День Науки, посвящённый 305-летию М.В.Ломоносова «Этапы большого пути»
методическая разработка по теме
В 2007 - 2008 г.г. на канале «Россия» проходил конкурс «Имя России». Очень удивил тот факт, что имя нашего великого соотечественника М.В.Ломоносова не вошло даже в 12 лучших имён России.
Это объясняется тем, что широкой публике очень мало известно о роли Ломоносова в развитии науки и образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_nauki._305-letie_m.v.lomonosova.zip | 2.65 МБ |
Предварительный просмотр:
III региональный дистанционный конкурс учителей физики
«Истина где-то рядом»
Номинация № 5: «Мой предмет – самый лучший»
День Науки,
посвящённый 305-летию М.В.Ломоносова
«Этапы большого пути»
Учитель физики, математики, химии МБОУ – ООШ с. Львовка Аркадакского района Саратовской области
Кошелева Лидия Анатольевна
«Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни
человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только одною ею человек победит природу и себя».
А. П. Чехов
19 ноября - День Науки,
посвящённый 305-летию М.В.Ломоносова
«Этапы большого пути»
№ | Название | Ответственный |
1 | Общешкольная линейка. | Директор школы Е.В. Крылкова |
2 | Заочная викторина. Выпуск стенгазеты. | Кошелева Л.А. |
3 | Биография учёного. | Школьное самоуправление |
4 | Открытия М.В. Ломоносова. | Учителя-предметники |
5 | Участие в региональном конкурсе «Ломоносовские чтения». | Кошелева Л.А. |
6 | Конкурс творческих работ учащихся: презентаций, сообщений, синквейнов. | Учителя-предметники |
7 | Подведение итогов. | Директор школы Е.В. Крылкова |
2
Форма проведения: День Науки.
Возраст учащихся: 2 - 9 классы.
Место проведения: кабинет физики и математики.
Оборудование: компьютер, портреты, выставка книг.
Цели мероприятия:
образовательные: Расширить представления учащихся о М.В.Ломоносове, достойном представителе российской науки и нашем великом соотечественнике, одном из первых «двигателей» нашего просвещения; показать известные учебные предметы с неизвестной стороны.
развивающие: развивать интеллектуальные и творческие способности, создание благоприятных условий для развития познавательного интереса, побудить учащихся самостоятельно продолжить знакомиться с личностью М.В.Ломоносова.
воспитательные: воспитывать у школьников чувства патриотизма, гордости за Отечество и великих людей России, уважение к историческому прошлому страны, повышать престиж высоких нравственных качеств, готовность на любом поприще служить своей Отчизне, внедрение эффективных форм внеклассной работы по учебным предметам.
Задачи:
- формирование системы научных взглядов у учащихся;
- развитие творческого потенциала, кругозора учащихся;
- воспитание чувство патриотизма и гордости за достижения отечественных учёных и деятелей искусства;
- поддержка и развитие интеллектуально, творчески одарённых детей;
- вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам.
Основной принцип проведения Дня науки — каждый ученик является активным участником всех событий. Он может попробовать себя в разных ролях, проверить свои силы в различных видах деятельности, быть организатором и участником всех происходящих событий.
Актуальность: В 2007 - 2008 г.г. на канале «Россия» проходил конкурс «Имя России». Очень удивил тот факт, что имя нашего великого соотечественника М.В.Ломоносова не вошло даже в 12 лучших имён России.
3
Это объясняется тем, что широкой публике очень мало известно о роли Ломоносова в развитии науки и образования.
Итоги анкетирования учащихся нашей школы показывают, что ребятам знакомо имя Ломоносова, но они ничего не могут сказать о его открытиях, т.к. нет пропаганды литературы о Ломоносове, никаких познавательных программ по телевидению о роли и значении М.В. Ломоносова не показывают.
«Химия – правая рука физики, математика – её глаз».
М.В.Ломоносов
В соответствии со школьной программой «Одарённые дети» 19 ноября проводился День науки. Проведение дней Науки в нашей школе стало традиционным.
В 2016 году исполняется 305 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова, первого российского академика. В истории отечественной и мировой науки и культуры Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место. Первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение. Выдающийся Учёный, Человек и Гражданин своей страны, один из образованнейших русских людей XVIII в. Невозможно назвать область науки, техники, культуры, куда бы он не внёс свой вклад. Его научные интересы были широки и многогранны. Он шёл впереди века, обгоняя его в своих открытиях на многие десятилетия. Деятельность М.В. Ломоносова была столь обширна и многогранна, что его самого называют первым русским университетом.
«Ломоносов страстно любил науку, но думал и заботился исключительно о том, что нужно для блага его Родины. Он хотел служить не чистой науке, а только отечеству».
