Классный час "В мире профессий"
классный час (7 класс) по теме

Нестерова Инна Павловна

Данный классный час познакомит ребят с многообразием мира профессий, окажет помощь в профессиональном самоопределении, поможет избежать ошибок в выборе профессии, вовлечёт в дискуссию с целью не оставить равнодушных к теме. Как люди выбирают будущую профессию? Что им в этом помогает? Что должно служить путеводителем в сложном мире профессий? Какие ценностные ориентации и качества личности необходимы при выборе профессии?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_professiy.pptx1.88 МБ
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_v_mire_professiy.doc100 КБ
Microsoft Office document icon test_po_klimovu.doc206 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

http://aida.ucoz.ru « В мире профессий» КЛАССНЫЙ ЧАС в 8 КЛАССЕ АВТОР: Нестерова Инна Павловна

Слайд 2

Кем быть?

Слайд 3

Игра «Ринг профессий»

Слайд 4

Отгадай профессию Самая зелёная Самая сладкая Самая денежная Самая волосатая Самая детская Самая смешная Самая общительная Самая серьёзная

Слайд 5

Игра «Покажи профессию»

Слайд 6

Блицинтервью «Моя любимая профессия»

Слайд 7

профессия выбирается раз и навсегда. выбор профессии зависит от толщины кошелька. нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим. профессия предназначена человеку от рождения. по названию вуза можно судить о том, кого он готовит. профессии можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей. профессию следует выбирать, уже став взрослым. чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз. если у тебя есть деньги, то профориентация не нужна. психолог – не помощник в выборе профессии.

Слайд 8

Факторы, влияющие на выбор профессии возможности, способности мнение родителей мода и престиж будущая зарплата востребованность профессии интересы, склонности

Слайд 9

Формула выбора профессии «Надо» потребности рынка труда «Смогу» человеческие возможности (физиологические и психологические), образовательные ресурсы личности «Хочу» желания, интересы, склонности личности УДАЧНЫЙ ВЫБОР ПРОФЕССИИ

Слайд 10

НАДО

Слайд 11

-профессии, связанные со сферой управления -профессии, связанные с внедрением компьютерной техники -строительные профессии -профессии в области здравоохранения -профессии в области информации и связи -профессии, связанные с банковским делом -профессии в сфере производства -профессии, связанные с туристическим сервисом .

Слайд 12

ПРОФЕССИИ, КОТОРЫЕ БУДУТ ВОСТРЕБОВАНЫ ЧЕРЕЗ 6 -7 ЛЕТ Инженерные специальности (возрастет спрос на инженерные кадры, способные управлять производством и обслуживать более совершенную технику) 2. Разработчики компьютерного обеспечения (возрастет спрос на профессиональных программистов, поскольку еще актуальней станет проблема хранения данных) 3. Маркетинг и продажи (возрастет спрос на специалистов по продаже и маркетингу, станет очень востребованной профессия «продавец») 4. Профессии, связанные с сервисом 5. Эколог (начнет повышаться спрос на эту профессию, так как все большее место будут занимать проблемы сохранения окружающей среды) 6. Медицинские специальности (медсестра, врач) 7. Рабочие профессии: слесарь, электрогазосварщик , электромонтер, токарь и др.

Слайд 13

желания интересы склонности призвание ХОЧУ

Слайд 14

1 2 3 4 ПСИХОГЕОМЕТРИЯ У тебя развито трудолюбие, выносливость, терпение. Имеется склонность к систематизации, упорядочиванию, организации людей и вещей вокруг себя. Ты можешь стать отличным администратором, но не рекомендуется связывать свою профессиональную деятельность со сферой менеджмента. Ты обладаешь творчеством, интуицией, способен видеть красоту. Имеешь природное остроумие. Для тебя скучны шаблоны, правила, инструкции. Отсутствие настойчивости мешает тебе в доведении дела до конца. У тебя развита доброжелательность. Ты – отличный коммуникатор, как никто умеешь слушать собеседника, способен сопереживать, сочувствовать, эмоционально откликаться на чужую боль. Для тебя не приемлем межличностный конфликт, и не рекомендуется профессиональная сфера менеджмента. Из тебя может получиться отличный психолог. Тебе свойственно лидерство, способность концентрироваться на главной цели, энергичность, уверенность, установка на выигрыш, победу, успех. Ты категоричен в высказываниях, честолюбив, стремишься достичь высокого статуса, положения в обществе. Тебе рекомендуется сфера менеджмента.

Слайд 15

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПРОГНОЗ Знаки Зодиака Конкретные профессии ВОДОЛЕЙ (21.01.-19.02.) Инженер, механик, учитель, переводчик Корниенко М. РЫБЫ Программист, бухгалтер, детектив, электрик, юрист Свирюкова А. ОВЕН (21.03.- 20.04.) Учитель, актёр, фермер, врач, журналист, стюардесса Крылова е. Иванушкина А. БЛИЗНЕЦЫ Инженер, военный, водитель, лётчик, переводчик РАК (21.06.- 22.О7.) Менеджер, бухгалтер Федотова А. Конобеевская К. ЛЕВ (23.07.- 23.08.) Бизнесмен, менеджер, дизайнер, социальный работник Килина А. Шалыгина В. Хоменко М.

