Организация работы по патриотическому воспитанию
проект по теме

Леденева Наталья Александровна
Материал содержит аналитическую информацию об организации работы по патриотическому воспитанию в школе, социально-педагогический проект, фотоматериалы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитическая информация

  1. Наличие муниципальной программы по патриотическому воспитанию:

Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 гг.», долгосрочная целевая программой «Патриотическое воспитание населения Тамбовской области на 2011 - 2015 годы», районная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан в Первомайском районе на 2011-2012 гг.». 

Основные направления патриотической работы:

В образовательном учреждении работа по патриотическому воспитанию реализуется через Программу по патриотическому воспитанию и через проект духовно-нравственного развития обучающихся  «Вера.Земля.Семья» и строится с детьми младшего школьного возраста, среднего и старшего школьного возраста по ступеням.

      Учитывая психологические и физиологические возрастные и физиологические  возрастные особенности детей и подростков, единый образовательный процесс, в школе созданы условия для обеспечения полноценности сегодняшней жизни ребенка на каждом из возрастных этапов (в детстве, отрочестве, юности), поэтому в программе определили три ступени.

      На I ступени педагогический коллектив начальной школы призван:

- заложить основные моральные ценности, нормы поведения;

- формировать у детей желание учиться;

- гуманизировать отношения между учащимися, учителями и обучающимися;

- помочь школьникам приобрести опыт общения и сотрудничества;

- мотивировать интерес к занятиям и самопознанию;

- сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации на учение;

- воспитывать чувство верности своему Отечеству через внеклассные мероприятия, беседы.

     На II ступени, представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов обучающихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив основной школы стремится:

- продолжить формировать систему ценностей и установок поведения подростка;

- заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимой для продолжения образования на III ступени  и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей;

- создать условия для самовыражения обучающихся в различных видах познавательно-преобразовательной деятельности на учебных и внеучебных занятиях в школе и вне её.

       Воспитание на III ступени обучения, ориентированное на продолжение развития самообразовательных навыков и особенно навыков самоорганизации и самовоспитания, предопределило необходимость решения педагогическим коллективом полной средней школы следующих задач:

- определить гражданскую позицию, социально-политическую ориентацию;

- продолжать начатое ранее нравственное, духовное, физическое становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей;

- сформировать психологическую и интеллектуальную готовность их к профессиональному и личностному самоопределению;

- обеспечить развитие теоретического мышления, высокий уровень общекультурного развития

Основные направления работы:

 -духовно-нравственное

- историко-краеведческое

- гражданско-патриотическое

- социально-патриотичекое

- военно-патриотическое

- героико-патриотическое

-спортивно-патириотическое

3. Перечень основных муниципальных мероприятий за период Конкурса.

        В целях повышения эффективности решения задач по патриотическому воспитанию обучающихся и реализации государственной и региональной программ, школьной программы патриотического воспитания, на основании плана мероприятий отдела образования Первомайского района по патриотическому воспитанию в школе был разработан план мероприятий по патриотическому воспитанию обучающихся. В ходе реализации плана были проведены следующие мероприятия:

Названия       мероприятия  

Исполнители  

Количество  
участников  

Финансовые  
затраты    

Организация и проведение туристско-сопртивного слета

Учитель физкультуры, преподаватель-организатор ОБЖ

250

Организация и проведение экологического слета

Учитель физкультуры, преподаватель-организатор ОБЖ, учителя биологии и географии

250

Акция «Свет в окне»

Руководитель отряда  волонтеров, классные руководители

100

Месячник оборонно-спортивной работы

Педагог-организатор, классные руководители

110

Соревнования «Президентские состязания»

Учителя физкультуры

150

Спортивно-военнизированная игра «Зарница»

Преподаватель-организатор ОБЖ

8

Безопасное колесо

преподаватель-организатор ОБЖ

6

Организация и проведение выставок патриотической тематики

Библиотекарь

1

Классные часы по патриотическому воспитанию

Классные руководители

150

Организация встреч с ветеранами ВОВ

Педагог-организатор

3

Мероприятия, посвященные выводу войск из Афганистана

Педагог-организатор, классные руководители

110

Мероприятия, посвященные Великой Победе

Педагог-организатор, классные руководители

160

День Памяти (школьная республика носит имя Г.С.Снегирёва)

Педагог-организатор

110

Участие в военных сборов с юношами 10 классов

Преподаватель-организатор ОБЖ

4

4. Наличие клубов, объединений, секций, кружков патриотической направленности, поисковых отрядов.

Наименование

Профиль

Ведомственная
принадлежность

Руководитель
(контакт. тел.)

Количество
и возраст
участников

Юный краевед

Туристско-краеведческое

Общеобразовательная школа

Епихина Е.И.

