«Слово доброе излечит, злое слово покалечит»
методическая разработка (10 класс) по теме

Васильева Наталья Алексеевна

 

Цель: показать значение, роль слова, объяснить необходимость бережного

           обращения со словом, воспитывать нравственные качества личности.

 Задачи:

-воспитать у детей доброту и уважение к окружающим;

-расширить знания детей о вежливых и добрых словах и их 

применении в жизненных ситуациях;

-развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные

поступки.

 

Придумано кем-то просто и мудро

 При встрече здороваться :”Доброе утро!”

 Доброе утро солнцу и птицам!

 Доброе утро доверчивым лицам!

 И каждый становиться добрым, доверчивым.

Доброе утро - длится до вечера. (В. Кривошеев

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Слово доброе излечит, злое слово покалечит»

Цель: показать значение, роль слова, объяснить необходимость бережного

           обращения со словом, воспитывать нравственные качества личности. 

 Задачи:

-воспитать у детей доброту и уважение к окружающим;

-расширить знания детей о вежливых и добрых словах и их  

применении в жизненных ситуациях;

-развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные

поступки.

Оборудование: презентация

                           Ход занятия

  1. Вступление 

Придумано кем-то просто и мудро

 При встрече здороваться :”Доброе утро!”

 Доброе утро солнцу и птицам!

 Доброе утро доверчивым лицам!

 И каждый становиться добрым, доверчивым.

Доброе утро - длится до вечера. (В. Кривошеев)

Сегодня мы будем говорить о Слове. Что же такое слово?

В толковом словаре Ожегова говорится: «Слово – это единица языка, служащая для наименования понятий, лиц, действий, состояний, отношений, оценок».

 «Слово, которым владеет человек, есть особый неоценимый дар Божий» - писал в своих проповедях священник Иоанн.

Нельзя забывать о том, что в слове заключается великая сила. Недаром говорят: «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь». Иногда от грубого слова, сказанного неожиданно, кому-то может стать плохо. Но слово несёт и радость. Доброе слово способно приободрить, поднять настроение, даже вылечить.

Доброта-это стремление человека дать полное счастье всем людям.

 -А хотите узнать, как появилось это понятие? Люди издавна с благодарностью воспевали всё, от чего человеку было хорошо, тепло, радостно. Так в народных сказаниях, легендах, песнях, сказках и стало воспеваться всё доброе, сделанное во имя людей, их жизни, их счастья.

 -А с чем можно сравнить доброту? Когда у вас в классе, дома всё хорошо, какое у всех настроение? Всем становится теплее, правда? Так на что похожа доброта? Да, на солнышко! (на доску вывешивается солнышко) Есть даже такая пословица: «Доброта, что солнце». Хорошая пословица? Когда солнышко светит – хорошо, а когда все кругом добрые – ещё лучше.

Какую же силу имеет наше слово?

2.Основная часть. Беседа

Предлагаю вам послушать притчу.

        «Однажды Мастер рассказывал о великой силе Живого Слова. Сотни учеников внимательно слушали его. И каждый из них хотел владеть этой необычайной силой.
Но не каждый верил Мастеру. Кто-то из задних рядов неожиданно выкрикнул: Ты говоришь чепуху! Разве станешь святым оттого, что все время твердишь: "Бог, Бог, Бог"? Разве станешь грешником оттого, что без конца повторяешь: "Грех, Грех, Грех"? Ерунда эта твоя сила Живого Слова! Сядь на место,  глупец! - отрезал Мастер.
Человека охватила ярость, его назвали глупцом среди сотен учеников! Это слышал каждый! Он стал браниться еще больше, оскорблять Мастера. Гнев совершенно затмил его разум. Мастер выслушал его. А затем с видом раскаяния сказал: - Прости меня... я погорячился. Искренне прошу прощения. Мне не стоило оскорблять тебя.
Ученик тут же успокоился - Вот всем вам и ответ, - подытожил Мастер. - От одного слова человек пришел в ярость, от другого – успокоился».

            Так что же может сделать слово? (Ответы учеников)

     Слово может ранить человека, а может его излечить. Тема нашего занятия так и называется.

          Какое влияние может оказать слово на человека?

              «Жил-был один очень вспыльчивый молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться.

Наконец пришёл день, когда он научился себя сдерживать и рассказал об этом своему отцу.  Отец сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется».

          Каждый из вас тоже, наверное, слышал в свой адрес плохие слова, обидные прозвища. Какие чувства испытывали вы при этом? (Ответы учеников)

Часто, идя по улице, да и в стенах школы, с экрана телевизора, мы слышим нецензурные слова, выражения. Их произносят и взрослые, и дети. Но они не знают, что сквернословие обязательно возвращается к ним. Человек, который сквернословит, превращает мир вокруг себя в мир, наполненный злобой, ненавистью, завистью.  Грубыми, злыми словами можно не только расшатать здоровье, вызвать болезнь, но и убить человека. Причиняя зло окружающим, сквернослов может не знать, что самый большой вред он наносит своему здоровью.

