Песни огненных лет
методическая разработка (9 класс) по теме

Ходотаева Ольга Владимировна

Сценарий урока-концерта ко Дню Победы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khodotaeva_o.v.-stsenariy.doc.docx33.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Соболевская средняя общеобразовательная школа имени А.Н. Попова

Сценарий медиаурока на тему:

« Песни огненных лет»

                                

Автор: Ходотаева Ольга Владимировна,

 учитель русского языка и литературы

Соболево

2013г

Цели: показать на примере конкретных произведений о Великой Отечественной войне обучающимся тяжесть воинского труда, силу духа, смелость, патриотизм русского воина-труженика;

        показать, как высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями, помочь почувствовать пафос поэзии и песен военных лет;        раскрыть перед детьми великое значение литературы, в частности поэзии, в преодолении тягот войны;

        воспитывать у обучающихся чувство патриотизма, гордости за историю страны, за великие подвиги русских солдат-освободителей;

        обратить внимание на национальные нравственные черты человека военных лет: готовность к подвигу, самопожертвование, любовь и преданность Родине, близким людям, родному очагу.

               

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, записи песен военных лет.

                                        

Кто сказал, что нужно бросить

Песни на войне,

                                        После боя сердце просит

Музыки вдвойне.

                                                Лебедев-Кумач (1943 г.)

 Оргмомент.

68 лет назад закончилась Великая Отечественная война.1418 дней испытаний, голода и лишений. Миллионы не вернулись с полей сражений и все для того, чтобы ты никогда не знал, что такое война! (слайд №1)

Самое малое, что ты можешь сделать – помнить их подвиг вечно.  Песни военных лет – Песни Победы – с ними шли в бой, сражались, умирали, но побеждали (слайд № 2).

Сегодня мы познакомимся с песнями, их авторами и историей создания:

« Священная война»

« В землянке»

« Моя Москва»

« На безымянной высоте»

« День Победы»  (слайд № 3)

  1. История создания песни « Священная война» (заранее подготовленный учащийся  (слайд № 5  ) ( перейти на текст документа и вывести его на экран  щелчком по картинке)

«Священная война»

22 июня 1941 года в четыре часа утра первые бомбовые удары нарушили мирный сон российских городов. Началась Великая Отечественная война. А через несколько дней по радио прозвучала, пожалуй , самая суровая и самая яркая из всех военных песен, когда-либо сложенных людьми. Написали ее композитор Александр Васильевич Александров и поэт Василий Иванович Лебедев-Кумач и называлась эта песня  «Священная война»:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна!

Идет война народная,

Священная война!

Песню исполнил Краснознаменный  ансамбль песни и пляски Советской Армии, который сейчас носит имя  автора «Священной войны».

        Борис Александрович, сын композитора, вспоминал:

« Стихотворение Василия Ивановича Лебедева-Кумача было напечатано в газетах на третий день войны. Песня сочинилась быстро, на одном вздохе… В Москве тогда оставалась лишь одна группа ансамбля, три другие уже выступали на фронте.

В эту группу Александр Васильевич и принес новую песню. Понравилась она сразу, разучили ее быстро и впервые исполнили на Белорусском вокзале…Вокзал был заполнен бойцами. В походном снаряжении они сидели на скамейках, чемоданах, дымили махоркой – у каждого своя дума…  сначала нас никто не заметил. Но вот первые такты песни… знаете, об успехе можно судить не только по аплодисментам. Весь вокзал словно замер. Я стоял рядом с хором и видел, как слушатели буквально впитывали в себя звуки. И вот встает один, другой, третий… все! Потом тишина. Пауза какой-то немыслимой тишины – и шквал. Требовали : «Еще!» Исполнили еще раз, потом третий, четвертый…»

Настанет время – и критики назовут эту песню музыкальной эмблемой Великой Отечественной. А для первых слушателей это была просто песня. Может быть, самая последняя в их жизни. И мурашки бегали по коже от сурового пафоса, вобравшего в себя и горечь, и боль, и гнев людей, переплавленные в неукротимую силу отпора, в то, что поэт так точно назвал «яростью благородной».

Не смеют крылья черные

Над Родиной летать,

Поля ее просторные

Не смеет враг топтать!

Прослушивание песни (по щелчку мыши)

Слайд №6 ( по гиперссылке ссылке вывести текст песни на экран)

Вопросы ( слайд    7 ):

  • В чем, по-вашему, патриотический пафос стихотворения?
  • Как вы понимаете значение словосочетаний: «священная война» и «ярость благородная»?
  • Как вы думаете, какие строчки были особенно близки людям, услышавшим эту песню перед отправление на фронт?

