Проект волонтерского автопоезда носителей этнокультуры
проект по теме
Предварительный просмотр:
Проект волонтерского автопоезда носителей этнокультуры
Новое время, новое наступившее тысячелетие, новый 21 век требуют воспитания нового поколения. Духовность, нравственность, патриотизм составляют суть современной национальной идеи Российского государства. Нет сейчас важней задачи, чем возродить традиции народной жизни, гуманные, добрососедские отношения между людьми.
Обществу сегодня нужен не просто грамотный исполнитель, обладающий определенным уровнем знаний, умений, навыков, но:
-человек, способный к самообразованию, духовному самосовершенствова -
нию, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий известной культурой мышления.;
-человек, умеющий передавать свои знания, опыт другому, могущий чувствовать личную ответственность за то дело, в котором принимает участие.
В условиях полиэтнического образовательного пространства Республики Бурятия достаточно остро стоит проблема сохранения и развития традиции и обычаев бурятского народа и интеграции молодого поколения в систему современных социальных отношении и процессов, формирования нового типа национального самосознания.
Задача сегодняшней школы – создание благоприятных условий для развития личности с активной жизненной позицией, способной взять на себя ответственность в решений задач, стоящих перед учащимися. Среди них есть дети, способные увлечь сверстников, взять ответственность на себя.
Школа выступает в роли транслятора социального новшества – детского волонтерского движения, служащего базой для формирования социально-активного гражданина современного общества, в основе которого лежат методы формирования коммуникативных навыков, самореализации личности, необходимых для ориентации и самоутверждения ребенка в обществе.
Мы стремимся к открытому сотрудничеству и партнерству, а также к расширению спектра возможности для развития навыков и способностей учащихся.Данный принцип означает смещения акцента воспитания на добровольное и безвозмездное служение обществу, участие в развитии общества, реализацию программы консультирования и информирования, обучения способности жить в обществе, создание среды для общения и поиска единомышленников, приобретение опыта социологического исследования и диагностирования.
Для этого в рамках летнего отдыха создана программа «Волонтерский автопоезд носителей этнокультуры», который направлен на привлечение детей к активному участию в деле сохранения и передачи опыта, знании о традициях и обычаях бурятского народа, культуры и искусства, развитие у них необходимых качеств.
Цель нашей программы– создать социально-педагогические условия для воспитания общественно-активного гражданина, осознающего себя полноправным членом гражданского общества, обладающего необходимыми знаниями, умениями, навыками, для участия в общественно значимой деятельности и общественном самоуправлении.
Волонтерская деятельность позволяет ее участникам убедиться в том , что их труд приносит реальную пользу людям. Это ведет к изменению мотивационной сферы юных активистов, воспитанию у них потребности в общественной деятельности, творческого подхода к делу. Включаясь в плодотворную социально значимую интеллектуальную, творческую деятельность, учащиеся приобретают значительный социальный и личностный опыт.
Для полноценного функционирования данного проекта необходимо развитие таких качеств как четкость, ответственность, сосредоточенность на конкретной деятельности, что невозможно без высокого уровня развития навыка самоорганизации. Также важны глубокое и осознанное проникновение в суть и значимость проделываемой работы , способность довести дело до конца.
Программой предусмотрено решение следующих задач:
1)Моделирование ситуации включения учащихся в активную общественную деятельность;
2)Самореализация личности;
3)Привлечение учащихся к процессу сохранения национальной культуры;
4)Формирование ценностных ориентиров;
5)Поддержка и развитие творческой одаренности детей.
Программа предназначена для работы с учащимися школ Республики Бурятия и Читинской области в летнее время и позволяет:
-целенаправленно организовывать процесс общения подростков национальных школ через этнокультуру бурятского народа;
-в различных формах общения в процессе коллективной творческой деятельности повысить мотивацию социальнозначимой деятельности;
-прививать социальнозначимые ценности, в частности, ценности здорового образа жизни;
-формировать у учащихся представления, навыки, культуру самоорганизации в проведении активного досуга.
План реализации программы:
1.Приезд. Знакомство.
2.Выставка, презентация, публичные выступления, концерт участников автопоезда.
3.Диагностика: выявление интересов и способностей.
4.Мастер- классы.
5.Подведение итогов. Отчетный концерт.
6.Отъезд.
