордами, пословицами и поговорками. Кроме этого могут быть и такие задания на развитие речи, как объяснение слов и выражений. Использование таких игр не только оживляет работу на уроке, но и повышает интерес к родному языку. В процессе игр дети учатся строить свои высказывания.

В процессе использования вышеупомянутых заданий каждый ученик получает возможность на уроке говорить, отвечать, объяснять, доказывать, подсказывать, проверять, оценивать, корректировать ошибки, воспринимать содержание речи партнера, отвечать на вопросы и задавать их. У детей формируются знания и представления об окружающей действительности, удаётся повысить интерес учащихся к предмету, это позволяет преодолеть механическое усвоение знаний, что способствует лучшему запоминанию, а в целом в значительной степени способствует совершенствованию речевой практики учащихся с нарушениями интеллектуального развития.

Литература:

  1. Психология умственно отсталых школьников. Петрова В.Г., Белякова И.В. М.: «Академия», 2002
  2. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Пузанова Б.П. М.: «Академия», 2001
  3. Коррекционная работа на уроках географии и естествознания. Синев В.Н., Стажок Л.С. Киев, 1977
  4. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. Петрова В.Г. М., 1977


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на Районном методобъединеии "Развитие умений и навыков устной речи на уроках иностранного языка"

Содержание выступленияI. Введение. II.        Основные признаки современного урока иностранного языка при выполнении задачи развития умения и навыков устной речи. 1. Рече...

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Проблема нарушений связной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения. Нередки случаи употребления слов в несвойственном им значении, что является следствием бедности сл...

Пути развития умений и навыков связной речи у учащихся с ОВЗ на уроках природоведения и биологии

Рассматриваются вопросы развития речи у учащихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....

Тема: « Развитие связной речи у учащихся 1 класса с общим недоразвитием речи»

Тема: « Развитие связной речи у учащихся 1 класса с общим недоразвитием речи»...

Этапы по развитию связной речи у учащихся с задержкой психического развития на логопедических занятиях в начальной школе

Полноценное овладение речью является стержнем полноценного формирования личности ребенка. Одним из важных компонентов этого направления является связная речь, формирование которой рассматриваетс...