Факультатив по изготовлению кукол
календарно-тематическое планирование на тему
Тематическое планирование с целями, задачами, методами и премами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_po_izgotovleniyu_kukol_4_klass.doc | 210 КБ |
Предварительный просмотр:
№ | Кол-во часов | Тема | Цель и задачи | Методы и приёмы |
1-2 | 1 1 | История создания кукол и их использование. а) древние народные куклы, игрушки б) современные куклы | Цель: Познакомить детей с историей создания кукол. Задачи: 1. Дать знания о разнообразии кукол по их материалу, способу изготовления. 2. Развивать познавательные способности учащихся, расширять словарь, формировать грамматически правильную речь. 3. Побуждать стремление научиться, самостоятельно изготавливать куклы. | 1. Рассказ учителя об истории создания кукол. 2. Демонстрация образцов кукол из соломы, дерева, шины, лоскутов. 3. Театрализованная игра «Петрушкины загадки». 4. Пробное изучение куклы из соломы. |
3 4 5 | 1 1 1 | Виды кукольных театров и куклы в них используемые а) теневой б) пальчиковый, картинный в) театр кукол бибабо | Цель: Познакомить детей с видами кукольных театров. Задачи: 1. Формировать у детей представление о разнообразии кукольных театров. 2. Учить изготавливать кукол из картона, ткани, папье-маше, совершенствуя навыки работы с ножницами, картоном, клеем, тканью. 3. Воспитывать уважение к труду мастера-изготовителя кукол. | 1. Рассказ учителя о новых видах кукол и театра. 2. Демонстрация образцов кукол для картонного театра, пальчикового театра, театра Петрушек, театра марионеток. 3. Театрализованная игра с Буратино «Что из чего». 4. Практическое изготовление картонной куклы по заготовке. |
6 7 8 9- 10 11 12 13 14-15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26- 27 28 29- 30 31 32 33 | 2 1 2 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 3 | Техника изготовления кукол. Куклы картонного театра и декорации к ним по сказке «Красная шапочка». Изготовление теневого театра по сказке «Заюшкина избушка». Изготовление варежкового театра по сказке «Репка». Изготовление кукол-марионеток для театра по сказке «Кот, Петух и Лиса». Техника изготовления верховой куклы. Ознакомление с приёмами изготовления головной части верховой куклы. Работа с пластилином. Техника работы с папье-маше. Обработка лицевой и затылочной частей головы куклы. Обработка лицевой и затылочной частей головы куклы. Изготовление деревянной основы куклы. Закрепление головы на основу. Подготовка к художественному оформлению головы куклы. Вторичная грунтовка головы. Художественное оформление лицевой части головы куклы. Художественное оформление лицевой части головы куклы. Изготовление картонных частей: рук (лап). Изготовление ладоней из ткани и сшивание из с картонной заготовкой. Раскрой и пошив платья (рубашки) для куклы. Скрепление основы рук (лап) резинками и вшивание их в рукава платья (рубашки). Изготовление дополнительных деталей костюма куклы. Изготовление декораций к театру бибабо (верховых кукол) по сказке «Три поросёнка». а) Изготовление декораций к эпизодам «Поросята в лесу», «Домик поросёнка Ниф-Нифа». б) Изготовление декораций к эпизоду «Домики Нуф-Нуфа и Наф-Нафа». в) Изготовление декораций к эпизоду «Комната Наф-Нафа». | Цель: Знакомить детей с техникой изготовления кукол картинного театра и декораций к ним. Задачи: 1. Учить вырезать по контуру персонажей сказки и элементы декораций. 2. Упражнять в симметричном склеивании и укреплении фигур на подставку. 3. Развивать внимание, память, мелкую моторику, аккуратность в работе. 4. Воспитывать усидчивость, умение доводить дело до конца. Работать аккуратно и самостоятельно. Цель: Учить изготовлять теневой театр. Задачи: 1. Упражнять в экономной разметке бумаги по трафарету и вырезывании фигур сложной формы по контуру. 2. Закреплять умение симметрично склеивать фигуру и укреплять её на подставке. 