7 -11 класс

Школа туризма

Туристско-краеведческое

Общеобразовательная школа

Честных В.А.

6 -11 класс

Отряд «Берегиня

Добровольческий отряд волонтеров

Общеобразовательная школа

Епихина Е.И.

5-11 класс

5. Участие в межмуниципальных, областных и общероссийских мероприятиях (за три года).

Муниципальный уровень

  • туристско - спортивный слет

2009г. - 1 место

2010г. - 1 место 2011г. -2 место;

  • конкурс творческих работ «Подросток и закон» - участие;
  • конкурс сочинений «Детство, опаленное войной» - участие;
  • конкурс исследовательских работ по краеведению «Моя земля, мои  земляки» - участие;
  • конкурс школьных сочинений «Моя семья» - участие

- муниципальный этап Всероссийского конкурса декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства - участие;

  • военно-спортивная игра «Зарница»

2010г. - конкурс «С песней по жизни» - 2 место

              конкурс «Наглядная агитация» - 2 место

              грамота в личном первенстве по спортивной подготовки

2012г. - конкурс «Школа безопасности» - 1 место

              конкурс «С песней по жизни» - 2 место;

  • соревнование «Безопасное колесо»

2010г. - станция «Медицина» - 1 место

станции конкурса листовок-памяток - 3 место

2012 год — на 4 станции «Велоэстафета место

                    на 6 станции конкурса листовок-памяток - 2 место

  • конкурс «Безопасность детей в наших руках» - 1 место
  • конкурс по ландшафтному дизайну «Поклонимся великим тем годам», проект озеленения памятника - участие;
  • интернет - проект «Слово о русском солдате» - участие;
  • интернет - проект «Безопасность на дорогах» - участие;
  • конкурс «Растим патриотов России» - победитель;
  • Лидер ученического самоуправления - призер;
  • творческий конкурс «Дорогами добра» - участие;
  • конкурс сочинений «Мой самый близкий человек» - участие;
  • конкурс рисунков «Милиция и дети» - участие;
  • конкурс изобразительного и прикладного искусства детей «Мамы глазами детей» - грамота за активное участие;
  • конкурс рисунков «Дорога глазами детей» - призер;
  • муниципальный этап Всероссийского конкурса «Красота Божьего мира» - участие;
  • конкурс чтецов «Военные строки» - участие;

 Региональный уровень

  • региональный этап конкурса «Безопасность детей в наших руках» - участие;
  • конкурс «Растим патриотов России» - 3 место;
  • Лидер ученического самоуправления - участие;
  • олимпиада школьников «Россия и Белорусь: историческая и духовная общность» - участие;
  • научно-практическая конференция «Личность и общество» - 1 место и участие;
  • региональный конкурс «Светочи земли Тамбовской» - сертификат участника;
  • творческий конкурс «Рождественская открытка» - грамоты за участие;
  • региональный конкурс творческих работ «Подвиг души и духа» - участие;
  • областной конкурс на лучшую конституцию - диплом участника;
  • конкурс рисунков «Дорога глазами детей» - участие;

- региональный смотр-конкурс художественных работ обучающихся, посвященный 70-летию битвы за Москву - победитель;

  • конкурс изобразительного и прикладного искусства детей по теме «Мой папа» - диплом участника;
  • акция - конкурс Жемчужины земли Тамбовской»
  • региональный этап всероссийской акции «С любовью к России мы делами добрыми едины» - 3 место;
  • региональной этап VII международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» - участие;
  • региональный творческий конкурс «Пасхальный благовест» - призер;
  • областной кадетский смотр художественной самодеятельности - призер. Всероссийский уровень
  • всероссийский конкурс- онлайн «Православная Пасха» - призер;
  • всероссийский творческий конкурс «Святые заступники Руси» - диплом участника;
  • всероссийский конкурс детского рисунка «Лес - душа России, душа народа» - участие;
  • конкурс по творчеству А.Костюнина «Купель» - участие;

-международный детский экологический форум «Зеленая планета 2011» - лауреат.

6. Сравнительная характеристика деятельности за период Конкурса с предыдущими годами (количественные показатели; инновации; качественные показатели, традиционные формы).

        Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа, формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы - вот лишь немногие из тех задач, которые предстоит решать не только в школе, но и в семье. Именно с воспитания личности в семье начинается формирование и развитие патриотизма. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными.

