Тема: Общение - наш путь к успеху.
план-конспект занятия (5 класс) по теме

Цель: повысить уровень коммуникативной компетенции обучающихся.

Задачи:

  • практически опробовать упражнения, тренирующие коммуникативную гибкость;
  • коррекция взаимоотношений учеников, их агрессивного поведения; нежелательных черт характера;
  • снижение напряжения, коррекция эмоционально-личностной сферы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchenie_-_put_k_uspekhu.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Общение - наш путь к успеху.

Цель: повысить уровень коммуникативной компетенции обучающихся.

Задачи:

  • практически опробовать упражнения, тренирующие коммуникативную гибкость;
  • коррекция взаимоотношений учеников, их агрессивного поведения; нежелательных черт характера;
  • снижение напряжения, коррекция эмоционально-личностной сферы.

Ход занятия

- Добрый день! Как у вас дела? Всё ли в порядке?

Мы с вами очень много говорили о взаимоотношениях и общении друг с другом. И живя в этом мире, ежедневно вступаем в разнообразные контакты друг с другом. И эти контакты между людьми называются - общение. Как вы считаете, общение важно для нас? Почему?  Можно ли научиться общаться лучше?

Упражнение «Рукавичка» (приложение)

- Ну что, ребята, сразу ли у вас получилось создать одинаковую пару рукавичек? А что вам помогло? (обсуждение)

- Давайте вспомним: а какими способами, используя какие средства, люди общаются друг с другом? Я не имею в виду телефон или радио, я имею в виду, с помощью каких действий люди выражают свои мысли и настроение? Какие есть мнения на этот счёт? [Слова (речь), выражение лица (мимика), жесты, позы, взгляды.] Молодцы. Вы назвали много разных способов общения.

Вспомним, что общение при помощи слов носит название вербального общения, а все остальные способы называются невербальными.

Я называю вам способ общение, а вы,  куда он относится к вербальному общению или не вербальному (устная речь, взгляды, мимика, жесты, позы, интонация).

Словами человек передаёт не всю информацию в процессе общения. Например, если сказать: "очень вкусно"- и при этом изобразить на лице отвращение, то скорее поверят выражению лица, чем словам. Вы уже знаете, что умение понимать невербальные сигналы собеседника облегчает общение (взаимопонимание).

Упражнение. Педагог раскладывает на столе маленькие записки, на которых написаны различные состояния, каждый из ребят по очереди подходит к столу и вытягивает по одной бумажке, читает доставшееся ему состояние и демонстрирует перед группой, но только с помощью своего поведения, мимики, жестов – всем, кроме слов и письма. Группа отгадывает (необязательно дословно, но приблизительный смысл).

Список состояний:

– хочу спать;
– я устал;
– как вы мне все надоели;
– пожалей меня;
– у меня хорошее настроение;
– а у меня по контрольной «5»;
– ой, боюсь, боюсь;
– у меня есть тайна;
– мне скучно;
– я вам всем покажу!;
– я стесняюсь;
– ну почему все так плохо;
– ребята, давайте жить дружно.
– Я влюбилась!
– мне стыдно!
– я голодный!
– мне холодно;
– мне жарко.

Обсуждение:

Какие трудности у вас возникли в результате такого общения? Как было бы проще объяснить свое состояние? (живое общение).  

Живое общение с собеседником часто бывает непредсказуемым, быстро меняющимся: нельзя составить план, из которого знаешь, что спросит он и что должен ответить ты. Иногда все складывается совсем не так, как ты думал. Требуется хорошо развитая гибкость – умение изменять свое поведение в зависимости от ситуации и реакции собеседника, находить новые способы контакта. Следующее упражнение тренирует умение гибко изменять свое поведение в ситуации.

Упражнение «Карусель». Разделитесь на две группы поровну. Одна группа пусть образует внутренний круг, а другая – внешний, лицом к лицу. Сейчас я буду называть задание, которое вы проделаете с тем, кто напротив вас, а затем – он сделает то же с вами. После выполнения каждого задания весь внешний круг сдвигается на одного человека вправо, – и у каждого появляется новый партнер для следующего задания.