Участники реализации программы:
-учащиеся Алтайской средней общеобразовательной школы, руководители мастер- классов;
-педагоги дополнительного образования;
-учителя Алтайской средней общеобразовательной школы.
Механизм реализации программы:
1.Публичные выступления (доклады, рефераты учащихся, концерт участников автопоезда).
2.Выставки изделий декоративно- прикладного творчества.
3.Презентация сборников песен, буклетов, видеозаписей.
4.Мастер- классы : а) «Ёохор наадан hайхан даа»
б) «Сагаан алтан»
в) «Алтан гургалдай»
г) «Ателье высокой моды»
д) «Тоонто»
е) «Мунхэ шулуунууд»
ж) «Игралия»
з) «Угалза»
Программа реализации мастер- класса
«Сагаан алтан»
Программа предполагает овладение уч-ся общими способами, средствами преобразования окружающей действительности с использованием ресурсов своего региона, обеспечение практической ориентации. Обучение осуществляется с опорой на потребность, склонности, способности и познавательные интересы, а также с учетом способностей производственно-экономического окружения и региональных социокультурных условий.
Важная цель программы:
- создание товарной продукции.
- развитие у учащихся художественного вкуса, точности и аккуратности выполнения технологических операций, ответственности за результат, технологической дисциплинированности, рациональной организации индивидуального и коллективного труда.
Задачи:
- освоение ЗУН при работе с шерстью;
- социализация личности учащихся в условиях рыночной экономики;
- обеспечение преемственности опытно-традиционных видов трудовой деятельности населения своего региона;
- предоставление возможности пополнения семейного бюджета с целью социальной защиты семьи.
Методы:
- наглядно-иллюстративный;
- практический;
Средства:
Чистая шерсть , марля, ткань для обивки, иглы, нитки, мел, шаблоны орнаментов, технологическая карта изготовления одеяла.
Актуальность программы в том, что позволяет сформировать у учащихся важные основы технологических знаний и умений применять их в различных видах практической деятельности с учетом экономической и экологической и предпринимательской целесообразности. Вооружить уч-ся опытом самостоятельной практической деятельности, стремлением к созиданию, самореализации, овладение общетрудовыми знаниями и умениями в области технологии, экономики.
Пути реализации:
- «Мастер – класс»
- Мини-мастерская
Организация деятельности мастер- класса «Сагаан алтан»
1 день
- Знакомство и выставка декоративно-прикладного творчества.
- Изучение технологической карты по изготовлению шерстяного одеяла
2 день
- подготовка шерсти (трепление)
- изготовление заготовки одеяла и обивки для одеяла
- шитье одеяла
3 день
Выставка готовых изделий.
Программа реализации мастер-класса «Тоонто»
Кризис социально-экономического развития общества на современном этапе определил огромное значение воспитания полноценной личности через приобщение их к традициям и обычаям своего народа, изучения истории, флоры и фауны родного края. Это позволяет чувствовать, понимать красоту и богатство родного края, воспитывать личность ребенка, как носителя этнокультуры с высокой нравственностью, устойчивыми моральными принципами. Данная программа позволит учащимся в нетрадиционной форме совершенствовать свои знания о традициях обычаях бурятского народа, расширить и применить знания о природе родного края, её истории.
Цель программы: развитие личности учащегося как носителя этнокультуры.
Задачи:
- воспитание у учащихся интереса к истории, природе родного края, национальным обычаям, традициям
- использование национальной традиции в эстетическом и нравственном воспитании;
- применение нетрадиционных форм занятий для повышения интереса уч-ся возрождению национальных традиций
- воспитание уч-ся в духе бережного отношения к окружающей среде.
Методы: нетрадиционные формы обучения.
Средства: таблицы, стойка для ведущей игры «Слабое звено».
Основные направления:
- «Традиции и обычаи бурят»
- «История края»
- «Природа родного края».
Пути реализации:
- Викторина «Знаешь ли ты обычаи и традиции своего народа?»
- Игра «Слабое звено» (флора и фауна)
- Игра «Умники и умницы» (история)
Экономическая выкладка: ватман , стойка для ведущей (доски), фломастеры, маркеры, краски, гуашь.
Организация деятельности мастер- класса
(«Тоонто»)
1 день:
- Знакомство
- Тематическая выставка «Обычаи и традиции бурят»
- Выявление интереса к традициям и обычаям бурят, природе родного края.