3. Развивать внимание, память, мелкую моторику, аккуратность в работе. 4. Воспитывать усидчивость, умение доводить дело до конца. Работать аккуратно и самостоятельно. Цель: Учить использовать при изготовлении театра разные виды ткани. Задачи: 1. Учить кроить ткань рационально по выкройке, сшивать детали «двойным швом». 2. Развивать умение подбирать в соответствии цветом, фактурой ткани варежки лицо- мордочку куклы. формировать эстетический вкус. 3. Учить изготовлять лицо с помощью трафарета и аккуратно наклеивать её на ткань. 4. Активизировать в словаре названия деталей, инструментов, материалов и способов действий. Цель: Учить изготовлять кукол-марионеток из бумаги и картона. Задачи: 1. Учить вырезать детали куклы по шаблону, украшать аппликацией, скреплять подвижно части тела проволокой. 2. Упражнять в работе с шаблоном, учить вырезать детали украшений в соответствии с размером куклы. 3. Развивать внимание, память, мелкую моторику, эстетический вкус. 4. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, самостоятельность. Цель: Познакомить детей с этапами изготовления верховых кукол. Задачи: 1. Закрепить знания детей по видам кукол, расширить представление детей о способах изготовления кукол из бумаги. 2. Дать представление об этапах изготовления верховой куклы. 3. Воспитывать уважение к труду мастера-изготовителя кукол. 4. Побуждать к самостоятельному изготовлению кукол. Цель: Ознакомление детей с последовательностью изготовления головной части куклы. Задачи: 1. Познакомить с этапами изготовления головной части куклы. 2. Учить делать из пластилина основу головы. 3. Продолжать развивать навыки работы с пластилином, способствовать развитию мелкой моторики. 4. Воспитывать трудолюбие, усидчивость, умение работать аккуратно. Цель: Дать представление о папье-маше. Учить делать заготовки головной части куклы из папье-маше. Задачи: 1. Познакомить с историей возникновения папье-маше и техникой работы с папье-маше. 2. Расширить представление о видах бумаги (писчая, газетная, ватман), её свойствах и использовании. 3. Учить технике работы с папье-маше. Закреплять навыки работы с бумагой и клейстером. Умение работать аккуратно. Цель: Учить способам извлечения пластилина из форм и обработка краёв форм. Задачи: 1. Учить детей выполнять следующие операции а) извлечение пластилина из форм б) обработка краёв форм. 2. Закрепить умение детей анализировать предметно-технологические карты с целью их использования на практике. 3. Упражнять в умении пользоваться острыми и режущими инструментами. 4. Воспитывать стремление работать самостоятельно, не отвлекаясь, точно и аккуратно выполнять задания. Цель: Обучение способу соединения форм и закреплению шва. Задачи: 1. Обучение детей соединению форм из папье-маше способом сшивания, и закрепление шва соединения. 2. Закреплять знания о свойствах нитей и их назначении, умение и навыки работы с иглой, бумагой и клеем. 3. Воспитывать умение работать самостоятельно, опираясь на предметно-технологическую карту, трудолюбие, аккуратность в работе. Цель: Обучение приёмам обработки дерева и изготовление деревянной основы куклы. Задачи: 1. Учить приёмам обработки дерева: а) разметка бруска, б) отпиливание нужной части. в) шлифовка изделия. 2. Познакомить со свойствами дерева, с инструментами и приспособлениями, применяемыми при его обработке. Научить ими пользоваться. 3. Формировать такие качества. Как внимание, усидчивость, аккуратность, умение доводить дело до конца. Цель: Учить приёмам закрепления головы на деревянной основе. Задачи: 1. Учить выполнению следующих операций: а) соединение головы с деревянной основой, б) фиксированию мест соединений. 2. Расширить представление об использовании гвоздей, молотка, ножа, клея для скрепления мест соединений. 