"Песни огненных лет"
занимательные факты (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
«Песни огненных лет»
Сценарий вечера, посвященного Дню Победы.
Ход вечера:
Оформление: гитара, баян, скромный кувшин с одним цветком, к которому выступающие при выходе на сцену добавляют цветы.
- Приглашаются ветераны
- Приглашаются родители
( 2 ведущих; чтецы)
1-ый ведущий. Вы бывали 9 мая на улицах и площадях города?
2-ыйведущий. Вы слышали, как поют военные песни ветераны, простые горожане, дети?
1-ый ведущий. Побывайте обязательно и почувствуйте, как дороги нам эти песни, как священна наша память. Сегодняшний вечер мы посвящаем военной песне.
2-ой ведущий. Той, что роднит наши поколения, соединяет руки и сердца дедов, сыновей и внуков. И от этого руки становятся сильнее, а сердца – шире и трепетнее.
1-ый ведущий.
Человеку холодно без песни
На земле, открытой всем ветрам,
Я не знаю в мире место есть ли,
Где не верят песне, как кострам.
(Звучит музыка спокойная вальсовая мелодия)
Чтецы:
В саду городском в воскресенье
Оркестр на закате гремит,
И ситцевый ветер веселья
По жёлтым дорожкам летит.
Там вальс в босоножках-обновках
Кружит в хороводе огней
Без отдыха, без остановки,
Волшебною силой своей
Сближая сердца безрассудно…
Ты только поближе взгляни:
Мы были с тобой в сорок первом
Такими, как нынче они,
Когда оборвался внезапно
Наш вальс на тесовом кругу,
И в маршевых ротах на запад
Ушли мы навстречу врагу.
1-ый ведущий. В ночь на 22 июня 1941 года в гарнизонном клубе Бреста шла репетиция концерта самодеятельных актеров.
Чтецы.
Брест в сорок первом.
Ночь в разгаре лета.
На сцене - самодеятельный хор.
Потом: «Джульетта, о моя Джульетта!»
Вздымает руки молодой майор.
Да, репетиции сегодня затянулись,
Но не беда: ведь завтра выходной…
Спешат домой вдоль сладко спящих улиц
Майор-Ромео с девочкой –женой.
Она и впрямь похожа на Джульетту
И как Джульетта, страшно влюблена.
Брест в сорок первом.
Ночь в разгаре лета.
И тишина, такая тишина!
Летят последние минуты мира.
Проходит час, потом пройдет другой,
И мрачная трагедия Шекспира
Покажется забавною игрой.
2-ой ведущий. На переход через границу в фашистском плане «Барбаросса» было запланировано 30 минут. Брестская крепость держалась месяц.
(На последних словах начинает звучать песня «Священная война»)
Историческая справка: Песню написали композитор Александр Васильевич Александров и поэт Василий Иванович Лебедев-Кумач.
Борис Александрович, сын композитора, вспоминал: «Стихотворение Василия Ивановича Лебедева-Кумача было напечатано в газетах на третий день войны. Песня сочинилась очень быстро. На одном вздохе… Впервые её исполнили на Белорусском вокзале… Вокзал был заполнен бойцами. В походном снаряжении они сидели на скамейках, чемоданах. Дымили махоркой – у каждого своя дума… Сначала никто не заметил. Но вот - первые такты песни… Вокзал замер. И вдруг встает один, второй, третий… Всё! А потом тишина. Пауза какой-то немыслимой тишины – и шквал. Песню просили исполнить ещё раз, потом третий, четвёртый…»
Настанет время - критики назовут эту песню музыкальной эмблемой войны. А для первых слушателей это была песня. Может быть, самая последняя в жизни.
1-ый ведущий. По сведениям статистики, из добровольцев 1922, 23, 24 года рождения в живых осталось три процента.
Чтецы:
Вновь прошлого кинолента
Раскручена передо мной:
Всего только три процента
Мальчишек пришло домой…
2-ой ведущий. А они ведь были ещё так молоды, им бы жить, да жить, радоваться первому чувству любви, жениться, быть счастливыми….. Но…
Чтецы:
Голос первой любви моей – поздний, напрасный –
Вдруг окликнул, заставил на миг замереть
И звучит до сих пор обещанием счастья…
Голос первой любви, как ты мог уцелеть?
Над горящей землёй от Москвы до Берлина
Пыль дорог, где отстать – хуже, чем умереть,
И в бинтах все березы, в крови все рябины…
Голос первой любви , как ты мог уцелеть?
(Звучит песня «В землянке»)
Историческая справка: Эта песня сразу же, безоговорочно была принята – и сердцем солдата, и сердцами тех, кто ждал его дома. А стихотворение, из которого она родилась, появилась, в общем-то, случайно. Поэт Алексей Сурков написал своей жене с фронта шестнадцать «домашних» строк. Написал в сорок первом. В конце ноября, под Истрой, после очень трудного дня. Когда пришлось пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков. Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы в феврале сорок второго во фронтовую редакцию не пришёл композитор Константин Листов и не стал просить «чего-нибудь, на что можно написать песню». И тут Сурков, на счастье, вспомнил о стихах, отправленных домой, разыскал их в блокноте и ,переписав, отдал их Листову. Через неделю композитор появился в редакции и под гитару исполнил песню, Все свободные от работы по выпуску номера слушали, затаив дыхание.. И песня «пошла»…
Люди воспринимали не только смысл стихотворения, но и весь вложенный в него жар сердца, волнение, надежду, любовь…
2-ой ведущий. Спускается к ветеранам и спрашивает о том, какие песни они поют, какие трогают их души?
