Песни огненных лет
методическая разработка (9 класс) по теме
Сценарий урока-концерта ко Дню Победы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khodotaeva_o.v.-stsenariy.doc.docx | 33.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Соболевская средняя общеобразовательная школа имени А.Н. Попова
Сценарий медиаурока на тему:
« Песни огненных лет»
Автор: Ходотаева Ольга Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Соболево
2013г
Цели: показать на примере конкретных произведений о Великой Отечественной войне обучающимся тяжесть воинского труда, силу духа, смелость, патриотизм русского воина-труженика;
показать, как высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями, помочь почувствовать пафос поэзии и песен военных лет; раскрыть перед детьми великое значение литературы, в частности поэзии, в преодолении тягот войны;
воспитывать у обучающихся чувство патриотизма, гордости за историю страны, за великие подвиги русских солдат-освободителей;
обратить внимание на национальные нравственные черты человека военных лет: готовность к подвигу, самопожертвование, любовь и преданность Родине, близким людям, родному очагу.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, записи песен военных лет.
Кто сказал, что нужно бросить
Песни на войне,
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
Лебедев-Кумач (1943 г.)
Оргмомент.
68 лет назад закончилась Великая Отечественная война.1418 дней испытаний, голода и лишений. Миллионы не вернулись с полей сражений и все для того, чтобы ты никогда не знал, что такое война! (слайд №1)
Самое малое, что ты можешь сделать – помнить их подвиг вечно. Песни военных лет – Песни Победы – с ними шли в бой, сражались, умирали, но побеждали (слайд № 2).
Сегодня мы познакомимся с песнями, их авторами и историей создания:
« Священная война»
« В землянке»
« Моя Москва»
« На безымянной высоте»
« День Победы» (слайд № 3)
- История создания песни « Священная война» (заранее подготовленный учащийся (слайд № 5 ) ( перейти на текст документа и вывести его на экран щелчком по картинке)
«Священная война»
22 июня 1941 года в четыре часа утра первые бомбовые удары нарушили мирный сон российских городов. Началась Великая Отечественная война. А через несколько дней по радио прозвучала, пожалуй , самая суровая и самая яркая из всех военных песен, когда-либо сложенных людьми. Написали ее композитор Александр Васильевич Александров и поэт Василий Иванович Лебедев-Кумач и называлась эта песня «Священная война»:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идет война народная,
Священная война!
Песню исполнил Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии, который сейчас носит имя автора «Священной войны».
Борис Александрович, сын композитора, вспоминал:
« Стихотворение Василия Ивановича Лебедева-Кумача было напечатано в газетах на третий день войны. Песня сочинилась быстро, на одном вздохе… В Москве тогда оставалась лишь одна группа ансамбля, три другие уже выступали на фронте.
В эту группу Александр Васильевич и принес новую песню. Понравилась она сразу, разучили ее быстро и впервые исполнили на Белорусском вокзале…Вокзал был заполнен бойцами. В походном снаряжении они сидели на скамейках, чемоданах, дымили махоркой – у каждого своя дума… сначала нас никто не заметил. Но вот первые такты песни… знаете, об успехе можно судить не только по аплодисментам. Весь вокзал словно замер. Я стоял рядом с хором и видел, как слушатели буквально впитывали в себя звуки. И вот встает один, другой, третий… все! Потом тишина. Пауза какой-то немыслимой тишины – и шквал. Требовали : «Еще!» Исполнили еще раз, потом третий, четвертый…»
Настанет время – и критики назовут эту песню музыкальной эмблемой Великой Отечественной. А для первых слушателей это была просто песня. Может быть, самая последняя в их жизни. И мурашки бегали по коже от сурового пафоса, вобравшего в себя и горечь, и боль, и гнев людей, переплавленные в неукротимую силу отпора, в то, что поэт так точно назвал «яростью благородной».
Не смеют крылья черные
Над Родиной летать,
Поля ее просторные
Не смеет враг топтать!
Прослушивание песни (по щелчку мыши)
Слайд №6 ( по гиперссылке ссылке вывести текст песни на экран)
Вопросы ( слайд 7 ):
- В чем, по-вашему, патриотический пафос стихотворения?
- Как вы понимаете значение словосочетаний: «священная война» и «ярость благородная»?
- Как вы думаете, какие строчки были особенно близки людям, услышавшим эту песню перед отправление на фронт?