Слайд 16

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПРОГНОЗ ДЕВА (24.08.-23.09.) Инженер, психолог, врач Акименко М., Иванова А., Новикова Э., Смирнова В. СКОРПИОН (24.10.-22.11.) Программист, фермер, механик Бадина М. Орлова Д. СТРЕЛЕЦ (23.11.-22.12.) Врач, криминалист, менеджер, лётчик Игнатова Е. Сергеенко А. КОЗЕРОГ (23.12.-20.01.) Юрист, дипломат Гайнуллина Д.

Слайд 17

Типология профессий (по Е.А.Климову) Человек - человек Человек - техника Человек - знак Человек - искусство Человек - природа

Слайд 18

ЧЕЛОВЕК –ЧЕЛОВЕК предмет труда - люди. -профессии, связанные с обучением и воспитанием -профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами -профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием -профессии, связанные с информационным обслуживанием -профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами -профессии, связанные с медицинским обслуживанием Врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива

Слайд 19

ЧЕЛОВЕК – ТЕХНИКА предмет труда -технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии -профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород -профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств -профессии по производству и обработки металла, механической сборки, монтажу машин, приборов -профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций -профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям ,водитель, слесарь, токарь

Слайд 20

ЧЕЛОВЕК – ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА предмет труда - условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки -профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием, -профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения -профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов. переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист корректор, библиотекарь, переводчик бухгалтер, экономист, телефонист, радист, кассир, верстальщик

Слайд 21

ЧЕЛОВЕК - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ предмет труда -художественный образ, способы его построения. - профессии, связанные с изобразительной деятельностью -профессии, связанные с музыкальной деятельностью -профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью -профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник, ювелир, актер, цветовод , декоратор

Слайд 22

ЧЕЛОВЕК - ПРИРОДА предмет труда- растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы. - профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география) семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа , биолог, егерь

Слайд 23

МОГУ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ НАЛИЧИЕ СПОСОБНОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОСТУПИТЬ

Слайд 24

Факторы, влияющие на выбор профессии призвание и талант хобби, увлеченность, склонности, мотивы труда, способности, внутренние возможности; семейные династии и советы друзей (продолжение дела родителей); желание и знакомство (это может быть идеал, кумир или пример живого человека); практицизм и романтизм, связанные с личностными качествами, с самооценкой, с интересами. Вот такова карта наших личных интересов класса.

Слайд 25

судьба не случайность, а предмет нашего собственного выбора; самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы; истинное сокровище для людей – найти себя в труде.; счастливая, преуспевающая личность сегодня – это… профессионал.

Слайд 26

Во-первых, чтобы профессия была интересной. Во-вторых, чтобы можно было найти работу по специальности. В-третьих, чтобы профессия соответствовала вашим возможностям .

Слайд 27

Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным . Сенека Выбирая профессию –ты выбираешь свое будущее !

Слайд 28

Спасибо за работу! Успехов !

Слайд 29

ФЕДОРОВ Святослав Николаевич (1927 - 2000), российский офтальмолог. Родился в семье военного. В 1943, после окончания школы, поступил в Ереванское подготовительное артиллерийское училище, но учебу не закончил. В 1952 окончил медицинский институт в Ростове-на-Дону. После окончания института в течение года работал врачом-окулистом районной больницы в станице Вешенская. В 1957 стал заведующим клиническим отделом Чебоксарского филиала Государственного института глазных болезней. В 1960 создал искусственный хрусталик и впервые в стране провел уникальную операцию по его вживлению в глаз человека. В 1967 был переведен в Москву и возглавил кафедру глазных болезней. В 1973 впервые в мире разработал технологию операции по лечению глаукомы на разных стадиях. Основатель и с 1986 директор Межотраслевого научно-технический комплекса «Микрохирургия глаза». В 1996 возглавил Палату по науке, здравоохранению, образованию и культуре. 2 июня 2000 Святослав Федоров погиб в результате крушения . Автор 480 научных работ, 7 монографий, 238 авторских свидетельств, 130 зарубежных патентов и более 180 изобретений. Удостоен званий «Заслуженный изобретатель СССР», «Герой Социалистического Труда» (1987) и др. В 1986 за научные исследования в области офтальмологии и микрохирургии глаза был удостоен высшей награды РАН — Золотой медали имени М.В.Ломоносова, являлся лауреатом ряда международных научных премий.

Слайд 30

ПУГАЧЕВА Алла Борисовна (р. 1949), российская эстрадная певица, народная артистка СССР (1991), член Общественной палаты РФ. Окончила дирижерско-хоровое отделение Московского музыкального училища им. Ипполитова-Иванова и режиссерский факультет ГИТИСа им. Луначарского (ныне РАТИ) (1981). Еще школьницей спела на радио песню «Робот, стань человеком». В 1972-73 выступала в оркестре под управлением О. Лундстрема. В 1974-75 работала в ансамбле «Веселые ребята». В 1975 стала обладательницей Гран-при фестиваля «Золотой Орфей» (Болгария) с песней «Арлекино», после которой певица стала по-настоящему популярной. Певицей были подготовлены яркие эмоционально насыщенные концертные программы: «Монологи певицы», «Пришла и говорю», «Рождественские встречи». Ею создан целый ряд песен на слова известных поэтов (Ахматовой, Мандельштама). 1988 год ознаменовался созданием «Театра песни», давней мечты Пугачевой, ставшей художественным руководителем театра-студии. Пугачева объездила весь мир со своими сольными программами. В 1992 получила приз «Овация» в номинации «Лучшая певица года», в 1994 — в номинации «Живая легенда», в 1995 — в номинации «Лучший режиссер-постановщик». В 1999 награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени. До последнего времени Пугачева продолжает активную творческую деятельность. Она постоянный участник престижных концертов и телевизионных шоу. Певица регулярно выпускает новые компакт-диски, последним из которых является альбом «Живи спокойно, страна!» (2003). В декабре 2003 она была удостоена премии «Золотой граммофон» «Русского радио».