Краеведческая работа - один из важнейших ресурсов патриотического воспитания школьников. Участие учеников в сборе и обработке материалов по становлению поселка Хоботово, создание экспозиций музейного уголка - все это становится той повседневной работой детей кружка «Школа юного краеведа», во время которой обучающиеся постигают на собственном опыте исследования непреходящую значимость истории Отечества. Обучающиеся сами участвуют в исследовательской деятельности, итогом их длительной и кропотливой работы стало комплексное описание п.Хоботово «Научно- поисковая экспедиция «Мы Россияне». Собран материал о педагогической династии семьи Воропаевых, о передовиках производства, занятых в сельском хозяйстве «Моя земля - мои земляки», материал о воевавших в Великой Отечественной войне и воспоминания ветеранов, материал о воинах - афганцах, создан видеофильм «Как живешь ветеран»,

Живой интерес у обучающихся все чаще представляют встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками локальных войн, войны в Афганистане. Так на уроки и классные часы неоднократно приглашались ветераны Великой Отечественной войны - Головин Николай Леонтьевич, Моисеев Виктор Иванович, воины-афганцы - Ярославцев Александр Николаевич, Петров Александр Васильевич, председатель Совета ветеранов Хоботовского сельсовета Пронина Мария Тимофеевна, ветеран педагогического труда Литвинская Маргарита Николаевна. В ходе таких встреч обучающиеся имеют возможность, представить какие лишения, страдания перенесли люди, защищая свою Родину, что служба в армии, это необходимо для нас, наших родных и близких, для нашей Родины.

Проводятся экскурсии для начальных классов, турпоходы для старших, которые призваны обогатить наши знания об истории нашего края, любить наш поселок с разнообразным культурным наследием, которое достаточно необычно

для нашей российской глубинки.

Ежегодно обучающиеся 9-11 классов школы принимают участие в военно- спортивной игре «Зарница». В течение года проводятся спортивные состязания для мальчиков к 23 февраля, на день здоровья 7 апреля.

Два раза в год ежегодно проводятся учения по эвакуации. Разработана система проведения техники безопасности на уроках, во время проведения мероприятий.

Большое внимание уделяется профилактики безопасности дорожного движения. Команда ЮИД от школы успешно выступает в районных соревнованиях «Безопасное колесо».

Проводится ряд мероприятий общешкольного характера и по классам по здоровому образу жизни, для обучающихся 7-11 классов ведётся анонимное анкетирование на тему употребления наркотиков, алкоголя, курения. Проводятся конкурсы рисунков, викторины, уроки здоровья, беседы. Сохранению здоровья детей способствуют и мероприятия по профилактике социально-значимых заболеваний, которые проводятся совместно с медицинскими работниками.

В школе в 2011-2012 учебном году был создан добровольческий отряд волонтеров «Берегиня», в его состав входят обучающиеся 5-11 классов. Направление работы отряда «Берегиня»:

  • оказание посильной помощи ветеранам ВОВ, вдовам ветеранов, труженикам тыла, пожилым людям, уборка территории, прилегающей к дому, уборка сада, огорода, двора, уборка дров и т.д.
  • содержание и уход территории возле памятника, погибшим итальянцам в годы Великой Отечественной войны;
  • облагораживание могил ветеранов Великой Отечественной войны на сельском кладбище;
  • облагораживание территории школы и поселка.

Кроме помощи дети общаются с героями, поздравляют их на праздники, делают им своими руками небольшие подарки. Рассказы бывших воинов, тружеников тыла не оставляют равнодушными детей, заставляют их восхищаться подвигами нашего народа в тяжёлое время.

Обучающиеся школы участвует в акциях области «Свет в окне», «С любовью к России мы делами добрыми», школьная операция «Милосердие».

Не остаётся без внимания в патриотической работе и духовно-нравственное воспитание. Митинг у мемориала «Вечная память погибшим в годы войны», концерт ко Дню Победы для сельского населения, который готовится в тесном сотрудничестве с сельской библиотекой и Хоботовским ДК, местным храмом.

Привитие уважения к конституционным законам, выполнение норм поведения прививается на мероприятиях, посвящённых государственной символике, правам человека, Дню Народного Единства. Тематические классные часы направлены на воспитание чувства достоинства школьников, как граждан правового государства («Право быть ребенком», «Конвенция ООН о правах ребенка - документ, определяющий права детей», «Ваши права», «Мораль и закон», «Ваши права и права других людей», «Ваши права», «Права детей - забота взрослых»). Нельзя допустить, чтобы наши юноши и девушки были

безразличны к происходящему в стране. Старшеклассники сами могут поучаствовать в политической жизни страны, сделать свой осознанный выбор. Тематические беседы на классных часах помогают им правильно сориентироваться в этих вопросах.

Укрепление традиционных нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи осуществляется через мероприятия, проводимые совместно с семьёй: «Мама, папа, я - спортивная семья», «Весёлые страты», праздничные концерты ко Дню матери и международному женскому дню, мероприятия, посвященные Дню семьи.

