Классный час «Как повысить культуру речи»
классный час (7 класс) на тему
Классный час "Как повысить культуру речи". Цель занятия: познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой; воспитывать любовь и уважение к родному языку, формировать навыки речевого общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_povysit_kulturu_rechi.docx | 16.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила Ефремова Л.Р.
МБОУ «СОШ № 12»
г. Ноябрьска, ЯНАО
Классный час
«Как повысить культуру речи»
Цель: познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой; воспитывать любовь и уважение к родному языку, формировать навыки речевого общения.
Ход занятия
1. Вступительное слово классного руководителя.
Язык – это наша история, наше богатство, культура, это язык А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, К.Г.Паустовского и других хранителей красоты и образности родного языка.
В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность. Эстетика речи состоит в ее подчинении определенным нормам произношения, ударения, построения слов, словосочетаний, предложений; в ясности, эмоциональности и доступности; в чистоте (отсутствии слов-паразитов, словесных штампов); в яркости, образности, выразительности. Большое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску, смысл сказанного. Философ Вольтер говорил: «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена».
2. Выступление учащихся «Как мы говорим».
3. Слово классного руководителя.
О культурном облике человека мы судим не только по тому, как он выражает свои мысли и чувства. В устной и письменной речи раскрываются содержание и глубина мыслей, эмоциональная культура человека. Послушайте выдержки из ваших сочинений и подумайте, какое значение имеет четкость, последовательность, простота изложения мыслей в письменной и устной речи? Можно ли излагать материал четко и ясно, если он неглубоко усвоен?
Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду. Подкрепите это высказывание примерами из жизни. Ответьте на вопросы:
- Как связана культура речи с культурой чувств?
- По каким признакам можно судить о культуре человека?
- Какова взаимосвязь между чувствами, речью и воспитанностью человека?
- От чего зависит способность управлять своими чувствами?
- Какими чувствами должен руководствоваться человек во взаимоотношениях с другими людьми?
- Придерживаетесь ли вы требований речевого этикета в общении с людьми?
- Как бы вы реагировали на слова товарища, поделившегося с вами горем (радостью)? Назовите свои чувства (сдержанность, предупредительность, умение управлять своим настроением, приглушать отрицательные и тактично проявлять положительные эмоции, наличие чувства юмора, доброжелательность и т.д.).
4. Как стать интересным собеседником. Беседа с учащимися.
1. Какими качествами должен обладать хороший собеседник?
2. Легко ли вы находите контакт с людьми?
3. Какие трудности испытываете вы в речевом общении?
4. Какая тема чаще всего является предметом вашего разговора?
«Проигрывание» сценки разговора с другом или мамой по телефону, ситуации встречи и приветствия одноклассников, соседей и т.п.
Вывод: Глубина и душевность человеческих контактов зависит не только от правильности, уместности слов и выражений, но и от манеры обращения, интонации голоса, употребляемых жестов и мимики.
5. Обучение анализу ситуаций, искусству ведения споров.
Умение анализировать жизненные ситуации, обоснованно выражать свое суждение по поводу тех или иных событий, выступать в защиту человека, отстаивать свои взгляды – все это важные показатели результатов культуры. Придерживайтесь следующих правил: давая оценку поступку, охарактеризуйте обстоятельства, при которых он совершен, попытайтесь уяснить мотивы поступка, причины, которые его вызвали. Подумайте, почему тот или иной поступок имел место, какие варианты поведения в данной ситуации явились бы более правильными, целесообразными?
Анализ ситуаций.
- Часто ли у вас вспыхивают ссоры с друзьями? В чем вы видите их причину?
- Приходилось ли вам отстаивать свою точку зрения? Если да, то в связи с чем?
- Удалось ли вам убедить собеседника в своей правоте?
- Можно ли по разговорной речи судить о культуре человека?
- Предложите свои правила ведения спора, чтобы он не превратился в ссору.
6. «Правила ведения спора». Обсуждение.
- Настойчиво отстаивай свое мнение, если уверен в его справедливости, правильности.
- Уважительно относись к чужому мнению.
- Будь тактичен с собеседником.
Дополните «Правила» 2-3 пунктами.
7. Подведение итогов классного часа.
Использованная литература:
1. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артухова И.С. Справочник классного руководителя (5-9 классы)/Под ред. И.С.Артюховой. – М.: ВАКО, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час о культуре речи
Нравственное воспитание личности, умение вежливо общаться, умение культурно спорить, говорить по телефону....
Классный час « Поговорим о культуре речи»
Классный час « Поговорим о культуре речи»Цели: помочь учащимся почувствовать важность культуры речи; содействовать воспитанию патриотических чувств, потребности в работе над речью. Прививать эстетичес...
Как повысить культуру речи
Материал поможет познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, воспитать любвь и уважение к родному языку....
Презентация к классному часу "Борись за культуру речи"
Задания слайдов носят занимательный характер и предполагают выполнение их на интерактивной доске....
Текст. Различные сферы употребления устной публичной речи. Культура речи. Критерии культуры речи.
Лекция по разделу "Развитию речи"...
Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Культура речи – важнейший регулятор системы «ч
Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...