Слайд 31

РОДНИНА Ирина Константиновна (р. 12 сентября 1949, Москва), российская спортсменка и тренер (фигурное катание), заслуженный мастер спорта (1969). Чемпионка Олимпийских игр (1972, 1976, 1980), мира (1969-78), Европы (1969-78, 1980), СССР (1970-71, 1973-75, 1977) в парном катании (в 1968-72 с А. Н. Улановым, в 1973-80 с А. Г. Зайцевым). Член Общественной палаты РФ. В детстве Ирина часто болела; чтобы закалить ее, родители записали девочку в школу фигурного катания ЦСКА. Вскоре с фигуристкой начал заниматься тренер Станислав Жук, который сумел оценить ее характер и талант. В 19 лет Ирина дебютировала вместе А. Улановым на чемпионате Европы в Гармиш-Партенкирхене, и неожиданно для всех они стали чемпионами. Ирина выиграла все соревнования, в том числе три Олимпиады (Саппоро, 1972; Инсбрук, 1976; Лейк-Плесид,1980) и 10 чемпионатов мира (1969-1978). За спортивные успехи Ирина награждена орденами Трудового Красного Знамени (1972) и Ленина (1976). Роднина — автор книги « Негладкий лед » (1978). В1990-1999 жила в США, работала тренером в Лейк-Эрроухед. В 1995 воспитанники Родниной — чешская пара Радка Коваржикова и Рене Новотны — стали чемпионами мира. После этого успеха Ирине была вручена персональная грамота от президента, а вскоре приобрела статус почетного гражданина Чехии. В 1999 вернулась в Москву, где возглавила центр фигурного катания.

Слайд 32

ПУТИН Владимир Владимирович российский государственный деятель, бывший президент Российской Федерации .Родился в семье рабочего, отец — участник Великой Отечественной войны, мать пережила блокаду Ленинграда. В 1975 окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета (ЛГУ). Мастер спорта по самбо (1973) и мастер спорта по дзюдо (1975). По окончании ЛГУ был направлен на работу в органы государственной безопасности. В 1976-1990 служил в Первом главном управлении (внешняя разведка) КГБ СССР, долгое время работал в Германии, в Дрездене в расположении Западнойт группы войск ГДР. В 1990, выйдя в отставку в чине подполковника, вернулся в Ленинград, где работал проректором Ленинградского университета по международным связям. В 1990 стал советником председателя Ленсовета А. А. Собчака. В 1996 перебрался в Москву, где получил пост в администрации президента РФ.В июле 1998 был назначен директором Федеральной службы безопасности РФ. После добровольной досрочной отставки в декабре 1999 первого президента России Б. Н. Ельцина занял пост исполняющего обязанности президента РФ. В марте 2000 победил на президентских выборах. В марте 2004 был избран на второй срок. Сейчас является Председателем Правительства РФ

Слайд 33

Определение профессиональных склонностей (методика Л. Йоваши) Виды деятельности 1 Склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением, воспитание, обслуживание (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает способность находить общий язык с разными людьми, понимать их состояние, знать и понимать их особенности 2 Склонность к научной, исследовательской работе 3 Склонность к практической деятельности .Круг этих профессий очень широк: монтаж, ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования, строительство, обработка материалов, управление транспортом, изготовление изделий.

Слайд 34

Виды деятельности 4 Склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. 5 Склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, экспедиционной работой. Охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке и здоровью 6 Склонность к планово-экономической деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планирование, делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием, схематическим изображением объектов. Эти профессии требуют собранности и аккуратности



Предварительный просмотр:

Классный час «В мире профессий»

Цель: Знакомство учащихся с различными профессиями, развитие живого интереса к многообразному миру профессий с использованием различных методик,  помочь выявить способности к определённому виду деятельности. Показать значение труда в жизни каждого человека.

Задачи:

  1. Воспитание уважительного отношения к разным видам профессионального труда как социально равноценным.
  2. Усвоение учащимися глубоких и всесторонних знаний по проблеме выбора профессии.
  3. Формирование комплекса мотивов выбора профессии: самореализация и самоутверждение, желание принести пользу семье и близким людям, удовлетворение материальных потребностей.
  4. Формировать чувство долга, ответственное отношение к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям труда 

Методы и приёмы: словесные (рассказ, беседа), показ, эвристический, частично-поисковый; анализ, синтез, сравнение, обобщение

Воспитанница 1Костя пел, Кирилл молчал, Макс на роликах гонял.

Воспитанница 2

Девчонки sms писали, Костя взял новую игру…

Воспитанница 3.

 В общем, всё начнем сначала - «Что», и «как», и «почему»?