3. Закреплять навыки безопасной работы с режущими и колющими инструментами. Закрепить приёмы владения основными инструментами – молоток, шило, ножницы, нож. 4. Воспитывать аккуратность, точность в работе трудолюбие. Цель: Учить детей выполнять грунтовые работы. Работа с алебастром. Задачи: 1. Учить детей делать раствор из алебастра и грунтовать заготовку из папье-маше. 2. Развивать умение самостоятельно выполнять все этапы работы, ориентируясь по плану, развивать моторику рук. 3. Воспитывать привычку правильной организации рабочего места. 4. Формировать трудолюбие. Цель: Учить приёмам грунтовки с помощью водоэмульсионной краски. Задачи: 1. Познакомить с новым материалом – водоэмульсионная краска и особенностями работы с ней. 2. Упражнять в приёмах грунтовки, умение составлять план и работать по плану самостоятельно. 3. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, бережливость, трудолюбие. Цель: Обучение смешиванию красок, нанесению фона и прорисовыванию деталей лица. Задачи: 1. Учить детей расписывать лицо куклы, исходные – трафарет и гуашевые краски. 2. Развивать навыки работы с гуашью и водоэмульсионной краской: смешивание красок, получение нужного цвета, нанесение на объёмную форму. 3. Развивать глазомер, аккуратность и точность движений, воспитывать художественный вкус. Цель: Оформление лица куклы дополнительными деталями и обработка головы лаком. Задачи: 1. Учить приёмам подбора деталей для оживления и украшения лица куклы. 2. Развивать навыки работы с лаком, ножницами, клеем, шаблоном. 3. Воспитывать эстетический вкус, стремление к творчеству, умение выполнять работу самостоятельно и аккуратно. Цель: Учить делать заготовки рук (лап) из картона и обшивать их тканью. Задачи: 1. Упражнять в отмеривании и отрезании картонной полосы заданного размера. 2. Совершенствовать навыки работы с линейкой и карандашом, картоном и ножницами, картоном и тканью. 3. Учить правила изгибания картона. 4. Формировать самостоятельность , умение работать сосредоточенно, не отвлекаясь, укладываться в отведённое для работы время. Цель: Учить изготовлять тканевые ладони (лапы) и соединять их с картонной основой. Задачи: 1. Учить раскрою ткани по выкройке. 2. Совершенствовать навыки разметки, умение пользоваться ножницами, иглой, нитью. 3. Развивать глазомер, аккуратность и точность движений, воспитывать художественный вкус, добросовестность при работе. Цель: Учить детей шить платье для куклы. Задачи: 1. Совершенствовать навыки раскроя ткани по выкройке. 2. Упражнять в смётывании и сшивании ткани. Совершенствовать навыки работы с ножницами, иглой, нитками. 3. Учить пользоваться утюгом для разглаживания деталей, отутюживания швов. 4. Воспитывать трудолюбие, усидчивость, стремление доводить дело до конца, выполнять правила техники безопасности. Цель: Расширять представления детей о способах соединения и укрепления деталей. Задачи: 1. Учить способам скрепления деталей куклы на основе. 2. Продолжать работу по закреплению навыков склеивания, подбора необходимых материалов и самостоятельного изготовления недостающих деталей платья. 3. Формировать эстетический вкус, развивать творчество, стремление выполнять работу красиво и аккуратно. Цель: Развивать творчество, умение разнообразить костюм куклы интересными деталями. Задачи: 1. Учить подбирать дополнительные детали костюма в соответствии с образом куклы. 2. Продолжать развивать навыки работы с разными видами материалов, подбирать для их обработки соответствующие инструменты и приспособления. 3. Активизировать самостоятельность детей в оформлении для куклы. 4. Развивать творческую инициативу, художественный вкус, стремление делать работу красиво и аккуратно. Цель: Учить изготовлять декорации для театра из картона, цветной бумаги и дополнительных материалов. Задачи: 1. Учить подбирать необходимый для работы материал на основе иллюстраций, планировать последовательность работы. 2. Упражнять в умении изготовлять детали декораций из соответствующего материала (солома, глина, ветки), используя дополнительный материал для основы (картон). 