День науки и творчества «Ломоносову 300 лет» Станция « Ломоносовский обоз»
план-конспект занятия (7 класс) по теме

Мамай Марина Ивановна

Великий ученый, ставший гордостью своей страны, родился в семье помора Василия Дорофеевича Ломоносова 19.11.1711г. , в деревне Денисовка Архангельской губернии на берегу реки Северная Двина.

С детства Михаил помогал отцу в дальних путешествиях. На отцовском галиоте « Чайка» выходили в Белое море, Северный Ледовитый океан. Он с интересом наблюдал природу родного края и нравы их обитателей. В путешествиях познакомился с разными производствами : корабельным делом, побывал на солеварнях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon День науки и творчества85.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ средняя школа №314

День науки и творчества

«Ломоносову 300 лет»

Станция « Ломоносовский обоз»

2011год

Задачи: - расширить знания учащихся о М.В.Ломоносове

              - развивать познавательную активность учащихся

              - воспитывать любовь и чувство гордости к  людям российской науки

План работы:

  1. Просмотр фильма о Ломоносове
  2. Беседа с просмотром презентации о биографии Ломоносова
  3. Достижения и открытия Ломоносова в области естественных наук
  4. Викторина « Я знаю о Ломоносове»
  5. Решение кроссворда « Электричество»
  6. Решение ребуса « Расшифруй слово»
  7. Конкурс рисунков «Ломоносову 300 лет»
  8. Конкурс « Создай мозаику»
  9. Создание газеты « Великий сын России»
  10. Подведение итогов, награждение грамотами.

День науки и творчества  « Ломоносову 300 лет»

 

Станция « Ломоносовский обоз»

Великий ученый, ставший гордостью своей страны, родился в семье помора Василия Дорофеевича Ломоносова 19.11.1711г. , в деревне Денисовка Архангельской губернии на берегу реки Северная Двина.

С детства Михаил помогал отцу в дальних путешествиях. На отцовском галиоте « Чайка» выходили в Белое море, Северный Ледовитый океан. Он с интересом наблюдал природу родного края и нравы их обитателей. В путешествиях познакомился с разными производствами : корабельным делом, побывал на солеварнях.

После плавания брался за книги. Ломоносов рано научился читать, он знал наизусть многие книги, но это были церковные книги, в которых не было ответов на интересовавшие его вопросы. Он с трудом достал немногочисленные духовные книги  « Славянская грамота», « Арифметика» Магницкого. В учебнике Магницкого были собраны простые сведения по физике, геометрии, навигации, астрономии.

Несчастной была жизнь Ломоносова. У него умерла мать, когда он был еще ребенком. Отец его, человек который рос в невежестве, мачеха преследовала его и делала его жизнь невыносимой. Ей казалось,

Что Ломоносов попусту сидит за книгами.

И в 19 лет Ломоносов с обозом ушел в Москву. Здесь он поступил в Заиконоспасскую славяно-греко-латинскую академию. Тяжелые это были времена : безденежье, нищета, насмешки младших школьников : « смотри-ка, какой болван пришел латыни учиться». Ломоносов за 1 год прошел программу 3 лет.

Но учеба в церковных заведениях не удовлетворяла его. И тут его в числе 12 лучших учеников вызывают на обучение в Петербург. В это время Россия нуждалась в специалистах горного дела, и Ломоносова направили на обучение в Германию , в Марбург.

Профессор Вольф преподавал горное дело математическим методом . 5 лет пробыл Ломоносов за границей. Будучи в Марбурге Ломоносов женился на Елизавете Цильх.

В 1745г. Ломоносов стал профессором химии.

Энциклопедические знания Ломоносова позволили отличиться ему во многих науках. Он описал строение Земли, объяснил происхождение многих  полезных ископаемых и минералов, исследовал атмосферное электричество, открыл, что у Венеры есть атмосфера, выдвинул учение о цвете, создал ряд оптических приборов, подчеркивал важность освоения северного морского пути.