   Появляется группа ребят, школьники к ним присоединяются.

Воспитанница 1. Галка села на заборе,

                       Кот забрался на чердак.

                       И сказала Рита гордо

                       Так…

Воспитанница

Быть хочу миллионером, покупать все без проблем!

Вот таким ходить манером, в долг давать деньжата всем!

Соберу подружек лучших, на Канары улечу,

Дом сниму на всякий случай - вот такую жизнь хочу!

Воспитанница

Я хотела б, как мой папа, завода планы воплощать!

В отпуск буду я Анапу  ежегодно посещать!

Воспитанница  Я хочу стать программистом и веб-сайты создавать.

Базу данных, алгоритмы мне придётся познавать

Воспитанница

Программистом - хорошо, только дворник лучше!

Я бы в дворники пошла, пусть меня научат!

Говорят, сейчас в Москве отработаешь лет пять,

И тогда твоей семье могут и квартиру дать!

Воспитанница  

Вам скажу я, не тая, буду футболистом я!

Стану игроком я классным мирового уровня!

За Россию поиграю, поддержу страну свою,

Потом в Европу умотаю, денег заработаю!

Воспитанница 

Стану я крутым DJ- ем, буду музыку крутить!

Намиксую новой темы, чтоб народ весь заводить.

С Колей Басковым запишем танцевальный суперхит!

Обо мне весь мир услышит, вся страна заговорит!!!

Воспитанница  

Быть DJ-ем - хорошо, а депутатом лучше!

В депутаты я б пошла, пусть меня научат!

Буду я, как в первом классе,  посещать лишь чтения.

Оболью всех несогласных - погашу волнения!

Воспитанница  

Я мечтаю быть главой  своего района!

Установить порядок свой и свои законы!

Должен быть для молодежи центр развлекательный,

Должен быть спортивный клуб огромный, замечательный!

Тренажеры и мячи! Лыжи, форма новая!

Пусть дежурят там врачи! А внизу - столовая!

Обязательно каток, и бассейн новый,

И там тоже пусть ларек будет продуктовый.

Школу новую поставить было бы неплохо!

Игрушек в садиках прибавить, чтоб играли крохи!

Планов много, всех не счесть. Дай-то Бог, все сложится.

Лишь бы были ум и честь, другое  всё приложится!

Воспитанница  

Подождите! Эй! Ребята! Не сказала еще я!

Не нужна мне сверхзарплата, у меня своя мечта!

Я хочу стать педагогом, пусть все удивляются!

Ведь со школьного порога все и начинается.

Малышом сюда приходят и артистка, и банкир,

А потом себя находят, чтобы покорить весь мир!

Нет почетнее работы! Нет профессии нужней!

Каждый день дарить заботу - что же может быть важней?!

(Слайд 2)

Классный руководитель

Человек в своей жизни постоянно сталкивается с проблемой выбора. Незаметно пролетят годы, и вы будете выбирать профессию. Выбор профессии – одно из наиболее серьезных, самых важных жизненных решений. Люди давно ищут формулу счастья. Один добрый и мудрый писатель сказал: «Счастье — это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой». Так вот чтобы потом многие годы каждое утро вам хотелось идти на работу, уже сейчас нужно... Продолжите фразу.  («...Задуматься о будущем», «...выбрать работу по душе», «...найти свое место в жизни»).

Мир профессий необъятен и изменчив. В мире существует более 50 тысяч профессий. Сейчас мы проверим, много ли вы профессий знаете.

Поиграем в игру «Ринг профессий». 

В игре участвуют 3 команды. Приглашаю к доске по одному представителю от каждой команды. По моему сигналу вы должны по очереди называть по одной профессии. Если возникнут затруднения, можете просить помощи у своих команд. Если команда не вспомнит название профессии в течение 3 секунд (раз, два, три), она выбывает из игры. Игра продолжается 5 минут. Побеждает тот, кто остался на ринге. Внимание – начали!

(Дети по очереди называют профессии, проигравшие выбывают и садятся на свои места). Игра закончилась. Победил (номер) ряд. Здесь сидят самые крупные специалисты в области профессий.

«Отгадай профессию»

"Самая - самая "

 Назовите профессии с элементами юмора.

  1. Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)
  2. Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)
  3. Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)
  4. Самая волосатая (парикмахер...)
  5. Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)
  6. Самая неприличная (венеролог, ассенизатор...)
  7. Самая смешная (клоун, пародист...)
  8. Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)
  9. Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог../

«Покажи профессию»

Задача участник: без слов изобразить указанный вид деятельности, так, чтобы другие догадались, какая это профессия (врач, учитель, модель, космонавт, спортсмен).

Блицинтервью «Моя любимая профессия»

Классный руководитель.

А сейчас мы узнаем ваши вкусы и предпочтения в мире профессий. К нам пожаловали представители прессы. Я приглашаю их сюда.

Репортёр 1. Здравствуйте, мы получили задание взять интервью у каждого ученика нашего класса.

Репортёр 2. Нас интересует, каким профессиям отдают предпочтения семиклассники.

Репортёр 1. У нас ко всем вам два вопроса. Какая профессия вам больше всего нравится?

Репортёр 2. И чем она вас привлекает?

(Репортёры подходят к каждому ученику, дети отвечают.)