  1. История создания песни « В землянке» (заранее подготовленный учащийся  (слайд № 8  ) ( перейти на текст документа и вывести его на экран  щелчком по картинке)

«В землянке»

Эта песня сразу безоговорочно была принята – и сердцем солдата, и сердцами тех, кто ждал его дома. А стихотворение, из которого она родилась, появилось, в общем-то случайно. Поэт Алексей Сурков написал жене  с фронта шестнадцать «домашних» строк. Написал в сорок первом, в конце ноября, под Истрой, после очень трудного дня, когда пришлось пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков.

Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы в феврале сорок второго года не пришел во фронтовую редакцию композитор Константин Листов и на стал просить «чего-нибудь, на что можно написать песню». «Чего-нибудь» не оказалось. И тут Сурков, на счастье, вспомнил о стихах, отправленных домой, разыскал их в блокноте и, переписав, отдал Листову.

Через неделю композитор вновь появился в редакции, попросил у фотографа Миши Савина гитару и запел:

Бьется в тихой печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Все свободные от работы по выпуску номера слушали, затаив дыхание…

И песня «пошла». По всем фронтам – от Севастополя до Ленинграда и Полярного. Правда, некоторым блюстителям фронтовой нравственности показалось, что строки: «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага» - упаднические, «разоружающие». Просили и даже требовали про  смерть вычеркнуть или отодвинуть ее от окопа подальше. Но портить песню было уже поздно. О том, что с песней «мудрят», дознались на фронте, и однажды Сурков получил письмо от шести танкистов-гвардейцев. Танкисты писали: « Мы слышали, что кому-то не нравится строчка «до смерти четыре шага». Напишите для этих людей, что до смерти четыре тысячи английских миль, а нам оставьте так, как есть: мы-то знаем, сколько до нее, до смерти».

Конечно же, сугубо личные строки Суркова совсем не случайно стали популярнейшей песней войны, одной из наивысших лирических удач всей фронтовой поэзии. Уже с первых дней Великой Отечественной поэт почувствовал: солдатское сердце ищет не только лозунга и призыва, но и ласкового, тихого слова, чтобы разрядиться от перегрузки всем тем страшным, что обрушивала на него жестокая действительность.

Люди воспринимали не только смысл стихотворения, но и весь вложенный в него жар сердца, пульсацию крови, волнение, надежду, любовь…

Вот почему если бывшие фронтовики поют про землянку, то даже сегодня он не жалеют для этой песни сердца и не стыдятся слез.

Прослушивание песни (по щелчку мыши)

( по гиперссылке ссылке вывести текст песни на экран)

Вопросы (слайд   9   ):

  • В чем секрет любви многих поколений, в том числе и невоенных, к песне на стихи А.Суркова?
  • Проследите по тексту стихотворения, какое пространство «близкое» и «дальнее» окружает лирического героя? Что в «дальнем» пространстве сулит опасность и что оберегает от нее?
  • Какое прямое и символическое значение имеет слово «вьюга» в последнем четверостишии?

  1. История создания песни « В землянке» (заранее подготовленный учащийся  (слайд № 10  ) ( перейти на текст документа и вывести его на экран  щелчком по картинке)

Моя Москва

Немало хороших песен сложено о нашей столице – и про то, как «утро красит нежным светом стены древнего Кремля», и про то, что «друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве». Писали их, как правило, москвичи. А слова другой песни, одной из самых проникновенных, сочинил не москвич. Сочинил человек, который Москву защищал.

Родился Марк Лисянский у Черного моря, детство и юность провел в Николаеве, потом жил в Ярославле, оттуда и ушел на фронт, воевал в Ярославской дивизии. В очень трудное время осенью сорок первого, в блокнот легли строчки стихотворения «Моя Москва»:

Я пор свету немало хаживал,

Жил в землянке, в окопах, в тайге,

Похоронен был дважды заживо,

Знал разлуку, любил в тоске.

Но всегда  я привык гордиться,

И везде повторял слова:

Дорогая моя столица,

Золотая моя Москва!

Младший лейтенант Лисянский ехал тогда через столицу на фронт, грузовик остановился на площади Пушкина, у вывески: «Редакция  журнала «Новый мир».попросив минутку подождать, младший лейтенант взбежал по лестнице, отдал секретарше стихотворение, начинавшееся строкой: « Я по свету немало хаживал», и поспешил вниз. Стихи были опубликованы в 10-11 номере журнала, вышедшем в декабре сорок первого. Увидев стихи, композитор Дунаевский тут же, прямо на полях журнала написал ноты. Вскоре молодой поэт услышал по радио песню. Песню о Москве

Мы запомним суровую осень,

Скрежет танков и отблеск штыков,

И в веках будут жить двадцать восемь

Самых храбрых твоих сынов.