          Академик Д.С.Лихачёв в своём произведении «Письма о добром и прекрасном» писал: «Бравирование грубостью в языке свидетельствует о незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, подавить в себе чувство страха, боязни. По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет ругаться, говорить плохие слова».

         Какие же слова могут излечить человека?

Об этом говорится в следующей притче.

          «Однажды по улице шёл старичок, опираясь на большую сучковатую палку. Он был очень стар и от старости согнулся, поэтому шёл, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову к верху, и что-то рассматривая в небе, шёл мальчик. Мальчик не заметил старика и сильно его толкнул. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал старичку, и тот сразу подобрел».

        Что же мальчик такое сказал, от чего дедушка сразу перестал сердиться?

 Как вы думаете, какие слова могут излечить человека? (Добрые слова)

          Магическая сила слова с древнейших времён была известна людям, и в отличие от нас, наши предки понимали, каким грозным оружием может быть слово, знали, какое влияние оказывают слова на здоровье, и относились к его употреблению более внимательно.

         Слова обладают настолько мощной энергетикой, что действуют не только на всё живое, но также и на предметы неживой природы, например, воду.

Так, японский исследователь доктор Масару Эмото исследовал, какое влияние оказывают слова на воду. В своих экспериментах он писал слова на листочках бумаги и прикреплял их к пробиркам с водой, а после воздействия слов на воду замораживал её и фотографировал. Фотоснимки таких слов, как «ангел», «любовь», «душа», «благодарю» - отличаются изысканным орнаментом.  Кристаллы получились красивыми, гармоничными, симметричными.  Противоположное влияние оказывают слова с негативной окраской - фразы типа «Я тебя убью», «Ты дурак».  Застывшая вода имеет тусклый вид. 

   3.Игра «Доскажи словечко»

        У разных народов сложено много пословиц и поговорок о влиянии слова на человека. Предлагаю вам игру «Доскажи словечко».

На экране будет появляться часть пословицы, ваша задача - продолжить её.


Доброму слову и кошка рада.
Ласковые слова слаще мёда.

Рана от сабли заживает, рана от слова - нет  
Слово не воробей, вылетит не поймаешь
Доброе слово лечит, а злое калечит.

4. Чтение стихотворения

А сейчас послушайте стихотворение Амалии Эйхман о добрых словах.

Чаще говорите добрые слова
Пока родные с нами рядом.
В них свет, а он сродни тепла
И обладает чудодейственным зарядом.

Давайте говорить лишь добрые слова.
Давайте будем чаще улыбаться.
Забудем всё плохое, навсегда
Как можно чаще будем все смеяться.

Все вместе мы огромная семья.
Читаю я, написанные строчки.
Возьмёмся за руки друзья чтоб не пропасть поодиночке.

      5.Составление коллажа

       Я предлагаю вам повернуться друг к другу, взяться за руки и сказать друг другу ласковые, добрые слова. Какие чувства у вас возникли?

             Напишите эти слова на лепестках, и мы составим из них цветы Добрых слов, которые будем дарить друг другу и другим людям.  И тогда мир станет намного добрее.

6. Итог занятия:

        Наше занятие я хотела бы подытожить стихотворением В.А.Солоухина.

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай - не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

 

Оно то - жаворонком вьется,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

 

Им можно радости прибавить,

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздробить.

 

Оно одарит, иль ограбит.

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

 

       Каким же должно быть наше слово?

 Оно не должно быть злым, осуждающим.

Воспитатель: Чтобы победить зло, надо чтобы добра было больше.

В жизни капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки - в море добра.

Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе? (ответы детей)

 Беседа о вежливых словах.

Что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее?

Дети: это добрые, теплые слова.

Воспитатель: Конечно же, это добрые, теплые слова.

Какие?

Ответы детей: “доброго здоровья”, “счастливого дня”, “будьте добры” и т. д.

Воспитатель: Скажите, а как можно усилить красоту и обаяние эти слов?

Дети: С помощью улыбки, доброжелательного взгляда.

Добрые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.

Игра:

Воспитатель: Давайте мы немного поиграем. Я прочту стихотворение, а ваша задача - досказать подходящее по смыслу доброе слово.

Придумано кем-то просто и мудро -

При встрече здороваться ... (“Доброе утро!”)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит: ... (“Добрый день!”)

Мальчик вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь: ... (“Здравствуйте!”)

Растает ледяная глыба

От слова доброго ... (“Спасибо!”)

Когда бранят за шалости, мы говорим: ... (“Прости, пожалуйста!”)

И во Франции, и в Дании Говорят, прощаясь: ... (“До свидания!”)

Всем вам с большой любовью

Желаю… (Крепкого здоровья.)

Вывод воспитателя: много тёплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить. Вселить в нас уверенность, согреть душу.

Работа над пословицами

Доброта - это самое ценное нравственное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость!

Вспомните некоторые из них:

1. Доброе слово   и кошке приятно.

2. Не одежда красит человека, а его добрые дела.

3. Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

4. Не хвались серебром, а хвались добром.