3. Развивать мелкую моторику, навыки работы с соломой, древесиной, картоном и цветной бумагой. 4. Учить подбирать необходимые способы действий в соответствии с используемым материалом. 5. Воспитывать трудолюбие, усидчивость, стремление работать самостоятельно, доводить начатое дело до конца. | 1. Чтение эпизодов из сказки. Побуждение детей к работе. 2. Выбор объектов, распределение работы между детьми. 3. Объяснение способов вырезания и склеивания, укрепления на подставку. 4. Физкультурная минутка. Пальчиковая гимнастика. 5. Самостоятельная работа детей. Напоминание правил по технике безопасности при работе с ножницами и клеем, помощь в симметричном склеивании. 6. Анализ выполненных работ. 7. Разыгрывание эпизодов сказки. 1. Чтение эпизодов из сказки. Побуждение детей к работе. 2. Выбор объектов, распределение работы между детьми. 3. Объяснение способов вырезания и склеивания, укрепления на подставку. 4. Физкультурная минутка. Пальчиковая гимнастика. 5. Самостоятельная работа детей. Напоминание правил по технике безопасности при работе с ножницами и клеем, помощь в симметричном склеивании. 6. Анализ выполненных работ. 7. Разыгрывание эпизодов сказки. 1. Игротека. «Угадай, кто из какой сказки». 2. Показ образцов варежкового театра, выбор персонажей для изготовления собственного театра. 3. Беседа. Выяснение характерных особенностей героев сказки, подбор ткани соответствующей фактуры и цвета. 4. Физкультурная минутка. Пальчиковая гимнастика. 5. Объяснение рационального кроя и способов сшивания. 6. Самостоятельная работа детей. Напоминание правил по технике безопасности при работе с ножницами и клеем. 7. Объяснение способов изготовления лица , морды. 8. Самостоятельная работа детей по предложенному плану. 9. Анализ работ, разыгрывание эпизодов сказки. 1. Разыгрывание эпизода сказки с помощью куклы-марионетки. Побуждение детей к созданию подобной куклы. 2. Беседа по сказке «Кот, Петух и Лиса». Выбор героев сказки для изготовления куклы, подбор соответствующего материала. 3. Физкультурная минутка. Пальчиковая гимнастика. 4. Объяснение и показ способов разметки, вырезывания, скрепления деталей проволокой. 5. Самостоятельная работа детей. Помощь советом показом. 6. Сравнительный анализ готовых работ. Разыгрывание эпизода сказки. 1. Демонстрация видеофильма с кукольным спектаклем «Колобок». 2. Разбор основных этапов изготовления верховой куклы с помощью предметно- технологической карты. 3. Дидактическая игра «Что, за чем» (закрепление этапов). 4. Повторение пословицы о труде. 1. Анализ образца куклы. 2. Рассказ учителя об этапах изготовления головной части куклы сопровождаемый демонстрацией заготовок каждого этапа. 3. Дидактическая игра «Что, за чем» по предметно-технологической карте «Основные этапы изготовления головной части куклы». 4. Практическая работа с пластилином. Лепка головы по показу учителя. 1. Рассказ учителя об истории создания папье-маше, о технологии папье-маше. Рассказ сопровождается рисунками и демонстрацией кукол. 2. Закрепление этапов работы с папье-маше через предметно-технологическую карту. 3. Анализ свойств бумаги и подбор необходимой бумаги для работы с папье-маше. 4. Анализ предметно-технологической карты «Секреты папье-маше». 5. Практическая работа – выкладывания восьми слоёв лицевой и затылочной частей опираясь на предметно-технологическую карту «Секреты папье-маше». 6. Напоминание правил работы с клейстером. 7. Анализ работ детей. 1. Беседа по предметно-технологической карте «Этапы обработки лицевой и затылочной частей головы. Выяснение последовательности работы. 2. Объяснение и показ способа извлечения пластилина из заготовок. 3. Практическая работа с опорой на предметно-технологическую карту. 4. Объяснение и показ приёмов обработки краёв заготовок из папье-маше (выравнивание, прокалывание, обшивание). 5. Самостоятельная работа детей. Помощь советом показом. 