Профессии наших родителей

Многие ребята, мечтая о взрослой жизни, ищут для себя какой - то идеал для подражания, выбирают человека, на которого хочется быть похожим. Чаще всего в качестве такого идеала выступают звёзды шоу-бизнеса, герои телевизионных программ, рекламы. А ведь истинные герои живут среди нас – это ваши родители, бабушки, дедушки. Изо дня в день они скромно делают свою работу: учат, лечат, строят, перевозят, продают, убирают, кормят – делают всё то, без чего мы не можем жить. Чем занимаются ваши родители на работе? Кто они по профессии? Чем привлекает их эта профессия? Слушаем ваши рассказы.   (Крылова Е., Гайнуллина Д., Новикова Э.)

Выбор профессии – сложное дело. Когда человек выбирает профессию, он принимает важное решение.

Подумай и ответь, согласен ли ты с утверждениями и запиши, с какими ты согласен, а с какими нет: (слайд)

  1. профессия выбирается раз и навсегда.
  2. выбор профессии зависит от толщины кошелька.
  3. нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим.
  4. профессия предназначена человеку от рождения.
  5. по названию вуза можно судить о том, кого он готовит.
  6. профессии можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей.
  7. профессию следует выбирать, уже став взрослым.
  8. чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз.
  9. если у тебя есть деньги, то профориентация не нужна.
  10. психолог – не помощник в выборе профессии.

Посчитай, со сколькими утверждениями ты согласился.

0-2 Ты прекрасно справляешься с проблемой выбора профессии, твой уровень информированности о мире профессии и том, как выбирать, почти равен компетентности специалиста.

3-5. Тебе не хватает информации и уверенности в том, как выбирать профессию.

7 и больше. Попробуй честно ответить на вопрос: “ Почему мне так трудно взять ответственность на себя?” Возможно, ответив на него, ты сможешь понять, как стать более самостоятельным.

Этим вопросником мы утверждаем, что выбирать профессию очень важное дело в жизни каждого человека.

Вопрос «Кем быть?» задает себе каждый молодой человек. Есть два способа выбора профессии. Первый – это метод проб и ошибок: человек  ищет вслепую, пробуя себя в разных сферах, пока  не поймёт то, что  будет приносить ему средства, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы.  Но  это  может быть очень трудный и длительный процесс, ведь существуют  десятки тысяч профессий.

          А возможен и другой путь: надо изучить, прежде всего самого себя, всё то, что делает каждого из нас единственным и неповторимым – свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, особенности  нервной системы. Познакомиться с миром профессий, узнать, какие требования предъявляет профессия к человеку, и только после этого соотнести их со своими личностными особенностями. И это станет началом пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Этим мы с вами и займемся.

Зачем человек трудится?       (Это потребность человеческой жизни,  труд - средство самовыражения  и развития личности. Л.Н.Толстой: «Ничто так, как труд, не облагораживает человека; без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство».

-Какие факторы влияют на выбор будущей профессии? (Слайд)

Социологи выделяют следующие основные факторы, влияющие на выбор профессии: способности (склонности), мнение родителей учителей, друзей, мода (престиж) и будущая заработная плата. Согласны ли вы с мнением специалистов?

-Как вы думаете, чем нужно руководствоваться при выборе профессии? (Ответы учащихся)

Коротко формула правильного выбора профессии выражается тремя словами: 

 «Надо» - потребности рынка труда. В мире существует более 50000 профессий. Одни из них очень распространенные – врач, учитель, продавец… Другие насчитывают единицы.

Одни профессии очень древние, другие же появились совсем недавно. Порой, даже не каждый взрослый человек может объяснить, что за род деятельности скрывается за тем или иным названием.

Какие современные профессии вы можете назвать? Отвечают 2-3 человека.

 «Хочу» - желания, интересы, склонности личности,

 «Могу» - учет своих возможностей, способностей, состояния здоровья.

 Здесь можно вспомнить слова И.А.Крылова «Берись за то, к чему ты склонен, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец»

Как вы понимаете это высказывание? Высказываются 2-3 человека.

(У человека всегда лучше получается то, что ему интересно, в чем он хорошо разбирается, тогда и он получает удовлетворение от работы, и работа получается качественной).

К.Р.: Совершенно верно. И согласитесь, что это  счастье, когда способности и интересы, т.е. «хочу» и «могу» совпадают.

А как это можно назвать одним словом? (Призвание)

Верно. Но кроме умственных способностей необходимо учитывать и возможности физические.

Например: одним людям больше подойдет спокойная, размеренная работа, а другим – постоянные командировки и экспедиции.

Другой пример: Человек может приспособиться к любым условиям, поэтому почти каждый практически здоровый человек смог бы выполнить любую работу, но какой ценой? За успех можно заплатить разную цену. Она измеряется в затратах физического и психического здоровья.

Например, необщительный человек с профессией, требующей общения, испытывает нервные перегрузки от частых контактов с людьми. В результате снижается его работоспособность, эмоциональное напряжение может привести к физическим болезням. А общительный человек может добиться того же, но не такой ценой.

Если выбранная профессия удовлетворяет всем этим требованиям, то это будет для вас наилучшим вариантом. Но если хотя бы одной составляющей не будет, то профессия не будет приносить удовлетворения.

Работа над составляющими правильно выбора профессии.

Давайте подробнее остановимся на каждой из составляющих правильного выбора профессии.

