День Науки, посвящённый 305-летию М.В.Ломоносова «Этапы большого пути»
методическая разработка по теме
В 2007 - 2008 г.г. на канале «Россия» проходил конкурс «Имя России». Очень удивил тот факт, что имя нашего великого соотечественника М.В.Ломоносова не вошло даже в 12 лучших имён России.
Это объясняется тем, что широкой публике очень мало известно о роли Ломоносова в развитии науки и образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.65 МБ |
Предварительный просмотр:
III региональный дистанционный конкурс учителей физики
«Истина где-то рядом»
Номинация № 5: «Мой предмет – самый лучший»
День Науки,
посвящённый 305-летию М.В.Ломоносова
«Этапы большого пути»
Учитель физики, математики, химии МБОУ – ООШ с. Львовка Аркадакского района Саратовской области
Кошелева Лидия Анатольевна
«Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни
человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только одною ею человек победит природу и себя».
А. П. Чехов
19 ноября - День Науки,
посвящённый 305-летию М.В.Ломоносова
«Этапы большого пути»
№ | Название | Ответственный |
1 | Общешкольная линейка. | Директор школы Е.В. Крылкова |
2 | Заочная викторина. Выпуск стенгазеты. | Кошелева Л.А. |
3 | Биография учёного. | Школьное самоуправление |
4 | Открытия М.В. Ломоносова. | Учителя-предметники |
5 | Участие в региональном конкурсе «Ломоносовские чтения». | Кошелева Л.А. |
6 | Конкурс творческих работ учащихся: презентаций, сообщений, синквейнов. | Учителя-предметники |
7 | Подведение итогов. | Директор школы Е.В. Крылкова |
2
Форма проведения: День Науки.
Возраст учащихся: 2 - 9 классы.
Место проведения: кабинет физики и математики.
Оборудование: компьютер, портреты, выставка книг.
Цели мероприятия:
образовательные: Расширить представления учащихся о М.В.Ломоносове, достойном представителе российской науки и нашем великом соотечественнике, одном из первых «двигателей» нашего просвещения; показать известные учебные предметы с неизвестной стороны.
развивающие: развивать интеллектуальные и творческие способности, создание благоприятных условий для развития познавательного интереса, побудить учащихся самостоятельно продолжить знакомиться с личностью М.В.Ломоносова.
воспитательные: воспитывать у школьников чувства патриотизма, гордости за Отечество и великих людей России, уважение к историческому прошлому страны, повышать престиж высоких нравственных качеств, готовность на любом поприще служить своей Отчизне, внедрение эффективных форм внеклассной работы по учебным предметам.
Задачи:
- формирование системы научных взглядов у учащихся;
- развитие творческого потенциала, кругозора учащихся;
- воспитание чувство патриотизма и гордости за достижения отечественных учёных и деятелей искусства;
- поддержка и развитие интеллектуально, творчески одарённых детей;
- вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам.
Основной принцип проведения Дня науки — каждый ученик является активным участником всех событий. Он может попробовать себя в разных ролях, проверить свои силы в различных видах деятельности, быть организатором и участником всех происходящих событий.
Актуальность: В 2007 - 2008 г.г. на канале «Россия» проходил конкурс «Имя России». Очень удивил тот факт, что имя нашего великого соотечественника М.В.Ломоносова не вошло даже в 12 лучших имён России.
3
Это объясняется тем, что широкой публике очень мало известно о роли Ломоносова в развитии науки и образования.
Итоги анкетирования учащихся нашей школы показывают, что ребятам знакомо имя Ломоносова, но они ничего не могут сказать о его открытиях, т.к. нет пропаганды литературы о Ломоносове, никаких познавательных программ по телевидению о роли и значении М.В. Ломоносова не показывают.
«Химия – правая рука физики, математика – её глаз».
М.В.Ломоносов
В соответствии со школьной программой «Одарённые дети» 19 ноября проводился День науки. Проведение дней Науки в нашей школе стало традиционным.
В 2016 году исполняется 305 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова, первого российского академика. В истории отечественной и мировой науки и культуры Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место. Первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение. Выдающийся Учёный, Человек и Гражданин своей страны, один из образованнейших русских людей XVIII в. Невозможно назвать область науки, техники, культуры, куда бы он не внёс свой вклад. Его научные интересы были широки и многогранны. Он шёл впереди века, обгоняя его в своих открытиях на многие десятилетия. Деятельность М.В. Ломоносова была столь обширна и многогранна, что его самого называют первым русским университетом.
«Ломоносов страстно любил науку, но думал и заботился исключительно о том, что нужно для блага его Родины. Он хотел служить не чистой науке, а только отечеству».
Н. Г. Чернышевский
1.Заочная викторина. За две недели до проведения мероприятия учащимся было дано задание найти и прочитать о М.В.Ломоносове. (Детство. Обучение в Москве. Обучение за границей. Открытия. Памятники Ломоносову. Географические объекты, носящие имя Ломоносова.)