И врагу никогда не добиться,

Чтоб склонилась твоя голова,

Дорогая моя столица,

Золотая моя Москва!

Она звучит и сегодня, песня о сыновней любви к сердцу нашей Родины, песня о том, что никогда никакой враг не вступит на московские улицы. А ведь когда поэт писал об этом, фашисты могли рассматривать московские улицы в бинокль… тем дороже нам песня, полная такого пронзительного лиризма, такой силы. И именно там, где враг был остановлен, именно там, где ему дали смертный бой, поднялся теперь памятник, на котором отчеканены слова из этой светлой и мужественной песни. Песни, ставшей Гимном Москвы.

Прослушивание песни (по щелчку мыши)

( по гиперссылке ссылке вывести текст песни на экран)

(слайды11,12 ) – рассказывают о значении песни в истории страны

Вопросы (слайд  13    ):

  • Какие приметы вместил в себя облик Москвы?
  • Какие страницы истории прочно сложились с обликом Москвы?
  • Почему лирический герой противопоставляет гордость за Москву своей личной истории?

 

  1. История создания песни « На безымянной высоте» (заранее подготовленный учащийся  (слайд № 14 ) ( перейти на текст документа и вывести его на экран  щелчком по картинке)

«На безымянной высоте»

Это было в начале шестидесятых годов. На  «Мосфильме» снимался фильм «Тишина» по роману  Юрия Бондарева. Главная песня фильма о тех, кто не вернулся с полей сражений, была заказана композитору Вениамину Баснеру и поэту Михаилу Матусовскому. Оба знали войну не понаслышке: Баснер служил в артиллерии, потерял близких; Матусовкий работал в редакции фронтовой газеты,  был ранен.

Лишь картина вышла на экран, как тревожный, суровый мотив подхватили тысячи, миллионы голосов:

Дымилась роща под горою,

И вместе с ней пылал закат…

Нас оставалось только трое

Из восемнадцати ребят.

Как много их, друзей хороших,

Лежать осталось в темноте –

У незнакомого поселка

На безымянной высоте.

Неудержимой рекой хлынули письма от бывших фронтовиков, и каждый уверял авторов, что это – именно из его биографии, именно о его высоте, только бойцов  там, мол, было не восемнадцать, а другое количество. Между тем Матусовский точно помнил, как коллега из фронтовой газеты рассказывал ему именно о восемнадцати сибиряках. И вот однажды – весточка от полковника Плотникова: он нашел имена тех героев-сибиряков, всех восемнадцати, только в живых из них осталось, оказывается, не трое, а двое, и ними даже можно встретиться – Герасим Ильич Лапин живет в Донецке, а Константин  Николаевич Власов в Новосибирске.

Вскоре встреча состоялась – в Москве, на «Голубом огоньке». Обнялись солдаты, поэт, композитор… и узнали люди, что бой тот был под поселком Бетлицы, на Калужской земле.

Прослушивание песни (по щелчку мыши)

( по гиперссылке ссылке вывести текст песни на экран)

Вопросы (слайд 15 ):

  • Как в сознании лирического героя соединяются трагические картины войны  и тревожные картины жизни природы?
  • Какие строчки стихотворения позволяют эпизод конкретного боя возвести до обобщающей картины войны?

  1. История создания песни « День Победы» (заранее подготовленный учащийся  (слайд № 16) ( перейти на текст документа и вывести его на экран  щелчком по картинке)

 « День Победы»

Песня «День Победы» появилась на свет спустя три десятилетия после того, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Поэт Владимир Гаврилович Харитонов рассказывал:

- Давно мечтал об этой песне. Но все не находилось главной строчки, которая бы определила весь ее настрой. И вдруг однажды вырвалось: « Это радость со слезами на глазах…» Да, конечно же, именно это самое главное! И тут же, сразу, буквально на одном дыхании написал весь припев.

А потом надо было найти начало песни. Я ходил по комнате и вспоминал, вспоминал… как в двадцать лет стал курсантом пехотного училища и как через год на Волоколамском шоссе рядом с панфиловцами мы сдерживали фашистскую орду… Думали ли мы, мечтали ли мы о победе? Конечно. Но как бесконечно далеко до нее в ту пору было. Сколько крови, сколько дорогих могил было еще впереди…

День Победы, как он был от нас далек,

Как в костре потухшем таял уголек…

Были версты обгорелые в пыли,-

Этот день мы приближали как могли.