- История создания песни « В землянке» (заранее подготовленный учащийся (слайд № 8 ) ( перейти на текст документа и вывести его на экран щелчком по картинке)
«В землянке»
Эта песня сразу безоговорочно была принята – и сердцем солдата, и сердцами тех, кто ждал его дома. А стихотворение, из которого она родилась, появилось, в общем-то случайно. Поэт Алексей Сурков написал жене с фронта шестнадцать «домашних» строк. Написал в сорок первом, в конце ноября, под Истрой, после очень трудного дня, когда пришлось пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков.
Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы в феврале сорок второго года не пришел во фронтовую редакцию композитор Константин Листов и на стал просить «чего-нибудь, на что можно написать песню». «Чего-нибудь» не оказалось. И тут Сурков, на счастье, вспомнил о стихах, отправленных домой, разыскал их в блокноте и, переписав, отдал Листову.
Через неделю композитор вновь появился в редакции, попросил у фотографа Миши Савина гитару и запел:
Бьется в тихой печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Все свободные от работы по выпуску номера слушали, затаив дыхание…
И песня «пошла». По всем фронтам – от Севастополя до Ленинграда и Полярного. Правда, некоторым блюстителям фронтовой нравственности показалось, что строки: «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага» - упаднические, «разоружающие». Просили и даже требовали про смерть вычеркнуть или отодвинуть ее от окопа подальше. Но портить песню было уже поздно. О том, что с песней «мудрят», дознались на фронте, и однажды Сурков получил письмо от шести танкистов-гвардейцев. Танкисты писали: « Мы слышали, что кому-то не нравится строчка «до смерти четыре шага». Напишите для этих людей, что до смерти четыре тысячи английских миль, а нам оставьте так, как есть: мы-то знаем, сколько до нее, до смерти».
Конечно же, сугубо личные строки Суркова совсем не случайно стали популярнейшей песней войны, одной из наивысших лирических удач всей фронтовой поэзии. Уже с первых дней Великой Отечественной поэт почувствовал: солдатское сердце ищет не только лозунга и призыва, но и ласкового, тихого слова, чтобы разрядиться от перегрузки всем тем страшным, что обрушивала на него жестокая действительность.
Люди воспринимали не только смысл стихотворения, но и весь вложенный в него жар сердца, пульсацию крови, волнение, надежду, любовь…
Вот почему если бывшие фронтовики поют про землянку, то даже сегодня он не жалеют для этой песни сердца и не стыдятся слез.
Прослушивание песни (по щелчку мыши)
( по гиперссылке ссылке вывести текст песни на экран)
Вопросы (слайд 9 ):
- В чем секрет любви многих поколений, в том числе и невоенных, к песне на стихи А.Суркова?
- Проследите по тексту стихотворения, какое пространство «близкое» и «дальнее» окружает лирического героя? Что в «дальнем» пространстве сулит опасность и что оберегает от нее?
- Какое прямое и символическое значение имеет слово «вьюга» в последнем четверостишии?
- История создания песни « В землянке» (заранее подготовленный учащийся (слайд № 10 ) ( перейти на текст документа и вывести его на экран щелчком по картинке)
Моя Москва
Немало хороших песен сложено о нашей столице – и про то, как «утро красит нежным светом стены древнего Кремля», и про то, что «друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве». Писали их, как правило, москвичи. А слова другой песни, одной из самых проникновенных, сочинил не москвич. Сочинил человек, который Москву защищал.
Родился Марк Лисянский у Черного моря, детство и юность провел в Николаеве, потом жил в Ярославле, оттуда и ушел на фронт, воевал в Ярославской дивизии. В очень трудное время осенью сорок первого, в блокнот легли строчки стихотворения «Моя Москва»:
Я пор свету немало хаживал,
Жил в землянке, в окопах, в тайге,
Похоронен был дважды заживо,
Знал разлуку, любил в тоске.
Но всегда я привык гордиться,
И везде повторял слова:
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!
Младший лейтенант Лисянский ехал тогда через столицу на фронт, грузовик остановился на площади Пушкина, у вывески: «Редакция журнала «Новый мир».попросив минутку подождать, младший лейтенант взбежал по лестнице, отдал секретарше стихотворение, начинавшееся строкой: « Я по свету немало хаживал», и поспешил вниз. Стихи были опубликованы в 10-11 номере журнала, вышедшем в декабре сорок первого. Увидев стихи, композитор Дунаевский тут же, прямо на полях журнала написал ноты. Вскоре молодой поэт услышал по радио песню. Песню о Москве
Мы запомним суровую осень,
Скрежет танков и отблеск штыков,
И в веках будут жить двадцать восемь
Самых храбрых твоих сынов.
