Сценарий "Во глубине карельских руд..."
методическая разработка (7 класс) по теме

Сороколетова Ольга Владимировна

 

    Целью мероприятия является освоение учащимися знаний о богатствах недр Карелии, полученных в результате самостоятельной познавательной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_igry.docx31.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского городского округа

«Средняя общеобразовательная школа №11»

 «…Во глубине карельских руд…»

Участники: учащиеся 7 – 8 классов

Автор: Сороколетова Ольга Владимировна,

учитель химии и биологии

высшей квалификационной категории

МОУ «Средняя школа №11»

г. Петрозаводск

2013 год

Пояснительная записка

     Главная цель введения ФГОС второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

     Целью школы становятся не только знания, но и умение их добывать и ими пользоваться.  

     К одним из отличительных особенностей ФГОС относятся изменения в образовательных технологиях. А именно: 1) компетентностный подход ориентируется на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе; 2) к числу инновационных технологий обучения можно отнести компьютерные, информационно-коммуникационные и телекоммуникационные технологии; 3) формированию информационных компетенций способствует применение интерактивного комплекса, ресурсов Интернета.

     В связи с этим не может не меняться подход к организации внеурочной деятельности учащихся. К внеклассным занятиям можно предъявлять те же  требования, что и к уроку, с позиций федерального образовательного стандарта:

  • формирование предметных результатов,
  • формирование универсальных учебных действий,
  • создание комфортной среды,
  • смена видов деятельности,
  • обучение в деятельности [1]

     Для реализации требований ФГОС большое значение приобретают информационно-коммуникационные и телекоммуникационные технологии.

     ИКТ – технологии сегодня – это:

  • источник дополнительной информации,
  • современное оформление урока,
  • использование электронных образовательных ресурсов,
  • использование различных способов  получения и усвоения  новых знаний,
  • рациональное использование времени занятия,
  • оптимизация труда учителя.

     Кроме того,  стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника:

  • любящий свой край и своё Отечество,
  • активно и заинтересованно познающий мир,
  • умеющий учиться,
  • осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности,
  • способный применять полученные знания на практике,
  • ориентирующийся в мире профессий,
  • понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.          

    Целью мероприятия является освоение учащимися знаний о богатствах недр Карелии, полученных в результате самостоятельной познавательной деятельности.  

    Задачи:  

1) формировать умение извлекать нужную информацию из разных источников;  

2) развивать навык работы в группе и умение публично представлять результат своего труда;

3) продолжать воспитание чувства гордости за родной край.

     Программа рассчитана на учащихся 7 – 8 классов (15 – 30 человек), которые уже овладели первоначальными навыками работы с современными техническими средствами и выполнения простейшего лабораторного эксперимента. Время проведения  40-45 минут.

     Программа представляет собой ролевую игру. Распределение ролей может происходить по-разному: в результате жеребьёвки, личных предпочтений учащихся или заранее определены учителем.

     Основная задача учителя на данном занятии – сопровождение познавательного процесса, учащиеся же являются активными его участниками.

     Программу можно включать в структуру межпредметных уроков или как самостоятельное внеклассное занятие.

Литературный сценарий

Участники мероприятия:

Ведущий (учитель, ученица старших классов) – Хозяйка карельских недр

1 группа. Шокшинский малиновый кварцитопесчаник

2 группа. Рускеальский мрамор

3 группа. Шунгит

В каждой группе распределяются «профессии»:

Координатор (1-2 человека)

Геолог (1-2 человека)

Химик (1-2 человека)

Историк (1-2 человека)

Менеджер по продажам  (1-2 человека)

Ход занятия

1.  Вступление (6 минут)

1.1 Просмотр видеофильма о красоте родного края, сделанного учащимся из инициативной группы, на песню И. Грибулиной «Люблю тебя, Карелия!»

1.2 Хозяйка карельских недр:  Карелия может  покорить не только лесами, озерами, реками. Но и своим таинственным и прекрасным миром камня. Несметны сокровища карельских недр, словно ларцы богатой невесты, упрятанные до поры. Немало потрудилась природа, чтобы наполнить драгоценностями эти ларцы (демонстрирует ларец, заполненный горными породами и минералами).
    Ни одно из этих чудес из ларца не обойдется без таинственного многоликого творения природы - минерала. Того самого, который рождается единственным из тысяч сочетаний атомов. Того, который вступает в многочисленные сочетания, образуя искусно собранный букет - горную породу, того, который в ярких сочетаниях цвета и блеска окружает нас в будни и праздники, украшая мир, являясь неотъемлемой частью природы
[2]

     Вам предстоит сейчас погрузится в интереснейший процесс исследования. Каждая группа будет изучать одно из богатств карельских недр (вручает каждой группе образец породы, доставая его из ларца):

1 группа – шокшинский малиновый кварцитопесчаник

2 группа – рускеальский мрамор

3 группа – шунгит

3. Работа в группах (10 минут)

Задания для групп

(распечатаны на инструктивных картах)

Координатор: Организуйте работу группы. Определите порядок выступлений. Проконтролируйте правильность и полноту выполнения заданий.