2 день:
1.Викторина «Знаешь ли ты обычаи и традиции своего народа?»
2.Игра «Слабое звено» (флора и фауна)
3.Игра «Умники и умницы» (история)
3 день:
- Конкурс национальных блюд.
- Награждение победителей.
Программа реализации мастер- класса «Игралия»
Наши современные девочки и мальчики, те, для кого игра жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. Это беспокоит педагогов во всем мире. Изменилось и само качество, суть детской игры: она стала невеселой, агрессивной, индивидуалистической. Оказалось прервана многовековая непрерывная цепь передачи игровой традиции от одного поколения к другому, и это привело к кризису игровой культуры. Необходимо спасение и возрождение традиционных народных игр – генетического фонда игровой культуры каждого народа.
Во- первых, игра – это школа произвольного поведения. Заставьте ребенка стоять смирно, он не простоит и 2 секунд, но это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута.
Во-вторых, игра – школа морали в действии. Игра способна через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Игры при умелой организации, учат многим добродетелям: терпимости, доброте, отзывчивости и т.д.
В- третьих, игра ведущая деятельность в возрасте, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка.
С помощью игры эффективнее идет обучение и воспитание ребёнка. Игра является неплохим средством диагностики психического состояния ребёнка, его личностного развития. Это и превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, отставания в развитии.
Цель программы: возрождение национальных традиционных игр
Задачи: -воспитать у детей интереса к народным традициям и играм;
- развивать творческую деятельность у детей;
- повысить культуру общения
Методы и средства: - бабки, колечко, шахматы;
Основные направления:
«Шагай наадан», «Алта нюулга»,«Шатар»
Пути реализации: турниры по играм
Экономическая выкладка: шахматы, бабки, колечко
Расписание страны «Игралия»
1 день:
- Знакомство
- Выявление у детей интереса к народным играм. Игра «Шагай наадан».
- Знакомство с правилами игры.
2 день:
- отборочный тур по шахматам
- игра «Алта нюулга»
- Знакомство с правилами игры.
3 день: Финал турнира
Программа мастер- класса «Мунхэ шулуун»
Время | Содержание |
1-ый день | 1.Выставка рисунков, поделки. 2.Диагностика (цель: выявления одаренных детей). |
2-ой день | 1.Коллективное творческое дело. 2.Роспись на камнях. 3.Изготавление из картона (панно). |
3-ий день | Подведение итогов. |
- Искусство представляет собой одну из древнейших форм человеческой деятельности, духовной активности человека. Оно служит средством познания окружающего мира, является формой общения между людьми, способом выражения мыслей, чувств желание и стремление. Одним из видов изобразительного искусства способным оказывать гармоничное воздействие на человека является роспись по камню. Основная задача росписи по камню – развитие художественно–творческих способностей детей и подростков путем целенаправленного и организованного обучения их. При этом не только развивается декоративно-эстетические чувства, но и приобретают практические навыки выполнения работ.
2. Каждый ребенок талантлив от рождения и не всегда имеет возможность реализовать свои способности. И эта программа направлена не только на пробуждение интереса, но и дает толчок для развития художественных способностей, развивает декоративно-эстетические чувства прекрасного к изобразительному искусству.
Цели:
- Формирование навыков росписи по камню, практическое воплощение проектов творческих композиций.
Задачи:
- Развитие эстетического восприятия, овладение умениями и навыками росписи по камню.
- Развивать творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности.
- Воспитывать у детей любовь к родной природе и бережное отношение к ней.
- Формировать умение выражать в росписях свои зрительные
представления и впечатления от восприятия пейзажа.
Обучение сопровождается:
- демонстрацией слайдов, картин, образов, иллюстраций
- выставкой работ воспитанников центра прикладного творчества Алтайской средней общеобразовательной школы ;
Основные направления реализации:
- роспись по камню
- композиция из природного камня
Форма реализации: мини-мастерская
Оборудование: камни, гуашь, краски, кисточки, карандаши, мягкий лак.
Программа реализации мастер-класса
«Алтан гургалдай»
Современного ребенка окружают богатый мир звуков, который создают прежде всего ТВ, радио, кино. Он слушает музыку доступную и недоступную его пониманию, близкую и интересную по тематике, и музыку, рассчитанную на взрослых.