6. Сравнительный анализ работ детей по предметно-технологической карте. 1. Беседа по предметно-технологической карте «Этапы обработки лицевой и затылочной частей головы». 2. Закрепление этапов работы. Составление плана работы. 3. Показ и объяснение способов сшивания краёв заготовок и обклеивание шва. 4. Самостоятельная работа с опорой на предметно-технологическую карту и правила безопасного пользования иглой и ножницами. 5. Дидактическая игра «Что? За чем?». Закрепление этапов работы. 1. Беседа по предметно-технологической карте «Основные этапы изготовления куклы». 2. Выяснение плана работы. 3. Объяснение и показ способов разметки, отпиливание и шлифовки деревянной заготовки. 4. Самостоятельная работа с опорой на предметно-технологическую карту «Изготовление деревянной основы головы». Плакат правила безопасной работы с ножовкой. 5. Соблюдение правил хранения инструментов. 1. Повторение по предметно-технологической карте «Изготовление деревянной основы головы». 2. Составление плана работы. 3. Объяснение и показ способов прорезывания ножом, сколачивание и закрепление деревянной основы и головы. 4. Практическая работа. 5. Сравнительный анализ качества работы детьми. 1. Анализ предметно-технологической карты «Основные этапы изготовления куклы». 2. Объяснение и показ приёмов приготовления раствора – грунтовки головы куклы. 3. Самостоятельная работа детей по предметно-технологической карте. 4. Анализ работ детей с помощью куклы. 1. Беседа по вопросам о приемам изготовления раствора и грунтовки. 2. Объяснение и показ приёмов грунтовки с помощью водоэмульсионной краски. 3. Анализ составления плана работы по предметно-технологической карте. 4. Самостоятельная работа детей по предметно-технологической карте «Приёмы грунтовки». 5. Сравнительный анализ качества работы детьми. 1. Анализ образца расписанного лица куклы. 2. Дидактическая игра «Назови и покажи». 3. Составление плана работы по предметно-технологической карте «Художественное оформление лицевой части куклы». 4. Объяснение и показ способа разметки деталей лица по трафарету. 5. Упражнение в смешивании и подборе красок нужного цвета. 6. Практическая работа в росписи лица. Индивидуальная помощь и показ по необходимости. 7. Сравнительный анализ работ детей в сравнении с образцом. 1. Художественное оформление лицевой части головы куклы. 2. Объяснение и показ приёмов оформление лицевой части головы куклы дополнительными деталями. 3. Практическая работа: подбор материалов по образцу и оформление лица дополнительными деталями. 4. Индивидуальная помощь по необходимости. 5. Рассказ и объяснение приёмов обработки головы куклы лаком. 6. Закрепление правил безопасной работы с лаком. 7. Анализ выполненной работы в соответствии с предметно-технологической картой. 1. Повторение основных этапов изготовления куклы по предметно-технологической карте. 2. Осматривание и анализ заготовок. Выявление необходимых для работы материалов. 3. Составление планов работы по предметно-технологической карте «Последовательность изготовления картонной основы для рук (лап)». 4. Показ и объяснение способов разметки картона и кроя ткани. 5. Практическая работа по предметно-технологической карте «Последовательность изготовления картонной основы для рук (лап)». 6. Напоминания правил безопасного пользования ножницами, иглой. 7. Сравнительный анализ работ детей. 1. Повторение по вопросам и предметно-технологической карте «Последовательность изготовления рук (лап)». 2. Показ и объяснение способов изготовления ладоней и их сшивания. 3. Выяснение плана работы по предметно-технологической карте «Изготовление ладоней и их пришивание». 4. Практическая работа по изготовлению и пришиванию с опорой на предметно-технологическую карту. 5. Индивидуальная помощь при раскрое ткани. Показ выполнения шва «Вперёд иголка». 6. Напоминания правил безопасного пользования ножницами, иглой. 7. Анализ выполненной работы в соответствии с образцом. 