5. Кто добро творит, того Бог отблагодарит.

6. В ком добра нет, в том и правды мало.

7. Не ищи красоты - ищи доброты.

 Заключение

Игра-тренинг «Планета добра».

Дети, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. (Можно включить красивую, приятную мелодию.)

Нарисуйте в своем воображении планету добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От неё исходит приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этой планеты внутрь, в свое сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе...

Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

Воспитатель: Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово.

А теперь откройте глаза.

Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка.

Значит не только слова должны быть добрыми, но и дела.

Давайте и мы с вами сейчас сделаем одно доброе дело создадим нашу планету добра.

На лист бумаги дети приклеивают заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, дети, солнце и т.д.

Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этого класса. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами...

Рефлексия.

Воспитатель: Чтобы быть добрым, важно по-доброму относиться к окружающим вас людям.

Закончите фразу:

- Если вы хотите, чтобы с вами были вежливы, то вы ...

- Если вам неприятно, когда вас толкают, то ...

- Если вам хочется, чтобы другие вам уступали в чем-то, то ...

- Если вы хотите, чтобы вам помогли в чем-то, то ...

 

И напоследок хочу рассказать вам небольшую притчу – это «Притча о доброте»

В БОЛЬНИЧНОЙ ПАЛАТЕ

В больнице в одной палате лежали два тяжело больных человека. Один лежал у окна, а кровать другого располагалась у двери.

- Что там видно в окне? - как-то спросил тот, что лежал у двери.

- О! - оживился первый. - Я вижу небо, облака, напоминающие зверюшек, озеро и лес вдалеке.

Каждый день лежащий у окна рассказывал своему соседу о том, что происходит за окном. Он видел лодку, рыбаков с огромным уловом,детей играющих на берегу, юных любовников, держащихся за руки и не сводящих друг с друга сияющих глаз.

В то время как он наблюдал все эти удивительные события за окном, его соседа мучила глухая злоба. "Это несправедливо, - думал он. - За какие такие заслуги его уложили у окна, а не меня, и я могу лицезреть только дверь с облупившейся краской, в то время как он любуется видом из окна".

Однажды лежащий у окна сильно закашлялся и стал задыхаться. Он пытался дотянуться до кнопки вызова медсестры, но у него не было сил, потому что он содрогался от кашля. Сосед наблюдал за происходящим. Ему ничего не стоило нажать на свою кнопку, но он этого не сделал.

Через некоторое время, первый затих и вытянулся на своей постели.

Когда его унесли, сосед попросил медсестру, чтобы его переложили к окну. Медсестра выполнила просьбу больного, перестелила его постель, помогла ему перелечь на противоположную кровать, и, убедившись, что больному удобно, направилась к двери. Вдруг её остановил удивлённый возглас больного:

- Как же так! Это окно выходит на глухую серую стену! Но тот, кто умер, рассказывал мне, что видел лес, озеро, облака, людей… Как же он мог всё это видеть из этого окна?

Медсестра печально улыбнулась:

- Он вообще не мог ничего видеть; ваш покойный сосед был слепым.

- Но зачем же он?..

- Он, видимо, просто хотел вас немного приободрить.

ПРИТЧА О ДВУХ ВОЛКАХ

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белоусова Т.Л., Бостанджиева Н.И и другие. «Духовно- нравственное развитие и воспитание школьников». М. Просвещение.2011.

2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению». Ярославль: Академия развития,1996.

3. Курамшина О.Н. «Школа оптимизма» - М, ВАКО 2008

4. Максимова Т.Н. «Классные часы: 2008

5. Обухова Л.Н. «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы» - М, ВАКО 2011

 6. Пашнина В.М., Шепелева Т.В. и др. «Занятия в группе продлённого дня» Волгоград, изд «Учитель»2010г

7. Сорокоумова Е.А. «Уроки общения в школе» -С-Пб,1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс. Спортивная игра по правилам пожарной безопасности"Добрый и злой Джин"

Научить учащихся правильным действиям в случае возникновения пожара....

буклет "Доброе слово лечит, а злое калечит"

Буклет о сквернословии среди подростков, о причинах употребления скверных слов. Предложены советы тем, кто хочет избавиться от сквернословия....

Внеклассное мероприятие: Устный журнал "Добрый и злой огонь"

Занятие направлено на ознакомление детей с правилами пожарной безопасности; показать положительную и отрицательную роль огня....

Консультация для родителей "Солнце доброе и злое"

Солнце доброе и злое.  Истосковавшись по теплу и свету, летом мы проводим слишком много времени под прямыми солнечными лучами, забывая об опасности ожогов и тепловом ударе. Еще до наступления жар...

Самоанализ воспитательного занятия «Добрый и злой огонь».

Самоанализ воспитательного занятия «Добрый и злой огонь»....

Методическая разработка занятия на тему "Добрые слова, добрые дела".

Занятие разработано для обучающихся начальной школы....

Методическая разработка «Доброе и злое электричество»

Методическая разработка "Доброе и злое электричество"...