Сценарий "Во глубине карельских руд..."
методическая разработка (7 класс) по теме
Целью мероприятия является освоение учащимися знаний о богатствах недр Карелии, полученных в результате самостоятельной познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_igry.docx | 31.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №11»
«…Во глубине карельских руд…»
Участники: учащиеся 7 – 8 классов
Автор: Сороколетова Ольга Владимировна,
учитель химии и биологии
высшей квалификационной категории
МОУ «Средняя школа №11»
г. Петрозаводск
2013 год
Пояснительная записка
Главная цель введения ФГОС второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.
Целью школы становятся не только знания, но и умение их добывать и ими пользоваться.
К одним из отличительных особенностей ФГОС относятся изменения в образовательных технологиях. А именно: 1) компетентностный подход ориентируется на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе; 2) к числу инновационных технологий обучения можно отнести компьютерные, информационно-коммуникационные и телекоммуникационные технологии; 3) формированию информационных компетенций способствует применение интерактивного комплекса, ресурсов Интернета.
В связи с этим не может не меняться подход к организации внеурочной деятельности учащихся. К внеклассным занятиям можно предъявлять те же требования, что и к уроку, с позиций федерального образовательного стандарта:
- формирование предметных результатов,
- формирование универсальных учебных действий,
- создание комфортной среды,
- смена видов деятельности,
- обучение в деятельности [1]
Для реализации требований ФГОС большое значение приобретают информационно-коммуникационные и телекоммуникационные технологии.
ИКТ – технологии сегодня – это:
- источник дополнительной информации,
- современное оформление урока,
- использование электронных образовательных ресурсов,
- использование различных способов получения и усвоения новых знаний,
- рациональное использование времени занятия,
- оптимизация труда учителя.
Кроме того, стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника:
- любящий свой край и своё Отечество,
- активно и заинтересованно познающий мир,
- умеющий учиться,
- осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности,
- способный применять полученные знания на практике,
- ориентирующийся в мире профессий,
- понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Целью мероприятия является освоение учащимися знаний о богатствах недр Карелии, полученных в результате самостоятельной познавательной деятельности.
Задачи:
1) формировать умение извлекать нужную информацию из разных источников;
2) развивать навык работы в группе и умение публично представлять результат своего труда;
3) продолжать воспитание чувства гордости за родной край.
Программа рассчитана на учащихся 7 – 8 классов (15 – 30 человек), которые уже овладели первоначальными навыками работы с современными техническими средствами и выполнения простейшего лабораторного эксперимента. Время проведения 40-45 минут.
Программа представляет собой ролевую игру. Распределение ролей может происходить по-разному: в результате жеребьёвки, личных предпочтений учащихся или заранее определены учителем.
Основная задача учителя на данном занятии – сопровождение познавательного процесса, учащиеся же являются активными его участниками.
Программу можно включать в структуру межпредметных уроков или как самостоятельное внеклассное занятие.
Литературный сценарий
Участники мероприятия:
Ведущий (учитель, ученица старших классов) – Хозяйка карельских недр
1 группа. Шокшинский малиновый кварцитопесчаник
2 группа. Рускеальский мрамор
3 группа. Шунгит
В каждой группе распределяются «профессии»:
Координатор (1-2 человека)
Геолог (1-2 человека)
Химик (1-2 человека)
Историк (1-2 человека)
Менеджер по продажам (1-2 человека)
Ход занятия
1. Вступление (6 минут)
1.1 Просмотр видеофильма о красоте родного края, сделанного учащимся из инициативной группы, на песню И. Грибулиной «Люблю тебя, Карелия!»
1.2 Хозяйка карельских недр: Карелия может покорить не только лесами, озерами, реками. Но и своим таинственным и прекрасным миром камня. Несметны сокровища карельских недр, словно ларцы богатой невесты, упрятанные до поры. Немало потрудилась природа, чтобы наполнить драгоценностями эти ларцы (демонстрирует ларец, заполненный горными породами и минералами).
Ни одно из этих чудес из ларца не обойдется без таинственного многоликого творения природы - минерала. Того самого, который рождается единственным из тысяч сочетаний атомов. Того, который вступает в многочисленные сочетания, образуя искусно собранный букет - горную породу, того, который в ярких сочетаниях цвета и блеска окружает нас в будни и праздники, украшая мир, являясь неотъемлемой частью природы [2]
Вам предстоит сейчас погрузится в интереснейший процесс исследования. Каждая группа будет изучать одно из богатств карельских недр (вручает каждой группе образец породы, доставая его из ларца):
1 группа – шокшинский малиновый кварцитопесчаник
2 группа – рускеальский мрамор
3 группа – шунгит
3. Работа в группах (10 минут)
Задания для групп
(распечатаны на инструктивных картах)
Координатор: Организуйте работу группы. Определите порядок выступлений. Проконтролируйте правильность и полноту выполнения заданий.