И врагу никогда не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!
Она звучит и сегодня, песня о сыновней любви к сердцу нашей Родины, песня о том, что никогда никакой враг не вступит на московские улицы. А ведь когда поэт писал об этом, фашисты могли рассматривать московские улицы в бинокль… тем дороже нам песня, полная такого пронзительного лиризма, такой силы. И именно там, где враг был остановлен, именно там, где ему дали смертный бой, поднялся теперь памятник, на котором отчеканены слова из этой светлой и мужественной песни. Песни, ставшей Гимном Москвы.
Прослушивание песни (по щелчку мыши)
( по гиперссылке ссылке вывести текст песни на экран)
(слайды11,12 ) – рассказывают о значении песни в истории страны
Вопросы (слайд 13 ):
- Какие приметы вместил в себя облик Москвы?
- Какие страницы истории прочно сложились с обликом Москвы?
- Почему лирический герой противопоставляет гордость за Москву своей личной истории?
- История создания песни « На безымянной высоте» (заранее подготовленный учащийся (слайд № 14 ) ( перейти на текст документа и вывести его на экран щелчком по картинке)
«На безымянной высоте»
Это было в начале шестидесятых годов. На «Мосфильме» снимался фильм «Тишина» по роману Юрия Бондарева. Главная песня фильма о тех, кто не вернулся с полей сражений, была заказана композитору Вениамину Баснеру и поэту Михаилу Матусовскому. Оба знали войну не понаслышке: Баснер служил в артиллерии, потерял близких; Матусовкий работал в редакции фронтовой газеты, был ранен.
Лишь картина вышла на экран, как тревожный, суровый мотив подхватили тысячи, миллионы голосов:
Дымилась роща под горою,
И вместе с ней пылал закат…
Нас оставалось только трое
Из восемнадцати ребят.
Как много их, друзей хороших,
Лежать осталось в темноте –
У незнакомого поселка
На безымянной высоте.
Неудержимой рекой хлынули письма от бывших фронтовиков, и каждый уверял авторов, что это – именно из его биографии, именно о его высоте, только бойцов там, мол, было не восемнадцать, а другое количество. Между тем Матусовский точно помнил, как коллега из фронтовой газеты рассказывал ему именно о восемнадцати сибиряках. И вот однажды – весточка от полковника Плотникова: он нашел имена тех героев-сибиряков, всех восемнадцати, только в живых из них осталось, оказывается, не трое, а двое, и ними даже можно встретиться – Герасим Ильич Лапин живет в Донецке, а Константин Николаевич Власов в Новосибирске.
Вскоре встреча состоялась – в Москве, на «Голубом огоньке». Обнялись солдаты, поэт, композитор… и узнали люди, что бой тот был под поселком Бетлицы, на Калужской земле.
Прослушивание песни (по щелчку мыши)
( по гиперссылке ссылке вывести текст песни на экран)
Вопросы (слайд 15 ):
- Как в сознании лирического героя соединяются трагические картины войны и тревожные картины жизни природы?
- Какие строчки стихотворения позволяют эпизод конкретного боя возвести до обобщающей картины войны?
- История создания песни « День Победы» (заранее подготовленный учащийся (слайд № 16) ( перейти на текст документа и вывести его на экран щелчком по картинке)
« День Победы»
Песня «День Победы» появилась на свет спустя три десятилетия после того, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Поэт Владимир Гаврилович Харитонов рассказывал:
- Давно мечтал об этой песне. Но все не находилось главной строчки, которая бы определила весь ее настрой. И вдруг однажды вырвалось: « Это радость со слезами на глазах…» Да, конечно же, именно это самое главное! И тут же, сразу, буквально на одном дыхании написал весь припев.
А потом надо было найти начало песни. Я ходил по комнате и вспоминал, вспоминал… как в двадцать лет стал курсантом пехотного училища и как через год на Волоколамском шоссе рядом с панфиловцами мы сдерживали фашистскую орду… Думали ли мы, мечтали ли мы о победе? Конечно. Но как бесконечно далеко до нее в ту пору было. Сколько крови, сколько дорогих могил было еще впереди…
День Победы, как он был от нас далек,
Как в костре потухшем таял уголек…
Были версты обгорелые в пыли,-
Этот день мы приближали как могли.
