Классный час, посвящённый Дню Языков "Боритесь за культуру речи"
классный час (6 класс) по теме
Эпиграфом данного классного часа являются слова "Язык - лучший посредник для установления дружбы и согласия".
Классный час начался со слов учителя о том, что ежегодно 22 сентября в Казахстане отмечается День Языков. Наша речь - это бесценный дар, с которым нужно бережно обращаться...
Далее утренник продолжили двое ведущих, которые рассказали ребятам, как нужно правильно произносить слова ПОНЯЛА, ЗВОНИТ,ВЗЯЛА...
Затем ученица читает стихотворение С. Михалкова "Сашина каша" и "Русский язык"
Затем ведущие рассказывают ребятам о том, что говорить правильно и красиво - это значит не только соблюдать правила произношения, но и употреблять слова в нужной грамматической форме. Ученики показывают сценку и читают стихотворение Этибора Ахунова и стихотворение Благова "Тонкость выражения"
Заканчивается классный час стихотворением "Два языка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_yazykov.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Праздник, посвящённый Дню Языков.
«Борись за культуру речи»
Учитель: Ребята! Ежегодно 22 сентября в Казахстане отмечается День Языков. Это общий праздник для всех народов Казахстана. Русский язык в РК служит средством межнационального общения и является языком, употребляемым в речи. Наша речь – это бесценный дар, с которым нужно обращаться бережно и умело. В живой речи, как в зеркале, отражается человек, его культура, его отношение к тому, что он говорит. Сегодня мы с вами поговорим о русском языке, о культуре речи.
1 ведущий: Чтобы речь была грамотной, надо правильно произносить слова – не понял, а поняла, не звонит, а звонит, не молодежь, а молодёжь, не взяла, а взяла.
2 ведущий: Запомните, как произносятся эти слова. Если у вас возникает вопрос, как произнести слова, обращайтесь к словарю.
1 ведущий: Слова в разговоре следует произносить ясно и отчётливо, чтобы каждый из вас смог понять.
2 ведущий: Чтобы не было у вас во рту каши, какая была у Саши.
1 ученик: (Читает стихотворение С. Михалкова «Сашина каша»)
Живёт на свете Саша.
Во рту у Саши каша-
Не рисовая каша,
Не гречневая каша,
Не манка,
Не овсянка,
На сладком молоке.
С утра во рту у Саши
Слова простые наши-
Слова простые наши
На русском языке.
Но то, что можно внятно
Сказать для всех понятно
красиво, чисто, ясно,-
как люди говорят.
Наш Саша так корёжит
Что сам понять не может.
Произнесёт словечко-
И сам тому не рад!
Он скажет: «До свидания».
А слышится «До здания».
Он спросит: «Где калоши?»
А слышно: «Это лошадь?»
Когда он вслух читает,
Поймёшь едва-едва;
И буквы он глотает,
И целые слова.
Он так спешит с налёта
прочесть, спросить, сказать,
как будто тонет кто-то
а он бежит спасать…
он может, но не хочет
за речью последить
нам нужен переводчик
его переводить.
1 ведущий: Очень важно каким тоном говорит человек. Иногда самые обыкновенные слова могут стать грубыми и обидными. послушайте, как мальчик Витя разговаривал со своей старшей сестрой.
(Сцена. Витя сидит на стуле, положив ногу на ногу. В руках у него книжка. Входит сестра. )
Сестра: Здравствуй, Витя.
Витя. Здрасьте.
Сестра. Витя, сходи за водой. И вот ещё к тебе просьба: наколи дров.
Витя. Вот ещё.
Сестра. ну, пожалуйста, не тяни, а то я не успею рубашку тебе постирать.
Витя. Ну и пожалуйста!
Сестра. Витя, подумай, что ты говоришь. Мне очень надо поскорее освободиться.
Витя. Подумаешь, очень надо… (Оба уходят)
Чтение стих – я «Русский язык»
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи-
Выучи русский язык!
Русское слово живёт на страницах
Мир окрыляющих ленинских книг.
Русское слово – свободы зарница.
Выучи русский язык!
2 ведущий: Говорить правильно, красиво – это значит не только соблюдать правила произношения, но и употреблять слова в нужной грамматической форме.
1 ведущий. Иначе у вас может появиться болезнь, какой болел Петя Крутилкин.
(На сцену выходит доктор в белом халате, в очках и Петя. Доктор предлагает Пете стул и сам усаживается напротив)
Доктор. На что жалуетесь, молодой человек?
Петя. Захворнул я малость, доктор. Только и делов, что в роте что-то пухнет. И в горлу дерёт.
Д. Во рту говоришь? Сейчас посмотрим. А в каком классе учитесь, молодой человек?
П. В 9 «Бы»
Д. В 9 «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живёте в своём классе?
П. Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.
Д. Жутко и весело! Гм… А учитесь как?
П. Порядочек! Железно. Особенно девчонки жмут… Их учительница в пух и прах хвалит.
Д. Порядочек… Железно… Ну – ка, открой рот. Я так и знал. У тебя серьёзно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты можешь только сам я тебе дам хороший рецепт. Вот он (извлекает из стола и показывает учебник русского языка). Из него ты узнаешь, как нужно говорить
2 ученик читает отрывок из стихотворения Этибора Ахуновы
На столе моём книги
много радостных книг.
их открыл мне учитель
мудрый русский язык.
Он к сокровищам знаний
Ключ волшебный в руке.
Говорю с целым миром
Я на том языке.
Вот какое богатство
Мне Отчизна дала
Ввысь меня поднимают
Два летучих крыла.
Я учу вместе с дочкой
Вместе с сыном своим
Как и кровный – узбекский
Стал мне русский- родным
Почитаемый всеми
Он по праву велик
Постигаемый сердцем
Вольный русский язык.
