«Общение - наш путь к успеху»
план-конспект по психологии

Савченко Ирина Николаевна

Занятие для детей и подростков по повышению уровня коммуникативной компентентности воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchenie.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Ход занятия.

.Упражнение «Аплодисменты».

- Ребята, давайте мы поприветствуем друг  друга. Я начинаю, а вы продолжаете. Это просто – я встаю и говорю: «Я хочу поприветствовать …(имя)» - и аплодирую этому человеку. Тот, кого я называю, встает и так же приветствует любого из сидящих – ему мы хлопаем уже вдвоем и т.д. Человеку, которого назовут последним 

Вводная часть.

Ребята, мы с вами  много говорили о взаимоотношениях и общении друг с другом. И живя в этом мире, ежедневно вступаем в разнообразные контакты друг с другом. И эти контакты между людьми называются - общение. Как вы считаете, общение важно для нас? Почему?  Можно ли научиться общаться лучше? Сегодня мы с вами научимся общаться еще лучше.

Упражнение «Рукавичка» 

Детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Обратить внимание на умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать.

- Ну что, ребята, сразу ли у вас получилось создать одинаковую пару рукавичек? А что вам помогло? (обсуждение)

 Основная часть. Психолог:

- Давайте вспомним: а какими способами, используя какие средства, люди общаются друг с другом? Я не имею в виду телефон или радио, я имею в виду, с помощью каких действий люди выражают свои мысли и настроение? Какие есть мнения на этот счёт? (Слова (речь), выражение лица (мимика), жесты, позы, взгляды.) Молодцы. Вы назвали много разных способов общения.

Вспомним, что общение при помощи слов носит название вербального общения, а все остальные способы называются невербальными.

Я называю вам способ общение, а вы,  куда он относится к вербальному общению или не вербальному (устная речь, взгляды, мимика, жесты, позы, интонация).

Словами человек передаёт не всю информацию в процессе общения. Например, если сказать: "очень вкусно"- и при этом изобразить на лице отвращение, то скорее поверят выражению лица, чем словам. Вы уже знаете, что умение понимать невербальные сигналы собеседника облегчает общение (взаимопонимание).

Упражнение «Угадай» Педагог раскладывает на столе маленькие записки, на которых написаны различные состояния, каждый из ребят по очереди подходит к столу и вытягивает по одной бумажке, читает доставшееся ему состояние и демонстрирует перед группой, но только с помощью своего поведения, мимики, жестов – всем, кроме слов и письма. Группа отгадывает (необязательно дословно, но приблизительный смысл).

Список состояний:

– хочу спать;
– я устал;
– как вы мне все надоели;
– пожалей меня;
– у меня хорошее настроение;
– а у меня по контрольной «5»;
– ой, боюсь, боюсь;
– у меня есть тайна;
– мне скучно;
– я вам всем покажу!;
– я стесняюсь;
– ну почему все так плохо;
– ребята, давайте жить дружно.
– Я влюбилась!
– мне стыдно!
– я голодный!
– мне холодно;
– мне жарко.

Обсуждение:

Какие трудности у вас возникли в результате такого общения? Как было бы проще объяснить свое состояние? (живое общение).

Сказка «Мудрецы и слон»

А сейчас я хочу познакомить вас с индийской сказкой, которая называется «Мудрецы и слон». А вы слушайте внимательно и подумайте, в чем же была ошибка мудрецов.

Сказка «Мудрецы и слон»

Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
Итак, в чем же была ошибка мудрецов?

Почему они так и не узнали, как выглядит слон? (высказывания детей)

- Молодцы, вы правы.

• Каждый мудрец мог представить себе лишь то, что могли почувствовать его руки. И поэтому, каждый думал, что именно он открыл истину и знает, на что похож слон.

• Никто не хотел прислушиваться к мнению других, а доказывал свою точку зрения с помощью крика.

• А в результате, у них возникла ссора и конфликт, которые были основаны на различиях в восприятии – слон был один и тот же, а разным было восприятие этого слона.

Какой можно сделать из этого вывод? (высказывания детей)

• Нужно прислушиваться к мнению других.

• Надо уметь слушать и слышать.

• Нет смысла кричать.

• Должна быть согласованность в действиях.

Решение конфликтных ситуаций.

А  сейчас предлагаю вам разобраться в конфликтных ситуациях, которые часто возникают в общении людей.

Ситуация 1. Друзья поругались и наговорили много обидных слов. А произошло вот что, Ваня одолжил у своего друга Егора новый диск с интересной игрой, а вернул его поцарапанным. Егор разозлился, накричал на Ваню, тот в ответ тоже начал кричать и ребята поссорились, а ведь были лучшими друзьями.

- Назовите, пожалуйста, ошибки, которые допустили ребята. Что чувствовали мальчики в этой ситуации.