«Этот день мы приближали как могли…» - совсем не случайно я повторил эту строчку в песне трижды, сделал ее рефреном еще в запеве. Потому что эта мысль для меня очень важна: ведь именно так было с каждым моим соотечественником… Это и про мою маму, которая четыре года работала медсестрой в госпитале. И про отца, заслужившего в ту пору орден Ленина. И про мою жену, которая тогда еще совсем девчонка, на крыше вот этого самого дома на улице Горького тушила зажигалки..
Есть в песне строки, которые тем, кто не воевал, может быть, покажутся неожиданными:
Здравствуй, мама, возвратились мы не все…
Босиком бы пробежаться по росе!..
Но как наверное, поймут меня ветераны Великой Отечественной, которые тогда к началу войны, едва успели закончить школу. Как часто грезилось нам – измотанным, пропыленным: сбросить бы кирзу, хоть совсем ненадолго, и, словно в детстве, босиком – по траве, по лужам. Ведь совсем еще недавно солдаты были мальчишками…
Стихи сложились, и я отдал их Давиду Тухманову, с которым мне работается особенно радостно и чей талант ценю очень высоко. Через несколько дней – телефонный звонок: Давид Федорович сообщил, что песня готова.
Песню невозможно слушать без слез. Тухманов нашел для нее такую интонацию «тех лет», что она сразу вонзилась в сердце..
Прослушивание песни (по щелчку мыши)
( по гиперссылке ссылке вывести текст песни на экран)
Вопросы (слайд 17 ):
- Какие противопоставления легли в основу текста песни, помогли передать саму сущность Дня Победы?
- Какие строчки стихотворения передают каждодневный подвиг военных будней?
- Повтор какой строки и почему цементирует, скрепляет разрозненные эпизоды – воспоминания лирического героя? Почему рассказ об этих воспоминаниях ведется во множественном числе?
А теперь мы подведем итоги нашей работы. Вам будет предложен экспресс-тест по материалу сегодняшнего урока (каждому учащемуся распечатанный заранее тест)
«Священная война» | «В землянке» | «Моя Москва» | « На безымянной высоте» | « День Победы» | |
1.Авторы песни: а) В.Харитонов – Д.Тухманов | |||||
б) А.Сурков- К.Листов | |||||
в) В. Лебедев-Кумач- А.Александров | |||||
г) М.Лисянский – И.Дунаевский | |||||
д) М.Матусовский- В.Баснер | |||||
2. Песня написана во время войны | |||||
3. Песня написана после войны | |||||
4. Автор предложил стихи определенному композитору | |||||
5. Автор случайно увидел стихи и написал песню | |||||
6. В основе лежит мелодия марша | |||||
7. Песня стала гимном Москвы | |||||
8. Песня подвергалась цензурной правке | |||||
9. В основу сюжета песни лег эпизод конкретного боя | |||||
10. Самая первая песня о Великой Отечественной войне | |||||
11. Песня звучит от лица поколения (от множественного числа) |
- Через пять минут мы проверим результативность (слайд №17 ) по значку «домой» вернуться на слайд №4, перейти по гиперссылке Экспресс-викторина к ответам.
Ты живешь в Великой стране, Великой, прежде всего, своими людьми. Частица этого величия есть и в твоей душе. Помни об этом!!! (слайд 18 )
Источники (слайд №19)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: Урок-концерт "Песни огненных лет"
Данный урок является реализацией проекта в рамках программы по литературе по теме "Песни огненных лет".В методической разработке представлены:план-конспект урокасценарийвидеоролик (см. видеозапись)пре...
Урок по литературе "Песни огненных лет"
На уроке ученики знакомятся знакомятся с творчеством поэтов А.Лебедева-Кумача, А.Суркова, М.Лисянского, М.Матусовского, В.Харитонова...
Урок литературы в 6 классе "Песни огненных лет"
Данный урок стал итогом исследовательской работы учащихся 6 класса по теме "Песни огненных лет"(к 65 - летию Победы). На уроке ребята рассказывали об истории создания песен "Священная война", "Песня з...
Литературно-музыкальная композиция "Песням тех огненных лет- поверьте."
Сценарий мероприятия, посвящённого песням о Великой Отечественной войне....
Песни огненных лет. Урок литературы в 7 классе
На данном уроке учащиеся знакомятся с историей создания песен, посвящённых Великой Отечественной войне....
"Песни огненных лет"
Сценарий вечера:"Песни огненных лет" ....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МЕРОПРИЯТИЯ Историко – музыкальный вечер «Песни огненных лет»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МЕРОПРИЯТИЯ Историко – музыкальный вечер «Песни огненных лет»...