(слайд 7) Итак, первая составляющая «Надо» - потребности рынка труда.  На данный момент ни для кого не секрет, что рынок труда перенасыщен такими специалистами, как «юрист», «экономист». Поэтому, выбирая профессию, нужно думать о том, а сможете  ли вы, закончив вуз или ссуз, найти работу по специальности. Выбирая профессию, нужно думать  о том, сможете ли вы трудоустроиться в будущем.

-Какие профессии наиболее востребованы в наше время и какие будут востребованы через 7- 10 лет? Ответ на этот вопрос я попросила подготовить

(слайд 8) 

 Сообщение. На современном рынке труда в данный момент наиболее значимыми профессиями являются:

профессии, связанные со сферой управления

профессии, связанные с внедрением компьютерной техники

строительные профессии

консультирование

профессии в сфере образования

профессии, связанные с сервисом семьи

профессии в области здравоохранения

профессии в области информации и связи

профессии, связанные с банковским делом

профессии в сфере производства

профессии, связанные с туристическим сервисом.

(слайд 9) А через 10 лет очень востребованными будут …

  1. Инженерные специальности (возрастет спрос на инженерные кадры, способные управлять производством и обслуживать более совершенную технику)
  2. Разработчики компьютерного обеспечения (возрастет спрос на профессиональных программистов, поскольку еще актуальней станет проблема хранения данных)
  3. Маркетинг и продажи (возрастет спрос на специалистов по  продаже и маркетингу, станет  очень востребованной профессия «продавец»
  4. Профессии, связанные с сервисом
  5. Эколог (начнет повышаться спрос эту профессию, так как все большее место будут занимать проблемы сохранения окружающей среды)
  6. Медицинские  специальности (медсестра, врач)
  7. Рабочие  профессии: слесарь, электрогазосварщик, электромонтер

(Слайд 10) Итак, вторая составляющая  «Хочу» (желания, интересы, склонности). 

Кто-то из вас - технарь, кто-то гуманитарий, а кто-то одинаково относится к техническим и гуманитарным дисциплинам.

Но кроме склонностей необходимо учитывать и свои интересы, желания. Одному человеку интересно разводить комнатные цветы, другому - программировать что-либо на компьютере, третьему - исполнять музыкальные произведения на фортепиано. Чтобы профессия не была обузой, нужно выбирать ее в сфере ваших интересов.

Идеальное совпадение способностей и интересов - это и есть призвание.

Что можно сказать о желаниях, интересах, склонностях каждом из вас. Проведем небольшой тест, называемы «Психогеометрия»

(Слайд 11)  Тест «Психометрия»

-У мудрых китайцев есть такая пословица: «Человек без улыбки на лице не должен открывать свой магазин». Как вы понимаете ее смысл? (ответы) Именно поэтому при выборе профессии нужно обязательно учитывать особенности своего характера, склонности.  

Результаты тестирования.

На протяжении многих веков предпринимались также попытки найти связь между особенностями личности и знаком Зодиака, под которым родился человек. Хотели бы вы узнать, какой вид деятельности предписан вам в соответствии с вашим  знаком Зодиака.  

Во многих странах пытались и пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принята классификация профессора Е.А. Климова, который все профессии разделил на 5 типов (слайд).

Человек – природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями живой и неживой природы

Профессии: лесник, полевод, животновод, ветеринарный врач, фельдшер, геолог, агроном, зоотехник.

Качества: наблюдательность, устойчивость внимания, склонность к учету наблюдений, потребность в двигательной активности.

Человек – техника. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с транспортом, промышленностью, т.е. техникой.

Профессии: автослесарь, станочник, электрик, слесарь, оператор, токарь, монтажник конструкций, радиомеханик, инженер-технолог, водитель.

Качества: способности к геометрии, физике, пространственное воображение, технический склад мышления, склонность к практическому труду.

Человек – человек. Этот тип объединяет профессии, для которых имеют предметом труда является другой человек, а характерной чертой – необходимость воздействовать на других людей.

Профессии: официант, продавец, врач, секретарь, педагог, м/с общего профиля, воспитатель.

Качества: общительность, эмоциональная устойчивость, организаторские способности

Человек – знаковая система. Люди этой профессии должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор

Профессии: экономист, плановик, чертежник, корректор, наборщик, стенографистка, машинистка, программист, бухгалтер, ученый-теоретик.

Качества: способность к алгебре (абстрактное мышление), устойчивость внимания, склонность к обобщениям, к малоподвижной работе (усидчивость).

Человек – художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.

Профессии: актер, художник, диктор, архитектор, швея-модельер, маляр, копировщик рисунков, композитор, писатель.

Качества: наглядно-образное представление, яркое воображение, склонность к творчеству, гибкость чувств, развитость функциональных способностей (слух, зрение, речь, вкус и т.п.).

Давайте перечислим важные факторы, влияющие на выбор профессии:

  1. призвание и талант (ученики добавляют: хобби, увлеченность, склонности, мотивы труда, способности, внутренние возможности);
  2. семейные династии и советы друзей (продолжение дела родителей);
  3. желание и знакомство (это может быть идеал, кумир или пример живого человека);
  4. практицизм и романтизм, связанные с личностными качествами, с самооценкой, с интересами. Вот такова карта наших личных интересов класса.