Работа Ресурсно-экологического центра, школьного лесничества «Берегиня», объединений дополнительного образования «Основы экологии», «Экология и младший школьник», НОУ «Росток», модуль в рамках учебного предмета технология «Лес и Человек», призваны воспитать в обучающихся не только экологическую культуру, но, и призваны показать им ответственность людей за сохранение великого творения - Природы; ощутить ценность своего родного края, его неописуемую красоту лесных дубрав, березовых рощ, стройных и величавых сосен. Обучающиеся школы занимаются научно - исследовательскими проектами, участвуют со своими работами в конкурсах школьного, муниципального и регионального уровня. Ежегодно школа проводит Дни защиты от экологической опасности, День Земли. С 2010 года школа стала участником регионального проекта «Это Эко».

С 2011 года участник регионального проекта «Агробизнес-образование».

      Воспитанию патриотизма, гражданственности, содействует и работа школьной библиотеки: библиотечные уроки, книжные выставки.

По некоторым вопросам воспитательной работы администрация школы взаимодействует с организациями села: сельская библиотека проводит уроки мужества, встречи с ветеранами для обучающихся; обучающиеся школы постоянно участвуют во всех мероприятиях Хоботовского ДК; ТОГАУ «Хоботовский лесхоз». В последнее время все активнее сотрудничество школы с МичГАУ.

Ежегодно проводится мониторинг уровня воспитанности обучающихся, за последние три года уровень воспитанности обучающихся остается на оптимальном уровне.

Все это результат того, что патриотическая работа в школе не сводится лишь к проведению мероприятий к памятным датам, оставляя нетронутой всю сложность современной социально-политической и культурно-информационной среды становления подрастающего поколения.

Многие годы педагоги школы разрабатывали методические основы патриотического воспитания, его духовно-нравственных аспектов. В нашем учебном заведении в действительности реализуется узаконенный приоритет воспитания над обучением.

7. Перспективы развития патриотического движения на ближайший период.

1. Дальнейшее совершенствование работы по созданию системы

патриотического воспитания.

  1. Создание кружка военно-патриотической направленности.
  2. Разработка и реализация социально-значимых проектов.
  3. Активизация деятельности волонтёрской организации «Берегиня».

     



Предварительный просмотр:

Филиал МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в п. Хоботово

Социально-педагогический проект

на тему:

«Воспитание русского духовного  характера»

2012 год

1. Информационная карта

1

Полное название проекта                

Воспитание русского духовного  характера

                                                                                           

2

Автор проекта                                              

Шишкина Галина Андреевна

Леденёва Наталья Александровна

3

Руководитель проекта                                        

Леденёва Наталья Александровна

4

Территория или организация, представившая проект      

Поселок Хоботово

5

Наименование проводящей организации                        

филиал МБОУ «Первомайская СОШ» в п.Хоботово      

6

Адрес и реквизиты проводящей организации                    

393720, Тамбовская область,

             Первомайский район

             п.Хоботово

             ул.Лесная, 18

7

Телефон, факс, E-mail                                      

(847548)64-2-03,

hobotovo@mail.ru

8

Форма проведения                                            

Форма проведения в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

9

Цель проекта                                                

Цель: осознание обучающимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

10

Кадровое обеспечение проекта                                

Педагогический коллектив, партнеры школы (ТОГАУ «Хоботовский лесхоз», МичГАУ, Совет ветеранов Первомайского райна, Хоботовская сельская библиотека, Хоботовский ДК)

11

Сроки проведения                                            

2007-2013гг.

12

Место проведения                                            

Школа

13

Источники и сумма финансирования                            

Бюджетные средства первомайского района

14

Общее количество участников программы                      

160

15

География участников                                        

Педагогический и ученический коллективы

16

История осуществления проекта                              

В основе проекта лежит программа патриотического воспитания и программа духовно-нравственного развития обучающихся в сельской школе

17

Наиболее важные публикации о проекте                        

Создание условий для получения качественного образования школьников:  сборник методических материалов/авт. коллектив/ сост. и отв. ред. Г.З.Праздникова – Тамбов, 2011

18

Особая информация и примечания                              

2. Общие положения (история проекта, актуальность, статистика).

      Озабоченное проблемами восстановления утраченной духовности, и в частности духовных основ российской школы, наше образование возвращается сегодня к изрядно позабытым аксиомам отечественной традиции, согласно которой «образование без воспитания есть дело ложное и опасное» (13, с. 307), ибо «не формирует человека, а разнуздывает и портит его», вооружая его жизненно-выгодными возможностями, техническими умениями, «которыми он - бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный - и начинает злоупотреблять... Формальная «образованность» вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации» (12, с. 143)

     Сегодня эти слова русского философа Ивана Ильина звучат как откровение. Еще в начале 1950-х годов, находясь в эмиграции, он задумывается о судьбах грядущей России, и указывает на первозадачу, решение которой только и может обеспечить духовное обновление нации: воспитание русского духовного характера (12, с. 143; 13, с. 291). «Воспитать» - значит сделать из ребенка не преуспевающего человекоугодника, а духовно- зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером» (13, с. 311)

     В новых условиях школа вынуждена изменять свои педагогические ориентации, появляются новые проблемы, и одна из самых острых - проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания в становлении личности, и ее актуальность всеми нами осознаваема.

