Классный час "В мире профессий"
классный час (9 класс) на тему

Титова Татьяна Михайловна

Классный час "В мире профессий" для 9 класса. Цель классного часа: формировать положительное отношение к осознанному профессиональному выбору

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_professiy2013.docx33.72 КБ

Предварительный просмотр:

В мире профессий

Цели:

  • ознакомить учащихся с новыми профессиями;
  • формировать положительное отношение к осознанному, профессиональному выбору, к профессиональному росту;
  • побуждать к поиску информации о различных профессиях, к самовоспитанию, саморазвитию.

Форма проведения:   устный журнал.

Подготовительная работа с учащимися: выбрать творческую группу для проведения журнала помочь учащимся в распределении рубрик, материалов.

Оборудование: проектор, презентация «В мире профессий», мультфильм «Калейдоскоп профессий»,  листочки бумаги для теста.

План классного часа:

  1. Вступительное слово. Просмотр мультфильма «Калейдоскоп профессий»

II. Устный журнал «В мире профессий»:

  1. Лишние люди на рынке труда {Проблема).
  2. Пять типов профессий {Ликбез).
  3. Формула выбора профессии
  4. Короткой строкой {Лента новостей).
  5. На пороге выбора. {Размышления).
  6. Минутка для шутки.
  7. Самые редкие профессии {Занимательные факты).
  8. Музыкальная

III. Заключительное слово.

IV. Подведение итогов (рефлексия).

Высказывания: «Прекрасных профессий в мире не счесть, и каждой профессии слава и честь», «Счастье – это когда  утром хочется идти на работу, а вечером возвращаться домой»

Ход классного часа

  1. Вступительное слово

Учитель. Давайте начнём наш сегодняшний классный час с просмотра мультфильма  про мальчика Димыча  (мультфильм «Калейдоскоп профессий»)

Вы все чем - то похожи на героя мультика.

У всех у вас растут года,
Скоро 18!
Где работать вам, друзья,
Чем заниматься?

«Прекрасных профессий в мире не счесть, и каждой профессии слава и честь». Если спросить у любого человека, сколько он может назвать разных профессий, то можем получить ответ от 20 до 100, возможно чуть больше. А между тем в мире насчитывается более 10 тысяч профессий, а включая специальности и специализации их более 50 тысяч. В России сейчас по данным «Единого тарифно-квалификационного справочника» насчитывается более 6 тысяч профессий.

Сегодняшний классный час мы проведем, путешествуя в мире профессий. Скоро вам предстоит окунуться в этот взрослый мир и выбрать свое место в нем. Времени на выбор будет отпущено совсем немного, поэтому присматриваться к разным профессиям нужно уже сейчас. «В мире профессий» - так называется специальный выпуск нашего классного журнала. (слайд1)

II. Устный журнал «В мире профессий»

Вас ждут такие рубрики: Лишние люди на рынке труда {Проблема).

  1. Пять типов профессий {Ликбез).
  2. Формула выбора профессии
  3. Короткой строкой {Лента новостей).
  4. На пороге выбора. {Заблуждения).
  5. Минутка для шутки.
  6. Самые редкие профессии {Занимательные факты).
  7. Музыкальная (слайд3)

 1.Лишние люди на рынке труда

Ученик1. Каждый год сотни тысяч молодых людей выходят на рынок труда, но очень многие - около половины -так и не находят применения своим знаниям и остаются за бортом. Сейчас, например, на российском рынке труда полно лишних юристов и экономистов. Зато очень престижными и востребованными стали инженеры-технологи, особенно в пищевой промышленности, строители, радиоэлектронщики, рабочие разных специальностей. А их-то как раз и не хватает. Получить диплом сейчас не проблема - только плати и занятия не прогуливай! Но после окончания учебы почти половина молодых специалистов пополняет армию безработных. Такое же положение и в других развитых странах. Почему же так получилось: с одной стороны - острая нехватка специалистов, а с другой - безработица, лишние люди? Всему виной ошибки при выборе профессии. Многие молодые люди, выбирая профессию, не учитывают своих способностей, гонятся за престижностью, модой, деньгами. В результате - разочарование, неверие в себя, ощущение своей ненужности и невостребованности. Чтобы избежать этого, нужно осознанно подходить к выбору профессии. (слайд4)

2. Пять типов профессий

Учитель. Открываем рубрику «Ликбез», ликвидация безграмотности в сфере профессий. Мы на прошлом классном часе отвечали на вопросы теста, у нас получились слова природа, техника, человек, знаковая система, художественный образ, что же это значит. (слайд5)

Ученик 2. В соответствии с классификацией, предложенной профессором Б.А. Климовым, мир современных профессий можно разделить на 5 основных типов. Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда. По предмету труда можно выделить пять типов профессий:

Первый тип: человек - природа. Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда. (слайд6)

Второй тип: человек - техника. Это могут быть летчики, водители, матросы, токари, слесари и другие профессии, использующие технические устройства. (слайд7)

Третий тип: человек - человек. Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности -воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец.  (слайд8)

Четвертый тип: человек - знаковая система. Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. п. Это бухгалтеры, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных центрах. (9)

Пятый тип: человек - художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это музыканты, художники, актеры, дизайнеры и др. (слайд10)

Учитель. Вы узнали к какому виду деятельности вы предрасположены. Чтобы не ошибиться в выборе профессии, нужно учесть свои психологические особенности, способности, физические возможности. И мы переходим к следующей рубрике.