Когда возглавил в 1758г. Географический департамент Академии наук, много сделал для развития географии. Познание и освоение морей считал важным т.к. сам был из семьи помора. Открытия Ломоносова в области географии

- мысль о существовании единого мирового океане

- изучал морские приливы и отливы

- изучал и классифицировал морские льды

- изобрел ряд приборов ( подвесная корабельная люлька, первый самопишущий прибор анемограф, самопишущий компас- курсограф, салометр- прибор для измерения скорости течений - ночезрительная труба).

Составил атлас по геологии « Российская минералогия- описание руд и металлов , содержащихся в недрах Земли Русской.

Изучал природу северных сияний и природного электричества. Во время одного опыта погиб друг Ломоносова ученый Рихман.

Создавал мозаику. Создал искусственный минерал –смальта.

Умер случайно от простуды в 1765г.. Похоронен в Александре - Невской лавре с Санкт-Петербурге.

Жажда науки была страстью Ломоносова.

Имя Ломоносова присвоено многим географическим объектам

  1. мыс Ломоносова на западном берегу Амура
  2. хребет Ломоносова на о. Новая Земля
  3. гора Ломоносова на о. Новая Земля
  4. гора и ледник Ломоносова на о. Шпицберген
  5. плато в Гренландии
  6. бухта Ломоносова в море Лаптевых
  7. хребет Ломоносова подводный в Северном Ледовитом океане от Азии к Америке через Северный полюс
  8. хребет Ломоносова в Антарктиде
  9. течение Ломоносова в Атлантическом океане ( мощное подводное течение)
  10. село Ломоносова переименованное село Денисовка
  11. город Ломоносов в Ленинградской области .Здесь Ломоносов основал Химическую лабораторию и стекольную фабрику, создал технологию производства цветных стекол и хрусталя, цветных смальт для мозаик.
  12. гавань и отмель имени Ломоносова в Балтийском море
  13. кратер на Луне.

В работе секции использованы : фильм о Ломоносове

                                                        Презентация  биография Ломоносова

                                                        Презентация имя Ломоносов на карте

                                                         Фотографии Ломоносова

                                                         Репродукции мозаик Ломоносова

                                                          Фотографии изделий фарфорового и

                                                          Стекольного заводов

                                                         Фотографии приборов, изобретенных

                                                           Ломоносовым

                                                             

РАФМОГАНЕ


ГРАФСОКУР


МЕЛОТРСА


ЗРИНАЯНОТЕЛЬЧЕБАТРУ

Викторина «Я знаю о Ломоносове»

  1. К какой народности принадлежал Ломоносов
  1. карелы
  2. поморы
  3. финны
  4. угоры
  1. Кем по роду занятий был отец Ломоносова
  1. путешественник
  2. земледелец
  3. рыбак
  4. священник
  1. Выберете отчество Ломоносова
  1. Васильевич
  2. Иванович
  3. Сергеевич
  4. Федорович
  1. Как называется родная деревня Ломоносова
  1. Денисовка
  2. Холмогоры
  3. Куростровская
  4. Троицкая
  1. Сколько лет было Ломоносову , когда он покинул родной дом
  1. 17
  2. 18
  3. 19

4)  20

  1. Во сколько лет Ломоносов начал обучение в своем первом учебном заведении

1) 10 2) 12 3) 19

  1. Какой прибор изобрел Ломоносов

1)солнечную        печь

2)ночезрительную трубу

3)телескоп

4)ничего не изобрел

  1. На берегу какой реки родился Ломоносов
  1. Двина
  2. Мезень
  3. Волга
  4. Дон
  1. Какую лабораторию организовал Ломоносов в Ораниенбаум
  1. химическую
  2. физическую
  3. астрономическую

4)ботанический        сад

  1. О ком писал Ломоносов « В средине всех планет он Солнце положил, сугубое Земли движение открыл»
  1. о Боге
  2. оКопернике
  3. оНыотоне