Н. Г. Чернышевский
1.Заочная викторина. За две недели до проведения мероприятия учащимся было дано задание найти и прочитать о М.В.Ломоносове. (Детство. Обучение в Москве. Обучение за границей. Открытия. Памятники Ломоносову. Географические объекты, носящие имя Ломоносова.)
Вопросы заочной викторины были даны учащимся за неделю, 12 ноября. В викторине могут участвовать ученики 5-9 классов.
4
Эпиграф к викторине: «На берегах холодного моря, подобно северному сиянию. Блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате. Что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие не противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему прекрасному и великому не менее всякого европейца».
Белинский
5
Вопросы викторины:
1.Назовите первое учебное заведение, в которое поступил учиться Ломоносов. Ответ: в московскую Славяно-греко-латинскую академию при монастыре.
2. . За кого пришлось ему себя выдать, чтобы поступить туда (крестьян не принимали)?
Ответ: За сына дворянина. Когда обман раскрылся, Ломоносов успел стать лучшим учеником академии и по окончании её был послан для продолжения учёбы в Петербург и за границу.
3. В какую страну отправили Ломоносова овладевать знаниями по философии, физике, химии, горному делу?
Ответ: В Германию.
4. Чем памятен в жизни М.В. Ломоносова 1753 год?
Ответ: Он написал наиболее замечательную из своих работ: «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих».
5.Назовите фамилию поэта, который сказал, что М.В. Ломоносов явился для русского народа «первым нашим университетом».
Ответ: А.С. Пушкин
6. На берегу какой реки родился и вырос Михаил Ломоносов?
Ответ: Двина
7. Был ли Ломоносов учеником, закончил ли он какую-нибудь школу?
Ответ: Нет. В Холмогорах была только церковная школа, но туда принимали только детей священнослужителей.
8. . Чем занимался отец Ломоносова?
Ответ: Морским промыслом на собственных судах.
9. Как поэтически выразил М.В. Ломоносов мысль о бесконечности Вселенной?
Ответ: «Открылась бездна, звезд полна, Звездам числа нет, бездне дна»
6
10. В каких областях раскрывался талант Ломоносова?
Ответ: Он прославился как физик, химик, историк, геолог, поэт, художник, астроном, географ.
11. Какие два пособия написал Ломоносов по русскому языку и по теории литературы, ораторскому искусству?
Ответ: «Российская грамматика» и «Риторика».
12. Какая медаль присуждается в наши дни ученым за выдающиеся работы в области естественных наук?
Ответ: Золотая медаль имени М.В. Ломоносова.
13. Какую лабораторию и фабрику организовал Ломоносов?
Ответ: Первую химическую лабораторию, фабрику цветного стекла.
14. Что сделал великий ученый для развития образования в России?
Ответ: В 1755 году был открыт Московский университет, который носит имя Ломоносова
15. Чем восхищался Ломоносов: «Что их благороднее, что полезнее, что увеселительнее и что бесспорнее в делах человеческих быть может!»?
Ответ: Науками.
Открытие Дня науки. Общешкольная линейка.
Директор школы: Уважаемые педагоги и ученики!
Сегодня в школе День науки.
День науки – это праздник души!
Каждый ученик к знаниям спеши!
Много пользы этот день принесёт,
Ум и память у всех разовьёт.
Учитель: О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
7
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг!
Именно эти слова А. С. Пушкина стали для наших учащихся путеводной звездой к новым открытиям и знаниям.
Выступления учеников.
1.Учащиеся начальных классов:
Смышлёный мальчик из семьи помора…
Он рос в глуши, не зная с детства лени…
Прославил он родные Холмогоры…
Михайло Ломоносов – русский Гений!
Он начал путь в Науку – от порога
К соседу Шубному по узенькой тропинке.
А вот и к дьяку местному дорога,
Там отвечал уроки без запинки.
И вопреки отцовскому запрету,
Зимою, подгоняемый морозом,
В Москву продолжил он дорогу эту,
С трудом шагая следом за обозом.
Так в девятнадцать он, почти мужчина,
Учиться стал старательно, без спешки.
За парту сев с мальчишками, «детина»
Не обращал вниманья на насмешки.
Мелькали дни, он ширил знаний круг
И изучал страницу за страницей.
А дальше – академия наук,
Учебные поездки за границу.
Вернулся, раздражая высший свет.
В России у него была забота:
Открыть Московский Университет
И грандиозная научная работа!
8
Он - живописец, астроном, поэт.
Он – маг стекла, оптических приборов.
Географ, полиглот, языковед.
Он - автор книг, теорий и законов.
Став академиком, один из «мужиков»,
Великий муж – Михайло Ломоносов
Мишенью был для всех клеветников,
Страдал от множества доносов.
Его труды не старит третий век.
Всё так же ярко, самобытно, ново!
Незаурядный русский Человек
Сказал своё в науке слово!
Лишь ей вся жизнь его принадлежит.
Им столько сделано, изучено, открыто!
Пусть имя Ломоносова звучит
И никогда не будет позабыто!