     В настоящее время образовательное учреждение остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и сотрудничество различных субъектов воспитания. Усиление воспитательной функции образования, а именно: формирование гражданственности, патриотизма, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, Семье, окружающей природе - рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.

     Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно - экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Образовательные учреждения - центральное звено всей системы образования, фундаментальная социокультурная база воспитания и развития детей.

     Деятельность педагогического коллектива должна строиться на следующих принципах:

  • ценности детства в системе человеческих отношений,
  • гуманности как нормы отношений,
  • уважения личности каждого человека,
  • заботы о физическом, социальном и психическом здоровье ребенка,

толерантности в отношении социального статуса, вероисповедания, мировоззрения, особенностей жизнедеятельности и поведения ребенка.

     Образовательно-культурная среда школы, основанная на единстве и сплоченности педагогов, учащихся и родителей, предполагает формирование «ответственной зависимости» (А.С.Макаренко) между всеми субъектами воспитательной системы. В совместной деятельности доминирует творческое начало, при этом именно социальное творчество рассматривается обучающимися, педагогами и родителями,  как универсальный критерий оценки поступков личности и отношений в коллективе. Психолого-педагогическая подготовка родителей к созданию ситуаций успеха в условиях семьи может осуществляться по двум основным направлениям:

- психологическая подготовка,

- обучение родителей приемом создания в условиях семьи ситуаций успеха.

     «Воспитание родителей» - международный термин, под которым понимается помощь родителям в воспитании детей. Консультации и рекомендации нужны не только родителям детей «группы риска», они необходимы каждой семье на определенном этапе ее развития.

      Сегодня, в условиях социальной нестабильности, крайнего обострения национальных отношений, отсутствия идеологической доктрины, нам навязывается иной образ жизни; потоки зарубежной пвсевдокультуры, иностранная одежда, еда, реклама, иностранные слова и термины в устной и письменной речи - все это создает для русского человека чуждую среду обитания, корежит историческую память, обрывает преемственность национальной культуры, всю жизнь окрашивает в несвойственные нам тона.

     Диагноз, поставленный выше, - это не смертельный диагноз. Наши великие предки справедливо считали: лицо России не может открываться только в одном поколении, современном нам. Падение, оскудение одной эпохи - только гримаса, на мгновение исказившая прекрасное лицо, если будущее сомкнётся с прошлым в живую цепь. Самая плоть русской души пронизана зачатком духовности, которой не могут одолеть никакие условия жизни и никакие мысленные плены. Из этой точки родится все подлинно русское. Надо никогда не ослабевать в искании России и сквозь бедность окружающей жизни уметь различать ее идеальный, духовный облик.

     Мы еще можем собрать свои немалые силы и возродиться. Назовем важнейшие для нашей школы позиции, заключенные в триаде - «Вера. Земля. Семья ». Необходимость и важность патриотического воспитания осознает педагогический коллектив филиала МБОУ «Первомайская СОШ» в п.Хоботово.

     Патриотизм - важнейшая составляющая отечественной культурно - педагогической традиции; это нравственная опора самосознания русского педагога, и  оно остается надежной даже тогда, когда все остальные опоры рушатся.

     Патриотизм, как любовь к Родине и готовность служению Отечеству, связан с исполнением заповеди о почитании родителей.

     Только в идее патриотизма, правильно воспринятой и впитанной посредством воспитательных установлений среды, школьник вообще в состоянии постичь нравственные основные взаимодействия с людьми.

     Патриотизм раскрывается как почитание Отечества - исторического, поприща предков, обустроивших мир, в который каждый из нас рождается.        

    Патриотическое воспитание, как одна из главных составляющих духовно- нравственного развития обучающихся, призвано приобщить детей к культурно- историческому наследию России, привить чувство своей сопричастности к культурно-историческому процессу современной России и ответственности за настоящее и будущее своей страны,сформировать осознанную позицию по отношению к воинскому долгу перед своей страной.

     Патриотическое воспитание сегодня - важная и очень сложная задача не только в педагогической практике, но и также её теории и методологии. Мы призваны переосмыслить все элементы патриотического воспитания «Новой России предстоит выработать себе новую систему национального воспитания, и от верного разрешения этой задачи будет зависеть ее будущий исторический путь».

3. Цели и задачи, концептуальный подход.