Вопросы заочной викторины были даны учащимся за неделю, 12 ноября. В викторине могут участвовать ученики 5-9 классов.
4
Эпиграф к викторине: «На берегах холодного моря, подобно северному сиянию. Блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате. Что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие не противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему прекрасному и великому не менее всякого европейца».
Белинский
5
Вопросы викторины:
1.Назовите первое учебное заведение, в которое поступил учиться Ломоносов. Ответ: в московскую Славяно-греко-латинскую академию при монастыре.
2. . За кого пришлось ему себя выдать, чтобы поступить туда (крестьян не принимали)?
Ответ: За сына дворянина. Когда обман раскрылся, Ломоносов успел стать лучшим учеником академии и по окончании её был послан для продолжения учёбы в Петербург и за границу.
3. В какую страну отправили Ломоносова овладевать знаниями по философии, физике, химии, горному делу?
Ответ: В Германию.
4. Чем памятен в жизни М.В. Ломоносова 1753 год?
Ответ: Он написал наиболее замечательную из своих работ: «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих».
5.Назовите фамилию поэта, который сказал, что М.В. Ломоносов явился для русского народа «первым нашим университетом».
Ответ: А.С. Пушкин
6. На берегу какой реки родился и вырос Михаил Ломоносов?
Ответ: Двина
7. Был ли Ломоносов учеником, закончил ли он какую-нибудь школу?
Ответ: Нет. В Холмогорах была только церковная школа, но туда принимали только детей священнослужителей.
8. . Чем занимался отец Ломоносова?
Ответ: Морским промыслом на собственных судах.
9. Как поэтически выразил М.В. Ломоносов мысль о бесконечности Вселенной?
Ответ: «Открылась бездна, звезд полна, Звездам числа нет, бездне дна»
6
10. В каких областях раскрывался талант Ломоносова?
Ответ: Он прославился как физик, химик, историк, геолог, поэт, художник, астроном, географ.
11. Какие два пособия написал Ломоносов по русскому языку и по теории литературы, ораторскому искусству?
Ответ: «Российская грамматика» и «Риторика».
12. Какая медаль присуждается в наши дни ученым за выдающиеся работы в области естественных наук?
Ответ: Золотая медаль имени М.В. Ломоносова.
13. Какую лабораторию и фабрику организовал Ломоносов?
Ответ: Первую химическую лабораторию, фабрику цветного стекла.
14. Что сделал великий ученый для развития образования в России?
Ответ: В 1755 году был открыт Московский университет, который носит имя Ломоносова
15. Чем восхищался Ломоносов: «Что их благороднее, что полезнее, что увеселительнее и что бесспорнее в делах человеческих быть может!»?
Ответ: Науками.
Открытие Дня науки. Общешкольная линейка.
Директор школы: Уважаемые педагоги и ученики!
Сегодня в школе День науки.
День науки – это праздник души!
Каждый ученик к знаниям спеши!
Много пользы этот день принесёт,
Ум и память у всех разовьёт.
Учитель: О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
7
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг!
Именно эти слова А. С. Пушкина стали для наших учащихся путеводной звездой к новым открытиям и знаниям.
Выступления учеников.
1.Учащиеся начальных классов:
Смышлёный мальчик из семьи помора…
Он рос в глуши, не зная с детства лени…
Прославил он родные Холмогоры…
Михайло Ломоносов – русский Гений!
Он начал путь в Науку – от порога
К соседу Шубному по узенькой тропинке.
А вот и к дьяку местному дорога,
Там отвечал уроки без запинки.
И вопреки отцовскому запрету,
Зимою, подгоняемый морозом,
В Москву продолжил он дорогу эту,
С трудом шагая следом за обозом.
Так в девятнадцать он, почти мужчина,
Учиться стал старательно, без спешки.
За парту сев с мальчишками, «детина»
Не обращал вниманья на насмешки.
Мелькали дни, он ширил знаний круг
И изучал страницу за страницей.
А дальше – академия наук,
Учебные поездки за границу.
Вернулся, раздражая высший свет.
В России у него была забота:
Открыть Московский Университет
И грандиозная научная работа!
8
Он - живописец, астроном, поэт.
Он – маг стекла, оптических приборов.
Географ, полиглот, языковед.
Он - автор книг, теорий и законов.
Став академиком, один из «мужиков»,
Великий муж – Михайло Ломоносов
Мишенью был для всех клеветников,
Страдал от множества доносов.
Его труды не старит третий век.
Всё так же ярко, самобытно, ново!
Незаурядный русский Человек
Сказал своё в науке слово!
Лишь ей вся жизнь его принадлежит.
Им столько сделано, изучено, открыто!
Пусть имя Ломоносова звучит
И никогда не будет позабыто!