-Узнали ли вы сегодня о себе что-то новое?  

-Поможет ли наш сегодняшний разговор в вашем профессиональном самоопределении?

(слайд 28) Надеюсь, что то, что вы узнали, хотя бы немного вам в жизни пригодится. Мне хотелось бы, чтобы уходя из класса вы поняли, что

  1. судьба не случайность, а предмет нашего собственного выбора;
  2. чтобы вы поняли: самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы;
  3. что истинное сокровище для людей – найти себя в труде.
  4. С что счастливая, преуспевающая личность сегодня – это… профессионал.

Подведение итогов классного часа.

Итак, мы можем сделать вывод, что очень важно правильно выбрать профессию. Кроме способностей и интересов, необходимо учитывать и интересы. Идеальное совпадение способностей и интересов – это и есть призвания. А ведь сколько людей всю жизнь занимаются нелюбимым делом: кто-то ради денег, кто-то по привычке, кто-то просто потому, что когда-то не серьёзно отнёсся к собственному выбору. При выборе профессии часто имеет место фактор престижности. Но оглядка на престижность – не самый верный принцип выбора, т.к. престижность или мода – это явление не постоянное.

Тем, у кого желания не совпадают с возможностями, я советую заняться самовоспитанием, не отказывайтесь от своей мечты. И вообще, людям любой профессии нужно работать над собой и только тогда любая мечта станет реальностью.

Тысячи тропок готовит судьба

Сотни загадок в запасе хранит.

Какой она будет - тропинка твоя

Это тебе  доказать предстоит.

Будешь ли ты водить корабли,

Или секреты веков узнавать,

Построишь ли мост от Луны до Земли

Может, ты станешь железо ковать.

Вырастешь клоуном - самым смешным-

И улыбками мир расцветет.

Клоуны тоже на свете нужны-

Они отправляют наши души в полет.

Выбрать какую тропинку себе-

Не узнаешь, пока не откроется дверь.

Человеком старайся пройти по тропе

Поверь в свои силы, победу поверь.

Литература:

1.Голуб Г.Б., Великанова А.В. Предпрофильная подготовка учащихся:

Рекомендации по  организации и проведению/ Под ред. Проф.Е.А. Когана.-

Самара: Издательство « Учебная литература», 2006.

2.Дидактический материал по курсу « Твоя профессиональная карьера»

/Под ред. С.Н. Чистяковой.-М.: Просвещение, 1998.

3.Митина Л.М. психология развития конкурентноспособной личности.

-М.:МПСИ; Воронеж: НПО « МОДЭК», 2002.

4. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального  самоопределения для подростков.-М.: Генезис, 2000.

Приложение

Рекламная пауза

Ученики класса подготовили презентации о выборе следующих профессий: режиссер, веб-дизайнер, дизайнер, стилист, адвокат, психолог. Каждое выступление составляло 1 минуту, в течение которой ученик должен был озвучить следующие параметры: содержание профессии, престижность, перспективность, причины выбора, материальная сторона, личностные особенности человека

Попробуйте по синквейну определить – о какой группе профессий идёт речь? Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк:

Фрагменты синквейнов:

Считающий, ответственный.
Учитывает, осваивает, исполняет.
Сохраняет средства для предприятия.
(экономист-бухгалтер)

Многогранный, экстравагантный.
Творит, украшает, создаёт.
Всегда неповторимый результат труда.
(дизайнер-художник)

Разбирающийся, предприимчивый.
Чертит, конструирует, внедряет.
Может обслуживать технику и руководить
(механик-инженер).

Бдительный, бесстрашный.
Контактирует, организовывает, отвечает.
Награждают, присваивая внеочередное звание.
(следователь-милиционер)

Определить название профессии по деятельности человека.

1. Руководит проектированием, строительством, эксплуатацией различных систем (в зависимости от вида работы), обеспечивает рабочих производственными заданиями и контролирует их выполнение (инженер)

2. Занимается приемом сырья и его переработкой; приготовлением холодных и горячих блюд, напитков, их оформлением (повар)

3. Должностное лицо, которое удостоверяет сделки, оформляет наследственные права граждан, договоры, свидетельствует копии документов, юридических актов (нотариус)

4. Восстанавливает изделие или его детали в местах склейки или заделки части видовых и портретных рисунков, роспись на изделиях, ажурную гравировку и чеканку, подготавливает поверхность, специальный клей, мастику, краски (реставратор)

5. Составитель карт, который делает черно-белый чертеж карты местности для изготовления печатных форм с этого чертежа в типографии (картограф)

6. Творческий работник, который выбирает материал для постановки спектакля, фильма, радио- и телепередач, эстрадных и др. программ, набирает творческую группу, проводит подготовку, направляет творческий процесс актеров (режиссер)

7. Специалист, хорошо знающий основы программирования, имеющий логический склад ума и творческий способности. Он работает на фирму или организацию, создает ее страницу в интернете, привлекающий внимание сайт (Web-дизайнер).

Цепочка профессий.

Я назову профессии, а вам нужно связать данную профессию с другой, которая имеет какой-нибудь общий признак с данной. Например, металлург – повар – врач (металлург и повар работают с огнём, печами; повар и врач имеют сходную одежду)

Художник (маляр – строитель – швея – хирург)

Шофёр (водитель трамвая – кондуктор – продавец – бухгалтер – программист)

Составить рассказ о профессии, используя только существительные

Например, рассказ об учителе: звонок – завтрак – звонок – урок – двоечник – вопрос – ответ – тройка – перемена – урок – отличник – пятёрка – звонок – дом – сон.