«Этот день мы приближали как могли…» - совсем не случайно я повторил эту строчку в песне трижды, сделал ее рефреном еще в запеве. Потому что эта мысль для меня очень важна: ведь именно так было с каждым моим соотечественником… Это и про мою маму, которая четыре года работала медсестрой в госпитале. И про отца, заслужившего в ту пору орден Ленина. И про мою жену, которая тогда еще совсем девчонка, на крыше вот этого самого дома на улице Горького тушила зажигалки..

Есть в песне строки, которые тем, кто не воевал, может быть, покажутся неожиданными:

Здравствуй, мама, возвратились мы не все…

Босиком бы пробежаться по росе!..

Но как наверное, поймут меня ветераны Великой Отечественной, которые тогда к началу войны, едва успели закончить школу. Как часто грезилось нам – измотанным, пропыленным: сбросить бы кирзу, хоть совсем ненадолго, и, словно в детстве, босиком – по траве, по лужам. Ведь совсем еще недавно солдаты были мальчишками…

Стихи сложились, и я отдал их Давиду Тухманову, с которым мне работается особенно радостно и чей талант ценю очень высоко. Через несколько дней – телефонный звонок: Давид Федорович сообщил, что песня готова.

Песню невозможно слушать без слез. Тухманов нашел для нее такую интонацию «тех лет», что она сразу вонзилась в сердце..

Прослушивание песни (по щелчку мыши)

( по гиперссылке ссылке вывести текст песни на экран)

Вопросы (слайд 17 ):

  • Какие противопоставления легли в основу текста песни, помогли передать саму сущность Дня Победы?
  • Какие строчки стихотворения передают каждодневный подвиг военных будней?
  • Повтор какой строки и почему цементирует, скрепляет разрозненные эпизоды – воспоминания лирического героя? Почему рассказ об этих воспоминаниях ведется во множественном числе?

А теперь мы подведем итоги нашей работы. Вам будет предложен экспресс-тест по материалу сегодняшнего  урока (каждому учащемуся распечатанный заранее тест)

«Священная война»

«В землянке»

«Моя Москва»

« На безымянной высоте»

« День Победы»

1.Авторы песни:

а) В.Харитонов –

    Д.Тухманов

б) А.Сурков-

    К.Листов

в) В. Лебедев-Кумач-

А.Александров

г) М.Лисянский –

И.Дунаевский

д) М.Матусовский-

В.Баснер

2.  Песня написана во время войны

3. Песня написана после войны

4. Автор предложил стихи определенному композитору

5. Автор случайно увидел стихи и написал песню

6. В основе лежит мелодия марша

7. Песня стала гимном Москвы

8. Песня подвергалась цензурной правке

9. В основу сюжета песни лег эпизод конкретного боя

10. Самая первая песня о Великой Отечественной войне

11. Песня звучит от лица поколения (от множественного числа)

  • Через пять минут мы проверим результативность (слайд №17 ) по значку «домой» вернуться на слайд №4, перейти по гиперссылке Экспресс-викторина к ответам.

Ты живешь в Великой стране, Великой, прежде всего, своими людьми. Частица этого величия есть и в твоей душе. Помни об этом!!! (слайд 18  )

Источники (слайд №19)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: Урок-концерт "Песни огненных лет"

Данный урок является реализацией проекта в рамках программы по литературе по теме "Песни огненных лет".В методической разработке представлены:план-конспект урокасценарийвидеоролик (см. видеозапись)пре...

Урок по литературе "Песни огненных лет"

На уроке ученики знакомятся  знакомятся с творчеством поэтов А.Лебедева-Кумача, А.Суркова, М.Лисянского, М.Матусовского, В.Харитонова...

Урок литературы в 6 классе "Песни огненных лет"

Данный урок стал итогом исследовательской работы учащихся 6 класса по теме "Песни огненных лет"(к 65 - летию Победы). На уроке ребята рассказывали об истории создания песен "Священная война", "Песня з...

Литературно-музыкальная композиция "Песням тех огненных лет- поверьте."

Сценарий мероприятия, посвящённого песням о Великой Отечественной войне....

Песни огненных лет. Урок литературы в 7 классе

На данном уроке учащиеся знакомятся с историей создания песен, посвящённых Великой Отечественной войне....

"Песни огненных лет"

Сценарий вечера:"Песни огненных лет" ....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МЕРОПРИЯТИЯ Историко – музыкальный вечер «Песни огненных лет»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МЕРОПРИЯТИЯ Историко – музыкальный вечер «Песни огненных лет»...