И на этом фоне в сознании современного ребенка теряют значимость подлинные фольклорные традиции народного певческого искусства. Поэтому, решая задачи возрождения национальной культуры, данная программа проекта необходима для развития у учащихся интереса к народным традициям, истории и культуры своего народа. Данная программа позволяет расширить воспитывающее воздействие бурятской культуры развивать творческие способности учащихся.
Программа актуальна тем, что каждый ребенок талантлив от рождения, но не имеет возможности реализовать свой талант.
Эта программа поможет выявить одаренных детей, пробудить интерес к пению эстрадных народных песен, воспитать чувства патриотизма.
Цель программы:
- развитие интереса к бурятской народной песне, отработка основных вокально – хоровых навыков.
Методы:
- Разучивание, слушанье и исполнение народных, эстрадных песен композиторов Бурятии.
Средства: нотные сборники,
синтезатор, фонограммы.
Основные направления реализации:
- разучивание и исполнения песен.
- отработка основных вокально – хоровых навыков.
- работа над сценическим образом.
Пути реализации:
- выступление образцового ансамбля бурятской песни и танца «Толон» Алтайской средней общеобразовательной школы;
- индивидуальные занятия с учащимися
- итоговый отчетный концерт.
Диагностика выявления вокально - одаренных детей
Прослушивание звуковысотного слуха:
А) исполнение звука по слуху
Б) исполнение тризвучия (1,3,5 ступеней)
В) исполнение простейших мелодий.
Проверка внутреннего слуха: отгадать заданные звуки из варианта звуков
Организация деятельности
Время | Этапы |
1-ый день |
|
2-ой день 10-11ч 11-12ч 12-13ч 16-17ч 17-18ч 18-19ч | работа с хором (более 15 учащихся) разучивание гимна Кяхтинского района. «Урин дулаан Хяагтын аймаг» работа с солистом младшей группы (отработка вокальных навыкав разучивание песни) работа с солистом старшей группы (отработка вокальных навыков, разучивание песен) работа с хором работа с солистом мл. групп работа с солистом ст. групп |
3-ий день 10-11ч 11-12ч 12-13ч | работа с хором работа с солистом мл. гр.(создание сценического образа) работа с солистом ст. гр.(создание сценического образа) |
15-16ч | генеральная репетиция. Итоговый отчетный концерт. |
Программа реализации мастер- класса
«Ателье высокой моды»
- Программа предназначена для обучения учащихся конструированию, моделированию и шитью национальной одежды и современной одежды с элементами национального костюма.
Национальная одежда любого народа наиболее яко выражает его культуру. Создание национального костюма во многих случаях опирается на традиционное народное творчество, национальный колорит, образы окружающей природы, самобытные изделия народных художественных промыслов.
- Программа составлена с целью ознакомить учащихся с национальной одеждой и с его конструированием и моделированием, развить художественный вкус, точность и аккуратность, выработать самостоятельность, усидчивость.
Задачи:
- Раскрыть истоки народного творчества
- Формировать у учащихся целостное восприятие народного творчества, как части культуры народа
- Развивать эстетический и художественный вкус, творческую фантазию, ответственность за конечный результат
- Знакомить и обучать технологиям конструирования и изготовления национального костюма
- Формировать и развивать творческие навыки
Методы: словесные, наглядные, практические.
Средства: швейная машина, иглы, ножницы, нитки, стол для раскроя, сантиметровка, лекала, мел, ткани
Основные направления реализации: кройка и шитье национальной одежды
Пути реализации: мини-мастерская
Организация деятельности :
1 день. 1. Знакомство и выставка изделий
2.Диагностика
2 день 1. Коллективное творческое дело
2. Технология изготовления и кроя национальной одежды
3. Шитье национальной одежды
3 день. 1. Шитье национальной одежды
2. Подведение итогов.
Программа мастер-класса
«Еохор наадан hайхан даа !»