  • формирование ведущих качеств личности;
  • непрерывная педагогическая диагностика, постепенно переходящая в самодиагностику, самопознание;
  • практическая деятельность педагогов и воспитанников;
  • оптимальное сочетание индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания;
  • неразрывная связь с воспитательными факторами среды: родителями, внешкольными воспитательными учреждениями, производственными и обслуживающими объектами микрорайона. 

Основные направления патриотического воспитания в школе.

•Духовно-нравственное. Цель: осознание обучающимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

Гражданско-патриотическое воспитание. Цель: это формирование у молодого поколения и у самих себя патриота, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе. Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств - благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.

• Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины. 4. Основное содержание (формы деятельности, приемы, методы - методика проведения или сценарный план).

     В основе всего воспитательного процесса в школе,  лежит триада «ВЕРА. ЗЕМЛЯ. СЕМЬЯ», которая органично пронизывает через себя основные направления непосредственно патриотического воспитания. 

«Вера»

Цель: формирование патриотизма, развитие высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, формирование у школьников добросовестного отношения к друзьям, школе, учителям, ко всем субъектам общения, формирование здорового образа жизни, просветительская деятельность. Православная вера и защита Отечества, Патриотизм - любовь к своему Отечеству - очень глубокое и сильное человеческое чувство. Это общественный и нравственный принцип отношения людей к своей стране. Это и ведущее нравственное качество, которое следует рассматривать как наивысшее проявление политической и гражданской активности человека.

      Через воспитание духовности, воспитывается вера Родине, вера своему долгу, своему Отечеству.

      Для обучающихся 10-11 лет в школе ведется учебный курс  ОРКСЭ, который направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а так же своей сопричастности к ним.

      Мы - владельцы уникальной культуры, видимой миром и признанной миром: в нашем арсенале неоспоримые заслуги в мировой культуре, общепризнанные вершины самого первого ранга, которые не уступают самым великим именам планеты.

      У нас - целый сонм преподобных и богоносных отцов Русской Православной церкви: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Нил Сорский...

      Ныне мы узнаем знаменитых старцев, создавших гениальную педагогику «духовного окормления» человека: Зосима, Амвросий, Савватий.

     Мы гордимся самобытными богословами: Феофаном Затворником,                         П. Флоренским, С.Н.Булгаковым...

     Нам дороги храмовые мастера: Андрей Рублев, Дионисий, Симон Ушаков...»

    Все это высочайше ценится нами: заветы Христова учения - незыблемая первооснова нашей силы.

    Русские подвижники-просветители - это примеры для творческого подражения: Нестор, Сельвестр, Н.А. Рубакин...

    На русской избранной педагогической скрижали остались многие имена: рабоборец Русской школы К.Д. Ушинский, реалист Н.И. Пирогов, искатель Русской школы Л.Н.Толстой, старатель светско - православного воспитания       С.А. Рачинский, рыцарь на ниве просвещения министр П.Н. Игнатьев, сердце отдавший детям В.А. Сухомлинский, мудрец - страдалец А.С. Макаренко... А сколько еще не названных великих людей культуры! И если их творчество будет по-настоящему осваиваться средним и молодым поколением, мы может быть спокойными за грядущую Великую Россию, за духовное здоровье русского народа.

     К истокам земли русской обращаемся мы в работе по гражданскому военно - патриотическому воспитанию обучающихся. Свято бережем память о выдающихся земляках - тамбовчанах, используем духовный потенциал местной церкви.

     Ежегодно стартует акция «Свет в окне», цель, которой оказание помощи одиноким ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла, оставшимся без попечения близких и родственников, в уборке квартир и дворов.

      Развитие у обучающихся высоких нравственных качеств путём пропаганды идей добровольного труда на благо общества и привлечения их к решению социально значимых проблем (через участие в социальных, экологических, гуманитарных, культурно-образовательных, просветительских и др. проектах и программах) – одна из главных задач волонтерского отряда «Берегиня».

Мероприятия:

- Акция «Свет в окне»

- «Русь уходящая» - ежегодные ученические чтения (выставка сочинений)

- «Голос минувшего» - по страницам старых газет и журналов

- «Дни воинской славы России» - величайшие даты нашей истории (классные

часы, конкурсы, викторины)

- операция «Милосердие»;

- встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и с ветеранами труда;

- участие в военно-спортивной игре «Зарница»;

- организация туристско-спортивного слета;

- торжественная линейка, посвященная Дню народного единства;

- День Памяти;

- мероприятия, посвященные Дню Великой Победы (классные часы, конкурсы, уроки мужества, торжественные линейки, митинги, концерты);

- День толерантности;

- Безопасное колесо;

- беседы о душевно - телесном здоровье;

- практикумы.

«Земля»

Цель: формирование экологической культуры как баланса между человеческим организмом и природными явлениями

- формирование связи между обществом и биосферой;

- формирование экологических ценностей жизни, здоровья;

- воспитание чувства сопричастности Родному краю, Родине;

- найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в него механизмы

самореализации, саморазвития, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и достойной жизни.