Конкурс творческих работ.
Подведение итогов.
Директор школы: Будущее науки нашей страны в ваших руках. Вы должны стремиться к знаниям, к творчеству, чтобы сделать нашу страну сильной, духовно богатой и процветающей. Желаю, чтобы в ваших юных сердцах всегда горел неугасимый огонь научного познания. Удачи вам, здоровья, новых достижений, открытий и творческих успехов!
Молодцы, ребята! Победителем Дня науки стал ученик 9 класса Сергеев Николай.
После подведения итогов хочу вам дать такое напутствие словами великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова:
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
9
И быстрых разумом Ньютонов
Российская земля рождать.
Вывод: в Дне науки приняли участие все учащиеся 2- 9 классов. Проводимое мероприятие вызвало живой интерес среди учеников школы. По общему мнению учителей и отзывам учеников День науки удался!
Активность
учащихся школы при проведении Дня науки,
посвященного 305-летию М. В. Ломоносова
№ | Фамилия, имя | класс | Названия работы |
1 | Ветченинов Андрей | 2 | Стихи о Ломоносове |
2 | Авилова Виктория | 3 | Стихи о Ломоносове |
3 | Сафрин Никита | 3 | Стихи о Ломоносове |
4 | Кобякова Дарья | 4 | Стихи о Ломоносове, синквейн |
5 | Перов Никита | 4 | Стихи о Ломоносове, синквейн |
6. | Дмитриев Максим | 5 | Презентация «К 305-летию М. В. Ломоносова |
7. | Патрикеев Кирилл | 5 | Презентация « М. В. Ломоносов» |
8. | Еремин Семен | 7 | Презентация «Русский великан эпохи научных гигантов». |
9. | Еремин Алексей | 8 | Сообщение «Биография М. В. Ломоносова» |
10. | Сергеев Николай | 9 | Сообщение « Ломоносов - имя России», Ода Ломоносова, участие в заочной викторине, победитель викторины. |
11. | Шебалова Татьяна | 9 | Презентация «Великий сын России», участие в заочной викторине |
10
Список литературы
- Андреев-Кривич,С.А. Может собственных платонов…/С.А.Андреев-Кривич. - Архангельск. Северо-западное книжное издательство, 1986. – 335с.
- Астафуров,В.И. М.В.Ломоносов/ В.И.Астафуров. - М.: Просвещение, 1985. – 144с.
- Гаврилова.Ю.Ю. Использование естественнонаучного и педагогического наследия М.В.Ломоносова в курсе географии/ Ю.Ю.Гаврилова. - Архангельск. Дипломная работа, 1993. - 301с.
- Глинка,М.Е., Антипина,Т.А. Музей М.В.Ломоносова. Путеводитель/ М.Е.Глинка, Т.А.Антипина. - Северо – западное книжное изд., 1967. – 48с.
- Карпеев,Э.П. Михаил Васильевич Ломоносов/ Э.П.Карпеев.- М.: Просвещение, 1987. – 95с.
- Карпеев,Э.П. М.В.Ломоносов. Краткая биография/ Э.П.Карпеев.- Архангельск, 2000. - 32с.
- Муратов, М. Юность Ломоносова/ М. Муратов. - М.: ДЕТГИЗ, 1955. - 157с.
- Равич,Н.А. Повесть о великом поморе/ Н.А.Равич. - М.: Детская литература, 1961. – 173с.
- Соломина,В.П. Ранние автографы М.В.Ломоносова/ В.П.Соломина.- Архангельский областной краеведческий музей, 1986.- 46с.
11
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к 300 летия М.В.Ломоносова
Материалы для внеклассной работы...
В имени его вся Россия. Презентация, посвященная 300-летию М.В. Ломоносова
Презентация, посвященная М.В. Ломоносову...
Внеклассное мероприятие к 300-летию М.В.Ломоносова "Российской землей рожденный"
Мероприятие посвящено 300-летию М.В.Ломоносова. Ра зработка содержит в себе сценарий устного журнала о биографии и открытиях Ломоносова. Разработка подкреплена презентацией....
Неделя науки, посвящённая 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова
В этом учебном году в нашей школе провели интересную неделю науки. Каждому методическому объединению был выделен один день, за исключением методического объединения учителей начальных классов, т...
Этапы большого пути
классный час, посвященный юбилею школы!...
День Науки, посвящённый вручению Нобелевской премии
Дорогие ребята! Сегодня мы в очередной раз говорим о Нобелевской премии. Нобелевская премия - одна из наиболее престижных международных премий, ежегодно присуждаемая за выдающиеся научные ...
Отчёт о проведении недели естественно-математических наук посвящённой 70 –летию Великой Победы 2014-2015уч.г.
Активизация внеклассной деятельности по предметам естественно-математического цикла призвана не только поддерживать у учеников интерес к предметам, но и желание заниматься допо...