3. Формула выбора профессии

Учитель Сделать правильный выбор - значит, найти профессию, которая соответствует формуле.

Скажите как вы понимаете эту формулу?

Интересна и привлекательна "ХОЧУ"

Это занятия и действия, которые ты выполняешь с интересом, с желанием, по собственной инициативе. Если выбранное дело нравится, то ты охотнее будешь работать, повышать свою квалификацию, пользоваться авторитетом, больше зарабатывать.

Доступна и посильна "МОГУ"

Это возможности человека, его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений. В каких-то делах ты менее успешен, быстрее устаёшь, начинаешь нервничать, злиться, теряться, а в других - за тобой не угонишься, занимаешься с удовольствием и не устаёшь. Незнание своих способностей, здоровья и физических особенностей и неумение соотнести их с требованиями профессии могут привести к необоснованному выбору.

Имеется спрос на рынке труда "НАДО"

Это знание о перспективных отраслях и о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда, какова вероятность трудоустройства по выбираемой профессии. Безработный - невыигрышное начало трудовой карьеры. Востребованность работников зависит от их специализации и уровня образования. (слайд11)

4. Короткой строкой

Учитель. В последнее время в России появились новые профессии. Мы коротко расскажем о некоторых из них.

Ученик. Web-программист, web-дизайнер - это специалист по созданию сайтов для глобальной сети Интернет.

Ученик. Аудитор - это специалист, который проверяет финансовую деятельность компаний, оценивает ее успешность и эффективность.

Ученик. Бренд-менеджер - специалист, который придумывает образ продукта - бренд - и продвигает этот образ в массы.

Ученик. Логистик - специалист, регулирующий потоки: складские, транспортные, производственные. Транспортный логистик придумывает схемы перевозки грузов компании, складской логистик занимается организацией хранения продукции.

Ученик.. Маркетолог - в переводе с латыни «знающий рынок». Специалист, изучающий рынок для ТОГО, чтобы узнать потребности покупателей, их вкусы и предпочтения.

Ученик.. Мерчендайзер - это человек, который следит за тем, как товар его фирмы представлен в крупных магазинах. Он обходит магазины, дает советы по размещению товара, по оформлению витрин. Этой специальности пока не обучают ни в одном учебном заведении.

Ученик..  Фандрайзер -  тот кто ищет деньги и возможности для организаций

Ученик. PR –агент -специалист по рекламе и связям с общественностью.

Ученик. Аудитор – лицо, уполномоченное финансовым органом или приглашенное предприятием, фирмой провести проверку его отчетности и финансового положения.

Ученик. Брокер – посредник при заключении сделок, анализирует рынок, находит потенциальных покупателей и продавцов, организует их взаимодействие, содействует проведению переговоров.

Ученик .Юрисконсульт – постоянный консультант при учреждении по практическим вопросам права, защитник интересов этого учреждения в судебных и других инстанциях. (слайд12-13)

5. Учитель. Следующая наша рубрика на пороге выбора. В ней представлены презентации  рассуждения ребят нашего класса о бушующей профессии. Ваша задача внимательно послушать и угадать, кто это написал. (слайд14)

6. Минутка для шутки

Учитель.  Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 с.

Теперь подсчитайте количество треугольников.

А теперь слушайте ключ к тесту {читает).

Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.

Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.  (слайд15)

  1. Занимательные факты

Учитель. Открываем рубрику «Занимательные факты». В ней мы расскажем о самых редких профессиях. (слайд16)

Ученик.  Как вы думаете, чем занимается титестер? Титестер - дегустатор чая. По вкусу, запаху, виду этот специалист может определить сорт чая, место, где его вырастили, сезон сбора, способ хранения и переработки. Титестер обладает особым талантом - исключительно тонким обонянием. А еще титестеры должны от многого отказаться: не есть жареного, копченого, не употреблять специй, не пить, не курить, не пользоваться парфюмерией. Титестеры страшно боятся насморка. Крупнейшие компании страхуют носы своих титестеров на миллионы долларов, ведь от этих носов зависят судьбы огромных партий чая, которые стоят миллионы. А чай, который мы с вами пьем, смешанный. В нем может быть до 18 сортов. Титестеры подбирают смеси так, чтобы подчеркнуть основной аромат, улучшить вкус. (слайд17)