- Наверно подобная ситуация знакома каждому. Одолжили у вас вещь и потеряли или вернули испорченную. Обещали что-то сделать и забыли. Ребята, скажите, пожалуйста, что нужно было в первую очередь сделать в подобной ситуации Ване? (Извиниться).

- Да, очень важно услышать от другого человека, что он осознает свою вину.

Ситуация 2. Маша и Вика, лучшие подруги, решили  в выходной день  погулять вместе. Маша предложила пойти в кинотеатр на интересный фильм. А Вика в свою очередь, предложила посидеть в летнем кафе. Она хотела угоститься мороженным и посекретничать с Машей.  И никто не хотел уступать друг другу. Обидевшись, подруги разошлись в разные стороны и вернулись по домам.  Вот так неинтересно, прошел выходной день. А что нужно было сделать? Расскажите как вы бы поступили на месте подруг?

Что очень важно в общении? Правильно ребята. Умение договариваться.

Давайте посмотрим мультфильм «Мост»

Просмотр мультфильма «Мост».

Обсуждение. Почему большие звери не хотели уступать друг другу? Почему малыши смогли попасть на другой берег?

А сейчас мне бы хотелось прочесть стихотворение Игоря Тютюкина «Сила и слабость».

 «Сила и слабость»

Агрессия – признак слабости,

Гнев, ругань и крики – тоже.

Кто дико рычит от ярости,

Тот мало, что в жизни может.

Воинствуют, преимущественно,

Лишь люди духовно хилые.

Спокойствие – признак могущества,

Спокойствие – признак силы.

. Как же нужно общаться? Правила эффективного общения.

- Называя собеседника по имени и глядя ему в глаза, мы показываем своё уважение, искренность и откровенность.

- Улыбаясь во время разговора, мы демонстрируем своё дружелюбие и уверенность в себе.

- Давая собеседнику, возможность обсудить важные для него темы, мы показываем свою способность, учитывать интересы окружающих.

- Наш интерес убеждает собеседника, что мы не равнодушны к его словам, и они не пропадают даром.

- Если мы будем оскорблять личность собеседника, он посчитает, что мы не сможем его понять, и решит, что разговаривать тут нечего, а может и разозлиться - и вместо разговора будет драка.

В окончательном виде сформулированные правила эффективного и безопасного общения могут выглядеть следующим образом:

  • обязательно улыбайтесь;
  • слушайте внимательно;
  • обращайтесь к собеседнику по имени;
  • смотрите ему в глаза;
  • не оскорбляйте собеседника и не давайте оценок его личности.

Просмотр видеоролика.

А какое общение самое важное и главное  ребята? Живое общение, не по телефону и в социальных сетях, а смотря в глаза друг другу и улыбаясь.

Ролик «Современное общение»

Обсуждение видеоролика. Почему современные дети больше любят общаться по телефону? Почему для нас очень важно живое общение? Что будет, если люди перестанут общаться друг с другом?  (высказывания детей)

4.Заключительная часть

- Вот и подошло наше общение к концу. Понравилось ли вам наше общение? А что больше всего понравилось и запомнилось?

- А сейчас я предлагаю поблагодарить друг друга за приятное общение. Я начну, а вы продолжите. Кидаем мячик участнику и обращаемся со словами «…(имя) мне приятно было сегодня с тобой общаться! В ответ сказать: «Спасибо ….., мне тоже!»

Я хочу предоставить Вам памятки о том, как научиться общаться лучше.

Общение – наш путь к успеху, так давайте будем успешными людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное партнёрство - путь к успеху!

Социальное партнёрство одна из важных проблем в современном процессе воспитания. Родители заинтересованы в образовании своего ребёнка, но сложно заинтересовать их проблемами самого учреждения, в данно...

Программа элективного курса "Ваш путь к успеху (основы делового общения)"

Курс по выбору для предпрофильной подготовки в 9 классе.Основная цель курса – раскрытие специфики деловой коммуникации....

Тема: Общение - наш путь к успеху.

Цель: повысить уровень коммуникативной компетенции обучающихся.Задачи:практически опробовать упражнения, тренирующие коммуникативную гибкость;коррекция взаимоотношений учеников, их агрессивного п...

Родительское собрание "Путь к успеху. Перспектива успеха"

Данная презентация поможет вам совместно с родителями составить формулу "успеха" школьника...

ПРОГРАММА «ПУТЬ К УСПЕХУ» – ЭТО ПУТЬ УСПЕХА НАШЕГО КЛАССА

Статья к международной научно-практической конференции (19-21 мая 2016 год)"Детская литература и образование в мультикультурном мире"...

Путь к успеху как путь к себе

материал предназначен для учащихся 8 классов...

Час общения "Здоровье-путь к успеху"

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья. Именно здоровье людей должно служить «визитной карточкой» страны. Если мы не будем заботиться о своем зд...