      Познание себя через познание Родины - еще одна самостоятельная и важная задача патриотического воспитания. Родина - есть священная тайна каждого человека, так же как и его рождение», -пишет С.Н.Булгаков: «Теми же таинственными и неисследимыми связями, которыми соединяется он через лоно матери со своими предками и прикрепляется ко всему человеческому древу, он связан через Родину и с материю-землею...»

     Воспитание любви к родному ландшафту, развитие способности созерцать красоту родной земли, овладение поэтической формой родного языка, позволяющего на эту красоту отозваться, » воспеть песнь Родине - это тот компонент патриотического воспитания, который никогда не утрачивался в нашей традиции.

     «Человек существует в человечестве и в природе. И образ его существования дается в его рождении и родине», - продолжает С.Н.Булгаков. Воинский патриотизм и чувство воинского долга - готовность до конца защищать Родину, отдать за нее жизнь - возрастает не на отвлеченных представлениях, а на почве реального переживания связи с родной Землей, Предками, Отечеством.

     Красота – это символ совершенства, это воплощение гармонии, это высшая духовная ценность. Она - символ духовности благодаря своей противоположности полезному, материальному и вынужденному, несвободному. Такое противопоставление имеет под собой обьективное основание: неудовлетворенность первейших биологических потребностей человека делает его невосприимчивым к красоте. Красота выступает как форма выраженности поступков и стремлений.

     Общение с природой позволяет детям с помощью учителя понять сущность Красоты и Гармонии. Работа школьного лесничества «Берегиня», обучение через элективный курс «Лес и Человек» призваны воспитать в обучающихся не только экологическую культуру, но, и призваны показать им ответственность людей за сохранение великого творения - Природы; ощутить ценность своего родного края, его неописуемую красоту лесных дубрав, березовых рощ, стройных и величавых сосен.

     Многократно доказано, что природа оказывает сильное всеохватывающее влияние на человека, с которым невозможно соперничать даже искусству. Во множестве произведений создан образ родной Русской земли, и это очень важно показать обучающимся, через различные формы урочной и внеурочной деятельности.

    Понимание сказанного приобретает особую значимость по мере взросления ребенка, когда в поле его зрения осознанно возникает  «Человек исторический».  Прекрасно, когда «историческим героем» подростка оказывается соборная личность Пушкина, Рахманинова, Римского-Корсакова, Лосева, Вернадского, Мичурина и т.д. 

    Достижению поставленной цели способствует работа Ресурсно-экологического центра, созданного на базе школы; работа объединений дополнительного образования «Основы экологии», «Экология и младший школьник», «Школа юного краеведа», «Школа туризма».

Мероприятия:

-классные часы, конкурсы, открытые уроки исследовательские работы, проекты;

- праздник «День Земли»;

- организация и проведение экологического слета «Юный эколог»;

- сбор краеведческой информации об истории становления п.Хоботово;

- экскурсия по экологической тропе;

- Дни защиты от экологической опасности;

- операция «Очистим лес от мусора», «Мусора больше нет»;

- акция «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам»;

классные часы, посвященные всемирному дню борьбы со СПИДОМ;

беседы «Чувство милосердия».

 «Семья»

     « Семья есть первый, естественный, и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости, он призван строить этот союз, на любви, на вере и на свободе, научиться в нем первым совместным движениям сердца и подняться на него к дальнейшим формам человеческого духовного единения - Родине и государству».

(И А.Ильин)

     Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе происходит в условиях экономического и политического реформирования, что существенно изменило социокультурную ситуацию жизнедеятельности подрастающего поколения. Реформирование вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения страны. Это привело к тяжелым последствиям:

- массовому обнищанию семей;

- разрушению нравственно - этических норм и традиций семейного уклада;

- снижению воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей;

- отчужденности детей, жестокости и насилию по отношению к ним, росту социального сиротства;

- ухудшению состояния здоровья детей и молодежи.

     Принципиальной позицией воспитания в школе является опора на традиции. Наше кредо: «Школа - наш остров добра, красоты и надежности». Школа как некое подобие семьи изначально:

  • остров духовно - нравственной жизни;
  • лоно человеческой культуры;
  • источник социализации;
  • источник памяти;
  • живая лаборатория человеческих характеров.

     В школе уделяется самое пристальное внимание активизации воспитательных мер, направленных на духовно-нравственное формирование просемейных установок в детской субкультуре (сказки, игры, мультфильмы, фильмы и т.д.), специальные мероприятия.

     С учетом того, что родители становятся все моложе (инфантильнее) школа привлекает дедушек и бабушек, необходимое, на наш взгляд, звено в процессе духовно-нравственного развития ребенка и семьи.