Ученик. Еще одна редкая профессия - постижёр. Это специалист по изготовлению париков, усов, бород и бакенбардов. Эта профессия тесно связана с творчеством - в театре постижер не просто делает парик, а создает образ. Часто в театре постижеры - это еще и гримеры, художники, создающие внешний облик геpoeв. Для этой профессии требуется завидное терпение и усидчивость, потому что приходится специальным крючком вплетать в основу волосок к волоску. Профессия постижера является довольно редкой, но сейчас она все больше и больше востребована в связи с развитием рекламы и шоу-бизнеса. (слайд18)

Ученик. Создатели рекламных роликов знают, что самая дефицитная профессия - это мастера спецэффектов. Эти мастера придумывают эффекты, которые заменяют настоящие продукты.

Газированные напитки, йогурты, шоколад, прозрачное пиво с шариками воздуха - все, что вы видите на рекламе, - это не настоящие продукты, а их заменители. В роли пива на экране часто выступает бензин, или масло, или другая жидкость. Чтобы пельмени на экране красиво падали в кипяток, они должны быть пластиковыми, а вода холодной. Видимость кипения создают сразу два устройства: компрессор, наподобие тех, что используются в аквариумах, и специальный моторчик, заставляющий воду бурлить. Потом все изображение корректируется на компьютере. Такие эффекты стоят очень дорого. И специалисты оплачивается соответственно. (слайд19)

8. Музыкальная Текст (слова) песни «Главная профессия»

1. Нам от самого порога
Жизнь раскинула пути;
Выбирай свою дорогу
И по ней смелей иди.
Пусть к тебе придёт удача,
Если честно ты прожил.
Пусть судьба тебе назначит
То, чего ты заслужил!
Припев: Только помни, только помни
В грохоте-ритме века:
Самая главная в жизни профессия —
Быть человеком.
Только помни, только помни
В грохоте-ритме века:
Самая главная в жизни профессия —
Быть человеком.
2. В жизни прожитой дороги
Очень уж порой круты.

Мы к себе бываем строги,
За собою жгём мосты,
Ненавидим мы и любим,
Разрушаем и творим;
Но в жару и в холод лютый
Мы друг другу говорим
Припев.
Проигрыш.
3. Пусть к тебе придёт удача,
Если честно ты прожил.
Пусть судьба тебе назначит
То, чего ты заслужил!
Припев.
(слайд20)

III. Заключительное слово

Классный руководитель.  Закрыта последняя страничка нашего журнала. Сегодня вы узнали о разных профессиях, о том, как правильно выбирать свое дело в жизни. Задача эта нелегкая, к ней надо готовиться уже сейчас. А чтобы профессия радовала, приносила удовольствие, нужно, чтобы она соответствовала вашему складу характера, мышления, психики.  И послушаем напоследок высказывания великих:  

 Если человек не знает,

к какой пристани он держит путь,

для него ни один ветер

не будет попутным.

Сенека (слайд 21)

Лев Толстой: "Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся". (слайд22)

И.А.Крылов: «Берись за то, к чему ты склонен, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец» (слайд23)

Кем бы вы ни стали, какую профессию не выбрали, искренне желаю, чтобы вам всегда хотелось утром идти на работу. И конечно, чтобы вечером хотелось идти домой.

IV. Подведение итогов (рефлексия) Отзывы о классном часе:

В целом классный час мне понравился да, нет

Я узнал, что-то новое да, нет

Мне понравился Мультик

Меня заинтересовали рубрики

  1. Лишние люди на рынке труда {Проблема).
  2. Пять типов профессий {Ликбез).
  3. Формула выбора профессии
  4. Короткой строкой {Лента новостей).
  5. На пороге выбора. {Заблуждения).
  6. Минутка для шутки.
  7. Самые редкие профессии {Занимательные факты).
  8. Музыкальная(слайд24)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час по теме"Я в мире профессиий"

Классный час для учащихся 6 классов . Позволит учащимся расширить представления о мире профессий, развить свои коммуникативные навыки, устную речь детей, умение анализировать, делать выводы, обобщать ...

Классный час "Твое место в мире профессии"

Цель: формирование навыков в выборе профессии....

Классный час "В мире профессий" Медицинские профессии

Классный час «В мире профессий»Медицинские профессииРазработка классного часа для 9-11классов. Классный руководитель: Ермакова М.Д.Цель:расширить представление учащихся о профессиях, дать представлени...

Классный час для 6-х классов "В мире профессий"

Один добрый и мудрый писатель сказал: «Счастье — это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой»....

Классный час "В мире профессий" для учащихся 9 класса

Разработка открытого классного часа "В мире профессий" . Цель классного часа: помочь выпускникам 9-х классов найти свое место в жизни....

Классный часв 9 классе на тему "Темперамент и моя будущая профессия".

Конспект классного часа для учащихся 9 класса....