Классный час «Как повысить культуру речи»
классный час (7 класс) на тему

Ефремова Любовь Романовна

Классный час  "Как повысить культуру речи". Цель занятия: познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой; воспитывать любовь и уважение к родному языку, формировать навыки речевого общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_povysit_kulturu_rechi.docx16.32 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила Ефремова Л.Р.

МБОУ «СОШ № 12»

г. Ноябрьска, ЯНАО

Классный час

«Как повысить культуру речи»

Цель: познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой; воспитывать любовь и уважение к родному языку, формировать навыки речевого общения.

Ход занятия

1. Вступительное слово классного руководителя.

        Язык – это наша история, наше богатство, культура, это язык А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, К.Г.Паустовского и других хранителей красоты и образности родного языка.

        В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность. Эстетика речи состоит в ее подчинении определенным нормам произношения, ударения, построения слов, словосочетаний, предложений; в ясности, эмоциональности и доступности; в чистоте (отсутствии слов-паразитов, словесных штампов); в яркости, образности, выразительности. Большое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску, смысл сказанного. Философ Вольтер говорил: «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена».

2. Выступление учащихся «Как мы говорим».

3. Слово классного руководителя.

        О культурном облике человека мы судим не только по тому, как он выражает свои мысли и чувства. В устной и письменной речи раскрываются содержание и глубина мыслей, эмоциональная культура человека. Послушайте выдержки из ваших сочинений и подумайте, какое значение имеет четкость, последовательность, простота изложения мыслей в письменной и устной речи? Можно ли излагать материал четко и ясно, если он неглубоко усвоен?

        Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду. Подкрепите это высказывание примерами из жизни. Ответьте на вопросы:

  1. Как связана культура речи с культурой чувств?
  2. По каким признакам можно судить о культуре человека?
  3. Какова взаимосвязь между чувствами, речью и воспитанностью человека?
  4. От чего зависит способность управлять своими чувствами?
  5. Какими чувствами должен руководствоваться человек во взаимоотношениях с другими людьми?
  6. Придерживаетесь ли вы требований речевого этикета в общении с людьми?
  7. Как бы вы реагировали на слова товарища, поделившегося с вами горем (радостью)? Назовите свои чувства (сдержанность, предупредительность, умение управлять своим настроением, приглушать отрицательные и тактично проявлять положительные эмоции, наличие чувства юмора, доброжелательность и т.д.).

4. Как стать интересным собеседником. Беседа с учащимися.

1. Какими качествами должен обладать хороший собеседник?

2. Легко ли вы находите контакт с людьми?

3. Какие трудности испытываете вы в речевом общении?

4. Какая тема чаще всего является предметом вашего разговора?

«Проигрывание» сценки разговора с другом или мамой по телефону, ситуации встречи и приветствия одноклассников, соседей и т.п.

Вывод: Глубина и душевность человеческих контактов зависит не только от правильности, уместности слов и выражений, но и от манеры обращения, интонации голоса, употребляемых жестов и мимики.

5. Обучение анализу ситуаций, искусству ведения споров.

        Умение анализировать жизненные ситуации, обоснованно выражать свое суждение по поводу тех или иных событий, выступать в защиту человека, отстаивать свои взгляды – все это важные показатели результатов культуры. Придерживайтесь следующих правил: давая оценку поступку, охарактеризуйте обстоятельства, при которых он совершен, попытайтесь уяснить мотивы поступка, причины, которые его вызвали. Подумайте, почему тот или иной поступок имел место, какие варианты поведения в  данной ситуации явились бы более правильными, целесообразными?

        Анализ  ситуаций.

  1. Часто ли у вас вспыхивают ссоры с друзьями? В чем вы видите их причину?
  2. Приходилось ли вам отстаивать свою точку зрения? Если да, то в связи с чем?
  3. Удалось ли вам убедить собеседника в своей правоте?
  4. Можно ли по разговорной речи судить о культуре человека?
  5. Предложите свои правила ведения спора, чтобы он не превратился в ссору.

6.  «Правила ведения спора». Обсуждение.

  1. Настойчиво отстаивай свое мнение, если уверен в его справедливости, правильности.
  2. Уважительно относись к чужому мнению.
  3. Будь тактичен с собеседником.

Дополните «Правила» 2-3 пунктами.

7. Подведение итогов классного часа.

Использованная литература:

1. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артухова И.С. Справочник классного руководителя (5-9 классы)/Под ред. И.С.Артюховой. – М.: ВАКО, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час о культуре речи

Нравственное воспитание личности, умение вежливо общаться, умение культурно спорить, говорить по телефону....

Классный час « Поговорим о культуре речи»

Классный час « Поговорим о культуре речи»Цели: помочь учащимся почувствовать важность культуры речи; содействовать воспитанию патриотических чувств, потребности в работе над речью. Прививать эстетичес...

Как повысить культуру речи

Материал поможет познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, воспитать  любвь и уважение к родному языку....

Презентация к классному часу "Борись за культуру речи"

Задания слайдов носят занимательный характер  и предполагают  выполнение их  на интерактивной доске....

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Культура речи – важнейший регулятор системы «ч

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...