     Эта модель в идеальном варианте должна формироваться в семье, но, к сожалению, это не всегда бывает так, и чтобы у ребенка органично сформировались ценностные ориентиры - Доброта, Красота, Истина, Материнство,  Гостеприимство, Сострадание и т.д., эту трудную миссию призвана выполнить школа.

      Велика проблема воспитания ребенка в неблагополучной семье. Школа также старается отслеживать их, и детям из этих семей уделяет  самое пристальное внимание.

 Мероприятия:

- отражение русского образа жизни в предметах гуманитарного цикла, уроках краеведения;

- традиционные праздники;

- классные часы;

- праздничные мероприятия, посвященные  Дню матери, международному женскому дню.

5. Кадровое обеспечение.

Педагогический коллектив, партнеры школы (ТОГАУ «Хоботовский лесхоз», МичГАУ, Совет ветеранов Первомайского райна, Хоботовская сельская библиотека, Хоботовский ДК)

6. Материально-техническое обеспечение.

Данный проект предполагает приобретение мультимедийного оборудования, компьютерной техники, информационных ресурсов, туристско-спортивного оборудования.

7. Механизмы реализации.

   

     Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство филиала МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в п.Хоботово, которая сотрудничает с общественными организациями, библиотекой, Домом культуры.

     Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.

     При планировании работы учитываются традиционные, институциональные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения муниципальных, региональных, федеральных конкурсах.

8. Предполагаемые затраты, источники финансирования, смета расходов.

Бюджетные средства Первомайского района.

9. Ожидаемые результаты.

     Данный проект,  в основе которого лежит  триада «Вера.Земля.Семья» конкретизирует цели воспитательной работы;                                

  • содействует решению проблемы формирования духовно-патриотических нравственных ценностей у учащихся;
  • поможет воспитать чувства верности конституционному и воинскому долгу;
  • создаст систему работы педагогического коллектива по данной проблеме;
  • повысит интеллектуальное, культурное, физическое, нравственное развитие учащихся;
  • позволит создать условия для преемственности поколений.

     Выполнение проекта приведёт к совершенствованию и развитию системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у воспитанников школы повышению социальной активности, гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, своей малой Родине.

     Авторы проекта стремятся к тому, чтобы у каждого ребенка была развита совокупность его способностей, чтобы ребенок был творцом развитых форм общения. Отсюда - идея целостного подхода к воспитанию, достижение теории и практики, чтобы каждый ребенок стал Человеком, Гражданином, Личностью, Патриотом.




Предварительный просмотр:

Фотоматериалы

     Акция «Свет в окне»

                                       

    Работа волонтеров                             

                                         

   Акция «Очистим лес от мусора»

                                     

 Акция «Чистое село»

                                       

  Митинг у мемориала

                                     

Концерт ко Дню Победы

                                     

Встреча с ветераном ВОВ Головиным Н.Л.

                                     

На мероприятиях в школе председатель Совета ветеранов Пронина М.Т. и ветеран педагогического труда Литвинская М.Н.

                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное проектирование как способ организации гражданского и патриотического воспитания

В данной статье мне хочется поделиться опытом, как можно организовать и целенаправленно достичь результатов по воспитанию гражданственности и патриотизма через организацию создания социальных пр...

Организация работы по патриотическому воспитанию

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной Российской школе является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии ...

Организация работы по патриотическому воспитанию учащихся 5-9 классов с использованием современных образовательных технологий на основе краеведческого материала (методические рекомендации)

            Основная идея  методических рекомендаций  состоит в оптимальном сочетании видов  современных технологий в процессе патриотичес...

Окружной тур областного этапа Всероссийского конкурса методических пособий на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию «Растим патриотов России». "Литературный "бал в стиле XIX века". 2013 год.

- в номинации «Методика организации и проведения торжественных мероприятий,  посвящённых памятным событиям  Российской истории. Методические материалы по организации деятельности Посто...

Окружной тур областного этапа Всероссийского конкурса методических пособий на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию «Растим патриотов России»:Урок мужества."Жертвы Холокоста".Педагоги: Самаркина В.П., Зимина Е.Н., Богатова С.Я.

2013-2014 уч.год. Номинация «Методика организации и проведения «Уроков мужества».  Методические материалы по организации деятельности Постов №1»:II место - коллектив педаг...

Организация работы по патриотическому воспитанию в сельской малокомплектной школе

   Положительные результаты реализации работы по патриотическому воспитанию: Òвнедрение в практику педагогической деятельности новых форм и методов патриотического воспитания...

Организация работы по патриотическому воспитанию детей и подростков в детско-молодёжной студии телевидения «Нтv-шка».

Задача педагога дополнительного образования - создавать условия для саморазвития обучающихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо п...