Продавец                                                                Парикмахер

Я предлагаю одним  назвать положительные качества профессии, стать на минутку оптимистом, другим - все отрицательные качества профессии, отнестись к данной профессии достаточно скептически. Итак, к примеру, очень популярная в наше время профессия журналиста. Проверим, насколько реально мы можем её оценить, каков уровень осведомлённости о ней.

Оптимист:

  1. работа имеет огромное общественное значение;
  2. высокая зарплата;
  3. встреча с интересными людьми;
  4. командировки, дающие возможность многое увидеть;
  5. использование современной техники.

Пессимист:

  1. трудности, связанные с устройством на работу;
  2. частые командировки, осложняющие личную жизнь;
  3. трудности получения образования (например, наличие печатных работ);
  4. большая ответственность;
  5. нервные перегрузки;
  6. ненормированный рабочий день;
  7. постоянное общение с людьми.

Итак, теперь задание: распределить качества людей для каждой из этих сфер, т.е., какими качествами должны обладать люди каждого типа.

(раздаю командам листы, на которых написаны качества людей).

I группа – человек – человек

                   человек – художественный образ

II группа – человек – природа

                   человек – знаковая система

Игра «Кому атрибуты?»

На слайде появляются названия 5 сфер (по Климову), каждая из которых содержит по 3 таблички. Команда выбирает категорию (название сферы деятельности) и номер таблички. Табличка поворачивается и появляется слово – атрибут, необходимый для работы. Нужно назвать, какой профессии он нужен и что это такое. Если команда выбирает таблички с №1, то получает 1 очко, №2 – 2 очка, №3 – 3 очка.

 

Человек – природа (комбайн, гидрокостюм, гидропульт)

Человек – техника (якорь, спидометр, автосцепка)

Человек –  человек (указка, фонендоскоп, аксельбант)

Человек – знаковая система (компьютер, штатив, дебет)

Человек – художественный образ (смычок, мольберт, пуанты)

Штатив – подставка, стойка для каких-нибудь приборов (инженер)

Мольберт – подставка для художника

Фонендоскоп – медицинский прибор для прослушивания больных, состоящий из двух гибких слуховых трубок, соединённых звукоулавливающей камерой.

Гидрокостюм – костюм водолаза

Пуанты – балетные туфли с твёрдыми носками

Гидропульт – ручной насос, подающий жидкость для поливки, опрыскивающий (для мелиоратора)

Автосцепка – устройство для автоматической сцепки вагонов (для составителя вагонов)

Аксельбант – плетёные из золотых, серебряных нитей наплечные шнуры на мундире

Дебет – счёт поступлений и долгов данному учреждению (для бухгалтера)

Назвать науки (учебные предметы), которые необходимы, чтобы…

I команда

Работать с природой

II команда

Работать с техникой 




Предварительный просмотр:

«Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Однако если бы вам пришлось выбрать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?»

1

 Ухаживать за животными

 Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2

 Помогать больным людям, лечить их

 Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин

3

 Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок

 Следить за состоянием, развитием растений

4

 Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т. п.)

 Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать)

5

 Обсуждать научно-популярные книги, статьи

 Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6

 Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

 Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, спортивных)

7

 Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

 Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством — подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8

 Сообщать, разъяснять людям, нужные им сведения

 Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9

 Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

 Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10

 Лечить животных

 Выполнять вычисления, расчеты

11

 Выводить новые сорта растений

 Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины или одежду, дома, продукты питания и т. п.)

12

 Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, уточнять, разъяснять, поощрять, наказывать

 Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, приводить в порядок)

13

 Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

 Наблюдать, изучать жизнь микробов

14

 Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

 Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т. п.

15

 Составлять точные описания — отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

 Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)

16

 Делать лабораторные анализы в больнице

 Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17

 Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий

 Осуществлять монтаж здания или сборку машин, приборов

18

 Организовывать культпоходы сверстников или младших (в театры, музеи), экскурсии, туристские походы и т. п.

 Играть на сцене, принимать участие в концертах

19

 Изготовлять по чертежам детали (машины, одежду), строить здания

 Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20

 Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

 Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час по теме"Я в мире профессиий"

Классный час для учащихся 6 классов . Позволит учащимся расширить представления о мире профессий, развить свои коммуникативные навыки, устную речь детей, умение анализировать, делать выводы, обобщать ...

Классный час "Твое место в мире профессии"

Цель: формирование навыков в выборе профессии....

Классный час "В мире профессий" Медицинские профессии

Классный час «В мире профессий»Медицинские профессииРазработка классного часа для 9-11классов. Классный руководитель: Ермакова М.Д.Цель:расширить представление учащихся о профессиях, дать представлени...

Классный час для 6-х классов "В мире профессий"

Один добрый и мудрый писатель сказал: «Счастье — это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой»....

Классный час "В мире профессий" для учащихся 9 класса

Разработка открытого классного часа "В мире профессий" . Цель классного часа: помочь выпускникам 9-х классов найти свое место в жизни....

Классный час "В мире профессий"

Классный час "В мире профессий" для 9 класса. Цель классного часа: формировать положительное отношение к осознанному профессиональному выбору...