Геолог: Ответьте на вопросы:
- Каково происхождение названия горной породы?
- Где в Карелии находится месторождение породы? Отметьте его на интерактивной карте.
- Какими физическими свойствами характеризуется горная порода? (цвет, твёрдость, прочность, износостойкость, декоративность и т.д.)
Химик: Опишите химический состав горной породы. Выполните лабораторный эксперимент и опишите его результат (В пробирку, содержащую образец породы, прилейте 1-2 мл раствора соляной кислоты. Какие видимые изменения наблюдаете? Какой вывод можно сделать о свойствах породы?)
Историк: Ответьте на вопросы:
- Когда началась промышленная добыча породы?
- Назовите интересные исторические факты, связанные с добычей, исследованием свойств и применением породы
Менеджер по продажам: Перечислите области применения изучаемой горной породы с учётом её физико-механических и химических свойств
Область применения | Свойство |
Для подготовки ответов на вопросы учащимся предлагаются разные источники информации, в зависимости от оснащённости кабинета:
- распечатки с текстом,
- ноутбуки с выходом в Интернет,
- ссылки на рекомендованные сайты,
- собственные, уже имеющиеся знания, обмениваться которыми можно в процессе работы группы.
4. Выступления учащихся каждой группы, которые сопровождает Хозяйка карельских недр (уточняет ответы, комментирует выступления). Учащиеся других групп задают интересующие их вопросы, добавляют известные им сведения (10-15 минут)
5. Викторина «Это он…» - командное состязание с использованием интерактивной презентации, в результате которого закрепляются полученные знания (5 минут)
6. Изготовление подарочного магнита (10 минут)
Хозяйка карельских недр: Вы славно потрудились. Каждый оказался мастером своего дела. И в благодарность я поделюсь с вами своими богатствами. Вы можете изготовить магниты с горными породами и минералами, которые вы исследовали сегодня (материалы для изготовления магнитов заранее приготовлены)
7. Рефлексия.
Хозяйка карельских недр: На ваших магнитах – три породы. Какими тремя словами вы могли бы охарактеризовать сегодняшнее занятие? (ребята высказываются)
8. Подарок всем участникам мероприятия - песня «Улетай на крыльях ветра» из оперы Бородина «Князь Игорь» в исполнении ученицы (4 минуты)
Источники информации
- http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/prezentatsiya-osobennosti-fgos-ooo-vtorogo-pokoleniya - Особенности ФГОС второго поколения
- http://kartravel.ru/ - Путешествие по Карелии
Приложение 1
Необходимое оборудование:
- Технические средства: компьютер, колонки, проектор, ноутбуки для работы групп, интерактивная доска
- Бейжди с названиями профессий
- Атрибутика «профессий»: для химика – халат, защитные очки, перчатки; для геолога – лупа, карта «Горные породы и полезные ископаемые Карелии»
- Инструктивные карты – для каждого
- Индивидуальные наборы для изготовления самодельных магнитов: цветная основа – визитка на картоне, небольшой магнит для крепления изделия на поверхности, раздробленные камни (шунгит, малиновый кварцитопесчаник, рускеальский мрамор), клей для крепления камней
Приложение 2
Примерный перечень сайтов для работы учащихся
Кварцит | http://kartravel.ru/cvarcit.html - история, свойства и применение кварцита http://www.karel-stone.ru/artkl_3.html - геология кварцита |
Мрамор | http://museum-sortavala.ru/public/32-ruskeala-zavod - история http://kristallov.net/mramor.html - геология мрамора http://grekoline.ru/poleznaya-informaciya/svojstva-mramora.html - свойства мрамора http://karelnedra.karelia.ru/mnia/mramor_karelia.htm - месторождения мрамора |
Шунгит | http://ru.wikipedia.org/wiki/%D8%F3%ED%E3%E8%F2 – происхождение, применение шунгита http://kartravel.ru/shungit.html - свойства и применение шунгита |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зачётная работа. Традиционная карельская вышивка.8 класс.
8 класс Зачётная работа по модулю «Потенциал предмета для формирования ключевых...
Классный час "Карельское поморье"
К огромному сожалению, мне пришлось удалить поморские народные песни,так как вес работы был более 3МБ...
Презентация "Карельская роспись"
Презентация "Карельская роспись" к уроку ИЗО (народные промыслы)...
Воспитательная программа "Карельская семья"
Воспитательная программа для воспитанников детского дома. Программа получили грантовую поддержку благотворительного фонда "Наше завтра" г. С-Пб....
"Карельские посиделки на современный лад"
Сценарий праздника с подведением итогов....
Инструкционно-технологическая карта "Кукла "Карельская рванка"
Инструкционная карта к разделу "Традиционная народная кукла"....
Надежда Васильева- карельская писательница
Презентация о жизни и творчестве карельской писательницы Надежды Васильевой...