Геолог: Ответьте на вопросы:

  1. Каково происхождение названия горной породы?
  2. Где в Карелии находится месторождение породы? Отметьте его на интерактивной карте.
  3. Какими физическими свойствами характеризуется горная порода? (цвет, твёрдость, прочность, износостойкость, декоративность и т.д.)

Химик: Опишите химический состав горной породы. Выполните лабораторный эксперимент и опишите его результат (В пробирку, содержащую образец породы,  прилейте 1-2 мл раствора соляной кислоты.  Какие видимые изменения наблюдаете? Какой вывод можно сделать о свойствах породы?)

Историк: Ответьте на вопросы:

  1. Когда началась промышленная добыча породы?
  2. Назовите интересные исторические факты, связанные с добычей, исследованием свойств и применением породы

Менеджер по продажам: Перечислите области применения изучаемой горной породы с учётом её физико-механических и химических свойств

Область применения

Свойство

     Для подготовки ответов на вопросы учащимся предлагаются разные источники информации, в зависимости от оснащённости кабинета:

  • распечатки с текстом,
  • ноутбуки с выходом в Интернет,
  • ссылки на рекомендованные сайты,
  • собственные, уже имеющиеся знания, обмениваться которыми можно в процессе работы группы.

4. Выступления учащихся каждой группы, которые сопровождает Хозяйка карельских недр (уточняет ответы, комментирует выступления). Учащиеся других групп задают интересующие их вопросы, добавляют известные им сведения (10-15 минут)

5. Викторина «Это он…» - командное состязание с использованием интерактивной презентации, в результате которого закрепляются полученные знания (5 минут)

6. Изготовление подарочного магнита (10 минут)

Хозяйка карельских недр: Вы славно потрудились. Каждый оказался мастером своего дела. И в благодарность я поделюсь с вами своими богатствами. Вы можете изготовить магниты с горными  породами и минералами, которые вы исследовали сегодня (материалы для изготовления магнитов заранее приготовлены)

7. Рефлексия.

Хозяйка карельских недр: На ваших магнитах – три породы. Какими тремя словами вы могли бы охарактеризовать сегодняшнее занятие? (ребята высказываются)

8. Подарок всем участникам мероприятия -  песня «Улетай на крыльях ветра» из оперы Бородина «Князь Игорь» в исполнении ученицы (4 минуты)

Источники информации

  1. http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/prezentatsiya-osobennosti-fgos-ooo-vtorogo-pokoleniya - Особенности ФГОС второго поколения
  2. http://kartravel.ru/ - Путешествие по Карелии

Приложение 1

Необходимое оборудование:

  • Технические средства: компьютер, колонки, проектор, ноутбуки для работы групп, интерактивная доска
  • Бейжди с названиями профессий
  • Атрибутика «профессий»: для химика – халат, защитные очки, перчатки; для геолога – лупа, карта «Горные породы и полезные ископаемые Карелии»
  • Инструктивные карты – для каждого
  • Индивидуальные наборы для изготовления самодельных магнитов: цветная основа – визитка на картоне, небольшой магнит для крепления изделия  на поверхности, раздробленные камни (шунгит, малиновый кварцитопесчаник, рускеальский мрамор), клей для крепления камней

Приложение 2

Примерный перечень сайтов для работы учащихся

Кварцит

http://kartravel.ru/cvarcit.html - история, свойства и применение кварцита

http://www.karel-stone.ru/artkl_3.html - геология кварцита

Мрамор

http://museum-sortavala.ru/public/32-ruskeala-zavod - история

http://kristallov.net/mramor.html - геология мрамора

http://grekoline.ru/poleznaya-informaciya/svojstva-mramora.html - свойства мрамора

http://karelnedra.karelia.ru/mnia/mramor_karelia.htm - месторождения мрамора

Шунгит

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D8%F3%ED%E3%E8%F2 – происхождение, применение шунгита

http://kartravel.ru/shungit.html - свойства и применение шунгита


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачётная работа. Традиционная карельская вышивка.8 класс.

8 класс                    Зачётная работа по модулю «Потенциал предмета для формирования ключевых...

Классный час "Карельское поморье"

К огромному сожалению, мне пришлось удалить  поморские народные песни,так как вес работы был более 3МБ...

Презентация "Карельская роспись"

Презентация "Карельская роспись" к уроку ИЗО (народные промыслы)...

Воспитательная программа "Карельская семья"

Воспитательная программа для воспитанников детского дома. Программа получили грантовую поддержку благотворительного фонда "Наше завтра" г. С-Пб....

"Карельские посиделки на современный лад"

Сценарий праздника с подведением итогов....

Инструкционно-технологическая карта "Кукла "Карельская рванка"

Инструкционная карта к разделу "Традиционная народная кукла"....

Надежда Васильева- карельская писательница

Презентация о  жизни  и творчестве карельской писательницы Надежды Васильевой...