1 ведущий. Некоторые ученики говорят правильно только на уроке. Но стоит им выйти из класса, как появляются ненужные словечки, грубые выражения. Когда ребята писали сочинения о весне, то лучшая работа была у Серёжи. Всем она понравилась. (Читает работу)
Пришла весна. Почернели сугробы, подул тёплый ветер, и солнце ласково засветило на голубом небе. Наконец и речка не выдержала и освободилась ото льда. Побежали прозрачные ручейки по дорогам и оврагам.
2 ведущий. Хорошо написал Серёжа о наступлении весны. Интересно было послушать его сочинение. Но вот кончились уроки, и во дворе вы не узнаете Серёжу.
Серёжа (шапка сбита набок, в руках расстёгнутый портфель) Эй, Мишка, оглох ты, что ли? Вали сюда!
(на сцене появляется Мишка)
Мишка. Ну как контрольная прошла?
С. Классно! На все пять. Ну что, Мишка, махнём сегодня в кино? Там говорят фильм идёт такой – блеск!
М. Что это ты, Серёжа, так странно заговорил?
С. А у меня два языка: один для занятий, а другой – для приятелей. Гудбай. Мы отчаливаем.
1 ведущий. Неприятно слышать, когда ребята называют друг друга Мишка, Ванька, Танька. Это раньше барин, желая подчеркнуть своё превосходство над крестьянами, слугами, называл их с пренебрежением Ваньками, Петьками. О тех, кто не уважает своих друзей, блин, говорится в стихотворении Червинского «Как его зовут?»
3 ученик
«Спасибо», «Здравствуйте», «простите»
произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
Не скажет он друзьям по школе:
Алёша, Петя, Ваня, Толя
Своих друзей зовёт он только
Алёшка Петька Ванька Толька.
2 ведущий. В своей речи мы должны употреблять слова в том значении, блин, которые они имеют, а не так, как описано в стихотворении Благова «Тонкость выражения»
4 ученик.
Я в автобусе стоял
Вдруг на повороте
Кто-то сзади мне сказал
- Вы сейчас встаёте?…
Нам к ответу бы призвать
Этого героя
«Объясни, как может встать
тот кто едет стоя?»
но автобус не привык
видеть суть ошибок,
да к тому же наш язык
беспредельно гибок
и стараются в пути дяди или тёти
всех стоящих впереди
спрашивать: - Встаёте?
5 ученик.
Двух гражданок городских
Слушал я при встрече.
Заурядные у них
Обороты речи.
Никаких таких примет
Только многократно
там, где надо, там где нет
слышится обратно:
- Главк обратно ордер дал
- Нашему соседу.
- - а у нас большой скандал
был обратно в среду.
- Я обратно плащ взяла
Там обратно пятна.
1 ведущий. Русский язык – это сплав величайших ценностей общечеловеческой культуры.
Чтение стих – я «Язык согласия»
Пожмём покрепче мы друг другу руки
И насладимся радостью бесед.
На языке общаемся мы русском,
он, словно воздух, нужен людям всем.
Многообразен уникален строен
Проблемам вечным мчась наперекор
Объединяет судьбы и народы
И создает уверенность покой.
С ним легче переносятся невзгоды
Ему навечно другом нашим быть
Он помогает мчатся нам сквозь годы
Мечтать о счастье верить и любить.
В прекрасные мгновенья в день ненастный
В душе и сердце каждого живёт
Надёжность тыла, будущее наше
И гордость и движение вперёд!
2 ведущий. Максим Горький постоянно боролся против тех, кто засорял русский язык. Он писал: «Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры. Чем острее это орудие, чем более точно оно направлено – тем оно победоносней»
Чтение стих- я «Два языка»
Родной язык!
Он дорог мне, он мой.
На нём впервые я сказала «мама»
И каждый вздох понятен мне на нём.
Но как родной
Люблю язык я русский
Он нужен мне как небо
Каждый миг
Я поняла на русском слово «счастье»
Большое счастье жить в большой стране
С ним не боюсь я горя и ненастья
С ним не сгорю я ни в каком огне…
Забыв родной язык
Я онемею
Утратив русский-
Стану я глухой.
6 ученик. Великим, могучим, правдивым и свободным называл русский язык Иван Тургенев. Он призывал беречь «чистоту языка, как святыню».
7 ученик.
Язык свободный, мудрый и простой
Нам поколения в наследство подарили.
8 ученик.
Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой
Его в своих твореньях сохранили.
9 ученик.
Язык писателей нам служит образцом
Он мудростью народною отмечен.
Все хором.
Овладевайте русским языком!
Боритесь за культуру речи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час о культуре речи
Нравственное воспитание личности, умение вежливо общаться, умение культурно спорить, говорить по телефону....
Классный час. Культура речи.
Этот классный час интересен будет малышам 3-5 классов....
Классный час « Поговорим о культуре речи»
Классный час « Поговорим о культуре речи»Цели: помочь учащимся почувствовать важность культуры речи; содействовать воспитанию патриотических чувств, потребности в работе над речью. Прививать эстетичес...
Классный час «Как повысить культуру речи»
Классный час "Как повысить культуру речи". Цель занятия: познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культу...
Методическая разработка классного часа на тему:"Борись за культуру речи" 5 класс коррекционной школы VIII вида.
Методическая разработка классного часа посвящена культуре речи. Речь – драгоценный дар, с которым нужно обращаться бережно и умело. В живой речи , как в зе...
Текст. Различные сферы употребления устной публичной речи. Культура речи. Критерии культуры речи.
Лекция по разделу "Развитию речи"...
Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Культура речи – важнейший регулятор системы «ч
Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...