Одним из устных традиции и форм выражения нематериального культурного наследия является- еохор. Ни один праздник бурятского народа не обходится без самого любимого, распространенного по всей этнической Бурятии, древнейшего по своему происхождению, кругового танца еохор , где отражается представление народа о прекрасном, и проявляется лицо народа, национальный и психологический склад мышления. Еохор- культурный феномен, непреходящая ценность, которая передается из поколения в поколение. Кто как не дети мечтают быть педагогами, артистами. Мастер- класс по народной хореографии- это воплощение мечты, доброе чудо, ставшее реальностью, которое дает возможность детям реализовать себя как учитель и артист, представить свой талант, свое мастерство в кругу единомышленников, ровесников, где обязательно должен царить дух взаимопонимания, доброты отношении и творческого содружества. Проведение мастер- классов развивает находчивость и инициативу, способствует выработке сообразительности, умению организовываться. Способствует развитию умственных, физических и психологических качеств
Цели:
1.Данная программа должна способствовать повышению интереса населения к этнокультуре и приобщение к добрым традициям, культуре своего народа посредством хореографии.
2.Воспитать детей и подростков истинными хранителями своей культуры и патриотами своей земли.
Задачи:1.Выявлять и развивать творческие способности детей.
2.Осваивать навыки исполнения народного танца « Еохор» с сохранением национальной специфики и манер исполнения, духа теплых и добрых отношении к своей культуре.
3.Воспитывать культуру общения и поведения (проведение показательных выступлении, конкурсов и смотров- эти формы работы являются для учащихся школы общественного поведения, приучают их красиво, культурно и интересно проводить свой досуг в коллективе).
Используемые методы:
а) метод целостного и расчлененного показа;
б) словесно- обьяснительный метод;
в) показ видеоматериалов, иллюстрированных буклетов, открыток, красочных афиш, фотоальбомов.
Пути реализации: Мастер- классы , концерты, конкурсы, репетиции, наглядные пособия.
План реализации программы мастер- класса «Еохор наадан hайхан даа !»
Еохор «Айдуусай» 8 человек ( Очиртаров В.)
1 день.
1. Концерт волонтеров- носителей этнокультуры АСОШ.
2. Диагностика ( проверка слуха, чувства ритма, внешних данных).
Комплектование группы.
- Изучение основных положении рук, головы, корпуса, ног в бурятском ехоре.
- Разучивание отдельных элементов (движении) и наиболее сложных комбинации ехора «Айдуусай».
- Индивидуальная работа.
2 день.
1.Разучивание наиболее сложных элементов, особое внимание уделяется специфике и манере исполнения тех или иных моментов, оборотов ехорных движении «Айдуусай».
2.Репетиционно-постановочная работа над ехором.
3.Индивидуальная работа с отдельными участниками группы.
3 день.
1. Репетиция.
2. Подбор костюмов.
3. Генеральная репетиция.
4. Накладывание грима с учетом цвета лица участников, типа кожи, разреза глаз и т.п.
5. Отчетный концерт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект "Волонтерская акция "Чистый берег"
Проект «Волонтерская акция «Чистый берег» актуален и востребован, так как нацелен на повышение социальной активности учащихся, участвующих в волонтерской акции, привлечение внимания родителей и жителе...
Социально ориентированные проекты волонтерского отряда «Подари тепло» МАОУ «Гимназия №87»
В данной публикации обобщен опыт работы в организации и проведении социально значимых проектов волонтерского отряда "Подари тепло"....
Проект на тему: "Носители информации"
В проекте проведены исследования современного носителя информации - бумаги: состав, строение, свойства, особенности, количество расходованой бумаги на протяжении одного дня в школе. Созданы носители и...
Проект волонтерского движения «По зову сердца»
Формирование нравственных и коммуникативных качеств личности, через организацию общественно-полезной деятельности, способствующей самореализации личности ребенка; апробация новых форм организации заня...
Проект "Волонтерское движение в общеобразовательных учреждениях"
Функции волонтеров в профилактической работе:- проведение профилактических занятий или тренингов- проведение массовых акций, выставок, соревнований, игр;- Распространение информации (через раздачу пол...
Проект "Волонтерское движение.Равный обучает равного"
В данном проекте рассматривается вопрос о вовлечении во внеурочную деятельность детей, находящихся в составе РДШ, детей группы риска, детей ОВЗ. Описываются механизмы реализации внеурочной деяте...
ПРОЕКТ Волонтерский автопоезд носителей этнокультуры
В условиях полиэтнического образовательного пространства Республики Бурятия достаточно остро стоит проблема сохранения и развития традиции и обычаев бурятского народа и интеграции м...