11. Всех российских правителей Ломоносов сравнивал с эталоном

  1. Александра Великого
  2. Екатерины Великой
  3. Петра Великого
  1. Что хотел узнать Ломоносов , наблюдая за прохождение Луны по диску Солнца
  1. диаметр Венеры
  2. наличие у Венеры атмосферы
  3. расстояние от Венеры до Земли
  1. Что называл корпускулами Ломоносов
  1. молекулы
  2. волны
  3. клетки
  4. флюиды
  1. Какое древнее искусство возродил Ломоносов благодаря занятиям химией
  1. мозаику
  2. роспись по шелку
  3. фреску
  4. вышивку
  1. Развитие какого химического производства связано с именем М.В. Ломоносова
  1. производство взрывчатых веществ
  2. производство стекла
  3. производство лекарств
  4. производство удобрений
  1. Жена Ломоносова уроженка
  1. Петербурга
  2. Архангельска 3 ) Марбурга

4) Москвы

  1. Директором какого департамента Академии Наук был назначен Ломоносов
  1. астрономического
  2. географического
  3. физического
  4. химического
  1. Ломоносов создал грандиозное мозаичное полотно, посвященное одной из победе русского оружия. О какой победе речь
  1. Полтавская

2)Куликовское

  1. Ледовое побоище
  1. . Одно из открытий Ломоносова, смальта - это...
  1. измерительный прибор
  2. искусственный материал
  3. природное явление

№)стихотворный        прием

  1. . Где находится могила М.В. Ломоносова
  1. в Петербурге, в Алексанро-Невской лавре
  2. в Москве
  3. в Архангельске.

Как подружиться с электричеством

Вопросы

По горизонтали

1. Гладит все, чего касается,
А дотронешься – кусается.

6. Нет ушей, а слышит,
Нету рук, а пишет.

7. Полюбуйся, посмотри –
Полюс Северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет.

8. Он пыхтит как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пошумит, остепенится –
Пригласит чайку напиться.

2. Чудо-ящик – в нем окно,
В том окошечке – кино.

3. На голове пуговка,
В носу решето,
Одна рука, да и та на спине.

4. Ей набили мясом рот,
И она его жует.
Жует, жует и не глотает –
В тарелку отправляет.

5. Я вдыхаю много пыли,
Чтобы вы здоровы были.

Ответы

По горизонтали: 1. Утюг. 6. Магнитофон. 7. Холодильник. 8. Самовар.

По вертикали: 2. Телевизор. 3. Чайник. 4. Мясорубка. 5. Пылесос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День науки и искусства, посвященный дню рождения М. В. Ломоносова: интеллектуальная игра "Эрудит" 6, 7 и 8 классах

Интеллектуальная игра, во время которой ученики становятся студентами университета и отвечают на вопрсы экзаменаторов - жюри. Используется исторический материал о М.И.Ломоносове в виде сценки из его д...

Наука в творчестве А.С.Пушкина

Внеклассное интегрированное занятие по теме "Наука в творчестве А.С.Пушкина" . Вступительное слово учителя: «Вдохновение нужно в поэзии, как и в геометрии…»французский историк и математик Жан Дал...

Отчёт по проведению декады науки и творчества

С 19 ноября по 03 декабря в Сухо-Сарматской СОШ проводилась декада Науки и Творчества, опорной идеёй стала  история создания Нобелевской премии, а также рассмотрение достижений её лауреатов....

Презентация "День науки и творчества"

Презентация подготовлена к сценарию дня науки и творчества...

День Науки, посвящённый 305-летию М.В.Ломоносова «Этапы большого пути»

В 2007 - 2008 г.г. на канале «Россия» проходил конкурс «Имя России». Очень удивил тот факт, что имя нашего великого соотечественника  М.В.Ломоносова не вошло даже в 12 лучших имён России.  ...

Урок по творчеству Ломоносова

Урок по творчеству Ломоносова...