1. Разбор этапов работы по предметно-технологической карте «Раскрой и пошив платья (рубашки) для куклы». 2. Показ приёмов раскроя ткани, смётывание деталей. 3. Практическая работа – раскрой и смётывание платья. Контроль по предметно-технологической карте. 4. Индивидуальная помощь и показ по необходимости при выполнении смёточного шва «вперёд иголка». 5. Напоминание правил сшивания деталей платья по индивидуальным картам. 6. Разглаживание и отутюживание по памятке «Правила работы с утюгом». 7. Сравнительный анализ работ детей. 1. Рассматривания образца куклы, сравнение с выполненными детьми деталями кукол. Выяснение следующих этапов работы. 2. Составление плана работы через анализ предметно-технологической карты «Закрепление и вшивание рук (лап). 3. Объяснение и показ способов закрепления основы рук (лап) резинками, вшивание рук в платье. 4. Практическая работа по закреплению резинок, вшиванию рук. Помощь по необходимости. Используются индивидуальные карты с этапами работы. 5. Напоминание правил безопасной работы с иглой по памятке. 6. Сравнительный анализ работ детей. 1. Анализ дополнительных деталей костюмов нескольких кукол. 2. Выбор необходимых материалов и инструментов для изготовления дополнительных деталей костюмов. 3. Практическая работа детей с использованием индивидуальных предметно-технологических карт, раскрывающих последовательность изготовления той или иной детали костюма: шапочка, фартук и т.д. 4. Напоминание правил безопасной работы с иглой, ножницами по памятке. 5. Обыгрывание готовых кукол. 6. Сравнительный анализ работ детей. 1. Рассматривание иллюстраций, выбор эпизодов для изготовления декораций. 2. Подбор материалов для изготовления декораций. Составление плана работы. 3.Показ и объяснение: а) разметка, крой картонных основ, их вырезывание б) связывание пучков соломы нужной длины, укрепление её на основе в) нарезание веточек нужной длины, расположение и укрепление их на основе г) изготовление глиняных кирпичиков их закрепление на основе. 5. Разбор по предметно-технологической карте. Порядок выполнения аппликации для декорации «Комната Наф-Нафа». 6. Самостоятельная работа детей по выполнению декораций. Помощь советом показом. 7. Сравнительный анализ работ детей. 8. Укрепление декораций на ширме и инсценирование эпизодов сказки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Изготовление кукол для настольного театра"
В данной разработке подробно описано изготовление плоских кукол и декораций для настольного театра....
Учебно-методическое пособие по изготовлению "Кукол-оберегов".
Пособие поможет ознакомиться с технологией изготовления "кукол - оберегов" на примере "Кубышки-травницы"....
Изготовление кукол как эффективный способ реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
Изготовление кукол как эффективный способ реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуаци...
Краеведение. Изготовление кукол - оберегов.
Цель: научить основным приемам изготовления народных кукол-закруток.Задачи: - воспитание интереса к народному творчеству, его традициям,...
Итоговая аттестация выпускников коллектива «Оберег» по образовательной программе «Изготовление кукол»
Методический материал процедуры итоговой аттестации выпускников коллектива "Оберег"разработан педагогом дополнительного образованияЦДТ "Царицыно" Мартыновой Т. С. Итоговая аттестация выпускн...
Работа в мастерской по изготовлению кукол под руководством Моисеенко Т.С. и Дмитриевой Н.В. Тема: Изготовление кукол для спектакля «Солнечный зайчик».
Данный материал описывает методы и последовательность работы по изготовлению кукол для кукольного спектакля...
Работа в мастерской по изготовлению кукол под руководством Моисеенко Т.С. и Дмитриевой Н.В..Тема: Изготовление кукол для спектакля "Солнечный зайка".
Данный материал описывает методы и последовательность работы по изготовлению кукол для кукольного театра....