Задания:

– поздоровайтесь необычным способом (но приятным для собеседника): например, потритесь носами, подайте руки тыльными сторонами, …;
– представьтесь необычным именем (фантастическим, выдуманным, иностранным, …);
– скажите собеседнику комплимент;
– задайте человеку один интересующий вас вопрос;
– перед вами незнакомый человек, узнайте, чем интересуется;
– вы встретились с человеком, который вам нравится, поговорите с ним о чем-нибудь приятном.

Обсуждение

– Что же такое гибкость? Легко ли было изменять свое поведение? Что мешало?

 Из всех людей единицы изначально умеют общаться легко, непринужденно, эффективно, без конфликтов. Подавляющее большинство людей этому учатся и лучше всего делать это непосредственно в процессе общения.

А теперь, мы вспомним правила правильного общения. Вы должны перечислить эти правила сами. Если кто - то с чем - то не согласен, должен об этом сказать, и объяснить почему?

Примерные выводы:

- Называя собеседника по имени и глядя ему в глаза, мы показываем своё уважение, искренность и откровенность;

- Улыбаясь во время разговора, мы демонстрируем своё дружелюбие и уверенность в себе.

- Давая собеседнику, возможность обсудить важные для него темы, мы показываем свою способность, учитывать интересы окружающих.

- Наш интерес убеждает собеседника, что мы не равнодушны к его словам, и они не пропадают даром.

- Если мы будем оскорблять личность собеседника, он посчитает, что мы не сможем его понять, и решит, что разговаривать тут нечего, а может и разозлиться - и вместо разговора будет драка.

В окончательном виде сформулированные правила эффективного и безопасного общения могут выглядеть следующим образом:

  • обязательно улыбайтесь;
  • слушайте внимательно;
  • обращайтесь к собеседнику по имени;
  • смотрите ему в глаза;
  • не оскорбляйте собеседника и не давайте оценок его личности.

– Прошла очередная наша с вами встреча. Итак, чему она была посвящена? Была ли наша встреча полезна для вас? Чем?

– Я, как педагог, надеюсь, что правила эффективного общения вы будете использовать в повседневной жизни, и они вам помогут наладить как можно больше правильных контактов.

Общение – наш путь к успеху, так давайте будем успешными людьми.

Приложение

Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман

Цель исследования: изучение отношений детей со сверстниками и коммуникативных умений.

Материал: вырезанные из бумаги рукавички (по количеству участников), три разноцветных карандаша.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием детей, работающих парами, и анализ результата.

Ход работы: проводится в виде игры. Количество пар рукавичек соответствует числу пар участников. Детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

Критерии оценивания:

  • продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
  • умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
  • взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
  • взаимопомощь по ходу рисования;
  • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Уровни оценивания:

  1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.
  2. Средний уровень: сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На пути к успеху. Из опыта работы по методической теме: "Внедрение новых педагогических ( компьютерных) технологий на уроках химии", учителя химии и биологии МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района РС(Я), Яньковой Галины Алексеевны.

 Методическая   тема: « Внедрение новых педагогических ( компьютерных) технологий на уроках химии , ориентированных на активизацию познавательного интереса  учащихся, на фо...

Родительское собрание на тему: «Общение родителей и детей как условие успеха воспитания»

Интересный материал для проведения родительского собрания в 8 классе....

Программа элективного курса "Ваш путь к успеху (основы делового общения)"

Курс по выбору для предпрофильной подготовки в 9 классе.Основная цель курса – раскрытие специфики деловой коммуникации....

Родительское собрание "Путь к успеху. Перспектива успеха"

Данная презентация поможет вам совместно с родителями составить формулу "успеха" школьника...

ПРОГРАММА «ПУТЬ К УСПЕХУ» – ЭТО ПУТЬ УСПЕХА НАШЕГО КЛАССА

Статья к международной научно-практической конференции (19-21 мая 2016 год)"Детская литература и образование в мультикультурном мире"...

Час общения "Здоровье-путь к успеху"

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья. Именно здоровье людей должно служить «визитной карточкой» страны. Если мы не будем заботиться о своем зд...

«Общение - наш путь к успеху»

Занятие для детей и подростков по повышению уровня коммуникативной компентентности воспитанников...