Чтецы:
Комбату приказали в этот день
Взять высоту и к сопкам пристреляться.
Он может умереть на высоте,
Но раньше должен на неё подняться.
И высота было в тот день взята,
И знают уцелевшие солдаты –
У каждого есть в жизни высота,
Которую он должен взять когда-то.
А если по дороге мы умрём,
Своею смертью разрывая доты,
То пусть нас похоронят на высотах,
Которые мы всё-таки берём.
(Звучит песня «На безымянной высоте»)
Историческая справка: Это было в начале шестидесятых годов. На «Мосфильме» снимался фильм «Тишина» по роману Юрия Бондарева. Главная песня фильма о тех, кто не вернулся с полей сражений, была заказана композитору Вениамину Баснеру и поэту Михаилу Матусовскому. Оба знали войну не понаслышке: Баснер служил в артиллерии, потерял близких; Матусовский работал в редакции фронтовой газеты, был ранен. Лишь картина вышла на экран, как тревожный мотив подхватили тысячи и миллионы голосов. Неудержимой рекой хлынули письма от бывших фронтовиков, и каждый уверял авторов, что это – именно из его биографии, именно о его высоте… Вот только бойцов там было не восемнадцать, а другое количество. Но эта песня была написана именно о восемнадцати воинах-сибиряках, в живых из них осталось только двое: Герасим Ильич Лапин, Константин Николаевич Власов. Бой тот был под поселком Бетлицы, на Калужской земле.
Чтецы:
Неправда, друг не умирает,
Лишь рядом быть перестаёт.
Он кров с тобой не разделяет,
Из фляги из твоей не пьёт.
В землянке, занесён метелью,
Застольной не поёт с тобой
И рядом, под одной шинелью,
Не спит у печки жестяной.
И всё, что между вами было,
Всё, что за вами следом шло
С его останками в могилу
Улечься вместе не смогло.
Упрямство, гнев его, терпенье –
Ты всё себе в наследство взял,
Двойного слуха ты и зренья
Пожизненным владельцем стал.
Любовь мы завещаем женам,
Воспоминанья – сыновьям,
Но по земле, войной сожженной,
Идти завещано друзьям.
2-ой ведущий. И вот он май, великий май 1945 года. Весна. Победа.
Чтецы:
Не длинные вопли воздушной сирены,
Не темень, ни брызги стекла и камней –
Набухшие почки весенней сирени,
Летучие гроздья салютных огней.
Не ужас пожара, не мрак подземелья,
Не тяжесть тревожных холодных ночей –
Поток ликованья, раскаты веселья,
Хозяйский приветливый голос грачей.
Не горечь разлук, не прощальные речи,
Не тайные вздохи предчувствий глухих –
А близкие, полные радости встречи,
Не письма, -
А руки, писавшие их.
( Звучит песня «День Победы»)
Историческая справка: Песня «День Победы» появилась на свет спустя три десятилетия после того, как отгремели последние залпы Великой Отечественной. Поэт Владимир Гаврилович Харитонов рассказывал: «Давно мечтал об этой песне. Но всё не находились главные строчки, которые бы определила весь настрой. И вдруг однажды вырвалось: «Это праздник со слезами на глазах…». Сразу же, на одном дыхании написал весь припев. А потом надо было найти начало песни. Я ходил и вспоминал… Как в двадцать лет стал курсантом пехотного училища и как через год на Волоколамском шоссе мы сдерживали фашистскую орду… Думали ли мы о победе? Конечно. Но как бесконечно далеко до неё в ту пору было. Сколько крови, сколько дорогих могил ещё было впереди…. Стихи сложились, и я отдал их тогда Давиду Тухманову. Через несколько дней – телефонный звонок: Давид Федорович сообщил, что песня готова. Её невозможно слушать без слёз.
Чтецы:
Глядят на нас, глядят фронтовики,
Глядят на нас исчезнувшие роты,
Глядят на нас ушедшие полки,
Глядят на нас с надеждой и заботой.
Ну как мы тут, и что у нас за жизнь,
Куда идём семьёю многоликой,
Готовы ль также Родине служить,
Достойны ли истории великой?!
1-ый ведущий. Мы всё постараемся сделать для того, чтобы ответить – да.
Спасибо вам, ветераны!
Цветы, которые собирались в кувшине, участники раздают ветеранам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: Урок-концерт "Песни огненных лет"
Данный урок является реализацией проекта в рамках программы по литературе по теме "Песни огненных лет".В методической разработке представлены:план-конспект урокасценарийвидеоролик (см. видеозапись)пре...
Урок по литературе "Песни огненных лет"
На уроке ученики знакомятся знакомятся с творчеством поэтов А.Лебедева-Кумача, А.Суркова, М.Лисянского, М.Матусовского, В.Харитонова...
Урок литературы в 6 классе "Песни огненных лет"
Данный урок стал итогом исследовательской работы учащихся 6 класса по теме "Песни огненных лет"(к 65 - летию Победы). На уроке ребята рассказывали об истории создания песен "Священная война", "Песня з...
Литературно-музыкальная композиция "Песням тех огненных лет- поверьте."
Сценарий мероприятия, посвящённого песням о Великой Отечественной войне....
Песни огненных лет. Урок литературы в 7 классе
На данном уроке учащиеся знакомятся с историей создания песен, посвящённых Великой Отечественной войне....
Песни огненных лет
Сценарий урока-концерта ко Дню Победы....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МЕРОПРИЯТИЯ Историко – музыкальный вечер «Песни огненных лет»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МЕРОПРИЯТИЯ Историко – музыкальный вечер «Песни огненных лет»...