Конкурс творческих работ.
Подведение итогов.
Директор школы: Будущее науки нашей страны в ваших руках. Вы должны стремиться к знаниям, к творчеству, чтобы сделать нашу страну сильной, духовно богатой и процветающей. Желаю, чтобы в ваших юных сердцах всегда горел неугасимый огонь научного познания. Удачи вам, здоровья, новых достижений, открытий и творческих успехов!
Молодцы, ребята! Победителем Дня науки стал ученик 9 класса Сергеев Николай.
После подведения итогов хочу вам дать такое напутствие словами великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова:
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
9
И быстрых разумом Ньютонов
Российская земля рождать.
Вывод: в Дне науки приняли участие все учащиеся 2- 9 классов. Проводимое мероприятие вызвало живой интерес среди учеников школы. По общему мнению учителей и отзывам учеников День науки удался!
Активность
учащихся школы при проведении Дня науки,
посвященного 305-летию М. В. Ломоносова
№ | Фамилия, имя | класс | Названия работы |
1 | Ветченинов Андрей | 2 | Стихи о Ломоносове |
2 | Авилова Виктория | 3 | Стихи о Ломоносове |
3 | Сафрин Никита | 3 | Стихи о Ломоносове |
4 | Кобякова Дарья | 4 | Стихи о Ломоносове, синквейн |
5 | Перов Никита | 4 | Стихи о Ломоносове, синквейн |
6. | Дмитриев Максим | 5 | Презентация «К 305-летию М. В. Ломоносова |
7. | Патрикеев Кирилл | 5 | Презентация « М. В. Ломоносов» |
8. | Еремин Семен | 7 | Презентация «Русский великан эпохи научных гигантов». |
9. | Еремин Алексей | 8 | Сообщение «Биография М. В. Ломоносова» |
10. | Сергеев Николай | 9 | Сообщение « Ломоносов - имя России», Ода Ломоносова, участие в заочной викторине, победитель викторины. |
11. | Шебалова Татьяна | 9 | Презентация «Великий сын России», участие в заочной викторине |
10
Список литературы
- Андреев-Кривич,С.А. Может собственных платонов…/С.А.Андреев-Кривич. - Архангельск. Северо-западное книжное издательство, 1986. – 335с.
- Астафуров,В.И. М.В.Ломоносов/ В.И.Астафуров. - М.: Просвещение, 1985. – 144с.
- Гаврилова.Ю.Ю. Использование естественнонаучного и педагогического наследия М.В.Ломоносова в курсе географии/ Ю.Ю.Гаврилова. - Архангельск. Дипломная работа, 1993. - 301с.
- Глинка,М.Е., Антипина,Т.А. Музей М.В.Ломоносова. Путеводитель/ М.Е.Глинка, Т.А.Антипина. - Северо – западное книжное изд., 1967. – 48с.
- Карпеев,Э.П. Михаил Васильевич Ломоносов/ Э.П.Карпеев.- М.: Просвещение, 1987. – 95с.
- Карпеев,Э.П. М.В.Ломоносов. Краткая биография/ Э.П.Карпеев.- Архангельск, 2000. - 32с.
- Муратов, М. Юность Ломоносова/ М. Муратов. - М.: ДЕТГИЗ, 1955. - 157с.
- Равич,Н.А. Повесть о великом поморе/ Н.А.Равич. - М.: Детская литература, 1961. – 173с.
- Соломина,В.П. Ранние автографы М.В.Ломоносова/ В.П.Соломина.- Архангельский областной краеведческий музей, 1986.- 46с.
11
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В имени его вся Россия. Презентация, посвященная 300-летию М.В. Ломоносова
Презентация, посвященная М.В. Ломоносову...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/06/picture-30521.jpg)
Внеклассное мероприятие к 300-летию М.В.Ломоносова "Российской землей рожденный"
Мероприятие посвящено 300-летию М.В.Ломоносова. Ра зработка содержит в себе сценарий устного журнала о биографии и открытиях Ломоносова. Разработка подкреплена презентацией....
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/31/picture-54016.jpg)
Неделя науки, посвящённая 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова
В этом учебном году в нашей школе провели интересную неделю науки. Каждому методическому объединению был выделен один день, за исключением методического объединения учителей начальных классов, т...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/09/picture-39974-1491735204.jpg)
День Науки, посвящённый вручению Нобелевской премии
Дорогие ребята! Сегодня мы в очередной раз говорим о Нобелевской премии. Нобелевская премия - одна из наиболее престижных международных премий, ежегодно присуждаемая за выдающиеся научные ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/09/picture-39974-1491735204.jpg)
Отчёт о проведении недели естественно-математических наук посвящённой 70 –летию Великой Победы 2014-2015уч.г.
Активизация внеклассной деятельности по предметам естественно-математического цикла призвана не только поддерживать у учеников интерес к предметам, но и желание заниматься допо...